Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РФ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РФ»

Таким образом, созданная автоматизированная база данных не только сможет всесторонне и комплексно оценить уровень развития строительной компании в частности, а также выявить ее рейтинг среди всех членов саморегулируемой организации, но и позволит создать открытую информационную среду для всех участников строительного процесса с целью повышения мотивации для развития фирм, а также развития взаимодействия среди них в рамках СРО.

Использованные источники:

1. Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Профессиональные методики. Регламенты и инструкции. Учет в холдинге. Издание 5-е, дополненное и переработанное. — М.: Издательство «Глобус». 2005. — 224 с.

2. Моисеева Н.К. Аутсорсинг в развитии делового партнерства / Н.К. Моисеева и др.; под ред. Н.К. Моисеевой. - М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010. - 237 с.

3. Сафарова Е. Ю. Аутстаффинг, лизинг персонала: новые технологии бизнеса: Простыми словами о сложных материях / Е. Ю. Сафарова. - М.: Эксмо, 2010. - 208 с.

4. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 187 с.

5. Экономика строительства. 3-е изд. / Под ред. В. В. Бузырева. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с.

Михалёва Г.В. старший преподаватель Ромашова Т.В., к.ю.н., доцент Ухтинский государственный технический университет

Россия, г. Ухта Рогожина Т.В. студент

Московский институт путей сообщения

Россия, г. Москва ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РФ Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере. Началом реформы жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - ЖКХ) можно считать принятие закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г., который

наметил переход отрасли на самоокупаемость. В результате преобразований 1992-2000 гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации. Приватизация муниципального и государственного жилья значительно увеличила долю частного жилья, и к 2000 г. она составила более 63 % по сравнению с 33 % в 1996 г., включая жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и жилищные кооперативы (ЖК). С принятием Жилищного Кодекса РФ [1] в 2004 году была фактически определена и закреплена правовая основа современной реформы ЖКХ и дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы идет в русле развития конкуренции в сфере управления многоквартирными домами и переводе коммунальной отрасли на рыночные отношения. На сегодня реформа ЖКХ, проводимая правительством России, подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.

Современный этап реформы ЖКХ «запущен» Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [2].

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из крупнейших и важнейших отраслей в рамках социальной сферы России, объединяя свыше 60 тысяч организаций со стоимостью основных фондов свыше 4 трлн. руб. (около ^ основных фондов страны) и при среднегодовой численности работников около 4,2 млн. чел. Для того, чтобы сделать более полные выводы о состоянии и перспективах развития отрасли ЖКХ, рассмотрим содержание, направления и результаты реформы отрасли, которая проводится в настоящее время в Российской Федерации.

В ходе реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации. За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством [3, с.287]. Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы [4] предусматривала повышение качества предоставления коммунальных услуг для населения и создание условий, необходимых для привлечения организаций различных организационно-

правовых форм к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, а также средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 была утверждена программа «Жилище» на 2011- 2015 гг. [5] и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» [6]. Цели и задачи федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, а также целями и задачами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (далее - национальный проект), поскольку Программа является основным инструментом его реализации. Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России. Основными целями Программы являются формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы (далее - подпрограмма) направлена на завершение строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование которых осуществлялось в 2008 - 2010 годах, в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, и ввод в эксплуатацию которых осуществляется позже 2010 года. Подпрограмма направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры, улучшение экологической ситуации в

регионах. Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.

В 2008 - 2010 годах в рамках реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы оказана государственная поддержка строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в 63 субъектах Российской Федерации, что обеспечило реконструкцию более 10000 км сетей водоснабжения и канализации, отопительных котельных общей мощностью более 25000 Гкал/ч, очистных сооружений на объектах водоснабжения и канализации общей производительностью более 5000 тыс. куб. метров в сутки.

Однако не по всем объектам коммунальной инфраструктуры были завершены работы по строительству и реконструкции. Остаток сметной стоимости по указанным объектам по состоянию на 1 января 2011 г. составил более 30 млрд. рублей.

Завершение строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование которых в 2008 - 2010 годах осуществлялось в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, позволит: обеспечить более комфортные условия проживания населения путем повышения качества предоставляемых коммунальных услуг; обеспечить более рациональное использование водных ресурсов; улучшить экологическое состояние окружающей среды. Целью подпрограммы является создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. Для достижения намеченной цели поставлена задача по оказанию субъектам Российской Федерации государственной поддержки завершения строительства и реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование которых в 2008 - 2010 годах осуществлялось в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, для ввода их в эксплуатацию в 2011 - 2015 годах. Условиями досрочного прекращения реализации подпрограммы являются досрочное достижение цели и выполнение задачи подпрограммы, изменение направлений государственной жилищной политики. Мероприятия подпрограммы предусматривают софинансирование за счет средств федерального бюджета завершения строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, софинансирование которых осуществлялось в 2008 - 2010 годах в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы,

входящих в состав региональных (муниципальных) программ модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Целями Программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы» являются обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры [7].

Планируется, что реализация Программы к 2020 году приведет к значительному социально-экономическому эффекту. Обеспечение многоквартирных домов всеми видами благоустройства жилья и предоставление коммунальных услуг нормативного качества позволит повысить качество жизни граждан, проживающих в многоквартирных домах. Стабилизация финансового положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства обеспечит повышение надежности и качества предоставляемых услуг, эффективность расходов организаций коммунального комплекса, стабильность занятости и доходов для работников этой сферы.

Целевая республиканская программа «Реформирование жилищно-коммунального комплекса Республики Коми» на 2004 - 2006 годы была разработана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 26 декабря 2001 года N 290 «О реализации подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, Программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, согласованной с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и утвержденной Главой Республики Коми 25 декабря 1997 года, в республике был проведен первый этап реформирования отрасли. Произведено организационное разделение функций управления жилищным фондом и его обслуживания. В городах и районах республики созданы службы заказчика, основным назначением которых является формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере, обеспечение сохранности жилищного фонда и интересов граждан в получении в необходимом объеме качественных жилищно-коммунальных услуг.

Вместе с тем проведенные преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве не обеспечили реализацию новой модели экономических взаимоотношений в отрасли, финансовую устойчивость предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса связано с неэффективной системой управления им и неудовлетворительным финансовым положением, отсутствием экономических стимулов, способствующих снижению издержек, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов и неэффективной работой предприятий, большими потерями энергоресурсов.

На начало 2004 года общая дебиторская задолженность жилищно-коммунальных предприятий в Республике Коми составила 5,4 млрд рублей. До 38 процентов общей дебиторской задолженности перед этими предприятиями по содержанию жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства приходится на долю местных бюджетов (2,0 млрд рублей), 6,2 процента составляют долги бюджетных организаций (334 млн рублей) и 16,3 процента по оплате за жилье и коммунальные услуги составляют долги населения (875,0 млн рублей). На 34 процента по сравнению с 2002 годом возросла задолженность бюджетов по возмещению предприятиям отрасли затрат по предоставлению гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и составила 1183,8 млн. рублей. Помимо бюджетной задолженности, финансовое состояние предприятий отрасли усугубляют долги прочих предприятий за коммунальные услуги, которые составляют 357,5 млн. рублей.

Кредиторская задолженность предприятий отрасли достигла 8,3 млрд рублей. Более 50 процентов от общей кредиторской задолженности составляют долги поставщикам ресурсов, 34 процента - долги бюджетам всех уровней. Основными причинами роста кредиторской задолженности жилищно-коммунальных предприятий в Республике Коми, как и по России в целом, являются неплатежеспособность предприятий и повышение цен на энергоресурсы.

Неудовлетворительное финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства усугубляется невыполнением установленных федеральных и региональных стандартов перехода на новую систему оплаты за жилье и коммунальные услуги.

В республике стандарт уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в 2003 году составлял 90 процентов от экономически обоснованных тарифов. Реальный уровень оплаты услуг по установленным тарифам на начало 2004 года в республике составил в среднем 70,2 процента. Несоответствие установленных стандартов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги привело к росту

недофинансирования предприятий отрасли в 2003 году на 824,5 млн. рублей.

Из-за недофинансирования отрасли ежегодно ухудшаются показатели надежности и устойчивости функционирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Износ инженерного оборудования и сетей в республике достиг 70 процентов. Полностью исчерпали нормативные сроки службы более 50 процентов котлов, 60 процентов сосудов, работающих под высоким давлением. Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 30 процентов при норме 10 процентов. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 1,4 раза на 100 км сетей теплоснабжения.

Законом Республики Коми от 13 ноября 2007 года N 100-РЗ «О целевой республиканской программе «Жилище» на 2008-2012 годы»[8] была утверждена целевая республиканская программа «Жилище» на 20082012 годы, включающая подпрограммы «Подготовка земельных участков под жилищное строительство», «Развитие индивидуального жилищного строительства», «Содействие в осуществлении реконструкции и строительства объектов коммунальной инфраструктуры», «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья», «Развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования», «Обеспечение жильем молодых семей», «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» и «Переселение жителей из населенных пунктов, признанных закрывающимися». Целью данной Программы являются рост объема ввода жилья, повышение его доступности для граждан, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечение комфортных и безопасных условий проживания в нем. Приоритетность задач Программы «Жилище» на 2008-2012 годы на уровне Республики Коми подтверждается положениями Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, одним из основных направлений которой определено развитие жилищного строительства.

Законом Республики Коми от 23.06.2011 N 49-РЗ были внесены изменения в Закон Республики Коми от 13 ноября 2007 года N 100-РЗ «О целевой республиканской программе «Жилище» на 2008 - 2012 годы», в соответствии с которым к категориям получателей социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства при его готовности не менее 50 процентов за счет средств республиканского бюджета отнесены проживающие в сельской местности молодые семьи и молодые специалисты.

В рамках подпрограммы «Содействие в осуществлении реконструкции и строительства объектов коммунальной инфраструктуры»

целевой республиканской программы «Жилище» на 2008-2012 годы, установлено, что в Республике Коми продолжается реформирование жилищно-коммунального комплекса с целью создания условий для осуществления прав граждан на жилище в соответствии с социальными стандартами, обеспечивающими безопасность и комфортность проживания. В последние годы строительство и реконструкция объектов коммунального назначения осуществляется в соответствии с новыми строительными нормами и правилами, с применением новейших энергосберегающих технологий и обязательным оборудованием объектовыми приборами учета энергоресурсов. Вместе с тем основными проблемами при эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры остаются высокая степень их износа и недостаточность средств, выделяемых из местных бюджетов на их модернизацию. Современное состояние объектов коммунальной инфраструктуры республики характеризуется высокой степенью износа основного и вспомогательного оборудования. Физический износ сетей водоснабжения составляет 65 процентов, канализационных сетей - 81 процент, нуждаются в замене 22,3 процента водопроводных сетей и 13,5 процента канализационных сетей. В ветхом состоянии находится 16 процентов водоводов и 17 процентов главных коллекторов. Следствием высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является вторичное загрязнение очищенной воды, несоответствующее установленным требованиям качество коммунальных услуг, недостаточная надежность функционирования инженерных коммуникаций, повышенная аварийность. Утечка и неучтенный расход воды составляют 23 процента к общему объему поданной в сеть воды. В 2006 году из-за неудовлетворительного технического состояния оборудования на водопроводных сооружениях произошло 605 аварий, канализационных сооружениях - 80 аварий, что составляет 53 и 12 аварий соответственно на каждые 100 км сетей. Из-за перегрузки очистных сооружений канализации 21 процент сточных вод остается недоочищенными. Из эксплуатируемых водопроводных очистных сооружений до 50 процентов работают с перегрузкой и физическим износом более 65 процентов. Износ подземных источников (скважин) составляет 67 процентов, 490 скважин нуждаются в технической модернизации. Коэффициент обновления основных фондов жилищно-коммунального комплекса значительно ниже, чем в среднем по всем отраслям, и составляет в целом по республике 3,4 процента.

На начало 2007 года в целом по республике водопроводом не было оборудовано 26 процентов общей площади жилищного фонда, канализацией - 27 процентов. При этом в сельской местности значения данных показателей составляли 79 и 82 процента соответственно. Во всех городах уровень оборудования жилищного фонда водопроводом и канализацией превышает среднереспубликанский показатель, во всех

районах - ниже среднереспубликанского показателя. Койгородский район до сих пор не имеет централизованной системы водоотведения. Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения -причины дефицита в обеспечении населения республики питьевой водой нормативного качества. Дефицит мощностей по очистке канализационных стоков и сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод в открытые водоемы обостряет экологическую обстановку, загрязняет окружающую среду, снижает естественное восстановление водоемов.

Перечисленные проблемы говорят о необходимости проведения комплекса мероприятий по предоставлению муниципальным образованиям поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Коми для вывода инженерных сооружений и сетей на современный уровень технического прогресса путем проведения их реконструкции и строительства новых объектов водоснабжения и водоотведения. Необходимость устойчивого функционирования систем водоснабжения и водоотведения определяет целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблемы модернизации коммунального комплекса Республики Коми. Приоритетность задач подпрограммы «Содействие в осуществлении реконструкции и строительства объектов коммунальной инфраструктуры» целевой республиканской программы «Жилище» на 2008-2012 годы на уровне Республики Коми подтверждается положениями Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006 - 2010 годы и на период до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, одним из основных направлений которой определено повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения.

Бюджетная эффективность подпрограммы будет выражена в снижении бюджетных затрат на ликвидацию аварий и содержание неэффективных объектов коммунальной инфраструктуры.

Экономическая эффективность подпрограммы будет выражена в увеличении объемов производства и прибыли организаций и предприятий жилищно-коммунальной сферы и смежных отраслей экономики.

Социальная эффективность подпрограммы выражена: в обеспечении комфортных и безопасных условий проживания для населения; в повышении надежности функционирования инженерных сооружений; в сдерживании роста тарифов на коммунальные услуги (за исключением их роста за счет инфляционных процессов); в улучшении качества предоставляемых коммунальных услуг; в обеспечении населения требуемым количеством воды нормативного качества; в увеличении объема и улучшении качества очистки сточных вод и обеспечении защиты водных ресурсов от загрязнения неочищенными сточными водами.

В Закон Республики Коми от 04.05.2008 № 36-РЗ «О целевой республиканской программе «Содействие в осуществлении проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Коми» на 2008-2012 годы» [9] указано, что Жилищным кодексом Российской Федерации введены новые условия проведения капитального ремонта многоквартирных домов. В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет собственников помещений.

В то же время возникают большие трудности в проведении капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств собственников, учитывая их значительный износ.

Общая площадь жилищного фонда в Республике Коми составляет 22,348 млн. кв. метров и насчитывает 91,4 тыс. жилых домов, из которых 24 тыс. - многоквартирные дома общей площадью 18,278 млн. кв. метров, из них оборудован лифтами 2 процента.

Из общего числа многоквартирных домов 46 процентов построены в период с 1946 по 1970 годы, 36 процентов - в период с 1971 по 1995 годы. С износом от 31 до 65 процентов в республике эксплуатируются 9647 жилых многоквартирных домов, свыше 70 процентов - 1475 жилых многоквартирных домов.

6175 многоквартирных домов общей площадью жилых помещений 1088,9 тыс. кв. метров находятся в ветхом состоянии, 185 многоквартирных домов общей площадью жилых помещений 149,7 тыс. кв. метров - в аварийном.

В 2006 году капитальный ремонт по устранению неисправностей изношенных элементов общего имущества многоквартирных домов произведен на 77,8 тыс. кв. метрах общей площади жилых домов, что на 7 процентов меньше, чем в 2005 году. Капитально отремонтировано 49,8 тыс. кв. метров фасадов домов, 98,7 тыс. кв. метров кровель. На проведение капитального ремонта было затрачено 391,3 млн рублей. Объемы капитального ремонта общей площади жилых домов по сравнению с 2001 годом снижены на 8 процентов. В результате снижения объемов капитального ремонта жилищного фонда прирост ветхого и аварийного жилья по сравнению с 2001 годом составил более 40 процентов, или 576,9 тыс. кв. метров. Несвоевременное проведение капитального ремонта многоквартирных домов приводит к их ускоренному износу и увеличению роста ветхого и аварийного жилья.

Учитывая техническое состояние многоквартирных домов в Республике Коми и перечисленные проблемы, необходимо провести комплекс мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе выполнение работ (ремонт крыш, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-,

водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, утепление и ремонт фасадов, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах), а также работу по привлечению средств из различных источников.

Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено выделение средств Фонда на решение данных проблем и определены условия предоставления государственной финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Целью Программы «Содействие в осуществлении проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Коми» на 2008-2012 годы» является содействие в проведении капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных районах (городских округах) для создания безопасных и благоприятных условий проживания в них граждан.

Бюджетная эффективность Программы «Содействие в осуществлении проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Коми» на 2008-2012 годы» выражена в снижении бюджетных затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и ликвидацию последствий аварий в них.

Экономическая эффективность Программы «Содействие в осуществлении проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Коми» на 2008-2012 годы» выражена: в сдерживании роста предельной стоимости проведения капитального ремонта в расчете на один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирных домах; в ежегодном сокращении количества многоквартирных домов с просроченным (в соответствии с нормативами его проведения) сроком проведения капитального ремонта.

Социальная эффективность Программы «Содействие в осуществлении проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Коми» на 2008-2012 годы» выражена: в создании благоприятных условий проживания граждан; в снижении социальной напряженности в обществе; в улучшении внешнего облика населенных пунктов.

В январе 2011г. достигнута договоренность о продолжении сотрудничества Республики Коми и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по привлечению дополнительных финансовых ресурсов на проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилого фонда.

Благодаря активному сотрудничеству Республики Коми с Фондом содействия реформированию ЖКХ в регионе успешно реализованы республиканские адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2008, 2009 и 2010 годах. За этот период в регионе капитально отремонтированы 1129 многоквартирных домов, улучшены условия проживания 103838 человек. Завершена реализация республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда 2008 и 2009 годов, продолжается реализация программы 2010 года. На сегодняшний день переселено 1587 человек из 147 аварийных многоквартирных домов. В первом полугодии 2011 года переселено еще 846 человек из 71 аварийного дома. Для расселения и сноса всего аварийного жилья в Республике Коми необходимо единовременно 5,63 млрд. рублей.

Совершенствованию технологий подготовки питьевой воды и очистки сточных вод в Республике Коми, реконструкции, модернизации и строительству новых водопроводов и канализаций должны способствовать программы «Модернизация и реформирование ЖКХ на 2010-2020 годы»[7], «Чистая вода в Республике Коми (2011 - 2017 годы)» [10], а также стратегия экономического и социального развития Коми.

Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства в России должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома.

Проводимая реформа предполагает, что содержание жилищного фонда социального использования, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного строительства должны стать основными функциями органов местного самоуправления. Проблемы переходного периода требуют от федерального центра совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном и жилищно-коммунальном секторах и стимулирования проведения преобразований на местах.

Современная реформа ЖКХ имеет явно выраженную рыночную направленность. Государство постепенно перекладывает ответственность по содержанию жилого фонда на плечи населения (собственников квартир). Одним из доказательств данного утверждения является разработка в Жилищном кодексе РФ положений о товариществе собственников жилья, которое может создаваться собственниками помещений для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни населения и эффективности отрасли жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы» с использованием программно-целевого метода. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в развитии и модернизации жилищного фонда, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании институциональной среды жилищно-коммунального хозяйства.

Использованные источники:

1 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188- ФЗ (ред. от 29.06.2012) [Текст]// Российская газета,2005, N 1.

2 Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ред. от 04.06.2011) [Текст]: Собрание законодательства РФ, 2007, N 30, ст. 3799.

3 Жилищное право [Текст]: учебник для студентов вузов /Под ред. И.А. Еремичева, П.В. Алексия. - М.: Закон и право, 2009.

4 Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (ред. от 15.12.2010) [Текст]: Собрание законодательства РФ, 2001, N 39, ст. 3770.

5 Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (ред. от 14.07.2011) [Текст]: Собрание законодательства РФ, 2011, N 5, ст. 739

6 Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы») (ред. от 12.07.2011) [Текст]: Собрание законодательства РФ, 2006, N 13, ст. 1405.

7 Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 N 102-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального

хозяйства на 2010 - 2020 годы» [Текст]: Собрание законодательства РФ, 2010, N 7, ст. 769.

8 Закон Республики Коми от 13.10.2007 года N 100-РЗ «О целевой республиканской программе «Жилище» на 2008-2012 годы» [Текст]// Республика, 2007.

9 Закон Республики Коми от 04.05.2008 № 36-РЗ «О целевой республиканской программе «Содействие в осуществлении проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Коми» на 2008-2012 годы» [Текст]// Республика, 2008, N 89.

10Постановление Правительства Республики Коми от 15 июня 2011 г. N 267 «О долгосрочной республиканской целевой программе «Чистая вода в Республике Коми (2011-2017 годы)» // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 25.10.2012.

Мищенко В.В., к.э.н., доцент Кузбасский технический университет,

Им. Т. Ф. Горбачева Мищенко Л.А., к.э.н.

директор

ООО «Аудиторская фирма «Консаудит»

Россия, г. Кемерово О ВОЗМОЖНОСТЯХ И НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ НДС

На протяжении последних лет идет широкое обсуждение целесообразности и необходимости замены налога на добавленную стоимость налогом с продаж.

Важность обсуждаемой проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что НДС - один из основных источников налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, достигающий по оценкам специалистов 35- 40%% этих поступлений. Замена НДС налогом с продаж может привести к снижению доходов бюджета, что отмечается многими экономистами.

Двадцатилетняя практика применения в российской практике НДС позволила накопить определенный опыт, позволяющий делать выводы о положительных и отрицательных моментах этого налога. Исследователями обсуждаемой проблемы отмечаются следующие положительные качества налога на добавленную стоимость.

Во-первых, нейтральность НДС по отношению по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства.

Во-вторых, база обложения НДС гораздо шире, чем у налога с продаж. Согласно Налоговому Кодексу РФ налогом на добавленную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.