Научная статья на тему 'Региональная жилищная политика в республике Марий Эл'

Региональная жилищная политика в республике Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОК ЖИЛЬЯ / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / ИПОТЕКА / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / АВАРИЙНОЕ ЖИЛЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Низова Л.М., Лебедева В.А.

Рассмотрены основные тенденции жилищной политики на региональном уровне. На основе динамики реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» и собственных социологических исследований нанимателей жилья и специалистов в жилищной сфере выявлены проблемы и преимущества рынка жилья. Предложены меры по совершенствованию законодательства, повышению качества и снижению дороговизны жилья в рамках послания Федеральному собранию Президента РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная жилищная политика в республике Марий Эл»

1М

I

УДК 624

Л.М. НИЗОВА, доцент МарГТУ, канд. эконом. наук, В.А. ЛЕБЕДЕВА, студентка, Марийский государственный технический университет (Йошкар-Ола)

Региональная жилищная политика в Республике Марий Эл

Рассмотрены основные тенденции жилищной политики на региональном уровне. На основе динамики реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и собственных социологических исследований нанимателей жилья и специалистов в жилищной сфере выявлены проблемы и преимущества рынка жилья. Предложены меры по совершенствованию законодательства, повышению качества и снижению дороговизны жилья в рамках послания Федеральному собранию Президента РФ.

Ключевые слова: жилищная политика, рынок жилья, жилищный фонд, ипотека, молодая семья, коммунальная инфраструктура, аварийное жилье, социальное жилье.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 12.11.2009 г. далеко не случайно было уделено внимание расширению жилищного строительства. Жилищная сфера является частью экономики и социальной политики Российской Федерации, в которой на основе рыночных механизмов и социального партнерства взаимодействуют государство, частный бизнес и население, а также федеральные, региональные и муниципальные структуры. В то же время и государственное регулирование в условиях рынка остается объективной необходимостью.

Главным механизмом жилищной политики государства является приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», реализации которого большое внимание уделяется в Республике Марий Эл.

Одна из составляющих современной жилищной политики - обеспечение сохранности и обновления существующего жилищного фонда. По состоянию на 1.01.2009 г. в Республике Марий Эл насчитывалось 10805 многоквартирных жилых домов общей площадью 8,6 млн м2.

Для обеспечения координации всех действующих программ и подпрограмм строительства жилья в республике принята программа государственной поддержки развития жилищного строительства на 2006-2010 гг., утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22.06.2006 г. № 144 «Об утверждении Программы государственной поддержки развития жилищного строитель-

ства в Республике Марий Эл на 2006-2010 годы». Осуществляется ежемесячный мониторинг существующих проблем и динамики состояния предприятий строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (рис. 1).

В рамках проекта в республике проводятся следующие мероприятия: расширение ипотечного жилищного кредитования; рефинансирование ипотечных кредитов; обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством («чернобыльцев», «северян», военнослужащих, уволенных в запас или отставку, вынужденных переселенцев); обеспечение жильем молодых семей; обеспечение жильем инвалидов и участников ВОВ; обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях увеличения объемов жилищного строительства; модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.

За 2006-2008 гг. из всех источников финансирования выделено 751445,19 млн р., в том числе 47,4% - из федерального бюджета; 34% - из бюджета республики; 18,6% -из муниципального бюджета. За время участия республики в национальном проекте ежегодно увеличивается ввод в действие жилых домов как в целом (рис. 2), так и на душу населения (рис. 3). Наблюдается рост строительства квартир организациями всех форм собственности, а также населением за счет собственных и кредитных средств (таблица).

Главными направлениями реализации приоритетного национального проекта является федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» и ее подпрограммы:

390 360 330 300 270 240 210 180 150 120 90 60 30 0

Л 1 1 Г

I II III IV V VI VIIVIII IX X XI XIII II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Рис. 1. Динамика ввода в действие жилых домов в % к среднемесячному значению 2006г., %: 1 — по общему объему; 2 — тренд

Показатели Строительство квартир

2001 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Организациями всех форм собственности

Число квартир, ед. 1871 2099 2624 3300 3532

Средний размер квартир, м2 общей площади 70,2 86,8 87,3 86,0 84,6

Населением за свой счет и с помощью кредитов

Число квартир, ед. 699 1021 1393 1718 1719

Средний размер квартир, м2 общей площади 84,0 99,6 101,9 107,4 113,9

%

цн .1

1. В постановлении Правительства Республики Марий Эл от 18.05.2006 г. № 107 отмечено, что в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан» в республике увеличиваются объемы предоставляемого социального жилья, что имеет особую значимость. На начало 2009 г. в Республике Марий Эл состояло на учете для получения жилья 12282 семьи. Из них 165 - это семьи инвалидов Великой Отечественной войны, погибших военнослужащих и семьи, приравненные к ним; 72 - семьи участников ВОВ; 368 - семьи ветеранов и инвалидов боевых действий; 181 -семьи военнослужащих, уволенных и увольняемых в запас или отставку; 448 - многодетные семьи; 2304 - молодые семьи. За время реализации национального проекта более 230 семей улучшили свои жилищные условия.

2. Основными задачами подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» являются предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья и создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств и финансовых средств банков для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья. В республике за 2006-2008 гг. почти 600 молодых семей улучшили свои жилищные условия (рис. 4).

3. По подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Республика Марий Эл в 2006-2008 гг. получила из федерального, республиканского и муниципального бюджетов 345 млн 750 тыс. р.

Следует отметить, что жилищный фонд республики имеет высокую степень благоустройства: отопление -77,2%; горячее водоснабжение - 54,7%; водопровод -68,6%; канализация - 64,8%; ванны (душ) - 56,2%; газ (сетевой, сжиженный) - 85,3%; электроплиты - 3,9%. В то же время средний износ коммунальной инфраструктуры республики составляет 49%, в том числе инженерных сетей -63%. В соответствии с посланием Президента Российской Федерации предполагается в будущем увеличение инвестиций в инфраструктуру, что будет иметь большое значение для повышения доступности жилья.

4. По подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства» в Республике Марий Эл в январе-октябре 2009 г. введены газовые сети протяженностью 136,9 км, что составляет 134% к уровню января-октября 2008 г., и 2 км водопроводных сетей.

Кроме этих четырех направлений, аналогичных подпрограммам ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг., республиканская программа объединила в себя следующие направления: строительство жилья с использованием субсидирования части процентной ставки по кредитам; строительство социального жилья; строительство жилья с участием республиканского фонда жилья и ипотеки (ипотечное кредитование); обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.».

Для поэтапного решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Марий Эл принята и реализуется республиканская целевая программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» на 2007-2012 гг. и до 2016 г. в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 27.12.2007 г. № 82-3. В рамках данной программы с привлечением средств государственной корпорации «Фонд ре-

400 300 200 100

0

2001 2005 2006 2007 2008 2009

0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

2001 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 2. Динамика ввода жилых Рис. 3. Динамика ввода жилья домов, ед. на душу населения, ед.

формирования жилищно-коммунального хозяйства» предусматривается выделение на цели переселения из аварийного жилищного фонда 3632 млн р., в том числе за счет средств федерального бюджета 545,5 млн р. Оценка эффективности реализации данной программы осуществляется на основе следующих индикаторов:

- переселение граждан из аварийного жилищного фонда;

- жилищного фонда с уровнем износа более 70%, в том числе: 2009-2012 гг. - 10138 чел., 2013-2016 гг. - 1535 чел.

Реализация мероприятий по переселению граждан из

ветхого и аварийного жилищного фонда планируется в основном за счет наращивания объемов нового жилищного строительства. Строительство нового жилищного фонда, в том числе и на площадках сносимых ветхих и аварийных жилых домов, существенно улучшает архитектурный облик населенных пунктов Республики Марий Эл, решает задачи, поставленные национальным проектом.

С целью улучшения социального положения и качества жизни работников организаций и учреждений бюджетной сферы, сохранения кадрового потенциала работников бюджетной сферы, снижения социальной напряженности в обществе разработана республиканская целевая программа «Строительство социального жилья в Республике Марий Эл для обеспечения жильем работников бюджетной сферы на 2009-2012 гг.».

Основными задачами программы являются строительство (реконструкция) жилья для работников бюджетной сферы; сокращение количества работников бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В целях дальнейшего решения поставленных задач планируется разработка республиканской целевой программы «Строительство социального жилья в Республике Марий Эл для обеспечения жильем работников бюджетной сферы на 2013-2016 гг.». Оценка эффективности реализации программы на 2009-2012 гг. и в перспективе до 2016 г. осуществляется на основе следующих индикаторов: улучшение жилищных условий 1234 семей работников бюджетной сферы; создание благоприятных условий в Республике Марий Эл для развития жилищного строительства, дополнительный ввод в эксплуатацию 55,43 тыс. м2.

С 2005 г. в Республике Марий Эл активно развивается ипотечное кредитование: увеличилось количество организаций банковского и небанковского секторов, выдающих ипотечные кредиты; оказывается государственное содействие в привлечении дополнительных источников финансирования строительства (приобретения) жилья под залог за

250 200 150 100 50 0

,„.'♦228

. 184 Иб4

2500 2000 1500 1000 500 0

^—' 2344,8

./ 1730,2

- *632,8

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Рис. 4. Динамика обеспечения Рис. 5. Объем выданных ипотеч-жильем молодых семей, ед. ных кредитов и займов, млн р.

2'2010

www.rifsm.ru

29

щи

I

счет средств республиканского бюджета (постановление Правительства Республики Марий Эл от 20.05.2005 г. № 141 «О субсидировании за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на приобретение или строительство жилья»). За время реализации национального проекта наблюдается почти четырехкратный рост объема ипотечных кредитов и займов (рис. 5).

Оценка их эффективности осуществляется на основе следующих индикаторов: оказание государственной поддержки 3280 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий; строительство 176,8 тыс. м2 жилья.

В целях ускорения процессов реформирования жилищно-коммунального хозяйства Правительством Российской Федерации был принят Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которым было предусмотрено долевое финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов при выполнении условий реформирования жилищно-коммунального субъекта Российской Федерации и принятии собственниками жилых помещений в многоквартирных домах решений о долевом финансировании капитального ремонта за счет средств собственников в размере не менее 5 %.

В республике потребность в капитальном ремонте на период с 2009 по 2016 г. составляет около 1310 домов, общая потребность в денежных средствах на мероприятия по проведению капитального ремонта 990,2 млн р. Реализация мероприятий по капитальному ремонту позволит существенно улучшить жилищные условия населения Республики Марий Эл, остановить процесс нарастания износа жилищного фонда, предотвратить рост ветхого и аварийного жилья.

Ремонт внутридомовых инженерных сетей, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов, ремонт или замена лифтового оборудования, ремонт крыш, подвальных помещений, утепление и ремонт фасадов проводятся в рамках ежегодных республиканских адресных программ «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на 2009-2011 гг.». Оценка эффективности их реализации осуществляется на основе такого индикатора, как количество многоквартирных жилых домов, в которых будет проведен капитальный ремонт, в том числе: в 2009-2011 гг. - 810 домов, в 2012-2016 гг. - 500 домов. Это способствует повышению комфортности и безопасности проживания в многоквартирных домах, надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения, повышению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, основными задачами реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл на период 2009-2012 гг. и на период до 2016 г. являются:

- создание благоприятных условий для деятельности товариществ собственников жилья;

- определение и реализация мер по поддержке проведения собственниками помещений капитального ремонта многоквартирных домов и ликвидации аварийного жилищного фонда;

- разработка административных механизмов воздействия на собственников помещений за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах;

- развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирных жилых домов и предприятий коммунального комплекса;

- комплексное планирование развития систем коммунальной инфраструктуры. Формирование системы государственной поддержки инвестиционных проектов жилищно-коммунального хозяйства;

- совершенствование тарифного регулирования организаций коммунального комплекса. Формирование долгосрочной тарифной политики, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- совершенствование системы социальной поддержки граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг.

В целях конкретизации проблем и трудностей в реализации национального проекта, а также мер по его совершенствованию было проведено социологическое исследование. Оно показало, что в реализации национального проекта существует ряд проблем, а именно: дороговизна жилья и услуг, отсутствие долгосрочного жилищного кредитования, низкое качество жилищных и коммунальных услуг, высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры и недостаточный объем жилищного строительства. Для решения этих проблем предлагается совершенствование действующего законодательства; гибкая система льгот и снижение ставок ипотечного кредитования; усиление спроса с должностных лиц.

Таким образом, главной целью жилищной политики на региональном уровне остается создание условий доступности обеспечения жильем всех категорий граждан. Для этого Президентом и Правительством Республики Марий Эл принимаются меры по повышению устойчивости развития данного реального сектора экономики. Даже в условиях экономического кризиса в целом по республике удерживается позитивная динамика жилищного строительства, находит практическое воплощение конституционное право граждан на жилье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.