О.А. Петрина М.Е. Стадолин
УДК 353.2
О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Аннотация. В статье анализируются результаты государственной жилищной политики за последние двадцать лет. Исследуются жилищные условия россиян и механизмы реализации жилищной политики в регионахстраны. Отмечается необходимость дифференцированного подхода к разработке региональной жилищной политики в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: государственная политика, жилищная политика, жилищные условия, государственная программа, региональная программа, региональный рынок жилья.
Olga Petrina Michael Stadolin
ABOUT REALIZATION OF THE STATE HOUSING POLICY IN REGIONS OF RUSSIA
Abstract. The article analyzes the results of the government's housing policy over the past twenty years. We study the living conditions of the Russians and the mechanisms for the implementation of housing policy in the regions. There is need for a differentiated approach to the development of a regional housing policy in the Russian Federation.
Keywords: Public policy, housing policy, housing, public program, the regional program, the regional housing market.
Под государственной жилищной политикой понимается воздействие государства через государственные и муниципальные органы с помощью нормативно-правового регулирования, бюджетных и налоговых механизмов на всю совокупность жилищных отношений, включая финансирование и строительство жилья, его содержание, управление, владение, распоряжение и использование [2].
Федеральная жилищная политика преследует такие цели, как обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан, осуществление строительства и реконструкции жилищного фонда, предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма, создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования, развитие института частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере, развитие конкуренции в строительстве, а также на рынке услуг, содействие развитию системы ипотечного жилищного кредитования. Государство при этом выступает гарантом перед гражданами за результаты проводимой им политики.
За последние двадцать лет в ходе реформ был созданмуниципальный жилищный фонд, проведена приватизация жилья, осуществлена работа по реформированию системы оплаты жилья и коммунальных услуг, внедрению адресных программ субсидий, разделению функций заказчиков и подрядчиков на обслуживание жилищного фонда. За этот период приняты и реализованы национальные проекты и программы по обеспечению граждан комфортным и доступным жильем, помощи гражданам в приобретении и строительстве жилья, улучшении качества жилищного фонда, в том числе за счет ликвидации аварийного жилья и помощи в капитальном ремонте многоквартирных домов.
По данным Федеральной службы государственной статистикичисло семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 01.01.2013 г. составило 2748 тысяч, улучшить жилищные условия смогли 112692 семьи, за счет средств федеральных субвенций 72155 семей и по ипотечному кредитованию 16281 семья. В 2012 году построено 838 тыс. квартир, увеличился объем жилищных кредитов до 1054,1 млрд. руб. Несмотря на предпринятые меры, многим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по-прежнему решить жилищную проблему не представляется возможным. Основным источником денежных средств на покупку квартиры жители России назвали продажу имеющегося жилья - 36,6%, ипотечный кредит - 31,4%, средства материнского капитала -19,7%. Средневзвешенная ставка по жилищным кредитам - 12,3%, индексы цен на рынке жилья в 2012 году составили на первичном рынке - 110,7%, на вторичном - 112,1% [7].
© Петрина О. А., Стадолин М.Е., 2014
Исследование регионов России показало: жилищные условия по субъектам Российской Федерации сильно различаются, обеспеченностьнаселения жильем крайне неравномерна (по данным рейтингового агентства «РИА Рейтинг»). Жилищные условия оценивались на основании показателей:
- общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя за исключением ветхого и аварийного фонда;
- доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными;
- удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом;
- удельный вес общей площади, оборудованной водоотведением;
- удельный вес общей площади, оборудованной горячим водоснабжением;
- уровень износа коммунальной инфраструктуры.
Рейтинговые показатели по группе «Жилищные условия» составили: г. Москва - 87,3 балла, г. Санкт-Петербург - 85,2 балла, Московская область - 79,9, Чукотский автономный округ - 81,1, Республика Татарстан - 73,9 балла. В первую десятку рейтинга также входят такие экономически развитые регионы как Тюменская область, Краснодарский край, Белгородская область, Воронежская область, Нижегородская область. В то же время, есть регионы с очень низким рейтингом: Архангельская область - 44,4 балла, Республика Калмыкия - 42,3, Республика Саха (Якутия) - 33,2, Астраханская область - 26,1, Республика Тыва - 25,8 балла. Жилищная обеспеченность по регионам России существенно отличается, при среднем значении общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя за исключением ветхого и аварийного фонда 22,3 кв. метра на человека, есть регионы, где данный показатель составляет менее 15 кв. метров, такие как Республика Тыва -11, Республика Дагестан - 13, Республика Ингушетия - 11 кв. метров [4].
В последние годы государственная жилищная политика отдавала приоритет развитию жилищного фонда в собственности проживающих в нем граждан, а также малоэтажному жилищному строительству. Этих мер, как оказалось, явно недостаточно. Сегодня в целях повышения доступности жилья для населения необходимо существенно расширить меры по развитию новых форм удовлетворения жилищных потребностей граждан и строительства различных типов жилья в зависимости от доходов, стадии жизненного цикла и места проживания семей, а также с учетом перспектив социально-экономического развития регионов.
В рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050) и Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №323) в регионах России разрабатываются меры, направленные на развитие рынка жилья. Обеспеченность общей площадью жилья на человека к 2020 году планируется довести до 28-35 кв. метров; уровень расселения в жилых помещениях должен быть таким, при котором среднее количество комнат в фактически занятых жилых помещениях должен соответствовать среднему количеству лиц, проживающих в таких помещениях; запланировано снижение стоимости 1 кв. метра жилья на 20 процентов к 2018 году путем увеличения ввода в эксплуатацию жилья экономического класса; планируется увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке или построить индивидуальное жилье [1].
Сегодня реализуются программы по строительству жилья экономкласса, стимулированию строительства арендного жилья, по созданию жилищного фонда коммерческого использования, по развитию жилищно-строительных кооперативов, ипотечному кредитованию.
В этом году стартовала новая госпрограмма «Жилье для Российской семьи» (утв. Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 №404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи») по строительству жилья экономкласса, участниками которой стали Челябинск, Татарстан, Краснодар, Удмуртия, Волгоград и другие регионы. В субъектах должны утвердить перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, а также порядок формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих такое право и
порядок ведения сводного реестра граждан, включенных в реестр. Одним из регионов -участников программы стала Самарская область. Программа предполагает, что государство возмещает застройщикам стоимость строительства инженерной инфраструктуры из расчета 4 тысячи рублей за 1 кв. метр. Застройщик, в свою очередь, обязуется продавать жилье не дороже 30 тысяч рублей за кв. метр или на уровне 80% от средней рыночной цены в регионе при условии, что оно стоит менее 30 тысяч рублей. При этом общая площадь проектов экономжилья должна быть не менее 25 тысяч кв. метров. С учетом этих требований до 1 июля 2017 года в губернии запланировано построить и ввести в эксплуатацию 877,3 тысячи кв. метров жилья экономкласса.
В условиях низкого платежеспособного спроса и недостаточного объема строительства необходимо создание альтернативных механизмов обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, в частности, развитие института арендного жилья. В ряде регионов подготовлены и реализуются пилотные проекты по строительству домов некоммерческого арендного жилья государственного и муниципального жилищного фонда [3].
В Краснодарском крае в рамках долгосрочной краевой целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы принята подпрограмма «Формирование арендного сектора жилья». На территории края предусматривается использование пяти моделей реализации проектов по строительству арендного жилья с использованием механизмов ОАО «АИЖК» (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) путем создания специализированных проектных компаний, деятельность которых будет направлена только на формирование и обслуживание домов арендного фонда.
В Приморском крае принят закон «О жилом фонде коммерческого использования», который предусматривает строительство домов за счет бюджета для сдачи квартир в аренду. Право снять квартиру в арендном доме по цене, значительно ниже рыночной появится у госслужащих, работников бюджетной сферы, сотрудников стратегически важных для края крупных предприятий.
В городе Невинномысске Ставропольского края разрабатывается пилотный проект строительства доходного 95-квартирного дома общей площадью 4,9 тыс. кв. метров. Построенные квартиры будут предоставлены для съема семьям работников бюджетной сферы, ОАО «Невинномысский Азот» и резидентам регионального индустриального парка. Проект предполагает формирование рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.
Одной из главных задач жилищной реформы является снос ветхих домов и переселение из ветхого и аварийного жилья. Ветхий и аварийный жилой фонд составляет 99,9 млн. кв. м, или 3% от общего жилого фонда, в капитальном ремонте нуждается до 40% от общего количества жилых домов, в то время как по разным субъектам Федерации ежегодно капитально ремонтируется всего от 0,6 до 2,7% общей площади жилищного фонда [6]. Для многих регионов России аварийное и ветхое жилье остается довольно серьезной проблемой. В настоящее время реализация программ переселения ведётся во всех субъектах Российской Федерации, подавших заявки в 2013 году, заключены контракты на сумму 67,8 млрд. рублей (74,4% объёма программ) для приобретения (строительства) жилья общей площадью 2 млн. кв. метров. С учётом продления срока реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до 1 сентября 2017 года по состоянию на 5 марта 2014 года долгосрочные (пятилетние) программы утверждены в 60 субъектах Российской Федерации. По предварительной оценке, необходимый размер финансирования региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда со стороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2014 году составляет 54,59 млрд. рублей.
В Санкт-Петербурге реализуется государственная программа «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга» на 2014-2020 годы. По состоянию на 01.01.2014 в благоустроенные жилые помещения переселены 14638 семей (35239 человек), полностью расселены 780 многоквартирных домов. Кроме того, реализуется целевая программа «Расселение коммунальных квартир в «Санкт-Петербурге», общий объем финансирования за счет городского бюджета составляет 75,355 млн. руб.
В Красноярском крае правительством учрежден Красноярский краевой фонд жилищного строительства для развития ипотечного кредитования и проведения инвестиционной политики, стимулирования развития строительства в регионе. Фонд осуществляет оформление кредитов по стандартам ОАО «АИЖК». В крае сегодня оформлено более 7500 ипотечных кредитов. Фондом разработаны и реализуются ипотечные программы: «Военная ипотека», «Молодые ученые», «Молодые учителя», «Материнский капитал», «Малоэтажное жилье», «Залоговое жилье».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственная жилищная политика реализуется в большинстве регионов Российской Федерации,разработаны и реализуются жилищные программы, проводятся мероприятия в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения. Однакосложность заключается в том, что унифицированного подхода в принятии программных решений не может быть, так как уровень экономического развития регионов и рынка жилья различен. Специалистами Фонда Института экономики города разработана типология региональных рынков жилья, которая учитывает различия по регионам России [5]. В качестве критериев кластеризации были использованы:
- потребность населения в жилье;
- благосостояние населения и возможность улучшения жилищных условий;
- достаточность предложения жилья;
- характеристики региональной экономики, оказывающие воздействие на рынок жилья и жилищного строительства.
По результатам исследования выделены следующие основные кластеры:
- регионы с депрессивными рынками жилья и тяжелым состоянием экономики (9 регионов, в том числе Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Республика Бурятия, Республика Марий Эл, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Тыва, Республика Алтай, Республика Калмыкия);
- развивающиеся регионы с умеренным потенциалом развития рынков жилья (39 регионов, в том числе Республика Хакасия, Красноярский край, Хабаровский край, Оренбургская область, Ярославская область, Ростовская область, Кемеровская область, Ставропольский край, Республика Северная Осетия-Алания, Приморский край, Волгоградская область, Нижегородская область и др.);
- инвестиционно-привлекательные регионы с развитыми рынками жилья (15 регионов, в том числе Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Новосибирская область, Челябинская область, Томская область, Омская область, Свердловская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Москва и Московская область, и др.);
- регионы миграционного оттока населения с неясными перспективами развития рынков жилья (9 регионов, в том числе Карачаево-Черкесская Республика, Курганская область, Амурская область, Республика Коми, Архангельская, область, Забайкальский край, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область).
Типология регионов позволяет определить приоритетные направления государственной жилищной политики в каждом кластере,разработать механизмы развития рынка жилья, ипотечного жилищного кредитования, жилищного строительствас учетом особенностей региона, определить уровень государственного вмешательствав экономику каждого субъекта Российской Федерации.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: к реализации государственной жилищной политики в регионах необходимо подходить дифференцированно с учетом не только сложившейся ситуации, но и прогнозируемых тенденций.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ №323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 15.04.2014.
2. Косарева Н.Б. Государственная жилищная политики в России в 1991-2008 годах [Электр. ресурс]: http://ru-90.ru/node/1172.
3. Петрина О. А., Хмельченко Е.Г. Развитие некоммерческого арендного жилья в России. // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - № 20.
4. Рейтинг качества жизни в регионах России [Электр. ресурс]: http ://riarating.ru/infografika/20121218.
5. Рогожина Н. Региональные (муниципальные) жилищные программы в современных условиях. Фонд «Институт экономики города». - М., 2013.
6. Стадолин М.Е. Совершенствование системы финансирования капитального ремонта жилищного фонда // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2011. - № 20.
7. [Электр. ресурс]: http://www.gks.ru.