Научная статья на тему 'Государственная политика в области жилищного строительства как фактор социально-экономической стабильности развития региона (на примере Приморского края)'

Государственная политика в области жилищного строительства как фактор социально-экономической стабильности развития региона (на примере Приморского края) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
803
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / ЖИЛЬЕ / ЖИЛИЩНАЯ СФЕРА / HOUSING / ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ / AFFORDABLE HOUSING / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЖИЛЬЕ ЭКОНОМ-КЛАССА / HOUSING CONSTRUCTION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC HOUSING POLICY / ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / MORTGAGE LENDING / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / PROGRAM-TARGET METHOD / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / GOVERNMENT PROGRAMS / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY KRAI / ВЛАДИВОСТОК / VLADIVOSTOK / ECONOMY CLASS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волынчук Яна Александровна, Шек Елена Васильевна

Жилье не только является продуктом труда и потребительским товаром, но и выполняет комплекс специфических, присущих только ему функций, отличных от других потребительских товаров длительного пользования. Оно обеспечивает сохранение физического существования и нормальную жизнедеятельность человека, формирует его как личность, реализует хозяйственные и духовные потребности, являясь той материальной основой, на которой развивается и строится семья. Жилищная политика является важным средством государственного участия в решении жилищной проблемы. Радикальные реформы, признанные повысить уровень жизни населения, главным образом за счет движения к рыночной экономике западного образца, оказались сопряженными со многими негативными последствиями, с обострением всех социальных проблем, в том числе и жилищной. Стратегической задачей функционирования жилищной отрасли является создание условий для устойчивого и эффективного экономического оборота жилищного фонда, в рамках которого удовлетворяются жилищные потребности граждан, поддерживаются и развиваются стандарты качества строительства и содержания жилья, воспроизводятся положительные импульсы для развития других секторов. Однако в действительности, как показала практика, жилищная политика как социальное явление, как часть процесса современных преобразований в обществе осуществляется с большими трудностями и сопровождается нередко не спрогнозированным тяжелейшим кризисом, охватывая все сферы реформируемой социальной жизни. Особенно остро обозначенная проблема проявилась на региональном и муниципальном уровнях. В статье рассмотрены механизмы реализации приоритетных направлений государственной политики в области жилищного строительства и региональные особенности ее реализации на примере Приморского края. Проанализированы основные целевые программы и их социально-экономическая роль в развитии региона, которые направленные на обеспечение нуждающихся граждан жильем, создание оптимальных условий для жилищного строительства и развитие ипотечных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Волынчук Яна Александровна, Шек Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE FIELD OF HOUSING CONSTRUCTION AS A FACTOR OF SOCIAL AND ECONOMIC STABILITY OF THE DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE PRIMORSKY KRAI)

Housing is not only a product of labor and consumer goods, but also fulfills a set of specific, inherent functions only, different from other consumer durable goods. It ensures the preservation of physical existence and the normal life activity of a person, shapes it as a person, realizes economic and spiritual needs, being the material basis on which the family develops and builds. The housing policy is an important means of state participation in solving the housing problem. Radical reforms recognized to improve the standard of living of the population, mainly due to the movement toward a Western-style market economy, have been associated with many negative consequences, with the aggravation of all social problems, including housing. The strategic task of the functioning of the housing sector is to create conditions for a stable and efficient economic turnover of housing stock, within which housing needs of citizens are met, standards for the quality of construction and maintenance of housing are maintained and developed, and positive impulses for the development of other sectors are reproduced. However, in practice, as practice has shown, housing policy as a social phenomenon, as part of the process of modern transformations in society, is carried out with great difficulties and is often accompanied by an unpredictable severe crisis, covering all spheres of the reformed social life. A particularly acute problem was manifested at the regional and municipal levels. In the article mechanisms of realization of priority directions of the state policy in the field of housing construction and regional features of its realization on the example of Primorsky Krai are considered. The main target programs and their socio-economic role in the development of the region are analyzed, which are aimed at providing housing for the needy citizens, creating optimal conditions for housing construction and developing mortgage products.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области жилищного строительства как фактор социально-экономической стабильности развития региона (на примере Приморского края)»

УДК 332.8

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

© 2018

Волынчук Яна Александровна, кандидат политических наук, доцент кафедры «Управления» Шек Елена Васильевна, магистрант, 2 курс, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» профиль «Государственный и муниципальный аудит» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail:shek2003@mail.ru)

Аннотация. Жилье не только является продуктом труда и потребительским товаром, но и выполняет комплекс специфических, присущих только ему функций, отличных от других потребительских товаров длительного пользования. Оно обеспечивает сохранение физического существования и нормальную жизнедеятельность человека, формирует его как личность, реализует хозяйственные и духовные потребности, являясь той материальной основой, на которой развивается и строится семья. Жилищная политика является важным средством государственного участия в решении жилищной проблемы. Радикальные реформы, признанные повысить уровень жизни населения, главным образом за счет движения к рыночной экономике западного образца, оказались сопряженными со многими негативными последствиями, с обострением всех социальных проблем, в том числе и жилищной. Стратегической задачей функционирования жилищной отрасли является создание условий для устойчивого и эффективного экономического оборота жилищного фонда, в рамках которого удовлетворяются жилищные потребности граждан, поддерживаются и развиваются стандарты качества строительства и содержания жилья, воспроизводятся положительные импульсы для развития других секторов. Однако в действительности, как показала практика, жилищная политика как социальное явление, как часть процесса современных преобразований в обществе осуществляется с большими трудностями и сопровождается нередко не спрогнозированным тяжелейшим кризисом, охватывая все сферы реформируемой социальной жизни. Особенно остро обозначенная проблема проявилась на региональном и муниципальном уровнях. В статье рассмотрены механизмы реализации приоритетных направлений государственной политики в области жилищного строительства и региональные особенности ее реализации на примере Приморского края. Проанализированы основные целевые программы и их социально-экономическая роль в развитии региона, которые направленные на обеспечение нуждающихся граждан жильем, создание оптимальных условий для жилищного строительства и развитие ипотечных продуктов.

Ключевые слова: жилье, доступное жилье, жилищный фонд, жилищная сфера, жилье эконом-класса, государственная жилищная политика, ипотечное кредитование, жилищное строительство, программно-целевой метод, государственные программы, Приморский край, Владивосток.

STATE POLICY IN THE FIELD OF HOUSING CONSTRUCTION AS A FACTOR OF SOCIAL AND ECONOMIC STABILITY OF THE DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE PRIMORSKY KRAI)

© 2018

Volynchuk Yana Alexandrovna, candidate of political science, assistant professor of the department of management Shek Elena Vasil'evna, graduate student, 2 course, direction of preparation «State and municipal management»

section «State and municipal audit» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya St., Building 41, e-mail: shek2003@mail.ru)

Abstract. Housing is not only a product of labor and consumer goods, but also fulfills a set of specific, inherent functions only, different from other consumer durable goods. It ensures the preservation of physical existence and the normal life activity of a person, shapes it as a person, realizes economic and spiritual needs, being the material basis on which the family develops and builds. The housing policy is an important means of state participation in solving the housing problem. Radical reforms recognized to improve the standard of living of the population, mainly due to the movement toward a Western-style market economy, have been associated with many negative consequences, with the aggravation of all social problems, including housing. The strategic task of the functioning of the housing sector is to create conditions for a stable and efficient economic turnover of housing stock, within which housing needs of citizens are met, standards for the quality of construction and maintenance of housing are maintained and developed, and positive impulses for the development of other sectors are reproduced. However, in practice, as practice has shown, housing policy as a social phenomenon, as part of the process of modern transformations in society, is carried out with great difficulties and is often accompanied by an unpredictable severe crisis, covering all spheres of the reformed social life. A particularly acute problem was manifested at the regional and municipal levels. In the article mechanisms of realization of priority directions of the state policy in the field of housing construction and regional features of its realization on the example of Primorsky Krai are considered. The main target programs and their socio-economic role in the development of the region are analyzed, which are aimed at providing housing for the needy citizens, creating optimal conditions for housing construction and developing mortgage products.

Keywords: housing, affordable housing, housing, housing, housing, economy class, public housing policy, mortgage lending, housing construction, program-target method, government programs, Primorsky Krai, Vladivostok.

На современном этапе жилищная сфера представляет собой один из наиболее важных показателей качества жизни граждан нашей страны, тесно взаимосвязанных с состоянием экономики, личным благосостоянием ее жителей, возможностями бюджетов различных уровней, производственными мощностями. Жилищное строительство ввиду своих особенностей, таких как ресурсо-емкость, длительность, большое число участников процесса, требует непосредственного участия государства

[1]. Проблема улучшения жилищных условий в настоящее время является одной из наиболее острых в России. Состояние жилищного фонда и наличие доступного и комфортного жилья для различных категорий граждан наглядно отражают степень социально-экономического развития страны, уровень жизни населения и социальный климат в обществе. Улучшение жилищных условий является одним из основных показателей повышения благосостояния граждан, предпосылкой политической и

Volynchuk Yana Alexandrovna, Shek Elena Vasil'evna STATE POLICY IN THE FIELD OF HOUSING ...

экономической стабильности государства.

На современном этапе социально-экономического развития нашей страны в целом и ее регионов, в частности, эффективным способом достижения поставленных целей, является программно-целевой метод. Суть его заключается в четкой постановке целей, разработке необходимых программ для их достижения, выделение материальных и нематериальных ресурсов, определение подразделений, контролирующих ход их исполнения. Происходит своеобразная концентрация ресурсов для реализации мероприятий программы, осуществляется постоянный контроль расходования средств, определяются специальные показатели и индикаторы исполнения, а также эффективность программы. Наиболее часто такой метод используется для решения экономических, социальных, демографических, экологических и других наиболее важных проблем, связанных с повышением качества жизни населения, инвестиционной привлекательностью, научно-технической деятельностью. Практически во всех регионах разработаны и действуют целевые программы, направленные на обеспечение нуждающихся граждан жильем, создание оптимальных условий для жилищного строительства и развитие ипотечных продуктов.

Разработкой и реализацией административно-правового регулирования, а также политики государства в сфере жилищного строительства занимается Минстрой России. К основным задачам, входящим в сферу его деятельности, относятся: ипотечное кредитование; мониторинг объемов жилищного строительства; приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье»; обеспечение жильем работников организаций оборонно-промышленного комплекса; обеспечение жильем отдельных категорий граждан; арендное жилье; долевое строительство [2].

На сегодняшний день в России реализуются несколько больших проектов в сфере жилищного строительства. Это федеральная целевая программа «Жилище», приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Создано и успешно работает «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».

Приоритетным направлением в решении вопроса обеспечения граждан жильем остается стимулирование платежеспособного спроса. Но без наращивания объемов жилищного строительства это приводит к повышению цен на жилищном рынке и сводит на нет все принимаемые меры по повышению доступности жилья. Основной упор необходимо сделать на увеличение предложений на строительном рынке для более широких слоев населения и различной ценовой категории [3].

В Приморском крае, вопрос обеспеченности жильем стоит наиболее остро: высокие цены за квадратный метр, большое количество ветхих и аварийный домов, нехватка территорий для комплексной застройки. Согласно статистике, столица края - город Владивосток - находится на четвертом месте по стоимости квадратного метра, цена которого составляет 84 тыс. 796 руб. Собственно сам жилищный фонд находится не в лучшем состоянии: на 31-65% изношено 35% жилья, с износом 66-70% выявлено 3% , износ более 70% имеет 0,8% жилых помещений. На конец 2014 года2,5%, или 1071,9 тыс.м2, зарегистрированы как ветхое и аварийное жилье, что превышает объем введенного жилья в этом же году, в 1,6 раза. При нынешних темпах расселения семей потребуется около 18 лет для ликвидации аварийного фонда [4].

В очереди на получение жилья в конце 2016 года зарегистрировано более 31000 семей. А получили ключи от новых квартир в том же году только 1691 семья. Более всего семей улучшило свои жилищные условия в 2014 году - 2397. Это лучший показатель за последние пять лет.

Но в связи с затянувшимся экономическим кризисом, введением антироссийских санкций, снижением реаль-

ных доходов населения, ростом цен и тарифов, происходит замедление темпов реализации обязательств по обеспечению населения качественным и доступным жильем. Данные о предоставлении жилья гражданам представлены в таблице 1 [5].

Таблица 1. Предоставление жилья гражданамв Приморском крае (2012-2016 гг.)

1 2012 | 2013 | 2014 2015 | 2016 |

Число семей (включая одиночек), получивших жилье и улучшивших жилищные условия за. год 1581 2277 2397 1748 1691

Число семей (включая одиночек), состоявших на учете на получение жилья, (на конец года) (ш конец года; тысяч квадратных метров общей н.70 щад и жилищ) 314S1 30223 31046 32551 310S9

1 2012 | 2013 | 2014 2015 | 2016 |

Жилшцный фонд -

Плогцадьжилищ, прияодягцаясяв среднемн: одного жителя (на конец года) - всего, ке ы

41611,5 42080 42679,4 43152,8 43525,4 21,4 21,7 22 1 22,4 22,6

Анализ данных таблицы наглядно отражает ситуацию того, что за последние годы вырос показатель обеспеченности жильем до 22,6 м2 на одного жителя. Это объясняется не только вводом нового жилья, но и ежегодным уменьшением численности постоянно проживающего на территории края населения (с 2005 г. по 2014 г. произошло сокращение числа постоянно проживающего населения на 73,2 тыс. человек (что соответствует 3,6%). Это огромная проблема не только для Приморья края, но и Дальнего Востока в целом. Способствуют этому низкая обеспеченность населения комфортным и качественным жильем, высокая стоимость энергоресурсов, продуктов питания и сферы услуг, удаленность от центра России.

Приморский край на своей территории реализует государственную программу «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» (2013 - 2020 гг.). Программа разработана с учетом социально-экономических показателей и стратегией развития Приморского края. Целью программы выступило выполнение обязательств перед гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, повышение доступности жилья, выравнивание демографической ситуации, миграционный приток необходимых специалистов из других регионов нашей страны [6]. На сегодняшний день квадратный метр для участвующих в программе стоит 35000 рублей. Мероприятия программы реализуются путем принятия необходимой административно-законодательной базы, развития и стимулирования жилищного строительства, преимущественно эконом класса, создания условий повышения доступности жилья. В скором времени планируется заменить понятие жилье эконом класса на термин «стандартное жилье». Устанавливать требования к такому жилью будет Минстрой России. В основном это касается именно стандарта качества жизни в новой квартире или доме, минимального набора необходимых условий для достойной жизни [7].

Для определения эффективности решения поставленных задач используются целевые показатели и система индикаторов, которые соответствуют целям и задачам мероприятий программы [8]. К ним относятся: годовой объем ввода жилья; общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя Приморского края; удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда; общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя Приморского края, введенная в действие за год; количество жилых помещений (квартир), в расчете на 1000 человек населения, введенных в действие за год; количество квартир, предоставленных малоимущим гражданам; коэффициент доступности жилья; индекс производительности труда; объем выполненного капремонта в многоквартирных домах [9].

Постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2014 года №566-па «Об утверждении по-

рядка принятия решений о разработке государственных программ Приморского края, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Приморского края» принята методика оценки эффективности программы. Органы исполнительной власти края контролируют ход реализации программы и ее эффективность. Из таблицы 2 видно, что деньги, выделенные из различных бюджетов, осваиваются не полностью, хотя степень освоения близка к высокой. Самое большое количество денег в 2016 году было выделено из краевого бюджета и из Фонда содействия реформированию ЖКХ [10].

Таблица 2. Оценка расходов (в соответствии с программой) в 2016 году, тыс. руб.

Источники ресурсного обеспечения Оценка расходов (в соответствии спрограммой), тыс. руб. Фактические расходы, тыс. руб. Степень освоения средств, %

всего 10 329 471,25 9 661 028,14 93,53

федеральный бюджет 379 254,67 376 963,45 99,40

краевой бюджет 9 135 433,90 8 633 578,85 94,51

бюджет муниципальных образований 222 787,94 73 794,65 33,12

средства государственной корпорации -Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 591 994,74 576 691,19 97,41

Приморского края, увеличивается. Этому способствуют следующие факторы: снижение процентной ставки до 9,25% и первоначального взноса [12]. Выдано 309 свидетельств на улучшения жилищных условий молодым семьям, из них уже получили новые благоустроенные квартиры 284 семьи.

Эффективность государственной программы «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» в 2014 году по оценке органов исполнительной власти составила 105,44% (высокая). В 2015 году этот показатель составил 87% и признается средним. В 2016 году этот показатель снизился и составил 82%. Это говорит о снижении степени достижения показателей государственной программы. Годовой объем ввода многоэтажного жилья в 2016 году составил по факту 286,7 тыс. м2, доля ввода многоэтажного жилья в общем объеме ввода жилья - 58,4%. Низкая заинтересованность органов исполнительной власти является основным фактором, влияющим на эффективность контроля расходования бюджетных средств на достижение мероприятий целевой программы. По результатам контрольных мероприятий видно, что ответственные исполнители не обеспечивают должным образом полный и своевременный контроль финансового обеспечения целевых программ, сроков выполнения мероприятий и подпрограмм [11].

Для того, чтобы региональные программы социального и экономического развития края заработали в полную силу, необходимо стабилизировать численность населения на востоке страны. На государственном уровне способствовать закреплению жителей края, созданию рабочих мест с достойной заработной платой, привлечению молодежи, повышению доступности жилья для различных категорий граждан. Это позволит экономике динамично развиваться, обеспечит приток трудовых ресурсов, решит проблему заселенности. Родь государства в этом вопросе не должна сводиться только к административному регулированию, должны применяться различные механизмы стимулирования всей сферы экономики, в том числе жилищного строительства, как на федеральном уровне, так и на уровнях субъектов и муниципалитетов. Помочь в этом должны государственные федеральные и региональные программы.

Для развития ипотечного кредитования и повышения грамотности населения Администрацией Приморского края создана «Корпорация развития жилищного строительства». Обратившись за консультацией в КРЖС, можно получить полную консультацию по всем имеющимся ипотечным продуктам, в том числе без первоначального взноса и подобрать квартиру на первичном или вторичном рынке. Из рисунка 1 видно, что число ипотечных кредитов, предоставленных гражданам

Рисунок 1. Количество ипотечных кредитов, предоставленных гражданам Приморского края (2012-2017 гг.)

Однако улучшить свои жилищные условия с помощью ипотеки могут далеко не все. Чтобы воспользоваться льготным кредитованием, нужно подходить по определенным критериям, иметь первоначальный взнос, заработок, позволяющий ежемесячно выплачивать необходимую сумму. В Приморском крае это примерно 10% населения. Остается большая прослойка граждан, которые не могут самостоятельно решить квартирный вопрос. Людям со средними и низкими доходами можно предоставлять жилье на условиях социального найма. Для этого должен быть сформирован государственный муниципальный жилищный фонд [13].

19 октября 2016 года утвержден паспорт национального приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье». Чтобы проект заработал, необходимо внести поправки в действующее законодательство, а именно отменить налог на недвижимость для арендного жилья, упростить регистрацию граждан по месту жительства, предусмотреть субсидии на арендную плату для определенных слоев населения. В Москве в рамках программы построен жилой комплекс Лайнер с 283 апартаментами для аренды. Средняя стоимость студии 38900 рублей в месяц. Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) прорабатывает пилотный проект на территории Приморского края по строительству доходных домов. Примером может служить строительство арендного жилья для работников судостроительной верфи «Звезда» на территории опережающего развития (ТОР) «Большой Камень» в Приморском крае. Агентство собирается использовать закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости (ЗПИФН), с помощью которых можно будет приобретать готовое жилье или выступать в качестве дольщиков или соинвесторов. В ближайшие годы АИЖК собирается вложить в арендное жилье около 100 млрд рублей. Арендную плату планируют сделать ниже рыночной. Однако это увеличит срок окупаемости проекта, что может быть не выгодно дольщикам. Будет ли этот проект жизнеспособным, покажет время [14].

Для комплексного решения экономических и социальных проблем в Приморском краев 2012 году было создано Инвестиционное агентство Приморского края. Оно призвано привлекать необходимые инвестиции и непосредственно взаимодействовать с инвесторами. На сайте можно ознакомиться с готовыми проектами, налоговыми льготами, особыми экономическими режимами, получить государственные гарантии Приморского края. Инициативой Президента стало решение о создании Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития (ТОР) [15]. Поначалу Свободный порт создавался с целью привлечь в экономику региона крупных иностранных резидентов и их инвестиций. Однако

Volynchuk Yana Alexandrovna, Shek Elena Vasil'evna STATE POLICY IN THE FIELD OF HOUSING ...

статистика на сегодняшний день такова, что резидентами в основном становятся российские компании. Общий объем отечественных инвестиций - 92%, китайских -7%, южно-корейских- 0,7% [16]. Это означает, что иностранные инвесторы по-прежнему боятся вкладывать деньги в российскую экономику. Требуется основательная доработка закона, устранение административных барьеров и инфраструктурных проблем.

В рамках закона о Свободном порте Владивосток реализуется большой проект «Новый город», который предусматривает строительство около миллиона м2 в столице Приморского края, в районе Зеленого угла. Застройщиками выступают компании «Восточный луч» и «Стройград». В рамках проекта реализуется государственная программа «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края». Запланировано строительство 12 178 м2жилья эконом класса. В декабре 2017 года был сдан первый многоквартирный дом по адресу ул Нейбута 137, жилье получили около 185 семей. Стоимость реализации 1 м2 составляет 35000 рублей. Благодаря преференциям Свободного порта, значительно снижена цена за квадратный метр жилья, не участвующего в программе. Она составляет от 48000 рублей за м2 [17].

В 2017 году реализован другой проект, построенный резидентом Свободного порта Владивосток. Компания «Зима Южная» сдала в эксплуатацию два десятиэтажных дома в Надеждинском районе Приморского края. В планах комплексная застройка территории, находящейся всего в трех километрах от ТОР «Надеждинская», где собираются организовать несколько тысяч рабочих мест. Благодаря эффективному сотрудничеству власти и инвестора высокими темпами строятся еще семь домов и социальная инфраструктура [18; 19].

С 1 февраля 2017 года получить Дальневосточный гектар может любой житель России. Необходимыми условиями для его безвозмездного получения являются: гражданство РФ, обязательное освоение земли в течение первых трех лет и согласие с условиями проекта. Приморский край лидирует по количеству поступивших заявок на получение земли, а по количеству одобренных - занимает вторе место. Подписано более 6 тысяч договоров на получение гектара. Освоение земель Дальнего Востока даст толчок к увеличению индивидуального жилищного строительства. Если государство возьмет на себя часть необходимых работ по строительству инфраструктуры, подъездных путей, электрификации, газификации, это позволит привлечь на Дальний Восток и, в частности, в Приморский край, поток переселенцев из других районов нашей страны [20].

Несмотря на все предпринимаемые меры, проблема обеспеченности жильем в Приморье стоит очень остро и влияет на все процессы (политические, экономические, демографические), происходящие в крае. Необходимо в кратчайшие сроки решить две важнейшие задачи, а именно: заменить стареющий жилищный фонд на качественный, доступный и отвечающий современным требованиям населения и выйти на уровень передовых стран по обеспеченностью жильем (около 30 м2 на человека).

Президент РФ Владимир Путин перед саммитом АТЭС в Дананге (Вьетнам, 10-11 ноября 2017 г.) подчеркнул, что развитие Дальнего Востока - национальный приоритет 21 века. Нельзя забывать, что наша страна имеет огромную территорию с географическими особенностями, неоднородным заселением, разным экономическим потенциалом. И без решения проблемы обеспеченности комфортным и удобным для жизни жильем нельзя добиться стабильного экономического роста, улучшить демографическую ситуацию, повысить уровень жизни населения. Четко выверенная государственная политика в области жилищного строительства даст огромный импульс развитию экономики страны,

особенно это касается регионов [21].

Для динамичного развития Приморья необходимо в целом повышать благосостояние и уровень жизни населения, привлекать на постоянной основе высококлассных специалистов из других регионов нашей страны, способствовать комплексному развитию территорий. Оптимальная стратегия государства на рынке жилья состоит в создании и стимулировании максимально благоприятных условий жизни для социально и экономически активных слоев населения, содействии в формировании среднего класса, с одновременной поддержкой социально незащищенных слоев населения, то есть уменьшением бедности. Очевидно, что сегодня наступил тот момент, когда активное формирование комфортного и рационального пространства для проживания населения России становится одной из важнейших задач государственной политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г., Симакова У.Ф. Особенности применения государственных инструментов инвестиционной поддержки жилищного строительства в регионе // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2016. № 2 (46). С. 19-29.

2. Официальный сайт Минстрой России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minstroyrf. m/trades/zhiИshnaya-poИtika/

3. Прокопчук Т.Г. Основные направления совершенствования механизма государственного регулирования жилищного строительства в условиях инновационного развития // Научное обеспечение реализации государственных программ АПК и сельских территорий. Материалы международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева», г. Курган, Россия. 20-21 апреля 2017 г. Изд-во: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева(Лесниково), 2017. С. 147-151.

4. Карпова М.И., Сибирякова Е.В. Жилищные условия приморцев // Жилищные условия населения Приморского края: Статистический сборник / При-морскстат, 2015. - 36 с.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://primstat gks.ru/wps/wcm/connect/шsstat_ts/primstat/resources/e81a e8804f060cf99d909d22524f7e0f/22

6. Шек Е.В. Проблемы и перспективы реализации государственной жилищной политики в городе Владивостоке // «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВ - НА РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА РОССИИ И СТРАН АТР» (XIX международная научно-практическая конференция-конкурс студентов, аспирантов и молодых учёных). Владивосток: ВГУЭС, 2017. С.52-55.

7. Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ activities/selection/301/27785/

8. Токаева Т.И., Моураов А.М. Регулирование развития жилищного фонда на различных уровнях территориальной организации // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-4 (76-4). С. 241-244.

9. Официальный сайт Администрации Приморского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/ departament-gosprogramm/gosudarstvennye-programmy. PhP

10. Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ в Приморском крае за 2016 год [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.primorsky.ru.

11. Андреев В.А. Совершенствование оценки эффективности реализации государственных программ Приморского края // Территория новых возможностей.

Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. №№ 1. С. 68-77.

12. Официальный сайт Корпорации развития жилищного строительства [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р://кржс.рф

13. Власов С.А. Государственная жилищная политика и ее реализация в Дальневосточном федеральном округе (на примере Приморского края) // Жилищные стратегии. 2014. Т. 1. № 1. С. 61-74.

14. . Официальный сайт Агентства по ипотечному жилищному кредитованию [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https: дом.рф

15. Волынчук Я.А. Приморский край в системе реализации государственного проекта о создании территорий опережающего развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №3-4. С.680-684.

16. Андреев В.А., Волынчук А.Б., Волынчук Я.А., Султанова Е.В. Функциональные характеристики пространственной модели свободного порта Владивосток // Фундаментальные исследования. 2017. № 3. С. 90-94.

17. Несвободный порт: реализация проектов СПВ буксует из-за чиновников и военных. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.newsvl.ru/vlad/2017/-11/15/165070/

18. Инвестиционный портал Приморского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://invest. primorsky.ru/investicionnyj_klimat/?lang=ru-RU

19. Первый проект строительства жилья реализован в Свободном порту Владивосток [Электронный ресурс] http://primorsky.ru/news/133095/

20. Королева Э.В., Ивельская Н.Г., Волынчук Я.А., Долгих В.А., Цирук А.А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в контексте реализации Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» // Фундаментальные исследования. 2017. № 8-1. С. 174-179.

21. Путин прибыл в Дананг для участия в саммите АТЭС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass. 1^01^^4716868

Статья поступила в редакцию 29.01.2018

Статья принята к публикации 24.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.