Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы развития сервисных процессов в сфере саморегулирования региональных рынков жилья'

Теоретико-методологические основы развития сервисных процессов в сфере саморегулирования региональных рынков жилья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сервисная экономика / реализация сервисных процессов / программная стратегия / рынок жилья / саморегулируемые организации / управление сферой услуг / service economy / realization of service processes / program strategy / housing market / self-regulated organizations / management with the sphere of services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченко Виктория Дмитриевна

К числу основных организационно-правовых направлений, создающих новые возможности для развития рынка жилья и, в дополнение к регулирующим механизмам, расширенного использования в данной сфере инструментов саморегулирования, целесообразно отнести: целевые программы; новые институциональные структуры, обеспечивающие инвестиционную и организационно-правовую поддержку развития рынка жилья в регионах и муниципальных образованиях России; законодательные инициативы и инвестиционные проекты, касающиеся развития отношений государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Значимость исследования заключается в развитии теоретико-методологических основ реализации сервисных процессов в сфере саморегулирования региональных рынков жилья, что в свою очередь имеет существенное значение для углубления и систематизации научных взглядов в области теории экономики и управления сферой услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICO METHODOLOGICAL GROUNDS OF A DEVELOPMENT OF SERVICE PROCESSES IN THE SPHERE OF SELF-REGULATION OF REGIONAL HOUSING MARKETS

To the number of main organizational-legal directions creating new opportunities for development of housing market and expanded use in this sphere in addition to regulating mechanisms, instruments of self-regulation, it is expedient to refer: target programs; new institutional structures providing investitive and organizational-legal support of development in regard to housing market in regions and municipal units of Russia; legislative initiatives and investitive projects concerning a development of relations of statal-private and municipalprivate partnership. The significance of the studies in a development of theoretical and methodological foundations of implementation of service processes in the field of self-regulation of regional housing markets is in its turn essential for deepening and systematization of scientific views in the field of economics theory and management with services sphere.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы развития сервисных процессов в сфере саморегулирования региональных рынков жилья»

УДК 338 ББК 65.22

Марченко Виктория Дмитриевна,

к.э.н., доцент кафедры машиноведения и технических систем Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (Россия, Калининград)

Марченко Виктория Дмитриевна,

н.и.и., дотсенти кафедраи мошиншиносй ва низомуои техникии Донишгоуи федералии ба номи Иммануил Канти Балтика (Русия, Калининград)

Marchenko Victoriya Dmitrievna,

candidate of economic sciences, Associate Professor of the department of Mechanical Engineering and Technical Systems of the Baltic Federal University named after Immanuil Kant (Russia, Kaliningrad) E-MAIL: vitoriya@front.ru.

Ключевые слова: сервисная экономика, реализация сервисных процессов, программная стратегия, рынок жилья, саморегулируемые организации, управление сферой услуг

К числу основных организационно-правовых направлений, создающих новые возможности для развития рынка жилья и, в дополнение к регулирующим механизмам, расширенного использования в данной сфере инструментов саморегулирования, целесообразно отнести: целевые программы; новые институциональные структуры, обеспечивающие инвестиционную и организационно-правовую поддержку развития рынка жилья в регионах и муниципальных образованиях России; законодательные инициативы и инвестиционные проекты, касающиеся развития отношений государственно-частного и муници-пально-частного партнерства. Значимость исследования заключается в развитии теоретико-методологических основ реализации сервисных процессов в сфере саморегулирования региональных рынков жилья, что в свою очередь имеет существенное значение для углубления и систематизации научных взглядов в области теории экономики и управления сферой услуг.

Калидвожа^о: ицтисодиёти сервисй, амалигардонии равандуои сервисй, бозори манзил, стратегияи барномавй, ташкилоти худтанзимкунанда, идораи соуаи хизматрасонй

Ба самтуои асосии ташкилию ууцуцй, ки барои рушди бозори манзил имкониятуои навро фаро^ам меоранд ва ба таври илова бо механизмуои танзимкунандаи истифодаи васеи олоти худтанзимкунй дар ин соуа чизуои зеринро мансуб донистан ба мацсад мувофиц аст: барномауои уадафманд; сохторуои нави ниуодй, ки дастгирии инвес-

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ЖИЛЬЯ

АСОС^ОИ НАЗАРИЯВИЮ МЕТОДОЛОГИИ РУШДИ РАВАНД^ОИ ХИЗМАТРАСОНИ ДАР СО^АИ ХУДТАНЗИМИ БОЗОР^ОИ МИНТАЦАВИИ МАНЗИЛ

THEORETICO METHODOLOGICAL GROUNDS OF A DEVELOPMENT OF SERVICE PROCESSES IN THE SPHERE OF SELF-REGULATION OF REGIONAL HOUSING MARKETS

титсионй ва ташкилию ууцуции рушди бозори манзилро дар минтацаю ^удуд^ои мунисипалии Русия таъмин мекунанд; ташаббусуои цонунгузорй ва лоиуауои сармоя-гузорй, ки ба рушди муносибатуои шарикии давлатию хусусй ва мунисипалию хусусй дахл доранд. Мууиммияти тадцицот дар он аст, ки асос^ои назариявию методологии амалигардонии равандуои хизматрасонй дар соуаи худтанзими бозоруои минтацавии манзил инкишоф дода шудаанд, ки он^о дар навбати худ барои тааммуц ва мурат-табсозии ацоиди илмй дар соуаи назарияи ицтисодиёт ва идораи соуаи хизматрасонй ауамияти назаррас дорад.

Key words: service economy,realization of service processes, program strategy, housing market,

self-regulated organizations, management with the sphere of services

To the number of main organizational-legal directions creating new opportunities for development of housing market and expanded use in this sphere in addition to regulating mechanisms, instruments of self-regulation, it is expedient to refer: target programs; new institutional structures providing investitive and organizational-legal support of development in regard to housing market in regions and municipal units of Russia; legislative initiatives and investitive projects concerning a development of relations of statal-private and municipal-private partnership. The significance of the studies in a development of theoretical and methodological foundations of implementation of service processes in the field of self-regulation of regional housing markets is in its turn essential for deepening and systematization of scientific views in the field of economics theory and management with services sphere.

К числу основных организационно-правовых направлений, создающих новые возможности для развития рынка жилья и, в дополнение к регулирующим механизмам, расширенного использования в данной сфере инструментов саморегулирования, целесообразно отнести: целевые программы; новые институциональные структуры, обеспечивающие инвестиционную и организационно-правовую поддержку развития рынка жилья в регионах и муниципальных образованиях России; законодательные инициативы и инвестиционные проекты, касающиеся развития отношений государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Одним из важнейших организационно-правовых механизмов в сфере развития региональных рынков жилья является использование целевых программ федерального, регионального и муниципального уровней. Так, в конце 2010 года была принята новая Федеральная целевая программа «Жилище», рассчитанная на период до 2015 года и предусматривающая инвестиции из разных источников на сумму более 600 млрд рублей. Программой был предусмотрен комплекс мер по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, строительство объектов недвижимости для очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, капитальный ремонт многоквартирных домов и пр.

К программным стратегиям обеспечения развития жилищного рынка относятся и национальные проекты. В частности, остановимся на особенностях выполнения национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (или просто «Доступное жилье»).

Нормативно-правовой базой для стимулирования развития жилищного строительства

в частности является Градостроительный кодекс РФ и ряд федеральных законов, в том числе закон, ориентированный на предоставление регионам финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на софинансирование региональных адресных программ по переселению людей из аварийного жилфонда.

Основным инструментом достижения поставленных Национальным проектом задач является реализация целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на 2009-2012 годы, включающей три основных направления: развитие массового жилищного строительства, государственную поддержку спроса на рынке жилья и повышение качества жилищного фонда и предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.

Программой предусмотрено устранение административных барьеров, препятствующих обеспечению массового строительства жилья за счет комплексного освоения территорий, предусматривающего, в числе прочего, обеспечение земельных участков инженерно-коммунальной инфраструктурой, обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, вовлечение в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности. При этом предусматривается, что финансирование работ по вовлечению в оборот земельных участков для нужд жилищного строительства будет осуществляться за счет средств государственного института - Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонда РЖС).

Приняты также и дополнительные меры, в том числе по облегчению приобретения жилья молодыми семьями. Так, молодым семьям, молодым специалистам выдаются субсидии на решение жилищного вопроса; в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены поправки, увеличивающие налоговые вычеты при покупке квартиры с 1,0 до 2,0 млн руб., был снят мораторий на использование материнского капитала применительно к ипотеке и т. д.

Несмотря на эти меры, следует отметить, что достижение главной цели данного проекта - сделать доступным жилье для не менее, чем 60 % населения - трудно достижим из-за медленного роста реальных доходов населения, а также последствий экономического кризиса (или его возможной второй волны). Для этих целей, в частности, можно использовать применяемый в мировой практике (в программах ООН) критерий -коэффициент доступности жилья, определяемый как соотношение средней цены типовой квартиры к совокупному годовому доходу средней семьи, который показывает число лет, за которые семья теоретически сможет накопить всю сумму, необходимую для покупки квартиры, если будет откладывать все прочие текущие расходы.

Целесообразно отметить «сквозной» характер национального проекта «Доступное жилье», поскольку вопросы обеспечения специалистов других проблемных сфер (здравоохранение, образование, агрокомплекс), также имеющих соответствующие национальные проекты, представлены и в этих сферах.

Одной из тенденций, стимулирующих усиление привлекательности новых жилых кварталов на территориальных рынках жилой недвижимости, является реализация принципов концепции комплексного освоения территории (КОТ). Как раз в качестве одной из концептуальных основ деятельности Фонда РЖС является комплексное освоение территорий, преимущественная поддержка строительства жилья эконом-класса, в первую

очередь малоэтажного.

На современном этапе развития общества особое внимание уделяется инвестиционному процессу, реализуемому в рамках жизненного цикла объекта жилой недвижимости, поскольку он требует значительного объема инвестиций и управленческих усилий. При этом временной лаг возврата инвестиций может составлять до 10 лет. Качество результатов каждого из этапов инвестиционного процесса, как правило, предопределяет качество и продолжительность стадии эксплуатации, а также всего жизненного цикла объекта.

Как правило, при управлении объектом жилой недвижимости на прединвестиционной и инвестиционной стадиях инвесторы используют модель инвестиционно-строительного проекта (ИСП). При этом проект понимается как ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [3].

Для управления инвестиционно-строительным проектом используется комплексный системный подход в рамках проект-менеджмента, в котором в систему включены не только непосредственные участники создания объекта, но и конечные потребители [5; 6].

Если следовать логике маркетинга, главное место в данной модели, несомненно, принадлежит потребителю, а не инвестору, который временно вкладывает свои конечные ресурсы. Поэтому конечные характеристики и качество всего проекта, закладываемые в период инвестиционного процесса и проявляющиеся на эксплуатационной стадии, должны удовлетворять, прежде всего, требования потребителя.

Потребитель имеет заданное качество жизни (ЗКЖ) и осуществляет определенный вид деятельности (ВД).

Если рассматривать данную модель с точки зрения комплексотехники и теории нагруженных систем, то на практике одна из систем - производитель ресурса, а другая - его потребитель. При этом обе системы нагружены друг на друга. Так, потребитель жилья нагружен объектом строительства как собственностью. Эта нагрузка выражается в затратах на его эксплуатацию, переустройство, сохранение ресурса здания в процессе эксплуатации. С другой стороны, объект нагружен потребителем.

Комплексно объединив систему-объект жилой недвижимости и систему-субъект (потребитель), получаем общую область их пересечения - среду взаимодействия систем -искусственный объект, включающий возможные взаимодействия, взаимоотношения, взаимосвязи и взаимообмен систем, ее создавших. Таким же образом можно объединить модель потребления и жизненный цикл здания, получив определенную область функционального ресурса.

Таким образом, для использования функционального ресурса с максимальным результатом необходимо четко контролировать каждый из предыдущих промежуточных продуктов с учетом качественного исполнения. На данном этапе особое значение следует придавать прединвестиционной стадии и этапу проектирования в рамках инвестиционной стадии [4].

Разработке любого проекта в рамках прединвестиционной стадии должны предшествовать глубокие маркетинговые исследования следующих сегментов строительного рынка: рынка новых строительных технологий; рынка новых строительных материалов; рынка новых информационных технологий, используемых в деятельности строительных и девелоперских компаний [7; 8; 9].

Если проект разрабатывается с целью его дальнейшего предложения инвестору, то добавляется еще один сегмент - потребительский спрос и перспективы его развития.

Соотнеся данные сегменты с принятыми этапами жизненного цикла объекта жилой недвижимости, можно утверждать, что первичный основной перечень потребностей определяется в рамках исследования рынка недвижимости, а предпроектные исследования задают основные параметры функциональной области реализуемого проекта. Дальнейшие требования уточняются в рамках подготовки к проектированию и задания на проектирование.

На локальном уровне данные принципы распространяются на управление многоквартирным жилым домом. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации был введен новый правовой институт управления многоквартирным домом собственниками многоквартирного дома [2]. До введения данного института комплекс функций по поддержанию текущего состояния жилой недвижимости и ее ремонту возлагался на государство и муниципалитеты в зависимости от отнесенности домостроения к государственной или муниципальной собственности. В этих условиях качество оказываемых в соответствии с данными полномочиями услуг вызывало значительные нарекания пользователей (потребителей) недвижимости.

Таким образом, на этапе эксплуатации многоквартирного жилого фонда функции саморегулирования исполняются таким институтами, как товарищество собственников жилья, территориально-общественное самоуправление (ТОС) и другими возможными формами самоуправления и кооперации граждан.

Есть основания рассчитывать на устранение непоследовательности законодательства о недвижимости, достижение его соответствия общепринятым в мире принципам. Можно предположить, что законодательные изменения будут направлены на достижение следующих целей: 1) защиту имущественных прав добросовестного приобретателя жилой недвижимости; 2) компенсацию (за счет специального фонда) ущерба, который может понести лицо в результате ошибок системы регистрации прав и злоупотреблений; 3) реализацию принципа единого правового статуса объекта недвижимости, при котором объем прав на существующее или будущее здание определяется правами на земельный участок; 4) разграничение прав собственности на землю между уровнями власти с целью децентрализации управления недвижимостью, при котором к собственности муниципальных образований будут отнесены участки, необходимые для выполнения функций местного самоуправления, а также иные участки в пределах границ муниципального образования, не находящиеся в собственности иных лиц; 5) создание для органов местного самоуправления законодательных условий и норм, стимулирующих у них к эффективное использование недвижимости.

Для обеспечения надлежащего качества жилой недвижимости необходимо, прежде всего, совершенствование правовой базы - принятие технических регламентов в сфере управления жилой недвижимостью в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Во-вторых, необходимо развитие системы добровольной стандартизации и сертификации услуг и персонала, что реализуется, в основном, через соответствующую деятельность саморегулируемых организаций [1]. Точнее, предполагает подобную реализацию, поскольку на практике формирование СРО пока находится на начальной стадии и

формируемые такими организациями нормы далеко не полностью заменяют ранее применявшуюся государственную нормативную практику.

Управляющим организациям необходимо разрабатывать и внедрять стандарты управления объектами жилой недвижимости, которые устанавливают правила осуществления и характеристику процессов эксплуатации жилых зданий, выполнение работ или оказание услуг. Такие стандарты могут быть многоуровневыми. Например, первый уровень (базовый стандарт) должен включать комплекс работ, обеспечивающий безопасное проживание граждан в соответствии с установленными техническими регламентами. Второй уровень (повышенный стандарт) может включать по сравнению с базовым уровнем дополнительные работы и услуги, обеспечивающие повышенный комфорт проживания в доме.

Количество уровней стандартов зависит от возможностей управляющей организации и платежеспособности клиентов. Наличие, а главное, соблюдение принятых стандартов обеспечит управляющей организации конкурентоспособность на рынке услуг по управлению жилой недвижимостью.

Сертификация услуг и персонала необходима не только для повышения качества услуг по управлению объектами жилой недвижимости, но и для защиты прав и интересов их потребителей. При сертификации услуги осуществляется обязательная сертификация персонала, которая предусматривает проверку компетентности и профессионализма сотрудников.

Для сферы оказания услуг на рынке недвижимости крайне важными представляются изменения в законодательстве, связанные с введением института саморегулируемых организаций [1].

Саморегулируемые организации (далее СРО) - некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида, созданные в целях снижения чрезмерного вмешательства государства в предпринимательскую сферу путем разработки и установления стандартов и правил указанной деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Другими словами, государство делегирует профессиональному сообществу, прежде всего, функцию ответственности за качество, надежность и безопасность возводимых зданий и сооружений на всех этапах их жизненного цикла: инженерных изысканий, проектирования, строительства и капитального ремонта.

В настоящее время сфера строительства, проектирования, инженерных изысканий является единственной отраслью, в которой законодательно установлено обязательное членство субъектов предпринимательской деятельности в СРО, заменяющее государственное лицензирование.

Разработка методов контроля за строительными компаниями-членами СРО, согласно Федеральному закону 2008 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», возложена на саморегулируемые организации. А в соответствии с нормами закона «О саморегулируемых организациях» методы контроля должны быть прописаны внутренними документами СРО. Саморегулируемая организация несет субсидиарную (делегированную обязательствами кворума своих членов)

ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения ущерба, в пределах средств данного фонда:

1. Формирование профильных СРО в целях снижения негативного влияния экономического кризиса, сохранение и расширение доли участия и сферы влияния членов СРО на товарных рынках. Каждая СРО должна не пассивно приспосабливаться к изменившемуся рынку, а активно влиять на него.

2. Предотвращение банкротства членов СРО. Своевременное влияние признаков и причин неплатежеспособности и банкротства, оказание помощи в разработке антикризисной программы и реализации мер по оздоровлению финансового состояния предприятий - членов СРО, проведение систематического мониторинга финансового состояния членов СРО с целью выделения неформальных признаков несостоятельности (банкротства), системы критериев банкротства, ключевых показателей.

3. Внедрение новых методов работы в области анализа, планирования, контроля и стимулирования с целью обеспечения оптимизации налоговых платежей, развития социальной сферы и защиты социально-экономических интересов членов СРО.

4. Полномасштабное развитие кадрового потенциала СРО, повышение квалификации кадров.

5. Развитие информационного обеспечения деятельности СРО, в том числе популяризация системы саморегулирования через средства массовой информации.

Основным нормативным документом в сфере строительства - Градостроительным кодексом РФ - предусмотрено действие СРО трех профилей: саморегулируемые организации строителей (СРОС/ СРО строителей), проектировщиков (СРОП/ СРО проектировщиков), инженерных изыскателей (СРОИ/ СРО инженерных изыскателей). Система саморегулирования в строительной отрасли России призвана в первую очередь повысить качество выполнения проектных и строительных работ, что, как следствие, должно положительно отразиться на уровне безопасности жизни и здоровья граждан. СРО в строительстве, проектировании, инженерных изысканиях - прочная основа для стабильного развития стройрынка России.

Для членов СРО предусмотрены требования о страховании гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда из-за недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Настоящие требования устанавливаются в соответствии с положениями ст. 55.4 и 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п.9 ст. 103, 148 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость страхового полиса устанавливается страховой компанией. Вид или виды выполняемых работ должны быть поименованы в страховом полисе. Предприниматель при вступлении в СРО не вправе представить договор страхования иных видов ответственности, имущества, жизни, здоровья вместо страхового полиса гражданской ответственности.

В соответствии с приказом Министерства регионального развития № 274 от 9 декабря 2008 г. определен перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с данным нормативным актом, не попадают под категорию таких объектов те, по которым работы ведутся вне строительства, реконструкции и капитального ремонта, если это объекты до

трех этажей или площадью до 1500 кв. м. Именно эти объекты (как правило, игнорируемые крупными строительными и девелоперскими корпорациями) могут представлять интерес для предприятий, оказывающих строительно-ремонтные услуги и относящихся к категории малого бизнеса.

Таким образом, целесообразно в обобщенном виде представить возможности описанных выше организационно-правовых форм и новаций в плане их воздействия на развитие региональных рынков жилья (табл. 1).

Таблица 1. Особенности стратегии воздействия организационно-правовых форм на

рынки жилой недвижимости

№ Организационно-правовые формы воздействия на рынки жилой недвижимости Возможности развития рынка жилья Возможности стимулирования процессов саморегулирования на рынке жилой недвижимости

1 Целевые программы Ориентированы в первую очередь на обеспечение жильем нуждающихся категорий населения Стимулируется активность на рынке лиц со средним и низким уровнем достатка

2 Национальные проекты Предлагают возможности решения проблемы жилья для ряда социально уязвимых категорий населения - // -

3 Деятельность Фонда содействия жилищному строительству Возможности реализации концепций малоэтажного строительства и комплексного освоения территории (КОТ) Стимулируются внутрирегиональные процессы миграции (профессиональная и «жилищная» мобильность), отражающиеся на запросах к рынку жилья

4 Ипотечное кредитование Возможности расширения механизмов с учетом снижения процентной ставки и других регуляторов Возможности саморегулирования появятся при условии доступности данного механизма и поддержки корпоративными структурами работников, нуждающихся в жилье

5 Деятельность саморегулируемых организаций в сферах: строительства, девелопмента и пр. Возможности для расширения участия в строительстве малого и среднего бизнеса Изменение баланса: государственное регулирование/саморегулирование. Решение проблемы обманутых вкладчиков за счет коллективной ответственности членов СРО

6 Объединения собственников жилья и потребителей жилищно-коммунальных услуг Возможности участия населения на всех этапах жизненного цикла недвижимости Использование принципов саморегулирования в деятельности общественных объединений

Следует отметить, что возможности для стимулирования процессов саморегулирования на рынке жилой недвижимости имеются практически во всех организационно-правовых формах воздействия на данный рынок. Вместе с тем, пока не решена задача организации партнерского взаимодействия между институтами, реализующими

направления и принципы саморегулирования на рынках жилой недвижимости.

Для сферы оказания услуг на рынке недвижимости крайне важными представляются изменения в законодательстве, связанные с введением института саморегулируемых организаций. Необходимо развитие системы добровольной стандартизации и сертификации услуг и персонала, что реализуется, в основном, через соответствующую деятельность саморегулируемых организаций. Точнее, предполагает подобную реализацию, поскольку на практике формирование СРО пока находится на начальной стадии и формируемые такими организациями нормы далеко не полностью заменяют ранее применявшуюся государственную нормативную практику.

На этапе эксплуатации многоквартирного жилого фонда функции саморегулирования исполняются такими институтами, как товарищество собственников жилья, территориально-общественное самоуправление (ТОС) и другими возможными формами самоуправления и кооперации граждан.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».

2. Жилищный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ //Российская газета. 30 декабря 2004 г.

3. Асаул А. Феномен строительного комплекса в современных экономических условиях. // www.finansy.ru

4. Асаул А.Н., Скуматов Е.Г., Локтева Г.Е. Предпринимательские сети в строительстве / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. - СПб.: Гуманистика, 2005.- 256 с.

5. Великанов Н.Л., Наумов В.А., Корягин С.И., Мойса А.В. Совершенствование системы ливневой канализации города // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2017. -№2(40).- С.14-20.

6. Великанов Н.Л., Корягин С.И. Энергоэффективность городских сетей водоснабжения и водоотведения //Водоочистка. - 2016.- №9.- С.41-47.

7. Чаплыгин В.Г., Степаненко Д.М. Механизм управления инновационным потенциалом региона // Вестник Калининградского юридического института МВД России. - 2011. -№3(25). - С. 86-90.

8. Чаплыгин В. Г. К вопросу о формировании стратегии инновационного развития экономической системы государства // Экономика и предпринимательство. - 2016. -№ 9 (74).(Vol. 10 № 9). - С.62-65.

9. Чаплыгин В. Г., Соломай К. А. Теория нечетких множеств как инструментарий для определения оптимального типа инноваций в отраслях народного хозяйства //Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014.-№ 4(38). - С.110-112.

Reference Literature:

1. Federal Law of the Russian Federation from 1 December 2007, No. 315-Ф3 "On Self-Regulating Organizations".

2. Housing Code of the Russian Federation. Federal Law No. 188-Ф2 from December 29, 2004 (The Russian Newspaper). - December 30, 2004

3. Asaul A. Phenomenon of a Construction Complex under Modern Economic Conditions. // www.finansy.ru

4. Asaul AN, Skumatov Ye. G, Lokteva G.Ye. Entrepreneurial Networks in Construction //. Under the editorship of Dr. of Economics, Professor A.N. Asaul. - St. Petersburg: "Humanistics", 2005. - 256pp.

5. Velikanov N. L, Naumov VA, Koryaghin S. I, Mois A.V. Improvement of an Urban Shower Sewage System / Technico-Technological Service Problems. 2017, №2 (40). pp. 14-20;

6. Velikanov N. L. Koryaghin.S. L. Energy Efficiency of Urban Water Supply and Drainage Networks / Water Purification. 2016, № 9. PP. 41-47.

7. Chaplyghin V.G., Stepanenko D.M. Mechanism of Management with Innovative Capacity of the Region / Bulletin of Kaliningrad Juridical Institute under the Ministry of Home Affairs of Russia,2011, №2 (24), 2011. -pp.86-90.

8. Chaplyghin V.G. To the Issue of a Formation of the Strategy for Innovative Development of State Economic System // Economics and Entrepreneurship,2016,N 9 (74),(Vol. 10, № 9). -pp.62-65.

9. Chaplyghin V.G., Solomay K. Fuzzy Set Theory as a Tool for Determination of Optimal Type of Innovations in National Economy Branches // Bulletin of Kaliningrad Filial under Saint-Petersburg University Attached to the Ministry of Home Affairs of Russia. - 2014, N 4 (38). -pp. 110 -112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.