Научная статья на тему 'Экономические аспекты безопасного инфраструктурного жизнеобеспечения Ставропольского края'

Экономические аспекты безопасного инфраструктурного жизнеобеспечения Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимова И.О., Видеркер Н.В.

Существующие проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве являются источником социальных конфликтов и откладывают отпечаток на экономическую безопасность региона. В статье уделяется внимание разработке мероприятий в области укрепления экономической безопасности инфраструктурного жизнеобеспечения Ставропольского края. Особый интерес представляют предложения по строительству платных автодорог, внедрению альтернативного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алимова И.О., Видеркер Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты безопасного инфраструктурного жизнеобеспечения Ставропольского края»

УГРОЗЫИ БЕЗОПАСНОСТЬ

19 (112) - 2011

УДК 332.1

экономические аспекты безопасного инфраструктурного жизнеобеспечения ставропольского края

И. О. алимова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: aliminna@yandex.ru

н. в. видеркер,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: viderker@yandex.ru

ставропольский государственный университет

Существующие проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве являются источником социальных конфликтов и откладывают отпечаток на экономическую безопасность региона. В статье уделяется внимание разработке мероприятий в области укрепления экономической безопасности инфраструктурного жизнеобеспечения Ставропольского края. Особый интерес представляют предложения по строительству платных автодорог, внедрению альтернативного транспорта.

Ключевые слова: экономическая безопасность, инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, государственно-частное партнерство.

Важнейшей составляющей социальной безопасности граждан и социальной стабильности в контексте новых геополитических реалий являются отрасли жизнеобеспечения населения, в том числе устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса страны. Жилищно-коммунальные услуги для населения имеют особое значение и являются жизненно необходимыми. От их качества и стабильности зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своих жилищах. Поэтому внимание общества, государства к проблемам инфраструктурного жизнеобеспечения должно быть постоянным, тем более в период мирового финансового кризиса.

Существующие проблемы жилищно-коммунального хозяйства, являясь источником социальных конфликтов, безусловно, накладывают отпечаток на экономическую безопасность региона. Отсюда главная задача — поиск путей обновления жилищного фонда, обеспечение соответствующего объема ремонта, повышение эффективности использования этого фонда.

Одновременно должны решаться ставшие особенно актуальными в последнее время проблемы производственных фондов, обеспечивающих жилищный фонд нормальными условиями жизни. Это водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, благоустройство и т. д. Износ инженерного оборудования в отрасли достиг 73 %, инженерных сетей — 65 %. Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60 % при норме 16 %. В год в среднем приходится 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения и 70 % — на сети водоснабжения. В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство остается самым убыточным сектором экономики, более 25 % жилищного фонда, в котором проживают около 20 млн чел., — полностью или частично неблагоустроенно, почти 19 % городов и 40 % поселков городского типа до сих пор не имеют всего комплекса коммунальных услуг (вплоть до полного отсутствия) [3].

Сложившиеся подходы к инвестированию, сохранение традиционной оценки уровня развития отраслей жизнеобеспечения населения по валовым показателям объема реализации услуг привели к росту нерационального расхода ресурсов, снижению надежности, устойчивости и экономической безопасности отрасли.

В своем исследовании авторы оперируют очень близкими понятиями: «жилищно-коммунальное хозяйство» (ЖКХ), «инфраструктурное жизнеобеспечение» и «инфраструктура ЖКХ», поэтому необходимо дать следующие пояснения.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Инфраструктурное жизнеобеспечение определяется как сложный технический комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования, а также промышленного, ремонтно-строительного производства и эксплуатационного обслуживания, созданного для их содержания и сохранности, предназначенных для обеспечения безопасности, комфортной и экономически эффективной жизнедеятельности. Между этими понятиями существует отношение части к целому. Таким образом, инфраструктурное жизнеобеспечение является более емким понятием, характеризующимся социально-экономическими отношениями внутри этой системы. Сюда входят и экологические факторы, и отдельные институты, непосредственно не относящиеся к ЖКХ, но, тем не менее, оказывающие на эту сферу влияние, в частности организации по природоохранному надзору и т. д. Жилищно-коммунальное хозяйство, по мнению авторов, входит в состав инфраструктурного жизнеобеспечения, а инфраструктура ЖКХ является еще более «узким» понятием.

Современное социально-экономическое положение РФ определяет крайнюю актуальность постоянного государственного управления, направленного на обеспечение экономической безопасности страны. Усиление значимости целенаправленной деятельности в этой области определяется всеми теми политическими и экономическими преобразованиями, которые произошли за последние годы в нашей стране.

Развитие общественной жизни связано с возрастанием количества условий и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, интере-

сам общества и государства. Жизнедеятельность человеческого общества достигла такого уровня развития, когда обеспечение безопасности, самосохранения, выживания как отдельного человека, так и общества в целом превращается в проблему, необходимость решения которой не оставляет сомнений.

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Проблему социально-экономической безопасности, по мнению авторов, необходимо рассматривать не только собственно в экономической сфере, но и на ее пересечении с другими, неэкономическими, сферами: с военно-технической, защитой научно-технического и интеллектуального потенциала, общественной, экологической безопасностью и безопасностью инфраструктурного жизнеобеспечения.

В критическом положении оказалось и жилищно-коммунальное хозяйство, которое представляет собой сложный технический комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования, а также промышленного, ремонтно-строительного производства и эксплуатационного обслуживания, созданного для их содержания, ремонта и сохранности. Функционирование такого комплекса — это обеспечение сохранности и эффективного использования жилищного фонда, бесперебойного обеспечения жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека, дальнейшего повышения уровня благоустройства и санитарного состояния территорий муниципальных образований, общего комфорта проживания [9].

Нарастание кризисных тенденций в сфере инфраструктурного жизнеобеспечения, превращение их в один из основных факторов роста социальной напряженности в стране и угрозу поддержания нормального жизнеобеспечения — является неоспоримым фактом.

Все это свидетельствует не только о критическом состоянии инфраструктуры ЖКХ, но и о том, что за последние годы не были созданы ни материальная база модернизации отрасли, ни реальные механизмы, способные «запустить» этот процесс. В связи с этим высказываются опасения за перспективы реформ в ЖКХ, необходимость которых общепризнанна, как признан и тот факт, что рос- 27

соким уровнем износа, низким коэффициентом полезного действия и использования мощностей, большими потерями.

Высокий уровень износа оборудования и коммуникаций привел к росту числа аварий: если в начале 1990-х гг. в среднем по краю на 100 км коммунальных сетей приходилось 80 аварий, то в последние годы без учета мелких аварий только на 100 км инженерных сетей водоснабжения и водоотведения произошло 112 аварий при нормативно допустимом количестве — 30 [2].

Сведения о вводе в действие в Ставропольском крае объектов коммунальной инфраструктуры в 2001—2009 гг. представлены в табл. 1.

Планово-предупредительный ремонт коммунальных сетей и оборудования в Ставропольском крае полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов.

На территории Ставропольского края достаточно остро стоит вопрос очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований, на которых образуется более 7,2 млн м3 твердых бытовых отходов. В большинстве сельских населенных пунктах края система планово-регулярной очистки территорий не действует, отходы сжигаются или сбрасываются на несанкционированные свалки (несанкционированные места захоронений твердых бытовых отходов на территории Ставропольского края составляют 92,3 %, санкциониро-

Таблица 1

Ввод в действие объектов коммунального хозяйства в Ставропольском крае, км

Рис. 1. Актуальные проблемы функционирования жилищно-коммунального хозяйства

сийское жилищно-коммунальное хозяйство давно стало тормозом развития экономики (рис. 1).

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и межотраслевом характере возникших проблем, для преодоления которых требуется взаимосвязанная по направлениям и уровням программа действий.

Современная система жизнеобеспечения Ставропольского края представляет собой многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы. Всего в этом секторе задействовано 768 предприятий и организаций, численность работающих на них — свыше 45 тыс. чел. Потребителями услуг жилищно-коммунального комплекса являются практически все население края, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики.

Состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры г. Ставрополя характеризуется вы-

Показатель 2001 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Водопроводные сети 48,6 68,8 44,3 18,2 41,9 14,9

В том числе в сельской местности 45,1 43,9 37,1 16,3 31,2 10,5

Газовые сети 409,9 264,6 236,4 213,0 449,5 165,3

В том числе в сельской местности 360,3 189,0 181,0 144,9 403,9 121,4

Канализационные сети 2,0 5,2 - 0,4 4,2 8,7

Тепловые сети - 0,7 0,8 1,1 - 13,8

Источник: составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю [2].

ванные — 7,7 % от общего количества). Однако и в городских поселениях охват отходообразователей также не достигает 100 %. Большинство свалок представляют собой технологически не совершенные и экологически опасные объекты, которые не отвечают природоохранным и санитарным требованиям [2].

Ставропольский край расположен в основном в полузасушливой зоне, которая не располагает в достаточном количестве собственными ресурсами поверхностных вод для всех видов хозяйственной деятельности. Водоснабжение 95 % потребителей Ставропольского края осуществляется из централизованных систем водоснабжения. Однако из-за того, что расчетный срок эксплуатации большинства систем водоснабжения истек, в летний период из-за возрастающего объема водопотребления возникает дефицит подачи воды 20—30 % потребителям края. В 44 населенных пунктах Ставропольского края с населением 24 тыс. чел. не обеспечено централизованное водоснабжение, население пользуется привозной водой. В 34 населенных пунктах края с населением 15,5 тыс. человек подается недостаточно очищенная питьевая вода [2].

В Ставропольском крае слабо развита система канализации и очистки сточных вод ввиду долговременного несбалансированного прироста водопроводных и канализационных систем. Общая протяженность канализационных сетей составляет около 2,2 тыс. км. Очистные сооружения канализации (28 комплексов) имеют общую производительность 572,0 тыс. мЗ в сутки. Системы канализации расположены в основном в городах и районных центрах. С учетом сроков эксплуатации степень износа канализационных систем по краю составляет около 60 %.

В г. Нефтекумске, г. Изобильный, с. Новосе-лицкое отсутствуют очистные сооружения канализации, соответственно сточные воды сбрасываются на поля фильтрации. При этом в районных центрах края с. Летняя Ставка, с. Левокумское, с. Степное отсутствуют коммунальные системы канализации. Преобладающая часть жилого фонда сел пользуется

водопроницаемыми выгребами. Неочищенные сточные воды сбрасываются в поверхностные водные объекты или фильтруются в нижерасположенные водоносные горизонты, что является одним из основных источников загрязнения водных ресурсов [2].

Между тем связь инфекционной заболеваемости с микробиологическим загрязнением воды неоспорима: ртуть и свинец высокотоксичные, хлороформ влияет на генетический аппарат и связан с развитием рака, марганец способен вызвать рождение неполноценного ребенка, никель — аллергию.

Анализ использования установленной энергетической мощности выявил «узкие места» по отдельным предприятиям коммунальной электроэнергетики, оказывающие негативное воздействие на развитие муниципальных образований.

Теплоэнергетическая отрасль является самой фондоемкой отраслью жилищно-коммунального хозяйства г. Ставрополя. Проведенный анализ состояния основных производственных фондов показал, что их износ, особенно активной части, находится за критической отметкой в70 % (табл. 2).

Износ основных производственных фондов на 01.01.2010 составляет 70,3 %.

На всех стадиях, от производства до потребления, теплоснабжение является проблемной отраслью как в техническом, так и в экономическом отношении.

Транспортная инфраструктура, обслуживающая Ставропольский край, также характеризуется большим количеством проблем.

Большая часть магистралей г. Ставрополя для пропуска транспорта имеет 2—3 полосы движения (7—10 м), что обусловливает их низкую пропускную способность. При этом ширина основных городских магистралей в красных линиях застройки составляет лишь 30—40 м, что не позволяет развивать их элементов без нарушения застройки.

Общее количество автомобилей в городе в 2007 г. составляло 105 837 ед., из них автобусов — 3 794 ед., грузовых — 8 462 ед., легковых — 86 965 ед.,

Таблица 2

Динамика изменения состояния основных фондов теплоэнергетического хозяйства г. Ставрополя

Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Балансовая стоимость 427 348 429 113 439 882 446 913 463 905 486 668 486 668

на начало года, тыс. руб.

Общий износ, тыс. руб. 274 096 285 041 296 656 308 481 318 097 329 828 358 491

% износа 64 66 67 69 69 68 70

Остаточная стоимость, 153 252 144 072 143226 138 432 145 808 156 840 151 065

тыс. руб.

Источник: [2].

в том числе автомобилей индивидуальных владельцев — 76 194 ед. По состоянию на 1 января 2010 г. общее количество легкового автотранспорта в Ставропольском крае увеличилось на 6,7 %, грузового — на 10,8 %, количество автобусов уменьшилось на 0,1 % [2].

Невнимание к проблемам городского пассажирского транспорта может привести к ряду серьезных последствий и создаст следующие стратегические угрозы: переход городского и пригородного транспорта в состояние, близкое к системному кризису, снижение объема и качества предоставляемых услуг, уровня безопасности транспортных процессов; невозможность выполнения государственных гарантий по обеспечению минимальных нормативов (стандартов) жизненно необходимой транспортной подвижности населения, в первую очередь жителей городов и пригородов; рост негативных последствий от деятельности автомобильного транспорта, в том числе в сфере безопасности и здоровья населения.

Для эффективного решения проблем пассажирского транспорта в г. Ставрополе необходимо проведение комплексной реформы городского пассажирского транспорта, целью которого должно быть формирование устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей, экологически ориентированной системы пассажирского транспорта, отвечающей потребностям населения и доступной всем его слоям, включая малообеспеченные.

Одной из острейших проблем в Ставропольском крае является проблема рынка жилья. Около 45 % многоквартирных домов имеет износ более 30 % и нуждаются в проведении капитального ремонта. Капитальный ремонт проводится недостаточными темпами, при нормативной потребности в ремонте в 4-5 % в среднем ежегодно ремонтируется лишь 0,3 % жилья.

Исходя из предельной стоимости проведения капитального ремонта (5,7 тыс. руб., сложившейся в 2009 г.) на капитальный ремонт требуется более 59 млрд руб.

По степени благоустройства жилищный фонд характеризуется следующими показателями: 79,5 % жилищного фонда оборудовано водопроводом, 73,8 % — канализацией, 68,2 % — ваннами (душами), 90,5 % — газом, 65,9 % — горячим водоснабжением [2].

Таким образом, первоочередными задачами, которые необходимо решать в инфраструктурном жизнеобеспечении, являются: • формирование рынка доступного жилья;

30 -

• модернизация мощностей жилищно-коммунального хозяйства и жилого фонда;

• перевод отрасли на рыночные правила работы (с упразднением государственной монополии, с привлечением частного бизнеса и созданием условий конкуренции);

• достижение высокого уровня качества коммунальных услуг и соблюдение социальных гарантий [1, 6].

Подробный анализ состояния инфраструктуры жизнеобеспечения позволяет говорить о мерах совершенствования в этой сфере.

Затруднения автомобильного движения, вызванные скоплением большого количества частного транспорта на дорогах, вынуждают искать альтернативные пути передвижения. Одним из них, по мнению авторов, является строительство платных трасс на территории Ставропольского края.

Сегодня к появлению первых платных дорог в наибольшей степени готовы два региона — Московская и Ленинградская области. Именно здесь существует сочетание двух ключевых факторов, позволяющих говорить об окупаемости данных проектов: высокий платежеспособный спрос и сверхвысокая загрузка, точнее, перегрузка существующей дорожной сети. Не менее важный фактор — наличие достаточного количества альтернативных бесплатных маршрутов, без чего, согласно федеральному закону, нельзя создавать платную дорогу.

Стоимость проезда должна соответствовать объему и качеству услуг, предоставляемых пользователю платных автомобильной дороги и дорожного объекта, и учитывать необходимость полного, а когда это невозможно, — частичного покрытия затрат на строительство (реконструкцию) автомобильной дороги и дорожного объекта и затрат на их эксплуатацию, а также получения прибыли организацией, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект. Размер платы за проезд определяется по методике, утверждаемой Федеральным дорожным агентством (Росавтодор).

Методика расчета размера платы должна исходить из преимуществ платных автомобильных дорог и дорожных объектов, обеспечивать учет плановых затрат и получение прибыли организацией, эксплуатирующей указанные дороги и объекты. Плата за проезд дифференцируется в зависимости от типа и грузоподъемности транспортных средств.

Предпосылкой строительства таких трасс, по мнению авторов, является соседство Ставропольского края с Краснодарским краем, в котором будет проходить XXII Олимпийские зимние игры в 2014 г. в городе Сочи.

Кроме строительства платных автодорог на территории Ставропольского края в целом и г. Ставрополя в частности, можно говорить о внедрении и запуске альтернативного транспорта (дуо-буса, скоростного трамвая, канатной дороги).

Еще одной из краеугольных проблем является острая нехватка земельных площадей в крае. В первую очередь это касается городских кладбищ. В муниципальном образовании — городе Ставрополе существуют два действующих и пять закрытых для захоронений кладбищ, которые занимают значительные территории. На сегодняшний день остро встает проблема изыскания свободных земель для погребений [5].

Ежегодно в Ставрополе умирают более 4 тыс. чел. Учитывая, что одна могила занимает около 6 м2, площадь захороненных на кладбище ежегодно увеличивается на 24 га. Такой рост площади кладбищ — просто угрожающий для города. Поэтому вопрос о строительстве в краевом центре крематория встает все острее.

На сегодняшний день проект ставропольского крематория разработан на стадии технико-экономических обоснований. Для того чтобы завершить его на стадии рабочего проекта, необходимо порядка 6 млн руб. По расчетам специалистов, строительно-монтажные работы крематория вместе с оборудованием обойдутся еще в 107,7 млн руб. Крематорий может быть и частным, вот только для реализации этого проекта инвестора до сих пор не нашлось. Крематорий, помимо вопроса с землей, решит и другие проблемы: он позволит избавиться от мусоросжигательных печей, расположенных на территории больниц, устранит сложности с захоронением лиц без определенного места жительства [5].

Еще одной из наиболее значимых проблем в области жизнеобеспечения является проблема утилизации и обезвреживания твердых отходов производства и потребления.

Практика ликвидации большей части таких отходов с помощью свалок наряду с потерей земельной площади, увеличением количества свалок и полигонов для захоронения ведет к увеличению неуправляемой миграции отходов в окружающую среду. Основная масса твердых отходов вывозится из городов и поселков городского типа на свалки и полигоны, занимающие в стране, по самым скромным оценкам, свыше 40 тыс. га земли; кроме того, около 50 тыс. га составляет площадь закрытых (заполненных) свалок и полигонов.

Один из практических путей решения этих проблем — сортировка отходов в целях максимального извлечения всех полезных составляющих,

входящих в состав твердых отходов, их возврат в товарный оборот в качестве сырья, так как они содержат ценные утильные компоненты, и их последующая переработка.

Решить задачу уплотнения отходов можно с помощью пакетировочных прессов. Такую продукцию охотно покупают организации, перед которыми остро стоит проблема утилизации отходов, фирмы, занимающиеся закупкой, сбором и переработкой вторсырья, а также крупные и мелкие торговые сети, торговые центры, предприятия быстрого питания, складские комплексы, типографии, ткацкие фабрики и другие предприятия, которые каждый день сталкиваются с проблемой утилизации отходов. С помощью прессов изготавливаются компактные кипы из материалов, которые наиболее пригодны для вторичного использования: отходы бумаги и картона, изделия из пластмассы различных форм, алюминиевые банки из-под напитков, ПЭТ (полиэтилентерефталат) бутылки, а также бытовые и промышленные отходы.

Следующим направлением институционального совершенствования отрасли может стать строительство в г. Ставрополе мусороперерабаты-вающего завода. Конкуренция в сфере переработки мусора минимальна, а что касается Ставрополя и Ставропольского края, то она и вовсе отсутствует.

Строительство мусороперерабатывающего завода в г. Ставрополе, по мнению авторов, следует реализовывать при совместном финансировании местных и региональных органов власти, а также участии промышленных предприятий города. Основные результаты проекта представлены в табл. 3.

Для реализации такого проекта, по расчетам авторов, необходимо порядка 550 млн руб.

Если коммерческие банки откажут в кредитовании данного проекта, то мусороперерабатывающий завод может рассчитывать на государственную поддержку, так как имеет высокую бюджетную эффективность. Срок окупаемости проекта, рассчитанный по показателям чистой прибыли, амортизации и объема инвестиций, составляет около 5 лет.

Приведенные авторами наиболее важные мероприятия в области укрепления экономической безопасности инфраструктурного жизнеобеспечения представлены на рис. 2.

Важнейшими мероприятиями в области укрепления экономической безопасности инфраструктурного жизнеобеспечения, по мнению авторов, являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• строительство платных автодорог, внедрение альтернативного транспорта (дуобусы, канатные дороги, скоростные трамваи);

- 31

Таблица 3

Обоснование необходимости реализации инвестиционного проекта по строительству мусороперерабатывающего завода в г. Ставрополе

Показатель Характеристика показателя

Основное направление деятельности реализации проекта Стабилизация экологического состояния в г. Ставрополе (в связи с тенденцией роста населения в городе ощущается острая необходимость в переработке бытовых и промышленных отходов)

Основной итог реализации проекта Переработка бытовых и промышленных отходов в строительные материалы, возобновление полезных свойств отработанных компонентов и т. д.

Конкуренция в сфере переработки мусора В Ставропольском крае и в г. Ставрополе отсутствует

Окончание табл. 3

Производственный план 1. Смешанный, раздельный сбор и транспортировка коммунальных твердых бытовых отходов (ТБО). 2. Конвейерно-контрольная сортировка отходов и переработка вторичных ресурсов (вторполимеров, макулатуры, текстиля, металлолома, стеклобоя). 3. Производство на основе вторресур-сов строительных материалов, изделий из вторичных полимеров, конструкционных изделий, продукции хозяйственно-бытового назначения

Финансирование проекта Средства регионального и местного бюджетов, средства частных инвесторов

Стоимость проекта Около 550 млн руб.

Срок окупаемости 5 лет

Экономическая эффективность платных дорог:

• внутритранспортный экономический эффект (снижение затрат, связанных с перевозками, и увеличение прибыли транспортных предприятий);

• внетранспортный экономический эффект (сокращение потерь и затрат в различных отраслях экономики, развитие сферы материального производства и организаций непроизводственной сферы, активизация предпринимательской деятельности);

• непосредственный экономический эффект в социальной сфере (сокращение потерь от ДТП, сокращение потерь, связанных с воздействием автотранспорта на окружающую среду, потерь времени и др.)

Позволит решить ряд проблем транспортных разгрузок, которые являются угрозой экологической безопасности города (повышенное расходование горючего), угрозой жизни и здоровью населения (большая трата времени медицинской

скорой помощи из-за нахождения в «пробках»), и как следствие всего этого экономической безопасности в целом -снижение скорости доставки грузов, эффективности труда и

др.

Строительство платных трасс, расширение действующих автомагистралей, строительство многоуровневых стоянок

Строи тел ьство крематория

Существующие угрозы Затруднения автомобильного движения, вызванные скоплением большого количества частного транспорта на дорогах («пробки»)

Рост площади кладбищ, угрожающий для города при уже существующей острой нехватке земельных площадей Проблема утилизации и обезвреживания твердых отходов производства и потребления

Внедрение и запуск

альтернативного транспорта (дуобус, скоростной трамвай, канатная дорога)

Строительство мусороперерабатывающего завода

Решит проблему мест захоронений. Современные кремационные печи являются экологически чистыми и не загрязняют окружающей среды. Кроме того, кладбище с I урнами не нуждается в санитарной зоне, так как отсутствует опасность заражения

Способствует стабилизации экологического состояния в г. Ставрополе, позволит осуществлять переработку бытовых и промышленных отходов в строительные материалы, бытовую химию и т.п.

Рис. 2. Механизмы и инструменты укрепления экономической безопасности инфраструктурного

жизнеобеспечения в Ставропольском крае

сокращение земель, занятых под кладбище за счет строительства крематория; внедрение экологически безопасных и одновременно экономически эффективных и высоких технологий утилизации твердых отходов; развитие системы государственно-частного партнерства, особенно ее элемента в форме концессии [4, 7].

Для осуществления подобных мероприятий необходимы внушительные финансовые вливания, которые государство не в состояние осуществить самостоятельно. Поэтому эффективным способом решения проблемы финансирования является государственно-частное партнерство (ГЧП).

Комплекс отраслей производственной инфраструктуры (электроэнергетика, автомобильные

и железные дороги, порты, аэропорты, трубопроводный транспорт, коммунальное хозяйство) является наиболее уязвимым местом российской экономики. Его состояние — источник возможных структурных, техногенных и иных кризисов и катастроф. Основные фонды крайне изношены. За последние 10—15 лет практически не осуществлялось инвестиций в развитие инфраструктуры ЖКХ, не строились новые мощности. Даже в условиях продолжающегося в течение последних трех лет экономического роста в России не наблюдается адекватного увеличения производства и массированного притока инвестиций в производственную инфраструктуру.

Возможные источники финансирования государственных обязательств в механизме государственно-частного партнерства представлены на рис. 3.

В российской практике используются все формы ГЧП, кроме концессий. В то же время концессии — это наиболее развитая, перспективная и комплексная форма партнерства. Во-первых, они, в отличие от контрактных, арендных и иных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий. В-третьих, у государства в рамках как концессионного договора, так и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов. В-четвертых, государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения ею.

Проекты на основе концессий представляют собой партнерские структуры, создаваемые государственными организациями и представителями частного сектора

для реализации проектов или предоставления услуг, которые традиционно находятся в ведении государственного сектора. То есть коммерческие структуры инвестируют средства в строительство и развитие инфраструктурных проектов и эксплуатируют их, получая возмещение своих затрат, а также прибыль как из бюджета, так и от непосредственных потребителей услуг. Эффективные модели управления проектами ГЧП представлены на рис. 4.

В качестве источников финансирования государственных обязательств в механизме государственно-частного партнерства могут выступать бюджетные средства, средства государственных институтов развития (Инвестфонда РФ, Внешэкономбанка, венчурных фондов и пр.), а также средства частных инвесторов, в том числе зарубежных.

Существует, например, успешный опыт работы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в данной сфере, который реализует в настоящее время в России 17 проектов (в 12 регионах) общей стоимостью около 400 млрд евро, в стадии подготовки находится еще 8 проектов. Таким регионом может стать и Ставропольский край. Деятельность ЕБРР в российском коммунальном секторе направлена на финансирование предприятий ЖКХ, в том числе государственных и муниципальных, на стимулирование работы в этой сфере частного бизнеса, а также поиск необходимого софинансирования для реализации проектов.

Практическое применение схемы государственно-частного партнерства нашли в реализации самого крупного в мире транспортно-инфраструк-

Рис. 3. Источники финансирования государственных обязательств

Проектное управление

Выбор частной управляющей компании для реализации проекта со стороны государства (обычно -некоммерческий фонд)

Модели управления проектами ГЧП

г Единый орган на федеральном уровне V . > Создание единого органа по реализации проектов ГЧП на федеральном уровне

Региональный орган

Создание единого органа по ГЧП па региональном уровне с функциями подготовки, финансирования и участия в реализации проектов

Рис. 4. Эффективные модели управления проектами ГЧП

турного проекта — строительства и эксплуатации Евротуннеля (15 млрд долл. инвестиций). В рамках концепции ГЧП, и в первую очередь посредством предоставления концессий, осуществляется долгосрочная инвестиционная программа по созданию транс-европейских сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур (400 млрд евро инвестиций в течение 20 лет). В развивающихся странах в структуре ГЧП концессии занимают 70 % по количеству и стоимости всех проектов.

Примером успешной реализации государственно-частного партнерства в отрасли ЖКХ в России является деятельность ОАО «Евразийский» — фонда для развития проектов коммунальной инфраструктуры с уставным капиталом 4 млрд руб. Инвестиционная программа, разработанная по инициативе ОАО «Евразийский», утверждена решением Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, и реализуется при участии администрации Ростовской области, администрации Ростова-на-Дону совместно с ОАО «Водоканал г. Ростова-на-Дону» на принципах государственно-частного партнерства. Программа призвана качественно улучшить водоснабжение Ростова и юго-запада Ростовской области, создать условия для градостроительного развития крупнейшей агломерации Юга России, а также снизить остроту экологических проблем Азово-Черноморского бассейна. Общая стоимость программы на конец прогнозного года составляет 41 759 млн руб., их них 32 665 млн руб. привлекает частный инвестор, 6 749 млн руб. — выделяет Инвестиционный фонд РФ, 2 344 млн руб. — бюджеты Ростовской области и города Ростова-на-Дону. Программой, реализа-

34 -

ция которой намечена в три пятилетних этапа, предусматривается создание коммунальной инфраструктуры, которая откроет возможности для возведения 12,6 млн м2 жилья, что равнозначно строительству нового города на 781 тыс. жителей.

Инфраструктурное жизнеобеспечение является важнейшей составляющей социальной безопасности граждан и социальной стабильности. Поэтому внимание общества, государства к проблемам ЖКХ должно быть постоянным, тем более в период мирового финансового кризиса. Эксперименты, риски с жизненно важными коммунальными объектами без абсолютной уверенности в их целесообразности, просто недопустимы [8].

Поэтому только комплексное решение изложенных проблем, повышение эффективности взаимодействия органов власти всех уровней, частного бизнеса, общественных организаций и других представителей гражданского общества будут способствовать успешной модернизации жилищно-коммунального хозяйства региона и его стабильному функционированию.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

• критическое положение в области инфраструктурного жизнеобеспечения в России сложилось вследствие длительного (почти 20-летнего) системного социально-политического и экономического кризиса в стране, его наложения на современный глобальный кризис; устаревших методов и экономических механизмов управления, включающих крайне несовершенное ценообразование и налогообложение; резкого сокращения государственных дотаций; колоссального технического и морального износа основных фондов. Подобная ситуация грозит лавинообразными процессами техногенных катастроф и резким усилением социальной напряженности в обществе;

• необходимость ускоренного перехода к устойчивой модели функционирования инфраструктурного жизнеобеспечения определяет целесообразность использования программно-целевого метода, поскольку проблемы

экономической безопасности в данной сфере входят в число приоритетов формирования федеральных целевых программ; полностью соответствуют стратегии государственной политики развития жилищно-коммунального хозяйства; имеют межотраслевой и межведомственный характер; не могут быть решены без участия федерального Центра и в пределах одного финансового года; требуют расходов на НИОКР и расходов капитального характера в течение 8—10 лет;

• характерными угрозами для инфраструктурного жизнеобеспечения крупных городов Ставропольского края являются террористические, криминальные, техногенные, информационные, экологические, социальные, природные, санитарно-эпидемиологические факторы;

• экономике инфраструктурного жизнеобеспечения Ставропольского края угрожают крайний физический и моральный износ основных фондов; недостатки в учете имущества ЖКХ; отсутствие экономически обоснованной тарифной политики, учитывающей инвестиционную составляющую и ее связи с тарифной политикой в ТЭК; несовершенное законодательство, должное обеспечивать реформирование отрасли; низкий уровень менеджмента; недостаточные темпы формирования новых отношений собственников; слабый учет социальных факторов;

• наиболее нетривиальными мероприятиями в области укрепления экономической безопасности инфраструктурного жизнеобеспечения Ставропольского края являются строительство платных автодорог, внедрение альтернативного транспорта (дуобусов, канатных дорог, скоростных трамваев); сокращение земель, занятых под кладбище, за счет строительства крематория; внедрение экологически безопасных и одновременно экономически эффективных и высоких технологий утилизации твердых отходов; развитие системы государственно-частного партнерства, особенно ее элемента в форме концессии;

• к элементам безопасного инфраструктурного обеспечения в ситуации обеспечения экономической безопасности Ставропольского края в целом и города Ставрополя в частности относится строительство крематория и мусоро-перерабатывающего завода. По исследованиям

и расчетам авторов, в городе с населением более 350 тыс. чел. площадь кладбищ ежегодно увеличивается на 24 га. Строительство крематория обойдется немногим более 100 млн руб. Но при стоимости 0,1 га пригородных земель в 150 тыс. руб. только за счет экономии земельных ресурсов строительство крематория окупится менее чем за полгода; строительство мусороперерабатывающего завода в краевом центре с годовой мощностью 70 тыс. т (300 тыс. м3 в смену) твердых бытовых отходов при односменной работе обойдется в сумму 550 млн руб., но за счет экономии земли под свалки дальнейшая его эксплуатация окупится менее чем за 5 лет.

Список литературы

1. Городское хозяйство. [Электронный ресурс]. URL: www.gkh.ru.

2. Жилищно-коммунальное хозяйство в Ставропольском крае: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. 2009 г.

3. ЖКХ: жилищно-коммунальное хозяйство. [Электронный ресурс]. URL: www.comhoz. ru.

4. Методические рекомендации по разработке стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования / под ред. П. В. Акинина. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.

5. Министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края. [Электронный ресурс]. URL: www.stavstroigkh.ru.

6. Реформа ЖКХ. [Электронный ресурс]. URL: www.rway.ru.

7. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования — центра субъекта Российской Федерации / под ред. П. В. Акинина. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.

8. Черняк В. З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2008.

9. Экономические аспекты безопасности в разрешении сложной народнохозяйственной проблемы: научное издание / В. В. Кузьменко, В. И. Трысячный, Ю. И. Жевора. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.