Библиографические ссылки.
1. Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. Аванта+, 1998. 704 с.: ил.
2. Экологическое право, Саночкин Б. В., 28 стр. Екатеринбург, 2000.
УДК 339.543
С.Р. Скрипниченко, Н.В. Брянцева
Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия
МЕРЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.
В настоящее время в России проблема наркомании стоит очень остро. Данную проблему можно решать несколькими способами раздельно или в комплексном сочетании. Данная статья посвящена различным подходам к решению данной проблемы. Начиная от введения уголовной ответственности за употребление наркотиков, до различных мер социального характера.
At the present time in Russia the problem of addiction is very serious. This problem can be solved in several ways, separately or in complex combination. This article focuses on different approaches to solving this problem. Starting from the criminalization of drug use to a variety of social measures.
Современный подход к противодействию наркотизации должен быть комплексным, и включать в себя не только методы социально-медицинской профилактики от наркозависимости, но и меры ограничительного характера, направленные на пресечение незаконного оборота наркотиков и уголовное преследование виновных в совершении наркопреступлений.
Социальная ориентированность рестриктивной стратегии позволяет считать ее наиболее перспективной для применения в Российской Федерации.
Каждому человеку присущ страх, и именно из-за боязни наказания люди не нарушают закон. Многие исследователи приводят данные о том, что, по словам самих наркозависимых, они не стали бы употреблять наркотические средства, если бы их действия были уголовно наказуемыми.
Важно оказывать влияние не только на наркозависимых, но и не забывать о помощи их родным и близким. Нужно создавать специальные группы, куда бы родственники наркоманов могли обратиться за помощью и поддержкой. К сожалению, таких групп поддержки очень и очень мало. Такие группы существуют в США и занимают особое место в системе реабилитации наркоманов и их семей, в них родственники наркоманов могут обменяться опытом и поддержать друг друга советом и делом. Часто родственники реабилитированных наркоманов и сами реабилитированные наркоманы являются участниками данных собраний и на своём примере поддерживают тех, кто уже отчаялся. Данное направление в системе реабилитации является коллективным методом борьбы и профилактики с таким общественно-значимым заболеванием, как наркомания.
Необходимо развивать и оказывать всяческую поддержку лечебно-трудовым профилакториям, как на региональном, так и на федеральном уровне. Безусловно, необходимо вводить альтернативное лечение, «если даже благодаря альтернативному лечению возможно вернуть в социум 10%
наркозависимых». Первый ЛТП на территории Советского Союза был открыт в 1964 в Казахской ССР. Затем такие заведения стали открываться в РСФСР и других республиках. В марте 1974 вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Указом устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития».
Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 1 года до 2 лет, решение о направлении в него принимал местный судья. В 1994 году система принудительного лечения была отменена в России. В настоящее время ЛТП продолжают работать в таких странах бывшего СССР как Белоруссия и Туркмения. В Беларуссии в 1991 году был принят специальный закон, сохраняющий ЛТП. Закон действует в «отношении алкоголиков и наркоманов, нарушающих законные права и интересы других лиц в связи со злоупотреблением алкоголем и наркотиками». Суд направляет таких людей в ЛТП в целях изоляции от общества и медико-социальной реабилитации. В противном случае к таким людям следовало бы применять уголовный закон, что далеко не всегда является лучшим способом решения проблемы. Принудительная изоляция с последующей реабилитацией по решению суда существует и в некоторых европейских странах (например, в Германии).
По Беларусскому опыту стоит вернуть данный институт в нашу систему реабилитации наркоманов для того, чтобы граждане, «больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ». Закон говорит об обязанности граждан возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, чьи родители находятся на лечении из-за систематического нарушения трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Наркологические заболевания у каждого конкретного зависимого состоят из одних и тех же составляющих (биологические и социально-психологические), но удельный вес этих составляющих различен. Одни больные - с биологической предрасположенностью к наркотической зависимости, а другие втягиваются в процесс злоупотребления под влиянием среды, то есть на первом месте у них стоят социально-психологические факторы. Тем не менее, независимо от преобладания тех или иных факторов, на всем протяжении реабилитационного воздействия оно должно быть ком-
плексным, включая в себя медикаментозное, психотерапевтическое и социальное воздействие, причем продолжительность частей реабилитационного процесса у разных наркоманов разная. В связи с вышесказанным для некоторых больных необходимо изолированное лечение.
В связи с вышесказанным становится очевидным создание лечебных учреждений закрытого типа. Подобные учреждения необходимы для 10-12% больных, нуждающихся в изолированном лечении, одного такого учреждения достаточно на округ. Важно в рамках данного института не выпускать из поля зрения то, что часто на определенном этапе реабилитации возникает проблема необходимости преодоления естественного психологического отчуждения, существующего между медицинским персоналом, традиционно исповедующим медикоцентрический подход, основанный на наборе формализованных профессиональных знаний, и специалистами по социальной работе, действующими другими методами.
Сближение позиций возможно как с помощью специальных образовательных программ, обеспечивающих дополнительные профессиональные медицинские знания у социальных работников, так и через осознание медицинскими работниками всех нюансов социально-психологического состояния своих пациентов. Залогом эффективности социальной работы в решении проблем наркозависимости является постоянная связь лечебного процесса с деятельностью по коррекции социального статуса больного.
Отсюда вытекает необходимость сближения позиций наркологов и социальных работников, прежде всего с помощью грамотной организации совместного лечебно-реабилитационного процесса, что должно быть закреплено в соответствующих нормативных документах, должностных инструкциях и положениях. Одной из основных целей специалистов по социальной работе в деле реабилитации наркозависимых становится помощь наркоману в осознании особенностей его болезни - он должен помочь человеку, попавшему в зависимость, и его семье научится полноценно жить, несмотря на эту болезнь, не испытывая чувства вины и обреченности.
Последнее время всё чаще предлагают уделить особое внимание вопросам ужесточения ответственности наркопотребителей, в частности, предлагают не только штрафовать (как это делается сейчас), но и привлекать к уголовной ответственности людей, употребляющих наркотики. В данном случае самое важное проработать вопрос к кому применяется термин «употребляющий наркотики» и правильно ли привлекать к уголовной ответственности человека за однократное употребление наркотиков. В связи с выше сказанным, видится более логичным дополнить Уголовный кодекс РФ новыми нормами, устанавливающими уголовную ответственность за употребление наркотических средств, если это деяние будет совершено лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за аналогичные действия.
Помимо введения уголовной ответственности за употребление наркотических веществ необходимо проработать вопрос возможности ее отмены в случае согласия наркозависимого на прохождения курса лечения. Такой законопроект предполагает введение не только новых санкций в Уголовный кодекс (УК) РФ, но и принципиально новых понятий и положений в ряд других законов: "О наркотических средствах и психотропных веществах",
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ и КоАП. В том случае, если пациент злостно уклоняется от самостоятельного обращения за медицинской помощью, ведёт асоциальный или антисоциальный образ жизни, грубо социально дезадаптирован, то о добровольности лечения и социальной реабилитации речи идти не может. К сожалению, на сегодняшний день законодательная база, обеспечивающая принудительные меры медицинского характера, очень несовершенна.
Принцип добровольности должен безоговорочно соблюдаться в случае активного стремления пациента к сотрудничеству с медицинскими и социальными учреждениями. В большинстве стран мира, включая промыш-ленно развитые страны западной демократии, традиционно осуществляется та или иная степень принуждения больного к обращению за помощью в соответствующие учреждения. Проработка данных вопросов не ограничивается только одной отраслью права, а является комплексной проблемой, которую нужно решать сразу по нескольким направлениям.
УДК 339.727
А.Н. Щедричева, Г.Е. Шалдина
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Понятие и сущность налогового планирования как инструмента регулирования налоговой системы в России.
Term of tax planning as a tool of regulating of tax system in Russia.
Успешное функционирование налоговой системы невозможно без её регулирования. Правовое регулирование налогов актуально в экономической и социальной жизни России вопрос.
Налоговая система - совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Правовое регулирование - это не только процесс создания и систематизации правовых норм, но и их конечная цель.
Рассмотрение основных теоретических положений, связанных с категорией «налоговая система», позволяет опираться на него при рассмотрении понятия «налоговое планирование».
Планирование - способ регулирования экономических процессов на уровне народного хозяйства страны, отрасли, предприятия, территориальной единицы.
Планирование - одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние системы, путей, способов и средств его достижения.
Другими словами, планирование - неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью, заключающаяся в установлении желаемого будущего состояния объекта и оптимальных способов и методов