Научная статья на тему 'Обязательное лечение лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, как особый вид административного принуждения'

Обязательное лечение лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, как особый вид административного принуждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NARCOTIC DRUGS / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / DRUG ABUSE / COMPULSORY TREATMENT / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / НАРКОМАНИЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Занина Татьяна Митрофановна, Орехова Наталья Александровна

В статье рассматриваются причины употребления наркотических средств и психотропных веществ, нормы и санкции, связанные с контролем над оборотом наркотиков, основные законы и постановления, касающиеся борьбы с потреблением наркотиков, а также план мероприятий по лечению наркозависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPULSORY TREATMENT OF PERSONS WHO USE NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AS A SPECIAL TYPE OF ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT

The article examines the reasons for the use of narcotic drugs and psychotropic substances, rules and sanctions related to drug control, basic laws and regulations related to combating drug use, and a plan for drug dependence treatment.

Текст научной работы на тему «Обязательное лечение лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, как особый вид административного принуждения»

Т.М. Занина,

кандидат юридических наук, профессор

Н.А. Орехова

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ЛИЦ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА, КАК ОСОБЫЙ ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

COMPULSORY TREATMENT OF PERSONS WHO USE NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AS A SPECIAL TYPE OF ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT

В статье рассматриваются причины употребления наркотических средств и психотропных веществ, нормы и санкции, связанные с контролем над оборотом наркотиков, основные законы и постановления, касающиеся борьбы с потреблением наркотиков, а также план мероприятий по лечению наркозависимости.

The article examines the reasons for the use of narcotic drugs and psychotropic substances, rules and sanctions related to drug control, basic laws and regulations related to combating drug use, and a plan for drug dependence treatment.

В начале прошлого века наркомания в России имела широкое распространение. К концу 30-х годов Советский Союз практически искоренил это явление, хотя никакие профилактические меры не проводились, причиной стал «железный занавес», изолировавший СССР от других стран. В 60-е годы процент людей, употребляющих наркотические средства, был минимальным, в него входили люди, получившие зависимость во время лечения тяжелых болезней, приобретавшие наркотики по рецептам врачей. В это время профилактика наркомании сводилась к информированию граждан об опасности употребления морфия в качестве лекарства. В 70-е годы традиция выращивать мак и коноплю из южных стран добралась и до России. Тогда профилактика наркомании в молодежной среде смогла бы значительно снизить количество наркоманов, но проблему замалчивали. В 80-е годы молодые люди уже начали употреблять внутривенно опий.

Иметь следы от укола шприцем или томно почесывать место укола стало даже модно, а достать наркотики не представляло никакой сложности. В 90-е годы страну охватила настоящая эпидемия употребления наркотиков среди несовершеннолетних. По сравнению с тем временем в наши дни количество наркоманов несколько уменьшилось, но проблема употребления наркотиков остается одной из важнейших.

Эта проблема связана со сложными социальными, эмоциональными, психологическими и экологическими факторами, которые могут быть разделены на факторы риска и защитные.

Защитные факторы связаны с уменьшением потенциала для употребления наркотиков. К ним могут относиться высокий социально-экономический статус в обществе, успешное обучение в образовательных организациях и хорошие перспективы трудоустройства, семейная сплоченность и

негативные взгляды на употребление наркотиков среди членов семьи, сверстников и окружения.

Факторы риска включают в себя высокий уровень доступности наркотиков, низкий социально-экономический статус в обществе, переживание психической травмы или насилия, примеры наркотической зависимости среди сверстников или членов семьи, наличие недостаточной поддержки в семье или на уровне общества.

В связи с быстрой индустриализацией и урбанизацией в стране сложился новый образ жизни. Вековые табу и традиционный социальный контроль утратили силу, открывая двери вседозволенности, что дало возможность проявления антиобщественного поведения, включая злоупотребление наркотиками. Семья сегодня имеет далеко не такие твердые позиции, как раньше.

Эмоциональные состояния, такие как стресс, неудачи, разочарования, часто приводят людей к употреблению наркотиков.

Когда человек не находит пути к достижению своих целей, он уходит в себя, отказывается от участия в общественной жизни, что также может привести к наркомании.

Еще одной причиной употребления наркотиков выступает скука, мотивирующая к антисоциальному поведению, в этом случае злоупотребление наркотиками может выступать как способ проведения досуга. Бездомность и беспризорность также нередко являются причиной злоупотребления наркотиками.

Правонарушения, связанные с наркоманией и незаконным производством и оборотом наркотиков, в настоящее время являются серьезной проблемой практически для каждой страны. Злоупотребление наркотиками оказывает пагубное воздействие не только на граждан, употребляющих наркотические средства, но и на экономику страны в целом. В связи со стремительным ростом правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств и психотропных веществ в России, создание эффективных мер для сокращения их числа является очень актуальным вопросом.

На сегодняшний день нормативно-правовую базу, регламентирующую отношения в сфере оборота наркотиков, составляют Конституция Российской Федерации, нормы международных договоров (Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г., Единая Конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. и др.), Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы и законы субъектов федерации (в частности, Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ

«О наркотических средствах и психотропных веществах»), положения Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года и др.

Так, например, п. «м» ст. 71 Конституции РФ говорит о том, что производство наркотических средств и порядок их использования находятся в ведении Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» потребление наркотиков и психотропных веществ запрещено на всей территории Российской Федерации.

Стратегической целью профилактики немедицинского потребления наркотиков является сокращение его масштабов, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них. Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих основных задач, указанных в «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденной указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690:

а) формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации;

б) организация и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков;

в) организация профилактической работы в организованных (трудовых и образовательных) коллективах;

г) развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности посредством ежегодной диспансеризации;

д) создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, формирование, стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании;

е) формирование поведения, обусловливающего снижение спроса на наркотики;

ж) формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста, их родителей и учителей [1].

Что касается Кодекса об административных правонарушениях РФ, то он предусматривает меры ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Непосредственно немедицинское употребление наркотиков в российском законодательстве регулируется ст. 6.9 КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ», ч. 2 и ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах» [2].

Названные статьи предусматривают наказание в виде административного штрафа или административного ареста, а ч. 2 ст. 6.9 и ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ, в которых идет речь о потреблении наркотиков иностранными гражданами или лицами без гражданства, предусматривают административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Однако опыт показывает, что различные превентивные и карательные меры в виде штрафов, тюремного заключения или содержания под стражей за употребление наркотических средств не устраняют эту угрозу.

Федеральный закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изложил часть 2.1 статьи 4.1 КоАП РФ в следующей редакции:

«2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» [3].

В настоящее время во многих странах мира, например, США, Швеции, Гонконге, Корее, Сингапуре, употребление наркотических средств является уголовно наказуемым преступлением, а лечение преступников, употребляющих наркотические средства, является обязательным. В нашей стране направление на лечение носит скорее рекомендательный характер как в административном, так и в уголовном законодательстве.

Система обязательного лечения предполагает диагностику наркоманов без их согласия. Профилактические мероприятия проводятся как в отношении лиц, неоднократно употребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача, так и в отношении граждан, замеченных в этом впервые. Правонарушители юридически обязаны подчиняться лечению.

Под широкое определение принудительной системы лечения наркомании могут подойти и общественные институты, которые работают отдельно от правоохранительной системы и судов. Например, лица, злоупотребляющие наркотиками, могут получать такое лечение в системе здравоохранения. В данной статье хотелось бы рассмотреть более узкий аспект — принудительное лечение наркозависимых как особый вид административного принуждения.

Основной принцип системы обязательного лечения лиц, злоупотребляющих наркотиками, заключается в том, что этих людей в первую очередь нужно считать пациентами, к которым необходимо особое отношение, а не правонарушителями. Другими словами, не наказание наркоманов, а лечение должно быть приоритетным в рамках системы административного правосудия.

Если ввести обязательную систему лечения наркомании как особую форму распоряжения (без основных видов наказания — административный штраф, административный арест), мы сможем избежать стигматизации наркоманов, это поможет в их реабилитации и исключении дальнейшего употребления ими наркотических средств и психотропных веществ.

Как уже говорилось выше, некоторые страны мира за потребление наркотических средств предусматривают уголовную ответственность, при этом прохождение обязательного лечения освобождает лиц, совершивших преступление, от наказания. Однако при этом имеются оговорки о надлежащем исполнении принудительного лечения.

Так, например, в Таиланде, если комитет по оценке реабилитации наркозависимых лиц заметит нарушение условий принудительного лечения, то наркоман будет наказан в соответствии с уголовным кодексом.

В Малайзии нарушение условий принудительного лечения считается новым преступлением и карается тюремным заключением, битьем палками или штрафом.

Наркомания приводит к глубоким изменениям личности и другим расстройствам психики, а также к нарушениям функций внутренних органов [4], поэтому сотрудничество правоохранительных органов, судов, системы здравоохранения, социального обеспечения, образования, других учреждений, государственных и частных организаций имеет важнейшее значение для решения этой проблемы.

В зависимости от тяжести и сроков злоупотребления наркотическими средствами учреждения, исполняющие принудительное лечение, могут использовать различные методы:

1) медикаментозный;

2) психо-социальное вмешательство;

3) религиозную психотерапию;

4) трудотерапию.

Сроки употребления наркотических средств и тяжесть заболевания у наркоманов различны, поэтому, для того чтобы реализовать эффективную систему лечения, нужно изучить, какие виды ресурсов необходимы для того, чтобы предложить лечение, которое соответствует индивидуально каждому, какие системы долечивания и поддержки должны предоставляться после завершения принудительного лечения. Реабилитация и полное выздоровление наркозависимого человека — очень длительный процесс, который нуждается в различных видах поддержки для обеспечения его эффективности.

Лечение необходимо проводить с учетом социальных, физических и психологических особенностей больных.

Принудительное лечение должно складываться из стационарного и амбулаторного. Стационарное лечение в реабилитационном центре может состоять из нескольких этапов:

1) первоначальный (этап привыкания);

2) реабилитационный;

3) пробационный надзор и контроль.

На каждом из этих этапов должно уделяться внимание:

1) физической подготовке;

2) психическому и интеллектуальному развитию способностей;

3) эмоциональному контролю и социальным навыкам;

4) образованию и профессиональной подготовке.

После завершения такого лечения для наркозависимых нужно проводить консультирования, тренинги, профессиональное обучение, которые

дадут необходимые социальные навыки для дальнейшей жизни, помогут найти работу и укрепить семейные отношения. В целях укрепления семейных связей встречи с зависимыми лицами можно проводить с использованием интернета, в присутствии других членов семьи.

Срок принудительного лечения должен быть ограничен законом, при этом плавный переход от одного этапа к другому имеет решающее значение. Переход от стационарного лечения к амбулаторному играет важную роль в предотвращении повторного употребления наркотиков (профилактика рецидивов) и полной реинтеграции наркоманов в обществе. Реинтеграция включает в себя восстановление межличностных отношений с членами семьи и друзьями; возвращение к месту работы или учебы; отказ от общения, которое поощряет повторное использование наркотических средств и психотропных веществ.

Главными элементами, влияющими на реабилитацию наркоманов, являются поддержка семьи, друзей и стабильная занятость. Важно также, чтобы учреждения и организации, занимающиеся лечением наркозависимых, находились в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами, структурами социального обеспечения, образования, центрами занятости и другими соответствующими учреждениями. Это необходимо для плавного перехода от этапа лечения к этапу самостоятельной здоровой жизни в обществе.

Для эффективности такой системы нужно установить четкие стандарты (руководящие принципы), в которых будут указаны квалификационные требования для обязательной системы лечения наркомании, а также критерии ее приемлемости.

Существует большое количество исследований на тему целесообразности применения принудительной системы лечения. В некоторых странах такие системы действуют уже давно, однако чтобы выяснить эффективность той или иной из них, получить объективные показания, необходимо проведение научных изысканий и накопление конкретных доказательств.

По-нашему мнению использование системы обязательного лечения может стать эффективной формой административного принуждения в сфере незаконного потребления наркотических средств.

Практика показывает, чем раньше начать лечение наркозависимости, тем более эффективным оно будет. Правильное лечение наркомании на ранних стадиях может предотвратить тяжелые медицинские последствия, употребления наркотиков, а также сократить количество административных правонарушений и преступлений, совершаемых лицами в состоянии наркотического опьянения.

Для установления эффективной системы обязательного лечения контингент привлекаемых к такому лечению лиц, процедура его назначения и прохождения должны быть четко регламентированы законодательством.

На основании вышеизложенного считаем необходимым внести изменения в ч. 2.1 ст. 4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, изложив ее в следующей редакции:

«Лицо, признанное больным наркоманией либо потребляющее наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, обязано пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ».

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 (в ред. от 07.12.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Ишимова А. Е. Проблема наркомании в России // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 48— 52.

REFERENCES

1. Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoy an-tinarkoticheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda : ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 09.06.2010 № 690 (v red. ot 07.12.2016) // SPS «Konsul'tantPlyus».

2. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnykh pravonarusheniyakh : federal'nyy zakon ot 30.12.2001 № 195-FZ (v red. ot 29.07.2017) // SPS «Konsul'tantPlyus».

3. O vnesenii izmeneniy v otdel'nyye za-konodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii : federal'nyy zakon ot 03.02.2015 № 7-FZ (red. ot 03.07.2016) // SPS «Konsul'tantPlyus».

4. Ishimova A. Ye. Problema narkomanii v Rossii // Molodoy uchenyy. — 2015. — №6. — S. 48—52.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Занина Татьяна Митрофановна. Профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат юридических наук, профессор. Воронежский институт МВД России.

Россия, 394065, г. Воронеж, просп. Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-99.

Орехова Наталья Александровна. Адъюнкт. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, просп. Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-98.

Zanina Tatiana Mitrofanovna. Professor of the chair of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies. Candidate of Law, Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-99.

Orekhova Natalia Alexandrovna. Post-graduate cadet. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-98.

Ключевые слова: наркотические средства; психотропные вещества; наркомания; потребление наркотических средств; обязательное лечение; принудительное лечение.

Key words: narcotic drugs; psychotropic substances; drug abuse; drug abuse; compulsory treatment; compulsory treatment.

УДК 342

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.