Научная статья на тему 'О возможности направления в республике Беларусь в лечебно-трудовой профилакторий отдельной категории амнистированных граждан, совершивших преступления на почве алкогольной или наркотической зависимости'

О возможности направления в республике Беларусь в лечебно-трудовой профилакторий отдельной категории амнистированных граждан, совершивших преступления на почве алкогольной или наркотической зависимости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АDMINISTRATIVE LAW / OTHER MEASURES OF CRIMINAL RESPONSIBILITY / OTHER ADMINISTRATIVE SANCTIONS / COERCIVE MEASURES OF SECURITY AND TREATMENT / COMPULSORY TREATMENT / THE MEDICAL-LABOR DISPENSARIES / MEDICAL-SOCIAL REHABILITATION / DRUG ADDICTION / ALCOHOLISM / ADMINISTRATIVE OFFENCES / АMNESTY / DELICTOLOGY / PREVENTION / CRIMINOLOGY / OFFENSE / CRIME / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ИНЫЕ МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / ЛЕЧЕБНО-ТРУДОВОЙ ПРОФИЛАКТОРИЙ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАДАПТАЦИЯ / НАРКОМАНИЯ / АЛКОГОЛИЗМ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АМНИСТИЯ / ДЕЛИКТОЛОГИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / КРИМИНОЛОГИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорович Александр Леонидович

В статье на основе анализа норм права и правоприменительной деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь с использованием статистического метода исследуются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации антиалкогольного законодательства в рамках назначаемых судом мер принудительного воздействия в отношении лиц, совершивших правонарушения на почве употребления или злоупотребления алкогольными напитками. Предметно рассматриваются проблемы правоприменительной практики в исследуемой сфере и предлагается их решение путем внесения изменений в антиалкогольное законодательство в Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 №104-3 «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федорович Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE POSSIBILITY OF BEING IN THE REBUBLIC OF BELARUS SENT TO AN ACTIVITY THERAPY CENTER INDIVIDUAL CATEGORIES OF AMNESTIED CITIZENS WHO COMMITTED CRIMES ON THE BASIS OF ALCOHOLIC OR DRUG DEPENDENCY

In article on the basis of the analysis of the law and the law enforcement activity of internal Affairs of the Republic of Belarus, using the statistical method examines the public relations developing in sphere of realization of anti alcohol law in the framework of the court-appointed enforcement action against those who have committed offences motivated by consumption or abuse of alcoholic beverages. The subject deals with the problems of law enforcement practice in the study area, and offers their solution through changes in alcohol legislation the Law of the Republic of Belarus dated 04.01.2010, No. 104-3 "On the order of millions of citizens in activity therapy centers and the conditions of stay in them".

Текст научной работы на тему «О возможности направления в республике Беларусь в лечебно-трудовой профилакторий отдельной категории амнистированных граждан, совершивших преступления на почве алкогольной или наркотической зависимости»

А.Л. Федорович,

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь

О ВОЗМОЖНОСТИ НАПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В ЛЕЧЕБНО-ТРУДОВОЙ ПРОФИЛАКТОРИЙ ОТДЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ АМНИСТИРОВАННЫХ ГРАЖДАН, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ПОЧВЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ИЛИ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

ABOUT THE POSSIBILITY OF BEING IN THE REBUBLIC OF BELARUS SENT TO AN ACTIVITY THERAPY CENTER INDIVIDUAL CATEGORIES OF AMNESTIED CITIZENS WHO COMMITTED CRIMES ON THE BASIS OF ALCOHOLIC OR DRUG DEPENDENCY

В статье на основе анализа норм права и правоприменительной деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь с использованием статистического метода исследуются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации антиалкогольного законодательства в рамках назначаемых судом мер принудительного воздействия в отношении лиц, совершивших правонарушения на почве употребления или злоупотребления алкогольными напитками. Предметно рассматриваются проблемы правоприменительной практики в исследуемой сфере и предлагается их решение путем внесения изменений в антиалкогольное законодательство — в Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 №104-3 «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них».

In article on the basis of the analysis of the law and the law enforcement activity of internal Affairs of the Republic of Belarus, using the statistical method examines the public relations developing in sphere of realization of anti alcohol law in the framework of the court-appointed enforcement action against those who have committed offences motivated by consumption or abuse of alcoholic beverages. The subject deals with the problems of law enforcement practice in the study area, and offers their solution through changes in alcohol legislation — the Law of the Republic of Belarus dated 04.01.2010, No. 104-3 "On the order ofmillions of citizens in activity therapy centers and the conditions ofstay in them ".

В деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД) Республики Беларусь важное место занимает противодействие правонарушениям, совершаемым в состоянии опьянения и лицами, страдающими наркоманией, состоящими на учете в органах здравоохранения.

Динамика правонарушений, совершаемых в состоянии опьянения, видна из анализа нижеприведённых статистических данных [1. — С. 17; 1. — С. 802, С. 246; 3. — С. 236; 4. — С. 203].

Несмотря на снижение общего количества зарегистрированных преступлений, удельный вес уголовно наказуемых деяний, совершенных в состоянии опьянения, остается практически неизмен-

ным и не снижается на протяжении 8 лет.

Как видно из таблицы, алкоголь, являясь детерминантом преступности, не ограничивает свое причинное влияние лишь противоправным поведением. Существенный вред он наносит жизни и здоровью граждан. Ввиду того, что предметом исследования в данной статье являются общественные отношения, складывающиеся в сфере административно-правового противодействия ОВД нарушениям антиалкогольного и антинаркотического законодательства, рассмотрению подлежит соответствующая деятельность ОВД, проявляющаяся в характерных формах и методах.

Таблица 1

Удельный вес преступлений, совершенных в состоянии опьянения (по оконченным и расследованным уголовным делам), от общего числа совершенных преступлений

Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Удельный вес 16,3 16,7 17,1 17,9 20,4 20,2 20,7 20,3 21,2 20,5 19,6 18,2

Таблица 2

Уровень смертности в результате случайного отравления алкоголем

Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Количество 3016 3270 2079 2477 2605 2495 2458 2415 1918 1670 1509 1394

В деятельности ОВД, направленной на снижение уровня смертности граждан от причин, связанных с употреблением алкоголя, и числа лиц, страдающих наркоманией и состоящих на учете в органах здравоохранения, особое место занимает административно-правовой институт применения мер медико-социальной реадаптации в условиях лечебно-трудового профилактория (далее — ЛТП) [5. — С. 69; 4. — С. 74]. В рамках вопросов, исследуемых в данной статье, рассмотрим роль указанного института в качестве одного из элементов реализуемого в республике комплекса мер по противодействию нарушениям антиалкогольного законодательства.

Правовой институт применения мер медико-социальной реадаптации в условиях ЛТП к больным хроническим алкоголизмом гражданам, систематически привлекавшимся к административной ответственности, существует в течение 40 лет. За это время он доказал целесообразность своего функционирования, препятствуя росту преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. С течением времени к лицам, содержащимся в ЛТП, добавились граждане, совершающие правонарушения на почве наркотической зависимости. Это обусловило повышение интереса научного сообщества к проблемам функционирования рассматриваемых профилакториев.

По мнению судей Конституционного Суда Республики Беларусь, содержащиеся в Законе «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее — Закон «Об ЛТП») меры ограничительного характера, применяемые в отношении содержащихся в них граждан, не противоречат ч. 1 ст. 23 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц [6].

Несмотря на весомое внимание к правовой природе ЛТП и применяемым методам воспитательного и лечебного характера, вопросы реаби-

литации граждан, освобожденных из ЛТП, остались за гранью научных исследований. Поиск и изучение имеющихся проблем в данном направлении особенно актуальны на современном этапе, т.к. их научное осмысление позволит предложить наиболее эффективны методы решения. До настоящего времени остались неисследованными отдельные аспекты направления в ЛТП граждан, приговоренных к уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы, совершивших преступление на почве алкогольной и наркотической зависимости.

Как показывает анализ практической деятельности сотрудников ОВД по направлению граждан в ЛТП, а также анкетирование лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией и совершивших на этой почве административные правонарушения, у части злоупотребляющих алкоголем правонарушителей, осужденных к иным мерам уголовной ответственности, прослеживается стремление быть приговоренными к условному наказанию, исправительным и общественным работам, исключающим помещение в ЛТП, а не быть осужденными к пребыванию в нем. Поэтому при оформлении сотрудниками ОВД таких лиц в ЛТП (после вынесения им официального предупреждения об их направлении в ЛТП) некоторые из них умышленно совершают не представляющие большой общественной опасности преступления, за которые санкциями статей Уголовного кодекса Республики Беларусь [7] (далее — УК) не предусмотрено наказание в виде лишения свободы или наказание, не связанное с лишением свободы (по материалам судебной практики).

При совершении преступлений гражданами в состоянии алкогольного опьянения и (или) лицами, страдающими наркоманией, суд при наличии медицинского заключения вместе с наказанием за совершенное преступление может применить к ним принудительные меры безопасности и лечения согласно ст. 107 УК [7]. В ч. 1 ст. 107 УК [7] указано, что в случае совершения преступления к таким гражданам возможно применение принудительного лечения. Вместе с тем, согласно ч. 2 этой же статьи, лечение заболеваний, перечис-

ленных в ч. 1, имеющихся у осужденных к аресту, лишению свободы или пожизненному заключению, проводится по месту отбывания наказания, а у осужденных к иным видам наказания или иным мерам уголовной ответственности — по месту жительства путем амбулаторного наблюдения и лечения.

Руководствуясь логикой, при оценке соизмеримости применяемых мер ответственности относительно содеянного ожидается, что в зависимости от обстоятельств отягчающего характера будет избрана адекватная мера воздействия. Например, в случае совершения правонарушений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, токсикоманийного одурманивания к виновным лицам будут применены адекватные и соизмеримые меры не только наказания, но и медицинского воздействия.

Анализ уголовного законодательства и относящегося к отрасли административного права Закона «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» [8] позволяет говорить о наличии в правовом регулировании пробела, который заключается в отсутствии в качестве отдельной категории лиц, направляемых в ЛТП, граждан, осужденных к наказанию, предусмотренному гл. 11 УК «Иные меры уголовной ответственности», т.е. к наказанию, не связанному с лишением свободы. В ч. 2 ст. 107 УК [7] не указано, что лечение от хронического алкоголизма граждан, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, проводится в условиях ЛТП, а в ст. 2 Закона «Об ЛТП» указано, что действие данного закона не распространяется на отношения, связанные с применением принудительных мер безопасности и лечения, назначаемых в соответствии с УК Республики Беларусь.

В сравнении с такой мерой административного принуждения, как направление в ЛТП, где граждане содержатся в условиях изоляции, под контролем и воздействием медицинских работников и сотрудников ОВД, применение амбулаторного лечения к рассматриваемой категории лиц в рамках ст. 107 УК видится неравноценным, т.к. явно не может способствовать полному и качественному их лечению. Лицо, нарушившее закон, изначально сознательно не желало лечиться, а потому ожидать, что оно будет добросовестно лечиться без прямого контроля в условиях дневного наркологического стационара, не приходится. Вследствие этого не исключается дальнейшее совершение административных правонарушений и преступлений данным лицом, так как не устранена одна из главных причин совершения указанных деяний — наркологическое заболевание.

Применение ст. 107 УК к лицу без определенного места жительства или лицу, зарегистри-

рованному по определенному адресу, но постоянно по нему не проживающему, осужденному к наказанию, не связанному с лишением свободы, делает лечение от алкоголизма или наркомании невозможным не только фактически, но и юридически. Данная категория граждан может находиться на учете у врача-нарколога только по территориальному принципу, т.е. по месту постоянного проживания, которое у указанных граждан часто отсутствует.

Согласно общей теории права действие правовой нормы, особенно ограничивающей права граждан, должно быть тщательно выверенным и соразмерным конкретному поступку или деянию настолько, насколько это необходимо для достижения целей законодательства. Из этого следует, что лицо, совершившее преступление на почве наркологического заболевания, не может иметь меньшие ограничения, исходя из мер принуждения, предусмотренных УК, чем лицо, совершившее административное правонарушение и одновременно страдающее алкоголизмом и наркоманией.

Гражданин, осужденный к уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы, сегодня будет подвергнут лечению от наркологического заболевания амбулаторно по месту жительства, претерпевая гораздо меньшие ограничения, чем направленный в ЛТП или подпадающий под действие ст. 95 УК [7] (Амнистия) на стадии проведения проверки по факту совершения преступления. Амнистия является актом милосердия, проявленного государством к лицам, совершившим преступления. Тем не менее данный закон не распространяется на лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Лицо, находящееся в таком состоянии, не может контролировать свое поведение, в результате чего оно, пренебрегая нормами права, нарушает их, угрожая собственной жизни и здоровью, а также представляет собой угрозу для окружающих.

«Амнистия, являясь актом государственного прощения, реализует в законодательстве Республики Беларусь принцип гуманизма, сочетающийся с необходимостью активизации противодействия преступности. Разнообразие способов воздействия на лиц, совершивших преступные деяния, в зависимости от степени их исправления, в том числе применение амнистии, призвано служить достижению целей наказания, определенных в ст. 44 УК» [9. — С. 5].

К гражданам, совершившим преступление на почве употребления алкогольных напитков или имеющих алкогольную зависимость, начиная от стадии возбуждения уголовного дела и заканчивая предварительным судебным заседанием, в порядке, определяемом уголовным процессом, и

освобожденным от уголовного преследования или наказания в связи с применением акта амнистии, исключается не только возможность применения меры уголовного наказания (элемента перевоспитательного процесса), но и меры принудительного лечения, применение которой возможно лишь на основании приговора суда, которого априори не может быть при применении акта амнистии в рассматриваемых условиях.

Как отметил российский юрист В. И. Тимофеев, правоприменитель, устанавливая принудительное лечение от наркологических заболеваний, исходит из трех основных критериев: степени тяжести того или иного заболевания, тяжести возможных последствий, невозможности предотвратить заболевание и его последствия иными средствами [11. — С. 4].

Перед обществом в целом и правоприменителями в частности встает вопрос, как поступать с вышеуказанной категорией граждан, исходя из наличия в законодательстве мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Целью направления в ЛТП граждан является обязательное и контролируемое противодействие как сотрудниками ОВД, так и работниками здравоохранения вышеуказанным заболеваниям, искоренение одной из главных причин совершения ими противоправных деяний.

Оценивая возможность совместного содержания граждан (имеется в виду в одном ЛТП, а не отряде), помещенных в связи с совершением уголовно наказуемых деяний и административных правонарушений, по основаниям, перечисленным в ст. 4 Закона «Об ЛТП» [8], требуется отметить, что это не противоречит правовой природе, целям и назначению функционирования ЛТП, так как граждане, подпадающие под действие амнистии, социально не опасны, а сам факт назначения такого наказания говорит о возможности их нахождения вместе с несудимыми гражданами.

Направление в ЛТП рассматриваемой категории граждан будет способствовать как их излечению от алкоголизма и наркомании, так и предупреждению совершения административных правонарушений и преступлений, выполняя важные деликтологические и криминологические функции. При этом помещение таких лиц в ЛТП согласно его правовому статусу не несет в себе карательной направленности, т.к. принудительное применение мер медицинского воздействия не является по своей правовой природе видом наказания.

Помещение граждан в ЛТП, хотя и выполняется на основании судебного решения, тем не менее не является самостоятельным или дополнительным видом административного взыскания, ибо исполняется в рамках тех правовых ограничений, которые присущи этому самостоятельному виду административного принуждения —

принудительному лечению, заключающемуся не в исполнении санкции административно-правовой или уголовно-правовой нормы, а сугубо в управленческой функции органов исполнительной власти, регламентированной Конституцией Республики Беларусь [12] и отраженной в Законе «Об ЛТП», где содержание граждан в ЛТП рассматривается как мера комплексного воздействия, называемого медико-социальной реадаптацией.

По мнению доктора юридических наук А. Я. Гришко, назначение принудительного лечения путем направления больного в ЛТП и одновременное применение к нему мер наказания в виде исправительных работ без лишения свободы видоизменяет наказание и усиливает его карательную сторону [13. — С. 202]. Данное мнение представляется справедливым, т.к. при направлении граждан в ЛТП суд преследует не карательную цель, наказывая за совершение противоправного деяния, а социальную — лечение наркологических заболеваний, основываясь на наличии соответствующего медицинского диагноза, сопровождаемого нежеланием больных добровольно лечиться от этих заболеваний и их противоправными действиями как результатом данных болезней, свидетельствующим о необходимости изъятия таких лиц из общества и принудительного применения к ним мер лечения. Тем не менее не стоит забывать и о криминальной опасности лиц, совершающих преступления на почве пьянства и наркомании.

Человек, злоупотребляющий алкоголем, не только не чувствует меры в дозировке, но и употребляет порою несовместимое с жизнью его количество. У него притупляется осязание, происходит дезориентация в окружающей среде. Так, в зимнее время года он не ощущает холода (встречаются случаи обморожения), подвергая жизнь и здоровье опасности. Такие смерти называют случайными.

В сфере борьбы с пьянством и алкоголизмом государством в целом и ОВД в частности предпринимаются меры противодействия нарушениям антиалкогольного законодательства. Тем не менее сегодня еще не реализован комплекс мер медико-правового воздействия в отношении лиц, совершающих преступления в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также совершающих административные правонарушения в аналогичных состояниях, но имеющих неснятую или непогашенную судимость.

Согласно ч. 1 ст. 52 УК исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, а не по месту жительства, как предусмотрено законодательством Российской Федерации. В момент содержания в ЛТП граждан, осужден-

ных к исправительным работам, исполнение данного наказания возможно ввиду обязательного и гарантированного привлечения их к оплачиваемому труду. За свой труд содержащиеся в ЛТП граждане получают заработную плату, из которой при наличии задолженности перед государством вычитаются требуемые суммы. Гарантия рабочего места в ЛТП обеспечивает предупреждение применения к таким лицам замены наказания в виде лишения свободы за нетрудоустройство, с которым нередко сталкивается лицо, больное хроническим алкоголизмом, в отношении которого назначено наказание, не связанное с лишением или ограничением свободы и применением ст. 107 УК. При трудоустройстве осужденного, страдающего наркологическим заболеванием, возникают трудности, связанные с обязательным медицинским обследованием и предоставлением справки из наркологического диспансера, где отражается соответствующее заболевание, с которым не каждый работодатель согласится принять на работу. В случае приема на работу нередко предоставляемое рабочее место не соответствует профессии или квалификации трудоустраиваемого.

Лица, злоупотребляющие алкоголем, осужденные к наказанию, не связанному с лишением свободы, с назначением принудительных мер безопасности и лечения в порядке ст. 107 УК, часто теряют полезные трудовые навыки и вследствие этого без переобучения остаются невостребованными на рынке труда. После этого со стороны надзорного органа в виде территориального ОВД обоснованно следует процедура вынесения ходатайства перед судом о замене неотбытой части наказания более суровым — лишением свободы. В ЛТП лицо, болеющее наркологическим заболеванием, в принудительном порядке бесплатно получит востребованную специальность или восстановит утерянные трудовые навыки, что ускорит его дальнейшую ре-социализацию после освобождения.

Заместитель председателя Верховного Суда Республики Беларусь В. Л. Калинкович 28 марта 2013 г. на заседании Верховного Суда в своем выступлении относительно рассматриваемой категории граждан сообщил: «...Прежде всего, их нужно лечить. До сих пор суды не получали рекомендаций, кого наказывать, а кого отправлять в больницы и лечебно-трудовые профилактории. Однако необходимость выработать единые подходы назрела. Ведь в каждом втором случае закон преступают под действием одурманивающих веществ или алкоголя.» [14].

Сказанное подтверждает необходимость рассмотрения существующей проблемы не только с научной и правоприменительной точек зрения. Так, совершенствуя механизм административно-правового регулирования по направлению отдельной категории граждан в ЛТП, мы получим

положительный эффект в части деликтологиче-ского предупреждения административных правонарушений и уголовно-наказуемых деяний, сохраняя гражданам жизнь, здоровье и обеспечивая правопорядок в стране. Направление в ЛТП предупредит возможность наступления налогового бремени по содержанию осужденного в местах лишения свободы, позволит возместить ущерб, причиненный противоправными действиями.

Основания и порядок применения принудительных мер безопасности и лечения предусмотрены ст. ст. 100—107 УК. Применение принудительных мер безопасности и лечения к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, регламентировано ст. ст. 100, 105, 107 УК. С целью разъяснения применения данных норм издано постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 марта 2013 г. №1 «О практике применения судами принудительных мер безопасности и лечения в уголовном судопроизводстве» [15]. Однако данный правовой акт не даёт ответа на вопрос о возможности применения принудительных мер безопасности к лицам, подпадающим под действие акта амнистии после его применения, и не отвечает на вопрос правоприменителя о наличии предусмотренной законодательством возможности применения мер безопасности и лечения к гражданам, совершившим преступление, будучи в этот момент больны хроническим алкоголизмом и (или) находясь в состоянии алкогольного опьянения.

Таким образом, если лицо на момент совершения преступления не страдало алкогольной зависимостью, но совершило его в состоянии алкогольного опьянения, то меры принудительной безопасности и лечения к нему не применяются. Анализируя таблицы 1 и 2, можно прийти к выводу, что ЛТП коренным образом влияет на число умерших от случайного отравления алкоголем, но не на удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Проблема неприменения мер наркологического лечения к обозначенной категории амнистированных граждан не позволяет сегодня государству реализовать весь предупредительно-профилактический потенциал ЛТП.

При данных обстоятельствах видится возможным и обоснованным применение института принудительного лечения в виде помещения в ЛТП отдельной категории граждан, подпадающих под действие акта амнистии, как составного элемента мер принудительного лечения в составе административного принуждения и одного из направлений деятельности ОВД, органов предварительного расследования и органов прокуратуры по противодействию нарушениям антиалкогольного и антинаркотического законодательства и элемента общегосударственной деятельности по борьбе с пьянством, алкоголизмом и наркоманией.

Учитывая вышеизложенное, с целью совершенствования законодательства предлагается внести изменения в Закон «Об ЛТП»:

- в статье 2 (Сфера действия настоящего Закона) дополнить последний абзац следующим образом: «Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с применением принудительных мер безопасности и лечения, назначаемых в соответствии с УК, за исключением случаев применения акта амнистии начиная от стадии возбуждения уголовного дела и заканчивая стадией назначения и подготовки судебного разбирательства по уголовным делам в суде первой инстанции к гражданам, совершившим в течение года административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.3. КоАП, и (или) правонарушение в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов»;

- статью 4 (Граждане, подлежащие направлению в лечебно-трудовые профилактории) дополнить третьим абзацем, расширив категорию лиц направляемых в ЛТП, изложив его в следующей редакции: «граждане, совершившие преступления в состоянии алкогольного опьянения и (или) в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических и (или) иных одурманивающих веществ, больные: хроническим алкоголизмом; наркоманией; токсикоманией, подпадающие под действие акта об амнистии начиная от стадии возбуждения уголовного дела и заканчивая стадией назначения и подготовки судебного разбирательства в суде первой инстанции по уголовному делу, привлекавшиеся в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.3. КоАП, и (или) правонарушение в состоянии алкогольного, наркотического или ток-сикоманического опьянения;

- статью 5 дополнить абзацем 5: «Медицинское освидетельствование гражданина, совершившего преступление в состоянии алкогольного опьянения и (или) в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических иных одурманивающих веществ, больного: хроническим алкоголизмом; наркоманией; токсикоманией, подпадающего под действие акта об амнистии начиная от стадии возбуждения уголовного дела и заканчивая стадией судебного разбирательства по уголовному делу в суде первой инстанции, привлекавшегося в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.3. КоАП, в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,

проводится в целях установления наличия либо отсутствия заболевания, препятствующего его нахождению в лечебно-трудовом профилактории».

ЛИТЕРАТУРА

1. Правонарушения в Республике Беларусь : статистический сборник / под ред. Е. И. Кухаре-вича [и др.]. — Минск, 2012. — 171 с.

2. Статистический ежегодник Республики Беларусь—2010 / под ред. В. И. Зиновского [и др.]. — Минск, 2010. — 582 с.

3. Статистический ежегодник Республики Беларусь—2013 / под ред. В.И. Зиновского [и др.]. — Минск, 2013.

4. Статистический ежегодник Республики Беларусь—2016 / под ред И. В. Медведева [и др.]. — Минск, 2016. — 519 с.

5. Демографический ежегодник Республики Беларусь—2013 : статистический сборник / под ред. В. И. Зиновского [и др.]. — Минск, 2013. — 420 с.

6. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» : решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 24 дек. 2009 г. №Р-420/2009 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

7. Уголовный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

8. О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них : закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 104-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2010. — № 15. — 2/1656.

9. Амнистия в законодательстве Республики Беларусь: история и современность / А. В. Шар-ков ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». — Минск : Акад. МВД, 2013. — 142 с.

10. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь : кодекс Респ. Беларусь, 16 июня 1999 г., № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. закона Респ. Беларусь от 20.04.2016 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

11. Тимофеев В. И. Административно-правовые вопросы принудительного лечения в СССР : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. — М., 1976. — 331 с.

12. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с.

13. Гришко А. Я. Правовые и криминологические проблемы социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08. — М., 1993. — 233 с.

14. Репортаж о выступлении В. Л. Калинко-вича на заседании Верховного Суда Республики Беларусь (28.03.2013) по вопросу о применении принудительных мер безопасности и лечения / Телеканал ОНТ [Электронный ресурс]. - URL: http://ont.by/news/our_news/0086084 (дата обращения : 02.05.2014).

15. О практике применения судами принудительных мер безопасности и лечения в уголовном судопроизводстве : пост. Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 28 марта 2013 г., №1 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.04.2013, 6/1272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.