УДК 338.43.01
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ НА СЕЛЕ
М.Г. Полухина, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник Федеральный научный центр зернобобовых и крупяных культур.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Большой проблемой на сегодняшний день является трудоустройство молодых высококвалифицированных специалистов на селе. В статье определены направления по привлечению молодых специалистов сферы образования в сельскую местность. В качестве приоритетных направлений можно выделить разработку на региональном уровне комплексной программы по решению жилищных вопросов; выплату денежных средств молодым специалистам по реализуемым программам за счет регионального и федерального бюджетов; повышение уровня информированности населения о существующих программах поддержки в части обеспечения жильем; повышение степени эффективности использования бюджетных средств, в рамках программ. Реализация предлагаемых направлений по привлечению молодых специалистов сферы образования в сельскую местность будет способствовать социально-экономическому развитию села и повышению качества жизни, привлечение молодых высококвалифицированных специалистов для работы и постоянного проживания на село, сократит различия между городским и сельским качеством образования.
Ключевые слова: экономика, сельские территории, молодые специалисты, социальная инфраструктура, государственная поддержка.
GOVERNMENT MEASURES FOR EMPLOYMENT OF YOUNG SPECIALISTS IN THE VILLAGE
M. G. Polukhina, Сandidate of аgricultural Science, senior researcher, the All-Russia Research Institute of Legumes and Groat Crops
Annotation. A big problem today is the employment of young highly qualified specialists in rural areas. The article defines the directions to attract young professionals in the field of education in the countryside. The priority areas include the development at the regional level of a comprehensive program to address housing issues; the payment of funds to young professionals on the implemented programs at the expense of regional and Federal budgets; raising awareness of the population about the existing support programs in terms of housing; improving the efficiency of the use of budgetary funds within the programs.Implementation of the proposed areas to attract young specialists in the sphere of education in the countryside will contribute to the socio-economic development of rural areas and improving the quality of life, attracting young, highly qualified professionals to work and permanent residence in the village, will reduce the differences between urban and rural education quality.
Keywords: economy, rural areas, young professionals, social infrastructure, state support.
Сфера образования является неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, значение которой трудно переоценить. Сельская школа всегда была центром общественной жизни.
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании», российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов, в том числе дошкольные и общеобразовательные.
Российским гражданам, согласно российскому законодательству (статья 43 Конституции Российской Федерации), гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, а также среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.
По данным Минобрнауки, сейчас в России более 25 300 сельских школ, где учатся 3,6 млн. учеников и работают 500 тысяч педагогов, что составляет больше половины всех школ России и всех учителей, таблица 1.
В Российской Федерации на 2015 год функционировало 530 высших учебных заведений, из них 167 ВУЗов, ведущих подготовку по педагогическим специальностям, выпускающих порядка 105 тыс. человек специалистов, кроме того, учреждения среднего профессионального образования ежегодно выпускают порядка 40 тыс. специалистов сферы образования [1].
Таблица 1 - Число общеобразовательных организаций и обучающихся в них
1990/91 2000/01 2010/11 2013/14 2014/15 2015/16
Число общеобразовательных организаций, тысяч, в том числе: 69,7 68,1 50,1 44,7 44,1 42,6
в городах и поселках городского типа 21,1 22,7 19,5 18,3 18,0 17,3
в сельской местности 48,6 45,4 30,6 26,4 26,1 25,3
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях, тысяч человек, в том числе: 20851 20493 13569 13783 14299 14666
в городах и поселках городского типа 14948 14389 9761 10168 10575 10911
в сельской местности 5903 6104 3808 3615 3724 3755
Численность учителей, тысяч человек 1460 1751 1067 1042 1061 1062
Источник: Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2016 - 725 с., стр 189.
Трудоустройство молодежи в сферу образования в сельской местности является одной из больших проблем. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда выпускник педагогического ВУЗа—не может трудоустроиться по специальности в городе, так как он не интересен для работодателя, которому, в первую очередь, важен опыт работы. К переезду на село, где востребованы молодые высококвалифицированные работники, молодежь в большинстве своем не готова, в силу социально-экономического отставания села от города. В результате многие из выпускников вынуждены терять свою квалификацию, работая не по специальности на низко оплачиваемой работе, но в городе.
Проблема старения кадров в сельских школах стоит весьма остро. Так, на 2015 год 23,3% учителей были старше трудоспособного возраста (мужчины старше 59, женщины старше 54 лет) и только 22,0% учителей - это молодые специалисты до 35 лет. Особенно остро в сельских школах стоит вопрос с учителями физкультуры, педагогами дополнительного образования и предпрофессиональных программ, в том числе, по разным отраслям агропромышленного комплекса.
Безработица среди молодежи во всем мире является одной из самых больших проблем. По данным доклада Международной организации труда «Глобальные тенденции занятости молодежи в 2015 году» после стремительного роста в период с 2007 по 2010 год уровень молодежной безработицы стабилизировался на отметке 13 %, однако этот показатель значительно превышает докризисный уровень (11,7 %). Молодежная безработица постоянно находится на высоком уровне, несмотря на снижение числа молодых людей и по прогнозам авторов доклада, прогнозируется рост молодежной безработицы до 13,1 % [2].
В мире не существует единого критерия для определения возраста, который считается молодым. Организация Объединенных Наций определила молодежь в качестве людей, которые находятся в возрасте от 15 до 24 лет. Европейский союз считает, что молодые люди находятся в возрасте от 15 до 29 лет. В Мексике, к молодежи относят людей в возрасте от 12 до 29 лет. В нашей стране под категорию «молодежь» подпадают лица в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники). Само же понятие «молодежь» определяется, как это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями.
Проблема трудоустройства молодежи на сельских территориях актуальна для развитых и развивающихся стран мира. Так, результаты исследования занятости молодежи в трех штатах США показали, что молодежь в возрасте до 24 лет имеет низкую занятость и низкие доходы [3].
В Нидерландах последствия оттока молодых людей рассматриваются как угроза экономическому развитию и репутации сельской местности. Были исследованы миграционные настроения учеников двух периферийных сельских районов. В обоих районах наиболее важными факторами, объясняющими миграцию, являлись возможности получения образования и трудоустройство [4].
В Грузии в качестве главной демографической проблемы отмечается нежелание людей жить в деревнях, за счет чего происходит приток населения из регионов и концентрация их в столице страны. Усилия Правительства Грузии направлены на улучшение инфраструктуры в регионах. В условиях массовой безработицы существует большой дефицит профессиональный квалифицированной рабочей силы в определенных отраслях и на рынке труда, коэффициент напряженности на рынке труда высок. В качестве основных приоритетов в регулировании рынка труда признаны следующие: содействие политической стабильности, совершенствование инвестиционного и предпринимательского климата, реформирования местного самоуправления и повышения его эффективности, модернизация правовой системы и коренное реформирование социальной сферы и ее интеграции с миром экономического пространства. Большое значение придается разработке требований к профессиональному образованию всех уровней с целью совершенствования системы профессионального образования, которое будет соответствовать требованиям современного рынка труда [5].
Исследователями из университетов Праги, Геттингена и Барнаула изучались факторы, влияющие на решение сельскохозяйственных студентов Алтайского края уехать или вернуться в свои сельские муниципалитеты после окончания учебы в университете. Был проведен анкетный опрос студентов Алтайского государственного аграрного университета и проанализированы их миграционные намерения. Результаты показали, что вероятность миграции из родного муниципалитета уменьшается в тех случаях, когда родители студента поддерживают изучение сельского хозяйства или семья владеет землями сельскохозяйственного назначения, а студент намерен работать в сельском хозяйстве, и считает, что нетрудно организовать собственный бизнес. Женщины чаще, чем мужчины были готовы уехать из своих родных мест, а вероятность миграции возрастала по мере уменьшения удовлетворенностью своей жизнью. Данные свидетельствовали о том, что сельские корни способствуют возвращению молодых выпускников вузов домой, чтобы продолжить семейные традиции. Был сделан вывод о том, что в долгосрочной перспективе восстановление или улучшение отношений между сельскохозяйственными школами и сельскохозяйственными предприятиями, доступ к кредитам для бизнеса, возможность приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения, а также улучшение условий жизни в сельских муниципальных образованиях будут способствовать тому, что молодежь, имеющая сельскохозяйственное образование, будет оставаться в сельской местности и работать в сельском хозяйстве [6].
Вопросам социальной инфраструктуры села, как способствующей развитию АПК и решению кадрового вопроса, посвятили свои работы такие российские ученые, как Л.В.Бондаренко [7, 8], А.В. Петриков [9], И.Н. Меренкова [10]. Отдельно можно отметить А.В. Мерзлова [11] и Л.А. Овчинцеву [11], работающих над устойчивым развитием сельских территорий. Вопросы кадровой политики и кадрового потенциала отражены в работах Проки Н.И [12, 13].
В зарубежных промышленно развитых странах за многие десятилетия был накоплен обширный опыт трудоустройства молодежи, в том числе, и в сельской местности, отдельные элементы которого вполне можно использовать на территории России. Так в Австралии предоставляются субсидии предпринимателям в промышленности и торговле, которые предоставляют молодым людям возможность по окончании школы проходить полугодовую стажировку, получая одновременно минимальную заработную плату; в Италии предусмотрены льготы в налогообложении по социальному страхованию предприятиям, предлагающим контракты для производственного обучения, договоры на неполное рабочее время с ограниченной продолжительностью и параллельно - курс профессиональной подготовки непосредственно на предприятии без заключения трудового договора; в Великобритании действует программа охвата профессиональной подготовкой всех молодых людей до 18-летнего возраста, которые в 16 и 17 лет кончили школу и не имеют работы; во Франции для молодежи от 16 лет до 21 года, бросивших учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки, молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места. Так же действует государственное стимулирование, компаний, принимающих на работу молодежь без специальности или квалификации, берущих на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года. Так же и в Испании, предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации подобный опыт не применяется, более того до сих пор на законодательном уровне отсутствует утвержденное понятие «молодой специалист». Однако оно присутствует в нормативных правовых актах различных уровней, которые устанавливают трудовые отношения молодых кадров. Так в статье 70 Трудового Кодекса упоминается лицо, завершившее обучение в учреждении, имеющем государственную аккредитацию, и устроившееся на работу по специальности.
В рамках действующих федеральных и региональных программ содействия трудоустройству молодежи на селе к молодым специалистам относят: выпускников, получивших образование по трудовым профессиям в профильных учреждениях, трудоустроившихся по специальности в течение года после ее получения, не достигших 35 лет (имеются исключения); молодым специалистом работник считается еще три года после заключения трудового договора. Соответственно, на государственную поддержку могут рассчитывать только лица, соответствующие данным требованиям.
В настоящее время можно рассматривать молодого специалиста как движущую силу агропромышленного комплекса и сельских территорий в целом. Проблема привлечения молодых специалистов для работы в сельской местности весьма актуальна и стоит очень остро. По данным статистики, трудоспособное население сельских территорий России составляет 55,8% на 2015 год, 26,3% из которых составляют граждане в возрасте от 50 до 70. Парадокс сложившейся ситуации заключается в том, что молодые специалисты (как работники социальной направленности, так и сельского хозяйства) неохотно едут работать в сельскую местность с ее проблемами (сельские территории не самое престижное место работы для молодежи, а трудоустройство в социальную сферу или в аграрный сектор далеко не всегда позволяет обеспечить благосостояние молодого специалиста и доступность социальных благ), несмотря на активную работу государства в данном направлении. В то время как без наличия молодых высоко квалифицированных специалистов не возможно развивать и вывести на новый этап развития социальную инфраструктуру сельских территории и высокотехнологичное сельское хозяйство [14].
В последние годы со стороны государства прилагаются значительные усилия для привлечения квалифицированной молодежи на село, особенно для работы в социальной сфере.
Развитие сети общеобразовательных учреждений, создание новых мест в дошкольных и школьных заведениях сельской местности, создание условий для привлечения молодых специалистов на село предусмотрено Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
На государственном уровне разработан широкий спектр льгот—для молодых учителей, пожелавших работать в сельской местности и переехать туда на постоянное место жительства. Одним из эффективных инструментов решения кадровых проблем в социальной сфере села является реализация программы устойчивого развития сельских территорий.
Помимо федеральных льгот регионы, со своей стороны, в рамках региональных программ развития и нормативно-правовых актов, регулирующих сферу образования, предусматривают дополнительные льготы и финансовое стимулирование для молодых специалистов.
Отдельно можно выделить ряд регионов методично, целенаправленно занимающихся кадровой политикой в сфере образования, так:
в Рязанской области в рамках государственной программы Рязанской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» предусмотрено выделение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности из федерального и регионального бюджетов, составляющих 90% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья для молодых семей и молодых специалистов и 70% - для граждан, проживающих в сельской местности. Для «молодых семей и молодых специалистов» предусмотрены дополнительные социальные выплаты на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам на строительство (приобретение) жилья. Размер социальной выплаты составляет не более 100% от ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату заключения заемщиком соответствующего кредитного договора. Также дополнительно выделяются средства на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту на строительство (приобретение) жилья при рождении (усыновлении) ребенка. Размер дополнительной выплаты составляет не более 25% за каждого рожденного (усыновленного) ребенка. Молодым специалистам, выпускникам высших и средних специальных учебных заведений в качестве материального обеспечения на безвозмездной основе выделяются единовременное пособие в размере 86,6 тыс. руб. и ежемесячное пособие в размере 4,33 тыс. руб. в течение первых трех лет работы;
В Смоленской области для привлечения в сельскую местность молодых специалистов сферы образования установлена стимулирующая выплата в виде ежемесячной доплаты к заработной плате в размере 2 тыс. руб., а окончившим учебные заведения высшего и среднего профессионального образования с отличием -3 тыс. руб. Указанная ежемесячная доплата является одной из составляющих заработной платы педагогического работника в сельской местности. Всем педагогам, работающим в сельской местности, установлена 25%-ная надбавка от должностного оклада, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения. В сметах образовательных организаций области предусмотрен надтарифный фонд для установления надбавок и доплат, который составляет 16% в фонде оплаты труда.
В Тамбовской области в рамках нормативно-правовых актов выплачивается единовременная денежная выплата педагогическому работнику, заключившему трудовой договор с общеобразовательной организацией по основному месту работы, в размере 12 тыс. руб. Также установлена ежемесячная доплата молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных общеобразовательных организациях. Осуществляются денежные выплаты педагогическим работникам, заключившим трудовой договор по основному месту работы с муниципальной образовательной организацией, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в размере 120 тыс. руб., предоставляемых по результатам конкурсного отбора равными частями (по 40 тыс. руб.) в течение трех лет, а так же ежемесячная доплата молодым специалистам, работающим в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Помимо того производится поддержка молодых учителей общеобразовательных организаций при ипотечном жилищном кредитовании.
Предоставляются земельные участки (бесплатно) в собственность работникам образовательных учреждений, имеющим высшее педагогическое образование или среднее педагогическое образование, работающим в сельском населенном пункте и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, для жилищного строительства. В области организованы работы по целевому обучению граждан по педагогическим специальностям;
В Тульской области с целью закрепления педагогических кадров в сельской местности выпускникам образовательных организаций высшего профессионального образования предусмотрена выплата единовременного пособия в размере десяти должностных окладов (ставок) за счет средств бюджета Тульской области при наличии стажа работы девять месяцев в образовательной организации, расположенной в сельской местности, и учебной нагрузки не менее одной ставки.
Педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 100% занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области; оплата в размере 100% отопления и освещения в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива; оплата проезда до места работы и обратно.
На территории области также действует программа специального льготного ипотечного жилищного кредитования молодых учителей, по которой предоставляется субсидия в размере 20% от стоимости жилья, приобретаемого за счет ипотечного кредита (займа) с уровнем годовой процентной ставки 8,5% годовых, предусмотрены преференции по первоочередному включению молодых учителей, работающих в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, в список получателей субсидии из средств бюджета Тульской области.
Одним из основных направлений привлечения молодежи на работу в сельскую местность являются мероприятия по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов [15, 16]. В рамках федеральных целевых программ и государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ, направленных на жилищное обустройство граждан, осуществляется предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на строительство или приобретение жилья, предусмотрены льготные условия ипотечного жилищного кредитования, предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В ряде субъектов ЦФО в целях содействия молодежи в трудоустройстве реализуются мероприятия по содействию молодым гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в переезде в другую местность, включая сельские поселения. Переселение этих граждан осуществляется по направлению органов службы занятости путем оказания им финансовой поддержки из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, включающей: оплату стоимости проезда к месту работы, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя; оплату суточных расходов за время следования к месту работы; оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение [17].
Среди показателей, влияющих на желание молодых специалистов работать на сельских территориях, можно выделить:
- заработную плату (не ниже 80%, чем в целом по экономике);
- наличие благоустроенного жилья: водоснабжение, водоотведение, отопление, газификация;
- обеспеченность медицинским обслуживанием;
- наличие мест в дошкольных и школьных образовательных учреждениях;
- обеспеченность спортивным и культурным досугом;
- общее экономическое развитие муниципального образования;
- благоприятная экологическая ситуация.
Вполне очевидно, что реализуемых мероприятий недостаточно для решения кадровой проблемы системы образования на селе, с помощью проведенного SWOT- анализа были предложены дальнейшие направления работы в области привлечения молодых специалистов на село, таблица 2.
Поскольку уже реализуемых мероприятий не достаточно для решения имеющихся проблем с помощью проведенного SWOT-анализ выделим дальнейшие направления по привлечению молодых специалистов сферы образования в сельскую местность:
- повышение степени эффективности использования бюджетных средств, в рамках программ;
- разработка на региональном уровне комплексной программы по решению жилищных вопросов: создание служебного жилого фонда за счет муниципалитета и крупных предприятий района; предоставление служебного жилья с возможностью его последующего оформления в социальный наем; частичная компенсация платы за съемное жилье; развитие института долгосрочного жилищного кредитования, программ ипотечного кредитования за счет привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков, развитие практики предоставления жилья на условиях социального найма;
- выплата денежных средств молодым специалистам по реализуемым программам за счет регионального и федерального бюджетов.
Таблица - 2 SWOT анализ факторов влияющие на выбор работы в сельской местности и определяющие _миграционное поведение_
Сильные стороны Слабые стороны
1. Реализация ряда целевых программ и подпрограмм различных уровней, национальные проекты: Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года; Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы; "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", региональные программы. 2. Стимулы для переезда в сельскую местность: пакет социальных льгот; единовременные компенсации; оплата переезда молодого специалиста и его семьи на работу в другую местность (ст. 96 Трудового кодекса), решение жилищного вопроса; востребованности высококвалифицированных специалистов, благополучная экологическая ситуация. 1. Дефицит земельных участков, обустроенных инженерными коммуникациями достаточной мощности (не все регионы в равной степени участвуют в реализации Программы). 2. Наличие территориальных различий в объемах жилищного строительства. 3. Незначительный объем ввода нового жилья, ниже запланированных значений. 4. Сельский жилищный фонд по уровню благоустройства и комфортности в значительной степени уступает городскому. 5. Не выполнение нормативных требований, установленных в ФЦП УРСТ, по обеспечению жилья в сельской местности горячей водой и ваннами и душем (соответствующие нормативы составляют 45%). 6. Обеспеченность медицинским обслуживанием на селе значительно ниже городского. 7. Отсутствие средств в муниципальном бюджете на выплату подъемных молодым специалистам. 8. Наличие препятствующих факторов: иллюзия лучшей жизни в городе (супермаркеты, ночные клубы, суши-бары и т.п.); низкая оплата труда; тяжелые условия труда и проживания (недостаточно развитая дорожная, инженерная, социальная инфраструктуры, нехватка банкоматов, элементов розничной торговли и т.д.); недостаточная и устаревшая материально -техническая база социальной инфраструктуры; низкое качество социального обслуживания; как правило значительная удаленность от районного и областного центров; профессиональная изолированность; не престижность работы на селе. 9. Низкая заработная плата. 10. Молодые специалисты рассматривают работу в сельской школе как временную, только для наработки стажа.
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Формирование комплексного пакета социальных льгот: в течение первых трех лет работы установить доплату в размере 40% ставки заработной платы; внеочередное предоставление мест в детских садах для детей молодых специалистов социальной сферы. 2. Разработка на региональном уровне комплексной программы по решению жилищных вопросов: создание служебного жилого фонда за счет муниципалитета и крупных предприятий района; предоставление служебного жилья с возможностью его последующего оформления в социальный наем; частичная компенсация платы за съемное жилье; льготная ипотека. 3. Повышение оплаты труда. 4. Учреждение грандов. 5. Выплата ежемесячной стипендии студентам-целевикам из бюджета муниципального образования. 7. Повышение квалификации специалистов за счет регионального бюджета. 8. Развитие системы сертификатов на обучение для учителей. 1. Дотационность муниципальных бюджетов. 2. Снижение объемов бюджетного финансирования на развитие социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры в сельской местности. 3. Низкий платежеспособный спрос населения на жилье. 4. Недостаточный объем государственных и региональных инвестиций в жилищное строительство на селе. 5. Недостаточность мотивации для переезда на село. 6. Недостаточный объем льгот. 7. Низкий уровень оплаты труда. 8. Старение села.
Источник: [14,17 ].
- оптимизация стоимости жилья за счет повышения эффективности действующих финансово -кредитных механизмов, внедрения открытых конкурсных процедур предоставления застройщикам прав
собственности на сформированные земельные участки и усиления антимонопольного контроля в данной сфере, внедрения ресурсосберегающих технологий;
- повышение качества и количества предоставления социальных и жилищно-коммунальных услуг;
- повышение уровня информированности населения о существующих программах поддержки в части обеспечения жильем;
- выделение новых площадок для размещения объектов капитального строительства жилого, социально-культурного, коммунально-бытового и рекреационного назначения [14];
- повсеместное внедрение системы сертификатов на обучение учителей, что значительно улучшит качество повышения квалификации.
Результатом реализации таких мероприятий станет обеспечение динамичного социально-экономического развития, повышение качества жизни на селе, привлечение молодых высококвалифицированных специалистов для работы и постоянного проживания на село, сократит различия между городским и сельским качеством образования.
Литература
1. Российская газета. Все «ИнтерВести». Режим доступа: http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/25999.html
2. Глобальные тенденции занятости молодежи в 2015 году. Режим доступа: http ://www. ilo. org/moscow/news/W CMS_413203/lang--ru/index. htm
3. Хе-Чанг Кум, Ричард П. Барт, Дин Ф. Дункан. Бывшая молодежь: результаты работы до 30 лет. // Дети и молодежь. Услуги. Обзор. Том 36. 2014. С. 220 - 229.
4. Франс Тиссен, Йос Дроглевер Фортюн, Дирк Стрижкер, Тиалда Хаартсен. Миграционные намерения сельской молодежи в Вестоек, Фландрия, Бельгия и Венколониен, Нидерланды. // Журнал сельских исследований. Том 26, № 4, 2010. С. 428-436.
5. Nino Paresashvilia. Major mechanisms to develop the strategies of the labor market in Georgia. // Procedia -Social and Behavioral Sciences 213 (2015). 574 - 579.
6. Зузана Беднарикова, Мирослава Баворова, Елена Понькина. Мотивация миграции сельскохозяйственно образованной сельской молодежи: случай российской Сибири. // Журнал сельских исследований. Том 45. 2016. С. 99-111.
7. Бондаренко Л.В. Проблемы развития сельских территорий // АПК: Экономика, управление. 2009. № 12. С. 24-31.
8. Бондаренко Л.В. Сельские территории: состояние и регулирование // АПК: Экономика, управление. 2014. № 1. С. 69-79.
9. Петриков А.В. Устойчивое развитие сельских территорий: направления и проблемы // В сб. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Зарубежный опыт и проблемы России. М., 2005.
10. Мерзлов А.В., Овчинцева Л.А., Попова О.А. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий: инфортм. изд. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. 112 с.
11. Закшевский В.Г., Меренкова И.Н., Перцев В.Н. Теоретико-методологический подход к исследованию жизнеобеспечения сельского населения региона // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 1 (36). С. 70-76.
12. Прока Н.И.Социально-экономическая эффективность политики оплаты труда в аграрном секторе экономики // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2017. № 3 (66). С. 129-135.
13. Прока Н.И., Злобин Е.Ф., Фокин М.А. Оценка приоритетности системы вознаграждения труда в комплексе проблем кадрового обеспечения аграрного сектора // Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 1 (276). С. 82-93.
14. Полухина М.Г. Проблема закрепления молодых специалистов на селе // АПК: Экономика, управление. 2017. № 2. С. 77-82.
15. Полухина М.Г., Студенникова Н.С. Опыт и проблемы привлечения молодых специалистов на сельские территории (на примере субъектов Центрального федерального округа) // Аграрный научный журнал. 2017. №8. С. 90-95.
16. Савкин В.И. Совершенствование системы управления персоналом в аграрном секторе России в условиях присоединения к ВТО // В сборнике: Перспективы развития аграрного сектора экономики: ключевые направления повышения эффективности. Сборник по материалам Всероссийской научно -практической конференции молодых ученых. 2013. С. 538-541.
17. Полухина М.Г., Савкин В.И. Проблема привлечения молодых специалистов сферы образования в сельскую местность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т.14, № 2. С. 364-376.