Научная статья на тему 'Оценка результатов государственной программы по обеспечению жильем молодых специалистов на селе в Республике Татарстан'

Оценка результатов государственной программы по обеспечению жильем молодых специалистов на селе в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СЕЛЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ / СОФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА / SUPPORT OF YOUNG PROFESSIONALS IN RURAL AREAS / AGRO-INDUSTRIAL SECTOR / GOVERNMENT HOUSING PROGRAM / CO-FINANCING OF THE HOUSING COSTS / SOCIAL DEVELOPMENT OF THE VILLAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гафурова Гульнара Талгатовна, Нотфуллина Галина Николаевна

Поддержка молодых специалистов на селе, в частности помощь в обеспечении их жильем, приоритетная задача государства в агропромышленном секторе. Решение данной задачи обеспечивает не только приток молодых кадров в агропромышленный комплекс Татарстана, но и их закрепление на селе, что связано с социализацией. Отток молодежи из сельской местности привел к ухудшению демографических и профессиональных характеристик кадров сельхозпредприятий, и поэтому обеспечение жильем молодых специалистов во многом является приоритетной задачей в стратегическом плане, т. к. обусловливает стабилизацию кадрового обеспечения в долгосрочном аспекте. Необходим новый подход к социальному развитию села, поскольку существующие формы поддержки не приводят к существенным изменениям. Рассмотрены некоторые результаты программы по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF GOVERNMENT HOUSING PROGRAM FOR YOUNG PROFESSIONALS IN RURAL AREAS IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Support of young professionals in rural areas, in particular help to ensure their housing is a priority for the state in the agricultural sector. The solution to this problem provides not only the influx of young professionals in agriculture in Tatarstan, but also the consolidation of the village, which is associated with socialization. The outflow of young people from rural areas led to the deterioration of the demographic and professional characteristics of the staff of the agricultural organizations, and therefore providing housing for young professionals in many ways is a priority in the strategic plan, as it is connected with the stabilization of employment in the long run. It is necessary to apply a new approach to social development of the village, as the existing forms of support do not make substantial changes. Some results of the program to provide affordable housing for young families and young professionals in rural areas in the Republic of Tatarstan are examined.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов государственной программы по обеспечению жильем молодых специалистов на селе в Республике Татарстан»

УДК 332.021.8:63 ББК 65.2/4

Г. Т. Гафурова, Г. Н. Нотфуллина

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫ1Х СПЕЦИАЛИСТОВ НА СЕЛЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

G. T. Gafurova, G. N. Notfullina

ASSESSMENT OF GOVERNMENT HOUSING PROGRAM FOR YOUNG PROFESSIONALS IN RURAL AREAS IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Поддержка молодых специалистов на селе, в частности помощь в обеспечении их жильем, -приоритетная задача государства в агропромышленном секторе. Решение данной задачи обеспечивает не только приток молодых кадров в агропромышленный комплекс Т атарстана, но и их закрепление на селе, что связано с социализацией. Отток молодежи из сельской местности привел к ухудшению демографических и профессиональных характеристик кадров сельхозпредприятий, и поэтому обеспечение жильем молодых специалистов во многом является приоритетной задачей в стратегическом плане, т. к. обусловливает стабилизацию кадрового обеспечения в долгосрочном аспекте. Необходим новый подход к социальному развитию села, поскольку существующие формы поддержки не приводят к существенным изменениям. Рассмотрены некоторые результаты программы по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в Республике Татарстан.

Ключевые слова: поддержка молодых специалистов на селе, агропромышленный сектор, государственная программа по обеспечению жильем, софинансирование расходов на строительство жилья, социальное развитие села.

Support of young professionals in rural areas, in particular help to ensure their housing is a priority for the state in the agricultural sector. The solution to this problem provides not only the influx of young professionals in agriculture in T atarstan, but also the consolidation of the village, which is associated with socialization. The outflow of young people from rural areas led to the deterioration of the demographic and professional characteristics of the staff of the agricultural organizations, and therefore providing housing for young professionals in many ways is a priority in the strategic plan, as it is connected with the stabilization of employment in the long run. It is necessary to apply a new approach to social development of the village, as the existing forms of support do not make substantial changes.

Some results of the program to provide affordable housing for young families and young professionals in rural areas in the Republic of T atarstan are examined.

Key words: support of young professionals in rural areas, agro-industrial sector, government housing program, co-financing of the housing costs, social development of the village.

Поддержка молодых специалистов на селе является важнейшей частью политики государства в целях обеспечения эффективного функционирования аграрного сектора России в целом. В 2006 г. в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и республиканской целевой программы развития сельского хозяйства Республики Татарстан в 2008-2012 гг. [1] были предусмотрены программы по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Отметим, что данное направление является одним из приоритетных в связи с его большой социальной значимостью как в настоящее время, так и в перспективе (в течение 20-25 лет). В частности, решение данной задачи обеспечивает не только приток молодых кадров в агропромышленный комплекс Татарстана, но и их закрепление на селе, что связано с социализацией (карьерный рост в сельскохозяйственных предприятиях, рождение и воспитание детей и т. д.). В течение последних лет наблюдался значительный отток молодежи из сельской местности, что привело к ухудшению демографических и профессиональных характеристик кадров сельхозпредприятий (повышение среднего возраста, снижение профессиональной мобильности и адаптивности и т. д.). Именно поэтому задача обеспечения жильем молодых специалистов во многом является приоритетной в стратегическом плане, т. к. связана со стабилизацией кадрового обеспечения в долгосрочном аспекте.

Согласно Постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 14 декабря 2007 г. № 711, финансирование мероприятий по обеспечению молодых специалистов жильем на селе осуществлялось на основе софинансирования расходов на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов в сельской местности за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и внебюджетных источников, в том числе средств ипотечного кредитования [1]. Для этих целей в 2008-2010 гг.:

— из бюджета Российской Федерации выделялись средства в объеме не более 30 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;

— из бюджета Республики Татарстан выделялись средства в размере не менее 40 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;

— остальные 30 % финансировал Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан.

Все субсидии поделены на две группы - жилье для молодой семьи и молодых специалистов и жилье для граждан, проживающих на селе.

Всего за время реализации проекта на эти цели было выделено 4,8 млн руб. (табл. 1).

Повышение качества жизни сельского населения и социального обустройства сельских поселений в Республике Татарстан [2, 3]

———Год Показатель ' 2006 2007 2008 2009 2010 Всего

Введено объектов: Ед. Тыс. м2 1 731 2 150 2 112 347 339 6 679

71,8 109,9 255,6 32,7 49 519

Сумма субсидий, млн руб. В том числе: Бюджет Российской Федерации Бюджет Республики Татарстан 885,4 1 258,5 1993 329,5 354,2 4 820,6

379,6 582,2 854,1 145 151,8 2 112,7

505,8 776,3 1 138,9 184,5 202,4 2 807,9

Согласно данным табл. 1, ввод жилья осуществлялся волнообразно. С момента реализации программы пик ввода жилья приходится на 2007-2008 гг., когда вводилось более 2 тыс. объектов ежегодно. При этом определенный интерес представляет сопоставление количества объектов и числа квадратных метров, характеризующее среднюю субсидируемую площадь в том или ином году (рис. 1).

Рис. 1. Средняя площадь вводимого жилья

Линия тренда отражает тенденцию к увеличению средней площади вводимого жилья. Исключение составляет 2009 г., когда на объемы финансирования серьезное влияние оказал финансовый кризис и дефицит бюджета как федерального, так и республиканского. В целом же значение показателя увеличилось с 41,5 до 144,5 м2 в 2010 г.

Следует также обратить внимание на резкое сокращение числа объектов, введенных в 2009-2010 гг. В предыдущие годы количество вводимых объектов превышало 1,5 тыс. в год, однако в 2009-2010 гг. было введено менее 400 объектов. Наибольшее количество объектов приходится на Сабинский, Алькеевский, Тукаевский, Зеленодольский и Актанышский районы Татарстана, за годы реализации программы их число превысило 200 (рис. 2).

500

450

400

350

300

250

200

150

100

50

0

ІІНІНІНІІІПІНІНІНИМ.

1111

^ ^ ^ ^ ^

0 О О о о О

1 т со _о 3 1

_ ф Ф

ю ф го

03 л ^ О

<

1§ ф < ф со

Т о Ф го II- ц

о го О) ш 1=

* * і і * *

о о о о ° о

—і /-ч я-. 'Т ~I СО

о

^ ч:

1-0 (13

І?

:5?|-

^ ^ ^ ^ ^ 2 ооо«о“о т і ш 1 і ^ Ч

Ф 2 О о ^ 2 О

З ^ і ^ ^ 5ю

^ Ф ГО

о

■ о СІ

^ 0 & 1 ГО х О ^ ф со

;= ° -5^2

ГЇ ГО Ф С I

с *

^ ^ ^ ^ ^

0 О О о о

1 <2 т о. I

^ Л ^ о ^

2 Ср® I- ПЗ

3 і? *£ 52 со

ГО ф

ш 3

о

т

о

X

: ^ * о о

* о < .0 со

^ ^ ^ ^ ^

0 0 О О 0

1 х х т о ^ ^ ^ ш го

I 5 СО Ф С

£ £ г 5° £ ®

Рис. 2. Ввод объектов по муниципальным районам Республики Татарстан, ед. [3]

Следует также дать оценку объемов финансирования программы за счет федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан. Как уже упоминалось, из этих бюджетов субсидируется 30 и 40 % затрат соответственно, поэтому необходимо оценить общие объемы финансирования. За рассматриваемый период объемы финансирования программы по обеспечению жильем молодых специалистов на селе снизились на 60 %. Наиболее существенное падение объемов финансирования наблюдалось в 2009 г. - относительно уровня 2008 г. снижение составило 83,5 %. Снижение объемов финансирования полностью совпадает с сокращением объемов строительства.

Наиболее существенными, на наш взгляд, являются относительные показатели ввода жилья (рис. 3).

1200

1000

800

600

400

200

0

І I Средняя СТОИМОСТЬ 1 М^

■Средняя стоимость 1 объекта

Рис. 3. Показатели стоимости вводимого жилья, тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные рис. 3 отражают снижение средней стоимости 1 м2 с 12,3 тыс. руб. до 7,2 тыс. руб. Такая ситуация выглядит несколько странной, поскольку в докризисный период наблюдался устойчивый рост строительного рынка и, соответственно, рост расходов на строительство. В этих условиях наиболее очевидным является вывод о том, что снижение стоимости строительства, скорее всего, достигалось за счет ухудшения качества используемых в строительстве материалов.

На рис. 3 показан также рост средней стоимости одного жилищного объекта, который обусловлен ростом количества квадратных метров, приходящихся на один объект, о чем уже говорилось выше.

В связи с реализацией мер по жилищному строительству весьма интересной представляется оценка ситуации относительно улучшения жилищных условий граждан в сельской местности. Для этого на основе данных Татарстанского отделения Государственного комитета по статистике РФ (Татарстанстат) оценим данные по динамике жилищных условий (рис. 4).

Как видно из рис. 4, по данным Татарстанстата, существенных изменений в уровне жилищных условий не произошло. В частности, прирост площади жилищного фонда в сельской местности за 2003-2009 гг. составил всего 10,1 %, причем только с 2007 по 2008 г. - на 2,3 %, с 2008 по 2009 г. - 1,6 % .

Прирост площади жилищного фонда в городах был значительно больше - до 12 %. Кроме того, в сельской местности снижается количество населения, что в итоге привело к увеличению обеспеченности одного жителя жилой площадью (рис. 5). Следует отметить, что уровень обеспеченности жилой площадью в сельской местности значительно выше, чем в городах.

Рис. 4. Площадь жилищного фонда в Республике Татарстан в 2003-2009 гг., м2

Отметим также сложности в реализации программы. Они связаны главным образом с возможностью нарушений при формировании списка получателей субсидий. Так, возможно предоставление средств лицам, фактически в сельской местности не проживающим, либо проживающим, но деятельности в сельском хозяйстве не ведущим [4].

В среднем

по Республике Татарстан В городе

На селе

Рис. 5. Обеспеченность одного жителя жилой площадью в Республике Татарстан в 2003-2009 гг., м2 на человека

Таким образом, оценивая выполнение программы по обеспечению молодых специалистов жильем на селе, можно прийти к следующим выводам.

Бюджетные расходы на выполнение данной задачи, а также объемы строительства превышали запланированные в 2007 г. значения на 2008-2009 гг. более чем в два раза. Однако в 2010 г. средства на развитие данной сферы жилищного строительства из бюджета Республики Татарстан не выделялись (выделялись из федерального бюджета). Следовательно, уже к 2010 г. произошло перевыполнение планов финансирования жилищного строительства и объемов ввода жилья [3].

С точки зрения качественных изменений существенного влияния бюджетные инвестиции на сферу жилищных условий в сельской местности не оказали. В итоге можно сказать, что финансирование программы обеспечения молодых специалистов жильем на селе облегчило приобретение собственного жилья молодыми специалистами. Однако, с учетом демографической ситуации в сельской местности, запланированного воздействия на характер экономических и социальных отношений это не оказало.

Следовательно, требуется новый подход к социальному развитию агропромышленного комплекса Республики Татарстан, т. к. существующие формы поддержки, в частности строительство жилья для молодых семей и молодых специалистов, облегчая процесс его приобретения данными группами лиц, не проводят к существенным изменениям. Продолжают наблюдаться тенденции к снижению количества сельского населения и увеличению его среднего возраста. В данном случае речь должна идти уже не только о стабилизации численности населения, но и о развитии социально-культурной сферы сельской жизни, повышении производительности труда, возможности карьерного роста, развития фермерских хозяйств в более крупные формы сельхозпроизводства.

В качестве дополнительных мер по закреплению молодых специалистов на селе, их привлечению и мотивации к эффективному труду можно предложить:

1) создание механизмов государственного заказа на подготовку кадрового потенциала в области сельского хозяйства, в том числе путем создания образовательных кластеров. Государственный заказ должен увязываться с потребностями конкретного региона с учетом его географических и климатических особенностей;

2) совершенствование механизмов государственно-частного партнерства и обеспечение гарантий трудоустройства специалистов в сфере сельского хозяйства после получения образования. Например, создание информационной системы об имеющихся в регионе вакансиях, проведение маркетинговых кампаний учебными заведениями, формирование частного заказа на специалистов со стороны сельхозтоваропроизводителей и т. п. [5];

3) использование первоначальных стимулирующих выплат молодым специалистам при переезде в сельскую местность (средства на первоначальное трудоустройство, льготные кредиты на обустройство и т. п.);

4) использование финансовых стимулов для совершенствования организации труда и профессионального развития специалиста - создание программ повышения квалификации, гранты на внедрение инновационных разработок в аграрной сфере и т. п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Кабинета министров РТ «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы» от 14 декабря 2007 г. № 711 // Сб. постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2008. - № 7. - Ст. 0260.

2. http://www .tatstat.ru.

3. http://www.agro.tatarstan.ru.

4. Тумаланов Н. В., Николаева Т. А. Возможности адаптации аграрной отрасли региона к современным условиям функционирования // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 4. - С. 222-225.

5. Озерова Л. В. К вопросу о закреплении молодых специалистов на селе // Вестн. Брян. гос. сельскохоз. акад. - 2008. - № 2. - С. 24-28.

Статья поступила в редакцию 17.04.2012

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гафурова Гульнара Талгатовна - Институт экономики, управления и права, Казань; канд. экон. наук; доцент кафедры «Финансы и кредит»; [email protected].

Gafurova Gulnara Talgatovna - Institute of Economy, Management and Law, Kazan; Candidate of Economic Sciences; Assistant Professor of the Department "Finance and Credit"; [email protected].

Нотфуллина Галина Николаевна - Институт экономики, управления и права, Казань; канд. экон. наук; доцент кафедры «Финансы и кредит»; [email protected].

Notfullina Galina Nickolaevna - Institute of Economy, Management and Law, Kazan; Candidate of Economic Sciences; Assistant Professor of the Department "Finance and the Credit"; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.