-> - Аграрный вестник Урала № 11 (117), 2013 г.- - -
Экономика
УДК 338.431:321.01:63.002.2(571.15)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Ю. А. БУГАЙ,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, С. А. КОРЕННОВ,
старший преподаватель, Алтайский государственный аграрный университет
(656049, г. Барнаул, Красноармейский пр., д. 98; тел.: 8 (3852) 62-83-55, 8 (3852) 62-83-51, 89069603962; e-mail: [email protected], [email protected])
Ключевые слова: государственная поддержка, Национальный проект «Развитие АПК», виды поддержки, производство сельскохозяйственной продукции, уровень самообеспеченности региона продовольствием.
Изложена необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Приводятся данные о поддержке из федерального и региональных бюджетов на развитие сельского хозяйства Алтайского края. Показана структура основных мероприятий поддержки регионального сельского хозяйства. Проанализирован уровень производства и самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией в регионе. В 2012 г. в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 г.» осуществлялось финансирование мероприятий, направленных на развитие сельской местности по следующим направлениям: развитие жилищного строительства, жилье для молодых семей и специалистов, газификация, водоснабжение, развитие сети общеобразовательных учреждений. В результате позитивной динамики производства основной сельскохозяйственной продукции в Алтайском крае увеличивается уровень ее самообеспеченности. Уровень самообеспеченности основными продуктами питания составляет более 100 %, что говорит о достаточном высоком уровне обеспеченности региона продовольствием. Агропромышленный комплекс края не только полностью удовлетворяет потребность населения региона в основных видах сельскохозяйственной продукции и продовольствия, но и обеспечивает продовольственную безопасность других регионов страны. Рассмотренные направления государственной поддержки АПК уже сегодня способствуют решению проблем развития сельскохозяйственного производства и повышения качества жизни сельского населения. В дальнейшем целесообразно выстраивать политику государственной поддержки, максимально отвечающей условиям ВТО и обеспечивающей рост сельскохозяйственного производства, и, как следствие, рост уровня жизни сельского населения.
STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN ALTAI REGION
YU. A. BUGAY,
candidate of economic sciences, associate professor, head of department, S. A. KORENNOV,
senior lecturer, Altai state agrarian university
(656049, Barnaul, Krasnoarmeisky pr., 98; phone: 8 (3852) 62-83-55, 8 (3852) 62-83-51, 89069603962; e-mail: [email protected], [email protected])
Keywords: government support, the national project "Development of agriculture", types of support, the production of agricultural products, level of food self-sufficiency in the region.
Outlined the need for government support for agricultural production. The data on the support of the federal and regional budgets for the development of agriculture of the Altai Territory are provided. Shows the structure of the major activities to support regional agriculture industry. Analyzed the level of production and self-sufficiency in basic agricultural products in the region. In 2012, within the framework of the federal program "Social development of village" until 2012 to finance measures aimed at rural development in the following areas: the development of housing, housing for young families and professionals, gas, water supply, development of a network of educational institutions. As a result of the positive dynamics of the primary production of agricultural products in the Altai region increased level of self-sufficiency. The level of self-sufficiency in basic foodstuffs is more than 100 %, indicating a sufficiently high level of food security in the region. Agro-industrial complexes of the region are not only fully satisfies the need of the population of the region in basic agriculture and food production, but also ensures food security in other regions of the country. The above directions of state support agriculture today contribute to the solution of the problems of development of agricultural production and improve the quality of life of the rural population. In the future, it is advisable to build a policy of state support, the maximum conforming WTO and for the growth of agricultural production, and, as a consequence, increase the standard of living of the rural population.
Положительная рецензия представлена А. Л. Полтарыхиным, доктором экономических наук, заведующим кафедрой экономики Барнаульского филиала Московской академии предпринимательства.
3555 ► - Аграрный вестник Урала № 11 (117), 2013 г. - >
Экономика
Государственная поддержка является неотъемлемой частью государственного регулирования и представляет собой совокупность различных рычагов и инструментов, льготного и безвозмездного финансирования наиболее ущемленных в экономическом отношении предприятий и отраслей.
В мировой практике давно найдены узловые точки в деятельности государства при проведении реформ и использования государственных регуляторов экономики, нацеленных на достижение определенной стабилизации и повышение эффективности использования ресурсной базы. Среди этих узловых точек первой выделяется сельское хозяйство как основа общего благополучия общества и развития производства предметов потребления, без которого невозможно поддержать устойчивость темпов развития производства. Это давно усвоили развитые капиталистические страны и вывели сельское хозяйство из сферы влияния рыночной конъюнктуры, рыночной стихии. Здесь определяющую роль берет на себя государство. В таких странах государство опекает сельское хозяйство по всем направлениям, включая эквивалентный обмен с другими секторами и внешнеэкономические отношения [1].
Следует отметить, что развитие села, его социальная сфера, инфраструктура также требует поддержки и вмешательства. Сегодня развитие сельской инфраструктуры (дорог, объектов социально-культурного назначения, уровня доступности газоснабжения) в значительной степени сдерживают уровень аграрного производство, не обеспечивая инвестиционную привлекательность территории. Тем более, что в условиях членства России во Всемирно торговой организации поддержание и финансирование мероприятий, которые направлены на развитие сельской инфраструктуры, носят неограниченный характер в рамках требований и условий государственной поддержки.
— jd счет средств федерального
-За ен^средсте краевого Сйвджега
zorre zot>7 zone zotre гою гон zwz
Рисунок 1
Динамика государственной поддержки сельского хозяйства
Алтайского края
Субсидии на MiMimiHue iirpaT
Субсидии не создание общи условий функционирования сельского хозяйства
Субсидии на возмещение iii рз г
По нашему мнению, если сегодня в достаточной степени инвестировать финансовые ресурсы в сельскую социальную инфраструктуру, то завтра в сельскую местность будет наблюдаться приток населения, в первую очередь, людей, желающих и умеющих вести аграрный бизнес. Все это автоматически будет стимулировать развитие других материальных и нематериальных сфер общественного производства, прежде всего, первой и второй сферы АПК, а также научно-образовательных учреждений, финансовых и консультационных операторов рынка и т. д.
В 2005 г. государство выбрало для себя узловые точки, приоритетные направления развития экономики. Во исполнение поручений Президента РФ и Правительства РФ были разработаны национальные проекты: «Развитие АПК», «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье».
Национальный проект «Развитие АПК» был разработан Министерством сельского хозяйства РФ. В качестве основных направлений развития агропромышленного комплекса определены ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования [2].
Следующим временным шагом в регулировании отечественного рынка сельскохозяйственной продукции является Программа развития сельского хозяйства регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг., утвержденная Постановлением Правительства от 14 июля 2007 г. № 446. Если раньше принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки оказывали малое влияние на его состояние и не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей, то в указанных документах были установлены четкие правовые основы реализации государственной аграрной политики как неотъемлемой составной части социально-экономической политики российского государства, определены основные цели и принципы этой политики, направления государственной поддержки и обязанность государства осуществлять финансирование сельского хозяйства за счет средств федерального и региональных бюджетов.
Благодаря данным программам увеличились объемы государственной поддержки сельского хозяйства [4].
Несмотря на то, что уровень государственной поддержки в динамике с 2006-2012 гг. увеличивается, ее размер не сопоставим с уровнем государствен-
СуСсвдироваине чл( nmipir на
ynnilj П|Н1ЦШП>Р
ConnjHII-
кнфорщииэгж-консуль
Су V:tii:»:i:t возынщнк чирят в растанездцстж
F'hu чодына ойцвф&гргаликге мерогфняпнв
рел wkom хсшйстве
ТОБфОЛрО! ПВОД1 Г¥С1
Сура шина воэмещ£«|е з:п1>п7 I! жпаотео&одстве
Рисунок 2
Структура финансирования мероприятий на развитие сельского хозяйства Алтайского края в 2012 г. за счет средств
федерального бюджета
Рисунок 3
Структура финансирования мероприятий на развитие сельского хозяйства Алтайского края в 2012 г.
за счет средств краевого бюджета
-> - Аграрный вестник Урала № 11 (117), 2013 г. -«ССС^1
ной поддержки экономически развитых стран, где государственные органы управления выделяют значительные финансовые средства на поддержку сельского хозяйства, стимулируя модернизацию техники и технологий агропромышленного производства, добиваясь тем самым высоких результатов в продовольственном обеспечении населения.
Алтайский край относится к территориям с преимущественно аграрной специализацией, благоприятными природными и социальными условиями для развития сельских территорий (четверть валового регионального продукта приходится на сельское хозяйство и производство продуктов питания, в сельской местности проживает 46,6 % населения края, или 1,2 млн чел.), поэтому проблемы развития сельскохозяйственного производства и его государственной поддержки весьма актуальны.
Нами проанализирована структура финансирования мероприятий на развитие сельского хозяйства Алтайского края в 2012 г. за счет средств федерального и краевого бюджетов.
Значительная часть федеральных средств (более 70 %) была представлена на субсидирование затрат в растениеводстве, животноводстве, а также на создание общих условий функционирования сельского хозяйства.
Структура и виды субсидий представлены на рис. 2, 3. Кроме того, за счет средств федерального бюджета осуществлялось финансирование следующих программ: «Развитие молочного скотоводства», «Развитие мясного скотоводства», «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель», «Развитие свиноводства», «Развитие свеклосахарного производства».
В 2012 г. в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 г.» осуществлялось финансирование мероприятий, направленных на развитие сельской местности по следующим направлениям: развитие жилищного строительства, жилье для молодых семей и специалистов, газификация, водоснабжение, развитие сети общеобразовательных учреждений.
Кроме того, средства федерального бюджета на-
Экономика
я ■г.тши.ш
1№Н«11 1ГИ|ГТ1
СУЬЯЕИ и --.л- г? и.-.
! И" I
и ыь
МфЯ 3*1 4-31
О.Й н1|!1>:-к>:пь
РТ РИЧ В--™1 Ы-рИяй |1-иГг-Ц Гь-4-.|ащ.гII к^чаш он ЦИ1»! !■ шч
тур 'ч "■к,рЛ|
СГ^ол ьь к-?чнн ■ км■
мрмНК
:*-рИ!1* -ЛТI ДОН ■ Г ■
3 Ч»*1Я
J я:
шЛ
р^ "ктч Ч17ЧI
г'г ^ ■' - ~■ I- 1 '■ ■
^ -— г. _ .. — Т1ТН1 II Р1ЧР1-Н 'щНЛ
Рисунок 4
Виды субсидии, предоставляемые за счет средств федерального бюджета в 2012 г.
правлялись на предоставление субсидий на комплексную компактную застройку и консультационную помощь.
Безусловно, данные условия не могли положительно не повлиять на развитие сельского хозяйства. Основные показатели развития сельскохозяйственного производства в Алтайском крае представлены в табл. 1 [4].
В результате позитивной динамики производства основной сельскохозяйственной продукции в Алтайском крае увеличивается уровень ее самообеспеченности.
Таблица 1
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в Алтайском крае
Наименование продукции Год 2012 г. % к 2006 г.
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Зерно (в весе после доработки), млн т 3,5 4,7 3,9 5,6 4,2 3,9 2,5 71,4
Молоко, тыс. т 1333,4 1350,1 1375,0 1393,0 1423,0 1452,0 1444,1 108,3
Мясо, тыс. т 141,8 153,6 160,2 182,3 198,8 217,0 233,1 164,4
Яйцо, млн шт. 911,0 933,7 990,8 1037,5 1048,0 1058,7 1071,0 117,5
Таблица 2
Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией, %
Вид сельскохозяйственной продукции Год
2007 2008 2009 2010 2011
Мясо 99,4 100,8 114,1 122,3 128,2
Молоко 133,1 133,2 134,2 139,2 141,1
Яйца 118,5 126,0 114,9 119,4 120,7
Картофель 102,1 106,5 108,0 105,0 107,6
Овощи и продовольственные бахчевые культуры 90,5 90,5 91,5 90,8 92,1
3335 * ~ Аграрный вестник Урала № 11 (117), 2013 г. - >
Экономика
Как следует из табл. 2, уровень самообеспеченности основными продуктами питания составляет более 100 %, что говорит о достаточном высоком уровне обеспеченности региона продовольствием. Агропромышленный комплекс края не только полностью удовлетворяет потребность населения региона в основных видах сельскохозяйственной продукции и продовольствия, но и обеспечивает продовольственную безопасность других регионов страны.
Таким образом, рассмотренные направления государственной поддержки АПК уже сегодня способствуют решению проблем развития сельскохозяйственного производства и повышения качества жизни сельского населения.
В дальнейшем целесообразно выстраивать политику государственной поддержки, максимально отвечающей условиям ВТО и обеспечивающей рост сельскохозяйственного производства, и, как следствие, рост уровня жизни сельского населения.
Литература
1. Иванченко В. К новой парадигме государственного регулирования и планологии // Вопросы экономики. 1993. № 11. С. 72-79.
2. Материалы расширенного заседания коллегии Министерства сельского хозяйства РФ (19.10.2005 г.).
3. Бугай Ю. А. Анализ системы государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Алтайском крае // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 8 (106). С. 98-104.
4. Алтайский край в цифрах. 2006-2011 : крат. стат. сб. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2012. 216 с.
5. Состояние продовольственного рынка Алтайского края 2007-2011 : стат. сб. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2012. 60 с.
6. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ № 446 от 14 июля 2007. СЗ РФ 2007. № 31. Ст. 4080.
References
1. Ivanchenko B. Towards a new paradigm of government regulation and planology // Problems of Economics. 1993. № 11. P. 72-79.
2. Materials expanded meeting of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation (19.10.2005).
3. Bugay Y. A. Analysis of the system of state support for agricultural production in the Altai region // Bulletin of the Altai State Agrarian University. 2013. № 8 (106). P. 98-104.
4. Altay region in figures. 2006-2011 : Stat. territorial body of the Federal State Statistics Service of the Altai Territory. Barnaul, 2012. 216 p.
5. The state of the food market of the Altai Territory. 2007-2011 : Stat. territorial body of the Federal State Statistics Service of the Altai Territory. Barnaul, 2012. 60 p.
6. State Program for Development of Agriculture and Regulation of agricultural products, raw materials and food for the period 2008-2012. Approved by the RF Government Decree number 446 of July 14, 2007. NW 2007. № 31. St. 4080.