Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения сельской местности молодыми специалистами'

Проблемы обеспечения сельской местности молодыми специалистами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙКОМПЛЕКС / СУБСИДИИ / ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕДЕНЕЖНЫЕВЫПЛАТЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / SUBSIDIES / MONTHLY PAYMENTS / COMPETITIVE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы обеспечения профессиональными кадрами сельской местности. Для качественной организации работы сельского специалиста необходима специальная система обучения и закрепления высококвалифицированных кадров на селе, чему способствует с одной стороны, государственная поддержка, с другой – специфическая программа обучения, имеющая не только теоретическую, но и практическую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of rural young professionals

The article deals with the problem of providing relevant professional staff countryside. For better organization of agricultural specialist, a special education system and securing qualified personnel in rural areas, helped the one hand, public support, on the other, the specific program of study, which has not only theoretical but also practical.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения сельской местности молодыми специалистами»

УДК 334:63 © Н.Ю.Симонова

Н. Ю. Симонова

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

В статье рассматриваются актуапъные проблемы обеспечения профессиональными кадрами сельской местности. Для качественной организации работы сельского специалиста необходима специальная система обучения и закрепления высококвалифицированных кадров на селе, чему способствует с одной стороны, государственная поддержка, с другой — специфическая программа обучения, имеющая не только теоретическую,

но и практическую направленность.

Ключевыеслова:агропромыпшенныйкомплекс, субсидии, ежемесячные денежные выплаты, конкурентоспособный специалист, сельское хозяйство.

-

I дых специалистов в сельскую местность и

-

мики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта.

В настоящее время важнейшей задачей является привлечение и закрепление молодых специалистов в сельской местности, преодоление отставания села от города по уровню и условиям жизни. В связи с этим

принятие мер по повышению привлекательности

-

го проживания специалистов является чрезвычайно важным.

--

ными актами, принятыми в субъектах Российской

Федерации - специальными законами субъектов

-

тами муниципальных образований и т.д. Основными

направлениями работы по закреплению молодых

-

онов являются:

- единовременная поддержка молодых специалистов;

- ежемесячные денежные выплаты;

- субсидии на приобретение (строительство) жилья.

-

ных денежных выплат и единовременной поддержки

-

-

гиональном уровне в соответствии с требованиями федерального законодательства.

--

вой программы «Социальное развитие села до 2014 года», утвержденной постановлением Правительства

Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858.

-

-

ное образование и заключить трудовой договор с организацией АПК или села на срок не менее пяти лет. Для получения субсидии необходимо обратиться

-

ного жительства с заявлением о включении в состав

-

--

нальным органом управления АПК.

После заключения соглашения с Министерством

-

-

ния АПК утверждает сводный список участников

Программы и доводит эту информацию до граждан.

-

-

циальной выплаты. На основании свидетельства он

-

ления социальной выплаты.

-

вляется безналичным способом путем перечисления

средств на счет подрядной организации, продавца

-

стве дома собственными силами, а также кредитной

-

лищного кредита.

--

кой вариант, как предоставление жилья по договору

найма. В данном случае субсидии перечисляются не

-

-

тает жилье для молодого специалиста, в том числе

-

-

ма с правом выкупа по истечении пяти лет работы по трудовому договору по цене, не превышающей 10 % расчетной стоимости жилья.

--

шить жилищные условия молодых специалистов на селе, создать условия для закрепления молодых

специалистов в агропромышленном комплексе села,

-

-

алистов, занятых в агропромышленном комплексе. В Омской области уже несколько лет действует

Раздел I. Экономические науки_

целый комплекс мер, помогающих молодому специалисту устроиться на селе. Молодой специалист,

-

фессиональиого образования и принятый на работу

в сельскохозяйственные организации, крестьянские

-

требительские кооперативы Омской области, при возвращении на работу в село имеет право получить

единовременное подъемное пособие. Кроме этого в

-

-

ются доплаты к заработной плате.

Осуществляемое сегодня возрождение России во многом связано именно с возрождением села. В настоящее время особенно очевидна необходимость

существенного подъёма сельскохозяйственного

-

лодым поколением сельчан и теми, кто намерен и

способен связать свою жизнь с селом. Обеспечение

-

-

ческого уровня всех тружеников села также должны

-

ки государства.

Политика коренных преобразований жизни села,

-

-

буют существенных изменений в подготовке кадров. В настоящее время пополнение трудовых ресурсов сельского хозяйства почти полностью идёт за счёт подрастающего поколения. В то же время молодые люди ещё не имеют достаточных трудовых навыков, опыта, не приучены к самодисциплине в работе.

-

спечивали будущих специалистов высоким уровнем

-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

вом, понимать закономерности сельхозпроизводства и социальных изменений на селе.

-

рованные на практическое применение программы повышения квалификации, так и учебные центры с соответствующим оснащением, а также имеющие профессиональную квалификацию преподаватели

для реализации подобных программ. С учетом этого,

-

-

мостоятельно. В этой связи весьма важно обращение

-

тоспособных специалистов для работы в сельской

местности. Изучение зарубежного опыта позволит

-

-

сылки для отказа от принятых стереотипов в области обучения и воспитания.

-

тоспособных специалистов для работы на селе,

-

ту их профессионального образования в Англии.

_21

-

-

зяйство здесь играет ведущую роль в экономике страны. Система профессиональной подготовки

специалистов сельского хозяйства в английском

-

зяйственного производства в экономике Англии, которая в свою очередь определяет требования к качеству подготовки кадров.

Одним из ведущих учебных заведений Англии

-

-

ный центр сельскохозяйственного образования, обеспечивающий углубленное начальное высшее,

высшее и поствысшее образование. Особенность

-

фессорско-преподавательского состава выполняют

-

-

скохозяйственных фермах колледжа, либо являются и преподавателями и фермерами одновременно.

Благодаря руководству и корпорации колледжа

-

-

ния, совершенствования подготовки специалистов сельского хозяйства, устанавливать прямые связи с колледжами и организациями других стран мира.

В КСХК разработаны и успешно внедряются

-

листов, обоснованы квалифицированные требования для каждой ступени профессионального обучения

и критерии перевода студентов с одной ступени на

-

сионалами, студенты обучаются здесь как минимум

-

--

вая подготовка специалистов в области сельского хозяйства.

Система образования в Канаде ориентирована

-

чают в себя стажировку по специальности, которая

-

ственная практика» дает еще один плюс - оканчивая учебное заведение, у студентов уже будет не только диплом, но и практический опыт вместе с резюме, что немаловажно для трудоустройства. К тому же, если на стажировке студент проявит себя с лучшей

стороны, то после получения диплома пребывать в

-

ботодатели присматривают персонал еще на этапе практики.

Подготовка кадров для сельского хозяйства со

-

ся в 2-годичных сельскохозяйственных колледжах. В стране имеется 14 таких учебных заведений, часть из них (5 колледжей) входит в структуру университетов,

а остальные являются самостоятельными учебными

-

зяйственным образованием в колледжах готовят по 23 основным специальностям (экономика сельского

хозяйства, менеджмент, маркетинг, финансирование

-

-

скохозяйственных сооружений, растениеводство, животноводство и др.).

-

ся составляет примерно 10-15 млн. долларов в год,

-

ет Министерство колледжей и университетов, 15-

-

ваний для фирм или федерального правительства,

-

жертвование меценатов.

В Германии образование и подготовка молодежи,

-

ются как производственное обучение в официально

признанных хозяйствах, дополняемое посещением

-

--

скими навыками и знаниями для работы на селе. Перед началом производственного образования

с хозяйством заключается специальный договор о

-

--

ность обучения, испытательный период, начало и

конец обучения; метод обучения, распределение по

-

тельные мероприятия вне хозяйства; обязанности

-

нов; оплата труда, производственная деятельность; отпуск; условия, при которых договор может быть расторгнут.

-

выков и знаний в большинстве земель организуются

-

--

го сельскохозяйственного образования.

---

ные заведения трех типов - общеобразовательные

-

ных дисциплин, профессионально-технические

-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные техникумы.

-

ставляют общеобразовательные, преимущественно

-

ванием сельскохозяйственных дисциплин - в КНР принят 12-и летний курс школьного образования: 6 лет - начальная школа, 3 года - неполная средняя (первая ступень) и 3 года - полная средняя школа (вторая ступень).

-

дены второй и третий годы обучения. По окончании

-

-

тать в сельском хозяйстве.

--

него обучения учащиеся получают полное среднее

-

фессиональную подготовку для работы в сельском хозяйстве.

---

ся. Они работают как в хозяйствах государственного

-

ного (семейного) подряда.

В сельскохозяйственных техникумах готовят

-

ского хозяйства. По окончании учебы выпускники

-

номами, лаборантами и др.).

--

циальных учебных заведениях Франции, обучение разделено на три «ступени».

-

ный курс», рассчитанный на подготовку начинающих фермеров. Вторая ступень - «удлиненный курс»,

продолжительность обучения 3 года. Поступить на

-

рой год обучения осуществляется специализация по

направлениям: управление сельскохозяйственным

-

ние. По окончании данного курса обучения выдается

либо диплом сельскохозяйственного техника, либо

-

ственным и техническим наукам).

-

учение на третьей ступени - «высшем курсе».

-

--

ской деятельности в АПК.

Функционирование лицея обеспечивается как за счет государственной поддержки (покупка земли, строительство зданий, оплата преподавательского

состава), так и за счет собственной хозяйственной

-

ственной деятельности составляет производство

-

зяйстве. Повышению эффективности производства

-

-

изводителей кукурузы и пшеницы.

Распределение выпускников осуществляется в зависимости от уровня подготовки и квалификации.

Активное участие в этом принимают Ассоциация

-

Раздел I. Экономические науки_

пределению инженерных и технических кадров в сельском хозяйстве.

Молодой специалист должен готовиться как

-

ко знаниями современной техники, экономики, но и

-

-

тальную подготовку по широкому кругу дисциплин.

_23

что является необходимым условием его успешной работы в условиях рыночных отношений.

Глубокое изучение, осмысление зарубежного опыта может быть вполне перспективным в практике

использования в российском образовании элементов

-

щих программ, естественно с учётом их переработки и адаптации к нашим условиям.

PROBLEMS OF RURAL YOUNG PROFESSIONALS

JNatalyaY. Simonova,

associate professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. Hie article deals with the problem of providing relevant professional staff countryside. For better organization of agricultural specialist, a special education system and securing qualified personnel in rural areas, helped the one hand, public support, on the other, the specific program of study, which has not only theoretical but also practical. Keywords: agriculture, subsidies, monthly payments, competitive specialist, agriculture.

Симонова Наталья Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: sim_nu_a(@,mail. ru.

Статья поступила в редакцию 28.02.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.