Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #11, 2016
LIB
шши
EKONOMIA / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Арсаева И.Л.
Ст. преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение», Чеченский государственный университет, г. Грозный
Хасанова С.С.
К.э.н., доцент кафедры «Налоги и налогообложение», Чеченский государственный университет, г. Грозный
В экономике любой страны важную роль играет малый и средний бизнес. Именно благодаря предпринимательству создаются рабочие места, конкурентная среда и естественно доходы государства в виде налогов. В связи с этим имеет особое значение региональная политика в сфере стимулирования малого бизнеса. Правительством Чеченской Республики предпринимается ряд мер, направленных на обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки и создания особых льготных условий налогообложения малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: Малый и средний бизнес, бюджет, налоги, доход, налоговые льготы, специальные налоговые режимы.
MEASURES OF STATE REGULATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS
Arsaeva I.L.
St. the teacher of chair "Taxes and taxation", Chechen state University, Grozny
KHasanova S.S.
Ph. D., associate Professor of Department "Taxes and taxation", Chechen state University, Grozny
In the economy of any country plays an important role in small and medium businesses. Precisely because entrepreneurship creates jobs, the competitive environment and of course government revenues in taxes. In this regard, is of particular importance to regional policy in the promotion of small business. The Chechen Republic's government is taking a number of measures aimed at ensuring the functioning of the support infrastructure and create special preferential tax treatment for small and medium-sized businesses.
Key words: Small and medium business, budget, taxes, income, tax benefits, special tax regimes.
Развитие малого и среднего бизнеса является особо актуальной задачей для всей России, а для развивающейся Чеченской Республики - особенно.
Все меры государственного регулирования малого и среднего бизнеса условно можно разбить на три блока:
1) бюджетный механизм;
2) банковско-кредитный механизм;
3) налоговый механизм.
1) Реализация бюджетного механизма предполагает прямое бюджетное финансирование.
Развитие малого и среднего бизнеса имеет большое значение в экономике Чеченской Республики. Как известно, за счет развития этой сферы могут быть решены различные социально - экономические проблемы. В их числе - снижение безработицы, насыщение рынка товарами и услугами, повышение уровня жизни населения, формирование конкурентной среды, расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней.
В целях развития малого бизнеса и предпринимательства Правительством Чеченской Республики предпринимаются определенные меры, например, реализуется Государственная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике на 2014 - 2018 годы».
В рамках госпрограммы реализуются 2 подпрограммы: «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике», «Обеспечение реализации государственной программы в сфере малого бизнеса и предпринимательства».
Объем бюджетных ассигнований программы на 2014 год из республиканского бюджета составил - 248,8 млн. рублей.
Заключены соглашения на предоставление субсидий на софинансирование программы из федерального бюджета на общую сумму 586,0 млн. рублей.
В рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы в сфере малого бизнеса и предпринимательства» профинансировано на обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки субъектов МСП (бизнес-центров (инкубаторов) - 64,8 млн. руб.;
Общий объем освоенных средств за 2015 год составил 740,2 млн. рублей, из них: средства ФБ - 585,3 млн. рублей, РБ - 154,9 млн. рублей.
По мероприятию «Поддержка МСП на муниципальном уровне» Комитет предоставляет субсидию на софинансиро-вание мероприятий муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства 17 администрациям муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики. Реализация мероприятия позволит оказать гос. поддержку не менее 454 субъектам МСП на общую сумму 143млн. 2тыс. руб. За счет реализации мероприятия в муниципальных районах и городских округах республики будет создано не менее 492 рабочих мест.
2) Реализация банковско-кредитного механизма включает в себя льготное банковское кредитование субъектам малого бизнеса. Как правило, это осуществляется через уполномоченные банки, либо специализированными финансовыми учреждениями.
В 2015 ОАО «Россельхозбанк» предоставил 112 кредитов субъектам малого предпринимательства на общую сумму -1279,5 млн. руб.
© Арсаева И. Л., Хасанова С. С., 2016
5
ии
ШДЖЭИ Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #11, 2016
Количество выданных грантов субъектам малого и среднего предпринимательства - 738, на общую сумму 182,5 млн. руб.
Высокий уровень налоговой нагрузки препятствует развитию малого бизнеса и, как следствие, ведет к сокращению доходной части всех уровней бюджетов и возможному росту теневой экономики, поскольку в большинстве малых предприятий не ведется официальная финансовая отчетность.
Следует сосредоточить усилия на качественном преобразовании существующих систем налогообложения, упрощении порядка исчисления налога, достижении простоты и четкости формулировок налогового законодательства, устранении противоречий и пробелов в нем.
Налоговый механизм предполагает создание особых льготных условий налогообложения малого и среднего бизнеса.
В РФ применяются специальные налоговые режимы для субъектов малого и среднего бизнеса - УСН, ЕНВД, ЕСХН.
Исходя из этого, Правительством Чеченской Республики, совместно с ФНС РФ по ЧР принимаются различные меры по стимулированию малого и среднего бизнеса.
С 2015 года вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, выбравшие упрощенную систему налогообложения либо патент в первые два года работы освобождаются от уплаты налогов. Т.е. для данной категории субъектов экономики предоставляются двухлетние «налоговые каникулы». Такое освобождение от уплаты налогов будет действовать в 2015-2020 годах. Также льготы получат производства, начинающие с «нуля». Их наличие в том или ином регионе будет зависеть от его властей. Данные субъекты власти могут устанавливать дополнительные требования к налогоплательщикам, желающим использовать свое право на налоговые каникулы.
Закон об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Чеченской Республики принят Парламентом Чеченской Республики, 29 октября 2015 года.
По Постановлению Правительства ЧР принятого от 19 ноября 2015 года «О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения» установлены следующие налоговые ставки в соответствии с пунктом 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков, применяющих упро-
щенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы:
1) для организаций и ИП, средняя численность работников, которых за налоговый (отчетный) период не превышает 20 человек - 1 процент;
2) от 21 до 40 человек включительно - 2 процента;
3) от 41 до 60 человек включительно - 3 процента;
4) от 61 до 70 человек включительно - 4 процента;
5) от 71 до 85 человек включительно - 5 процентов;
6) от 86 до 100 человек включительно - 6 процентов. [2]
Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную
систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в Чеченской Республике применяется налоговая ставка в размере 5 процентов (установлена в соответствии с пунктом 2 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации).
В целом роль малого и среднего бизнеса в формировании доходов бюджета выглядит следующим образом:
В 2015 году налоговые поступления в Чеченской Республике от двух специальных налоговых режимов, применяемых в сфере малого предпринимательства, имеют такие цифры:
1. По единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год Параметр бюджета г.Грозного составил 47млн 150 тыс. руб. Поступило 55млн 804 тыс. руб. Исполнение плана составило 118,4%. Дополнительный объем составляет 8 млн. 654 тыс. рублей.
Динамика поступлений за 2015 год по сравнению с 2014 годом составляет 102,8% или больше на 1 495 тыс. рублей.
2. По единому налогу на вмененный доход, при задании 23 631 тыс. руб. мобилизовано 29 млн. 626 тыс. руб. исполнение составляет 125,4%, дополнительный объем составляет 5 млн. 995 тыс. рублей.
Динамика поступлений за 2015 год. по сравнению с 2014 годом больше на 6 млн. 20 тыс. руб. или на 26,2% (в 2014 году - 23 006 тыс. рублей). [1]
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Правительство Чеченской Республики для развития МСП принимает достаточно эффективные меры, которые в перспективе приведут к более продуктивному исполнению своих обязанностей налогоплательщиками, что, в свою очередь, будет способствовать эффективному развитию экономики.
Библиографический список:
1. Аналитическая справка Управления ФНС России по ЧР за 2015год.
2. http://www.parlamentchr.ru/legislation/zakony2015/2731-49-г2-2015-о-81аукакЬ-па1о§а-У21таето§о-у-8ууа21-8-primeneniem-uproshchennoj-sistemy-na1ogoob1ozheniya дата обращения 13.05.2016г.
6
EKONOMIA