УДК 334
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Т.Ю.Сазонова
Институт экономики и управления НовГУ, t-sazonova@yandex.ru
Исследуются процессы формирования институциональной среды в РФ. Рассмотрены последние изменения законодательства по регулированию малого бизнеса; проанализированы изменения ставок страховых взносов за период с 2000 по 2012 гг. Проведено сравнение российской системы налогообложения с другими странами и выявлены тенденции, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: институциональная среда, развитие предпринимательства, малый и средний бизнес, государственная поддержка, упрощенная система налогообложения, страховые взносы, налоги с фонда оплаты труда, оптимизация налогообложения
In this article the author analyses the processes of institutional environment formation in the Russian Federation. The last changes in legislation of the small business managing are considered. The analysis of changes in the rates of insurance contributions for the period from 2000 to 2012 is made. Comparison of Russian system of taxation with other countries is carried out and the tendencies constraining development of small and medium business are revealed.
Keywords: institutional environment, business development, small and medium business, state support, simplified system of taxation, insurance payments, taxes from payment fund, taxation optimization
Дальнейшее реформирование российской экономики предполагает формирование эффективной институциональной среды, соответствующей и способствующей формированию адекватных условиям рыночной экономики мотиваций поведения. Институциональная среда представляет собой комплекс основополагающих внешних условий, включающих политические, социальные и юридические нормы и правила, регулирующие деятельность субъектов экономических отношений в процессе производства, обмена и распределения. В данной публикации мы сосредоточимся на нормативно-правовых аспектах институциональной среды.
Законодательство, касающееся малого и среднего бизнеса в РФ, продолжает совершенствоваться. Российские законодатели уделяют этому вопросу повышенное внимание, справедливо полагая, что гибкий малый бизнес — это основа для развития инноваций и эффективной экономики.
В соответствии с Федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] предприятиям, попадающим в категорию малых и средних, государство обещает финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также помощь в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, предусмотрены более низкие ставки по отдельным видам налогов (сборов), а также упрощение бухгалтерского учета. Как показывает практика, при практической реализации предусмотренных преференций существуют определенные затруднения. Конкретные условия и порядок оказания помощи устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, некоторые из которых так и остаются на стадии намерений.
В 2011 г. был принят очередной пакет поправок и изменений, касающихся регулирования малого и среднего бизнеса в РФ. В качестве наиболее существенных изменений следует отметить следующие.
1. Законодатель определил, что срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни государственного и муниципального имущества, подлежащего передаче малому бизнесу, должен составлять не менее чем пять лет [2]. Инициатива, бесспорно, отличная, однако перечень подлежащего передаче имущества утвержден далеко не во всех муниципальных образованиях, так как закон предусматривает право (а не обязанность) оказывать имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
2. Упростилась процедура участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках. Заказчики обязаны осуществлять размещение государственных и муниципальных заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10% и не более 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ и/или оказания услуг [3]. Законодатель также предусмотрел сниженные требования при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме. В настоящее время размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе для субъектов малого бизнеса не может превышать 2% начальной цены контракта, в то время как для всех остальных участников аукциона верхний предел определен в 5%.
Эти изменения касаются, к сожалению, не очень существенных моментов. Поправки же в части основополагающих законов, например Налогового кодекса (НК), зачастую носят двойственный характер и, наоборот, ухудшают положение малого и среднего бизнеса.
Налоги в РФ достаточно многочисленны, что вызывает затруднения, в том числе технического характера, при их начислении, уплате и администрировании. Глобализация экономики и мировой финансовый кризис привели к тому, что, начиная с конца XX в., в мире существует тенденция изменения структуры налоговых систем в направлении их упрощения. Основная цель — стимулирование экономического роста и создание условий для внедрения инноваций. Согласно отчету Рпсе-WaterhouseCoopers (PwC) [4], в среднем за последний год количество налоговых платежей в мире уменьшилось более чем на 60% и почти на 40% снизилось время, требуемое на подготовку налоговой отчетности. Лидеры по упрощению налогового администрирования — Канада, Китай, Венгрия. В табл. 1 приведено ранжирование и основные характеристики отдельных налоговых систем по оценкам PwC.
Таблица 1
Рейтинг национальных налоговых систем в 2012 г.
Место в рейтинге (из 183 возможных) Страна Общее число налогов Время, требуемое на подготовку (часов в год) Полная налоговая ставка, (в % от прибыли)
1 Мальдивы 1 1 9,3
3 Гонконг 1 80 23
21 Финляндия 17 93 39
86 Германия 44 221 46,7
102 Россия 29 290 46,9
121 Китай 11 398 63,5
181 Украина 183 657 57,1
Как видим, Россия находится во второй половине рейтинга, и время, затрачиваемое на проведение расчетов и подготовку необходимых отчетов, все еще чрезвычайно велико. Вместе с тем налицо положительная тенденция: со 134 места Россия за три года переместилась на 102-е. Это вызывает, однако, определенную настороженность: после замены единого социального налога (ЕСН) на взносы в социальные фонды и существенного повышения процента отчислений положение РФ в рейтинге улучшилось, тогда как для налогоплательщиков ситуация практически не изменилась, а для предприятий малого и среднего бизнеса даже ухудшилась [5]. Значительное улучшение оценки налоговой системы РФ в 2011 г., видимо, связано с широким внедрением средств интернета для сдачи бухгалтерской отчетности в электронном виде.
Налоговый кодекс РФ предусматривает три уровня налогообложения: федеральный, регио-
нальный и местный. К федеральным налогам относят налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Также налогоплательщики уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Эти взносы заменили единый социальный налог, действовавший до 2000 г. и отмененный с 01.01.2010. Порядок уплаты страховых взносов регламентируется не НК, а ФЗ №212 от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Региональные налоги включают транспортный налог, налог на игорный бизнес, а также налог на имущество организаций.
К местным налогам в настоящее время относят земельный налог и налог на имущество физических лиц (установлен Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»), до настоящего времени так и не включенный в состав НК РФ. Основная причина этого в том, что в перспективе законодатель планирует объединить налог на имущество физических лиц с земельным налогом и в виде единого налога на недвижимость физических лиц включить его в последнюю главу НК РФ.
Очевидно, что предприятия и организации уплачивают только часть из перечисленных налогов и сборов. Но даже при уплате личных налогов, к примеру НДФЛ, на предприятие могут возлагаться обязанности налогового агента, исчисляющего, удерживающего и перечисляющего налог в бюджет соответствующего уровня.
Действующая система налогообложения в РФ постоянно изменяется и зачастую слабо учитывает базовые принципы налогообложения. Еще А.Смит отмечал, что налоги должны быть эффективными, а также простыми и доступными для исчисления. Для эффективного функционирования налоговая система должна быть понятной и стабильной. В нашей стране только во вторую часть НК РФ, принятую в августе 2000 г., изменения вносились более 160(!) раз, и нет оснований надеяться, что процесс «усовершенствования» налогового законодательства будет замедлен в дальнейшем.
С учетом сказанного становится понятно, почему бухгалтерский учет традиционно является «больным» местом для большинства малых и средних российских предприятий. Сложность действующего законодательства и постоянные его изменения предъявляют высокие требования к профессиональному уровню бухгалтеров и юристов фирм, однако постоянная нехватка ресурсов не дает возможности нанимать специалистов необходимой квалификации, что может привести к серьезным угрозам для компании. Стремясь хоть как-то урегулировать сложившуюся ситуацию, предприятия автоматизируют систему бухгалтерского учета, некоторые передают отдельные участки учета или весь бухгалтерский учет в полном объеме на аутсорсинг. Активно используется также и другой вариант снижения расходов на ведение бухгалтерского учета — упрощенная система налогообложения (УСН) (26 гл. НК РФ). Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на УСН, ее доходы не превысили 45 млн руб. УСН представляет собой особый вид налогового режима ведения бухгалтерского учета в организациях малого бизнеса и для индивидуальных предпринимателей (ИП), преследующий две главные цели.
1. Облегчение бухгалтерского учета и сокращения расходов его ведения.
Основные положения упрощенной системы обобщены в документе ПЗ-З/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» [6]. Упрощение заключается в применении сокращенного варианта рабочего плана счетов, применении упрощенной системы регистров бухгалтерского учета, некоторых послаблениях в методике ведения бухгалтерского учета, а также предоставления бухгалтерской отчетности в сокращенном варианте.
2. Снижение количества и ставок налогов.
Глава 26.2 НК РФ перечисляет все виды налога, которые налогоплательщик прекращает уплачивать, перейдя на упрощенную систему налогообложения: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц (с имущества, используемого в предпринимательской деятельности). Организации и ИП, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на территорию РФ).
Таким образом, организации и ИП на УСН обязательно уплачивают в пользу государства следующие виды отчислений:
1) единый налог по упрощенной системе налогообложения;
2) страховые взносы (на обязательное пенсионное страхование, на медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством);
3) в зависимости от вида деятельности налогоплательщика и структуры его основных средств могут уплачиваться и такие налоги, как акцизы, таможенная пошлина, транспортный налог, земельный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых.
Так как единый налог по УСН и страховые взносы уплачиваются предприятиями малого бизнеса и ИП в обязательном порядке вне зависимости от вида деятельности, то необходимо рассмотреть их более детально.
1. Единый налог по УСН.
Статьей 346.20 НК РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по единому налогу по УСН:
— 6%, если объектом налогообложения являются доходы;
— 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Указанная ставка может быть снижена законами субъектов РФ, которые имеют право установить дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. К примеру, в Чеченской Республике, в ЯмалоНенецком автономном округе, Республике Башкортостан, в Ставропольском крае установлена ставка 5% для всех категорий налогоплательщиков, в Санкт-Петербурге — 10%, в Новгородской, Мурманской областях, в Москве для части видов деятельности — 10%, для остальных — 15%.
Исчерпывающий список расходов, на которые можно уменьшить доходы, приведен в ст. 346.16 Налогового кодекса. Существенным преимуществом для предприятий, выбравших объектом налогообложения доходы, является то, что нет необходимости доказывать налоговым органам обоснованность произведенных расходов.
В отдельных субъектах РФ при исчислении ставки по единому налогу, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, также для использования льготных ставок 5% и 10% необходимо, чтобы поступления от производства и «социальной» деятельности были не меньше 70% в общей сумме доходов. При нарушении этого требования, предприятие теряет право на «льготные» ставки по налогу.
2. Страховые взносы.
С 1 января 2001 г. с фонда оплаты труда (ФОТ) российские предприятия уплачивали ЕСН:
14% для предприятий на УСН, 26% для общего режима налогообложения. В 2009 г. государство решило отказаться от ЕСН, и с 1 января 2010 г. российские предприятия стали уплачивать взносы во внебюджетные фонды, как это и было до 2001 г. Многие предприниматели практически не заметили этого изменения, так как ставки по налогам с ФОТ в
2010 г. остались на прежнем уровне, изменились только формы и порядок сдачи отчетности и уплаты налога. Повышение налоговых ставок произошло с 1 января 2011 г.
Повышение налогов с ФОТ наиболее существенно затронуло налогоплательщиков, применяющих особые налоговые режимы, в том числе субъектов УСН и плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, повышение произошло на треть: с 26% до 34%. Для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, повышение оказалось намного более заметным: с 14% до 34%. Важным моментом проведенной реформы налогообложения являлось введение предела налогооблагаемой базы, который на 2011 г. был установлен в сумме 463 тыс. руб. Таким образом, фактически была введена регрессивная шкала налогообложения. Расчеты показывают, что при таких условиях начинается снижение отчислений с ФОТ при средней зарплате работника от 50 тыс. руб. в месяц [5].
Результаты проведенной реформы уже в
2011 г. показали, что планируемого значительного увеличения доходов бюджета не произошло. Более того, из-за введения предела налогооблагаемой базы отчисления с ФОТ высокооплачиваемых работников сократились, а многие предприниматели и руководители предприятий малого и среднего бизнеса вновь вернулись к «серым» схемам выплаты заработной платы. Получили широкое распространение легальные варианты налоговой оптимизации. К примеру, передача части акций компании-работодателя работникам (дивиденды не облагаются взносами); расширенные социальные пакеты, включающие оплату спортивных абонементов, питание, медицинское обслуживание и т.д.; замена трудовых договоров на договоры с ИП (договоры возмездного оказания услуг, договоры на выполнение работ, агентские договоры, договоры на оказание транспортных услуг и т.д.); замена выплаты зарплаты дарением наличных денег. Также наметилась опасная тенденция перерегистрации российских предприятий за пределами РФ.
Ухудшение условий ведения бизнеса в России, особенно для малых предприятий оказалось столь явным, что Президентом РФ было дано поручение подготовить предложения по снижению суммарной ставки страховых взносов [7]. С 1 января 2012 г. ставки страховых взносов были в очередной раз откорректированы. В табл.2 приведены тарифы страховых взносов с ФОТ за период с 2010 по 2012 гг. для предприятий на общем режиме налогообложения и на УСН.
Таблица 2
Тарифы страховых взносов с ФОТ
Отчисления С 1.01.2010 г. общий режим С 1.01.2010 г. для УСН С 1.01.2011 г. общий режим С 1.01.2011 г. для УСН* С 1.01.2012 г. общий режим С 1.01.2012 г. по для УСН*
ПФР 20 14 26 18 22 20
ФСС 2,9 — 2,9 2,9 2,9 —
ФФОМС 1,1 — 2,1 3,1 5,1 —
ТФОМС 2,0 — 3,0 2 — —
Всего 26 14 34 26 30 20
* Тарифы для предприятий, работающих в производственной и социальной сферах.
Отметим, что для большинства видов деятельности такие «льготные» тарифы будут действовать только в течение 2012-2013 гг., в 2014 г. «адаптационный» период закончится, и максимальный тариф страховых взносов вернется к 34%-му порогу. По отдельным категориям плательщиков переходный период, в течение которого будут применяться пониженные тарифы, продлен до 2027 г. [8]. Важным моментом, связанным с применением «льготных» тарифов, является то, что поступления от производства и «социальной» деятельности должны составлять не менее 70% в общей сумме доходов предприятия. В случае нарушения этого требования предприятие теряет право на льготные тарифы с начала того квартала, когда был нарушен 70%-й лимит, и обязано доначислить недостающие суммы взносов исходя из общей ставки 30%, а также пени.
Для компенсации снижения поступлений, вызванного уменьшением ставки страховых взносов в
2012 г., был отменен предел налогооблагаемой базы: в 2012 г. на зарплату каждого сотрудника, превышающую предел 512 тыс. руб. в год была введена дополнительная ставка 10% (для малого бизнеса за исключением торговли, а также некоммерческих организаций по социальному обслуживанию и благотворительных организаций — 7%). С 2013 г. этот предел будет повышен до 573 тыс. руб., а дополнительные взносы будут направляться в Пенсионный фонд.
Анализ последних изменений в налоговом законодательстве РФ подводит к мысли, что государство переходит к регулированию экономики практически в ручном режиме. Кроме общего режима законодатель предусмотрел 7 (!) вариантов «льготных» тарифов для отдельных видов деятельности. А для перечисления отдельных категорий налогоплательщиков, имеющих право на особые режимы, не хватило букв русского алфавита [9]. К примеру, стимулирование инновационных технологий и решений в инвестиционном центре «Сколково», а также поддержка бюджетных научных учреждений и образовательных учреждений высшего профессионального образования проявится в снижении ставки уплаты страховых взносов до 14%, поддержка организаций и ИП, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и/или издание средств массовой информации — 27% и т.д.
В случае, если указанная тенденция сохранится и далее, в перспективе каждая группа предприятий в РФ будет иметь свой отдельный режим налогообложения. Условия, при которых указанные льготы и «особые» режимы действуют, а также тарифы сложны для использования и администрирования. Кроме того, необходимо помнить, что все эти режимы крайне нестабильны и по сложившейся российской традиции пересматриваются и видоизменяются в конце каждого календарного года.
В заключение следует отметить, что перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ, да и вообще российского бизнеса в целом, достаточно туманны. Необходимо остановиться и прекратить, наконец, эксперименты с налоговой системой. В противном случае в условиях глобализации вектор развития российского бизнеса переместится за пределы РФ.
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
2. Там же. П.4.3, ст.18.
3. Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Ст.15 // СПС Консультант Плюс.
4. Отчет «Rankings by ease of paying taxes for economies around the world» — http://www.pwc.com/gx/en/paying-taxes/data-tables.jhtml
5. Сазонова Т.Ю. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ в 2011 году // Вестник НовГУ. Сер.: Эконом. науки. 2011. №61. С.39-42.
6. Официальный сайт Министерства финансов РФ — http://www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/legislation/ generalization/index.php?id4=7572
7. Бюджетное послание Федеральному Собранию Президента РФ от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 — 2014 годах» // СПС Консультант Плюс.
8. Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Ст.12 // Российская газета. № 137. 28.07.2009.
9. Там же. Ст.58.
Bibliography (Transliterated)
1. Federal'nyjj zakon ot 24 ijulja 2007 g. № 209-FZ «O razvitii
malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijjskojj
Federacii» // SPS Konsul'tant Pljus.
2. Tam zhe. P.4.3, st.18.
3. Federal'nyjj zakon ot 21.07.2005 g. №94-FZ «O
razmeshhenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot,
okazanie uslug dlja gosudarstvennykh i municipal'nykh nuzhd». St. 15 // SPS Konsul'tant Pljus.
4. Otchet «Rankings by ease of paying taxes for economies around the world» — http://www.pwc.com/gx/en/paying-taxes/data-tables.jhtml
5. Sazonova T.Ju. Perspektivy razvitija malogo i srednego biznesa v RF v 2011 godu // Vestnik NovGU. Ser.: Ehko-nom. nauki. 2011. №61. S.39-42.
6. Oficial'nyjj sajjt Ministerstva finansov RF — http://www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/legislation/ge neralization/index.php?id4=7572
7. Bjudzhetnoe poslanie Federal'nomu Sobraniju Prezidenta RF ot 29.06.2011 «O bjudzhetnojj politike v 2012 — 2014 go-dakh» // SPS Konsul'tant Pljus.
8. Federal'nyjj zakon ot 24 ijulja 2009 goda № 212-FZ «O
strakhovykh vznosakh v Pensionnyjj fond Rossijjskojj Fed-eracii, Fond social'nogo strakhovanija Rossijjskojj Federacii, Federal'nyjj fond objazatel'nogo medicinskogo strakhovanija i territorial'nye fondy objazatel'nogo medicinskogo
strakhovanija». St. 12 // Rossijjskaja gazeta. № 137.
28.07.2009.
9. Tam zhe. St.58.