Научная статья на тему 'МЕРЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ УЧАСТНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК'

МЕРЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ УЧАСТНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / МЕРЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / УЧАСТНИКИ ЗАКУПОК / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ключникова Майя Александровна

В статье рассматривается место преступлений, совершаемыми участниками закупок, среди преступных действий в сфере торгов в целом. В качестве мер борьбы автор предлагает внести изменения в законодательство о контрактной системе, предусматривающие обязанность заказчика сообщать в правоохранительные органы об обнаружении нарушений, признаков, свидетельствующих о возможных преступных действиях участников закупок. Также в статье обосновывается необходимость создания отдельного оперативного подразделение по борьбе с преступлениями в сфере закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ключникова Майя Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO COMBAT CRIMES COMMITTED BY PARTICIPANTS STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT

The article examines the place of crimes committed by procurement participants, among criminal actions in the field of bidding in general. As a measure of struggle, the author proposes to amend the legislation on the contract system, providing for the obligation of the customer to report to law enforcement agencies about the detection of violations, signs indicating possible criminal actions of procurement participants. The article also substantiates the need to create a separate operational unit to combat crimes in the field of procurement.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ УЧАСТНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК»

Уголовный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_134 УДК 343

МЕРЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ УЧАСТНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК Measures to combat crimes committed by participants in State and municipal procurement КЛЮЧНИКОВА Майя Александровна,

старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики юридического факультета ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний». 600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: 33-maya@mail.ru

Klyuchnikova Maya A.,

Senior lecturer of Criminal Procedure and Forensic Studies Department of VLI of the FPS of Russia. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: 33-maya@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассматривается место преступлений, совершаемыми участниками закупок, среди преступных действий в сфере торгов в целом. В качестве мер борьбы автор предлагает внести изменения в законодательство о контрактной системе, предусматривающие обязанность заказчика сообщать в правоохранительные органы об обнаружении нарушений, признаков, свидетельствующих о возможных преступных действиях участников закупок. Также в статье обосновывается необходимость создания отдельного оперативного подразделение по борьбе с преступлениями в сфере закупок.

Abstract: The article examines the place of crimes committed by procurement participants, among criminal actions in the field of bidding in general. As a measure of struggle, the author proposes to amend the legislation on the contract system, providing for the obligation of the customer to report to law enforcement agencies about the detection of violations, signs indicating possible criminal actions of procurement participants. The article also substantiates the need to create a separate operational unit to combat crimes in the field of procurement.

Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, участники закупок, преступления в сфере закупок; меры борьбы с преступлениями в сфере закупок.

Keywords: contract system, public procurement, procurement participants, procurement crimes; measures to combat procurement crimes.

Для цитирования: Ключникова М.А. Меры борьбы с преступлениями, совершаемыми участниками государственных и муниципальных закупок//Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 134-135. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_134.

For citation: Klyuchnikova M.A. Measures to combat crimes committed by participants in state and municipal procurement // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 134-135. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_134.

Статья поступила в редакцию: 05.07.2022

В последние годы государство выделяет значительные объемы бюджетных средств на реализацию федеральных целевых программ, развитие социальной сферы. Согласно отчету Министерства финансов РФ о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5] (далее Федеральный закон № 44-ФЗ), в 2021 г. объем заключенных контрактов составил 9,4 трлн рублей, что на 5% больше аналогичного показателя 2020 г. Безусловно, важно, чтобы все бюджетные средства использовались эффективно и по назначению. В связи с этим, особое внимание следует обратить на борьбу с преступлениями в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок.

Большинство ученых, рассматривая преступления в сфере закупок, уделяют внимание коррупционным, должностным преступным деяниям [1; 2; 3, с. 115]. Без должного внимания остаются противоправные деяния участников закупок, которые составляют значительную часть преступлений в сфере закупок. Противоправные действия со стороны участников заказа могут реализовываться с помощью ценового сговора, рейдерства торгов и др. Более подробно данные способы были рассмотрены в предыдущих публикациях. Анализ правоприменительной практики показал, что такие деяния квалифицируются по ст.ст. 159, 172, 173, 174 УК РФ.

Преступления в сфере закупок, совершенные их участниками, обладают высоким уровнем латентности, что обусловлено рядом причин. Во-первых, такие преступные деяния затруднительно отграничить от гражданско-правовых отношений. Ярким примером является хищение бюджетных средств, предоставленных в рамках авансирования государственных контрактов, с дальнейшим исполнением контракта. Так, контрагент использует полученные средства не для исполнения контракта, а в своих личных корыстных целях, например, обналичивает денежные средства за вознаграждение, приобретает валюту, ценные бумаги. В дальнейшем с нарушением сроков поставляет часть товара согласно полученному авансированию и проводит в отношении себя ликвидацию, при этом отвечая по обязательствам уставным капиталом, который, как правило, ничтожен.

Во-вторых, заказчик нередко не заинтересован в выявлении преступных действий со стороны участников закупок, поскольку это затягивает сроки обеспечения нужд. В ряде случаев удобно просто «не замечать», расторгать контракты по соглашению. Бюджетные средства не замораживаются, а идут непрерывно, без затягиваний на нужды заказчика. А преступная схема участников закупок остается нераскрытой и они продолжают попытки похищения бюджетных средств.

Также незаинтересованность объясняется тем, что при выявлении противоправных действий контрагентов, заказчик должен осуществить дополнительные проверочные мероприятия, что ведет к затягиванию исполнения обязательств по контракту и может вызвать негативную реакцию поставщиков, надзорных ведомственных органов, федеральной антимонопольной службы, и, как следствие, заказчика и его представителей могут привлечь к ответственности.

В-третьих, большинство представителей заказчика не обладают компетентностью, необходимой для выявления преступных деяний. Не обладают специальными познаниями и представители правоохранительных органов, которые в ряде случаев в преступных действиях в сфере госзакупок видят исключительно гражданско-правовые отношения.

Уголовный процесс

С целью повышения эффективности борьбы с преступлениями, совершаемыми участниками закупок, снижения уровня латентности таких деяний, считаем необходимым предусмотреть в Федеральном законе № 44-ФЗ обязанность заказчика при осуществлении гособоронзаказа либо при сумме закупки свыше 10 млн. рублей сообщать в правоохранительные органы о выявлении следующих нарушений:

1) несоответствие поставляемого товара (работ, услуг) требованиям, указанным в закупочной документации;

Так, распространены случаи поставки фальсифированных медицинских изделий, приобретенных за границей. Для придания вида продукции реального производителя участники закупок предоставляют регистрационные удостоверения, выписки из реестра российской промышленной продукции, которые находятся в общем доступе на официальных сайтах Росздравнадзора, реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

2) нарушение сроков поставки товаров (работ, услуг).

Также следует предусмотреть право заказчика сообщать в правоохранительные органы по своей инициативе при наличии обоснованных подозрений на совершение умышленных нарушений со стороны поставщика.

При этом следует отметить следующие характерные признаки, указывающие на возможные преступные действия участников закупок: несоответствие цены товаров, работ, услуг рыночной стоимости; отсутствие у участников опыта поставки аналогичных товаров (работ, услуг); регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя непосредственно перед осуществлением закупок; существенные задержки сроков поставки; отсутствие ответов на претензионную работу заказчика; изменение условий контракта (сроки поставки, цена контракта); отсутствие организации по месту регистрации или месту, указанному в заявке; номинальный руководитель, то есть возникновение ситуаций, когда при осуществлении взаимодействия с руководителем поставщика, в том числе с индивидуальным предпринимателем, выясняется, что данное лицо фактически не осуществляет руководство организацией; поступление информации о противоправных действиях участников закупок от третьих лиц. Так, практике известен случай, когда в рамках гособоронзаказа на поставку маневровых тепловозов для нужд Министерства обороны Российской Федерации производитель данного товара уведомил заказчика о том, что один из участников закупок и в последующим победитель торгов не является официальным поставщиком данного товара, а рыночная стоимость существенно выше цены, предлагаемой им. Однако заказчик, ссылаясь на соблюдение выигравшей фирмой требований законодательства и закупочной документации, не предпринял попыток дополнительной проверки поставщика. В результате денежные средства в размере более 100 млн руб., полученные в качестве аванса, были похи щены [4].

Проверка указанных нарушений на наличие в них признаков преступлений должна осуществляться квалифицированными сотрудниками правоохранительных органов. Поэтому считаем целесообразным предусмотреть отдельное оперативное подразделение по борьбе с преступлениями в сфере закупок. Данная необходимость обусловлена тем, что сфера закупок является объемной, правовое регулирование многогранным, непрерывно обновляемым, с большим количеством отсылочных норм и сложным в усвоении. Безусловно рядовой оперативный сотрудник не обладает необходимым объемом специальных знаний, позволяющим разграничить преступное деяние и гражданско-правовые отношения. Отдельное же специализированное оперативное подразделение будет работать в узкой сфере, что позволит сотрудникам разобраться в правовом регулировании, непрерывно обновлять свои знания и, как следствие, эффективно осуществлять борьбу с преступлениями в сфере закупок.

Подводя итог, отметим, что борьба с преступлениями в сфере осуществления закупок, совершенными их участниками, является важной задачей государства. Внесение изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ, предусматривающие обязанность заказчика сообщать в правоохранительные органы об обнаружении нарушений, признаков, свидетельствующих о возможных преступных действиях участников закупок, а также создание специализированного подразделения по борьбе с преступлениями в рассматриваемой сфере позволит оперативно реагировать на выявленные противоправные действия, своевременно их фиксировать, что будет способствовать успешной судебной перспективе уголовных дел, возмещению ущерба, причиненного государству, а также позволит пресекать дальнейшее совершение преступных деяний участниками закупок.

Библиогра фия:

1. Бутырская А.В. Механизм совершения коррупционных преступлений в сфере государственных закупок / А.В. Бутырская, Л.В. Денисов, А.М. Шувалова // Инновационные исследования и разработки в области гуманитарных и социально-экономических наук : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, в 2-х ч., Белгород, 30 апреля 2019 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: ООО «Агентство перспективных научных исследований», 2019. С.14-17.

2. Логвин Р. Б. О некоторых проблемах противодействия преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд / Р. Б. Логвин // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований : Сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 17 января 2017 года / Под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. - С. 211-214.

3. Морозов А.В. Обеспечение предупреждения преступлений в сфере закупок товаров для государственных или муниципальных нужд // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2019. - №3. - С 114-120.

4. Приговор Октябрьского районного суда г. Владимир по делу № 1-4/2018 (1-169/2017) / Официальный сайт Октябрьского районного суда г. Владимир // URL: https://oktiabrsky--wld.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&s^_num=1&name_op=case&case_id=72585359&case_uid=f51e23cf-05ff-44fa-b53a-d03fea618e96&delo_id=1540006 (дата обращения: 01.06.2022).

5. Сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за 2021 г. / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/06/main/2021_Year.pdf (дата обращения: 30.06.2022).

References:

1. Butyrskaya A.V. The mechanism of committing corruption crimes in the field of public procurement / A.V. Butyrskaya, L. V. Denisov, A.M. Shuvalova // Innovative research and development in the field of humanities and socio-economic sciences : A collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference, in 2 hours, Belgorod, April 30, 2019 / Under the general editorship of E. P. Tkacheva. - Belgorod: Agency for Advanced Scientific Research, LLC, 2019. - pp. 14-17.

2. Logvin R. B. On some problems of countering corruption-related crimes in the field of procurement for state and municipal needs / R. B. Logvin // New word in science and practice: hypotheses and approbation of research results : Collection of materials of the XXVIII International Scientific and practical conference, Novosibirsk, January 17, 2017 / Under the general editorship of S.S. Chernov. - Novosibirsk: LLC "Center for the Development of Scientific Cooperation", 2017. - pp. 211 -214.

3. Morozov A.V. Ensuring the prevention of crimes in the field of procurement of goods for state or municipal needs // Izvestiya TulSU. Economic and legal sciences. -2019. - No. 3. - From 114-120.

4. The verdict of the Oktyabrsky District Court of Vladimir in the case № 1-4/2018 (1-169/2017) / Official website of the Oktyabrsky District Court of Vladimir // URL: https://oktiabrsky--wld.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&s^_num=1&name_op=case&case_id=72585359&case_uid=f51e23cf-05ff-44fa-b53a-d03fea618e96&delo_id=1540006 (accessed: 01.06.2022).

5. Summary analytical report on the results of monitoring of purchases of goods, works, services carried out in accordance with the Federal Law "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs", for 2021 / Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation // URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/06/main/2021_Year.pdf (accessed: 30.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.