Научная статья на тему 'МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИОСВЯЗИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЕЁ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ В РОССИЙСКОМ ВОЕННОМ ВОЗДУШНОМ ФЛОТЕ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИОСВЯЗИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЕЁ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ В РОССИЙСКОМ ВОЕННОМ ВОЗДУШНОМ ФЛОТЕ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / АВИАЦИОННЫЙ РАДИОПЕРЕДАТЧИК / РАДИОСВЯЗЬ / РАДИОСТАНЦИЯ / РАДИОТЕЛЕГРАФИСТ / СЛУХАЧ / АВИАЦИОННОЕ РАДИОТЕЛЕГРАФНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / КОРРЕКТИРОВКА СТРЕЛЬБЫ АРТИЛЛЕРИИ / RUSSIA / FIRST WORLD WAR / AVIATION RADIO TRANSMITTER / RADIO COMMUNICATIONS / RADIO STATION / RADIO TELEGRAPHIST / LISTENER-IN / AVIATION RADIOTELEGRAPH SECTION / ARTILLERY FIRE ADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аверченко Сергей Викторович

В статье рассказывается об организации радиосвязи в авиационных отрядах российского Военного воздушного флота перед и во время Первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION ACTIVITIES OF USING RADIO COMMUNICATIONS AND TECHNICAL OPERATION ITS MATERIEL IN THE RUSSIAN AIR FLEET ON THE EVE OF AND DURING THE FIRST WORLD WAR

The paper looks at organizing radio communications in aviation squads of the Russian Military Air Fleet prior to and during the First World War.

Текст научной работы на тему «МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИОСВЯЗИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЕЁ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ В РОССИЙСКОМ ВОЕННОМ ВОЗДУШНОМ ФЛОТЕ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

C.B. АВЕРЧЕНКО

S.V. AVERCHENKO

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИОСВЯЗИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ

ЭКСПЛУАТАЦИИ ЕЁ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ В РОССИЙСКОМ ВОЕННОМ ВОЗДУШНОМ ФЛОТЕ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

ORGANIZATION ACTIVITIES OF USING RADIO COMMUNICATIONS AND TECHNICAL OPERATION ITS MATERIEL IN THE RUSSIAN AIR FLEET ON THE EVE OF AND DURING THE FIRST WORLD WAR

Сведения об авторе. Аверченко Сергей Викторович — преподаватель кафедры истории войн и военного искусства ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гзгарина (г. Воронеж)», подполковник; кандидат исторических наук (г. Воронеж. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье рассказывается об организации радиосвязи в авиационных отрядах российского Военного воздушного флота перед и во время Первой мировой войны.

Ключевые слова: Россия; Первая мировая война; авиационный радиопередатчик; радиосвязь; радиостанция; радиотелеграфист; слухач; авиационное радиотелеграфное отделение; корректировка стрельбы артиллерии.

Information about author. Sergei Averchen ko — Lecturer at the Department of War History and Military Art, Air Force M ESC «Air Force Academy named after Prof. N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (city of Voronezh)», Lieutenant-Colonel, Cand. Sc. (Hist.) (city of Voronezh. E-mail: [email protected]).

Summary. The paper looks at organizing radio communications in aviation squads of the Russian Military Air Fleet prior to and during the First World War.

Keywords: Russia; First World War; aviation radio transmitter; radio communications; radio station; radio telegraphist; listener-in; aviation radiotelegraph section; artillery fire adjustment.

с

IСАМОГО момента своего появления военная авиация как род войск, действующий быстро и на больших пространствах, нуждалась в средствах воздушной и наземной связи. Средства воздушной связи, т.е. связи между несколькими самолётами или самолётом и землёй, накануне и во время Первой мировой войны были очень многочисленны: эволюции самолётом, цветные ракеты и вымпелы, пулемётные очереди, оптическая сигнализация и т.д. Однако наилучшим средством являлось радио.

Радио в авиации по сравнению с другими средствами связи обладает следующими преимуществами:

1) большая дальность действия;

2) возможность передачи самых сложных, длинных и разнообразных сообщений;

3) возможность двухсторонней связи;

4) независимость от условий боя;

5) быстрота передачи сообщений;

6) возможность одновременной работы на одном участке нескольких самолётов, снабжённых радио;

7) независимость от атмосферных условий, если только они не препятствуют полёту;

8) незначительная зависимость от времени суток;

9) возможность одновременной передачи на несколько станций;

10) незначительное отвлечение внимания лётчика - н аб л юдател я;

11) возможность установить связь при вынужденной посадке1.

Впервые в российском Военном воздушном флоте (ВВФ) испытания применения радио были проведены в Офицерской воздухоплавательной школе ещё 9 ноября 1911 года. Тогда на аэроплане «Фарман-4» выполнили 3 полёта для проверки работы радиопередатчика, разработанного штаб-офицером для поручений при генерал-инспекторе по инженерной части Главного инженерного управления подполковником Д.М. Сокольцовым. Испытания дали положительные результаты, выявив практическую возможность применения радио с аэроплана2. Позже радиопередатчики системы Сокольцова изготовлялись на заводе Российского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ) и наряду с другими с 1915 года поставлялись на вооружение российских авиачастей3.

Успешные опыты дали основание военному руководству России планировать снабжение авиационных отрядов радиостанциями. Соответственно, необходимы были специалисты по их эксплуатации. Уже в первом штате авиационного отряда воздухоплавательной роты, утверждённом

Испытание радиостанции Д.М. Сокольцова в Офицерской воздухоплавательной школе

9 ноября 1911 г.

25 июня 1912 года, на шесть имевшихся в отряде аэропланов в мирное время было положено иметь двух младших унтер-офицеров — радиотелегра-

фистов, а в военное — пять. Именно они должны

были заниматься эксплуатацией и обслуживанием радиоаппаратуры в авиаотряде4.

В мае и июне 1913 года в Офицерской воздухоплавательной школе был произведён ряд полётов на самолётах типа «Фарман-16» для проверки работы установленной на них передающей радиостанции системы инженера Рузе. Опыты дали положительный результат5, и Воздухоплавательная часть Главного управления Генерального штаба приняла данный тип радиостанций для снабжения российских авиационных отрядов. По докладу начальника Генерального штаба Военный совет

8 августа 1913 года принял решение о закупке во Франции 12 таких станций6. Ещё одна самолётная радиостанция с дальностью действия до

85 км в том же году была заказана российской компании ДЕКА7.

В соответствии с решением снабжать радиостанциями авиационные отряды планировались и их штаты. Так, 31 января 1914 года были утверждены штаты корпусного и крепостного авиационных отрядов, с которыми наша авиация летом того же года вступила в войну. В соответствии с ними в каждом корпусном и крепостном авиаотряде в военное время полагалось иметь 5 младших унтер-офицеров — радиотелеграфистов, которые отвечали за грамотную эксплуатацию и использование по предназначению радиооборудования8.

Само радиотелеграфное оборудование начало поступать в авиационные отряды ещё до начала Первой мировой войны. Весной 1914 года в авиационные роты для снабжения авиаотрядов были высланы 4 приёмные радиостанции и 12 радиопередатчиков системы Рузе с дальностью действия до 80 км. По данным цифрам видно, что для каждого авиаотряда был установлен комплект радиооборудования — одна приёмная радиостанция, размещавшаяся на аэродроме, и три радиопередатчика, устанавливавшихся на аэропланах. В дополнение планировалось заказать про-

мышленности 50 комплектов радиооборудования для авиаотрядов. Каждый комплект должен был состоять из одной приёмной радиостанции, трёх радиопередатчиков для установки на аэропланах и одной зарядной станции с тремя аккумуляторами9.

Во время Первой мировой войны в авиационных отрядах российского Военного воздушного флота радиосвязь в масштабах, соответствовавших имевшемуся количеству технических средств, применялась с самого её начала. Но широкий размах она приобрела лишь в 1916 году. Использовалась радиосвязь для корректирования стрельбы артиллерии и проведения корпусной (ближней, в интересах армейских корпусов) и армейской (дальней, в интересах штабов армий) воздушных разведок.

Так как с началом войны действующей армии понадобилось большое количество радиотелеграфного имущества, в первую очередь для обеспечения радиосвязью штабов фронтов, армий и корпусов, то все имевшиеся запасы радиостанций пошли на нужды сухопутных войск. Так же и основная масса заказов на новые радиостанции с началом войны предназначалась для удовлетворения нужд управлений объединений и соединений сухопутных войск. Поэтому новое поступление радиосвязного оборудования в авиационные части произошло лишь в 1915 году.

Учитывая малое количество радиостанций в действующих авиационных отрядах в начале войны и то, что всё радиоимущество в армии и радиоспециалисты были сведены в так называемые искровые роты (обеспечивающие органы военного управления телефонной, телеграфной и радиосвязью), высшее военное руководство перестало вводить должности штатных радиоспециалистов в авиаотрядах. Эксплуатацию радиостанций в авиационных частях решено было осуществлять силами личного состава искровых рот, от которых эти радиостанции выделялись. Так, в утверждённом 21 декабря 1914 года штате армейского авиаотряда уже не было ни одного радиотелеграфиста10.

Но в авиаотрядах Военного воздушного флота продолжало эксплуатироваться радиотелеграфное имущество и в течение 1915 года, пусть в небольших количествах, поступало новое. Для его эксплуатации требовались подготовленные специалисты и соответствующие подразделения. Поэтому 8 октября 1915 года Военный совет ввёл в действие штат и табель имущества команды авиа-ционно-воздухоплавательной приёмной радиотелеграфной станции и решил сформировать 34 такие команды за номерами 1—34 для придания их авиационным и воздухоплавательным отрядам11.

Согласно этому штату команда авиационно-воз-духоплавательной приёмной радиотелеграфной станции состояла из 13 нижних чинов. Один из них в чине старшего унтер-офицера по специальности телеграфист (слухач) был старшим надсмотрщиком на станции. Кроме него, в команду входили 3 телеграфиста (слухача), 2 электротехника и 7 обозных солдат. Для перевозки радиоимущества команде выдавались 3 парные двуколки:

1 аппаратная — для радиостанции, 1 зарядная — для двигателя и генератора и 1 — для запасного инструмента12.

С этого момента непосредственно использованием и технической эксплуатацией всего радиотелеграфного имущества в авиационных отрядах занимались специалисты приданных им команд авиационно-воздухоплавательных радиостанций.

30 декабря 1915 года штат Заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии был дополнен ещё одной должностью — штаб-офицера для поручений. Этот офицер должен был быть радиотелеграфистом. Он отвечал за все вопросы по использованию радиосвязи в военной авиации России на фронте. У российской военной авиации появился главный руководитель по радиосвязи13.

К началу 1916 года русская авиация получила хотя и немногочисленное, но стоявшее на уровне мировых образцов радиотелеграфное вооружение. Во всяком случае, в течение весны и лета 1916 года авиационный радиотелеграф уже неоднократно и успешно применялся для корректирования артиллерийской стрельбы, особенно на Северном фронте.

1 февраля 1916 года приказом начальника штаба Верховного главнокомандующего (НШВГ) № 126 было введено в действие Положение о радиотелеграфе в действующей армии, в котором была объявлена новая организация радиотелеграфных частей. В каждой армии был сформирован радиотелеграфный дивизион, объединявший в специально-техническом отношении все радиостанции, входившие в состав армии. Для каждого штаба корпуса были сформированы корпусные радиотелеграфные отделения (РТО) в составе трёх радиостанций (полевая, лёгкая, авиационная), а для каждой армии — армейские РТО (одна полевая радиостанция, одна приёмная и одна авиационная)14. Этим же приказом были определены права Заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии по отношению к авиационным радиотелеграфным средствам15.

Среди прочих мероприятий внедрялось придание радиостанций авиационным отрядам. Радиотелеграфные отделения, придававшиеся авиационным отрядам, состояли из одной приёмной радиостанции и трёх самолётных радиопередатчиков16. Такой комплект состава радиоимущества сложился ещё до начала войны. Практика показала его соответствие боевым реалиям, и поэтому по состоянию на весну 1916 года было решено и дальше использовать такое соотношение приёмных и передающих радиостанций.

20 февраля приказом НШВГ в штат управления Заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии в качестве структурного подразделения была добавлена радиотелеграфная мастерская. Особо надо отметить, что эта мастерская не предназначалась для ремонта радиоимущества авиаотрядов. Весь ремонт приёмных и передающих авиационных радиостанций осуществлялся

Армейская полевая приёмная радиостанция и её зонтичная антенна Русского общества беспроволочного телеграфа и телефона (РОБТиТ) образца 1910 г., применявшаяся

в авиации

в радиотелеграфных дивизионах, которым и подчинялись в техническом отношении авиационные

РТО. Данная радиотелеграфная мастерская пред-

назначалась для производства работ, связанных с разработкой и испытанием новых образцов специальных авиационных радиостанций. Мастерская находилась в непосредственном подчинении штаб-офицера для поручений по радиотелеграфу при Заведующем авиацией и воздухоплаванием в действующей армии, который руководил ею на правах командира отдельной части. По утверждённому временному штату этой мастерской в ней состояли 1 военный чиновник — старший механик и 9 нижних чинов: 2 слухача, 2 электромеханика, 2 шофёра и 3 мастеровых. Вместо военного чиновника мог быть нанят гражданский специалист с соответствующим образованием. Мастерской полагался 1 грузовой автомобиль17.

По новой организации радиосвязи в армии предусматривалось изъятие всех технических специалистов по радиосвязи из состава авиационных отрядов с передачей их в радиотелеграфные отделения. Сами же радиотелеграфные отделения, работавшие с авиационными отрядами, лишь придавались им и подчинялись командирам авиаотрядов только в оперативном плане. Во всём же остальном авиационные РТО подчинялись командирам радиотелеграфных дивизионов соответствующих армий. После придания РТО авиационному отряду именно командир авиаотряда организовывал правильное использование и грамотную эксплуатацию радиоимущества

и нёс за это ответственность. Но в основном в

отрядах заведующим радиотелеграфом назна-

Аппаратная двуколка приёмной радиостанции РОБТиТ 23-го корпусного авиаотряда

1916г.

чался один из лётчиков-наблюдателей, знакомых с радиосвязью. В первую очередь это относилось к офицерам-летнабам, окончившим Киевскую авиационную школу лётчиков-наблюдателей, в которой они изучали курс радиотелеграфии.

Непосредственно же технической эксплуатацией радиостанций занимались специалисты РТО — радиотелеграфисты и слухачи.

С учётом всех этих организационных мероприятий 5 марта 1916 года были утверждены18 новые единые штаты для корпусных и армейских авиаотрядов, в соответствии с которыми в их составе полностью отсутствовали специалисты по радиотелеграфу. Также и в табели имущества авиаотряда какое-либо радиосвязное оборудование отсутствовало19.

Тем же приказом от 5 марта во всех армиях были организованы авиационные дивизионы, которые объединяли работу авиационных отрядов в каждой армии, и был введён в действие штат управления авиационного дивизиона. Но на этот момент в управлении авиадивизиона специалистов по организации радиосвязи и эксплуатации радиооборудования не было20.

И ещё в тот же день, 5 марта 1916 года, приказом

НШВГ № 302 был введён в действие новый временный штат управления Заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии. Как и ранее, в новом штате при Заведующем авиацией и воздухоплаванием одним из четырёх штаб-офицеров для поручений состоял офицер-радиотелеграфист, объединявший в своих руках все вопросы использования радио в авиации21.

23 апреля 1916 года была утверждена Инструкция для стрельбы артиллерии при помощи лётчиков-наблюдателей, в которой отмечалось, что лучший способ передачи данных воздушной разведки с самолёта на землю — это радиотелеграф, и определялось, что «самолёты, корректирующие стрельбу, снабжаются лишь радиотелеграфными

передатчиками. Самолёты, производящие корпусную разведку, снабжаются радиотелеграфными передатчиками и, по возможности, приёмниками. Самолёты, производящие армейскую разведку, снабжаются радиотелеграфными передатчиками и приёмниками»22. Но в основном до конца войны самолёты оснащались только радиопередатчиками. Во-первых, приёмные радиостанции были слишком большими и тяжёлыми для размещения на самолёте, а во-вторых, приём сигнала на самолёте затруднялся шумом мотора. До конца войны малогабаритных радиоприёмников в авиацию было поставлено крайне мало.

Произошедшие организационные и штатные изменения в вопросах применения радио в авиации требовали их упорядочивания. Поэтому 13 мая 1916 года было введено в действие Временное положение о радиотелеграфе в авиационных частях Русской армии. В соответствии с ним для придания авиаотрядам были сформированы авиационные РТО. Тем же приказом был введён в действие штат № 8 авиационного радиотелеграфного отделения. Каждое из них включало в себя одну приёмную радиостанцию и три радиопередатчика для установки на самолётах. В плане выполнения боевых задач отделение подчинялось командиру авиаотряда, а во всех остальных — командиру радиотелеграфного дивизиона армии23. Со временем планировалось придать радиотелеграфное отделение каждому авиаотряду на фронте.

В тот же день было внесено важное дополнение в штат управления командира авиационного дивизиона. Для координации применения радио в авиационных отрядах дивизиона в нём была введена должность офицера — специалиста по радиотелеграфу. На эти должности преимущественно должны были назначаться офицеры, окончившие Офицерскую электротехническую школу или имевшие соответствующее высшее техническое образование, занимавшие раньше должности начальника радиотелеграфного отделения или радиостанции. Кроме данного офицера, штат управления пополнили два старших унтер-офицера — слухач и электротехник24.

Таким образом, мы видим, что с 13 мая 1916 года в авиации действующей армии появилась вертикаль управления применением радио: управление Заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии (штаб-офицер для поручений — радиотелеграфист) — управление авиационного дивизиона (офицер — специалист по радиотелеграфу) — авиационный отряд (лётчик-наблюдатель — заведующий радиотелеграфом).

27 июня 1916 года приказом НШВГ было начато создание специальных приёмных радиостанций для корректирования стрельбы артиллерии. Формировались они по вводившемуся тем же приказом штату № 11. Согласно этому приказу должны были быть сформированы по 2 таких приёмных радиостанции на каждое корпусное и армейское радиотелеграфные отделение. И хотя предназначались эти радиостанции для приёма

сигналов от самолётов-корректировщиков, как видно из приказа, придавались они на этом этапе войны штабам армий и корпусов25.

Чуть позже, 21 августа того же года, были введены в действие Правила службы радиотелеграфа в авиации. Они содержали общие сведения о применении радио в авиации, обязанности командира авиаотряда по применению радио, правила радиотелеграфной корреспонденции и образцы учётной и отчётной документации. В Правилах оговаривалось, что самолёты могут снабжаться как радиопередатчиками, так и приёмными радиостанциями. Для корректирования стрельбы артиллерии аэропланы снабжались лишь радиопередатчиками. Радиосвязь была односторонней с приёмными радиостанциями, приданными артиллерии. Для обратной связи с наблюдателем на самолёте использовались специальные полотнища, из которых на земле выкладывались определённые сигналы. Аэропланы, выполнявшие корпусную разведку, снабжались передатчиками и, по возможности, приёмниками. В первом случае радиосвязь была односторонней с приёмными радиостанциями авиационных РТО, во втором — двухсторонней с радиостанциями корпусного РТО или иными радиостанциями радиотелеграфного дивизиона. Аэропланы, производившие армейскую разведку, снабжались и передатчиками, и приёмниками. Радиосвязь устанавливалась двухсторонняя с назначенными радиостанциями радиотелеграфного дивизиона армии.

В отношении технической эксплуатации средств радиосвязи командир авиаотряда следил за тем, чтобы радиотелеграфное имущество использовалось только по прямому назначению, чтобы обращение с ним было умелое и бережное, чтобы при пользовании радиостанциями исполнялись все инструкции и правила. Командир авиаотряда в целом отвечал за исправность всех радиостанций, приданных отряду, и запрашивал необходимые технические средства и пополнение радиоспециалистами у командира своего авиационного дивизиона через офицера — специалиста по радиотелеграфу в управлении авиадивизиона. Саму же эксплуатацию радиотелеграфного имущества производили нижние чины авиационного РТО. Этими же Правилами командирам авиаотрядов разрешалось непосредственное наблюдение и руководство приданным радиотелеграфным отделением возлагать на одного из лётчиков-наблюдателей, наиболее осведомлённого в радиотелеграфном деле26, что они в основном и делали27.

В октябре 1916 года вместо штата № 8 авиационного РТО, который отменялся, были введены в действие штаты № 13 корпусного и № 14 армейского авиационных радиотелеграфных отделений. Армейские авиационные РТО придавались армейским авиационным отрядам, а корпусные РТО — соответственно корпусным авиаотрядам. Авиационным радиотелеграфным отделениям присваивались наименования тех авиаотрядов, которым они были приданы28. Например, РТО,

Французский самолётный радиопередатчик

образца 1916 г.

приданное 25-му корпусному авиационному отряду, получило наименование 25-е корпусное авиационное радиотелеграфное отделение.

Корпусное авиационное РТО по штату состояло из 15 нижних чинов: 2 надсмотрщиков (оба старшие унтер-офицеры, один из них старший в отделении), 4 слухачей, 2 электромехаников и 7 обозных. На вооружении у корпусного авиационного РТО имелись 1 приёмная (аэродромная) радиостанция, 6 радиопередатчиков для установки на аэропланах (из них 4 для корректировки стрельбы артиллерии и 2 для ближней разведки), зарядный агрегат с запасными аккумуляторными батареями и 1 аэропланный приёмник. Для перевозки радиоимущества отделению придавался инженерный обоз из трёх парных двуколок: одна для перевозки приёмной (аэродромной) радиостанции, одна для зарядного агрегата с аккумуляторами и одна для перевозки самолётных радиостанций29.

Армейское авиационное РТО по штату состояло из 16 нижних чинов, в отличие от корпусного в нём было на 1 ездового солдата больше. Оно состояло из 1 приёмной (аэродромной) радиостанции, 6 радиопередатчиков для установки на аэропланах (из них 2 для ближней и 4 для дальней разведки), 5 аэропланных приёмников, 1 комплекта радиотелефонных аппаратов и зарядного агрегата. Для перевозки радиоимущества отделению придавался инженерный обоз из четырёх парных двуколок: одна для перевозки приёмной (аэродромной)

радиостанции, одна для зарядного агрегата с аккумуляторами и две для перевозки аэропланных передатчиков и приёмников. Так как армейские авиаотряды находились в непосредственном распоряжении командира авиадивизиона, то 2 самолётных ламповых приёмника и 2 передающие радиостанции для ближней разведки в армейском авиационном РТО предназначались для снабжения ими самолётов командира авиационного дивизиона и его помощника, имевшихся

в штате управления авиадивизиона30.

26 ноября 1916 года должность Заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей

лерийское отделение авиаотряда распоряжением инспектора артиллерии корпуса передавалось в непосредственное подчинение артиллерийского начальника, ведущего стрельбу32.

А так как основная масса авиационного радиоимущества использовалась как раз для корректирования артиллерийской стрельбы, то именно начальникам артиллерийских отделений командиры авиаотрядов с этих пор и поручали руководство приданными РТО. Так, например, когда в марте 1917 года одну приёмную радиостанцию из штаба 20-го армейского корпуса придали 25-му корпусному авиаотряду и старший по радиостанции по прибытии в отряд доложил об этом командиру отряда штабс-капитану B.C. Штокмару, тот приказал ему отправиться в распоряжение начальника артиллерийского отделения лётчика-наблюдателя штабс-капитана Г.П. Кадина33.

Затем в декабре 1916 года был введён в действие новый временный штат № 11 (взамен ранее введённого 27 июня 1916 г.) приёмной радиостанции для корректирования стрельбы артиллерии. Было решено сформировать по две такие радиостанции на каждое артиллерийское отделение корпусных авиаотрядов34. Эти радиостанции предназначались для приёма данных с самолёта-корректировщика и передачи их по телефонным линиям на артиллерийские батареи. Поэтому в их состав были включены приёмная радиостанция с воздушной сетью и мачтами, центральный телефонный коммутатор на 6 проводов, 8 телефонных аппаратов и 25 вёрст телефонного кабеля. Для перевозки имущества приёмной радиостанции выделялся инженерный обоз в составе трёх парных двуколок35. Теперь при корректировании артиллерийского огня корпусной авиаотряд налаживал связь с выделенными для стрельбы артиллерийскими батареями собственными средствами связи, в первую очередь именно при помощи двух приёмных радиостанций с их комплектами телефонной связи.

В составе авиационных РТО и приёмных радиостанций непосредственно эксплуатацией и мелким ремонтом радиооборудования занимались надсмотрщики, слухачи и электромеханики. В составе лётных экипажей радиопередатчики использовали лётчики-наблюдатели.

В 1917 году в организации использования и эксплуатации радиосвязного оборудования в ВВФ России принципиальных изменений не произошло. В том году было лишь несколько организационно-штатных изменений в высшем органе руководства военной авиацией России.

После Февральской революции и ухода в отставку Полевого генерал-инспектора ВВФ великого князя Александра Михайловича его управление было реорганизовано. Приказом Верховного главнокомандующего № 70 от 3 апреля 1917 года оно было переформировано в Полевое управление авиацией и воздухоплаванием (ПУАВ) при штабе ВГК. Одновременно вводились штат ПУАВ и Положение о нём36. Полного штата ПУАВ от 3 апреля 1917 года пока выявить не удалось37, но, как нам представляется, специалист по радиотелеграфу

Расположение радиопередатчика в гондоле самолёта-разведчика «Вуазен». Видны слева направо: сложенное сиденье наблюдателя, выводная трубка антенны, катушка антенны, радиопередатчик, сиденье пилота

армии была переименована в должность Полевого

генерал-инспектора Военного воздушного флота

при Верховном главнокомандующем. Одновре-

менно были утверждены и введены в действие

Положение о нём и временный штат управления

Полевого генерал-инспектора ВВФ. В данном штате, как и ранее, один из штаб-офицеров для поручений, состоявших лично при Полевом генерал-инспекторе ВВФ, был радиотелеграфистом. Также, как и ранее, при управлении состояла радиотелеграфная мастерская31.

В конце 1916 года в российской военной авиации произошли важные изменения, касавшиеся применения радиосвязи. Сначала в ноябре приказом НШВГ в каждый корпусной авиаотряд было добавлено по артиллерийскому отделению. Отделение состояло из 2 самолётов. По штату в нём было 2 офицера — лётчика-наблюдателя (один из которых был начальником отделения) и 27 нижних чинов. Отделение предназначалось для корректирования артиллерийской стрельбы и специальной артиллерийской разведки и согласно Положению о нём находилось в распоряжении инспектора артиллерии корпуса, которому был придан авиационный отряд. При выполнении специальных боевых задач (корректирование стрельбы) артил-

в нём должен был остаться. Тем более что при следующем изменении радиотелеграфист в его штате снова наблюдается.

Новый штат ПУАВ был принят 24 октября 1917 года38. Согласно нему в авиационном отделе было 6 должностей штаб-офицеров для делопроизводства и поручений, они же начальники отделений. Одно из отделений было радиоэлектротехническое. Назначаться на эту должность должен был офицер из числа радиотелеграфистов, окончивших Офицерскую электротехническую школу39. Как мы видим, руководитель радиосвязи в военной авиации оставался в высшем органе управления авиацией на фронте до конца Первой мировой войны.

Таким образом, к концу Первой мировой войны в отечественной военной авиации была выстроена стройная система применения средств радиосвязи. Авиационным отрядам придавались специальные радиотелеграфные отделения, имевшие в своём составе наземные приёмные радиостанции, а также специальные самолётные радиопередатчики и приёмные радиостанции. Руководил применением средств радиосвязи в авиаотряде один из лётчиков-наблюдателей, он же начальник артиллерийского отделения. В авиационных дивизионах координацией применения радио занимался специальный офицер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— специалист по радиотелеграфу. В высшем же органе управления военной авиацией на фронте: сначала в управлении Заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии, затем в управлении Полевого генерал-инспектора ВВФ, а позже в Полевом управлении авиации и воздухоплавания был штаб-офицер для поручений

— радиотелеграфист.

Непосредственно же использовали по предназначению и занимались технической эксплуатацией материальной части авиационного ридиоимуще-ства специалисты придававшихся авиаотрядам авиационных радиотелеграфных отделений и приёмных радиостанций.

Всё это давало положительные результаты. В качестве примера можно привести слова командующего Западным фронтом генерал-лейтенанта А.И. Деникина после того, как летом 1917 года артиллерия фронта с помощью самолётов-корректировщиков блестяще провела артподготовку в начале июльского наступления: «За три года войны я не видел такой чудной работы артиллерии!»40

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Применение радио в авиации. М.; Л.: Госиздат, 1930. С. 6.

2 Авиация и воздухоплавание в России в 1907—1914 гг.: сборник документов и материалов. Вып. 3. (1911 г.). М.: Б.и., 1970. С. 74, 110, 134.

3 Там же. Вып. 5. (1913 г.). М.: Б.и., 1972. С. 32-36; История военной связи в 3 т. / Под ред. А.И. Белова. Т. 1. Становление и развитие военной связи в России. М.: Воениздат, 1983. С. 356.

4 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 493. Оп. 2. Д. 4. Л. 37-39 об.

5 Авиация и воздухоплавание... Вып. 5. С. 63—65.

6 «Отчёт о деятельности Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба за 1913 год» от 23 ноября 1913 г.

и Примечание 14. См.: Авиация и воздухоплавание... Вып. 5. С. 146-150, 183.

7 ГлущенкоАЛ. Место и роль радиосвязи в модернизации России (1900—1917 гг.). СПб.: Военно-морской институт радиоэлектроники, 2005. С. 294.

8 РГВИА. Ф. 493. Оп. 2. Д. 4. Л. 228, 229.

9 Алексеев В. Радиосвязь в авиации в Первую мировую войну // Век качества. 2010. № 4. С. 74.

10 Штат № 9 армейского авиационного отряда, высочайше утверждённый 21 декабря 1914 г. // Сборник временных штатов управлений, учреждений, заведений и частей войск, сформированных на время войны, и изменений и дополнений к постоянным штатам, имеющих значение на тот же период. Ч. 1. Пг.: ГУ ГШ, 1916. С. 489-492.

11 РГВИА. Ф. 2203. Оп. 1. Д. 1234. Л. 222.

12 Штат команды авиационно-воздухоплавательной приёмной радиотелеграфной станции, высочайше утверждённый 17 октября 1915 г. // Сборник временных штатов управлений, учреждений, заведений и частей войск... Ч. 1. С. 505, 506.

13 Приказ начальника Штаба Верховного Главнокомандующего (НШВГ) № 418 от 30 декабря 1915 г. Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ).

14 Глущенко А.А. Указ. соч. С. 634.

15 РГВИА. Ф. 2203. Оп. 1. Д. 1234. Л. 222.

16 Алексеев В. Указ. соч. С. 75.

17 Приказ НШВГ № 243 от 20 февраля 1916 г. и Временный штат радиотелеграфной мастерской при Управлении заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии, утверждённый 20 февраля 1916 г. Российская государственная библиотека (РГБ).

18 Приказ НШВГ № 300 от 5 марта 1916 г. РГБ.

19 Временный штат Авиационного отряда и Временная табель имущества авиационного отряда, утверждённые 5 марта 1916 г. РГБ.

20 Приказ НШВГ № 300 от 5 марта 1916 г. РГБ.

21 Приказ НШВГ № 302 от 5 марта 1916 г. и Временный штат управления Заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии, утверждённый 5 марта 1916 г. РГБ.

22 Алексеев В. Указ. соч. С. 74; Приказ НШВГ № 541 от 23 апреля 1916 г. РГБ.

23 Приказ НШВГ № 647 от 13 мая 1916 г. РГБ.

24 Приказ НШВГ № 646 от 13 мая 1916 г. и Дополнение к временному штату Управления командира авиационного дивизиона, утверждённое 13 мая 1916 г. РГБ.

25 РГВИА. Ф. 2203. Оп. 1. Д. 1234. Л. 222 об.

26 Приказ НШВГ № 1160 от 21 августа 1916 г. ГПИБ.

27 См. например: Алексеев В. Указ. соч. С. 75.

28 Приказ НШВГ № 1467 от 20/22 августа 1916 г. ГПИБ.

29 Временный штат № 13 корпусного авиационного радиотелеграфного отделения, утверждённый 20 октября 1916 г. ГПИБ.

30 Временный штат № 14 армейского авиационного радиотелеграфного отделения, утверждённый 20 октября 1916 г. ГПИБ.

31 Приказ НШВГ № 1632 от 24 ноября 1916 г., Временное положение о Полевом генерал-инспекторе Военного воздушного флота и Временный штат Полевого генерал-инспектора Военного воздушного флота, утверждённые 24 ноября 1916 г. ГПИБ.

32 Приказ НШВГ № 1658 от 29 ноября 1916 г., Положение и Временный штат артиллерийского отделения корпусного авиационного отряда, утверждённые 29 ноября 1916 г. ГПИБ.

33 Красовский С.А. Жизнь в авиации. М.: Воениздат, 1968. С. 15.

34 Приказ НШВГ № 1795 от 25 декабря 1916 г. ГПИБ.

35 Временный штат № 11 приёмной радиостанции для корректирования стрельбы артиллерии и Табель имущества приёмной радиостанции для корректирования стрельбы артиллерии, утверждённые 25 декабря 1916 г. ГПИБ.

36 Лашков А.Ю., Голотюк B.JI. Главное командование: от Военного воздушного флота до Воздушно-космических сил России. М.: Буксир; Небо Отчизны, 2017. С. 64, 65.

37 См. например: Елисеев С.П. Организационное строительство военной авиации России (1910—1917 гг.). М.: ВВИАимени профессора Н.Е. Жуковского, 2008. С. 122.

38 Приказ НШВГ № 796 от 24 октября 1917 г. ГПИБ.

39 Временный штат Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего, утверждённый 24 октября 1917 г. См.: Лашков А.Ю., Голотюк В.Л. Указ. соч. С. 106-109.

40 Шиуков А. Авиация X армии в летней операции 1917 г. // Вестник воздушного флота. 1928. № 10. С. 7. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.