Научная статья на тему 'Радиосвязь в авиации в первую мировую войну'

Радиосвязь в авиации в первую мировую войну Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2720
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

Создание радиотелеграфных и радиотелефонных средств связи стало одним из наиболее значительных достижений науки и техники в конце XIX -начале XX века. Накануне мировой войны инженерам и дальновидным военачальникам, конечно же, было ясно, что авиация и системы радиосвязи в корне преобразуют как военные доктрины, так и методы ведения войны. Во всех странах Европы (в том числе и в России) и в США разрабатывалась аппаратура радиосвязи, конструировались и совершенствовались самолеты, ставились первые опыты передачи радиосообщений с самолета на землю и между самолетами. Инженеры, промышленники, ученые обменивались своими знаниями, заключали контракты, патентовали и продавали права на использование изобретений. Все это происходило в условиях жесткой конкуренции, политических интриг (в виду неумолимо надвигающейся войны), рутины и недоверия к новым техническим средствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Радиосвязь в авиации в первую мировую войну»

ФАКТЫ ИСТОРИИ

□□г

□□г

Ч НЕ

\ н

ХРОНИКА

Радиосвязь в авиации в первую мировую войну

Создание радиотелеграфных и радиотелефонных средств связи стало одним из наиболее значительных достижений науки и техники в конце XIX - начале XX века. Накануне мировой войны инженерам и дальновидным военачальникам, конечно, было ясно, что авиация и системы радиосвязи в корне преобразуют как военные доктрины, так и методы ведения войны.

Во всех странах Европы, в том числе в России, а также в США разрабатывалась аппаратура радиосвязи, конструировались и совершенствовались самолеты, ставились первые опыты передачи радиосообщений с самолета на землю и между самолетами. Инженеры, промышленники, ученые обменивались своими знаниями, заключали контракты, патентовали и продавали права на использование изобретений. Все это происходило в условиях жесткой конкуренции, политических интриг (ввиду неумолимо надвигающейся войны), рутины и недоверия к новым техническим средствам.

Развитие радиосвязи в авиации США

Первое радиосообщение с самолета на землю 27 августа 1910 г. передал американский летчик Дж. Маккарди. В ноябре 1912 г. на военных маневрах в штате Канзас провели эксперименты по оценке возможности передачи с самолета сообщений об эффективности огня полевой артиллерии. Аэропланы вели наблюдение и корректировали огонь по учебным целям, расположенным за холмом на расстоянии порядка 6,4 км от батареи, ведущей огонь. Опыт заключался в сравнении данных, полученных от двух самолетов: на одном использовалась визуальная сигнализация (световыми и дымовыми сигналами), а с другого передавались сообщения радиосредствами. С земли подтверждали прием сообщений и передавали указания при помощи сигнальных полотнищ, разложенных на земле. Результаты испытаний были признаны вполне удовлетворительными.

Через два года (в конце 1914 г.) впервые была организована двусторонняя радиотелеграфная связь земля-воздух. Испытания прервались, когда пилот лейтенант Г. Даргью потерпел аварию на своем самолете. А в 1916 г. два самолета в полете установили между собой радиотелеграфную связь. Тогда же в США была разработана концепция управления авиационными подразделениями при помощи команд, передаваемых по радиотелефону (хотя первые опыты такого управления начались только в феврале 1917 г.).

Путь России

То же самое происходило и в нашей стране. В Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) сохранились документы,

свидетельствующие о том, с каким трудом создавалась военная авиация, с каким недоверием относились к возможностям радиосвязи в авиации, как мучительно трудно было реализовать самые передовые для того времени идеи. Но энтузиасты радиодела - великий князь Александр Михайлович, организатор радиозаводов С.М. Айзенштейн и многие другие целенаправленно внедряли новую технику, которая одним казалась чудом, а другим - занимательной игрушкой.

Выдающийся вклад в дело организации военно-воздушных сил России и внедрение в них систем радиосвязи внес «Августейший заведующий авиацией и воздухоплаванием Великий князь Александр Михайлович» (1856-1933). Об этом человеке и его роли в истории России, по понятным причинам, сейчас мало кто знает. А между тем только «Августейшая воля Великого князя» могла преодолеть бюрократическую рутину, заложить основы военно-воздушного флота и, в прямом смысле, заставить пользоваться радиосвязью на самолетах.

Александр Михайлович - дядя царя Николая II, был знаменитым флотоводцем, в 1886-1887 гг. совершил кругосветное путешествие на корвете «Рында», был флагманом Черноморского флота, начальником Главного управления торгового мореплавания и портов, был инициатором организации новых мореходных училищ и воздухоплавательных школ. Он издал много книг, из которых

«Морская справочная книга» с 1892 г.

переиздавалась каждые 1-2 года. Александр Михайлович состоял председателем самых разных обществ и учреждений, в том числе Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны, Русского общества судоходства, Общества естествоиспытателей при СПб университете, Комитета помощи поморам Русского Севера.

И, наконец, в январе 1915 г. Александр Михайлович был назначен Заведу-

ющим авиацией и воздухоплаванием в России.

Курсанты Севастопольской школы авиации с великим князем Александром Михайловичем Романовым. 1910 г.

ХРОНИКА

И ч

на •••

наа

наа

на

н

ФАКТЫ ИСТОРИИ

Полковник Сергей Алексеевич Ульянин в парадной форме. 1916 г.

В 1909-1911 гг. группа из 27 офицеров российской армии, среди которых были впоследствии знаменитые летчики подполковник С. Ульянин, штабс-капитан Б. Матыевич-Мацевич, поручик Комаров, военный инженер В. Лебедев и другие, стажировалась во французских авиашколах. 4 октября 1911 г. лейтенант В.В. Дыбовский из Парижа рапортовал Великому князю Александру Михайловичу: «Доложу Вашему Императорскому Высочеству, что летом сего года мною совместно с лейтенантом А.А. Тучковым был установлен на двухместном «Блерио» аппарат для беспроволочной телеграфии системы лейтенанта Тучкова и произведены неоднократные опыты. Причем были получены результаты, которые указали, что после некоторых усовершенствований в приборе будет возможность переговариваться на расстоянии до 50-70 верст».

9 ноября 1911 г. на Гатчинском аэродроме при Офицерской воздухоплавательной школе, созданной по инициативе Александра Михайловича, были произведены первые в России «опыты телеграфирования без проводов с аэроплана, давшие весьма благоприятные результаты». Опыты проводили подполковник Д. М. Сокольцов на двухместном самолете «Фарман».

25 сентября 1912 г. лейтенант В. В.

Дыбовский «представил выстроенный им в Риге «Ньюпор», весьма оригинальный по своему наружному виду.

Внутри он поставил два мотора, устроил места для двух «пассажиров» - пулеметчика и телеграфиста с беспроволочным телеграфным аппаратом».

* * *

Еще до войны, в начале 1914 г., в Русские летчики возле «Вуазена» авиароты высылались радиопередатчики и радиоприемники. Так заведующий техническими средствами Главного военно-технического управления (ГВТУ) подполковник Золотовский докладывал в Штаб ВГК, что «до войны в период времени с 10 апреля по 10 мая 1914 г. в авиароты было выслано 12 передаточных и 4 приемных специальных аэропланных радиостанций французской системы Руво с районом действия до 80 км. Тогда же, весной 1914 г., была выработана программа отправных данных для разработки нашими заводами необходимых радиостанций. В основу требований к аэропланным радиостанциям было положено следующее: дальность действия до 10-12 верст, вес около 18 кг, на аэропланах устанавливаются только передающие радиостанции, которые не должны вызывать каких-либо конструктивных дополнений в аэропланах».

* * *

К началу Первой мировой войны в российской армии были 31 корпусной и 8 крепостных авиаотрядов, в которых числилось 216 разнообразных исправных самолетов и 221 летчик. Самолеты, построенные в России на девяти авиазаводах, были лицензионными французскими аппаратами «Фарман», «Ньюпор», «Моран-Парасоль», «Вуазен». Некоторые самолеты были снабжены радиопередатчиками, а на аэродромах были работающие радиоприемники. Дополнительно предполагалось изготовить для авиации еще 150 передающих и 50 приемных радиостанций и к ним 50 зарядных групп с 3 аккумуляторными батареями в каждой группе.

* * *

С началом войны производство самолетов чрезвычайно расширилось, и пришло понимание возможности их использования в военных действиях. Достаточно сказать, что уже в 1916 г. на российских авиазаводах было по-

строено 1870 самолетов, причем было налажено серийное производство самолетов «Анаде», модернизированного «Вуазена», серии отечественных «Лебедей» и самолетов конструкции И.И. Сикорского. Особенно интенсивно радиосвязь в авиации стала применяться для корректирования артиллерийской стрельбы (из укрытия) и для разведки; разрабатывались подробные инструкции по применению радиосвязи в авиации. На заводах Российского общества беспроводной телеграфии и телефонии (РОБТиТ) конструировалась отечественная аппаратура, которая немедленно поступала на вооружение.

23 апреля 1916 г. генерал-адъютант Алексеев утвердил Инструкцию для стрельбы артиллерии при помощи летчиков-наблюдателей, в которой, в частности, говорится: «Наблюдение с самолета ведется с боевой высоты (около 2000 м); способы передачи наблюдений и донесений с самолета на землю: а) радиотелеграф, б) световые и дымовые сигналы, подаваемые с самолета вручную или пистолетом; в) передача письменных сообщений. Наиболее совершенным способом связи является радиотелеграф при наличии приемника на самолете, однако по техническим условиям такое применение пока представляет значительные затруднения для летчиков.

Самолеты, корректирующие стрельбу, снабжаются лишь радиотелеграфными передатчиками. Самолеты, производящие корпусную разведку, снабжаются радиотелеграфными передатчиками и, по возможности, приемниками. Самолеты, производящие армейскую разведку, снабжаются радиотелеграфными передатчиками и приемниками».

* * *

23 марта 1916 г., практически одновременно с получением результата-тов опытов в США, Заведующему авиацией и воздухоплаванием в Действующей армии Великому князю Александру Михайловичу доложили:

«20 марта с. г. был произведен опыт передачи сообщений с одного аэроплана на другой на расстоянии 8 верст. По окончании опыта аппарат, на котором был установлен передатчик «Радио-Электрик» дальнего действия и приемник с усилителем РОБТиТ, при спуске упал, причем пилот и радиотелеграфист - старший унтер-офицер Вилетник

- убились насмерть. Итоги опыта показывают, что результаты передачи с аэроплана на аэроплан, достигнутые в данном опыте, надо думать, не являются предельными, даже при маломощном передатчике «Радио-Электрик». Опыт требует повторения.

Примечание. Происшедшая авария стала результатом поломки крыла аэроплана при резком выравнивании его во время быстрого планирования».

* * *

Самолет-истребитель «Ньюпор» 2 июня 1916 г. по ходатайству

Великого князя Александра Михайловича во Франции заказали 165 авиационных радиостанций: 100 - для корректирования артиллерийской стрельбы, 5 - для ближней разведки, 25

- для дальней разведки, 10 - радиотелефонных передатчиков и приемников к ним, 25 ламповых приемников.

* * *

8 июня 1916 г. заведующий радиотелеграфом Северного фронта полковник Леонтьев в рапорте в Штаб армий Северного фронта сообщил: «В отрядах авиадивизионов Северного фронта (I, V и XII) все готово для работы. Некоторые авианачальники еще не ознакомлены с успехами радиокорректирования, недооценивают этого важного отдела авиации, видя исключительную цель своей работы в так называемой «стратегической разведке». В Приложении к рапорту приведены коды сигналов радиокорректирования: летчик-наблюдатель с самолета передавал сигналы кодом Морзе, а с аэродрома на земле ему отвечали, раскладывая в условленном порядке полотнища: красные или черные - зимой, белые или синие - летом.

* * *

Но все развивалось слишком медленно, надвигалась катастрофа, а громоздкая военно-бюрократическая машина по-старинке «согласовывала» самые небольшие усовершенствования в аппаратуре и ее расположении в самолетах. В РГВИА есть документы, свидетельствующие об этом.

* * *

74

век| КАЧЕСТВА № 4 • 2010

.•••' 5 ..." НК

ФАКТЫ ИСТОРИИ ХРОНИКА

Ч пн Ч н

Так, командующий X радиотелеграфным дивизионом в рапорте Заведующему радиотелеграфом Западного фронта доложил, что «неаккуратное доставление сведений авиадивизионом объясняется многими причинами, в том числе такими:

- радиотелеграф в авиации занимает далеко не первое место, а является только вспомогательным средством;

- дело это новое, а всякое новое дело у нас, к сожалению, прививается туго;

- X армия занимает пассивный фронт, занимает его уже более года и поэтому в корректировании стрельбы нуждается мало;

- авиаотряды сейчас заняты фотографированием, а потому большинство аппаратов даже сняты с самолетов».

* * *

Полковник Леонтьев доложил в Штаб ВГК о том, что 18 корпусному авиаотряду, имеющему самолеты системы «Спад» и «Альбатрос», была дана радиостанция для ближней разведки. При этом передатчик Выборгской искровой станции весит один пуд 30 фунтов (28 кг) вместо обычного веса в один пуд 10 фунтов (20 кг). Авиаотряд от этой станции отказался, так как нашел ее очень тяжелой.

Заведующий радиотелеграфом Западного фронта совершенно с этим не согласен, так как разница в 20 фунтов (8 кг) дает дальность связи в три раза большую, чем станции для корректирования, весящие в среднем 1 пуд 10 фунтов.

* * *

Летчики-наблюдатели, артиллеристы, действовавшие в реальной боевой обстановке, предлагали усовершенствовать конструкции радиопередатчиков и более рационально размещать их элементы на самолетах. Так в «Отчете осмотра радиоустановки в XXIII авиаотряде Северного фронта 15-16 марта 1916 г. в г. Риге» сообщалось:

«Отряд снабжен радиоавиационным отделением из трех передающих и одной

приемной радиостанций РОБТиТ. Передатчики установлены на бимонопланах «Марс» и «Альбатрос». Радиостанциями заведует летчик-наблюдатель подпоручик Савицкий. 15 марта подпоручик Савицкий производил корректирование стрельбы с бимоноплана «Марс». Все команды, подаваемые им, радиостанцией были верно приняты телеграфистом, и лишь одна была искажена телефонистом, передававшим ее на батарею. Результаты стрельбы были бы большими, если бы порвавшаяся от резкого движения лебедка антенны не заставила прекратить корректирование. На батарее противника был замечен взрыв...

Радиоустановка XXIII отделения находится в состоянии непосредственного применения по своему прямому назначению с результатами, приносящими пользу. Это обстоятельство много обязано редкой энергии и любви к своему делу летчика-наблюдателя подпоручика Савицкого».

23 октября 1915 г. полковник Л.И. Леонтьев в телеграмме подполковнику Золо-товскому сообщил: «Беседовал с летчиком-наблюдателем XXIII отряда подпоручиком Савицким: артиллерист, видимо, знает дело, молодец. Составил удобную радиосигнализацию с аэроплана по корректированию, дающую возможность просто руководить стрельбой, как его делает комбат с наблюдательного пункта».

8 августа 1916 г. «Великий князь Александр Михайлович изволил обратить внимание на выдающуюся деятельность XXIII авиаотряда по целеуказанию и корректированию стрельбы артиллерии при помощи радио в период с 1 по 14 июля 1916 г. и приказал благодарить командира отряда штабс-капитана Калашникова и летчика-наблюдателя Савицкого.

Из ряда поступающих в канцелярию Великого князя отчетов усматривается, что в некоторых авиаотрядах, снабженных радиотелеграфами, эти средства связи самолета с землей по неизвестным причинам остаются совершенно неиспользованными. Для устранения этих причин Великий князь приказал донести, что препятствует использованию радиотелеграфа в той мере, в какой это достигнуто в XXIII авиаотряде».

(За это время самолеты XXIII авиаотряда - «Марс», «Альбатрос» и «Дю-пердюсен» - вылетали каждый день, кроме 10 и 13 июля, корректировали артиллерийскую стрельбу, выполнили, в общем счете, 43 пристрелки и 25 указаний батарей противника).

* * *

15 августа 1916 г. заведующий радиотелеграфом Юго-Западного фронта в донесении полковнику Закревскому сообщил, что начальник 16-го радиотелеграфного отделения штабс-капитан Григоров предложил схему и устройство для мешающего действия аэропланных радиостанций противника. Устройство - коммутатор, вращающийся со скоростью 50-100 оборотов в секунду, позволяет работать одновременно двумя (и большим числом) волн.

16 ноября 1916 г. командир 10-го радиотелеграфного дивизиона полковник Головинский в рапорте заведующему радиотелеграфом Западного фронта сообщил о том, что летчик-наблюдатель 1-го корпусного отряда штабс-капитан Зеленин переконструировал передатчик Стерлинга, устанавливаемый на аэроплане «Моран-Парасель». Он изменил взаимное расположение передатчика, аккумулятора и амперметров так, что стало возможным не снимать с аэроплана фотоаппарат Поте, заменил аккумуляторы блока щелочными аккумуляторами и применил для корпуса передатчика арберит, чем уменьшил вес всего передатчика на 20 фунтов (8 кг).

После переписки с генерал-инспектором ВВС при ВГК на Западный фронт пришла телеграмма: «Принимая во внимание получающиеся значительные удобства установки передатчика Стерлинга на «Моран-Парасоле, измененной штабс-капитаном Зелениным, подобная переделка является желательной, но лишь на «Моран-Парасоле».

* * *

По телеграмме Ставки ВГК к 24 ноября 1915 г. для авиарот было подготовлено 10 передающих и 20 приемных радиостанций, до 10 января 1917 г. ожидалось еще 140 передающих и 17 приемных станций, 50 зарядных агрегатов. Кроме того, генералом Ка-ульбарсом были куплены во Франции 50 передающих и 25 приемных радиостанций, около половины из которых уже были разосланы в авиачасти.

* * *

4 декабря 1916 г. на Западный фронт из Офицерской электротехнической школы в Петрограде прибыли пять радиоавиационных отделений, и заведующий радиотелеграфом Западного фронта доложил в Штаб ВГК, что при проверке радиоаппаратуры и знаний личного состава всех пяти радиоавиаотделений обнаружилось следующее:

- самоиндукция передатчика открытая и при работе находится под высоким напряжением;

- передатчики вполне исправные, но некоторые с трещинами в корпусе;

- отсутствуют какие-либо запасные части;

- личный состав подготовлен неудовлетворительно, станций не знают, принимают по пять-шесть слов в минуту и по их словам, станции они получили за несколько дней до отправки;

- на станции даны схемы старого типа Стерлинга, а на некоторые - на французском языке, поэтому нижние чины даже сами не могли разобраться со станциями;

- на станциях не хватает по два электромеханика, положенных по штату, а также по две лошади к двуколкам;

- за неимением описей (не присланных электрошколой) проверить имущество было невозможно.

* * *

Это был самый конец 1916 г. Несмотря на все трудности, радио в авиации из «полезного придатка» становилось необходимым оборудованием.

В новом, 1917-м году все рухнуло... ■

Литература.

1. Кларк. П.У. Влияние техники связи на ранних этапах ее развития на военную доктрину//ТИИЭР. Т. 64, 1976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Глущенко А.А. Место и роль радиосвязи в модернизации России (1900-1917). СПб, 2002.

3. РГВИА. Ф. 2010, оп.1, д. 24 и д. 27.

Владимир Алексеев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.