Научная статья на тему 'Профессионально-техническая культура уральских летчиков в войнах начала ХХ века'

Профессионально-техническая культура уральских летчиков в войнах начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ / УРАЛ / МИРОВАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ОРЕНБУРГСКОЕ И УРАЛЬСКОЕ КАЗАЧЬИ ВОЙСКА / ОФИЦЕРСКИЙ СОСТАВ / ПОТЕРИ ЛИЧНОГО СОСТАВА / ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА / БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ / AIRCRAFT / BALLOONING / URAL / THE WORLD AND THE CIVIL WAR / ORENBURG AND URAL COSSACK TROOPS / OFFICERS / PERSONNEL / AIR RECONNAISSANCE AND BOMBARDMENT AIRCRAFT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шведов Игорь Валерьевич

Статья посвящена вопросу участия казаков Урала в Мировой и Гражданской войнах в качестве военных летчиков и летчиков-наблюдателей. В имеющейся по данному вопросу региональной научной литературе эти сведения представлены в форме отрывочных фактов, и в статьях отсутствуют сведения биографического характера. Для широко круга интересующихся историей края и даже специалистов неизвестными является факт успешного боевого применения тяжелых самолетов «Илья Муромец» в феврале 1915 года, что можно рассматривать как день рождения бомбардировочной авиации России. С именем уральских летчиков связано и первое эффективное использование авиации в разведывательных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational and technical culture of Ural pilots in the wars of the early XXth century

The article focuses on the participation of Ural Cossacks in world and civil wars as military pilots and observer pilots. According to the subject of regional literature this information is presented in the form of fragmentary facts and there is no information of biographical nature in the articles. It will be interesting for specialists and people who are interested in history to know that the first successful flight of the aircraft “Ilia Muromets” in February 1915 can be regarded as the birth date of Russian bombers. The first effective use of the aircraft for reconnaissance purposes is connected with the name of the Ural pilots.

Текст научной работы на тему «Профессионально-техническая культура уральских летчиков в войнах начала ХХ века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 11 (340). Философия. Социология. Культурология. Вып. 32. С. 72-75.

И. В. Шведов

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УРАЛЬСКИХ ЛЕТЧИКОВ В ВОЙНАХ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Статья посвящена вопросу участия казаков Урала в Мировой и Гражданской войнах в качестве военных летчиков и летчиков-наблюдателей. В имеющейся по данному вопросу региональной научной литературе эти сведения представлены в форме отрывочных фактов, и в статьях отсутствуют сведения биографического характера. Для широко круга интересующихся историей края и даже специалистов неизвестными является факт успешного боевого применения тяжелых самолетов «Илья Муромец» в феврале 1915 года, что можно рассматривать как день рождения бомбардировочной авиации России. С именем уральских летчиков связано и первое эффективное использование авиации в разведывательных целях.

Ключевые слова: авиация; воздухоплавание; Урал; Мировая и Гражданская война; Оренбургское и Уральское казачьи войска; офицерский состав; потери личного состава; воздушная разведка; бомбардировочная авиация.

Авиация зародилась в начале ХХ столетия вследствие стремительно набиравшего силу технического прогресса. Так уж повелось, что с первых дней своего самостоятельно существования любое техническое открытие перенималось военными, и достижение человеческой мысли использовалось для уничтожения самого же человечества. Не стала в том исключением и авиация, превратившаяся со временем в одно из наиболее эффективных видов оружия.

Появление авиации в армейской среде вызвало повышенный интерес - сознание офицеров будоражили перспективы будущей карьеры, привлекательной была и материальная сторона вопроса - личный состав воздухоплавательных отрядов получал более высокое денежное содержание, чем их сухопутные коллеги. Поэтому офицерская молодежь, в первую очередь из числа кавалеристов, стала менять привычных коней на достижение технической мысли - аэроплан. Не стали в этом исключением и офицеры размещавшихся на юго-востоке России Уральского и Оренбургского казачьих войск.

Оренбургское войско в годы Первой мировой войны мобилизовало в Действующую армию 18 конных полков, Отдельный дивизион, 3 отдельные и 33 особые конные сотни, 9 конвойных полусотен и 8 казачьих артиллерийских батарей1.

Несколько меньше ушло на фронт каза-ков-уральцев. Они воевали в 9 конных полках, выставили 2 артиллерийские батареи, 6 отдельных и особых конных сотен, 4 конвойные полусотни2.

Изменившийся с наступлением технического прогресса характер войн обусловил и небывало большие потери личного состава. Многие воинские формирования за период войны до десяти раз меняли личный состав, в том числе и офицерский3. Не стало исключением и Оренбургское казачье войско. За годы войны его потери в командном составе достигли 80 человек, кроме того, в плену оказалось еще 12 офицеров, что для сравнительно небольшого войскового формирования было большой потерей4. Уральцы, находившиеся с момента формирования своих общин во враждебном окружении, выработали особую тактику ведения боя, отличавшуюся осторожностью и продуманностью действий. По этой причине в их рядах потери были минимальными, но все же они имели место.

Убыль в офицерском составе увеличивались и по причине возросшего числа желающих перевестись в другие рода войск, в том числе и в формирующиеся авиационные отряды. Несмотря на возникшую нехватку офицерского состава в полках и сотнях, войсковое начальство вынуждено было положительно решать такие дела, поэтому в числе первых отечественных авиаторов оказались и казачьи офицеры.

Из числа оренбуржцев удалось установить имена четырех офицеров, первыми пересевших с коня на аэроплан. Это сотник А. Т. Кожевников, подъесаулы К. П. Качу-рин, Н. Н. Мензелинцев и М. Н. Пестряков. Из казаков Уральского войска авиаторами в рассматриваемый период стали капи-

тан Г. Г. Горшков, есаулы М. Л. Каплин и Н. П. Ларшин5.

Первым летчиком из числа казаков Урала следует считать Г. Г. Горшкова, родившегося в семье офицера Уральского казачьего войска. После окончания Оренбургского Не-плюевского кадетского корпуса он продолжил обучение в Николаевском инженерном училище. По окончании училища Горшков в чине подпоручика был направлен на службу в 8-й саперный батальон6. По одним данным он участвовал в русско-японской войне, где и познакомился с воздухоплаванием, по другим, в это время Г. Г. Горшков возглавлял унтер-офицерский класс в 21-м саперном ба-тальоне7.

В ноябре 1907 года поручик Горшков направлен для обучения в Офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка, и с этого времени его жизнь оказалась навсегда связанной с небом. Он возглавлял Гатчинский аэродром, участвовал в испытаниях первого российского парашюта системы Котельникова, учился летать под руководством французского летчика Эдмонда. С началом Мировой войны капитан Горшков стал летать на первом отечественном бомбардировщике «Илья Муромец» и вскоре возглавил соединение тяжелых кораблей, состоявшее из 7 отрядов.

Русские самолеты под командованием капитана Г. Г. Горшкова 15 февраля 1915 года произвели первую групповую бомбардировку немецкой линии обороны, показавшую эффективность применения авиации против наземных целей. Затем он провел длительный разведывательный полет в тылы немецкой армии. За 4 часа летчик преодолел более чем 500 километров, заснял на пленку несколько крупных железнодорожных узлов и благополучно вернулся на свой аэродром8. За время пребывания на фронте капитан Горшков совершил более 40 боевых вылетов, однако возросшая потребность в кадрах летчиков вынудила командование отозвать его в тыл и поручить руководство авиашколой Гатчины.

Широко в летной среде того времени было известно и имя сотника А. Т. Кожевникова, получившего образование в Оренбургском неплюевском кадетском корпусе и Николаевском кавалерийском училище. В годы войны Кожевников воевал в составе 11-го Оренбургского казачьего полка, некоторое время временно командовал сотней. В марте

1916 года сотник Кожевников был зачислен в Севастопольскую школу летчиков, учился летать на самолетах «Моран-Ж» и «Моран-Парасоль». По окончании программы обучения 5 октября 1916 года ему было присвоено звание «Военный летчик». Участие в боевых действиях Кожевников принял на Румынском фронте в составе 2-го корпусного авиаотряда. 20 декабря 1916 года сотник Кожевников вылетел на фоторазведку в район станции Голобы-Новый Массор. Во время выполнения боевого задания он внезапно был атакован «...неприятельскими самолетами. невзирая на явную опасность, с полным самоотвержением, принял неравный бой и искусно маневрируя, так повел свой аппарат, что неприятельский самолет после 20-30 выстрелов из пулемета, получив повреждение <...> упал в районе станции Голобы»9. За этот бой

А. Т. Кожевников был награжден Георгиевским оружием, а в сентябре 1917 года подъесаул Кожевников возглавил 4-й отряд истребителей.

После революции летчик оказался в Красной армии, где занимал ряд командных должностей. За заслуги перед советской властью был удостоен орденов Красного Знамени РСФСР и Трудового Красного Знамени Белорусской ССР. После окончания Гражданской войны занимал ответственные должности в ВВС РККА. Комдив А. Т. Кожевников в 30-е годы прошлого столетия был необоснованно репрессирован и расстрелян10.

Связал свою судьбу с авиацией и подъесаул Н. Н. Мензелинцев. Начав войну в должности младшего офицера 11-го Оренбургского казачьего полка, он был по собственному желанию переведен в 8-й корпусной авиаотряд летчиком-наблюдателем. В этом качестве он выполнил 19 полетов, налетав 32 ч. 50 мин., после чего был направлен на учебу в Севастопольскую школу летчиков. По окончании школы командовал 1-м Туркестанским авиаотрядом. В годы Гражданской войны состоял в штате Славяно-Британского легиона (армия Северной области), затем возглавлял 5-й авиаотряд, дислоцировавшийся во Владивостоке. С 1920 года полковник Н. Н. Мензе-линцев в эмиграции11.

В 1916 году из 6-го Оренбургского казачьего полка на должность летчика-на-блюдателя 7-го корпусного авиаотряда был переведен подъесаул К. П. Качурин. После непродолжительной службы в отряде истре-

74

И. В. Шведов

бителей он был направлен на учебу в Севастопольскую летную школу, незадолго до октябрьских событий 1917 года ее окончил и оказался в штате Славяно-Британского легиона. Гражданскую войну закончил в Забайкалье на должности командира 2-го авиаотряда в группе генерала М. Г. Семенова. Эмигрант. Умер в 60-е годы в Великобритании.

Военную школу летчиков-наблюдателей окончил и подъесаул 18-го Оренбургского полка К. Н. Пестряков. Он воевал в составе 4-го армейского авиаотряда. За отлично проведенную разведку и бомбометание во время одного из вылетов получил благодарность командующего 4-м армейским корпусом, несмотря на полученное ранение остался в строю. В апреле 1917 Пестряков был назначен начальником разведки штаба корпуса. В годы Гражданской войны служил в частях армии адмирала Колчака, в 1920 году взят в плен под Красноярском частями Красной армии. После непродолжительной проверки был освобожден и направлен на службу в 1-ю Украинскую запасную бригаду.

Более активное участие в Гражданской войне приняли летчики-уральцы. Есаул (с 1918 года - войсковой старшина) М. Л. Ка-плин уже в мае 1918 года возглавил первое авиационное подразделение Уральского казачьего войска (с октября - 9-й авиаотряд). Летчики несмотря на объективные трудности летали на разведку, обеспечивали связь и даже участвовали в знаменитом рейде на Лбищенск, в ходе которого казаками был уничтожен штаб 25-й дивизии Чапаева12.

10-й авиаотряд под командованием поручика Р. Батурина был сформирован в составе Оренбургского казачьего войска. По ряду причин (нехватка материальной части, запасных частей, оборудования, обмундирования, горюче-смазочных материалов и кадров) авиация белых в ходе боевых действий проявила себя недостаточно полно. Аэропланы на земле находились гораздо больше времени, чем в воздухе. Непоследнюю роль в неэффективности применения авиации сыграли многочисленные переформирования войсковых соединений и вынужденные передислокации.

После переформирования Оренбургской армии в Южную в ее состав был передан 15-й Сибирский авиаотряд (7 самолетов). Его летчики в июле-августе 1919 года совершили всего 5 боевых вылета в район Верхнеураль-ска и станицы Магнитной13. Наступление во-

йск советского Восточного фронта вынудило эвакуировать самолеты из оставляемых районов, и в наступившей неразберихе погибли остатки казачьей авиации. В это время авиация Оренбургского казачьего войска находилась под командованием войскового старшины М. Каплина.

Сохранившиеся документы показывают, что из числа казаков в летных подразделениях периода Гражданской войны служили и другие оренбуржцы. Это К. М. Врачин-ский, Н. В. Шмотин, В. Ф. Школдин, Агапов, И. А. Шангин. Судьба летчиков-казаков сложилась по-разному. В связи с катастрофической нехваткой летных кадров попавшие в плен впоследствии служили в советской авиации, некоторые предпочли эмиграцию, часть летчиков погибла. В частности, в числе погибших оказался и есаул Уральского казачьего войска Н. П. Ларшин, окончивший Ка-чинскую авиационную школу. Его аэроплан, изношенный до предела, потерпел летом 1920 года аварию во время посадки.

Какими бы ни были политические пристрастия участников мировой и гражданской войн, под какими бы знаменами они ни служили, уральские летчики внесли свой вклад в создание и применение отечественной авиации и заслужили право на память.

Примечания

1 Семенов, В. Г. Оренбургское казачье войско в годы Первой мировой войны. 1914-1918 гг. Оренбург, 2010. С. 197.

2 История казачества Азиатской России : в

3 т. Т. 2. Екатеринбург, 1995. С. 199.

3 Кобзов, В. С. Народная милиция Урала в период Февральской революции / В. С. Кобзов,

B. И. Романов. Челябинск : Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2010. С. 33.

4 Приказы по Оренбургскому казачьему войску. 1917. № 265.

5 Эти цифры не следует рассматривать как окончательные. Работа по выявлению имен первых авиаторов Урала еще только начинается.

6 Правительств. вестн. 1904. № 124.

7 Горынычъ : краевед. сб. Ч. 3. Уральск, 2009.

8 Рус. инвалид. 1915. № 172.

9 Нешкин, М. С. Авиаторы - кавалеры орденов Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой Мировой войны 1914-1918 годов / М. С. Нешкин, В. М. Шабанов. М., 2006.

C. 187.

10 Семенов, В. Г. Трагическая судьба летчи-ка-казака А. Т. Кожевникова // Оренбургское казачье войско. Поиски. Находки. Открытия. Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 1999. С. 130.

11 Ганин, А. В. Офицерский корпус Оренбургского казачьего войска. 1891-1945. Биографический справочник / А. В. Ганин, В. Г. Семенов // Русский путь. Библиотека-фонд «Русское Зарубежье». М., 2007. С. 361.

12 Хайрулин, М. А. Авиационные форми-

рования Уральской армии. 1918-1919 гг. / М. А. Хайрулин, В. С. Пешков // Белая гвардия : альманах. 2008. № 8. С. 177.

13 Ганин, А. В. «Наблюдатель выскочил на крыло». Авиационные формирования Южного Урала в 1918-1919 годах / А. В. Ганин, М. А. Хайрулин // Родина. 2007. № 9. С. 77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.