Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 14 | April, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
Жумаева Камила Бобировна
преподаватель кафедры русского языка и литературы Alfraganus University email: [email protected] ORCID: 0009-0007-0748-1416
МЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН С ПОЗИЦИИ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ MENTAL LEKSIKA TURLI YONDASHUVLAR NUQTAI NAZARIDAN THE MENTAL LEXICON FROM THE PERSPECTIVE OF DIFFERENT
APPROACHES
Аннотация: в статье представлен научный обзор становления и развития понятия ментального лексикона. В последнее время со стороны ученых большое внимание уделяется психолингвистическим и когнитивным основам восприятия речи. Особенности процессов понимания, порождения, хранения слов непосредственно связаны с ментальным лексиконом человека. В статье анализируются работы основных ученых-лингвистов, которые в той или иной степени в своих исследованиях касались проблемы ментального лексикона.
Ключевые слова: ментальный лексикон, ментальный словарь, психолингвистика, когнитивная лингвистика, теории ментального лексикона.
Annotasiya: Maqolada mental leksika tushunchasining shakllanishi va rivojlanishining ilmiy sharhi berilgan. So'nggi paytlarda olimlar nutqni idrok etishning psixolingvistik va kognitiv asoslariga katta e'tibor berishiyabdi. So'zlarni tushunish, hosil qilish va saqlash jarayonlarining xususiyatlari bevosita insonning mental leksikasi bilan bog'liq. Maqolada o'z tadqiqotlarida mental leksika muammosi bilan shug'ullangan asosiy tilshunos olimlarning ishlari tahlil qilinadi.
Kalit so'zlar: mental leksika, mental lug'at, psixolingvistika, kognitiv lingvistika, mental leksika nazariyalari.
Аnnotation: The article presents a scientific review of the formation and development of the concept of mental lexicon. Recently, scientists have been paying great attention to the psycholinguistic and cognitive foundations of speech perception. The peculiarities of the processes of understanding,
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 14 | April, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
generation, and storage of words are directly related to the mental lexicon of a person. The article analyzes the work of the main linguists who, to one degree or another, dealt with the problem of mental lexicon in their research.
Keywords: mental lexicon, mental dictionary, psycholinguistics, cognitive linguistics, mental lexicon theories.
ВВЕДЕНИЕ
Ментальный лексикон представляет собой набор слов, понятий и выражений, которые мы используем при формировании и структурировании наших мыслей. Это своего рода словарь нашего сознания, который помогает нам понимать и анализировать окружающий мир. Он формируется на протяжении всей жизни человека и включает как общие, универсальные понятия (например, термины родства, числа, цвета и т.д.), так и индивидуальные, уникальные понятия (например, ассоциации, концепты, личные воспоминания и представления).
Вопрос о существовании «внутреннего хранилища» впервые заинтересовал психолингвистов не так давно. На стыке 19-20 вв. в лингвистике большой вес имел бихевиоризм: этот подход предполагает изучение внешних проявлений языкового поведения человека, без попытки заглянуть «внутрь» наблюдаемых явлений. Бихевиористов не интересовали внутренние мотивации языкового поведения: с их точки зрения, устройство естественного языка определяется не когнитивными особенностями человека, а внешней средой. Однако этот взгляд в корне меняется, с наступлением господства антропоцентрической парадигмы, которая предполагает исследование человеческого фактора в языке. Ученые начинают изучать язык с точки зрения того, как его использует человек.
По своей природе термин «ментальный лексикон» синкретичен, его можно рассматривать с разных точек зрения: лингвистической, биологической и психологической. На протяжении многих веков ученые обращали внимание лишь на письменную и устную стороны языка, оставляя в стороне вопросы, связанные с тем, как язык хранится в нашем сознании.
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ
Значительный вклад в раскрытии понятия ментального лексикона внесли Дж. Эйчисон [10], С. Пинкер [15], Дж. Фодор [12], К.И. Форстер
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 14 | April, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
[13], Наом Хомский [11] и др. Исследования Чарльза Осгуда и Джеймса Диза по изучению внутренней структуры лексикона и формированию ментального лексикона у детей заложила основу для эмпирического исследования этой области.
Психолингвистическим и когнитивным аспектам данного понятия, подчеркивающим значение «человеческого фактора» в языке посвящены работы Е.С. Кубряковой [6], Ю.Н. Караулова [5], А.А. Залевской [1] и Т.Ю. Сазоновой [8], Золотовой Н.О. [2].
Для достижения поставленной в статье цели и выполнения поставленных задач, был использован многоплановый междисциплинарный подход, а также использовались следующие лингвистические и междисциплинарные методы исследования: описательный метод, метод анализа, сравнительно-исторический метод.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Несмотря на то, что сам термин «ментальный лексикон» появился сравнительно недавно, уже в глубокой древности античные мыслители, не имея представления о нем в современном понимании, все же затрагивали вопросы о лексиконе и его роли в жизни человека. Важно отметить, что проблема взаимосвязи языка и мышления занимала умы философов и мыслителей античности, породив множество интересных и противоречивых теорий.
С позиции античных ученых, «ментальный лексикон» - это не просто набор слов, а гораздо более сложная концепция, связанная с самим процессом мышления и структурой знания. Так, древнегреческий философ Платон считал, что «язык - это всего лишь несовершенное отражение истинного знания, которое доступно только разуму». Для Платона, «ментальный лексикон» - это мир идей, существующих независимо от физического мира. Идеи - это «истинные имена» вещей, более точные и совершенные, чем слова, которые мы используем для их обозначения.
Древнегреческий философ и ученый Аристотель верил, что язык и мышление тесно связаны, но не идентичны. Он выделял разные типы мышления (индуктивное, дедуктивное) и говорил о роли языка в развитии логического мышления. Аристотель разрабатывает систему категорий, определяющих основные типы сущностей и характеристик в
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 14 | April, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
мире. Эти категории образуют структуру ментального лексикона.
Античные мыслители рассматривали «словарь» человека с разных точек зрения, от идеального мира идей до практического инструмента для общения. Их взгляды помогают понять, как развивалось понимание языка и его роли в жизни человека в древности.
Современная лингвистика изучает «ментальный лексикон» с помощью более сложных методов и теорий, но основы античных взглядов остаются актуальными. Например, идеи о «логосе» как внутренней силе, которая формирует язык, и о словах как знаках, связанных с концепциями, используются в современных теориях семантики и когнитивной лингвистики.
Дж. Эйчисон определяет «ментальный лексикон», как внутренний словарь, который хранит информацию о толковании слов, произношении и синтаксических особенностях [10].
В лингвистической сфере существуют три основные теории, касающиеся ментального лексикона, хранилища словарных единиц в уме.
1. Теория «внутреннего словаря». Эта теория рассматривает ментальный лексикон как структурированный и организованный «внутренний словарь». Словно аналоговый словарь, он состоит из дискретных записей слов, каждая из которых содержит информацию о значении, произношении, грамматических свойствах и ассоциациях.
2. Теория нейронных сетей. Вторая теория представляет
W WW
ментальный лексикон как совокупность сложных нейронных цепей. В этом случае слова не хранятся как отдельные единицы, а представляются распределено через взаимодействие нейронов. Активация одного нейрона в сети вызывает активацию связанных с ним нейронов, представляющих связанные понятия.
3. Теория семантической сети. Данная теория подразумевает идею распространения активации. Когда один узел (концепция) в семантической сети активируется, происходит распространение активации по связанным с ним узлам. Это позволяет концепциям взаимодействовать друг с другом и создавать более сложные значения [15].
Так же в научной литературе встречаются такие термины как «словесная память», «внутренний лексикон», «информационный
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 14 | April, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
тезаурус» человека, которые тождественны по значению с понятием «ментальный лексикон».
Развитие представлений о ментальном лексиконе в 50-60-е годы происходило под значительным влиянием двух основных факторов:
Во-первых, лингвистические концепции того времени: структурализм и генеративная грамматика оказали существенное влияние на понимание природы и организации лексикона.
Во-вторых, исследования Чарльза Осгуда и Джеймса Диза. Их новаторская работа по изучению внутренней структуры лексикона и формированию ментального лексикона у детей заложила основу для эмпирического исследования этой области.
Исследования Ч. Осгуда и Дж. Диза предоставили эмпирические доказательства существования иерархической организации ментального лексикона. Их эксперименты продемонстрировали, что слова группируются в семантические категории и что дети постепенно приобретают эту категориальную структуру по мере развития своего лексикона. Эти открытия помогли сформировать представление о ментальном лексиконе как о динамической и развивающейся системе.
Принимая во внимание разнообразие точек зрения, Форстер призывает исследователей отказаться от использования словарных
W W
интуиций из-за их интуитивной природы. В то время как некоторые исследователи 20-го века считали лексикон менее важной структурой, интегрируя лексику в синтаксис как часть грамматики, Форстер подчеркивает необходимость критического подхода к словарным определениям, признавая их ограниченность в обеспечении надежного руководства для анализа языка.
Как отмечает Д.А. Фодор: «Ментальный лексикон - это своего рода графически обозначаемое, связанное с лексическими элементами в узлах и с путями от каждого элемента к нескольким другим» [13].
Ноам Хомский, один из самых влиятельных лингвистов XX века, не раз обращался к проблеме о внутренней структуре языка и ее связи с когнитивными процессами позволяют сделать выводы о его представлении о лексиконе. Психолингвист считал, что люди рождаются с «врожденной грамматикой», которая определяет основные принципы языковой структуры. Эта грамматика, по мнению ученого, является универсальной для всех языков и основывается на биологических
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 14 | April, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
механизмах.
Хомский предлагал идею о «языковом модуле» - специальной части мозга, которая отвечает за языковые процессы. Этот модуль содержит информацию о грамматике и лексике. Он отмечал, что лексикон не является просто перечнем лексических единиц, а содержит структурную информацию о значениях, грамматических категориях, и других свойствах слов [11].
Важно отметить, что Хомский не концентрировался на изучении ментального лексикона в том виде, как он понимается в современной психолингвистике. Его внимание было сосредоточено на изучении универсальной грамматики и ее влиянии на структуру языка. Позиция Хомского была интерналистской (делающей акцент на внутренних мотивациях) — в противовес экстерналистским подходам (делающим акцент на внешних мотивациях). Между прочим, среди экстерналистов можно найти и знаменитого советского психолога Льва Выготского, для которого язык был прежде всего частью культурного развития человека, а не биологического.
По словам канадско-американского психолингвиста, специализирующийся в области экспериментальной психологии Стивена Пинкера «существует лексикон слов для общего и особых понятий; психологический механизм, предназначенный для работы с этими понятиями, - это просто своего рода память» [15], которая функционирует в паре с ментальной грамматикой (правилами), чтобы объединять слова друг с другом.
Дж. Уллман так же является сторонником аналогичного подхода: «лексикон содержит запомненные пары звуковых и смысловых [...] некомпозиционных слов и идиом, и он регулируется правилами ментальной грамматики» [12].
Совсем иного мнения придерживается Р.С. Джекендофф, он утверждает, что ментальный лексикон устроен таким образом, что каждое слово в нем сразу хранит в себе лексическое и грамматическое значение. Таким образом, Р.С. Джекендофф не рассматривает ментальную грамматику отдельно от ментального лексикона, объединяя их в одно целое.
Ментальный лексикон, получил широкое распространение в психолингвистических исследованиях еще в середине 1970-х годов.
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 14 | April, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
Однако, несмотря на длительное изучение, в современной науке до сих пор отсутствует общепринятое определение этого термина.
Как отмечают исследователи, на сегодняшний день не существует всеобъемлющих моделей ментального лексикона. Несмотря на то, что в последнее время это понятие часто встречается в научных работах, общее понимание его сущности так и не было достигнуто.
Многообразие трактовок данного термина вызвано тем, что каждый ученый обращает внимание лишь на определённую его сторону. Так например А.А. Кибрик и И.А. Секерина, дают следующее определение понятию ментального лексикона - «совокупность знаний человека о словах, их значениях и взаимосвязи между собой» [5, 236]. Они рассматривают ментальный лексикон в совокупности с ментальной грамматикой.
Е. В. Ягунова считает, что ментальный лексикон представляет собой «декларативный компонент языка». Е. В. Ягунова говорит о том, что: «Если все языковые и речевые знания человека разделить на декларативные и процедурные, то первые и составят то, что называют ментальным лексиконом. Иначе говоря, те единицы, которые хранятся в памяти, не будучи порождаемы в индивидуальных речевых актах, принадлежат к лексикону независимо от их формата, степени сложности внутреннего устройства и т.д.» [9, 21].
Е.С. Кубрякова, А.А. Залевская и Т.Ю. Сазонова [8] предлагают различные определения ментального лексикона как системы. По мнению Е.С. Кубряковой ментальный лексикон представляет собой когнитивную систему, в которой хранятся как лингвистические, так и экстралингвистические знания [6].
Е. А. Пепеляева, соглашаясь с рядом исследователей, подчеркивает, что: «лексикон является не только (не столько) статической языковой (под) системой, сколько одним из наиболее важных компонентов, обеспечивающим речевую, коммуникативную и когнитивную деятельность» [7].
Это определение смещает акцент с традиционного понимания лексикона как статичного хранилища языковых единиц на его динамическую и функциональную роль в различных аспектах человеческой деятельности. Лексикон рассматривается не просто как система слов и значений, но как активный компонент, обеспечивающий
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 14 | April, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
речевую коммуникацию и когнитивные процессы.
В исследованиях российского лингвиста Ю.Н. Караулова, изучающего понятие ментального лексикона, подчеркивается роль «внутреннего хранилища» в формировании языковой личности. Караулов рассматривает ментальный лексикон как один из ассоциативно-семантических уровней языковой личности, включающий в себя лексические и грамматические средства, используемые в дискурсе.
Такое понимание ментального лексикона подчеркивает его индивидуальный и динамический характер. Ментальный лексикон, по Караулову, представляет собой совокупность языковых средств, которые используются конкретной языковой личностью в конкретном дискурсе. Он отражает не только языковые знания и навыки человека, но и его индивидуальный опыт, ценности и мировоззрение.
В рамках когнитивного подхода к изучению лексикона, Е.С. Кубрякова акцентирует внимание на роли номинативного потенциала слова, его ономасиологической и семантической структуре при формировании концепции внутреннего лексикона [6, 176]. Кубрякова утверждает, что лексикон - это не просто аналог системы лексики конкретного языка, но и часть общей структуры человеческого мозга, его интеллекта, элемент общего пространства памяти человека.
Таким образом, Кубрякова рассматривает ментальный лексикон как когнитивную систему, которая имеет как лингвистическую, так и когнитивную природу. Она связывает ментальный лексикон с общими процессами обработки и хранения информации в человеческом мозге, подчеркивая его тесную взаимосвязь с другими когнитивными структурами.
Н.О. Золотова подчеркивает, что ядро ментального лексикона составляют слова, которые ребенок усваивает в первую очередь и которые имеют для него особое значение. Эти слова обладают высокой степенью конкретности, то есть обозначают предметы и явления, которые ребенок может непосредственно воспринимать и взаимодействовать с ними. Они также характеризуются высокой частотностью употребления, что способствует их быстрому и прочному запоминанию [2, 41]. Н.О. Золотова считает, наличие ядра уникальной, инвариантной, центральной частью лексикона носителей, которая
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 14 | April, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
раскрывает разные отражения общечеловеческой картины мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невзирая на то, что существуют различия в определении понятия ментального лексикона, в них можно заметить множество общих черт. Ментальный лексикон - это самоорганизующаяся система, отражающая в языковой способности лингвистические и экстралингвистические знания, обеспечивающая речевую, коммуникативную и когнитивную деятельность.
Изучение ментального лексикона с позиции разных подходов позволяет получить более полное представление о его структуре и функциях. Каждый из них вносит свой вклад в понимание индивидуального словаря человека и его роли в языковом поведении.
Важно отметить, что не существует единой теории, объединяющей все подходы к изучению ментального лексикона. Каждый из них предлагает свой взгляд на данную проблему и вносит свой вклад в понимание индивидуального словаря человека.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Залевская А.А. Введение в психолингвистику: учебник; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Российский гос. гуманитарный ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: РГГУ, 2007. - 560 с.
2. Золотова Н.О. «Картина мира» и ядро лексикона носителя английского языка // Проблемы семантики: психолингвистические исследования, 1991. С. 41-45.
3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва. 2003. -206 с.
4. Кибрик А.А., Кобозева И.М., Секерина И.А. Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Едиториал УРСС. 2002 г. С. -236.
5. Кубрякова Е.С. Язык и знания. На пути к получению знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. Рос. академия наук. Институт языкознания. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
6. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Лузина Л.Г., Панкрац Ю.Г. Краткий
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 14 | April, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
словарь когнитивных терминов / Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. Москва. 1996. С. - 176.
7. Пепеляева Е.А. Структура лексико-семантического поля «человек» в ментальном лексиконе: экспериментальное исследование: автореф. дис. к.ф.н.; Пермский национальный исследовательский университет. - Пермь, 2011. - 19 с.
8. Сазонова Т.Ю. Экспериментальное исследование процесса поиска слова в ментальном лексиконе / Т.Ю. Сазонова // Языковое сознание и образ мира: XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации (Москва, 2-4 июня 1997г.) , 2-4 июня 1997 г.) -М.: Изд-во МГЛУ, 1997. - С. 138-139.
9. Ягунова Е.В. Вариативность стратегий восприятия звучащего текста (экспериментальное исследование на материале русскоязычных текстов разных функциональных стилей). Пермь. 2008. С.-21.
10. Aitchison J. Words in the mind: an introduction to mental lexicon. Oxford, Basil Blackwell, 1987. 326 p.
11. Chomsky N. Language and mind. Cambridge University Press. 2006. 209 p.
12. Elman J. L. Learning and development in neural networks: the importance of starting small. Cognition, v. 48, 1993, p. 71-99.
13. Fodor J. A. The modularity of mind: an essay on faculty psychology. MIT Press, Cambridge, MA, 1983. 145 p.
14. Forster K. I.: Words, and how we (eventually) find them Accessing the mental representation of words. In: ALTMANN, G. The ascent of Babel: an exploration of language, mind, and understanding. Oxford University Press, 1997, p. 65-83.
15. Pinker S. Words and Rules. Lingua, v. 106, 1998 p. 219-242.