Научная статья на тему 'МЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТРЕХ ПАРАДИГМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ'

МЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТРЕХ ПАРАДИГМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ментальный лексикон / лингвистическая парадигма / сравнительно-историческая парадигма / системноструктурная парадигма / антропоцентрическая парадигма / mental leksikon / lingvistik paradigma / qiyosiy-tarixiy paradigma / tizimli-tarkibiy paradigma / antropotsentrik paradigma

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жумаева Камила Бобировна

статья посвящена изучению ментального лексикона – внутренней системы знаний о языке, хранящейся в сознании человека. Анализируется представление о ментальном лексиконе сквозь призму трех ключевых парадигм лингвистического знания: сравнительноисторической, системно-структурной и антропоцентрической. Статья проводит сравнительный анализ трех парадигм, демонстрируя их сильные и слабые стороны. Исследуются точки пересечения и противоречия между подходами, а также выявляются перспективные направления для дальнейших исследований в области ментального лексикона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MENTAL LEXICON THROUGH THE PRISM OF THREE PARADIGMS OF LINGUISTIC KNOWLEDGE

Maqola mental leksikonni o'rganishga bag'ishlangan-inson ongida saqlanadigan til haqidagi bilimlarning ichki tizimi. Mental leksikon g'oyasi lingvistik bilimlarning uchta asosiy paradigmasi prizmasi orqali tahlil qilinadi: qiyosiy-tarixiy, tizimli-tarkibiy va antropotsentrik. Maqola uchta paradigmaning qiyosiy tahlilini o'tkazadi, ularning kuchli va zaif tomonlarini namoyish etadi. Yondashuvlar o'rtasidagi kesishish nuqtalari va qaramaqarshiliklar o'rganilib, mental leksikonda keyingi tadqiqotlar uchun istiqbolli yo'nalishlar aniqlandi

Текст научной работы на тему «МЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТРЕХ ПАРАДИГМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 17 | October, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

Жумаева Камила Бобировна

преподаватель кафедры русского языка и литературы Alfraganus University email: kamila.jumayeva@gmail.com ORCID: 0009-0007-0748-1416

МЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТРЕХ ПАРАДИГМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ MENTAL LEKSIKA LINGVISTIK BILIMLARNING UCHTA PARADIGMASI

PRIZMASI ORQALI THE MENTAL LEXICON THROUGH THE PRISM OF THREE PARADIGMS

OF LINGUISTIC KNOWLEDGE

Аннотация: статья посвящена изучению ментального лексикона -внутренней системы знаний о языке, хранящейся в сознании человека. Анализируется представление о ментальном лексиконе сквозь призму трех ключевых парадигм лингвистического знания: сравнительно-исторической, системно-структурной и антропоцентрической. Статья проводит сравнительный анализ трех парадигм, демонстрируя их сильные и слабые стороны. Исследуются точки пересечения и противоречия между подходами, а также выявляются перспективные направления для дальнейших исследований в области ментального лексикона.

Ключевые слова: ментальный лексикон, лингвистическая парадигма, сравнительно-историческая парадигма, системно-структурная парадигма, антропоцентрическая парадигма.

Annotasiya: Maqola mental leksikonni o'rganishga bag'ishlangan-inson ongida saqlanadigan til haqidagi bilimlarning ichki tizimi. Mental leksikon g'oyasi lingvistik bilimlarning uchta asosiy paradigmasi prizmasi orqali tahlil qilinadi: qiyosiy-tarixiy, tizimli-tarkibiy va antropotsentrik. Maqola uchta paradigmaning qiyosiy tahlilini o'tkazadi, ularning kuchli va zaif tomonlarini namoyish etadi. Yondashuvlar o'rtasidagi kesishish nuqtalari va qarama-qarshiliklar o'rganilib, mental leksikonda keyingi tadqiqotlar uchun istiqbolli yo'nalishlar aniqlandi.

Kalit so'zlar: mental leksikon, lingvistik paradigma, qiyosiy-tarixiy

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 17 | October, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

paradigma, tizimli-tarkibiy paradigma, antropotsentrik paradigma.

Annotation: The article is devoted to the study of the mental lexicon, an internal system of knowledge about language stored in the human mind. The idea of the mental lexicon is analyzed through the prism of three key paradigms of linguistic knowledge: comparative-historical, systemic-structural and anthropocentric. The article provides a comparative analysis of the three paradigms, demonstrating their strengths and weaknesses. The points of intersection and contradictions between the approaches are investigated, and promising directions for further research in the field of mental vocabulary are identified.

Keywords: mental lexicon, linguistic paradigm, comparative historical paradigm, systemic structural paradigm, anthropocentric paradigm.

ВВЕДЕНИЕ

Язык представляет собой сложный механизм, является универсальным средством общения между людьми, обеспечивающий накопление, преобразование, приобретение и передачу информации и знаний. Помимо этого, главной особенностью языка является то, что он выступает средством анализа и хранения данных в памяти человека.

Познавательный и языковой уровни не сходны по свойствам и структуре, то есть они не имеют однозначного соответствия друг другу. Связь между системой понятий и системой лексем любого языка очень сложна и опосредуется значением, прежде всего лексическим значением.

Несомненно, все уровни языка участвуют в преобразовании и фиксировании информации, но за хранение, систематизирование и установление связей между основными понятиями отвечает главным образом лексический уровень языка. Лексические единицы служат строительными блоками для выражения и передачи информации. Они отражают наше мироощущения и мировосприятия, организуя их в осмысленные категории. Язык, в свою очередь, влияет на наше восприятие, так как он предоставляет нам определенные концептуальные рамки для интерпретации действительности.

Таким образом, средство речевой деятельности человека, которая обеспечивает соединение познавательных структур с лексемами языка, и называется ментальным лексиконом.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 17 | October, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ

Значительный вклад в раскрытии понятия ментального лексикона внесли Дж. Эйчисон [10], С. Пинкер [15], Дж. Фодор [12], К.И. Форстер [13], Наом Хомский [11] и др. Исследования Чарльза Осгуда и Джеймса Диза по изучению внутренней структуры лексикона и формированию ментального лексикона у детей заложила основу для эмпирического исследования этой области.

Психолингвистическим и когнитивным аспектам данного понятия, подчеркивающим значение «человеческого фактора» в языке посвящены работы Е.С. Кубряковой [6], Ю.Н. Караулова [3], А.А. Залевской [1] и Т.Ю. Сазоновой [7], Золотовой Н.О. [2].

Для достижения поставленной в статье цели и выполнения поставленных задач, был использован многоплановый междисциплинарный подход, а также использовались следующие лингвистические и междисциплинарные методы исследования: описательный метод, метод анализа, сравнительный метод.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Ментальный лексикон (от греч. Лс^^, от лат. mentalis) - система, отражающая в языковой способности знания о словах и эквивалентных им единицах, а также выполняющая сложные функции, связанные не только с указанными языковыми единицами, но и стоящими за ними структурами представления экстралингвистического

(энциклопедического) знания.

Впервые термин mental lexicon «ментальный лексикон» или internal lexicon «внутренний лексикон» использовала психолог Энн Трейсман в 1960 году, в своей неопубликованной диссертации [16, с. 68] Чуть позже, в 1966 году, Р.С. Олдфрид окончательно вводит термин «ментальный лексикон» в научную литературу, используя его в своей статье «Вещи, слова и мозг», посвященной вопросам экспериментальной психологии.

Ментальный лексикон - это внутреннее хранилище слов, их значений и связанной с ними информации, которой обладают люди. Он позволяет носителям языка получать доступ к языку и эффективно использовать его, связывая когнитивные структуры с лексическими

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 17 | October, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

единицами. Этот механизм играет решающую роль в создании и понимании речи. Ментальный лексикон, по сути, содержит все, что человек знает и в чем нуждается для общения. Джон Стоунхэм описывает его как «хранилище непредсказуемой информации».

Язык - это не просто инструмент коммуникации, а основа нашего восприятия и понимания мира. Чтобы постичь язык, нужно понять человека - его носителя, его мысли и действия, ведь язык неразрывно связан с жизнью и деятельностью человека, с его мышлением. Язык -это не абстрактная система, а живой «организм», существующий и развивающийся в обществе.

М. Шелер, один из основоположников немецкой философской антропологии, подчеркивал, что все ключевые вопросы философии сводятся к фундаментальному вопросу: «Что есть человек?» [9, с. 5]. Понимание ведущей роли человека в создании и восприятии речи привело лингвистов к идее антропоцентризма, которая ставит на первое место языковую личность, то есть человека как субъекта, активно взаимодействующего с языком.

Важно отметить, что в современном языкознании происходит значительный методологический сдвиг от изучения языка как изолированной системы (имманентная лингвистика) к изучению языка как части человеческой культуры и деятельности (антропологическая лингвистика).

Развитие языкознания, как и всех наук, не является плавным, линейным процессом. Оно происходит скачкообразно, через революции, меняющие не только конкретные теории, но и саму парадигму научного мышления. Это утверждение опирается на работы Томаса Куна, американского историка и философа науки XX века, автора знаменитого труда «Структура научных революций». Кун ввел термин «парадигма научного знания», подразумевая под ним не просто набор теорий, но целостную систему взглядов, определяющую методы исследования, сферу интересов и даже способ постановки вопросов.

На протяжении веков, от Платона до Гумбольдта, теории языка не разделялись на философию языка и лингвистику. С эпохи классической древности до конца XVIII века лингвистика оставалась тесно связанной с логикой, поскольку её основным предметом изучения были универсальные человеческие механизмы выражения идей. Эта

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 17 | October, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

интеграция была обусловлена убеждением, что язык и мышление неразрывно переплетены, и что изучение одного необходимо для понимания другого.

Как нам известно на протяжении многих веков языкознание изучалось в аспекте других наук, лишь в XIX веке с выработкой эволюционного взгляда на язык происходит отделение лингвистики в самостоятельную область знания.

Отметим, что в истории языковедческой науки можно выделить три научные парадигмы - сравнительно-историческую, системно-структурную и антропоцентрическую.

Первая сравнительно-историческая парадигма, в лингвистической науке именуемая также как компаративизм (лат. comparativus «сравнительный»), зародилась в начале XIX века, став ключевым этапом в развитии лингвистики. Сравнительно-исторический метод был первым специальным методом исследования языка, а предметом языкознания выступали различные языки в их историческом развитии.

К концу XIX века сравнительно-историческое языкознание достигло пика своего развития, используя доступные материалы для анализа. Однако ограниченность источников поставила науку перед необходимостью переосмыслить свои методы и подходы, следовательно сменить парадигму. На смену сравнительно-исторической парадигме приходит системно-структурная парадигма лингвистического знания.

Структурная лингвистика стремилась к систематическому анализу языка, разбивая его на отдельные уровни (фонетика, морфология, синтаксис и т.д.). Это позволило глубже понять структуру языка и связи между его элементами. Исследователи, придерживающиеся структурализма, фокусировалась на описании единиц каждого уровня (звуки, морфемы, слова) и правил их сочетания. Главный вопрос, который занимал умы исследователей в этот период лингвистики был «Как устроен язык?».

Современное языкознание переживает сдвиг от статистической парадигмы к антропоцентрической.

Термин антропоцентризм восходит к греческому слову antropos -«человек» и латинскому centros - «центр» - «трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а позиции человека в мире - как

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 17 | October, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

центральной» [7, с. 68].

Антропоцентризм - это научно-философская познавательная установка, в которой утверждается наличие человеческого измерения в любом знании о бытии, природе, обществе и в самом познании.

Вместо фокусировки на объективных свойствах языка, антропоцентрическая парадигма ставит в центр внимания человека -как носителя и создателя языка. Иными словами, исследователи теперь анализируют язык сквозь призму человеческого опыта, изучая как язык влияет на человека, и как человек использует язык для взаимодействия с миром.

Антропоцентрическая парадигма лингвистического знания породила ряд направлений, изучающих язык в контексте человеческого опыта, познания и взаимодействия: психолингвистика, социолингвистика, когнитивная лингвистика, прагмалингвистика, нейролингвистика, корпусная лингвистика, дискурсивная лингвистика, коммуникативная лингвистика, семиотика и др.

Отметим, что ментальный лексикон, представляет собой внутреннюю модель языка в нашем мозгу, объединяет знания из психологии (как мы обрабатываем информацию), лингвистики (как устроен язык), и когнитивных наук (как мы мыслим и воспринимаем мир). Таким образом, ментальный лексикон является центральным объектом психолингвистических и лингвокогнитивных теорий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что первые две парадигмы лингвистического знания рассматривают лексикон как, просто совокупность слов и выражений, употребляемых кем-, чем-либо. Перед исследователями оставалось лишь автономное изучение языка т.е. «язык в самом себе и для себя», человек же при таком подходе оказывался за пределами языка.

Однако, в период господства антропоцентрической парадигмы данный вопрос встает совершенно под другим углом, в центре всего ставится человек, а язык рассматривается не просто как средство коммуникации, но и как инструмент познания и восприятия окружающего мира, выражения мыслей и эмоций.

В таком контексте ментальный лексикон является важным

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 17 | October, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

компонентом языковой обработки. Он обеспечивает доступ к словам, необходимым для понимания речи, продуцирования речи и обучения языку. Исследования в области изучения ментального лексикона находятся на начальном этапе, тем не менее имеют важное значение для понимания того, как люди используют и понимают язык.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Залевская А.А. Введение в психолингвистику: учебник; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Российский гос. гуманитарный ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: РГГУ, 2007. - 560 с.

2. Золотова Н.О. «Картина мира» и ядро лексикона носителя английского языка // Проблемы семантики: психолингвистические исследования, 1991. С. 41-45.

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва. 2003. -206 с.

4. Кибрик А.А., Кобозева И.М., Секерина И.А. Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Едиториал УРСС. 2002 г. С. -236.

5. Кубрякова Е.С. Язык и знания. На пути к получению знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. Рос. академия наук. Институт языкознания. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.

6. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Лузина Л.Г., Панкрац Ю.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. Москва. 1996. С. - 176.

7. Сазонова Т.Ю. Экспериментальное исследование процесса поиска слова в ментальном лексиконе / Т.Ю. Сазонова // Языковое сознание и образ мира: XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации (Москва, 2-4 июня 1997г.) , 2-4 июня 1997 г.) -М.: Изд-во МГЛУ, 1997. - С. 138-139.

8. Философский словарь/ Под общей ред. д. ф. н. профессора В. Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск ПАНПРИНТ, 1998

9. Шелер М. Основные тенденции и дилеммы современной буржуазной философской антропологии XX века. - М., 1986. С. -5.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 17 | October, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

10. Aitchison J. Words in the mind: an introduction to mental lexicon. Oxford, Basil Blackwell, 1987. 326 p.

11. Chomsky N. Language and mind. Cambridge University Press. 2006. 209 p.

12. Fodor J. A. The modularity of mind: an essay on faculty psychology. MIT Press, Cambridge, MA, 1983. 145 p.

13. Forster K. I.: Words, and how we (eventually) find them Accessing the mental representation of words. In: ALTMANN, G. The ascent of Babel: an exploration of language, mind, and understanding. Oxford University Press, 1997, p. 65-83.

14. Pinker S. Words and Rules. Lingua, v. 106, 1998 p. 219-242.

15. Treisman E. Objects and their properties in human visual perception. In the world of science. 1987. 1. pp. 68 - 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.