Территория науки,2013, № 1
Видовая конкуренция характеризует наличие образовательных услуг одного назначения и близких друг к другу по многим параметрам, но отличающихся каким-то существенным свойством или свойствами. Видовыми конкурентами являются, например, университеты, институты и отдельные факультеты, готовящие специалистов одного профиля. Признаками, позволяющими рассматривать эти организации как конкурентов, могут быть различия в программах и методиках обучения, в обеспеченности высококвалифицированными преподавателями, учебным оборудованием, услугами библиотек.
Маркетинговая конкуренция, называемая иногда межфирменной или предметной, возникает в случае малосущественных отличий между программами или при полной идентичности программ. Обращаясь к сфере образования, можно заметить проявление маркетинговой конкуренции между аналогичными ВУЗами, расположенными в разных городах, или специализированными курсами, использующими идентичные программы, методы обучения, оборудование и привлекающими специалистов одной квалификации.
Таким образом, в данной статье были освещены вопросы, касающиеся финансовой оценки деятельности, конкурентоспособности и оценки экономического потенциала ВУЗов.
Список литературы
1. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. Спб.: Питер,2000.
2. Беляков С.А. Оценка экономического положения образовательных учреждений. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/16940483/
3. Астапенко Н.В. Формирование стратегии управления финансами вуза по результатам оценки финансовой устойчивости. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika1/ r2010/01559.htm.
Иванов В.Н., Попова О.А.
МЕНЕДЖМЕНТ В ДЕКАНАТЕ, КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ
ВУЗОМ
Воронежский экономико- правовой институт, г. Россошь
Ключевые слова: образование, управление, учебный процесс,
автоматизация.
Аннотация: в статье рассматриваются направления совершенствования управления вузом на основе информационных технологий.
Keywords: education, management, training process automation.
Abstract: The article considers ways of improving management of the university on the basis of information technologies.
Современная система образования вузов нуждается в перестройке образовательного процесса для подготовки качественных, современных специалистов. Основой образования сегодня должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпускать специалиста высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать его к условиям конкретной производственной среды, сделать его способным принимать решения. Перестройка системы образования подразумевает использование новых педагогических подходов,
автоматизации образовательного процесса, образовательных технологий. [1,4]
Особое внимание необходимо уделить проблеме автоматизированного сопровождения учебного процесса в вузах.
Целями автоматизации являются:
• облегчение деятельность администраторов и преподавателей, с тем чтобы сократить затраты времени на выполнение рутинных операций и увеличить количество времени, отведенного непосредственно на процесс обучения;
• формирование информационной инфраструктуры учреждения;
• сбор, обработка и анализ информации о ходе учебного процесса и принятие обоснованных решений по управлению учебным учреждением, а самое главное — формирование информационного образовательного пространства, организация информационного взаимодействия между всеми сотрудниками учебного заведения и органами управления образованием всех уровней. [2]
Долгое время на российском рынке не было решений в области информационных систем, полностью готовых к применению в системе образования. Это было обусловлено тем, что специфика большинства систем автоматизации была направлена на производство и торговлю. Это стало одной из причин того, что учебные заведения до сих пор остаются наименее автоматизированной отраслью. Хотя в настоящее время рынок систем автоматизации образовательных учреждений достаточно насыщен и на нем представлены специализированные решения для учебных заведений, вопрос разработки новых, более совершенных систем автоматизации остается актуальным.
Современная система автоматизации должна соответствовать следующим требованиям:
• Обеспечение функциональности. Система должна состоять из множества модулей, которые направлены на автоматизацию основных процессов управления деятельностью учебного заведения.
• Масштабируемость. Увеличение размеров системы, связанное с ростом количества пользователей, не должно нарушать работоспособность системы.
Территория науки,2013, № 1
• Открытость. Возможность дополнительного наращивания функций системы при эксплуатации и взаимодействие системы автоматизации с другими информационными системами.
• Безопасность и надежность. В системе должно присутствовать разграничение прав доступа для различных категорий пользователей. Так же должна предусматриваться возможность восстановления системы.
• Доступность и удобство в использовании. Система должна иметь простой и понятный интерфейс.
• Соответствие стандартам и законодательным актам. Эго требование является подтверждение качества системы. [3]
• Иметь в своем составе систему поддержки принятия решений
(СПИР), которую необходимо использовать во многих случаях
технологического процесса образования.
Одним из важнейших условий успешного функционирования любого вуза является эффективный обмен информацией между подразделениями. Работникам деканата приходится выполнять большие объемы рутинной работы по учету студентов, обеспечению учебного процесса, предоставлению информации в различные отделы. При этом часто информацию необходимо предоставлять в различных форматах. Поэтому необходимость внедрения в вузах информационных систем (ИС), выполняющей все эти функции, достаточно велика.
Для анализа проблем автоматизации образовательного процесса рассмотрим проблемы внедрения ИС в менеджмент деканата. Можно рассмотреть четыре способа создания ИС для автоматизации работы деканата:
• Построение ИС на основе ERP-систем.
• Построение ИС на основе облачных технологий.
• Приобретение готовой системы.
• Разработка собственной ИС.
Эти способы имеют как плюсы, так и минусы. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Построение ИС на основе ERP-систем в настоящее время приобретает все больше сторонников. Не смотря на то, что ERP-системы в основном разрабатывались для производства, все же, большинство функций могут быть использованы и в бизнес-процессах образования. К этим функциям можно отнести следующие:
• Формирование планов.
• Планирование потребностей в материалах.
• Управление закупками: ведение договоров, реализация закупок, обеспечение учета.
Территория науки,2013, № 1
• Оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет.
• Управление проектами, включая планирование этапов, необходимых для их реализации.
• Автоматизация работы с персоналом (расчет зарплаты, кадровый учет).
• Автоматизация календарного планирования.
Построение ИС на основе облачных технологий в настоящее время приобретает все большее применение, так как облачные технологии становятся с каждым днем все более популярными. Росту использования облачных технологий способствует ряд факторов. Мощность каждого сервера в облаке разделяется на несколько виртуальных машин, каждая из которых может иметь свою собственную операционную систему и быть абсолютно независимой от остальных. При таком подходе каждый сервер все время работает на полную мощность. В "облаке" данные хранятся по многодисковым, дублированным системам хранения данных. Это позволяет серьезно повысить надежность системы. Плюс облачных технологий заключается и в том, что не нужно покупать своё серверное оборудование, строить локальную сеть, заботиться о её работоспособности, тратиться на модернизацию. Достаточно арендовать место на удалённом сервере с соответствующими параметрами: размера памяти, быстродействия,
количеством клиентов. После наполнения базы данных можно получать доступ к ней через обычный браузер. Облачные технологии имеют так же и недостатки. В данной области отсутствуют общепринятые стандарты в направлении безопасности. Для получения качественных услуг пользователь необходимо иметь надежный доступ в сеть Интернет.
Готовые программы отличаются низкой стоимостью, однако их внедрение сдерживают отсутствие жестко регламентированных бизнес-процессов в условиях существующей российской системы образования и специфические особенности вузов. Внедрение таких программных комплексов достаточно трудоемкий процесс, а эксплуатация их зачастую достаточно сложна. Это связано с тем, что сопровождение разработчиками таких программ не всегда отвечает современным требованиям и их доработка или переработка зачастую просто невозможны. Это не относится к ERP-системам, которые кроме закрытого ядра системы имеют достаточно гибкий пользовательский модуль, который можно модернизировать под необходимые требования.
Четвертый способ создания ИС можно считать достаточно проблематичным. Создание такой системы достаточно трудоемкий и сложный процесс под силу лишь специализированным организациям, отсюда возникает целый ряд проблем в части постановки задачи, обслуживания системы и ее модернизации.
Территория науки,2013, № 1
С учетом вышеизложенного наиболее целесообразным представляется построение системы на основе ERP-систем с использованием облачных технологий.
Список литературы
1. http://www. moluch.ni/conf/ped/archive/19/1065/
2. http://www.profile-edu.ru/obzor-sovremennvx- sistem-avtomatizacii-upravleniya-uchebnym-zavedeniem.html
3. http://katerinabushueva.m/publ/ikt v obrazovanii/ikt v obrazovanii/avtomat izacija deiatelnosti uchebnvkh zavedenij/4-1-0-64
4. А.И. Кустов, В.А. Скляров Разработка функциональной схемы единой
автоматизированной информационно-расчетной системы высшего учебного заведения. Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты: материалы
Международной юбилейной научно-практической конференции ВЭПИ-ВГЛТА 24-27 апреля 2012 г. В 3 т.Т.1/под ред. С.Л. Иголкина, Т.Л. Безруковой, А.Э. Ахмедова. - М.: Конрус, 2012. - 272 с.
Косинская Е.В.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: языковые школы, WordSteps, словарный запас.
Аннотация: в статье рассматриваются перспективные методы изучения иностранных языков.
Keywords: language schools, WordSteps, vocabulary.
Abstract: The article deals with advanced methods of learning foreign languages.
Способов изучать язык - великое многообразие:
занятия с репетитором перешли на новый уровень онлайн - уроки в Skype - экономят время, и позволяют изучать язык дома или на рабочем месте;
языковые школы - предлагают различные программы по изучению иностранного языка для любого уровня подготовки;
общеобразовательная программа в вузе;
поездка за границу;
изучение по книгам/фильмам;
обучающие программы;
Все это - миллиардный рынок изучения второго языка. И каков бы ни был способ, всегда встает вопрос пополнения словарного запаса иностранных слов, т.к. словарный запас это основа языка.
Проблема. Нет словарного запаса - нет знаний языка, какова бы ни была методика. Но при изучении новых слов есть ряд трудностей: