Научная статья на тему 'Методы изучения иностранного языка'

Методы изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2889
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковые школы / WordSteps / словарный запас / language schools / WordSteps / vocabulary

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Косинская Е.В.

В статье рассматриваются перспективные методы изученияиностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with advanced methods of learning foreign languages.

Текст научной работы на тему «Методы изучения иностранного языка»

Территория науки,2013, № 1

С учетом вышеизложенного наиболее целесообразным представляется построение системы на основе ERP-систем с использованием облачных технологий.

Список литературы

1. http://www. moluch.ni/conf/ped/archive/19/1065/

2. http://www.profile-edu.ru/obzor-sovremennvx- sistem-avtomatizacii-upravleniya-uchebnym-zavedeniem.html

3. http://katerinabushueva.m/publ/ikt v obrazovanii/ikt v obrazovanii/avtomat izacija deiatelnosti uchebnvkh zavedenij/4-1-0-64

4. А.И. Кустов, В.А. Скляров Разработка функциональной схемы единой

автоматизированной информационно-расчетной системы высшего учебного заведения. Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты: материалы

Международной юбилейной научно-практической конференции ВЭПИ-ВГЛТА 24-27 апреля 2012 г. В 3 т.Т.1/под ред. С.Л. Иголкина, Т.Л. Безруковой, А.Э. Ахмедова. - М.: Конрус, 2012. - 272 с.

Косинская Е.В.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: языковые школы, WordSteps, словарный запас.

Аннотация: в статье рассматриваются перспективные методы изучения иностранных языков.

Keywords: language schools, WordSteps, vocabulary.

Abstract: The article deals with advanced methods of learning foreign languages.

Способов изучать язык - великое многообразие:

занятия с репетитором перешли на новый уровень онлайн - уроки в Skype - экономят время, и позволяют изучать язык дома или на рабочем месте;

языковые школы - предлагают различные программы по изучению иностранного языка для любого уровня подготовки;

общеобразовательная программа в вузе;

поездка за границу;

изучение по книгам/фильмам;

обучающие программы;

Все это - миллиардный рынок изучения второго языка. И каков бы ни был способ, всегда встает вопрос пополнения словарного запаса иностранных слов, т.к. словарный запас это основа языка.

Проблема. Нет словарного запаса - нет знаний языка, какова бы ни была методика. Но при изучении новых слов есть ряд трудностей:

Территория науки,2013, № 1

• Низкая эффективность

• Отсутствие мотивации

• Недостаток удобства

Пройдемся более детально по проблемам.

Низкая эффективность. Проблемами долговременной памяти всерьез занимаются ученые еще с XIX века. Немецкий ученый-психолог Герман Эббингауз в 1885 году путем экспериментов установил экспоненциальный характер процесса забывания. Было выяснено, что большинство студентов уже после 1го часа забывают до 60% всей информации, а после 3-6 дней (в зависимости от сложности материала) сохраняют в памяти лишь 10%-20%

Однако, несмотря на все пессимистические данные, приведенные выше, ученые установили, что есть вполне эффективное решение проблемы забывания информации. В психологии есть понятия spacing effect, который заключается в следующем: человек, пытаясь запомнить какую-либо

табличную информацию (список данных), гораздо лучше справляется с этим, если он проводит несколько уроков в течение какого-то длительного времени, нежели чем, если он пытается регулярно учить эту же информацию

Территория науки,2013, № 1

в течение короткого периода времени. Все дело в том, что память оптимизирует ту информацию, которую использует, и если информация не используется длительное время, она забывается (use it or lose it).

Подробно изучив это, в 1973 году ученый Себастьян Лейтнер экспериментально доказал эффективность и популяризовал так называемый метод spaced repetition - запоминание информации с помощью флэш-карточек с определенными, последовательно увеличивающимися, интервалами времени повторения.

Ebbinghaus

% of Data Remembered Forgetting Curve

Рис. 2. Иллюстрация работы spaced repetition метода запоминания информации на длительные сроки

На сегодняшний день более эффективного способа запоминания, нежели чем spaced repetition, который был бы обоснован психологически и подтвержден многолетними экспериментами на больших аудиториях, пока не существует. Поэтому именно этот принцип ляжет в основу нашего продукта.

За последние 30 лет наиболее интенсивную разработку этого метода осуществляет автор алгоритмов семейства SuperMemo, которые основаны на принципе spaced repetition. За это время был создан одноименный продукт в рамках этой же научной работы, который показал весьма внушительные результаты: порядка 95-97% информации остается в памяти после первого года с момента первичного запоминания.

Однако есть одно большое НО: помимо эффективности повторения есть понятие эффективности изучения, т.е. эффективности непосредственно каждого занятия, вне зависимости от того, с какой периодичностью эти занятия проходят. Некоторые продукты пользуются только лишь методом флеш-карточек (т.е. показывается вопрос, необходимо вспомнить на него

25

Территория науки,2013, № 1

ответ, после чего показывается и сам ответ для проверки). Дело в том, что они ориентированы на запоминание любой табличной информации, название городов, стран, исторические даты, математические формулы и т.д. Программа WordSteps ориентируется исключительно на запоминание иностранных слов и фраз, и тут есть свои особенности.

Лингвисты утверждают, что для того, чтобы качественно запомнить слово, необходимо его встретить не менее пяти раз в различных контекстах: прочитать его, произнести, воспринять на слух, написать, встретить в контексте других слов. Причем, здесь тоже существуют свои алгоритмы оптимального запоминания. И именно такую работу со словом или фразой предполагает Word Steps.

Отсутствие мотивации. Само по себе изучение слов, особенно оторванных от реального жизненного контекста, - занятие рутинное и поэтому скучное. В связи с этим, WordSteps, помимо показа прогресса и рейтингов текущих знаний пользователя (что само по себе мотивирует), предполагает наличие дополнительных элементов мотивации.

Предполагается придать этому процессу игровой характер, либо же привязать изучаемые слова к конкретным жизненным ситуациям, моделируемым внутри самого продукта. Всегда гораздо больший интерес вызывают те занятия, которые связаны с развлечениями, либо привязаны к действительности. Более-менее проработанного вопроса мотивации не было замечено ни в одном из решений-конкурентов.

Недостаток удобства. Система Лейтнера, которая предполагает

создание флеш-карточек, где на одной стороне написан вопрос, а на второй -ответ, который надо запомнить. Многие до сих пор пользуются этими карточками, когда дело касается запоминания новых слов. В школах и институтах принято заводить отдельные тетради под словари для заучивания. В любом случае приходится носить с собой либо карточки, либо свои записи, чтобы производить повторение слов регулярно. Это неудобно: зачем, к примеру, носить с собой что-то лишнее, если уже есть с собой одно или несколько мобильных устройств, на которых можно учить те же самые слова? К тому же, здесь есть и автоматические напоминания, поэтому не придется самому об этом заботиться. Однако существует множество мобильных приложений, которые справляются с этими задачами. Если не рассматривать проблему эффективности каждого из соответствующих приложений, то опять-таки ситуация такая: хранить свои данные на локальном устройстве -это то, от чего сейчас уходит прогресс, переходя к облачному варианту работы с данными. Это, во-первых, не позволяет вам быть привязанными к какому-то конкретному мобильному устройству, т.к. в современном мире у многих их несколько, включая телефон, ноутбук, планшет и т.п., а во-вторых, в случае утери или смены устройства переход на новый аналог не вызовет никаких проблем. В этом случае предполагается хранение всей статистики в одном месте, на сервере проекта, доступ к которому можно получить с

Территория науки,2013, № 1

любого мобильного устройства.

WordSteps позволяет:

1. Выделять незнакомые слова и фразы из любого места, где они

встретились: веб страница, документ, страница обычной книги,

произнесенное кем-то слово или фраза и т.п. При этом получать их качественный перевод;

2. автоматически собранные списки слов учить в любом месте и в любое время:

через веб сайт или на любой мобильной платформе.

С точки зрения указанных проблем:

• эффективность - максимизировать с помощью лучших на рынке алгоритмов изучения и повторения новых слов.

• мотивация - наглядные цели, система поощрений и показ прогресса обучения в реальном времени.

• удобство - возможность легко отбирать незнакомые слова и учить их в любом месте и в любое удобное время, пользуясь централизованным хранением данных о прогрессе и словарном запасе в едином облаке.

Все это объединяет в себе программа WordSteps - персональный менеджер словарного запаса.

Примеры сценариев использования решения

• Человек читает новости на иностранном сайте, попутно наводит на незнакомые слова, чтобы получить их перевод, используя программу. Далее он собирается на работу, и по пути может сразу же приступить к изучению этих слов с помощью мобильного приложения (слова при чтении автоматом занеслись в общую базу, к которой имеет доступ мобильное приложение).

• Есть страница с иностранным текстом, например, меню в ресторане. Человек фотографирует страницу с помощью своего мобильного устройства и сразу же получает готовый список незнакомых ему слов с переводами, которые можно учить с помощью мобильного устройства. (Происходит распознавание текста, разбивка его на отдельные слова, их перевод, соединение с базой данных на сервере, где хранится словарный запас текущего пользователя, проверка слов, которых нет в этом запасе и удаление тех слов выбранного текста, которые уже занесены в список).

• Человек летит в другую страну. На своем мобильном устройстве он

может выбрать любой из готовых тематических курсов: курс для

путешественников в случае отпуска, или «бизнес-курс» в случае деловой поездки.

WordSteps - это интернет-проект для людей, которые хотят изучать иностранные слова, но не имеют желания или возможности тратить на это слишком много времени. Идея проекта заключается в следующем: 15 минут в день, проведенных на WordSteps, пополнят словарный запас пользователя 20ю новыми иностранными словами.

Территория науки,2013, № 1

В основе проекта лежит набор тематических словарей, позволяющих изучать слова на девяти различных языках: английском, французском, немецком, испанском, китайском, японском, итальянском, португальском и русском. Пользователи могут создавать свои словари, либо пользоваться словарями других участников сервиса. Чтобы начать изучение слов, необходимо просто выбрать интересующий словарь, после чего пользователь получит возможность пройти любые из шести упражнений, каждое из которых тренирует определенное восприятие слова, чтение, написание, выбор из возможных вариантов. Программа WordSteps является оптимальным решением проблемы изучения иностранного языка в современном мире. Учитывая особенности данной программы, Вы сможете максимально быстро запоминать новые слова и выражения на длительное время.

Список литературы

1. Пиевская И.М. О типологии дискурса в рамках современной парадигмы языкознания // Территория науки. 2007. № 1. С. 107-111.

Мартынов С.В.

ИЗДЕРЖКИ И ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: образование, финансирование, экономика знаний.

Аннотация: В статье рассматриваются современные принципы и проблемы финансирования системы образования.

Keywords: education, finance, knowledge economy.

Abstract: This article examines the current principles and problems of financing the education system.

Требования ускоренной модернизации и перехода к инновационной экономике выставляют особые требования к системе подготовки кадров. Поэтому, будучи по своей сути общественным благом, высшее образование будет у нас все больше трансформироваться в категорию рыночных услуг. Тем более, в стране получили развитие как негосударственные высшие образовательные учреждения, так и практика коммерческой деятельности государственных вузов.

При этом, высшее образование следует рассматривать и как услугу, и как элемент национальной культуры. И то, и другое должно развиваться в рыночных условиях, их не надо противопоставлять друг другу. В конце концов, рынок (как совокупность системных отношений) — тоже часть общей культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.