Научная статья на тему 'Методы запоминания английских слов'

Методы запоминания английских слов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7631
850
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПОМИНАНИЕ / ПАМЯТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / МНЕМОТЕХНИКА / АССОЦИАЦИЯ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колотилова Алёна Борисовна

Запоминание новой лексики является основной задачей в изучении английского языка. В статье анализируются методики, которые преподаватель может применить для эффективного запоминания новых слов, а также рассматриваются приемы и способы изучения нового материала с учетом типов восприятия информации у учащихся. В работе подробно описаны методики зрительного и слухового восприятия, а также различные варианты мнемотехники. Для статьи был проанализирован теоретический материал современных преподавателей и исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы запоминания английских слов»

проектирует профессиональный рост педагога. Данное противоречие преодолевается освоением передовых образовательных технологий. Существенной частью повышения квалификации, профессиональной компетентности преподавателя является учет конкретных условий, в которых он работает, его функций, определяемых программой развития вуза. Полученные знания на курсах повышения квалификации не могут перейти сразу в умения и навыки, быстро забываются, а для того чтобы вспомнить, необходимо вновь обращаться к специалистам [4, с. 137].

Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество учебно-воспитательного процесса и профессиональный рост педагога. Кроме того самообразование является своего рода тренингом личностного роста. Это позволяет преподавателю развивать в себе лидерские качества, расширять возможности достижения поставленных целей. Осознание и осмысление внутренних потребностей выводит педагога на профессиональное самоопределение, тем самым достигается развитие профессионального сознания и осознания себя в профессии.

В заключение можно сказать, что самообразование преподавателя является неотъемлемой частью в профессиональной деятельности. Оно позволяет получить новые знания и направить их в область практической реализации, что способствует профессиональному и личностному росту. Также самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов - внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, что является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Список литературы

1. Аллаярова Ф.О., Хатамова С.М. Некоторые особенности процесса самообразования современного преподавателя // Актуальные проблемы лингводидактики и методики обучения иностранным языкам, 2015. С. 56-59.

2. Аллаярова Ф.О., Хатамова С.М. Новые подходы к самообразованию преподавателей иностранного языка // Актуальные проблемы лингводидактики и методики обучения иностранным языкам, 2015. С. 52-56.

3. Богуцкий М.И. Педагогическое самообразование как составная часть общепрофессиональной подготовки преподавателя-клинициста // Журнал Гродненского государственного медицинского университета, 2005. № 3 (11). С. 255-256.

4. Логинова Е.А. Самообразование как форма непрерывного повышения квалификации преподавателей // Общество: социология, психология, педагогика, 2011. № 3-4. С. 137140.

МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ АНГЛИЙСКИХ СЛОВ Колотилова А.Б.

Колотилова Алёна Борисовна — преподаватель, кафедра иностранных языков, Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина, пос. Майский

Аннотация: запоминание новой лексики является основной задачей в изучении английского языка. В статье анализируются методики, которые преподаватель может применить для эффективного запоминания новых слов, а также рассматриваются приемы и способы изучения нового материала с учетом типов восприятия информации у учащихся. В работе подробно описаны методики зрительного и слухового восприятия, а также различные варианты мнемотехники. Для статьи был проанализирован теоретический материал современных преподавателей и исследователей.

Ключевые слова: запоминание, память, восприятие, мнемотехника, ассоциация, методика.

УДК 372.881.111.1

В изучении иностранных языков студенты сталкиваются с различными проблемами, в том числе эффективного запоминания слов. Актуальность данного вопроса заключается в том, что пополнение словарного запаса считается одним из основных условий для успешного изучения иностранного языка. В связи с этим обучающимся необходимо знать, какие эффективные методы для этого существуют и как использовать приёмы запоминания английских слов для успешного владения иностранным языком. В данной статье будут рассмотрены методики, которые предлагают исследователи в современных научных работах.

Прежде чем рассмотреть способы запоминания слов, необходимо дать определение такому термину как память. Это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию. Память можно разделить на 3 главных вида: сенсорная память, кратковременная память и долговременная память.

Для успешной работы механизма памяти важны способы восприятия информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки, прикосновения и движения. Одним из важных механизмов памяти является запоминание - процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания: непреднамеренное и преднамеренное. На запоминание слов и фраз очень сильно влияет тип личности, поэтому по способу освоения новых слов обучающихся можно разделить на три группы: аудиалисты, визуалисты и практисты. В статье «Психологические аспекты запоминания слов английского языка» представлена характеристика данных групп: «Аудиалисты - кто запоминает больше, когда принимает информацию слушая; визуалисты - студенты в большей степени запоминают информацию используя зрение и практисты - группа студентов, для которых практические действия являются доминирующим фактором для запоминания. Практическая деятельность может отражаться в заведении конспектов, в выполнении заданий, в мимике и пантомимике. Соответственно в этих группах должны быть проведены такие интерактивные методы, которые позволяют пользоваться доминирующим видом памяти у студентов. Для определения этих групп не обязательно проводить специфические психологические тесты. Достаточно будет объяснить студентам существование доминирующего вида памяти, для того чтобы студенты решили, в какую группу они входят» [1, с. 5]. Из этого описания можно выделить одну из главных задач преподавателя в процессе обучения. Для эффективного запоминания слов во время занятий необходимо учитывать особенности обучающихся. Например, аудиалисту желательно чаще прослушивать аудио- и видеозаписи, визуалисту — рисовать наглядные схемы, практисту — решать практические здания и выполнять упражнения. Также при работе с группой студентов задача запоминания новых слов становится более сложной, так как преподавателю необходимо донести одну и ту же информацию с разными типами восприятия. При таких условиях эффективнее комбинировать методики и учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

Помимо этого, преподаватель должен помнить, что знания одного перевода слова не всегда достаточно для полного усвоения материала: «Знание слова подразумевает не только знание перевода слова или заучивание наизусть словарных дефиниций. Даже если обучаемый будет знать перевод и определение слова, это еще ни о чем не говорит, так как многие учителя сталкивались с такой проблемой: ученик знает перевод слова, но не может вникнуть в суть предложения» [6, с. 123]. Поэтому преподавателю важно научить учащихся не только запомнить слово, но и понимать и применять его в требуемом контексте.

Существуют разнообразные методики для эффективного запоминания слов, учитывающие особенности восприятия информации у обучающихся. Многие ученые изучают этот вопрос и предлагают свои характеристики и классификации. Например, в статье «Использование приёмов мнемотехники для запоминания английских слов» автор исследует известную методику мнемотехники или мнемоники. В данной работе для этого

приема дается следующее определение: «Это специально разработанные способы и приемы запоминания информации без «зубрежки» и в кратчайшие сроки» [4, с. 18].

Помимо этого, автор утверждает, что данная методика подходит любому типу восприятия информации: «Визуалы рисуют себе картинку перед глазами, аудиалы запоминают по звуковым ассоциациям (garden - гады), а кинестетики смогут прочувствовать слова, эмоционально пропустив через себя то или иное значение» [4, с. 18]. В свою очередь метод мнемотехники содержит в себе разнообразные способы для запоминания информации.

1. Метод прямых ассоциаций. В данном приеме мнемоника предлагает находить в родном языке слова, похожие по звучанию c английским.

2. Англо-русские рифмовки. Существует большое количество рифмовок, которые направлены на заучивание без усилий в стихотворной форме основных грамматических понятий. Такой метод особенно эффективен для детей младшего и дошкольного возрастов.

3. Перевод слова в образ. Данный прием может работать ассоциативно в зависимости от фантазии обучающегося. В качестве примера можно использовать собственные знания в области литературы, музыки, а также личного опыта: «Wind» (ветер) - «Винни Пух дарит Пятачку воздушный шарик, который уносит ветер» (мысленно рисуем картинку: Винни Пух и Пятачок. В руках у Винни шарик. Вдруг налетает ветер и шарик улетает» [4, с. 19].

4. Изучение новых слов через группы словосочетаний. В статье «Использование приёмов мнемотехники для запоминания английских слов» представлен интересный пример с помощью слова «tea». Обучающийся может запомнить не только как существительное «чай», но и «налить чай», «заварить чай», «положить сахар», «пить чай без сахара», «помешать ложечкой», «зеленый чай», «черный чай» и т. д. [4, с. 19].

5. Аналитический приём. Примером этого способа можно назвать анализ английских и русских слов. Например, слово «use» - «пользоваться» произошло русское слово «юзер»-«пользователь», которое уже прочно вошло в русский язык.

6. Выведение схем построения. Этот прием удачно работает с запоминанием грамматических правил (составление схем, таблиц).

7. Логические закономерности. В качестве примера можно назвать составление рассказа на основе новых слов.

8. Кодирование через хорошо знакомую информацию. Использование английских слов из рекламы.

9. Составление стихов.

10. Ритмический метод. В данном приеме главной целью считается не запомнить слово, а повторять его в определённом ритме под мелодию.

11. Фрагментирование: «Butterfly - летающее масло, carpet - любимец машины» [4, с.

21].

Также следует выделить еще такие способы запоминания слов как использование акронимов и акростихов. В качестве примера можно рассмотреть способ запоминания цветов радуги в английском языке: «ROY G. BIV: Red, Orange, Yellow, Green, Blue, Indigo, Violet». Акростих — это фраза или предложение, где первая буква в каждом слове является началом слов, которые нужно запомнить. Например, существует акростих для запоминания планет Солнечной системы, их количество, и в каком порядке они располагаются:

«My Very Easy Method Just Speeds Up Names:

Mercury, Venus, Earth, Mars, Jupiter, Saturn, Uranus, Neptune» [3, с. 547].

В работе «Мнемоника — как техника запоминания английских слов» акцентируется внимание на эффективности данного способа: «Приемы мнемоники могут быть очень эффективны для тех студентов, кто испытывает трудности при запоминании иностранных слов или другой важной информации учебного содержания. Они улучшают память и ускоряют процесс обучения» [3, с. 546]]. Также подчеркиваются дополнительные преимущества использования мнемотехники: «Опыт показывает, что применение мнемотехники имеет важное значение для преподавания и обучения. Студенты, владеющие визуальной мнемоникой, способны запоминать информацию более эффективно и на более

41

длительный период времени. При этом они активно участвуют в самом учебном процессе. Мнемоника также мотивирует студентов быть более творческими и пользоваться своими знаниями более продуктивно» [3, с. 546]. Однако мнемоника на занятиях применяется редко, так как многие преподаватели не владеют этим приемом, поэтому у учащихся возникают трудности при запоминании новых слов.

В статье «Эффективные способы запоминания английских слов» автор приводит основные методы запоминания английских слов. Стоит отметить, что данные приёмы считаются распространенными и их советует большинство преподавателей в научных работах и Интернет-ресурсах.

1. Карточки для запоминания слов. Начать можно с названия самых простых вещей дома, либо написать те слова, которые плохо запоминаются. Для этого необходимо использовать яркие бумажки или стикеры. Автор статьи советует записывать на лицевой стороне английское слово, а на обратной - перевод. Но также допускается записывать на видимой стороне слово вместе с переводом. Прием с использованием карточек эффективен для визуалов.

2. Составить карты памяти. Этот способ также подходит для учащихся с визуальным восприятием. Карты памяти - это блок-схемы, которые помогают учить слова по заданным темам. Например, тему «England» можно разобрать по данной методике следующим образом. На листе бумаги необходимо написать название темы. Затем нужно нарисовать стрелки от слова - рубрики более узкой направленности (символы страны, города, достопримечательности). После этого под каждой рубрикой записываются слова, которые нужно запомнить. Таким образом, получается развернутая тема в виде схемы. Помимо этого, часть слов запоминается уже в процессе рисования схемы.

3. Пение. Для этого приема необходимо выбрать любимый мотив и пропевать слова, которые необходимо выучить. Таким образом слова запомнятся значительно быстрее. Данная методика подходит для аудиалистов.

4. Повторение новых слов рационально. Автор статьи «Эффективные способы запоминания английских слов» дает подробную характеристику, основанную на собственном опыте: «Забывание связано с неумением вспомнить. И вот здесь на помощь может прийти техника, которая позволяет перенести знания кратковременной в область долговременной памяти и промежутки времени между повторениями следует постепенно увеличивать. Я рекомендую детям повторять каждую порцию слов в 1-й, 2-й, 4-й и 7-й день» [5, с. 128-130]. Таким образом информация запомнится значительно лучше в отличие от повторения в течение дня. Данный метод эффективен для учащихся с любым типом восприятия.

5. Составление рассказов. Для этого необходимо из 8-10 новых слов составить небольшой рассказ на английском языке. После первого своего рассказа учащиеся ощущают, что уже они способны рассказать целую историю на иностранном языке.

6. Изучение новых слов в контексте. Данный прием эффективен при запоминании многозначных слов или устойчивых выражений. В качестве примера автор рассматривает слово fair: «Если встретилось, например, слово «fair», и оно обозначает «справедливый», но это не подходит по контексту, то даю словосочетания a fair mark - справедливая оценка, a fair price - сходная цена, a fair weather-благоприятная погода, a fair boy - белокурый мальчик» [5, с. 130].

Помимо этого, автор статьи дает несколько советов для более продуктивной работы на занятиях по английскому языку. Например, из синонимичного ряда слов следует учить те слова, которые соответствую уровню обучающегося: «В 5-6 классе достаточно знать значение слова noisy -шумный : a noisy boy, a noisy town. А в 8-м словосочетание шум и суета города выражаем словами hustle and bustle» [5, с. 131]. Кроме того, единица запоминаемой информации должна быть как можно длиннее. Иными слова это должно быть не одно слово, а блок слов или словосочетание. Также учащимся необходимо понимать различие между употребляемыми словами и различать их в контексте. И, наконец, запоминание слов не должно быть целью. Оно должно быть только действием, ведущим к достижению какой-либо цели [5, с. 132].

В статье «Стратегии запоминания английских слов» авторы акцентируют внимание не на собственно методике, а на отношении к изучаемому предмету: «Новые слова запоминаются быстрее и легче, если мы связываем их с чем-то приятным и важным для себя. Любые положительные эмоции активизируют нашу способность обучаться. Поэтому следует изучать иностранный язык с помощью интересных текстов, фильмов, книг; общаться с интересными людьми. Тогда сам опыт такого обучения станет положительным эмоциональным фактором, который поможет запомнить слова» [2, с. 324]. В данной работе акцентируется внимание на мотивации и внушении учащемуся мысли, что в изучении нового языка у него будут определенные успехи. Таким образом, процесс запоминания слов не будет даваться с трудом: «Убежденность в том, что мы способны достичь нужного результата, несмотря ни на какие препятствия, открывает перед нами огромные возможности. Более того, убеждения формируют не только способность воспринимать информацию, но и способность хранить её» [2, с. 324]. Помимо этого в статье рассматривается методика бессознательного обучения: человек на бессознательном уровне усваивает новую лексику, если попадает в языковую среду.

Запоминание слов является одним из основных проблем при изучении английского языка. Использование необходимых приемов способствует эффективному запоминанию новых иностранных слов. Преподавателю стоит прибегать к разнообразным методикам для запоминания новой лексики, а также учитывать индивидуальные различия учащихся, их особенности и тип восприятия информации.

В заключение можно сказать, что применение карты памяти, пения, составления рассказов, а также различных мнемотехнических способов значительно облегчает процесс изучения языка, позволяет погрузиться в языковую среду, обеспечивает долговременное запоминание и развивает навык говорения и понимание английской речи.

Список литературы

1. Ахмедова М.М., Буранова Д.Д. Психологические аспекты запоминания новых слов английского языка // Theoretical & Applied Science, 2015. № 10. С. 4-6.

2. Белоус Е.А., Киселева Е.В. Стратегии запоминания английских слов // Конгресс «Бассейны великих рек в условиях глобального изменения окружающей среды. Обеспечение безопасности и инновационного развития регионов», в рамках 15 мая международного научно -промышленного форума «Великие реки-2013» (Нижний Новгород, 15-18 мая 2013). Нижний Новгород: Изд-во Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2014. С. 323-324.

3. Пермякова С.П. Мнемоника — как техника запоминания английских слов // Инновационный технологии в современном образовании (Королев, 18 декабря 2015). М.: ООО «Научный консультант», 2016. С. 545-549.

4. Пушкашу О.Ф. Использование приёмов мнемотехники для запоминания английских слов // Проблемы педагогики, 2016. № 4 (15). С. 18-21.

5. Пушкашу О.Ф. Эффективные способы запоминания английских слов // вестник научных конференций, 2015. № 4-4 (4). С. 128-132.

6. Султанова А.С. Обогащение словарного запаса английского языка // Обучение и воспитание: методики и практика, 2013. № 5. С. 121-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.