Научная статья на тему 'Роль визуализации в обучении иностранному языку: мнемонический метод использования флэш-карт'

Роль визуализации в обучении иностранному языку: мнемонический метод использования флэш-карт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2302
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н Ю. Бирюкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль визуализации в обучении иностранному языку: мнемонический метод использования флэш-карт»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: МНЕМОНИЧЕСКИЙ МЕТОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЛЭШ-КАРТ

Н. Ю. Бирюкова, преподаватель английского языка ГОУ НПО «Профессиональное училище № 48», г. Кемерово

В настоящее время существует множество методик и приемов работы для освоения лексического и грамматического материала при изучении иностранного языка. Сегодня особую актуальность представляет задача улучшения качества знаний учащихся, повышение их успеваемости, мотивации к изучению иностранного языка, развитие их познавательного интереса. Связано это во многом со следующими проблемами, с которыми приходится сталкиваться при обучении в частности учащихся учреждений начального профессионального образования:

• рост числа слабоуспевающих учащихся с низким уровнем мотивации,

• низкий уровень развития общеучебных навыков,

• плохая успеваемость почти по всем предметам,

• отсутствие устойчивых интересов,

• плохо развитая память,

• рост числа учащихся с девиантным поведением и неустойчивой психикой.

Иногда учащиеся с подобными проблемами бывают собраны в одну группу, что осложняет процесс обучения, так как прежде всего таких учеников необходимо просто «учить учиться», вызвать у них интерес к предмету, воспитывать умение слушать и слышать друг друга. При изучении иностранного языка основная задача - это пополнение словарного запаса. Однако авторы учебников иностранных языков, как правило, предлагая достаточно большой объем информации для усвоения, сами никак не пытаются помочь в запоминании новых лексических и грамматических единиц. Видимо, предполагается некое «автоматическое» усвоение лексики, что всё произойдет само собой лишь в процессе выпол-

нения упражнений. Однако этого обычно оказывается недостаточно.

Одним из выходов из создавшегося положения может служить использование на практике некоторых мнемонических техник, то есть специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.

Термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) также употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию. Использование этих приемов, основанных на зрительных представлениях, существует с незапамятных времен.

В данной статье речь пойдет о методе использования флэш-карт в обучении иностранному языку как об одном из эффективных способов визуализации. Он позволяет миновать процесс «перевода», закладывая информацию, поданную в графической форме в виде рисунка, картинки напрямую в память, подобно тому, как маленький ребенок запоминает слова родного языка, когда учится говорить.

В этом случае иностранная речь начинает восприниматься так же непосредственно, как и речь на родном языке, а образы возникают в воображении рефлекторно под стимулирующим действием слов. Использование флэш-карт в обучении помогает установить такую «непосредственную» связь.

Флэш-карты представляют собой тематические карточки с изображением предметов или понятий. Это простой, универсальный, но часто недостаточно изученный ресурс. Хотелось бы остановиться на некоторых причинах использования флэш-карт. Следует отметить, что они подходят для использования как на начальном этапе обучения для совсем юных учеников, так и для обучения взрослых, с которыми также можно использовать некоторые виды деятельности. Метод хорош тем, как уже было сказано выше, что помогает установить непосредственные связи между конкретным словом и его образом, и

кроме того - привносит хорошее настроение, помогает сделать занятие более эмоциональным, занимательным. А хороший эмоциональный настрой не может не сказаться положительно на результатах обучения, ведь он также способствует непроизвольному и более быстрому запоминанию материала.

В данной статье мы постарались привести пример для каждого вида деятельности.

В процессе обучения важным представляется привлечь внимание учащихся-«визуалов», так как в соответствии с данными различных исследований у большого процента учащихся этот тип восприятия является ведущим, у многих же других их типы восприятия сочетаются с визуальным.

Яркие и красочные, порой смешные флэш-карты оказывают реальное воздействие как на учащихся-«визуалов», так и на тех, у которых ведущим типом восприятия является аудиальный канал - ведь слово не только показывается, но и не один раз звучит в процессе работы с картами. Ниже будут указаны и те типы активности, с помощью которых можно эффективнее работать и с учениками-«кинестетиками».

Флэш-карты очень удобный ресурс, они могут быть полезны на разных этапах обучения. Это отличный способ представить новые лексические единицы или понятия, попрактиковаться в их употреблении и отработке.

На флэш-картах могут быть представлены либо только картинки, либо последние могут идти в сопровождении данных ниже или на отдельных карточках слов. Карты со словами-подписями могут быть введены как после презентации картинок (чтобы не мешать запоминанию правильного звукового образа слова, его произношения, особенно если ученик испытывает сильные затруднения в чтении), так и одновременно с ней. Если особых затруднений восприятие новых слов не вызывает, можно вводить слова-подписи сразу, попутно совершенствуя технику чтения, например, знание алфавита, правила чтения тех или иных буквосочетаний, определение типа слога. С флэш-картами делать это намного интереснее, чем просто читать слова, написанные в столбик. Здесь же можно группировать тематические карточки в соответствии с заданием, например, на нахождение слов определенного типа слога или буквосочетания.

При отработке лексики можно использовать один и тот же тематический набор флэш-карт для построения различных простых разговорных фраз на уроке, их удобно использовать для разыгрывания диалогов. Например, карточки по теме «еда» или «одежда» можно активно ис-

- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА -

пользовать при составлении диалога «в магазине». «Животные» пойдут и для отработки названий их мест обитания, обозначения действий, которые они могут делать, для тренировки счета или образования множественного числа существительных и т. п.

Кроме того, можно создать тематические флэш-карты и по грамматике, указав на них, например формулу образования того или иного времени, отдельно его маркеры, отдельно вспомогательные глаголы и т. д.

Иногда бывает удобно, чтобы ученики сами изготовили для себя собственные наборы мини флэш-карт, которые можно использовать и дома, чтобы потренироваться самостоятельно и даже, например, поиграть с родителями, братьями, сестрами или друзьями.

Где взять флэш-карты?

На этот вопрос существует несколько ответов:

1. Этот способ станет спасением, если у вас нет доступа к профессионально оформленным флэш-картам. Их очень легко сделать своими руками, даже если вы не обладаете навыками художника. Для этого можно использовать картинки из журналов или нарисовать от руки. Преимущество создания собственных флэш-карт состоит в том, что помимо того, что они дешевы, можно сделать наборы для конкретных целей, например, проиллюстрировать текст, сделать набор для использования в сочетании с какой-либо книгой и даже сопровождать проектные работы.

2. Существует множеств сайтов в Интернете, на которых можно скачать готовые флэш-карты.

3. Создать свои флэш-карты, используя специальные сайты. Например, на совместном сайте ВВС и Британского совета по адресу http:// www.teachingenglish.org.uk/flashcard-maker, пройдя простую процедуру регистрации, можно самому сделать профессионально-оформленные флэш-карты заданного формата. Сайт предоставляет возможность выбрать из банка данных образцы картинок и использовать достаточно большой словарный запас. При желании можно указать и транскрипцию. Если же предлагаемый банк данных окажется недостаточным, есть возможность самому создать рисунок в электронном виде и подписать его, что открывает широкие возможности для создания карт на любую тему и по любому изучаемому предмету, а не только по иностранному языку.

4. Способ, уже упоминавшийся выше, -дать ученикам задание самим изготовить флэш-карты после введения новых лексических единиц с опорой, например, на учебник. Го-

- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА -

товые карты можно заламинировать, тогда они прослужат очень долго.

Виды деятельности с использованием флэш-карт

Виды деятельности с использованием флэш-карт можно подразделить на следующие категории: тренировка памяти, отработка лексики, определение слова, физкульт-минутка.

Тренировка памяти:

• Расположить по кругу выбранные флэш-карты на полу.

• Дать ученикам одну минуту на запоминание.

• Для работы в группах дать две минуты, чтобы записать как можно больше слов, которые они запомнили.

Отработка лексики:

• «Невидимая флэш-карта». Прикрепить, например, девять флэш-карт на доске и нарисовать вокруг них сетку. В зависимости от возрастной группы и индивидуальных способностей учеников количество карт варьируется.

• Использовать ручку или указку для отработки слов. Всегда указывать на флеш-карту, которая отрабатывается.

• Постепенно откреплять карты, продолжая их отработку и указывая на доске на то место в сетке, где находилась выбывшая карта.

• Ученики должны вспомнить и продолжать называть слова так, как будто карта все еще на месте. Несомненно, для учащихся станет сюрпризом, что они могут запомнить столько слов сразу.

• После того, как все задействованные в сетке флэш-карты убраны, начинается обратный процесс их возвращения обратно на свое прежнее место на стартовой решетке. Для этого нужно вписать в ячейку нужное слово, после чего карта возвращается.

Эта деятельность особенно ярко демонстрирует один из приемов мнемотехники (метод мест) и действительно доказывает, что образы четко и быстро внедряются в сознание учащихся.

Деятельность по определению слова:

• «Покажи слово». Прикрыть флэш-карту или карты с написанным словом другой картой и медленным движением открыть его.

Задача учащихся - догадаться, какое слово скрыто.

• Когда карта открыта, хором отработать произношение слова с группой с использованием различных интонаций голоса или даже изображая смешные голоса. Можно также варьировать способ произнесения слов - шепот или крик. Ученики будут автоматически копировать голос преподавателя.

• Вариант - можно быстро повернуть и сразу же спрятать карту, так что ученики смогут лишь мельком посмотреть на слово.

• Повторять, пока слово не будет отгадано слово.

В качестве физкульт-минутки на уроке маленьким ученикам можно предложить следующие виды деятельности с использованием флэш-карт:

• расклеить флэш-карты по классу;

• указать на ту или иную карточку или добежать до нее наперегонки;

Ученики могут также сами давать инструкции своим одноклассникам, например: лететь/ прыгать / бежать / идти / маршировать / плыть до карты с заданным изображением (упражнение на повтор глаголов движения и любой лексической темы, которую в данный момент отражают флэш-карты);

• Усложнить задание, сказав, например «если у вас светлые волосы, плывите до рыбки» (для закрепления навыка описания внешности) и т. п.

Таким образом, можно придумать задание и фразу на тренировку и закрепление лексических навыков по любой изучаемой теме.

Интернет-ресурсы для изготовления и использования флэш-карт

Иногда при составлении флэш-карт и подборе частотных фраз случается так, что не хватает большого количества уже готовых фраз на английском, из которых можно было бы выбрать наиболее понятные. Но ответ находится рядом: разговорные фразы, в частности на английском языке, можно найти в большом количестве на сервисе Вопрос-Ответ Yahoo Answers. Для этого нужно просто вбить изучаемое слово в поиск, и получить распространенные фразы.

Следующие полезные сервисы могут быть использованы как преподавателем при подготовке материала, так и самими учениками индивидуально в домашних условиях (конечно, если уровень знаний позволяет ориентироваться на англоязычных сайтах) либо при организации, например, комбинированного урока иностранного языка с уроком информатики и проходить в режиме он-лайн посредством сети Интернет:

http://ankisrs.net/Anki - бесплатная программа. Работает на всех операционных системах. Умеет синхронизировать словари. Предоставляет возможность работать со своей базой карточек. Возможность работать через сайт, без установки программы. Anki - это открытая мульти-платформенная программа для запоминания слов, основывающаяся на методике интерваль-

ного повторения. Главная ценность Anki заключается в том, что с ее помощью можно запомнить новую лексику надолго.

http://dict.klava.org/ - он-лайн флешкарты. Сайт хорош простотой, не требует никаких установок программ с карточками. Работает через браузер.

WordSteps Mobile Client - бесплатное мобильное приложение для изучения английских слов.

Сramberry.net - он-лайн флешкарты, поддерживают работу с iPhone, iPad, iPod. 30 карточек на английском в день бесплатно.

http://dynamo.dictionary.com - различные флэш-карты, с которыми можно работать онлайн, используя их как флэш-приложение, или же распечатать на бумаге в виде бумажных карточек. На сайте информация представлена на английском языке, по уровням обучения, а также по предметам изучения, в том числе по латинскому, французскому и испанским языкам.

http://www.mes-english.com/flashcards/ - готовые флэшкарты, которые можно скачать.

http://www.toolsforeducators.com/spelling/ - полезный сайт, на котором можно создать свои ми-ни-флэшкарты, например, для проверки орфографии, опираясь на базу готовых картинок.

http://www.nabbber.com - сервис, где люди делятся необычными словами. Можно подобрать необычные слова для карточек.

http://quizlet.com/ - самый большой образовательный сайт с карточками для запоминания,

- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА -

играми, с более чем 10 миллионами бесплатных сетов с карточками, которые покрывают практически любые темы. Помимо классических флэш-карт, сайт работает как социальная сеть, где можно подобрать уже готовый словарь по любой тематике одного из участников.

В каждой науке есть свои основные термины и понятия, которые необходимо знать и помнить. Поэтому представляется возможным и необходимым использовать мнемонические приемы, в частности метод флэш-карт не только при изучении иностранного языка, но и любого другого предмета. Причем полет фантазии при его применении может быть практически ничем не ограничен.

Литература

1. Айзенк М. В., Андерсон М., Баддли А. Память. — М.: Питер, 2011.

2. Васильева Е. Е. Васильев В. Ю. Суперпамять для всех. - Москва, 2004.

3. Воробьева Л. И. Развитие ассоциативной памяти. Мнемонические приемы развития памяти на уроках немецкого языка. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/ option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4329/Itemid,118/.

4. Никитина Т. Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

5. Шейх-Заде Ю. Р. Суперпамять: древняя методика мнемотехники. Краснодар: Дел-Центр, 1991.

6. Joanna Budden Using flash cards with young learners. -Режим доступа: http://www.teachingenglish.org.uk/articles/ using-flash-cards-young-learners

7. URL. - http://psyfactor.org/lib/memory2.htm.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Т. Г. Сорокина, преподаватель физики, ВКК ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 10» г. Новокузнецк

Выпускники системы начального профессионального образования должны в полной мере овладеть профессиональным мастерством, специальными и общетехническими знаниями, иметь широкий политехнический кругозор, высокий уровень общего образования. От современного рабоче-

го требуется высокая мобильность профессиональных компетенций, позволяющая быстро осваивать новую технику и технологию, в кратчайшие сроки переключаться на новые условия труда и непрерывно совершенствовать своё мастерство. Основы этих качеств закладываются в период обучения, особенно на уроках физики.

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения есть принципиальное отличие от старых стандартов и заключается оно в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого обучающегося и происходящие с ней в процессе обучения изме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.