Научная статья на тему 'Возможности современных компьютерных программ в процессе обучения иностранным языкам в вузе'

Возможности современных компьютерных программ в процессе обучения иностранным языкам в вузе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
773
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПОМИНАНИЕ / КРИВАЯ ЗАБЫВАНИЯ ЭББИНГАУЗА / ИНТЕРВАЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ / ДОЛГОВРЕМЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ / МУЛЬТИ-ПЛАТФОРМЕННАЯ ПРОГРАММА / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / LEXICONER / MEMORIZEIT / LEARNWORDS / ANKI / MEMORIZING / EBBINGHAUS FORGETTING CURVE / INTERVAL REPETITION / LONG-TERM MEMORIZING / MULTI-PLATFORM PROGRAM / LEXICAL UNITS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зенина Людмила Владимировна, Каменева Наталия Александровна

В статье обоснована важность использования компьютерных программ для того, чтобы упростить процесс запоминания слов студентами вузов в процессе их обучения иностранным языкам; описаны особенности функционирования и спектр возможностей открытых мультиплатформенных ресурсов Lexiconer, MemorizeIt, LearnWords, Anki, в основе которых лежит метод интервального повторения. Определены условия оптимального использования программ для запоминания иноязычных слов в учебном процессе и роль преподавателя в организации работы учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF MODERN COMPUTER PROGRAMS IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT UNIVERSITY

The articles points out the importance of the use of computer programs in order to simplify the process of memorizing vocabulary by students while learning a foreign language. The authors describe special features and the range of functions of open multi-platform resources such as Lexiconer, MemorizeIt, LearnWords and Anki that are based on the method of interval repetition. The article also presents optimal conditions of the use of these programs for learning vocabulary and the role of the teacher in the organization of the student’s work.

Текст научной работы на тему «Возможности современных компьютерных программ в процессе обучения иностранным языкам в вузе»

Л.В. Зенина, Н.А. Каменева

возможности современных компьютерных программ в процессе обучения иностранным языкам в вузе

в статье обоснована важность использования компьютерных программ для того, чтобы упростить процесс запоминания слов студентами вузов в процессе их обучения иностранным языкам; описаны особенности функционирования и спектр возможностей открытых мультиплатформенных ресурсов Lexiconer, MemorizeIt, LearnWords, Anki, в основе которых лежит метод интервального повторения. определены условия оптимального использования программ для запоминания иноязычных слов в учебном процессе и роль преподавателя в организации работы учащихся.

Ключевые слова: запоминание, кривая забывания Эббингауза, интервальное повторение, долговременное запоминание, мульти-платформенная программа, лексические единицы, Lexiconer, MemorizeIt, LearnWords, Anki.

В процессе изучения иностранного языка в вузе большая доля лексического материала обрабатывается студентами самостоятельно. Необходимость заучивать и запоминать значительные объемы информации часто вызывает раздражение и скуку, что, в конечном счете, приводит к снижению мотивации к обучению.

Механизмы запоминания и забывания интересовали ученых на протяжении многих десятилетий. Так, А.Н. Леонтьев писал: «Если, с одной стороны, человек овладевает с помощью создаваемых им искусственных приемов своим запоминанием, то, с другой стороны, он делает также и попытки овладеть процессами забывания. И действительно, если произвольное запоминание является результатом известной намеренной организации деятельности памяти посредством создания для себя специальных стимулов, то разве не можем мы рассматривать процесс забывания в условиях такой произвольной памяти, наоборот, как результат дезорганизации, которая может быть вызвана уничтожением стимулов-средств?» [4, с. 34].

Г. Эббингауз, П. Радосавлевич, А. Пьерон исследовали ход забывания как функцию времени, прошедшего с момента заучивания. В 1885 г. г. Эббингауз пришел к выводу, что по истечении двадцати минут после

педагогика и психология

педагогика высшей школы

заучивания списков бессмысленных трехбуквенных слов сохраняется 89,2% информации, через час в памяти остается 59,2% информации, через день - 33,7%, через два дня - 27,8%, через три дня - 25,4% [6]. Таким образом, Г. Эббингауз определил, что основная потеря информации происходит в течение первых трех суток.

В настоящее время широкое распространение получили компьютерные программы для запоминания иностранных слов, в основу которых были положены результаты исследований Г. Эббингауза. Среди них программы Ьвх1сопвг (Лексиконер) и МешопхеИ (МеморайзИт), которые содержат звуковую библиотеку для развития навыков аудирования; ЬеатпШогйя (ЛернВордз) и ЛпШ (Анки) - программы-тренажеры отсроченного повторения иностранных слов. С помощью этих программ студенты получают возможность учить слова и выражения более десяти языков, в том числе английского, немецкого, французского, итальянского, испанского. Кривая забывания Эббингауза была взята за основу системы повторений данных компьютерных программ как наиболее авторитетный и признанный источник, описывающий наихудшую ситуацию.

Программы Ьехгсопет и ЫетопхеЬ позволяют пополнять словарный запас при минимальных временных затратах. программы предлагают студентам полноценную работу со словарем с помощью функций «поиск», «добавление», «изменение», «удаление». Процесс изучения сопровождается озвучиванием слов, что способствует развитию навыков аудирования. Прилагаемая транскрипция помогает правильно заучивать слово. Программы позволяют работать с готовыми словарями, а также дают возможность составлять их самостоятельно, причем для добавления нового слова в словарь не обязательно иметь его транскрипцию или звуковой файл произношения. При вводе слова и его перевода программа пытается обнаружить недостающие данные из стандартной базы транскрипций и звуков. Программы содержат разнообразные упражнения, помогающие закрепить изучаемое слово в памяти: «мозаика», «выбор перевода», «карточки», «выбор слова», «написание».

Опыт использования программ подтвердил их мобильность и простоту. Из недостатков следует отметить довольно узкий спектр возможностей по сравнению с аналогичными программными продуктами.

На наш взгляд, наиболее оптимальна ЛпЫ - открытая мультиплатфор-менная программа для запоминания слов, основывающаяся на методике интервального повторения. Интервальное повторение - это техника обучения, при которой повторение материала (новых слов, формул и т.д.) совершается через определенные промежутки времени, таким образом, обеспечивая долговременное запоминание.

Учебный сеанс выглядит следующим образом: студент видит вопрос (слово или определение), отвечает вслух или проговаривает слово. Можно также настроить набор ответа в отдельной строке и проверку на правильность написания. После нажатия кнопки «посмотреть ответ» появляется возможность оценить результат запоминания. Если обучающийся не смог вспомнить слово, то карточка с данной лексической единицей будет предложена повторно в конце сеанса. Если слово вспомнилось с трудом, Апкі назначит его повторение в течение дня или на следующий день. При хорошем результате повторение откладывается на три-пять или семь-девять дней. Когда слово выучено, его можно деактивировать.

На сайте Апкі есть готовые материалы на пятнадцати языках, в том числе англо-русские и русско-английские словари. В рамках данной программы существует возможность самостоятельного создания новых карточек. В ходе этого студенты или преподаватели, кроме описания слова, могут добавить визуальный образ и звук, записав собственный вариант произношения или воспользовавшись профессиональным файлом. Апкі предлагает версии программы для работы с флэш-памятью и возможность установить программу на различные мобильные устройства. Зарегистрировавшись на сайте Апкі, студенты могут синхронизировать с ним свою базу знаний и получать доступ к рабочему материалу из любой точки мира.

Одновременно с этим следует отметить, что данная программа имеет довольно сложную структуру, что приводит к необходимости затрачивать длительное время на знакомство с ее возможностями.

В программе LearnWords система повторений реализована максимально гибко: в процессе заучивания можно использовать до семи вариантов повторов. каждому повторению назначаются промежуток времени его наступления и профиль или набор упражнений. Рекомендуется следующий график из шести повторений: первое происходит через 30 мин., второе - через 1 час после первого, третье - через 9 часов после второго, четвертое - через сутки после третьего, пятое - через 3 дня и шестое - через 6 дней. Фактически последнее повторение наступит на одиннадцатый-двенадцатый день после изучения слова. Чтобы разнообразить повторение слов, программой предлагаются такие упражнения, как «мозаика», «выбор слов и написание», «аудиотест», «аудиовыбор перевода», «аудиовыбор слова», «аудионаписание», «угадать слово и выбрать перевод», «угадать перевод и выбрать слово». После изучения каждый блок слов копируется в специальный словарь в каталоге программы, слова отмечаются как готовые к первому повторению и для них записывается время наступления первого повторения согласно графику.

педагогика и психология

педагогика высшей школы

Таким образом, система повторений программы LearnWords универсальна, гибко реализует методику периодических повторений, что позволяет надежно запомнить изученные ранее слова и фразы.

Стоит заметить, что использование данных программ предполагает высокую степень организованности и самосознания студентов. Эффективная самостоятельная работа студентов с программами по заучиванию иностранных слов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с возможностями программ и развить умение работать самостоятельно и активно.

В век развития цифровых технологий компьютерные программы для запоминания слов стали неотъемлемым инструментом в процессе изучения иностранных языков. Используя достижения психологии и дидактики, подобные электронные ресурсы способны расширить существующие границы возможностей в процессе получения знаний. Кроме того, они развивают умение учиться, формируют у студентов способность к саморазвитию, создают идеальные условия для развития интеллектуальной инициативы и мышления.

Библиографический список

1. Варенина Л.П. Интенсив и техники нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 3 (I). С. 35-38.

2. Зенина Л.В. Социальный аспект виртуального обучения // Седьмой Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества - 2012», Москва, московский финансово-промышленный университет «Финергия», 16-20 апреля 2012 г.: Сб. материалов. М., 2012. С. 103-104.

3. Каменева Н.А. Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении иностранным языкам // Сб. научных тр. Sworld по материалам международной научно-практической конференции. Т. 22. № 3. Одесса, 2011. С. 6-8.

4. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2-х т. Т. I. М., 1983.

5. Сенатор С.Ю. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества подготовки студента в современном вузе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 4. С. 59-65.

6. Эббингауз Г. Психология. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.