Л.В. Зенина, Н.А. Каменева
возможности современных компьютерных программ в процессе обучения иностранным языкам в вузе
в статье обоснована важность использования компьютерных программ для того, чтобы упростить процесс запоминания слов студентами вузов в процессе их обучения иностранным языкам; описаны особенности функционирования и спектр возможностей открытых мультиплатформенных ресурсов Lexiconer, MemorizeIt, LearnWords, Anki, в основе которых лежит метод интервального повторения. определены условия оптимального использования программ для запоминания иноязычных слов в учебном процессе и роль преподавателя в организации работы учащихся.
Ключевые слова: запоминание, кривая забывания Эббингауза, интервальное повторение, долговременное запоминание, мульти-платформенная программа, лексические единицы, Lexiconer, MemorizeIt, LearnWords, Anki.
В процессе изучения иностранного языка в вузе большая доля лексического материала обрабатывается студентами самостоятельно. Необходимость заучивать и запоминать значительные объемы информации часто вызывает раздражение и скуку, что, в конечном счете, приводит к снижению мотивации к обучению.
Механизмы запоминания и забывания интересовали ученых на протяжении многих десятилетий. Так, А.Н. Леонтьев писал: «Если, с одной стороны, человек овладевает с помощью создаваемых им искусственных приемов своим запоминанием, то, с другой стороны, он делает также и попытки овладеть процессами забывания. И действительно, если произвольное запоминание является результатом известной намеренной организации деятельности памяти посредством создания для себя специальных стимулов, то разве не можем мы рассматривать процесс забывания в условиях такой произвольной памяти, наоборот, как результат дезорганизации, которая может быть вызвана уничтожением стимулов-средств?» [4, с. 34].
Г. Эббингауз, П. Радосавлевич, А. Пьерон исследовали ход забывания как функцию времени, прошедшего с момента заучивания. В 1885 г. г. Эббингауз пришел к выводу, что по истечении двадцати минут после
педагогика и психология
педагогика высшей школы
заучивания списков бессмысленных трехбуквенных слов сохраняется 89,2% информации, через час в памяти остается 59,2% информации, через день - 33,7%, через два дня - 27,8%, через три дня - 25,4% [6]. Таким образом, Г. Эббингауз определил, что основная потеря информации происходит в течение первых трех суток.
В настоящее время широкое распространение получили компьютерные программы для запоминания иностранных слов, в основу которых были положены результаты исследований Г. Эббингауза. Среди них программы Ьвх1сопвг (Лексиконер) и МешопхеИ (МеморайзИт), которые содержат звуковую библиотеку для развития навыков аудирования; ЬеатпШогйя (ЛернВордз) и ЛпШ (Анки) - программы-тренажеры отсроченного повторения иностранных слов. С помощью этих программ студенты получают возможность учить слова и выражения более десяти языков, в том числе английского, немецкого, французского, итальянского, испанского. Кривая забывания Эббингауза была взята за основу системы повторений данных компьютерных программ как наиболее авторитетный и признанный источник, описывающий наихудшую ситуацию.
Программы Ьехгсопет и ЫетопхеЬ позволяют пополнять словарный запас при минимальных временных затратах. программы предлагают студентам полноценную работу со словарем с помощью функций «поиск», «добавление», «изменение», «удаление». Процесс изучения сопровождается озвучиванием слов, что способствует развитию навыков аудирования. Прилагаемая транскрипция помогает правильно заучивать слово. Программы позволяют работать с готовыми словарями, а также дают возможность составлять их самостоятельно, причем для добавления нового слова в словарь не обязательно иметь его транскрипцию или звуковой файл произношения. При вводе слова и его перевода программа пытается обнаружить недостающие данные из стандартной базы транскрипций и звуков. Программы содержат разнообразные упражнения, помогающие закрепить изучаемое слово в памяти: «мозаика», «выбор перевода», «карточки», «выбор слова», «написание».
Опыт использования программ подтвердил их мобильность и простоту. Из недостатков следует отметить довольно узкий спектр возможностей по сравнению с аналогичными программными продуктами.
На наш взгляд, наиболее оптимальна ЛпЫ - открытая мультиплатфор-менная программа для запоминания слов, основывающаяся на методике интервального повторения. Интервальное повторение - это техника обучения, при которой повторение материала (новых слов, формул и т.д.) совершается через определенные промежутки времени, таким образом, обеспечивая долговременное запоминание.
Учебный сеанс выглядит следующим образом: студент видит вопрос (слово или определение), отвечает вслух или проговаривает слово. Можно также настроить набор ответа в отдельной строке и проверку на правильность написания. После нажатия кнопки «посмотреть ответ» появляется возможность оценить результат запоминания. Если обучающийся не смог вспомнить слово, то карточка с данной лексической единицей будет предложена повторно в конце сеанса. Если слово вспомнилось с трудом, Апкі назначит его повторение в течение дня или на следующий день. При хорошем результате повторение откладывается на три-пять или семь-девять дней. Когда слово выучено, его можно деактивировать.
На сайте Апкі есть готовые материалы на пятнадцати языках, в том числе англо-русские и русско-английские словари. В рамках данной программы существует возможность самостоятельного создания новых карточек. В ходе этого студенты или преподаватели, кроме описания слова, могут добавить визуальный образ и звук, записав собственный вариант произношения или воспользовавшись профессиональным файлом. Апкі предлагает версии программы для работы с флэш-памятью и возможность установить программу на различные мобильные устройства. Зарегистрировавшись на сайте Апкі, студенты могут синхронизировать с ним свою базу знаний и получать доступ к рабочему материалу из любой точки мира.
Одновременно с этим следует отметить, что данная программа имеет довольно сложную структуру, что приводит к необходимости затрачивать длительное время на знакомство с ее возможностями.
В программе LearnWords система повторений реализована максимально гибко: в процессе заучивания можно использовать до семи вариантов повторов. каждому повторению назначаются промежуток времени его наступления и профиль или набор упражнений. Рекомендуется следующий график из шести повторений: первое происходит через 30 мин., второе - через 1 час после первого, третье - через 9 часов после второго, четвертое - через сутки после третьего, пятое - через 3 дня и шестое - через 6 дней. Фактически последнее повторение наступит на одиннадцатый-двенадцатый день после изучения слова. Чтобы разнообразить повторение слов, программой предлагаются такие упражнения, как «мозаика», «выбор слов и написание», «аудиотест», «аудиовыбор перевода», «аудиовыбор слова», «аудионаписание», «угадать слово и выбрать перевод», «угадать перевод и выбрать слово». После изучения каждый блок слов копируется в специальный словарь в каталоге программы, слова отмечаются как готовые к первому повторению и для них записывается время наступления первого повторения согласно графику.
педагогика и психология
педагогика высшей школы
Таким образом, система повторений программы LearnWords универсальна, гибко реализует методику периодических повторений, что позволяет надежно запомнить изученные ранее слова и фразы.
Стоит заметить, что использование данных программ предполагает высокую степень организованности и самосознания студентов. Эффективная самостоятельная работа студентов с программами по заучиванию иностранных слов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с возможностями программ и развить умение работать самостоятельно и активно.
В век развития цифровых технологий компьютерные программы для запоминания слов стали неотъемлемым инструментом в процессе изучения иностранных языков. Используя достижения психологии и дидактики, подобные электронные ресурсы способны расширить существующие границы возможностей в процессе получения знаний. Кроме того, они развивают умение учиться, формируют у студентов способность к саморазвитию, создают идеальные условия для развития интеллектуальной инициативы и мышления.
Библиографический список
1. Варенина Л.П. Интенсив и техники нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 3 (I). С. 35-38.
2. Зенина Л.В. Социальный аспект виртуального обучения // Седьмой Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества - 2012», Москва, московский финансово-промышленный университет «Финергия», 16-20 апреля 2012 г.: Сб. материалов. М., 2012. С. 103-104.
3. Каменева Н.А. Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении иностранным языкам // Сб. научных тр. Sworld по материалам международной научно-практической конференции. Т. 22. № 3. Одесса, 2011. С. 6-8.
4. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2-х т. Т. I. М., 1983.
5. Сенатор С.Ю. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества подготовки студента в современном вузе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 4. С. 59-65.
6. Эббингауз Г. Психология. М., 2006.