Научная статья на тему 'Глухих И. Н. Корпоративная информационная система университета на базе интернет/интранет-портала'

Глухих И. Н. Корпоративная информационная система университета на базе интернет/интранет-портала Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
249
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Глухих И. Н.

The approaches applied at creation of corporate information system of university are considered. Difficulties, characteristic for construction of corporate information system of university on the basis of ready ERP-decisions are shown. The concept of construction of corporate information system on the basis of technologies the Internet/intranet-portals by means of which existing information systems are integrated is offered. Experience of works in the Tyumen state university is described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глухих И. Н. Корпоративная информационная система университета на базе интернет/интранет-портала»

ПРОСТРАНСТВО УНИВЕРСИТЕТА

И. Н. Глухих

КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТА НА БАЗЕ ИНТЕРНЕТ / ИНТРАНЕТ-ПОРТАЛА

I. N. Glukhykh

Corporate informational university system on the basis of Internet/intranet-portal

The approaches applied at creation of corporate information system of university are considered. Difficulties, characteristic for construction of corporate information system of university on the basis of ready ERP-decisions are shown. The concept of construction of corporate information system on the basis of technologies the Internet/ intranet-portals by means of which existing information systems are integrated is offered. Experience of works in the Tyumen state university is described.

Основные подходы в практике построения вузовской корпоративной информационной системы

Создание вузовской корпоративной информационной системы (КИС) должно основываться на некотором исходном аспекте, принципе, определяющем назначение, место и роль системы в деятельности вуза. Преобладающим на сегодня является управленческий аспект, что связано с опытом создания КИС промышленных, коммерческих предприятий и организаций. Сегодня КИС крупных предприятий обеспечивают комплексную автоматизацию управления финансово-хозяйственной, производственной деятельностью. При этом в той или иной степени автоматизируются все фазы управления предприятием, включая планирование, учет, анализ и регулирование.

Успешность проектов КИС в различных отраслях и эффективность их внедрения обусловлены, прежде всего, достаточно строгим определением объектов управления (точнее, компонентов сложного объекта управления) и

© И. Н. Глухих, 2005

оптимизируемых бизнес-процессов. Не случайно создание корпоративной информационной системы производится в контексте общей оптимизации бизнеса и зачастую предполагает реинжиниринг бизнес-процессов предприятия.

Результатом такого реинжинирнга становится приведение бизнес-процессов предприятия к некоторым рациональным моделям, уже известным и найденным ранее из опыта автоматизации. Так появляются типовые решения для автоматизации предприятия, воплощающие в себе известные концепции управления, например MRPII (Manufacturing Resource Planning) или более современная концепция ERP (Enterprise Resource Planning). Программные комплексы, ориентированные на эти концепции, получили название соответственно MRPII-, ERP-систем. В качестве примеров ERP-систем можно назвать систему «Галактика» для производственных предприятий, систему «Университет» компании «Редлаб» для вузов.

Внедрение ERP-системы в вузе сопряжено с рядом трудностей, которые могут потребовать от разработчиков значительно больше усилий,

И. Н. Глухих. Корпоративная информационная система университета

нежели создание аналогичной по масштабу КИС в производственном предприятии. При этом не очевиден и сам экономический эффект от такой автоматизации.

Трудности связаны со сложностью самого объекта управления, даже границы которого на самом деле не всегда возможно определить. Сегодня университет является многопрофильным предприятием, в котором осуществляются различные виды деятельности. Среди основных, являющихся источником финансовых поступлений, можно назвать:

— оказание образовательных услуг по программам высшего образования;

— оказание образовательных услуг по программам довузовской подготовки, послевузовского, дополнительного профессионального образования;

— прикладные исследовательские и научно-технические работы и услуги в различных областях;

— поисковые и фундаментальные исследования на основе научных грантов и конкурсов;

— различного профиля инновационно-коммерческая деятельность, связанная с созданием коммерческих подразделений, работающих совместно с вузом или в его структуре.

Финансирование вуза в этих условиях осуществляется из разных источников, среди которых федеральный бюджет может занимать не самое большое место. В то же время на вуз, который зачастую ведет деятельность коммерческого предприятия, распространяются правила и ограничения, применимые к организациям бюджетной сферы. Все это обусловливает сложности бухгалтерского учета, финансового планирования и налоговой отчетности и, соответственно, автоматизации решения этих задач.

К этому нужно добавить территориальные размеры, возможно, разветвленную структуру филиалов вуза и весьма различные модели организационно-финансового управления — от абсолютной централизации до почти полной финансовой и юридической самостоятельности отдельных подразделений.

Существуют также некоторые существенные особенности, которые выделяют вузы, и в первую очередь университеты, даже среди таких сложных объектов автоматизации, которыми являются организационные или организационно-технические системы. Эти особенности связаны, вообще говоря, с предназначением,

миссией университетов и с тем, что в эргатичес-ких системах принято называть «человеческим фактором».

Пожалуй, можно себе представить, но вряд ли удастся внедрить в университете стандартные бизнес-процессы научного творчества, оптимальные бизнес-процессы обучения (взаимодействия с клиентом, которым здесь является студент), стандартные бизнес-процессы изобретательства и внедрения новаций. Возможно, но вряд ли оправданно создание универсальных систем показателей качества этих бизнес-процессов, каждая из которых получится сложной, слабоструктурированной и трудновычислимой, приведет к разрастанию отчетности и все равно не будет адекватно отражать существующие реалии. (Именно поэтому некоторые российские консультанты в области менеджмента качества считают не применимыми для вуза известные стандарты и методики управления качеством.)

В то же время ERP-системы, внедряемые на основе типовых решений внешними фирмами-разработчиками, изначально ориентированы на стандартизацию бизнес-процессов. Это предполагает, с одной стороны, достаточно общий для всех вузов способ организации структуры и менеджмента; с другой стороны — учет и контроль того, как эти «стандартные» процессы соблюдаются. В таких условиях человеческий фактор не только становится главным тормозом автоматизации (что свойственно любым ERP-си-стемам), но и может полностью свести на нет все усилия по созданию КИС вуза.

Добавим к сказанному длительное время внедрения (1-3 года на основе готового программного решения), значительную часть из которого финансовым службам приходится вести учет в старой и в новой учетной системе одновременно; высокую стоимость внедрения (от 1 до 10 и более млн. руб., не считая затрат на создание телекоммуникационной инфраструктуры), а также высокую стоимость владения, которая в вузах сопровождается еще и акцентированной трудностью сохранения коллективов высокооплачиваемых специалистов по эксплуатации системы.

Видно, что трудностей, которые ожидаются при создании КИС, внедрении ERP-систем, достаточно много. Тем не менее университеты, наверное, не были бы университетами, если бы не занимались разработкой и внедрением слож-

ных технологий. Интересный опыт комплексной автоматизации в вузах имеется, и очевидно, что эти работы будут продолжаться. При этом можно выделить следующие основные подходы, в рамках которых осуществляется комплексная автоматизация вуза.

Первый подход основывается на внедрении коммерческих ERP-систем, разработанных сторонними фирмами. Эти фирмы берут на себя создание, модернизацию программных комплексов, а также их внедрение, включая обследование и рационализацию бизнес-процессов заказчика. Примером такого подхода может служить внедрение в ряде российских вузов системы «Университет», которая разработана московской компанией «Редлаб» на базе платформы крупнейшей мировой EPR-системы SAP/ R3.

Второй подход предполагает построение КИС собственными силами университета. При этом в течение, как правило, многих лет создается эволюционирующая система, адаптированная к особенностям вуза и обеспечивающая автоматизацию всех основных его подразделений. Здесь вуз выступает одновременно в качестве заказчика и исполнителя работ, берет на себя как автоматизацию управления учебно-научным процессом, так и автоматизацию административно-финансовой деятельности. Примерами известных проектов являются информационные системы Петрозаводского государственного университета, Воронежского государственного университета и др.

Третий подход заключается в смешанном применении заказных коммерческих систем и собственных программных решений. Область применения первых включает, главным образом, финансово-хозяйственные подразделения (управления бухгалтерского учета, экономического планирования, кадровые службы и т. п.). При этом применяются решения, зарекомендовавшие себя на ИТ-рынке, обновляемые и поддерживаемые их разработчиками, а также многочисленными фирмами-консультантами и распространителями. К числу таких можно отнести программные продукты на платформе «1С», «Парус» и др.

Собственные разработки образуют второй контур автоматизации — управление учебным процессом, куда включаются кафедры, деканаты, научные, учебные и учебно-методические отделы, а также ректорат.

Полученные результаты в различных вузах могут отличаться использованием разных технологий, масштабом реализации, а также глубиной взаимосвязей между «первым» и «вторым» контурами автоматизации управления. Среди интересных примеров этого подхода можно отметить информационную систему Байкальского государственного университета экономики и права.

Создание вузовской КИС, с использованием разных способов и путей решения, должно привести к одному результату — появлению корпоративной информационной системы. На взгляд автора, в общем случае более правильным применить толкование КИС не как системы автоматизации управления вузом, а системы, обеспечивающей поддержку коллективной деятельности в информационном пространстве вуза, включая выработку, реализацию и контроль управленческих решений на разных уровнях.

Согласно этому и оценивая определения КИС [1], можно сформулировать некоторые характеристики, которые станут моделью ожидаемого результата и которые помогут понять, достигнута ли поставленная цель. Так, с созданием КИС:

- обеспечивается коллективная работа с данными (например, с данными о студентах) разных специалистов на различных рабочих местах;

— исключается дублированный ввод и параллельное ведение данных;

— появляются автоматизированные средства для формирования отчетов, вывода бумажных документов, электронного обмена, проведения анализа данных;

— появляются возможности консолидации, пересылки и обмена данными между различными информационными хранилищами (базами данных);

— автоматизируются основные (образовательный процесс) и обеспечивающие (оперативный, бухгалтерский учет, планирование) бизнес-процессы вуза;

— формируется вертикаль доступа и работы с информацией с персональными функциональными возможностями: «специалист — менеджер среднего звена (начальник отдела, управления, заведующий кафедрой, декан) — топ-менеджер вуза (директорат, ректорат)». Эта вертикаль реализована посредством автоматизиро-

И. H. Глухих. Корпоративная информационная система университета

f

ванных рабочих мест и/или нерсонализирован-ных интерфейсов системы;

— ноявляется организационно-документальное и нравовое обеснечение деятельности информационной системы;

— ноявляются кадры, готовые экснлуати-ровать и ноддерживать экснлуатацию нро-граммно-аннаратного и информационного обеснечения.

Интернет/интранет-технологии в создании вузовской КИС

Развитие интернет, ноявление конценций интернет / интранет-норталов в 90-х гг. нриве-ло к ноявлению относительно нового нанрав-ления развития корноративных информационных систем. В этом нанравлении технологии интернет / интранет становятся основными нри разработке систем достуна к данным, нользо-вательских интерфейсов и рабочих мест, создания систем общения корноративных нользова-телей между собой, а также с клиентами.

В сфере российского образования интернет нривел к ноявлению новых категорий информационных систем, которыми стали различные образовательные норталы, системы ноддержки интернет-образования, тематические вэб-ресур-сы и т. н. К наиболее крунным нроектам следует отнести созданную в рамках ФЦП РЕОИС систему федеральных образовательных норта-лов *. edu.ru [2].

Интернет-технологии могут стать также средством консолидации внутривузовских локальных систем и создания корноративной информационной системы, нричем такой, которая обеснечивает не только совместную работу с данными сотрудников вуза, но и взаимодействие этих сотрудников между собой, с клиентами и нартнерами. Отметим, что взаимодействие с клиентами является центральным элементом конценции CRM (Customer Relationship Management), которая является одной из современных конценций ностроения корноративных информационных систем для коммерческих нреднриятий. В вузе к комнонен-там такого взаимодействия, в частности, относятся:

— электронная нубликация объявлений, новостей и анонсов меронриятий и событий;

— обмен электронными сообщениями между нользователями, рассылка циркулярных со-

общений всем или отдельным категориям пользователей;

— ознакомление с повестками и проектами решений ученых, научно-технических и др. советов;

— организация научных конференций, семинаров, в том числе проведение интернет-конференций;

— электронное взаимодействие со студентами, включая предоставление учебно-методических материалов, консультации, тестирование, информирование о расписании занятий и т. п.;

электронное взаимодействие с абитуриентами, включая информирование, консультирование, удаленную регистрацию заявлений абитуриентов;

— проведение on-line опросов, викторин, конкурсов и т. п.

Системное решение этих задач, наряду с указанными выше характеристиками КИС, позволяет говорить о новом качестве корпоративной информационной системы. Интересно, что при этом возникает еще один подход в построении КИС, исходным состоянием в котором может быть явление, названное в профессиональных кругах «лоскутной, очаговой автоматизацией».

Действительно, автоматизация тех или иных профессиональных задач приводит к появлению не связанных между собой информационных систем, образующих отдельные очаги автоматизации. Это считается первым состоянием автоматизации, как правило, любого предприятия и сегодня весьма распространено в вузах. Дальнейшим развитием становится коренное или эволюционное преобразование (в зависимости от используемого подхода) и построение КИС.

Результат в виде «лоскутной автоматизации» не является действительно эффективным, но это состояние обусловливает вполне стройную концепцию построения КИС, если следующей целью становится создание интернет / инт-ранет-портала вуза.

Справедливости ради следует отметить, что создание интернет / интранет-портала не предполагает обязательное использование локальных, не связанных между собой информационных систем. Наличие КИС, например на основе заказной EPR-системы, скорее всего, облегчит появление корпоративного портала как ин-

струмента служебной деятельности. Однако следует отметить, что вуз, оценивающий перспективу своего развития и находящийся в состоянии «лоскутной автоматизации», сегодня может воспользоваться интернет-технологиями для построения КИС, возможно, с наименьшими затратами и риском.

В литературе существуют разные определения того, что есть интернет- или интранет-пор-тал. Выделяются специфичные признаки, отличающие портал от интернет-сайта, но в общем случае стоит руководствоваться следующими определениями [3].

Портал — базирующаяся в Web фокусная точка входа в информационное пространство, точка доступа к разнообразному спектру контента, сервисов, ресурсов и приложений.

Корпоративный портал — защищенная, базирующаяся в Web, удобная в использовании фокусная точка, предоставляющая доступ внутренним и внешним пользователям к потенциально персонализируемой корпоративной информации, сервисам, приложениям, данным и знаниям.

Название «интернет / интранет-портал» соответствует корпоративному порталу, где можно выделить самостоятельные входы для внешних пользователей (интернет) и внутренних пользователей корпоративной сети (интранет).

На рис. 1 показана обобщенная архитектура корпоративного портала в вузе. Выделяются две больших категории пользователей — пользователи внутренней корпоративной сети и пользователи внешней сети (интернет-пользователи). В зависимости от масштаба корпоративной сети пользователи первой категории могут быть сотрудниками и студентами одного факультета, корпуса, института или всего вуза. В последнем случае, хотя входом в информационное подпространство вуза может стать любой сайт подразделения, выделяется единый, центральный вход — фокусная точка доступа ко всем или большинству сайтов вуза, базам данных, образовательным ресурсам и сервисам.

Так, в Тюменском государственном университете такой центральной точкой доступа является интернет-портал www.utmn.ru. Он объединяет более 50 сайтов подразделений университета, сервисы электронной почты, новостей и анонсов, сервис тестирования, информационные сервисы приемной комиссии, включая дистанционную регистрацию заявлений абитури-

ентов, сервис регистрации выпускников и др. Здесь же при проведении научных мероприятий (конференций, семинаров) работает сервис организации конференций, включая удаленную регистрацию участников, прием материалов с возможностью анализа состава участников менеджерами конференции. С портала осуществляется доступ к базам учебно-методических материалов, а также вход в интранет-пор-тал для удаленных пользователей. В целях управления содержимым, обеспечения функционирования портала разработана система управления контентом «Сфера», которая позволяет обеспечить менеджерам портала (а они могут быть представителями разных подразделений) авторизованный доступ к «своим» разделам, создавать новые подразделы и информационные страницы, публиковать новости и анонсы.

Пользователи внутренней сети обладают всеми возможностями интернет-пользователей, но имеют дополнительный доступ к учебно-методическим материалам кафедр, размещенным на образовательном сервере корпоративной сети, и доступ к файлам йр-серверов. Принципиальным является способ управления доступом внутренних пользователей в интернет. В ТюмГУ на базе собственной биллинговой системы реализована система личных счетов сотрудников и студентов, с помощью чего организован доступ к внешним ресурсам со всех компьютеров корпоративной сети. В настоящее время эта сеть объединяет 15 корпусов университета (более 1700 компьютеров) в городах Тюмени, Ишиме, Заводоуковске; возможность выхода в интернет имеется со всех компьютерных классов (которых около 50), кафедр, деканатов, иных подразделений.

Важным при такой организации является то, что все пользователи сети (в том числе пользователи удаленных корпусов и филиалов университета в других городах) имеют безлимитный доступ к внутриуниверситетским ресурсам. Доступ к внешним ресурсам лимитируется, что предполагает ограничение объемов ежемесячного трафика, ограничение доступа к сайтам нежелательного содержания, а также ограничение на вывод некоторых видов графической информации (баннеров). Все это позволяет рационально использовать ресурсы имеющихся каналов доступа в интернет при обеспечении достаточной скорости доступа.

И. Н. Глухих. Корпоративная информационная система университета

корпоративной сети

Рис. 1. Обобщенная архитектура корпоративного портала в вузе

Наибольший интерес с точки зрения построения КИС имеет разработка интранет-порта-ла, который должен обеспечивать консолидацию информационных систем вуза и авторизованный доступ к различным сервисам и данным из этих систем.

Общая концепция построения интранет-портала представлена на рис. 2. Она предполагает наличие функционирующих клиент-серверных программных систем, базирующихся на разных серверах и, возможно, различных СУБД. Клиентское программное обеспечение (ПО) этих систем установлено на рабочих местах специалистов, менеджеров, которые решают задачи ввода, актуализации, поиска данных и их использования для формирования бумажных от-

четов, справок, приказов и т. п. В университете пользователями таких систем могут быть сотрудники учебно-методического управления, студенческого отдела кадров, приемной комиссии, административных служб и др.

Для доступа к имеющимся данным, которые могут находиться в разных базах данных, на основе web-технологий организуется профильно настраиваемый интерфейс, обращение к которому выполняется так же, как и к обычной интернет-странице — посредством браузера из внутренней или внешней сети. Персона-лизация интерфейса достигается путем ведения базы данных структуры университета, где каждому или группе подразделений приписывается свой профиль, т. е. права доступа к тем или

Персонализированный WEB-интерфейс

.4

Специалисты, Менеджеры среднего и высшего звена

Подсистемы авторизации, запроса, мониторинга и анализа данных

База данных пользователей

База данных

Клиентское .й» прикладное ПО

Специалисты, менеджеры среднего звена

J

Процедуры обмена данными

Рис. 2. Структура интранет-портала

иным функциональным возможностям системы. Генерация персонального интерфейса выполняется при распознавании личного пароля и логина пользователя. Таким образом, интерфейс работника деканата будет включать кнопки и ссылки для работы со студенческими группами своего факультета, интерфейс работника центра трудоустройства выпускников — для работы со всеми выпускниками, а интерфейс проректора — кнопки и ссылки для выборки по основным запросам, анализа данных и запуска иных дополнительных приложений.

В целях синхронизации данных, исключения их дублирования и ввода разными подразделениями должны быть разработаны организационные процедуры обмена данными между базами данных, а также ответственность пользователей за данные, права и правила редактирования своих данных. В целях обеспечения сохранности информации в случае ошибочных действий пользователей необходимо применение резервного копирования на серверах баз данных, а также ведение журнала событий, позволяющего оценивать активность пользователей и действия их в среде системы. Целесообразным может стать также создание единого хранилища данных — сервера, куда по определенным правилам переносятся данные из раз-

ных источников, подвергаясь при этом предварительной очистке и приведению к единому формату. Наличие такого хранилища данных обеспечивает более широкие возможности использования накопленной в вузе информации, проведения ретроспективного анализа данных, выявления скрытых закономерностей и знаний, прогноза событий и т. п. на основе технологий Data Mining [4].

Обобщенная архитектура интранет-порта-ла включает следующие уровни функциональных и обеспечивающих систем:

— уровень телекоммуникационной инфраструктуры, включая рабочие станции, серверное и коммутационное оборудование, а также средства связи с интернет (для обеспечения работы с порталом удаленных пользователей);

— уровень операционных систем и СУБД;

— уровень прикладных информационных систем и баз данных. Как правило, это те системы, которые уже функционируют на момент создания портала, хотя масштаб их может быть различным — от системы отдела до системы, работающей в масштабе предприятия. Целесообразным при этом является использование клиент-серверной архитектуры, где данные системы хранятся на своем сервере баз данных. В случае локального автоматизированного рабоче-

И. Н. Глухих. Корпоративная информационная система университета

го места, возможно, более эффективным окажется переделать систему в рамках новой концепции, если портал предполагает доступ к ее данным с других рабочих мест;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— уровень организации доступа к распределенным базам данных. Реализация данного уровня предполагает не только ПО, но и организацию процедур обмена данными или их переноса из одной системы нижнего уровня в другую. При этом прикладное ПО должно обеспечить оперативный поиск данных в соответствии с запросом, а также проведение возможностей анализа и визуализации данных;

— уровень web-интерфейса. На данном уровне обеспечивается авторизованный доступ в систему, генерация персонального интерфейса и работа с данными в соответствии с его возможностями;

— уровень организационного, информационного, правового и другого обеспечения. Данный уровень предполагает разработку руководств пользователей и администраторов, документов, регламентирующих работу в информационной среде портала, права и обязанности пользователей, формы ввода и вывода информации, правовой статус документов и данных;

— уровень кадрового обеспечения, который должен включать подготовленных пользователей системы, а также специалистов, осуществляющих техническую, методическую поддержку эксплуатации и дальнейшее развитие системы.

Как видно, приведенный перечень объединяет как техническую, программную часть, так и организационную составляющую разрабатываемой информационной системы. Такое объединение соответствует определению состава любой информационной системы [5] и должно стать одним из основополагающих принципов создания КИС.

В Тюменском государственном университете с конца 2003г. на основе данной концепции реализуется проект «Ингрис» (ingris.utmn.ru) — интегрированная геораспределенная информационная система. При разработке проекта первоочередными задачами стали интеграция и развитие уже имеющихся информационных систем, содержащих данные о студентах, абитуриентах, выпускниках, и предоставление дополнительных возможностей для работы с этими данными в различных подразделениях.

В настоящее время портал «Ингрис» объединяет информационные системы «Реестр студентов», «Абитуриент», ГИС «Кадастр Тюм-ГУ», биллинговую систему ТюмГУ, систему web-тестирования и некоторые другие. В ходе выполнения проекта были существенно модернизированы имевшиеся на начало работы версии систем «Абитуриент» и «Реестр студентов». Реализованы процедуры переноса данных из базы «Абитуриента» в базу данных «Реестра студентов», расширена структура таблиц последнего и созданы новые автоматизированные места, что позволило работать с различными категориями студентов и слушателей дополнительного профессионального образования, а также вести данные о выпускниках университета. Разработаны версии систем для инсталляции в филиалах университета. Важным моментом явилась организация процедур переноса данных. Это, прежде всего, перенос данных из системы «Абитуриент» в «Реестр студентов» (после выхода приказов о зачислении), перенос данных из баз данных филиалов в базу данных головного вуза (после зачисления студентов в филиалы, а также после перевода из филиалов в головной вуз).

В рамках общей концепции интранет-пор-тала реализованы автоматизированные рабочие места специалистов учебно-методического управления, приемной комиссии, отделов административно-хозяйственного управления. Разработанные варианты профильно настраиваемого web-интерфейса обеспечивают работу сотрудников деканатов и учебных отделов институтов, центра содействия трудоустройству выпускников, а также ректората. При этом реализуются основные сервисы работы с группами студентов в деканатах, в том числе формирование групп, распечатка справок, ведомостей и форм произвольной отчетности, ведение учетной карточки студента. В число функциональных возможностей зарегистрированных пользователей входит также система электронных объявлений и обмена сообщениями. В зависимости от профиля пользователя имеется возможность подключения к web-интерфейсу системы по управлению собственностью университета — ГИС «Кадастр ТюмГУ». Использование web-технологий позволяет работать с данными, с электронной почтой сотрудникам, находящимся за пределами корпоративной сети (например, в служебных командировках).

Перспективы развития интранет-портала связаны с созданием подсистемы мониторинга и анализа данных для пользователей высшего менеджмента университета и аналитиков, что предполагает также работу с данными системы «1С-Предприятие 7.7», которая эксплуатируется в административно-хозяйственных подразделениях университета.

В заключение следует отметить один немаловажный плюс в создании собственных информационных систем, который обычно не учитывается сторонниками приобретения готовых решений. Дело в том, что любой подобный проект может стать основой для развития дальнейшей инновационной деятельности вуза. Так, в процессе выполнения проекта формируется коллектив, отрабатываются технологии, приемы, создаются базы исходных кодов и сценариев, осваиваются наукоемкие методы и алгоритмы аналитической обработки данных, возникают новые программные решения. Использование концепции интранет-портала, интегрирующего существующие информационные компоненты вместо создания единой ERP-системы, позволяет получить в ходе работ достаточно простые программные решения, которые доступны для внедрения в других учебных заведениях, государственных структурах или же коммерческих организациях. Примерами таких решений, созданных в Тюменском государственном университете за время выполнения проекта «Ингрис», являются:

- система «Ингрис. Тестирование» (test. utmn.ru) — для организации сервиса тестирования на интернет-сайтах, в локальных сетях и на отдельных рабочих местах;

— система «Абитуриент» — для автоматизации работы приемной комиссии, а также дистанционной регистрации абитуриентов (preabit. utmn.ru);

— система «Реестр имущества фирмы — РИФ», созданная на базе геоинформационной системы «Кадастр университета» и предназначенная для управления собственностью органи-

заций и предприятий, а также муниципальных образований;

— портал образовательных услуг и товаров для образования (uchim. utmn.ru), а также ряд разработок для создания заказных интернет-ресурсов.

Важным для получения новых результатов и использования их для оказания научно-технических услуг является создание соответствующей инновационной инфраструктуры вуза. При этом должны быть выделены следующие роли подразделений вуза, участвующих в создании КИС: «разработчик технологий и программ»; «ответственный за внедрение и поддержку эксплуатации в вузе»; «пользователь и владелец данных»; «ответственный за маркетинг и внедрение вне вуза».

Распределение этих ролей является необходимым условием эффективного развития КИС университета. Особое внимание следует обратить на пользователей программ и баз данных. Еще раз подчеркнем, что всякая информационная система включает в себя программное обеспечение только как один из компонентов. Работоспособность системы и ее эффективность будут возможны только при наличии всех компонентов ее архитектуры, создания и обеспечения работоспособности всех обеспечивающих подсистем. Наиболее важным при этом является заинтересованность и активная позиция руководства вуза и подразделений-пользователей, их готовность работать в информационной среде КИС.

Литература

1. Петров А. Ю., Шлимович Е. Л., Ирюпин Ю. В. Комплексная автоматизация управления предприятием. М., 2001.

2. Гридина Е. Г., Иванников А. Д., Булгаков М. В. и др. Система Федеральных образовательных порталов: три года в Internet // Открытое образование. 2005. № 1(48). С. 35-54.

3. ГуругеА. Корпоративные порталы на основе XML и Web-служб. М.: Кудиц-образ, 2004.

4. Барсегян А. А., Куприянов М. С., Степанен-ко В. В., Холод И. И. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Minig. СПб., 2004.

5. Информационные технологии управления / Под ред. Г. А. Титоренко. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.