Научная статья на тему 'Проблемы интеграции корпоративных информационных систем'

Проблемы интеграции корпоративных информационных систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3170
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАЦИЯ / CORPORATE INFORMATION SYSTEMS / AUTOMATION / OPERATION OF BUSINESS / BUSINESS PROCESS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кусов Алексей Александрович

в статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами внедрения информационных систем на предприятиях. Проблемы интеграции не ограничиваются только программным обеспечением, они охватывают всю ИТ - инфраструктуру предприятия, которая должна обеспечить возможность интеграции не только программным компонентам КИС, но её пользователям, информации и обслуживаемым ею бизнес-процессам без потери гибкости и масштабируемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in article the questions connected with problems of introduction of information systems at the enterprises are considered. Integration problems aren't limited only to the software, they cover all ИТ - an infrastructure of the enterprise which should provide possibility of integration not only to program components of *****CATS, but its users, the information and business processes served by it without flexibility and scalability loss.

Текст научной работы на тему «Проблемы интеграции корпоративных информационных систем»

Кусов А.А. Проблемы интеграции корпоративных информационных систем

Дата: 21/04/2011 Номер: (28) УЭкС, 4/2011

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами внедрения информационных систем на предприятиях. Проблемы интеграции не ограничиваются только программным обеспечением, они охватывают всю ИТ - инфраструктуру предприятия, которая должна обеспечить возможность интеграции не только программным компонентам КИС, но её пользователям, информации и обслуживаемым ею бизнес-процессам без потери гибкости и масштабируемости.

Ключевые слова: корпоративные информационные системы, автоматизация,

управление предприятием, бизнес-процесс, интеграция.

Abstract: in article the questions connected with problems of introduction of information systems at the enterprises are considered. Integration problems aren't limited only to the software, they cover all ИТ - an infrastructure of the enterprise which should provide possibility of integration not only to program components of *****CATS, but its users, the information and business processes served by it without flexibility and scalability loss.

Keywords: corporate information systems, automation, operation of business, business process, integration.

Кусов Алексей Александрович

аспирант

Санкт-Петербургский институт управления и права

kpg.777@rambler.ru

Выходные данные статьи: Кусов А.А. Проблемы интеграции корпоративных информационных систем // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 4 (28). - № гос. рег. статьи 0421100034/0124. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Введение

По разным причинам, главным образом, - экономическим, внедрение систем автоматизированного управления происходит, как правило, постепенно, эволюционно.Его начинают с отдельных функциональных подразделений, чаще всего с бухгалтерии и/или отдела кадров предприятия. Так что, типичная информационная среда автоматизации - это несколько программ, разрабатывавшихся в разное время разными разработчиками на разных платформах в соответствии с тем пониманием бизнес-процессов, которое существовало во время их разработки. Проблема заключается в том, что эти программы начинают функционировать как отдельные технологические островки, независимые друг от друга, с отдельными, часто несопоставимыми данными, отсутствием квалифицированного обслуживающего

персонала, технической документации и служб сопровождения, без которых невозможно развитие и совершенствование систем автоматизированного управления. Такую автоматизацию управления предприятием иногда называют «кусочной» «лоскутной» или «островковой». При лоскутной автоматизации практически невозможно увидеть реальную картину деятельности предприятия. Следовательно, невозможно и сколько-нибудь обоснованно планировать его деятельность и финансовые результаты. Результатом "лоскутной" информационной среды является низкая эффективность работы ее составляющих, увеличение затрат на поддержку, эксплуатацию и развитие, невозможность обеспечить требуемую информационноучетную и аналитическую поддержку бизнес-процессов на должном уровне и в срок и, соответственно, потери в эффективности бизнеса. Именно поэтому у руководства компаний все чаще возникает задача интеграции существующих на предприятии "лоскутных" программных продуктов в единую (комплексную, интегрированную) Корпоративную Информационную Систему. Однако, проблемы интеграции не ограничиваются только программным обеспечением, они охватывают всю ИТ -инфраструктуру предприятия, которая должна обеспечить возможность интеграции не только программным компонентам КИС, но её пользователям, информации и обслуживаемым ею бизнес-процессам без потери гибкости и масштабируемости, необходимых для адаптации этой системы к изменяющимся требованиям бизнеса.

1. Проблемы внедрения управленческих ИС

Интегрированная корпоративная информационная система (КИС) позволяет:

• сохранить ранее сделанные инвестиции, временные и финансовые затраты на поддержку и развитие информационного пространства предприятия;

• использовать для решения конкретных задач наиболее эффективные системы отдельных производителей;

• легко расширять и развивать отдельные возможности существующих информационных систем с уже накопленными в них данными.

Попытки решить интеграционную проблему исходят и от поставщиков корпоративных программных продуктов. Они утверждают, что продукты класса ЕЯР (ERP II, CSRP и ВРМ) "автоматически" снимает проблему интеграции. В качестве подтверждения своей теории они приводят следующие аргументы:

• Любая ERP-система автоматизирует большинство процессов: управление персоналом, начисление заработной платы, обработку заказов, управление поставками и закупками и т.д.

• Все эти приложения уже "интегрированы", поскольку поставляются одной компанией-разработчиком.

• Таким образом, внедрение ЕЯР-системы снимает необходимость вкладывать значительные средства в интеграцию приложений.

Однако, практика показала несостоятельность их теорий. В действительности, ни одна из этих систем не в состоянии решить все задачи, стоящие перед предприятием. Следовательно, потребуется приобретение дополнительного модуля или разработка собственного приложения, реализующего необходимую функциональность, и, как результат, проведение интеграции. Кроме того, утверждение, что ЕЯР-система уже интегрирована, достаточно условно, поскольку при установке новой версии любого модуля, входящего в ЕЯР-систему, требуется обновление и других модулей. Поэтому поставщики должны обеспечить возможность внедрения различных версий своих

приложений - что также требует интеграции. Кроме того, на предприятиях всегда остается несколько "устаревших" приложений. Дело в том, что на внедрение всех модулей ERP-системы нужны годы, и пока они устанавливаются, используется существующие приложения, т.е. снова необходима интеграция. Наконец, слияния и поглощения предприятий являются источником возникновения интеграционных проблем, так как на предприятиях часто используются ERP-системы от разных поставщиков, что может потребовать их интеграции.

2. Способы интеграции корпоративных приложений

Интеграция "каждый с каждым”. Это традиционный подход к интеграции прикладных программ. Он состоит в создании специализированных интерфейсов обмена данными для каждой пары обменивающихся приложений. Такой подход хорош для небольшого числа приложений. При большом их числе он практически не работает. Кроме того, он не позволяет строить качественно новые запросы к обьединенным данным, т.е. качественного выигрыша от объединения данных нет. Интеграция на уровне пользовательских интерфейсов. Подход основан на том, что приложения могут использовать друга так же, как их используют люди, а именно (с помощью специальных инструментов) через пользовательский интерфейс (screen scraping). Наиболее распространенный вариант - HTML-scraping, при котором специальный инструмент (например, Composite Application Platform предприятия CrossWeave), идентифицирует компоненты HTML-документа, полученного в результате работы веб-приложения, и предоставляет эти компоненты для повторного использования и интеграции. Такой подход может успешно применяться для сравнительно простых Web - приложений, но в последнее время он все больше вытесняется Web- сервисами.

Интеграция на уровне данных. Один из самых распространенных в настоящее время подходов - создание хранилищ данных (datawarehouses). Подразумевает поддержку данных в специальных хранилищах независимо от породившей их бизнес-логики. Доступ к хранилищам могут получать различные приложения. При этом подходе важное значение принимает наличие хорошо документированной (и редко изменяющейся) модели данных. Есть у этого подхода и свои недостатки, связанные в первую очередь с:

• повышенными требованиями (а значит, стоимостью решения) к аппаратному обеспечению серверов хранилища.

• необходимостью переделывать существенную (всю работу с БД) часть приложений (следовательно, увеличение стоимости и возможность внесения ошибок).

• необходимостью единой схемы данных для разнородных приложений, что существенно ограничивает гибкость и развитие систем.

Интеграция на уровне информационных ресурсов. Такую методику интеграции обеспечивают ECM-технология, Они позволяет быстро объединять разрозненные информационные системы предприятия, связывая их на уровне потоков информации, связывающих рабочие (бизнес-) процессы. При этом каждый исполнитель таких процессов вовремя получает свои задания и уведомления (в случае нарушения регламента), а руководители имеют возможность контролировать ситуацию. Однако мало только дать задание человеку, нужна еще информация для принятия решений. Более того, часто недостаточно только оперативной информации, например, по конкретному заказу — требуется доступ к информационному хранилищу, чтобы,

например, просмотреть документы по прошлым заказам, переписку с клиентом, поднять текст договора и т.п. Ни аналитики, ни тем более сама система не смогут догадаться, какие именно документы вам понадобятся в конкретный момент; их нельзя просто прикрепить к заданию и доставить сразу весь пакет. Вот почему вместе со средствами автоматизации бизнес-процессов в ECM-системах активно используются системыг управления документами и другие компоненты общей системы.

В российской практике ближе всего к понятию ECM находятся системы электронного документооборота (СЭД). С другой стороны, в качестве ECM можно рассматривать многофункциональные платформы для разработки решений в области управления информацией, такие как Lotus Notes или EMC Documentum.

Интеграция на уровне корпоративных приложений. Интеграция на уровне приложений (EAI, Enterprise Application Integration) подразумевает совместное использование исполняемого кода, а не (в отличие от предыдущего подхода) внутренних данных приложения. Программы разбиваются на компоненты, которые интегрируются с помощью стандартизованных программных интерфейсов и специального связующего программного обеспечения (ПО). При таком подходе из этих компонентов создается универсальное программное ядро, которое используют все приложения. Для каждого приложения создается только один интерфейс для связи с этим ядром, что существенно облегчает задачу интеграции. Полученную в результате систему легче поддерживать и расширять. Повторное использование функций в рамках имеющейся среды позволяет значительно снизить время и стоимость разработки приложений. Кроме того, EAI интегрирует приложения, не внося в них каких-либо модификаций, что гарантирует отсутствие ошибок в их работе. Недостатком этого подхода является сложность (заранее точно не оцениваемая) и, соответственно, стоимость работ.

Интеграция при помощи Web-сервисов (SOA). Самый современный и быстро развивающийся подход к интеграции приложений. Он основан на обеспечении стандартного для Web-служб интерфейса доступа к приложениям и данным. Например, используя стандартный протокол доступа к объектам SOAP (Simple Object Access Protocol), браузер пользователя может сравнить цены на нескольких сайтах и предоставить клиенту сравнительный отчет. Web-сервисы напоминают подход EAI, но с одним существенным отличием - они существенно более стандартизованы. В большинстве случаев EAI -решения разрабатываются как частные для связи конкретных продуктов. Соответственно, подключить к существующему EAI -решению еще одну систему - большая, трудная и долговременная задача. Поскольку Web-сервисы основаны на общих для W3C -консорциума стандартах, они могут работать всюду, где можно использовать WWW-технологии.

Результаты построения КИС на основе интеграции:

• Возможность осуществлять оперативное управление компанией.

• Сохранение инвестиций в обучение персонала, имеющиеся системы и оборудование.

• Возможность осуществлять планомерное развитие общекорпоративной информационной системы, интегрируя в нее функциональные компоненты, исходя из приоритетов развития бизнеса предприятия и потребностей функциональных подразделений, т.е. возможность синхронизировать развитие системы с развитием бизнеса.

• Возможность при необходимости заменить любой функциональный компонент

другим, более соответствующим текущим бизнес-потребностям.

• Возможность инвестировать в развитие информационных технологий не сразу, а поэтапно, на каждом этапе соотнося вложенные средства с полученным бизнес-эффектом.

• Возможность снижения общей стоимости автоматизированного рабочего места, включая затраты на создание системы, поддержку рабочих мест и обучение пользователей.

• Резкое снижение времени сбора информации, необходимой для принятия управленческих и бизнес - решений.

• Ликвидация противоречивости данных от различных служб.

• Сокращение времени и трудозатрат на ведение учетных операций.

• Ведение консолидированного управленческого учета по нескольким филиалам.

• Снижение затрат рабочего времени на формирование промежуточных отчетов, на сверку информации между подразделениями.

3. Интеграция с использованием промежуточного ПО

Большинство предприятий не могут позволить себе отказаться от существующей инфраструктуры и заново реализовать интеграцию. Как правило, не следует отказываться от многих наследованных приложений (даже от мэйнфреймов), но их можно существенно улучшить, если интегрировать присущие им деловую логику и данные с другими приложениями. Один из способов объединения различных наследованных приложений предлагает специальное промежуточное ПО. С его помощью формируется интерфейс (мост) между двумя разными системами. Такое ПО объединяет два или несколько изолированных приложения, позволяя им взаимодействовать между собой, а также свободно обмениваться данными (рис. 1). В его состав могут входить программы, написанные программистами предприятия, либо готовые модули. Существуют несколько видов подобных систем. Одним из важных приложений промежуточного ПО является объединение клиента и сервера в процессе клиент-серверных вычислений, а также улучшение связи web-сервера с данными, хранящимися на другом компьютере. Благодаря этому пользователи могут запрашивать данные из компьютера, в котором они хранятся, используя формы, отображаемые на экране web-браузера, в результате чего web-сервер может возвращать динамические web-страницы, выполняя запросы пользователей.

Рис. 1. Промежуточное ПО для связи корпоративных приложений

Одна из ключевых проблем при создании КИС— интеграция объектноориентированного подхода и распределенных вычислений. Этим занимаются многие разработчики, среди которых выделяется международный консорциум OMG (Object Management Group). Им была предложена архитектура управления объектами ОМА, лежащая в основе стандарта CORBA (Common Object Request Broker Architecture), которая обеспечивает совместимость и возможность взаимодействия объектов в компьютерной сети. Основная идея этой архитектуры заключается в представлении любой задачи в форме взаимодействия объектов, распределенных по различным

компьютерам. Объектная модель CORBA определяет порядок взаимодействия между клиентами и серверами (рис. 2).

Клиенты - это приложения, запрашивающие услуги, а серверы - приложения, предоставляющие эти услуги. Роль CORBA-технологии для КИС заключается в том, что с ее помощью определяется система, которая обеспечивает «прозрачное» взаимодействие между объектами в неоднородной распределенной среде.

Рис. 2. Архитектура CORBA

Заключение

Для нового стиля производства характерны меньшая иерархичность в организации и управлении, децентрализация управления, гибкий менеджмент, опирающиеся на мгновенно получаемую информацию. Менеджер нового типа опирается на неформальное общение и набор заранее определенных целей (в большей мере, чем на формальное планирование), гибкую организацию команд и лиц, работающих над определённой задачей, и ориентацию на потребителя для достижения координации во взаимодействии работников. В структуре управления предприятием появился дополнительный уровень - уровень управления знаниями, а в ИТ-подразделениях -отделение по управлению корпоративными знаниями. Менеджер нового образца апеллирует к знаниям, изучению и принятию решений, заставляющих отдельных работников обеспечивать успешную работу предприятия. Такой стиль управления делает вполне возможным внедрение новейших информационных технологий управления и, в частности, технологий искусственного интеллекта.

Однако, большинство традиционных предприятий, особенно в России, было и остается иерархически организованными образованиями с централизованным управлением, которые используют стандартные операции для массового производства продукции или предоставления услуг. Они базируется на формальных правилах, формальном планировании, жестком распределении труда. Вот почему, для всё углубляющейся интеграции в мировую экономическую систему, России необходим

резкий качественный скачок в области организационного управления за счёт внедрения современный корпоративный информационный систем. Успешное решение этой стратегической задачи требует также усилиты подготовку кадров в этом направлении.

Библиографический список:

1. Лондон Дж., Лондон К. Управление информационными системами. - 7-е изд., сер. «Классика MBA» / Пер. с англ. под ред. Д.Р. Трутнева - СПб.: Питер; 2005 -912 с.

2. Абдикеев Н.М., Даныко Т.П., Иделыменов С.В., Киселёв А.Д.

Реинжиниринг бизнес-процессов. - М.: Изд. «Эксмо», 2005 - 592 с.

3. Чейз Р., Эквилайн Р. Дж., Якобс Р.Ф. Производственныгй и информационныгй менеджмент, 8-е изд.: Пер. с англ.: М. : Изд. Дом «Вилыямс», 2003, 704 с.

4. http://www.defenselink.mil/nii/doc/DoDAF_v1 _Memo.pdf

5. http://www.ustreas.goV/o.ces/management/cio/teaf/arch_framework.doc

№ гос. рег. статьи 0421100034/0124

Это статыя Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статыи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=405

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.