Научная статья на тему 'Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды мпгу'

Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды мпгу Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
412
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ / CONCEPT OF DEVELOPMENT THE INFORMATION ENVIRONMENT / РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION / INFORMATION ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Каракозов Сергей Дмитриевич, Сулейманов Руслан Сулейманович, Уваров Александр Юрьевич

Сегодня в МПГУ ведутся работы по погружению студентов в современную педагогику. Для этого требуется сформировать в Университете новую ИКТ-насыщенную образовательную среду, которая позволяет поддержать эту работу без существенного увеличения нагрузки на педагогический персонал. В статье рассмотрены основные шаги преобразования цифровой образовательной среды МПГУ. Они рассматриваются как составная часть концепции развития вуза, как инструмент решения задач обновления образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Каракозов Сергей Дмитриевич, Сулейманов Руслан Сулейманович, Уваров Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical Policy and Development Stages of Moscow State Pedagogical University Digital Educational Environment

To immerse students into modern pedagogics, it is necessary to create new ICTsaturated educational environment which allows to support the work with students without significant increase in workload of the pedagogical personnel at the University. The article deals with the main steps of transformation of the Moscow State Pedagogical University digital educational environment. These steps are considered as an integral part of the concept of development of higher education institution and the tool for solving the problems of updating the educational process.

Текст научной работы на тему «Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды мпгу»

новые!

образовательные! технологии!

1УДК 378.1 ББК 74.044.4

техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды мпгу

С. Д. Каракозов, Р. С. Сулейманов, А. Ю. Уваров

Сегодня в МПГУ ведутся работы по погружению студентов в современную педагогику. Для этого требуется сформировать в Университете новую ИКТ-насыщенную образовательную среду, которая позволяет поддержать эту работу без существенного увеличения нагрузки на педагогический персонал. В статье рассмотрены основные шаги преобразования цифровой образовательной среды МПГУ. Они рассматриваются как составная часть концепции развития вуза, как инструмент решения задач обновления образовательного процесса.

Ключевые слова: информатизация образования, информационная среда вуза, концепция развития информационной среды, развитие педагогического образования.

technical policy and development stages of Moscow state pedagogical university digital educational environment

S. D. Karakozov, R. S. Suleymanov, A. Yu. Uvarov

To immerse students into modern pedagogics, it is necessary to create new ICT- saturated educational environment which allows to support the work with students without significant increase in workload of the pedagogical personnel at the University. The article deals with the main steps of transformation of the Moscow State Pedagogical University digital educational environment. These steps are considered as an integral part of the concept of development of higher education institution and the tool for solving the problems of updating the educational process.

Keywords: Informatization of education, information environment of higher education institution, concept of development the information environment, development of pedagogical education.

Введение

Информационные технологии быстро распространяются, что стало особенно заметно в последние годы. Государство поддерживает распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Школы осваивают работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде. Министерство образования и науки РФ приняло решение о массовом распространении электронных учебников. Подавляющее большинство молодых людей, которые поступают или обучаются в МПГУ, уже активно пользуются мобильными вычислительными устройствами и сетью Интернет. В

этих условиях работники педагогического вуза уже не могут работать по-старому (хотя и продолжают это делать), а организаторы образования всех уровней не могут по-старому управлять развитием образовательных систем (хотя и пытаются по инерции это делать).

Новые государственные образовательные стандарты нацелены на трансформацию школы, которая должна поддерживать процессы опережающего развития нашей страны. В недалеком прошлом претворение в жизнь столь масштабных изменений в практике образования требовало десятилетий. Опора на новые информационные технологии позволяет замет-

но сократить это время. Однако для этого необходимы существенные усилия по совершенствованию образовательных программ, изменению организации образовательного процесса, перехода к педагогике сотрудничества, лич-ностно-ориентированной организации образовательного процесса.

Наличия мобильных цифровых устройств в руках студентов и преподавателей, появления доступа в Интернет далеко не достаточно для обновления образовательного процесса. Требуется не только предоставить участникам образовательного процесса мультимедийные проекторы и средства беспроводного доступа в Интернет, но и создать цифровую информационную среду, которая поможет снять организационные и технологические преграды, которые мешают свободно создавать и использовать все многообразие цифровых образовательных ресурсов, препятствуют развитию, освоению и использованию средств новой педагогики.

Настоящая публикация - вторая из двух статей1, где рассматриваются ориентиры развития цифровой образовательной среды МПГУ. Эти ориентиры учитывают формирующуюся сегодня концепцию развития Университета, опыт внедрения ИКТ в практику работы МПГУ в прошлые годы, опыт информатизации ведущих отечественных и зарубежных вузов и передовых школ, а также новые технологические решения, которые становятся доступны образовательным учреждениям сегодня.

В первом разделе мы рассмотрим техническую политику, которая должна определять технологическую сторону решения проблем информатизации вуза. Во втором разделе обсудим возможные этапы преобразования цифровой образовательной среды МПГУ, учитывая трехлетний горизонт планирования. Эти этапы должны стать составной частью концепции развития вуза, одним из ключевых инструментов решения задач обновления образовательного процесса.

Техническая политика

Техническая политика фиксирует основные решения в части:

• типизации технических средств;

• использования облачных технологий;

• использования мобильных технологий;

• информационной безопасности.

Типизация технических средств

Каждый студент, преподаватель и сотрудник МПГУ должен иметь устройство для работы с ресурсами информационной среды.

Студенты и преподаватели, как правило, должны использовать для этого личные мобильные устройства (ноутбуки, ультрабуки, планшеты и т. п.). Эти устройства могут использоваться как на территории Университета, так и за ее пределами (например, при прохождении производственной практики, дома, во время стажировок и т. п.). Используемые таким образом устройства должны иметь совместимые характеристики, чтобы обеспечить обслуживание и поддержку пользователей (в том числе удаленную).

На территории Университета, в его аудиториях, должны быть доступны средства визуализации (мультимедийные проекторы, видеопанели, цифровые доски и т. п.), которые могут использоваться преподавателями и студентами в ходе учебного процесса (лекционные и семинарские занятия, проведение обычных или веб-конференций и т. п.). Требования к этим устройствам и их программному обеспечению являются едиными на всей территории Университета и его филиалов.

Для проведения учебных занятий и исследовательской работы могут использоваться компьютерные классы и лаборатории, которые оснащены средствами ИКТ. Требования к этим устройствам и их программному обеспечению также являются едиными на всей территории Университета и его филиалов.

Сотрудники Университета могут также использовать специализированные автоматизированные рабочие места для выполнения работ в соответствие с их должностными обязанностями. Состав оборудования этих рабочих мест (моноблок, средства мультимедиа, сканер и т. п.) также унифицируется.

Аналогичным образом унифицируются используемые в Университете средства для размножения документов, их преобразования в

1 Первая статья опубликована в предыдущем номере журнала (№ 6 2014).

цифровой вид, цифровое аудио- и видеооборудование и т. п.

Техническая политика обеспечивает унификацию (типизацию) всех средств ИКТ (устройств), которые используются в Университете, а также фиксирует требования к их техническим характеристикам и программному обеспечению.

Использование облачных технологий

Вычислительное облако - современная модель предоставления ИТ-услуг, которая обеспечивает удобный и повсеместный доступ по требованию к удаленному пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов [1]. Эти ресурсы оперативно предоставляются и высвобождаются по мере необходимости с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру.

Привлекательность облака для создания информационной среды определяется его потребительскими свойствами: масштабируемость, оплата по мере использования, самообслуживание, универсальный доступ по сети, объединение ресурсов, программируемость. Интенсивное использование средств ИКТ в образовательном процессе, в который вовлечено до 20 тыс. участников, применение дистанционных образовательных технологий требует значительных по объему вычислительных ресурсов, которые должны предоставляться с высокой степенью безотказности и по разумной цене. Ориентация на использование облачных вычислений позволит снизить стоимость соответствующих вычислительных сервисов, повысить их безотказность и гибкость за счет установления партнерских отношений с тщательно отобранными провайдерами соответствующих услуг.

МПГУ ориентируется на использование гибридного облака. Оно представляет собой комбинацию из двух или более различных облачных инфраструктур (частной или публичной), которые связаны между собой согласованным набором стандартизованных технологий передачи данных и приложений. Это позволяет использовать в том числе ресурсы публичного облака для балансировки нагрузки между облаками для беспрепятственного доступа учащихся к контенту, размещенному в публичном

облаке. Гибридное облако использует преимущества публичного облака и позволяет исполнять закон, запрещающий хранить информацию о финансовых операциях клиентов, защите их персональных данных, которые расположены за пределами нашей страны. Гибридное облако позволит размещать одни приложения в частном облаке (в дата-центре МПГУ), а другие - в публичном (например, при организации дистанционного обучения).

Одной из ключевых задач становится переход к массовому использованию мобильных устройств и тонких клиентов всеми студентами, преподавателями и сотрудниками. Он станет возможен благодаря использованию виртуализации ресурсов, разработке персонализированных сетевых сервисов, которые доступны со всех типов устройств.

Использование мобильных технологий

Переход к повсеместному (везде, где это оправданно) использованию мобильных технологий должен решить задачу доступности ресурсов информационной среды. Эта задача решается за счет перехода к мобильным оконечным устройствам пользователей, развития беспроводного доступа к компьютерной сети на территории Университета, а также предоставления доступа к ресурсам информационной среды МПГУ за пределами Университета через Интернет. Развитие мобильных технологий, в том числе Мобильного интернета, делает использование мобильные технологии общедоступными как с технической точки зрения, так и экономически.

Ориентация на мобильные технологии требует в том числе развития существующей структурированной кабельной сети (СКС) МПГУ. СКС обеспечивает связь между вычислительными устройствами, которые установлены в Университете, а также является основой для создания точек беспроводного доступа в Ин-транет и Интернет.

Информационная безопасность

Информационная среда предоставляет комплекс технических, программных и организационных средств, которые позволяют надежно защищать данные от потерь или искажения в случае технически сбоев, ошибок пользова-

телей и несанкционированного доступа. Она обеспечивает надежное разграничение доступа, а также защиту персональных данных в соответствии с требованиями российского законодательства.

Одним из ключевых элементов становится разработка регламентов работы пользователей информационной среды, освоение и неукоснительное соблюдение ими этих регламентов (включая грамотное использование паролей). Это включает в себя в том числе постоянные усилия по формированию необходимой информационной культуры у всех пользователей, надзор за строгим соблюдением всеми правил информационной безопасности.

Преобразование информационной среды МПГУ

Достижение поставленных целей требует значительного преобразования сложившейся сегодня информационной среды. Необходимо обеспечить студентов, преподавателей и работников администрации:

• отсутствующими сегодня техническими и программными средствами, сетевыми сервисами;

• надежным доступом к персонализированным университетским сервисам на всей территории МПГУ, а также за его пределами;

• надежной защитой для всей создаваемой и накапливаемой ими информации от технических сбоев и несанкционированного доступа (включая защиту персональных данных);

• дистанционной поддержкой их работы с информацией в полном объеме.

Преобразование существующей информационной среды МПГУ невозможно без быстрого наращивания имеющихся сервисов и преобразования всей ИКТ-инфраструктуры. Для этого требуется выполнить серию последовательных проектов, каждый из которых должен быть организован в соответствии с лучшими мировыми практиками управления проектами (PM-BoK Guide).

Быстрое наращивание сервисов можно обеспечить лишь при переходе на использование облачных технологий. Приоритетным направлением развития информационной среды является создание гибридного облака, которое сочетает публичное и частное облака. Макси-

мально широкий набор ИКТ-сервисов должен использовать ресурсы публичного облака. Сервисы, которые с точки зрения экономичности и/или безопасности (использующие персональные данные, финансовую информацию и т. п.) должны располагаться на вычислительных ресурсах внутри вуза, в частном облаке с соответствующим разграничением доступа.

Переход к облачным технологиям требует преобразования ИКТ-инфраструктуры, развития проводных и беспроводных сетей, доступа в Интернет с обязательным резервированием каналов передачи данных.

Появление новых сетевых сервисов, оптимизация информационных потоков повлечет за собой изменение в работе заметной части работников вуза, потребует переработки их должностных инструкций. Это, в свою очередь, потребует заметных усилий по их переобучению и последующей переаттестации.

Существенное изменение информационной среды ы потребует от сотрудников специализированных подразделений качественного совершенствования работы по обслуживанию ИКТ-инфраструктуры и программного обеспечения, текущей поддержки работы почти 20 тыс. пользователей. Это невозможно без внедрения автоматизированных процедур управления информационно-технологическими услугами в соответствии со стандартами и ИСО 20000, развертывания единой службы технической поддержки.

Этапы преобразования информационной среды

Работы по развитию информационной среды Университета являются составной частью его развития. Они включают в себя:

• развитие ИКТ-инфраструктуры (автоматизированные рабочие места, сетевое оборудование, средства удаленного доступа, хранилища данных, серверы, системные программные средства и т. п.),

• разработку и ввод в действие необходимых автоматизированных информационных систем вместе со службами их технической поддержки,

• подготовку методической документации для пользователей, их обучение и техническая поддержка.

Темп и полнота решения поставленных задач будет зависеть в том числе от выделяемых на эти работы ресурсов. Поставив перед собой цель ускоренного развития в Университете ИКТ-насыщенной образовательной среды с приоритетным обеспечением этих работ необходимыми ресурсами, можно уже в течение ближайших нескольких лет превратить МПГУ в лидера информатизации педагогического образования. Партнерство с мировыми и отечественными лидерами ИТ-индустрии, сотрудничество со специалистами Российской академии наук делает решение этой задачи вполне реальным.

Эти работы можно разбить на три последовательных этапа.

Первый этап

Его осуществление уже началось (сроки подготовки и реализации - III кв. 2014 - III кв. 2015 г.). Его основная цель - развертывание и опытная эксплуатация набора базовых облачных сервисов с последующим их тиражированием для ограниченной (пилотной) группы пользователей (например, студентов и преподавателей Института детства, отдельных работников администрации и др.), которые заинтересованы активно использовать эти сервисы для своей повседневной организационной и образовательной работы. От участников пилотной группы потребуются существенные усилия для совершенствования организации своей работы, освоения вновь доступных информационных технологий, переработки учебных программ, обновления учебных материалов, адаптации к соответствующим изменениям образовательного процесса. По завершении этого этапа головная группа преподавателей, студентов и работников управления МПГУ (около 1 тыс. человек) начнет решать заметную часть своих повседневных задач с использованием единой облачной платформы.

В ходе первого этапа реализуются следующие основные проекты.

Обновление портала МПГУ (шшш.трди. еЬи)

В результате ввода в действие нового портала осуществляется его полная реструктури-

зация, повышается удобство представления и использования размещаемых здесь сведений, улучшается его информативность. Завершится перевод портала на новую программную платформу. У работников структурных подразделений МПГУ появится возможность самостоятельно размещать на портале свои материалы. Это повысит привлекательность портала, его информативность для его пользователей. Самостоятельное размещение материалов на портале МПГУ работниками структурных подразделений потребует формирования соответствующих инструктивно-методических материалов и дополнительного обучения сотрудников подразделений, на которых будет возложены соответствующие обязанности.

Информационная система «Студент»

Перевод ИС «Студент» на облачные технологии и ее размещение в частном облаке позволит существенно упростить и сократить расходы на ее обслуживание, облегчить доступ заинтересованных пользователей к соответствующей информации, ускорить ее предоставление, избежать дублирования, упростить интеграцию ИС «Студент» с другими автоматизированными информационными системами Университета. Внедрение облачной ИС «Студент» позволит подключить к ее сопровождению работников факультетов, что позволит иметь наиболее достоверную информацию о студентах МПГУ.

Перевод ИС «Студент» на облачные технологии потребует разработки и осуществления системы мероприятий по защите персональных данных, включая:

- разработку и введение в действие положения о защите персональных данных в МПГУ;

- обновление должностных инструкций сотрудников, работающих с персональными данными;

- регистрацию в Роскомнадзоре в качестве оператора персональных данных с возможностью обработки данных через сеть Интернет по защищенному каналу;

- создание зашифрованных резервных копий сервера, на котором размещаются персональные данные;

- закупки необходимого оборудования, программного обеспечения и сертификатов.

Облачный офис

Внедрение облачного офиса позволит студентам, преподавателям и сотрудникам МПГУ работать с документами с мобильных устройств из любой точки мира. Исчезнет необходимость использования флеш-накопителей для обмена информацией, что снизит риск появления вредоносного ПО на рабочих станциях и в сети вуза. Будучи интегрирован с LMS МооЬ!е, облачный офис позволит индивидуально и коллективно готовить тексты, таблицы, графики, рисунки, аудио- и видеофрагменты, презентации и т. п., в том числе непосредственно связывая их с LMS МооЬ!е.

Универсальная система коммуникации

Ее внедрение позволит пользователям общаться друг с другом в реальном времени, используя различные виды коммуникаций:

• мгновенные сообщения;

• видео- и голосовую связь;

• общий доступ к рабочему столу;

• проведение веб-семинаров, видео- и ау-диоконференций;

• обмен файлами, совместная работа в реальном времени и т. п.

Внедрение универсальной системы коммуникации позволит студентам, преподавателям и сотрудникам МПГУ возможность проводить видео- и аудиоконференции, вебинары, обмениваться различными сообщениям и файлами в режиме реального времени. Это позволит частично или полностью отказаться от внутренней телефонной связи и существенно сократить расходы, перейдя на 1Р-телефонию.

Развертывание LDAP2-совместимой службы каталогов

Служба каталогов позволит обеспечить единообразие настройки пользовательской рабочей среды для различных групп пользователей за счет использования групповых политик. Служба обеспечит единую систему доступа ко всем ИТ-сервисам Университета, включая авторизованный доступ к порталу LMS Моо^е, личным кабинетам студентов и преподавателей, электронной почте и т. п.

Развитие работ на платформе LMS Moodle Развитие LMS МооЬ!е должно обеспечить интернет-поддержку работы преподавателей и студентов по всем учебным дисциплинам. Преподаватели и студенты должны активно использовать систему в ходе образовательного процесса. Для полноценной работы студентов и преподавателей система LMS МооЬ!е должна мигрировать в облако, а также быть интегрирована с облачным офисом, что позволит работать с документами не выходя из системы. Учебное управление, деканаты и авторизованные преподаватели получат возможность самостоятельно распределять курсы в системе.

Для развития этих работ потребуется разработать нормативные и методические материалы, шаблоны оформления и размещения в LMS МооЬ!е образовательных программ.

Автоматизация работы сотрудников учебного управления и деканата

Поэтапное развертывание программных продуктов и сервисов, которые позволят облегчить и повысить эффективность работы сотрудников деканатов, включая построение учебных планов, учет успеваемости студентов, учет нагрузки преподавателей и занятости учебных аудиторий, консолидацию расписания всех институтов и т. п. Вводится в действие первая очередь информационной системы для управления образовательным процессом.

Развертывание пилотной системы электронного документооборота

Переход к электронному документообороту повысит производительность труда сотрудников Университета, ускорит прохождение документов и претворение в жизнь соответствующих решений, уменьшит затраты на доставку информации и количество потерянных документов, затраты на их копирование и т. п.

Переход к электронному документообороту - сложный многоэтапный проект, требующий предварительного описания бизнес-процессов, разработки или изменения регламентов работы сотрудников, их обучения и адаптации к новым способам работы с документацией.

LDAP (Lightweight Directory Access Protocol, «облегченный протокол доступа к каталогам») - протокол прикладного уровня для доступа к службе каталогов, который позволяет удаленно выполнять операции аутентификации, поиска, сравнения, добавления, изменения или удаления записей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системы для поддержки работы цифровой информационной среды

Для надежной и бесперебойной работы перечисленных выше и других автоматизированных информационных систем требуется развернуть системы для их поддержки и управления функционированием. Среди них:

- «Единое окно» первой линии техпод-держки.

Эта информационная система автоматизирует работу первой линии техподдержки, предоставляет единое окно для обращений пользователей за услугами в Управление информационного обеспечение МПГУ. Ее развертывание позволит повысить качество обслуживания пользователей за счет повышения управляемости и прозрачности работы отделов Управления. Введение единого окна, подготовка и распространение связанных с этим технических и методических материалов будет также способствовать повышению ИКТ-компетент-ности преподавателей, студентов и работников Университета.

- Мониторинг работы серверов, компьютеров и сетевой оргтехники.

Внедрение системы для автоматизации процесса управления конфигурациями позволит повысить управляемость информационной среды МПГУ за счет оперативного мониторинга работы серверов, компьютерной и сетевой оргтехники, программного обеспечения (ПО). Система в реальном времени отображает текущую конфигурацию оборудования и его работоспособность. Это позволяет немедленно реагировать на сбои и выход из строя оборудования, которое установлено в локальной сети МПГУ.

- Мониторинг доступности сервисов.

Работоспособность гибридной облачной

информационной среды МПГУ зависит как от входящих в ее состав технических средств, так от функционирующих сервисов. Внедрение системы для автоматизации процесса управления сервисами позволит проводить мониторинг доступности сервисов в режиме реального времени, быстро реагировать на возможные сбои в их работе.

Для обеспечения этих работ потребуется существенная модернизация технической ИКТ-инфраструктуры Университета, которая долж-

на начаться на первом этапе и осуществляться темпами, опережающими темпы внедрения соответствующих сервисов.

Доступ в Интернет

Одним из ключевых условий успешного развития информационной среды МПГУ является качественный доступ в Интернет. Для этого требуется заключить договора с крупными провайдерами, которые предоставят вход в Интернет во всех корпусах МПГУ. При этом скорость подключения должна быть не ниже 512 Кбит/с на одного клиента. Чтобы обеспечить необходимое резервирование линий связи, таких провайдеров должно быть минимум два. Последовательная реализация этого плана позволит в течение предстоящих 2-3 лет предоставить всем студентам, преподавателям и сотрудникам Университета широкополосное и надежное подключение к Интернету и обеспечит их доступ к необходимым облачным сервисам.

Проводные компьютерные сети

Существующие сегодня в МПГУ проводные компьютерные сети во многом устарели. Чтобы обеспечить устойчивость их работы и необходимую защиту от несанкционированного доступа, необходимо модернизировать имеющееся сетевое оборудование, включая старое и неработоспособное, а также то оборудование, которое не предназначено для промышленного использования и не может обеспечить необходимую надежность, устойчивость и масштабируемость сети. Развитие сетей в общежитиях МПГУ позволит предоставить надежный доступ проживающим здесь студентам и сотрудникам, использовать помещения общежитий в том числе для проведения занятий в имеющихся здесь компьютерных классах. Учитывая объем соответствующих работ, их предполагается проводить постепенно, в течение 2-3 лет.

Беспроводные сети в корпусах МПГУ

Беспроводные сети должны покрывать территории всех корпусов МПГУ и также обеспечивать пропускную способность 512 Кбит/с на одного клиента. Развертывание высокоскоростных беспроводных сетей является необходимым условием для перехода учебной работы

в Университете на технологическую модель 1:1. Для решения этой задачи потребуется существенно увеличить число точек беспроводной связи в корпусах Университета. Проведение этих работ требует существенных затрат. Их придется осуществлять постепенно, в течение 2-3 лет. Сегодня началась реализация проекта по обеспечению беспроводного доступа в Интернет на территории общежитий, которая выполняется за счет субсидий, выделенных Правительством Москвы.

Центр обработки данных

Развитие коммуникационной среды, создают предпосылки для консолидации вычислительных мощностей, перенос приложений и данных в Центр Обработки Данных (ЦОД). Такая модель построения ИКТ-инфраструктуры позволяет снизить затраты на приобретение средств вычислительной техники, обслуживание и сопровождение информационных систем. Создание в Университете ЦОД повысит доступность и надежность работы приложений за счет повышения резервирования и отказоустойчивости программно-аппаратных средств в централизованных ЦОД.

Развертывание ЦОД позволит консолидированы следующие ресурсы:

- географически распределенные серверы;

- базы данных и/или устройства хранения. Происходит сбор и объединение данных из нескольких источников в единое хранилище. (Data Consolidation);

- объединение серверов под управление одной операционной системой с соответствующим объединением и распределением выполняющихся на них приложений (Physical Consolidation);

- размещение различных приложений на объединении серверов (Application Consolidation).

Развертывание ЦОД позволяет виртуализи-ровать ресурсы и перевести основную массу пользователей на использование тонких клиентов (доступны на планшетах, смартфонах и т. п.). Кроме того, вычислительные мощности ЦОД будут использоваться для формирования частного и элементов публичного облака, которые будет использоваться в МПГУ. ЦОД можно

развернуть на территории КГФ, где есть оборудованное помещение и находится большая часть серверов.

Оснащение учебных аудиторий

Использование в работе со студентами современных педагогических практик требует соответствующего оснащения аудиторий: наличие доступа в Интернет, проекционной техники и т. п. Требуется разработать типовые проекты оснащения различных типов аудиторий (компьютерная лаборатория, лекционная аудитория, аудитория для практических занятий и т. п.) и последовательно оснащать аудитории средствами ИКТ.

Второй этап

Основная цель второго этапа (сроки подготовки и реализации - II кв. 2015 - III кв. 2016 г.) - развитие и масштабирование решений, разработанных на первом этапе. Одновременно будет продолжаться наращивание сервисов и информационных ресурсов для студентов, преподавателей и работников администрации вуза.

По завершении этого этапа студенты и преподаватели Института детства, Института физики и информационных технологий, а также работники администрации МПГУ получат возможность решать значительную часть своих задач на базе единой облачной платформы. Главная сложность масштабирования связана с человеческим фактором и большим количеством людей, которым предстоит осваивать соответствующие информационные сервисы. Другая проблема - территориальный разброс корпусов Университета, что потребует существенного обновления ИКТ-инфраструктуры вуза, структурированных кабельных и беспроводных сетей, обеспечения широкополосного доступа в Интернет.

В ходе второго этапа реализуются следующие основные проекты.

Тиражирование сервисов

Тиражирование сервисов, опробованных на предыдущем этапе, и предоставление к ним доступа для повседневного использования большому количеству пользователей. Будут масштабироваться:

- ШЛР-совместимой службы каталогов;

- корпоративная электронная почта Университета;

- облачный офис;

- коммуникационная программа-клиент.

Автоматизация работы сотрудников учебного управления и деканата

Вводится в действие вторая очередь информационной системы для управления образовательным процессом. Автоматизация расписания и работы деканатов позволит студентам и преподавателям получать на сайте МПГУ информацию о расписании своих занятий, ходе учебной работы и т. п. в реальном режиме времени. Появится возможность оптимизировать загруженность аудиторий и нагрузку профессорско-преподавательского состава, сделать работу деканатов более прозрачной. Введение в действие второй очереди системы потребует существенных усилий по совершенствованию действующей организации работ, обучения сотрудников новым приемам работы, освоению возможностей системы преподавателями и т. п.

Развитие системы электронного документооборота

Переход к полноразмерной версии системы электронного документооборота. По завершении второго этапа в МПГУ весь документооборот Университета будет переведен в цифровой формат. Эта работа потребует значительных усилий по освоению новых приемов работы сотрудниками Университета.

В ходе второго этапа выполняются следующие проекты по развитию ИКТ-инфраструктуры:

- Создание единой интеграционной шины.

Выполняется разработка единого формата

обмена между всеми действующими в МПГУ информационными системами. Это потребует подготовки и утверждения документа, описывающего и закрепляющего единый формат обмена данными в Университете и позволит интегрировать все информационные системы в рамках единой информационной среды МПГУ.

- Развитие компьютерной сети.

Чтобы шире внедрить решения, выработанные на первом этапе, потребуется существенное развитие существующей компьютерной сети, что связано с развитием структурирован-

ной кабельной сети (СКС), установкой дополнительных серверов и сетевого оборудования. Для экономии необходимых для этого средств потребуется провести частичную виртуализацию сетевого оборудования.

Третий этап

Основная цель третьего этапа (сроки подготовки и реализации - III кв. 2016- II кв. 2018 г.) -масштабирование решений, внедренных на предыдущих этапах, на всех факультетах, что является чрезвычайно сложной задачей. Она связана с существенными сложностями масштабирования решений, организации перехода на данные технологические решения всех факультетов вуза, образовательного процесса вуза, нормативно-правого обеспечения данного процесса в рамках всего вуза, обучения пользователей, технической поддержки и обслуживания значительной по своим масштабам информационной среды.

По завершении этого этапа все студенты, преподаватели и работники управления МПГУ смогут решать большую часть своих задач на базе единой облачной платформы, работать и учиться в едином информационном пространстве вуза. Завершится переход на мобильные устройства (ноутбуки, планшеты, смартфоны) и тонкие клиенты: все студенты и преподаватели получат возможность полноценно применять в своей работе как мобильные устройства с тонкими клиентами, так и компьютерные классы.

Информационная среда МПГУ превратится в единое информационное пространство, которое обладает широким набором персонализированных ИКТ-сервисов и ресурсов, где объединены все предоставляемые сервисы, действует надежное разграничение доступа, гарантируется их постоянная доступность и надежность.

В ходе третьего этапа реализуются следующие основные проекты.

Тиражирование сервисов

Масштабирование сервисов, опробованных на предыдущем этапе, и предоставление их для повседневного использования всем без исключения обучающимся, преподавателям и сотрудникам Университета.

Развертывание системы бизнес-анализа3 Система бизнес-анализа (BI) представляет собой набор инструментов, которые используются для обработки, хранения,анализа, моделирования, доставки и трассировки информации в ходе работы над задачами, связанными с принятием решений о деятельности организации на основе фактических данных. С их помощью лица, принимающие решения, оперативно получают нужные им сведения по мере того, как в них возникает необходимость. Помимо отчетности, BI включает в себя инструменты интеграции и очистки данных (ETL), аналитические хранилища данных и средства доступа к ним (Data Mining). BI позволяет анализировать большие объемы информации, заостряя внимание пользователей лишь на ключевых факторах эффективности, моделируя исход различных вариантов действий, отслеживая результаты принятия тех или иных решений.

Информационным ядром системы является единое хранилище данных, которое содержит консолидированные исторические данные о деятельности предприятия и предоставляет пользователям инструменты для их анализа. BI позволит по ключевым для руководителя показателям оценить реальное состояние дел в вузе, выявлять тенденции, анализировать возможные последствия принятия управленческих решений, грамотно моделировать последствия принимаемых стратегических решений.

Внедрение BI требует наличия единой интеграционной шины и развертывания единой базы данных Университета на выделенном сервере. Развертывание и внедрение BI потребует привлечения специалистов сторонней компании.

В ходе третьего этапа выполняются следующие проекты по развитию ИКТ-инфраструктуры.

Развитие компьютерной сети МПГУ Для предоставления доступа к информационным системам Университета всем потенциальным пользователям потребуется дальнейшее развитие существующей компьютерной сети, установка дополнительных серверов и

3 Система бизнес-анализа (Business Intelligence, BI) или бизнес-аналитики - программное обеспечение для информационного обслуживания руководителей предприятий и/или их подразделений, которое помогает при анализе информации о деятельности предприятия и его окружения.

сетевого оборудования. Для экономии необходимых для этого средств предполагается продолжать развитие виртуализации сетевого оборудования.

Создание единого хранилища данных

Для создания единого хранилища данных потребуется закупка серверов. Единое хранилище данных необходимо в том числе для развертывания системы бизнес-анализа, так как ее модули будут обращаться в это хранилище за необходимыми данными.

Ввод в эксплуатацию платформы виртуализации серверов и рабочих станций

Виртуализация серверов и рабочих станций позволит организовывать рабочие места на основе технологии тонких клиентов. Это дает возможность сократить неизбежные расходы на приобретение, модернизацию, ремонт и техническую поддержку технических средств ИКТ, а также на оплату электроэнергии.

Заключение

Итак, мы описали этапы преобразования цифровой образовательной среды МПГУ. Они являются составной частью концепции развития Университета. Развитие цифровой образовательной среды МПГУ рассматривается как инструмент решения задач обновления образовательного процесса. Осуществление описанных этапов существенно зависит от планов развития отдельных подразделений Университета, доступных для их реализации ресурсов.

В результате предлагаемых преобразований информационной среды МПГУ все участники образовательного процесса получат доступ к цифровым инструментам и необходимым учебно-методическим и справочным материалам. Появится возможность гибкого сетевого взаимодействия студентов и преподавателей для последовательного перехода к лич-ностно-ориентированному построению образовательного процесса, в который вовлечены участники. ИКТ-насыщенная информационная среда позволяет студентам и преподавателям

МПГУ широко использовать смешанные4 формы учебной работы, весь спектр дистанционных образовательных технологий. В результате появляется возможность интенсифицировать учебный процесс, увеличить объем практической и исследовательской работы учащихся, скорость выполнения учащимися различных учебных проектов. В результате такого преобразования будут созданы условия для трансформации учебно-воспитательного процесса в вузе, что и является главной целью развития цифровой образовательной среды МПГУ.

список источников и литературы

1. Уваров, А. Ю. Российская школа и ИКТ: облачные вычисления [Текст] / А. Ю. Уваров // Информатика. - 2014. - № 1 (январь). -С. 20-39.

references

1. Uvarov A. Yu. Rossiyskaya shkola i IKT: oblachnye vychisleniya. Informatika, 2014, No. 1, pp. 20-39.

каракозов сергей дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, и. о. первого проректора Московского государственного университета e-mail: ap@mpgu.edu

Karakozov Sergey D., ScD in Education, Professor, Acting First Vice-Rector, Moscow State Pedagogical University e-mail: ap@mpgu.edu

сулейманов руслан сулейманович, начальник управления информационного обеспечения Московского государственного университета e-mail: ui@mpgu.edu

Suleymanov Ruslan S., Head of Department of Information Support, Moscow State Pedagogical University e-mail: ui@mpgu.edu

Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Вычислительного центра РАН

e-mail: auvarov@mail.ru

Uvarov Alexander Yu., ScD in Education, Chief Researcher, Computing Center, Russian Academy of Sciences e-mail: auvarov@mail.ru

4 Смешанное обучение совмещает организационные формы и преимущества учения/обучения в аудитории с использованием дистанционных образовательных технологий (интернет-обучения). Эти составляющие гармонично взаимодействуют, облегчая решение задач вовлечения учащихся в образовательный процесс, помогают индивидуализировать их учебную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.