Научная статья на тему 'Ориентиры развития цифровой образовательной среды Московского педагогического государственного Университета'

Ориентиры развития цифровой образовательной среды Московского педагогического государственного Университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
916
663
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ICT IN EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ / РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF INITIAL TEACHER EDUCATION / INFORMATION ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL COLLEGE / THE FRAMEWORK FOR DEVELOPMENT OF INFORMATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каракозов Сергей Дмитриевич, Сулейманов Руслан Сулейманович, Уваров Александр Юрьевич

Новые образовательные стандарты и требования к компетенциям учителей требуют обновления образовательного процесса. Сегодня в МПГУ ведутся работы по погружение студентов в современную педагогику. Для этого требуется сформировать в Университете новую ИКТ-насыщенную образовательную среду, которая позволяет поддержать эту работу без существенного увеличения нагрузки на педагогический персонал. В статье кратко описано современное состояние развития цифровой образовательной среды Университета. Сформулированы требования к ее желаемому состоянию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каракозов Сергей Дмитриевич, Сулейманов Руслан Сулейманович, Уваров Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guidelines for the Development of ICT-Rich Educational Environment at Moscow State Pedagogical University

New educational standards and requirements for the competence of teachers require updating of the educational process. The Moscow State Pedagogical University is working on the students' modern pedagogy. This requires a new form of ICT-rich learning environment at the University that allows to support this work without significantly increasing the burden on the pedagogical staff. The paper briefly describes the current state of development of the digital learning environment of the University. The requirements to its desired state are given as well.

Текст научной работы на тему «Ориентиры развития цифровой образовательной среды Московского педагогического государственного Университета»

новые!

образовательные! технологии!

1УДК 378.1 ББК 74.044.4

ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МОСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

С. Д. Каракозов, Р. С. Сулейманов, А. Ю. Уваров

Новые образовательные стандарты и требования к компетенциям учителей требуют обновления образовательного процесса. Сегодня в МПГУ ведутся работы по погружение студентов в современную педагогику. Для этого требуется сформировать в Университете новую ИКТ-насыщенную образовательную среду, которая позволяет поддержать эту работу без существенного увеличения нагрузки на педагогический персонал. В статье кратко описано современное состояние развития цифровой образовательной среды Университета. Сформулированы требования к ее желаемому состоянию.

Ключевые слова: информатизация образования, информационная среда вуза, концепция развития информационной среды, развитие педагогического образования.

GUIDELINES FOR THE DEVELOPMENT OF ICT-RICH EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

S. D. Karakozov, R. S. Suleymanov, A. Yu. Uvarov

New educational standards and requirements for the competence of teachers require updating of the educational process. The Moscow State Pedagogical University is working on the students' modern pedagogy. This requires a new form of ICT-rich learning environment at the University that allows to support this work without significantly increasing the burden on the pedagogical staff. The paper briefly describes the current state of development of the digital learning environment of the University. The requirements to its desired state are given as well.

Keywords: ICT in education, information environment of educational college, development of initial teacher education, the framework for development of information environment.

Введение

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) уже более века является лидером педагогического образования в нашей стране. Здесь сосредоточен значительный научно-педагогический и инновационный потенциал, ведется подготовка будущих учителей, тьюторов, педагогов-исследователей, квалифицированных специалистов в гуманитарных и естественнонаучных областях. В середине прошлого века МПГУ и его вычислительный центр были пионерами педагогического освоения средств вычислительной техники. Впервые в мире здесь была организована подготовка учителей по вычислительной

математике и программированию для средней школы. МПГУ и сегодня служит примером решения задач высшего образования для педагогических вузов страны. Вместе с тем за последние годы здесь уделялось недостаточно внимания развитию цифровой образовательной информационной среды. Это стало существенным препятствием на пути обновления учебно-воспитательного процесса, разработки и распространения новых высокорезультативных педагогических практик и моделей учебной работы, перехода к личностно-ориентированному обучению.

Информационные технологии (ИТ) второго десятилетия XXI в. [1] позволяют разрабатывать и

Рис. В порту.

внедрять такие педагогические практики [2], которые еще вчера были недоступны системе образования из-за высокой трудоемкости их осуществления средствами традиционной «бумажной» информационной технологии. Опыт погружения студентов в новую педагогику, который накапливается сегодня в МПГУ, ясно показывает, что наличия средств мобильных цифровых устройств в руках студентов и преподавателей, появления доступа в Интернет далеко не достаточно для обновления образовательного процесса. Требуется не только предоставить участникам образовательного процесса мультимедийные проекторы и средства беспроводного доступа в Интернет, но и создать цифровую информационную среду, которая поможет снять организационные и технологические преграды, которые мешают свободно создавать и использовать все многообразие цифровых образовательных ресурсов, препятствуют развитию, освоению и использованию средств новой педагогики.

Цифровая образовательная среда МПГУ сегодня

Современный МПГУ - крупное территориально распределенное образовательное учреждение. Цифровая образовательная среда Университета начала складываться 50 лет назад после организации здесь вычислительного центра. За прошедшее полвека появился Интернет, внедрены автоматизированные информационные системы, кардинально изменились используемые средства вычислительной техники. Из устройств для решения крупномасштабных научно-техни-

ческих и организационных задач они превратились в общедоступные устройства, которые позволяют собирать, накапливать, обрабатывать и представлять не только цифровую и текстовую, но также аудио- и видеоинформацию в повседневных условиях учебного процесса вуза. Из отдельного стоящего вычислительного центра цифровая образовательная среда МПГУ, пройдя ряд этапов своего развития, превратилась в разветвленную структуру, которая становится неотъемлемой составной частью глобальной цифровой информационной среды.

Составляющие цифровой образовательной среды

Информационные системы образовательного учреждения. Университеты - первые в мире информационные предприятия. Они традиционно складывались вокруг носителей знания (профессоров) и его хранилищ (библиотек). Вместе с библиотеками возникли и развивались системы организации и поиска данных (информации) - каталоги, системы индексирования изданий, специализированные информационные издания, сборники аннотаций и т. п. МПГУ, будучи одним из ведущих образовательных учреждений, был среди лидеров этого процесса, а его библиотека и сегодня остается одной из лучших в России. В ХХ в. коллекции бумажных носителей информации (рукописей, книг, альбомов, плакатов и т. п.) стали дополняться фондами фотографий и фильмов, а также коллекциями слайдов, аудиозаписей, видеозаписей и т. п. Этот процесс стал особенно интенсивным во второй половине прошлого века. Библиотеки стали

представлять собой крупные информационные системы, которые накапливают и организуют поступившую информацию, а также помогают потребителям найти нужные им данные и предоставляют к ним доступ (например, выдают найденную книгу). Необходимость управлять крупными образовательными организациями привела к появлению административных информационных систем, где информация была представлена в соответствующих «амбарных книгах», журналах, картотеках, таблицах, формулярах и т. п. Сложились и получили широкое распространение унифицированные системы бухгалтерского учета, учета кадров, начисления заработной платы и т. п.

До середины прошлого века все эти информационные системы обслуживались средствами «бумажных технологий», информационными технологиями индустриального века. Для своего поддержания они требовали значительных затрат человеческого труда. В результате количество работников, занятых в непроизводственной сфере, быстро росло.

Статистические отчеты о деятельности американских предприятий в конце 1950-х гг. показали, что число служащих (занимающихся обработкой информации) впервые в истории превысило число людей, занятых непосредственно на производстве. Основываясь на эти данные, Фриц Махлуп пришел к выводу о появлении «индустрии знаний» и ввел в оборот термин «информационное общество» [3]. Затем появился отчет «Информационная экономика» [4], где был рассмотрен начавшийся переход от индустриального к информационному обществу [5-6]. Внедрение средств вычислительной техники, которые позволяли автоматизировать обработку данных, создание автоматизированных информационных систем стало рассматриваться как единственный выход для поддержки экономического развития и сокращения быстро растущей потребности в работниках, занятых обработкой информации. Сформировалось представление об информационных процессах и средах, появились исследования о социокультурных и технико-экономических ас-

пектах развития информационной среды, ее влиянии на интеллект специалистов [7-9].

Конец прошлого и начало нынешнего века стали временем интенсивного развития и распространения автоматизированных информационных систем. Здесь сбор, обработка, хранение, поиск и представление информации частично или полностью автоматизированы и выполняются компьютерами по специально разработанным программам, а сама информация (обрабатываемые данные) представлена на машинных носителях в цифровой форме. Разработка информационных систем, которые поддержаны традиционными средствами бумажной технологии, ушла в прошлое. Общедоступность и надежность средств ИКТ привели к тому, что все создаваемые сегодня информационные системы, как правило, автоматизированные. Такие системы требуют для своего поддержания существенно меньших затрат живого труда специалистов (остаются лишь операторы, администраторы, специалисты по технической поддержке), который заменяется трудом овеществленным:

• оконечные устройства (автоматизированные рабочие места, оснащенные компьютером, планшетом, смартфоном, цифровой камерой, принтером, сканером, средства визуализации данных и т. п.);

• средства передачи данных (структурированные кабельные сети - СКС, маршрутизаторы, средства беспроводного доступа к компьютерной сети, широкополосные каналы связи, спутниковые каналы связи и т. п.);

• центры обработки данных (физические и виртуальные серверы, виртуальные машины, программные системы для хранения и обработки данных и т. п.).

Сегодня специалисты по обработке данных вместо «автоматизированные информационные системы» обычно говорят «информационные системы»1.

Последнее порождает определенные сложности на практике. В МПГУ, как и в большинстве других образовательных учреждений, далеко не все информационные системы и/или составляющие их процессы автоматизированы. На

1 «Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные системы предназначены для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации»: http://www.glossary.ru/cgi-bm/gl_sch2.cgi?RЩuwsg.outt:l!xoxyls.

практике широко используются традиционные (бумажные) информационные технологии. Мы находимся в процессе перехода от традиционных к новым (цифровым) информационным технологиям, к автоматизированным информационным системам. Практическое положение дел можно сравнить с тем, которое наблюдалось на флоте два века назад, когда морские перевозки осуществляли и парусники, и пароходы, и суда, совмещающие использование силы ветра с силой пара (см. рисунок).

Говоря об информационных системах, нам удобно будет разделять:

1) поддерживающие их работу технологические средства (бланки, чернильницы, формуляры и многое другое для «бумажных технологий» и/или технические и программные средства ИКТ для автоматизированных систем);

2) обрабатываемые (поступающие, хранящиеся, представляемые) в них данные,

3) специфические для данной системы процедуры (правила) обработки данных.

Будем говорить, что первая образует соответствующую технологическую среду, которая может быть в большей или меньшей степени насыщена средствами ИКТ. ИТ-инфраструктура2 здесь рассматриваться как составная часть технологической среды. Примером элемента традиционной технологической среды могут служить мел и классная доска. Широко распространенные ранее восковая таблица и палочка для письма - пример вышедшего из употребления элемента технологической среды. При традиционной организации учебной работы учебная аудитория может рассматриваться как один из инструментов организации взаимодействия участников образовательного процесса.

Информационно-образовательная среда. Этот термин (ИОС) сегодня узаконен и означает «систему инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. Информационно-образовательные среды в обобщен-

ном виде представляют собой различные виды информационных систем, обеспечивающих реализацию процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий»3.

Под ИКТ-насыщенной образовательной средой мы будем понимать технологическую среду с развитой ИТ-инфраструктурой, где каждый участвующий в образовательном процессе имеет постоянный (когда это ему требуется) доступ к необходимым для учебной работы средствам ИКТ.

Например, сегодня часто говорят о модели 1:1 (1 студент - 1 компьютер), которая представляет собой современную технологическую модель оснащения участников образовательного процесса средствами доступа к ресурсам необходимых им информационных систем. Здесь отношение количества учащихся к количеству компьютеров (планшетов или других оконечных устройств) меньше или равно единице, и каждый участник образовательного процесса имеет постоянный доступ к связанному с Интернетом личному мобильному вычислительному устройству (ноутбук, планшет и т. п.).

Помимо средств доступа ИКТ-насыщенная образовательная среда включает в себя средства технологической инфраструктуры (каналы связи, средства хранения данных, их обработки, восстановления и т. п.). В автоматизированных системах они скрыты от пользователей информационных услуг, но поглощают основное внимание персонала, который отвечает за бесперебойное функционирование информационной образовательной среды вуза.

Информационная образовательная среда. Сегодня информационная среда определяется как «совокупность информационных систем, информационной инфраструктуры, других средств, обеспечивающих порождение, перемещение, хранение, обработку и представление информации, носителей информации, а также самой информации, обеспечивающая деятельность субъекта». Информационные системы, которые обслуживают образовательный процесс, представляют собой один из наборов

«ИТ-инфраструктура (IT Infrastructure) - все аппаратное и программное обеспечение, сети, инженерное обеспечение и т. п., необходимые для разработки, тестирования, предоставления, мониторинга, контроля или поддержки ИТ-услуг. Термин ИТ-инфраструктура включает в себя все компоненты информационных технологий, но не включает связанные с ними персонал, процессы и документацию». См. Словарь терминов ITIL® на русском языке, версия 2.0, 29 июля 2011 г. на основе английской версии 1.0, 29 июля 2011.

ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения.

инструментов, которыми пользуются его участники. Например, преподаватель может дистанционно обратиться к автоматизированной информационной системе «Расписание», чтобы уточнить время проведения очередного занятия. То же самое он может сделать с использованием «бумажных технологий», обратившись к расписанию на доске объявлений факультета.

Другой набор инструментов цифровой информационной образовательной среды - инструменты учебной работы, которые являются «программными продуктами и предназначены для создания, редактирования и компоновки текстовых и гипертекстовых документов, графических объектов, массивов числовых данных, изображений, звука и видео, а также различные компьютерные лаборатории, геоинформационные системы и т. п.» [10]. Примером такого инструмента может служить текстовый редактор. Чтобы им воспользоваться, нужен компьютер.

Еще один набор - инструменты взаимодействия участников образовательного процесса. Цифровая информационная образовательная среда предоставляет для этого широкий набор средств от электронной почты и форумов до социальных сетей и видеоконференций. При традиционной организации учебной работы одним из таких инструментов может служить учебная аудитория.

Таким образом, цифровую информационную образовательную среду образуют ее технологическая инфраструктура, информационные ресурсы (которые доступны через соответствующие автоматизированные информационные системы), цифровые инструменты учебной работы и средства организации взаимодействия ее участников.

До появления зрелой ИКТ-инфраструктуры, которая качественно изменяет представление об информационной среде организации, главными показателями ее развития служат количество компьютеров на одного учащегося, наличие локальных сетей и т. п. Опишем сложившуюся цифровую образовательную среду Университета, используя эти характеристики.

Рабочие станции

В корпусах МПГУ установлено почти две тысячи рабочих станций. Компьютерные классы с доступом к сети Интернет имеются и в общежи-

тиях. Однако все это оборудование установлено от 6 до 15 лет назад и недостаточно обновлялось. Беспроводной доступ к Интернету в общежитиях отсутствует и доступен лишь в отдельных зонах (библиотеки) учебных корпусов.

Большинство установленных в Университете рабочих станций используют операционную систему MS Windows, подключены к локальным вычислительным сетям и имеют доступ к сети Интернет. В подавляющем большинстве они представляют собой офисные компьютеры, которые физически и морально устарели. Более 70% рабочих станций не отвечает требованиям современного учебного процесса и текущим нуждам студентов, преподавателей и других сотрудников Университета.

Компьютерная сеть

Компьютерная сеть Университета включает сегодня значительное количество серверов, структурированную кабельную систему (СКС), сетевое оборудование. В двух основных корпусах Университета есть несколько точек беспроводного доступа, которые покрывают менее 2% учебных помещений. Компьютерная сеть МПГУ формировалась в начале 2000-х гг., а ее модернизация (включая серверные мощности и сетевое оборудование) не проводилась более шести лет.

Хотя во всех корпусах МПГУ есть доступ к сети Интернет, доступная скорость передачи данных недостаточна для полноценной работы студентов и преподавателей с интернет-ресурсами и учебными материалами. Отсутствуют резервные линии передачи данных, что не позволяет гарантировать надежность доступа в глобальную сеть и бесперебойность работы необходимых сервисов. Сложившаяся архитектура сети не отвечает требованиям по надежности и устойчивости, доступности и непрерывности предоставления сервисов. Она не позволяет добиться прозрачности, быстрого и простого масштабирования сетей.

Информационные системы и сервисы

В МПГУ действует корпоративный портал (http://www.mpgu.edu/), который интенсивно обновляется. Библиотека Университета использует для своей работы развитую информационную систему, которая позволяет обслужи-

вать пользователей из различных корпусов. Есть автоматизированные информационные системы, которые используются в работе бухгалтерии, отдела кадров, приемной комиссии. Много лет назад введена в действие автоматизированная база данных «Студент», которая переводится на новую программную платформу. Есть опыт использования информационной системы для разработки учебных планов.

Поддержка образовательного процесса

Сегодня средства вычислительной техники недостаточно используются в Университете для хранения и обработки данных о ходе учебного процесса, для взаимодействия между участниками образовательного процесса, включая преподавателей, студентов и администрацию. Развернута система управления учебным процессом на базе ЬМБ МооЬ!е, однако она слабо интегрирована с другими информационными системами Университета, что создает дополнительные препятствия для ее эффективного использования.

Лишь немногие аудитории МПГУ оборудованы мультимедийными проекторами, экранами и имеют средства для выхода в Интернет. В учебных корпусах и общежитиях развернуто несколько десятков компьютерных классов, которые используются для проведения занятий, однако установленное в них оборудование давно требует модернизации.

Мобильные устройства, которыми владеет большинство студентов и преподавателей Университета, редко используются в учебном процессе. Вместе с тем соответствующие сервисы востребованы. Например, к мобильному приложению для абитуриентов, которое было разработано ко Дню открытых дверей в апреле 2014 г, за один день обратилось более 700 человек. Это свидетельствует о готовности студентов к работе с подобными технологиями.

Некоторые нерешенные задачи

Лидирующий педагогический вуз России должен готовить будущих педагогов в условиях, которые не хуже тех, что имеют передовые школы и лучшие вузы страны. Однако сегодня развитие цифровой образовательной среды

МПГУ заметно отстает от развития цифровой среды в лучших отечественных вузах.

Преподаватели и студенты не имеют необходимых условий для разработки и использования цифровых учебно-методических материалов, внедрения эффективных дистанционных образовательных технологий, смешанного обучения, высокорезультативных средств аутентичного формирующего и итогового оценивания. Абсолютное большинство студентов4 и преподавателей имеют личные компьютеры, однако возможности для их систематического использования в организованном учебном процессе крайне ограничены. Студенты и преподаватели не имеют свободного доступа к необходимым образовательным ресурсам через Интернет, что должно стать нормой во всех рабочих помещениях вуза и в общежитии.

Не используются современные решения по поддержке пользователей информационно-технологических услуг, не действует единая система учета использования аудиторий в различных корпусах, а их загрузка динамически не отслеживается.

Требуют совершенствования средства защиты персональных данных, процедуры и инструменты для ограничения несанкционированного доступа к информации.

Не развиты службы, которые должны помочь преподавателям в разработке цифровых учебных материалов для проводимых учебных курсов, а количество курсов, которые оснащены такими материалами, весьма невелико. Этот дефицит сегодня особенно ощутим. Опыт работы с первокурсниками в 2014 г. показал, что сегодняшние студенты с готовностью обращаются к цифровым ресурсам в ходе учебной работы, а при необходимости и создают их в ходе выполнения учебных заданий.

Новая цифровая образовательная среда МПГУ

Развитие информационной среды МПГУ должно обеспечить условия для последовательной трансформации учебно-воспитательного процесса, повышения результативности учебной работы студентов, облегчения работы преподавателей и администрации. В настоя-

4 Более 95% студентов первого курса в сентябре 2014 г. пришли на занятия со своими персональными устройствами.

щее время доступные цифровые технологии практически без изменений поддерживают воспроизводство процессов, которые типичны для традиционной модели образования. Развитие информационной среды призвано предоставить всем участникам образовательного процесса (студентам, преподавателям, работникам администрации) инструмент для обновления образовательного процесса, существенного повышения его результативности. Стратегическая цель этой работы - появление и распространение педагогических практик, которые расширяют возможность учащихся всех уровней (от первокурсников до аспирантов):

• организовывать и направлять свое учение;

• выстраивать для себя ясную картину окружающего мира;

• в совершенстве владеть родным и иностранными языками;

• продуктивно работать в группах, владеть навыками общения;

• освоить и использовать практики исследовательской работы;

• стать ответственным гражданином своей малой родины, страны и мира.

Основные требования

Построение современной информационной среды Университета - составная часть его программы развития, инновационного процесса, который сопряжен с изменением целей, содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы. Достижение образовательных результатов, которые зафиксированы в новых образовательных стандартах, невозможно без обновления содержания учебной работы, существенного расширения спектра методов и организационных форм обучения:

• умелого использования смешанного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• увеличения объема практической и исследовательской работы студентов, выполнения ими различных учебных проектов;

• расширения использования активной групповой и индивидуальной работы учащихся и т. п.

Все это, в свою очередь, невозможно без обновления традиционных моделей учебной

работы, где преобладают лекционно-семинар-ские занятия. Обновление образовательного процесса связано, в первую очередь, с введением командной работы педагогов, использованием различных способов группировки учащихся, переосмысления хронотопа (временных и пространственных рамок) образовательного процесса, инновационных способов учебной работы и оценивания [11]. Единицей планирования и управления в информационной среде становится не группа учащихся, а каждый отдельный студент. Цели учебной работы, программа и расписание занятий, подбор самих занятий проводятся исходя из нужд и интересов конкретного учащегося. Преподаватели сосредотачиваются на использовании педагогических практик, которые вовлекают учащихся в личностно значимую, осмысленную учебную работу, активизируют их.

Чтобы организовывать и поддерживать личностно-ориентированный учебный процесс, нужны не только планшеты и мобильные компьютеры, позволяющие работать по модели 1:1. Требуется ввести в действие единую цифровую информационную среду, которая позволяет надежно, оперативно и экономично решать весь комплекс задач, а именно:

• доступа участников образовательного процесса к цифровым инструментам, необходимой учебно-методической и справочной информации,

• гибкого сетевого взаимодействия участников образовательного процесса,

• управления личностно-ориентированным образовательным процессом, в который вовлечены тысячи студентов и преподавателей.

Формируемая информационная среда должна быть общедоступной постоянно (круглосуточно и без выходных), в высшей степени надежной, хорошо структурированной и в то же время достаточно гибкой, способной к изменениям. В ней должны быть доступны все необходимые данные, организационные и учебно-методические материалы, обеспечены условия для коллективной и индивидуальной работы. Здесь накапливаются постоянно обновляемые сведения о ходе, результатах и других элементах образовательного процесса. Неотделимой составляющей инфосреды является постоянно развивающийся комплекс информационных систем,

приложений (прикладных программ), которые обеспечивают информационные потребности участников учебно-воспитательного процесса на всех этапах их работы.

Помимо традиционных групповых и индивидуальных учебных занятий инфосреда должна помогать планировать и поддерживать исследовательскую, проектную и практическую работу студентов, организацию перевернутого обучения5, использование дистанционных образовательных технологий, тренажеров и т. п. Инфосреда должна поддерживать использование инструментов аутентичной оценки образовательных достижений учащихся, признанные всеми участниками образовательного процесса процедуры формирующего и итогового/констатирующего оценивания.

По своим техническим характеристикам (доступность, надежность, оперативность, количество пользователей и т. п.) информационная среда Университета сравнима с крупными производственными информационными системами. При этом разнообразие транзакций и объемы информации, которые используются в образовательном процессе, здесь заметно выше. Единственным техническим решением здесь становится использование гибридных облачных сервисов, которые предоставляют учащимся, преподавателям и работникам администрации мобильный доступ к данным с использованием Интернета.

Достижение поставленных целей - составная часть программы развития университета, а ее реализация - перевод цифровой образовательной среды МПГУ из ее современного состояния в желаемое.

Состав и функционирование

Цифровая образовательная среда МПГУ, ее новая технологическая инфраструктура должна стать ключевой составляющей, которая обеспечивает современную организацию учебно-воспитательного процесса в вузе, позволяет будущим педагогам освоить процессы учения и обучения в трансформирующейся сегодня школе. Она должна включать в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• мобильные персональные рабочие места с постоянным широкополосным доступом в Интранет и Интернет (в вузе и дома) для каждого участника образовательного процесса (учащийся, преподаватель, администратор);

• рабочие станции в учебных лабораториях и классах;

• необходимые медиасредства в учебных аудиториях (цифровые проекторы, информационные панели и т. п.);

• автоматизированные рабочие места работников управления вузом;

• развивающуюся систему облачных сервисов, которая доступна через портал Университета и позволяет решать все задачи информационного обеспечения, возникающие в ходе планирования и реализации учебно-воспитательного процесса, оценки его результативности, проведения педагогических исследований;

• систему оперативной поддержки работы пользователей, включая постоянно действующую (круглосуточно и без выходных) горячую линию.

В качестве оконечных устройств для мобильных персональных рабочих мест учащихся и педагогов предлагается использовать принадлежащие им личные мобильные устройства (компьютеры, планшеты, а также личные средства фиксации данных - цифровые фото-, видео-, аудиоустройства и т. п.). Такое решение сегодня широко используется в ведущих университетах мира. Оно требует выработки и жесткого проведения технической политики, которая должна обеспечить совместимость технических и программных решений, которые используются на всех типах рабочих мест (включая автоматизированные рабочие места работников управления вузом, рабочие станции в учебных лабораториях и классах, а также медиасредства в учебных аудиториях).

Вся необходимая студентам, преподавателям и другим работникам вуза информация, включая программные инструменты для текущей работы, дублируется (или размещается) в информационной среде МПГУ, которая использует гибридное

Перевернутое учение - одна из набирающих популярность форм смешанной организации образовательного процесса. Здесь учащиеся самостоятельно знакомятся с новым содержанием до занятий с преподавателем (например, с помощью учебного видео), а после, встречаясь с ним в аудитории, разбирают и закрепляют усвоенное. Это создает новые возможности для учебного диалога, своевременной реакции на индивидуальные затруднения учащихся, однако невозможно без включения их в активную учебную работу.

облако. Портал Университета предоставляет всем участникам образовательного процесса защищенный доступ в Интернет и к информационным ресурсам МПГУ, возможность компоновать/ формировать/создавать, хранить и использовать цифровые образовательные ресурсы, накапливать данные о результатах учебной работы, генерировать необходимые справочные и отчетные формы. Поддерживаемые средой дистанционные образовательные технологии позволят на равных использовать очные (в аудитории), дистанционные и смешанные формы учебной работы. Смешанная организация учения/обучения должна становиться нормой.

Информационная среда Университета должна строиться на основе промышленных технологических решений, которые гарантируют высокую надежность, стабильность и безаварийность работы, а также защиту данных от несанкционированного использования. Она должна обеспечить:

• свободный доступ к полному спектру современных бизнес-приложений (корпоративный портал, файловое хранилище, корпоративная почта, календари, задачи, аудио-, видеоконференции и др.);

• безопасность и конфиденциальность, которые гарантируют защиту информации и персональных данных в соответствии с требованиями 152-ФЗ РФ;

• масштабируемость используемых решений;

• защиту данных от потери, кражи или изъятия;

• круглосуточную техническую поддержку;

• минимизировать риски сбоя оборудования;

• высокую экономичность (доступность).

Единая цифровая информационная среда

может (и должна) поддерживать непрерывный процесс инновационных преобразований в работе вуза. Прогнозирование, планирование и претворение в жизнь желаемых изменений становятся составной частью каждодневной работы всего коллектива Университета. Работа в условиях непрерывных (хорошо спланированных) изменений должна стать нормой. Накапливающаяся в информационной среде информация о ходе образовательного процесса помогает заранее распознавать угрозы успеш-

ности образовательной работы отдельных учащихся и принимать решения, направленные на предупреждение этих угроз.

Студенты в новой информационной среде

Каждый студент вуза должен иметь свое уникальное сетевое имя, которое позволяет ему пользоваться всеми доступными ресурсами и сервисами инфосреды МПГУ и сети Интернет. Для этого он использует личное мобильное цифровое устройство (ноутбук/ультрабук, смартфон и т. п.) и/или любой из доступных ему компьютеров как в вузе, так и за его пределами. Основным инструментом учебной работы, наряду с ручкой и тетрадью, становится персональное вычислительное устройство, которое оснащено в том числе средствами:

• рукописного ввода информации (сенсорный экран);

• ввода/вывода фото-, видео- и аудиомате-риалов (камера, микрофон и т. п.);

• мобильным доступом в Интернет (Ш1П-адаптер/36/46-модем).

Надежным и постоянно доступным хранилищем всех цифровых информационных материалов, которые необходимы учащемуся, становится цифровая информационная среда МПГУ. Эти материалы доступны постоянно (круглосуточно и без выходных), из любого места на территории вуза (а также за его пределами). Использование сетевых имен и паролей, повседневное и неукоснительное соблюдение правил информационной безопасности при работе в информационной среде (которые должен знать каждый) становится столь же обычным делом, как соблюдение норм личной гигиены.

Новым рабочим местом учащегося в сети становится его «личный сетевой кабинет». Здесь находится его персональный, постоянно обновляемый календарь учебной работы. Календарь отражает сведения обо всех событиях, которые учащийся запланировал самостоятельно или с преподавателями. В личный кабинет поступают напоминания о запланированных встречах и взятых на себя обязательствах (задачах), фиксирует их выполнение.

Из личного кабинета студенты получают доступ к личному сетевому (виртуальному) хранилищу данных. Это постоянно пополняемый архив

его учебных и методических материалов, полученных и выполненных заданий, текущих и завершенных проектов, любимых книг и цифровых изображений, видео- и аудиоресурсов. Пользователи информационной среды соблюдают авторские права и несут ответственность за их нарушение. При поступлении в университет студент подписывают бумагу о том, что несет ответственность за файлы, загруженные в информационные системы вуза. Все записи и работы, которые выполнены на бумажных носителях информации, также оцифрованы и хранятся в его архиве (который стал хранилищем цифровых оригиналов для всех выполненных им работ). Анализ и упорядочивание накопленных цифровых материалов помогает формировать рефлексивное отношение к себе и своей повседневной деятельности, доводить начатое до конца.

Разнообразие используемых в вузе форм учебной работы и плотный индивидуальный график помогают каждому студенту бережно относиться к своему времени, быть постоянно занятым важной и значимой лично для него работой. Это помогает поддерживать ценность продуктивной и результативной работы каждого.

Одним из сетевых инструментов, который постоянно используется студентами и преподавателями, становится распределение прав доступа к имеющимся материалам. С помощью этого инструмента другие пользователи сети (сокурсники, преподаватели, куратор и др.) получают доступ к результатам выполненных студентом работ и заданий. Этот инструмент (вместе с сервисами Web 2.0) активно используется для публикации подготовленных учащимся текстовых, графических, аудио- и видеоматериалов.

Все учебные и методические материалы, которые рекомендованы преподавателями, доступны через личный кабинет. Дополнительную информацию студенты находят через Интернет. Нормой стало изучение интернет-курсов, которые разработаны в том числе за стенами МПГУ (в других образовательных организациях России и за рубежом). Среди них - курсы, которые обеспечивают профессиональную подготовку и получение учащимися соответствующих сертификатов (например, в сфере ИТ).

Основную часть учебной информации учащийся получает не из уст учителя, а через авто-

матизированную обучающую систему (ЬМБ), в ходе работы с рекомендованными ему материалами (видео- и аудиоресурсы, другие цифровые источники). Индивидуальное или коллективное освоение этих материалов составляет значительную по объему часть учебной работы студентов (бакалавров, магистров, аспирантов). Одной из форм оценки результативности учебной работы служат данные текущего (формирующего) автоматизированного контроля. Они доступны для машинной обработки и выступают в качестве одного из итогов выполнения учебной работы (задания). Информационная среда создает условия для развертывания систем взаимного оценивания. Основным индикатором освоения соответствующего содержания служат результаты выполнения учебных проектов и заданий, формируемый портфель достижения учащихся. Все групповые задания предусматривают средства для индивидуализированной оценки полученных результатов.

Информационная учебная среда проектируется с ориентацией на удовлетворение потребности учащихся в самостоятельной работе и творчестве. Она позволяет участвовать в коллективной работе, приближает организацию работы студентов к организации современного высокотехнологичного производства. Студент может выбрать для изучения профильные и элективные курсы, предоставляемые другими образовательными учреждениями и доступные через Интернет. Учебная работа по этим курсам учитывается и аттестуется в соответствии с общими правилами, а ее результаты фиксируются в портфеле достижений (портфолио) учащегося.

Учебная работа студентов должна быть осмыслена и хорошо мотивирована. Им заранее должны быть известны требования, предъявляемые к результатам освоения каждого курса (модуля), которые допускают свободное продвижение внутри каждого курса в собственном темпе. Заинтересованные учащиеся имеют возможность изучать курсы на продвинутом уровне. Получив необходимые сертификаты, они имеют право оказывать платные услуги (в том числе через Интернет) как в вузе, так и за его пределами.

Действующая система оценивания включает в себя весь спектр средств педагогических измерений, в том числе автоматизированный

контроль, самооценку, взаимное оценивание результатов учебной работы, экспертную оценку (с использованием портфелей достижений). Система оценивания функционирует на базе единой информационной системы управления качеством образовательного процесса. На основе регулярно обновляемых процедур она регламентирует условия проведения и инструменты, которые используются для выполнения оценочных действий. Также строго регламентированы и всем известны процедуры формирования оценок, хранения результатов и доступа к ним со стороны различных категорий пользователей информационной системы (учащиеся и их товарищи, преподаватели, представители администрации, внешние пользователи и др.). Открытая система оценивания помогает учащимся оценить четкость предъявляемых к ним требований, постоянно соотносить свои достижения с эталоном.

Нормой жизни вуза становится постоянная производственная практика и исследовательская работа за стенами вуза, в ходе которых они проводят наблюдения и/или собирают материалы, необходимые для выполнения учебной работы. Использование персональных цифровых устройств, которые можно подключить к Интернету в любом месте, позволяет всем постоянно поддерживать связь с вузом, преподавателями и коллегами.

Преподаватели в новой информационной среде

ИКТ-насыщенная образовательная среда вуза должна предоставить членам педагогического коллектива все необходимое для повседневной продуктивной работы, педагогического творчества и профессионального роста. Преподаватели используют свое уникальное сетевое имя для доступа к ресурсам и инструментам информационной среды с помощью персональных мобильных устройств и/или доступных им компьютеров в вузе и дома. Свою работу они ведут через личный сетевой кабинет и постоянно обновляемый календарь с перечнем выполняемых задач.

Информационная среда должна обеспечить все составляющие, из которых складываются обязанности педагогов:

• текущая преподавательская работа, ее планирование и осуществление в соответствии

с регламентами работы вуза и своими должностными обязанностями;

• методическая и исследовательская работа, куда входят:

- подготовка/обновление (в составе кафедр, рабочих групп и методических объединений) планов, программ, учебно-методических материалов и регламентов работы, которые являются основой осуществляемого в МПГУ учебно-воспитательного процесса;

- выполнение, по мере необходимости, обязанностей методиста (наставника) для других работников вуза;

- проведение систематической исследовательской работы в области:

◊ анализа, оценки и компоновки (доводки) учебно-методических материалов, которые используются для организации обучения и проведения учебно-воспитательных мероприятий;

◊ проведение экспертизы и оценка доказательной результативности (в ходе специально организуемых педагогических наблюдений и экспериментов) учебно-методических разработок;

◊ подготовка заявок на получение грантов, планирование и выполнение исследовательских проектов и заданий;

◊ участие в работе профессионального сообщества, ученых советов, рабочих групп, комиссий и т. п.;

◊ участие в профессиональном обсуждении и утверждении всех обязательных (для лаборатории, кафедры, факультета, института, вуза) разработок и регламентов работы;

• непрерывное профессиональное развитие, включая:

- участие в работе профессиональных педагогических сообществ (в том числе сетевых);

- подготовку, проведение, участие в различных профессиональных мероприятиях (семинары, научные и методические конференции разного уровня) в стенах вуза и за его пределами;

- периодическое (в соответствии с действующими регламентами) прохождение интересующих педагога курсов повышения квалификации (как внутри вуза, так и за ее пределами, в том числе через Интернет);

- прохождение аттестационных процедур, необходимых для подтверждения (повышения) профессионального статуса. Информационная среда должна стать основным инструментом текущей работы преподавателей при подготовке, хранении и совместном использовании своих разработок, презентаций, заданий, оценочных и других учебно-методических материалов. На портале МПГУ должны быть доступны (в учетом принятых ограничений на права доступа) пакеты материалов для каждого из курсов, модулей и занятий, входящих в действующую учебную программу. Пакеты доказательно-результативных учебно-методических разработок, наряду с учебными материалами, включают в себя описание ожидаемых результатов учебной работы и средства для оценивания ее результативности (задания, батареи тестов и т. п.). Этими пакетами пользуются все педагоги, ведущие аналогичную учебную работу. По окончании занятий они добавляют в пакет страницу своего рефлексивного журнала с анализом хода и результатов занятий. Это, в частности, облегчает работу при замещении преподавателей, повышает результативность занятий.

Информационная среда должна упростить использование зачетно-рейтинговой системы, которая все шире используется в Университете.

Преподаватели широко используют цифровые образовательные ресурсы для самостоятельного (индивидуально и в малой группе) знакомства студентов с учебным материалом, который представлен в различных форматах, широко используют смешанное обучение, разрабатывают и ведут онлайн-курсы. Они побуждают учащихся постоянно использовать техники учебной кооперации для освоения и закрепления нового, стремятся к тому, чтобы использование универсальных учебных действий стало нормой для школьников.

ИКТ-насыщенная образовательная среда должна создавать хорошие условия для методической и исследовательской работы, которая является одной из обязанностей преподавателя высшей школы. Она направлена прежде всего на разработку и совершенствование учебно-методических материалов и регламентов работы, которые используются в вузе. Другое направление - поиск результативных решений проблем, с которыми сталкиваются члены педагогического

коллектива. Третье направление - подготовка и обоснование программ развития вуза (лаборатории, кафедры, факультета) и составляющих ее мероприятий, анализ и оценка их результативности. Еще одно направление - проведение заказных научно-исследовательских работ.

Одним из инструментов исследовательской работы должны стать средства хранения, поиска и аналитической обработки данных, которые попадают в инфосреду. Проведение экспертизы и оценка доказательной результативности (в том числе в ходе специально организуемых педагогических наблюдений и экспериментов) учебно-методических разработок опирается на средства автоматизированного сбора данных и их статистической обработки, которые также доступны в инфосреде. Здесь могут использоваться ресурсы сетевых профессиональных объединений, инструменты коллективной работы (Web 2.0), средства для работы с «Большими данными». Педагоги-исследователи МПГУ должны стать главными поставщиками достоверных экспериментальных данных и педагогических разработок, без которых невозможно строить новые модели школы.

Информационная среда становятся одним из главных инструментов профессионального развития педагогов. Она используется для работы сетевых профессиональных сообществ, повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий. Очные и интернет-семинары и курсы дополняют главную составляющую работы по профессиональному развитию учителей, которая проходит непосредственно на их рабочем месте. Сделать этот процесс максимально результативным помогает современная система взаимного наставничества педагогов.

Подготавливая студентов к жизни в быстро изменяющейся технологической и социальной среде, формируя у них навыки XXI в., преподаватели вынуждены постоянно повышать свой профессиональный уровень в связи с обновлением требований к его профессиональной подготовке. Требуемые компетенции педагог должен демонстрировать как на рабочем месте, так и в ходе прохождения аттестационных процедур, необходимых для подтверждения (повышения) его профессионального статуса в соответствии с действующими регламентами. Умения педагогов критически отно-

ситься к собственному и чужому опыту и строить траекторию своего профессионального роста станет одними из важных показателей их профессиональной подготовки, а планирование этой работы в личном календаре - повседневной обязанностью. Информационная среда должна помогать каждому педагогу: анализировать и совершенствовать практику преподавания; пользоваться советами коллег и наставников, учитывать их мнение и опыт; определять и удовлетворять потребности в профессиональном развитии; следить за результатами исследований и инноваций и включать их в свою педагогическую практику.

Повышая свое профессиональное мастерство, учитель становится «мастером учения», овладевает способностью постоянно совершенствоваться и передает эту способность своим ученикам7.

Работники администрации в новой информационной среде

Ответственные работники администрации понимают, что современное общество и все его институты находятся в процессе трансформации, что изменения в жизни Университета неизбежны, а возвращение к «стабильности» не только невозможно, но и нежелательно. Это требует превращения МПГУ и его институтов в структуру, способную к изменениям, в обучающуюся организацию, где педагогический коллектив осознанно, без «указаний сверху», день за днем планируют и претворяют в жизнь необходимые нововведения, целенаправленно конструируя свое будущее и будущее своих студентов. Развитие информационной среды должно объединять освоение новых образовательных практик и педагогических технологий с педагогическим освоением средств ИКТ, использование которых становится катализатором соответствующих изменений.

Работники администрации, как и преподаватели, понимают, что способность решать практические задачи, ориентироваться и действовать в условиях реальной жизни является не менее значимой, чем усвоение студентами тре-

буемой суммы знаний. Поэтому они поддерживают переход к методам оценивания работы студентов и педагогических коллективов, которые естественны для информационного века. Расширение производственной практики, развитие информационной среды позволяют создавать новые инструменты для оценивания учебных достижений, которые адекватны требованиям к новым образовательным результатам. Появляется возможность использовать сетевые инструменты для оценки подготовленных учащимися текстовых работ, процедур решения задач и выполнения учебных проектов. Последовательное использование проектной работы позволит оценивать работу педагогических коллективов на основе результатов обучения, включая выступления учащихся всех ступеней на студенческих конференциях (включая проходящие в вузе, в стране и за рубежом), коллекций выполненных ими работ (портфели достижений), выставления этих работ в Интернете и т. п.

Развитие информационной среды позволит систематически использовать средства ИКТ для решения рутинных задач, внедрять современные бизнес-процессы и организационные решения, помогающие результативно управлять изменениями, развивать и последовательно трансформировать педагогическую культуру Университета. Для этого в том числе широко используется поддержка экспертов в области педагогических инноваций и внедрения средств ИКТ. Такими экспертами становятся работники школ и вузов (отечественных и зарубежных), где накоплен успешный опыт соответствующих изменений, а также отечественных и зарубежных компаний, которые успешно работают в сфере высоких технологий. Перспективными партнерами МПГУ являются ведущие отечественные операторы связи, которые заинтересованы в поддержке развития мобильного Интернета.

Одной из основных забот становится поддержание и совершенствование университетского портала, который является «лицом» Университета в цифровой среде, обеспечивает до-

7 Преподаватель высшей школы должен в полной мере владеть компетенциями человека XXI в., уверенно работать в ИКТ-насыщенной информационной среде. Это требование к современным профессионалам, которых недостает во всех сферах бизнеса. Такие профессионалы могут успешно работать за пределами вуза, что делает его позицию на рынке труда весьма привлекательной. В результате престиж преподавателя Университета растет, что неизбежно приведет к увеличению оплаты его труда, делает Университет привлекательным местом работы для таких специалистов.

ступ к учебным материалам и служит базой системы управления качеством работы вуза. Предстоит перейти к использованию центров обработки данных, оплате вычислительных и образовательных сервисов подобно коммунальным услугам (наряду с электроснабжением, отоплением и т. п.). «Коммунальные» вычислительные сервисы должны резко снизить общую стоимость владения средствами ИКТ, повысить надежность работы информационной среды, освободиться от технологических проблем, сконцентрироваться на педагогических и методических аспектах информатизации вуза. Главными направлениями информатизации Университета становятся:

• формирование высококачественных учебно-методических материалов для обеспечения учебного процесса (курсов и учебных модулей), которые осуществляются в том числе онлайн;

• профессиональное развитие педагогов, которые осваивают и используют вновь создаваемые и обновляемые материалы;

• совершенствование автоматизированных информационно-управляющих систем, которые обеспечивают хранение и доступ ко всем цифровым материалам и их использование, управления качеством образовательного процесса.

Работники управления всех уровней начинают концентрировать свое внимание на результативности учебной работы студентов на каждом занятии, которая определяется:

• качеством используемых педагогических разработок и учебных материалов, которые фиксируют цели, методы и организацию учебной работы;

• уровнем профессиональной подготовки преподавателей, которые реализуют эти разработки в реальном учебно-воспитательном процессе.

Эта задача решается путем использования общедоступных в информационной среде пакетов вариативных учебно-методических материалов, которые преподаватели формируют на кафедрах, в программных комиссиях, методических объединениях и т. п. В состав таких материалов должны входить в том числе инструменты, позволяющие оценивать их результативность, а также сведения о результатах их

использования в учебном процессе. Информационная среда позволяет также решать задачу поддержания производственной дисциплины: каждое учебное занятие должно проводиться в соответствии с отобранными материалами, а результаты учебной работы - соответствовать ожиданиям.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие [Текст] / А. Г. Асмолов, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров. - М.: Нек-сПринт, 2010. - 95 с.

2. Семенов, А. Л. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании: теория и практика [Текст] / А. Л. Семенов. - Париж: ЮНЕСКО, 2006. - 327 с.

3. Machlup, F. The production and distribution of knowledge in United States [Text] / F. Machlup. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1962.

4. The Information Economy [Text]. - Washington, DC: US Department of Commerce, 1977.

5. Toffler, A. The Third Wave [Text] / A. Toffler. -N.Y.: Harper & Row, 1978.

6. Naisbit, J. Megatrends [Text] / J. Naisbit. - N.Y: Warent Books, 1982.

7. Шрейдер, Ю. А. Информационные процессы и информационная среда [Текст] / Ю. А. Шрейдер // НТИ. Серия 2. - 1976. - № 1. -С. 3-6.

8. Шрейдер, Ю. А. Проблемы развития инфосреды и интеллект специалиста // Интеллектуальная культура специалиста [Текст] / Ю. А. Шрейдер. - Новосибирск, 1988. - С. 110-136.

9. Шрейдер, Ю. А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды [Текст] / Ю. А. Шрейдер // Информатика и культура. - Новосибирск, 1990.- С. 50-82.

10. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Педагогические аспекты формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. - Режим доступа: http://refdb.ru/look/24 83251.html (дата обращения: 04.12.2014).

11. Innovative Learning Environments [Text]. -Centre for Educational Research and Innovation, OECD Publishing, 2013.

REFERENCES

1. Asmolov A. G., Semenov A. L., Uvarov A. Yu. Rossiyskaya shkola i novye informatsionnye tekhnologii: vzglyad v sleduyushchee desyatile-tie (Russian school and new information technologies: a look into the next decade). Moscow: NeksPrint, 2010. 95 p.

2. Semenov A. L. Informatsionnye i kommuni-katsionnye tekhnologii v obshchem obrazova-nii: teoriya i praktika (Information and communication technologies in general education: theory and practice). Paris: YuNESKO, 2006. 327 p.

3. Machlup F. The production and distribution of knowledge in United States. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1962.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. The Information Economy. Washington, DC: US Department of Commerce, 1977.

5. Toffler A. The Third Wave. New York: Harper & Row, 1978.

6. Naisbit J. Megatrends. New York: Warent Books, 1982.

7. Shreyder Yu. A. Informatsionnye protsessy i in-formatsionnaya sreda (Information processes

and information environment). NTI. Seriya 2 (Scientific and Technical Information. Ser. 2), 1976, No. 1, pp. 3-6.

8. Shreyder Yu. A. Problemy razvitiya infosredy i intellekt spetsialista (Problems of development of information environment and intelligence of a specialist). Intellektualnaya kultura spetsialis-ta (Intellectual culture of a specialist). Novosibirsk, 1988, pp. 110-136.

9. Shreyder Yu. A. Sotsiokulturnye i tekhniko-eko-nomicheskie aspekty razvitiya informatsionnoy sredy (Sociocultural, technical and economic aspects of the development of the information environment). Informatika i kultura (Informatics and culture). Novosibirsk, 1990, pp. 50-82.

10. Grigoryev S. G., Grinshkun V. V. Pedagogiche-skie aspekty formirovaniya kollektsiy tsifrovykh obrazovatelnykh resursov (Pedagogical aspects of formation of collections of digital educational resources). Available at: http://refdb.ru/look /2483251.html (accessed 04.12.2014).

11. Innovative Learning Environments. Centre for Educational Research and Innovation, OECD Publishing, 2013.

Каракозов Сергей Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, и. о. первого проректора Московского государственного университета e-mail: ap@mpgu.edu

Karakozov Sergey D., Dr. Habil. in Education, Professor, Acting First Vice-Rector, Moscow State Pedagogical University

e-mail: ap@mpgu.edu

Сулейманов Руслан Сулейманович, начальник управления информационного обеспечения Московского государственного университета e-mail: ui@mpgu.edu

Suleymanov Ruslan S., Head of Office of Information Support, Moscow State Pedagogical University e-mail: ui@mpgu.edu

Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Вычислительного центра РАН

e-mail: auvarov@mail.ru

Uvarov Alexander Yu., Dr. Habil. in Education, Leading Research Worker, Computing Center of Russian Academy of Sciences

e-mail: auvarov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.