УДК 370 С.Н. Сиренко, А.Г. Лукошко
ББК 32.973 г ’ 3
Развитие интегрированной информационно-образовательной среды современного университета
Раскрывается сущность и важнейшие характеристики информационно-образовательной среды университета, обосновываются направления, по которым возможно развитие интегрированной информационно-образовательной среды, обосновывается роль облачных технологий как возможной основы для создания и реализации современного информационно-образовательного пространства, выявляются нерешенные проблемы, а также формулируются условия эффективного развития информационно-образовательной среды университета.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда университета, облачные технологии, интенсификация образовательного процесса.
DEVELOPMENT OF THE INTEGRATED INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MODERN UNIVERSITY
The article deals with the essence and the major characteristics of the information-educational environment of university, directions on which development of the integrated information-educational environment is possible. The role of technologies of cloudy calculations as possible basis for creation and realization of modern information-educational space is proved, unresolved problems come to light, and also conditions of effective development of the information-educational environment of university are formulated.
Keywords: the information-educational environment of university, technology of cloudy calculations, an intensification of educational process..
1. Сущность и важнейшие характеристики информационнообразовательной среды
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли во все сферы жизни общества, в том числе в образование. Уровень качества высшего образования в настоящее время во много зависит от продуманного, системного и эффективного внедрения ИКТ, а также от готовности всех участников образовательного процесса к их осмысленному и грамотному использованию, от информационной культуры в целом [1—4].
Современные студенты погружены в новую глобальную (преимущественно стихийную) информационную среду вне зависимости от того, организовано ли в университете электронное обучение или нет. Они активно обращаются к интернет-ресурсам, электронным
библиотекам, пользуются электронными учебниками, средствами компьютерного тестирования, а также общаются в различных социальных сетях. По доступности и объему информации электронные ресурсы намного опережают традиционные бумажные носители, но вопрос качества представленной в них информации остается открытым.
Одной из важнейших задач вуза в этих условиях выступает обеспечение достойного качества его информационно-образовательной среды, гармонично интегрируя ее с образовательной средой вуза. Подобная интеграция усилит культурный и научно-образовательный потенциал университета и повысит эффективность коммуникации всех субъектов образовательного процесса, внутри-вузовского менеджмента [1].
Несмотря на то что в современных исследованиях понятие образовательной среды используется
в разных значениях, большинство исследователей (Е.П. Белозерцев,
В.С. Кукушин,В.Я. Лыкова,В.И. Сло-бодчиков, А.П. Сманцер, В.А. Яс-вин и др.) единодушны в обосновании сущностных характеристик среды учреждения образования [5-8]:
• среда должна быть обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной, экологичной, здоровьесберегающей, эстетичной, диалоговой, гуманной;
• основой создания среды является взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;
• образовательную среду нельзя рассматривать как неизменную. Среда начинается там, где происходит целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого; где они совместно начинают ее проектировать - и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности;
Светлана Николаевна Сиренко,
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Тел.: (017) 209-52-66 Эл. почта: [email protected] Белорусский государственный университет http://www. bsu.by/
Svetlana N. Sirenko,
Ph. D., Associate Professor, department ofpedagogy, Tel.: (017) 209-52-66 E-mail: [email protected] Belarusian state university http://www. bsu.by
Андрей Геннадьевич Лукошко,
младший научный сотрудник, Эл. почта: [email protected] Объединенный институт проблем информатики, http://uiip.bas-net.by/
Andrei G. Lukoshko,
junior research associate E-mail: andrew. [email protected] United Institute of Informatics Problems http://uiip.bas-net.by/
• создание образовательной среды - это проектирование педагогически и валеологиче-ски целесообразной среды как духовно-нравственного и деятельностного пространства, в котором на основе гуманистических ценностей, диалога и сотворчества обеспечиваются взаимодействие субъектов образовательного процесса и личностно-профессиональное развитие будущего специалиста.
Анализ работ указанных авторов позволяет рассматривать образовательную среду вуза как сложную интегративную систему, включающую совокупность всех социальных, материальных, организационно-педагогических и психологических условий и постоянно развивающихся взаимодействий всех участников образовательного процесса, направленных на эффективное личностно-профессиональное развитие будущих специалистов и их самореализацию.
В данной работе мы будем понимать информационнообразовательную среду (ИОС) университета как локальное внутреннее информационное пространство вуза, созданное на основе широкого внедрения информационных технологий; в котором на основе ИКТ обеспечиваются: организация образовательного процесса, его методическая и информационная поддержка, документирование, взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса (студентами, преподавателями, деканатом и т.д.), а также управление им.
Важнейшими характеристиками таким образом понимаемой ИОС университета выступают:
• насыщенность (или ресурсный потенциал);
• структурированность (или организация);
• степень, уровень и характер локального (субъект-субъектного) взаимодействия всех пользователей среды;
• возможности субъектов преобразовывать (изменять, обогащать) среду, воздействовать на нее.
При проектировании и модернизации ИОС университета наличие всех указанных выше характеристик и возможностей должно быть непременно предусмотрено [9].
2. Направления развития интегрированной информационнообразовательной среды современного университета
Рассмотрим более подробно все основные составляющие образовательного процесса и предложим возможные направления развития интегрированной ИОС современного университета (рис. 1).
I. Обучение.
В процессе обучения ИОС дает возможность более эффективно реализовать:
1.1. Собственную образовательную траекторию студентов через осуществление возможностей:
- выбора студентом задания из базы заданий с учетом предыдущих успехов или интересов, планирования обучающимся сроков и формы, программного обеспечения для выполнения заданий;
- автоматизированного учета (фиксации, накопления) данных об успеваемости, информации об интересах студентов; академическом рейтинге.
1.2. Интерактивное взаимодействие участников педагогического процесса, которое возможно осуществлять за счет: электронных консультаций с преподавателем и организации информационных рассылок посредством электронной почты, участия студентов в форумах, предоставления студентам возможностей оценивать и комментировать результаты учебной работы друг друга, оперативно получать результаты компьютерного тестирования.
1.3. Доступ студентов к современным обновляемым информационным ресурсам, в том числе библиотечным фондам. Это предполагает возможность предоставления студентам доступа к разнообразному, пополняемому учебному материалу (обязательному и допол-
Обучение Управление
работа студентов образо вательным
(Собственные образовательные I I траектории студентов
I
Интерактивное взаимодействие между всеми участниками процесса обучения ____________________________/
" I "
^Доступ к современным обновляемым информационным ресурсам, в том числе библиотечным фондам вуза
I ^
Г Более высокий уровень ^ наглядности, использование I
С
I
Оперативная обратная связь
I "
( Участие в коллективных ^
учебных проектах, совместных I образовательных программах
^ I ^
[ Передача компьютерной ]
программе руинных операций I
Выполнение текущих |
Решение прикладных, профессиональноориентированных задач с использованием ИКТ
I
( Возможность >
участвовать в разработке электронного контента учебных курсов ^^изменять, дополнять)^
I
/поиск дополнительных источников к разработке курсовых, дипломных проектов, творческих V заданий /
Системы управления ] обучения (LMS), например I
I
Электронный деканат
I
Система менеджмента качества
I
(участие в организации образовательного процесса, в оценке его качества и др.)
Рис. 1. Направления развития интегрированной информационно-образовательной среды современного университета
и итоговых тестов I
нительному), методическим разработкам преподавателей и/или студентов, удобную систему поиска.
1.4. Более высокий уровень наглядности, использование возможностей и преимуществ компьютерного моделирования, а также использование графики и мультимедиа (рисунков, схем, видеоматериалов, компьютерных моделей).
1.5. Передачу компьютеру рутинных операций управления учебным процессом. Например, организация тренировочного компьютерного тестирования, учет накопительной оценки, построение
рейтинга, обеспечение многократного доступа студентов к учебным материалам, выдача им заданий, демонстрация мультимедийных материалов, компьютерного эксперимента и др.
1.6. Компьютерную поддержку самостоятельной работы студентов.
Здесь важным является предоставление возможности студентам участвовать в разработке электронного контента - основного и дополнительного учебных материалов (самостоятельная разработка студентами учебных материалов, возможность совместно-
го создания и редактирования подготовленных документов или проектов). Поиск средствами ИОС на внутренних ресурсах университета или в интернете дополнительных источников для подготовки курсовых, дипломных проектов, творческих заданий. Создание самими студентами системы ссылок на ресурсы сети по определенным проблемам.
II. Воспитание.
Процесс воспитания традиционно в гораздо более меньшей степени, чем обучение, задействует возможности ИОС университета. Укажем наиболее востребованные направления, по которым воспитательный процесс может опираться на средства ИОС университета.
2.1. Информирование о культурно-массовых, спортивных мероприятиях. В этом случае средства ИОС будут полезны для организации социально значимых проектов, досуга, клубных, кружковых форм работы. Здесь средствами среды участники педагогического процесса могут просматривать новости и объявления, а также выступать в роли источников указанной информации (возможно, после пре-модерации).
2.2 Следующим направлением является организация научной, культурной коммуникации (меж-культурной) коммуникации всех участников образовательного процесса. В реализации этого направления ИОС предоставляет возможности организовывать и проводить «телемосты», конференции, совместные интернет-проекты, демонстрировать свои достижения (научные, культурные и др).
III. Научно-исследовательская работа студентов.
В организации научноисследовательской деятельности ИОС может быть использована для доступа к специализированным базам данных научной информации, давать возможность использования специализированных программных продуктов, индивидуализировать выполнение лабораторных или практических работ. Перспективным может стать также и
удаленное сотрудничество, а также выполнение совместных научных проектов преподавателями и студентами.
IV. Управление учебным процессом.
В управлении учебным процессом ИОС может быть задействована на нескольких уровнях. Назовем некоторые из них.
4.1. Использования систем управления обучением, которые позволяют планировать и управлять учебной деятельностью самими студентами и преподавателем, обеспечивать доставку-получение учебных материалов, отработку практических умений, а также контроль знаний.
4.2. Так называемый электронный деканат позволяет вести учет разнообразной учебнометодической работы на факультете: от автоматизированного формирования списков студентов до генерации сводных ведомостей успеваемости. Доступен сервис расписаний занятий с уведомлениями о временных изменениях, а также доска объявлений.
4.3. Автоматизация системы менеджмента качества вуза. Это предполагает наличие программных средств для планирования, проектирования, мониторинга важнейших процессов в области качества образования, интеграции работы кафедр, деканата, специализированных отделов и управлений.
4.4. Еще одним важным направлением является поддержка самоуправления студентов, которое может реализовываться в том числе через их участие в организации учебного процесса, оценке его качества его результатов. ИОС предоставляет возможность всем участникам образовательного процесса интерактивно взаимодействовать с администрацией учебного заведения, принимать участие в составлении расписания. Она может предоставлять услуги по проведению анкетирования студентов, анализу их оценок качества учебных курсов, обеспечивая в том числе возможность эффективно выбирать дисциплины спецкурсов.
V. Связь со сферой труда.
В настоящее время с помощью средств ИОС не реализуются в полном объеме связи со сферой труда.
5.1. Одним из аспектов взаимосвязи со сферой труда может являться предоставление возможности потенциальным работодателям информировать студентов и администрацию вуза об изменениях требований к будущим специалистам, появлении новых направлений деятельности предприятий, предоставление сведений о вакантных должностях. Тем самым вуз сможет более оперативно адаптировать подготовку студентов к изменяющимся требованиям рынка труда.
5.2. Другим перспективным, на наш взгляд, направлением может выступать выполнение курсовых и дипломных проектов, прохождение практики с использованием ИКТ на предприятии будущего работодателя. В этом случае возможно выполнение совместных исследований, осуществление удаленной связи с научными руководителями, которые работают вне образовательного учреждения.
3. Облачные технологии как основа технической реализации информационнообразовательной среды университета
Техническая реализация ИОС университета, способной адекватно соответствовать перечисленным требованиям, возможна на основе привлечения технологий облачных вычислений [4, 10, 11]. Суть облачных технологий (Cloud Computing) состоит в предоставлении компьютерных ресурсов, таких как обработка и хранение данных, в качестве услуги, доступной удаленно
через сеть. Главное отличие традиционных и облачных технологий состоит в следующем. Традиционный подход ко взаимодействию с программным обеспечением предполагает наличие у каждого пользователя на компьютере его установленной копии. При этом каждая из этих копий оперирует с данными, которые также хранятся обособлено у каждого из пользователей. В случае если у пользователя несколько компьютеров, программное обеспечение должно быть установлено на каждом из них, и, соответственно, на каждом из них будут находиться и обрабатываемые данные. Уже на данном этапе возникает проблема синхронизации, обеспечения идентичности данных на всех вовлеченных в процесс устройствах.
Еще одной проблемой может стать поломка или утеря устройства или устройств, участвующих в процессе обработки и хранения данных. В этом случае может потребоваться значительное время для установки на новом устройстве операционной системы, необходимых приложений, а также восстановления локальной копии или фрагментов утерянных данных. Если своевременно не производились мероприятия по резервному копированию, то возможна даже полная безвозвратная потеря данных.
Технология облачных вычислений позволяет небольшими усилиями динамически расширять услуги по обработке и хранению данных за счет установки новых серверов и систем хранения, причем для клиентов этот процесс будет незаметен (см. рис. 2). Идеи Cloud Computing близки к подходу под названием Utility Computing, впер-
Рис. 2. Переход к облачной схеме взаимодействия с ПО и данными
вые упомянутому еще в 1961 году, при котором вычислительные ресурсы рассматриваются как услуга, объем потребления которой учитывается подобно обычным коммунальным услугам - электричеству или воде.
Современная концепция облачных вычислений включает в себя несколько обязательных признаков: самообслуживание; универсальный доступ по сети; объединение ресурсов; эластичность; учет потребления.
Самообслуживание подразумевает, что потребитель самостоятельно изменяет характеристики предоставляемых ему услуг, таких как процессорное время или объем дискового пространства, без взаимодействия с представителем поставщика. Как правило, это происходит через веб-интерфейс.
Универсальный доступ по сети предполагает независимость от используемого терминального устройства. Это может быть рабочий или домашний компьютер, ноутбук, планшет, смартфон и т.д.
Объединение ресурсов означает, что поставщик услуг объединяет аппаратные ресурсы в единую вычислительную систему, причем происходит объединение как компьютеров в пределах одного центра обработки данных (ЦОД) (что соответствует принципам кластерных вычислений), так и нескольких ЦОД, распределенных географически (как это имеет место в grid (грид)-сетях).
Эластичность подразумевает, что услуги могут быть предоставлены, расширены, сужены в любой момент, без дополнительных издержек на взаимодействие с поставщиком, как правило, в автоматическом режиме. Значительную роль в данном случае играют технологии виртуализации, позволяющие более эффективно использовать аппаратные ресурсы путем как консолидации множества операционных систем и приложений на единственном сервере в случае незначительных нагрузок, так и переноса работающего экземпляра гостевой операционной системы вместе с приложениями на другой менее нагруженный сервер в случае увеличения нагрузки.
Учет потребления предполагает контроль со стороны поставщика за фактически использованными ресурсами, причем зачастую используются величины, не имеющие прямого отношения к аппаратным возможностям, но характеризующие нагрузку (например, количество транзакций или пользователей, нормированное процессорное время).
Данный подход наделяет ИОС высоким уровнем гибкости и обеспечивает следующие возможности:
• независимость от программноаппаратных средств — среда создается с использованием общепринятых форматов и стандартов, поддерживаемых всеми устройствами и операционными системами;
• сетевое представление — доступ ко всем составляющим среды обеспечивается через локальные сети и сеть Интернет, это касается как данных, так и приложений;
• простой интуитивно очевидный интерфейс — учитывая сетевое представление среды, оптимальным становится вебинтерфейс, который является наиболее удобным с точки зрения неподготовленных пользователей;
• разделение содержания и представления — преимуществом построения среды с использованием общепринятых стандартов является возможность свободной конвертации и интерпретации ее содержания для самых различных устройств, что становится особенно актуальным с распространением планшетных компьютеров, электронных книг и смартфонов, экранные
возможности которых значительно отличаются от возможностей традиционных стационарных компьютеров;
• максимизация роли студентов в создании и поддержке среды — размещение данных и инструментов для работы с ними в виртуальном пространстве создает возможности для коллективной работы;
• развитая социальная составляющая — обеспечение обмена информацией между субъектами, уведомления о важных изменениях, новостях и возможность их обсуждения;
• надежность — использование технологий виртуализации и универсальных форматов позволяет абстрагировать среду от конкретных аппаратных средств, которые ее обслуживают, а в случае технических сбоев в кратчайшие сроки обеспечивает восстановление ее работоспособности с использованием исправного оборудования или даже посредством другого поставщика услуг;
• масштабируемость — работоспособность в периоды пиковых нагрузок и экономия ресурсов в периоды простоя. Технологии облачных вычислений позволяют реализовать множество моделей обслуживания потребителей, однако наиболее популярными моделями являются следующие:
• программное обеспечение как услуга (Software-as-a-Service, SaaS);
• платформа как услуга (РЫ£огт-as-a-Service, PaaS);
• инфраструктура как услуга (Мгаяй-иСше-ая-а-Зетсе, IaaS).
Рис. 3. Схемы взаимодействия с ПО в различных моделях обслуживания
В таком же порядке растет и увеличение роли потребителя в создании необходимых для его деятельности услуг и условий.
ИОС университета может быть реализована на основе услуг по моделям 8аа8 и Раа8. При этом переход, например, к использованию модели 8аа8 позволит изменить принципы представления программного обеспечения и хранения данных в учебном процессе и самостоятельной работе студентов. В этих условиях пользователи будут взаимодействовать с приложением через интернет (как правило, используется веб-интерфейс), причем речь идет об одном и том же приложении, а не отдельной копии для каждого из пользователей. Данные пользователей по-прежнему обособлены, но теперь они размещены в едином облачном хранилище, которое использует более надежные аппаратные ресурсы хранения, а также методы зеркалирования и резервного копирования, благодаря чему вероятность потери данных существенно снижается.
С точки зрения администраторов и разработчиков, облачная модель также предоставляет некоторые существенные преимущества. В качестве примера рассмотрим некий произвольный образовательный портал, содержащий видеоинформацию. Видео может использоваться сразу несколькими сервисами, например, доской объявлений с видеообращением ректора или электронным учебным пособием для демонстрации химических процессов или исторических кадров. При этом видеопортал может быть реализован как отдельный сервис, включающий в себя следующие возможности:
• предоставление видео по запросу, включая встраивание в вебстраницы и приложения;
• загрузка/удаление видеофайлов;
• автоматическая конвертация видео в различные форматы и разрешения.
При этом непосредственно хранение данных реализуется отдельным отказоустойчивым сервисом хранения данных, который, в свою очередь, используется и многими другими сервисами помимо виде-
опортала. Для обеспечения требований по отказоустойчивости необходимо строить так называемое гибридное облако, которое подразумевает, что внутренняя приватная инфраструктура высшего учебного заведения должна соответствовать инфраструктуре, используемой поставщиками облачных услуг. Это сразу же приводит к следующим требованиям:
• широкое использование СПО (свободного программного обеспечения, в частности ОС Linux);
• использование открытых и популярных облачных стандартов и приложений (OpenStack, OpenShift, JBoss и т.д.).
Далее на созданной инфраструктуре запускаются сервисы, упомянутые на рис. 1. Например, популярная сетевая образовательная платформа Moodle требует для своей работы следующие компоненты:
• веб-сервер (Apache или IIS);
• интерпретатор PHP;
• базу данных (MySQL, MSSQL, PostgreSQL или Oracle).
Таким образом, для работы
Moodle необходимо подготовить платформу, включающую все вышеперечисленное. Этого можно достигнуть, используя систему управления конфигурациями. Для каждого компонента пишется так называемый рецепт - последовательность действий, которую необходимо выполнить для установки и базовой настройки. По выбранным «рецептам» создается виртуальная машина, которая затем запускается в облачной инфраструктуре.
С точки зрения администратора Moodle, все описанное выше — типичный пример PaaS. Он не включен в процесс управления облачной инфраструктурой, не устанавливает приложения и может даже не знать, какая операционная система используется. Администратор получает от оператора облака доступ к удаленному каталогу для размещения файлов приложения и информацию, необходимую для его настройки (такую, как реквизиты доступа к базе данных).
После успешной установки Moodle в облачную инфраструк-
туру сервис будет доступен всем участникам информационной образовательной среды. Поскольку для взаимодействия с ним требуется лишь веб-браузер, то с точки зрения пользователей это является типичным примером 8аа8.
4. Нерешенные проблемы в организации и развитии информационнообразовательной среды университета
Несмотря на достаточно глубокую степень разработанности технической базы ИКТ, на пути создания и модернизации ИОС университета можно выделить и некоторое количество нерешенных проблем.
Во-первых, как уже отмечалось ранее, до настоящего времени в недостаточной мере развиты такие компоненты ИОС, как поддержка связей со сферой труда, информационное обеспечение воспитательной и научно-исследовательской деятельности.
Во-вторых, информационно-методическое обеспечение учебного процесса в ряде случаев слабо опирается на возможности, предоставляемые библиотекой вуза. Это проявляется в том, что учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, представленное в электронном виде в ресурсах сетевых образовательных платформ, может быть никак не связано с библиотечным фондом литературы.
В-третьих, отдельные направления развития информационной среды могут оказаться изолированными друг от друга, если специально не предусмотреть их взаимосвязь. Например, перспективной могла бы оказаться возможность получения от потенциальных работодателей актуальной информации о требованиях к выпускнику, изменениях в квалификационном паспорте профессии и оперативный учет этих данных при формировании (в том числе и самими студентами) образовательного контента, организации научных исследований, выработке практических рекомендаций, формулировке тем курсовых проектов, подготовке виртуальных лабораторных практикумов.
В-четвертых, слабо реализована возможность формирования с помощью средств, представляемых ИОС, целостного «портрета студента» по итогам накопительной рейтинговой оценки его учебной (в том числе и самостоятельной) работы, участия в обновлении электронного образовательного контента, научно-исследовательской деятельности, разнообразных воспитательно-культурных проектах и т.п. Такого рода информационная поддержка была бы полезна при выборе студентом научного руководителя по дипломным или курсовым проектам, оценке и коррекции им собственной образовательной траектории. При достаточной разработке этого аспекта появляется возможность отслеживать персональный рост студента относительно самого себя по определенным сферам образовательной деятельности (успеваемость, участие в научной работе и др.). В дальнейшем данная информация может быть использована для более обоснованного выбора первого рабочего места. Анализ «портретов студентов» для курса или потока в целом мог бы помочь преподавателям выявить позитивные тенденции или недостатки в организации образовательного процесса, вовремя скорректировать свою деятельность.
В-пятых, до настоящего времени недостаточно полно используются возможности для индивидуализации деятельности студентов при выполнении лабораторных или практических работ. Современные
технологии предоставляют каждому студенту возможность работать в собственной виртуальной среде и выполнять индивидуальное задание, обращаясь к общему набору исходных данных. При этом практически исключается возможность механического компилирования чужих результатов.
5. Условия эффективного развития информационнообразовательной среды университета
В заключение подчеркнем, что ИОС университета предоставляет богатейшие возможности для интенсификация практически всех важнейших составляющих образовательного процесса. Однако наибольшего эффекта от использования ее возможностей следует ожидать при выполнении ряда условий. Один из главных подходов к более эффективному развитию ИОС должен базироваться на децентрализации управления ею, а также превращении студентов и преподавателей из пассивных объектов воздействия в активно изменяющих и создающих ее субъектов. Это будет способствовать протеканию естественных самоорганизационных процессов, а также стимулировать саморазвитие информационной среды как системы. Можно привести следующую аналогию из области компьютерной техники. Существующие и доминирующие до настоящего времени так называемые нэймановские компьютеры, которые обладают мощным центральным процессором, управ-
ляющим всеми вычислительными процессами, уже близки к физическим пределам своих возможностей. Более перспективными представляются многопроцессорные комплексы с параллельной архитектурой, в которых множество малых процессоров, работая совместно, гораздо более эффективно перерабатывают информацию, действуя по синергетическим принципам, в какой-то мере напоминающим функционирование живого мозга, состоящего из множества взаимодействующих нейронов.
Важным условием эффективного функционирования ИОС является превращение ее в открытую самоорганизующуюся систему, в том числе за счет взаимодействия с рынком труда, а также путем предоставления студентам возможности влиять на процесс обучения, принимая участие в его планировании и оценке качества. Важным также является возможность осуществлять самоконтроль и самооценку. Функционирование на базе современных облачных технологий такой открытой самоорганизующейся информационнообразовательной среды вуза может стать хорошей основой академической и научной мобильности всех участников образовательного процесса, а также средством усиления субъектной позиции студентов в обучении и в конечном счете мощным средством интенсификации и повышения качества и эффективности всего образовательного процесса в целом.
Литература
1. Жук О.Л. Виртуальная образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития будущего специалиста / О.Л. Жук, С.Н. Сиренко // Педагогическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист: в 2 Т.: сб. науч. ст. - Габрово, ЕКС-ПРЕС. 2011. -Т. 1. - С. 133-137.
2. Колесников А.В. Развитие системно-аналитического мышления у студентов социально-гуманитарных специальностей средствами компьютерного моделирования с элементами синергетики / А.В. Колесников, С.Н. Сиренко // Открытое образование. - 2010. - № 2. - С. 4-14.
3. Сиренко С.Н. Применение информационных технологий как средства интенсификации процесса обучения в вузе / С.Н. Сиренко // Открытое образование. - 2009. - № 3. - С. 20-29.
4. Сиренко С.Н. Сбалансированная парадигма высшего образования как фактор и основа прогрессивного развития общества / С.Н. Сиренко, А.В. Колесников // Философия образования. - 2010. - № 4. - С. 29-37.
5. Кукушин В.С. Теория и методика обучения: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Кукушкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 476 с.
6. Педагогическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъде-щия специалист: сборник научных статей / под ред. Е. Рангелова [и др.]. - Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2010. - 575 с.
7. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования / В.И. Слободчиков. - 2-е издание / В.И. Слободчиков. -Биробиджан: БГПИ, 2005. - 272 с.
8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001.
- 361 с.
9. Абламейко С.В. Огруктура виртуального образовательного пространства современного университета /
С.В. Абламейко, В.М. Галынский, Ю.В.Позняк, В.В. Самохвал // Информатизация образования - 2010: педагогические аспекты создания информационно-образовательной среды = Informatization of education - 2010: Pedagogical aspects of the development of information educational environment: материалы междунар. науч. конф., Минск, 27-30 окт. 2010 г. / редкол.: И.А. Новик (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2010. - С. 14-18.
10. Goscinski A. Cloud Computing: Principles and Paradigms / A. Goscinski. - N. Y.: Wiley Press, 2011. - Pp. 1 - 44.
11. Сиренко С.Н. Информационная среда университета как фактор интенсификации образовательного процесса / С.Н. Сиренко, А.Г. Лукошко // Менеджмент вузовских библиотек. Роль библиотеки университета в формировании информационной культуры специалиста XXI века : материалы XII Международн. науч.-практ. конф., 12-14 окт. 2011, Минск / Белорус. гос. ун-т, Фундам. б-ка; редкол.: П.М. Лапо (отв. ред.) [и др.]; под науч. ред. А.В. Рубанова. - Минск: Изд. Центр БГУ, 2012. - С. 99-103.