Научная статья на тему 'Перспективы применения облачных вычислений в образовании'

Перспективы применения облачных вычислений в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
789
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL INFORMATION ENVIRONMENT / CLOUD COMPUTING / CLOUD TECHNOLOGIES / CLOUD PATTERNS / EDUCATIONAL CLOUD / CLOUD SERVICE PROVIDER / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛИ ОБЛАКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЛАКО / ПРОВАЙДЕР ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова Н. П., Рамазанова П. К.

В данной статье рассматриваются перспективы использования облачных вычислений в образовательном процессе. Применение облачных вычислений основывается на формировании информационного пространства знаний, за счёт развития науки и техники, использования инновационных образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения, электронного обучения, совершенствования механизмов обмена знаниями, создания безопасной образовательной информационной среды для молодёжи. Представляются основные образовательные сервисы на основе cloud computing и возможности применения их в образовательном процессе. Широко используемым образовательным облачным сервисом PaaS (Platform as a Service) является портал «Образовательное облако» (http://ooblako.ru/). Выявляются преимущества и недостатки применения облачных технологий в образовательном процессе, предлагаются пути их решения и правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF CLOUD COMPUTING IN EDUCATION

The work discusses what prospects for the use of cloud computing in the educational process may be. The use of cloud computing is based on the formation of the information space of knowledge, through the development of science and technology, the use of innovative educational technologies, including distance learning, e-learning, improving knowledge-sharing mechanisms, creating a safe educational information environment for young people. The work presents the main educational services based on cloud computing and the possibility of their use in the educational process. Widely used educational cloud service PaaS (Platform as a Service) is the portal “Educational Cloud” (http://ooblako.ru/). The advantages and disadvantages of using cloud technologies in the educational process are revealed, the ways of their solution and legal regulation are proposed.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения облачных вычислений в образовании»

найти и другие возможности отрабатывать данный вид речевой деятельности, например, просить читателей отправлять видеосообщения в личной переписке, либо оставлять видеофрагменты на личной странице студента.

Социальная сеть Facebook отличается от предыдущих рассмотренных нами мобильных приложениях тем, что это не видехостинг и не полностью визуальная социальная сеть. В данном приложении большее внимание уделяется текстовым комментариям под фото и видеопубликациями. Часто встречаются публикации и без наглядных форматов подачи информации. В преподавании русского языка как иностранного социальная сеть Facebook становится более привлекательной платформой в связи с тем, что здесь больше иностранных пользователей, не говорящих на русском языке. Возможностей у платформы Facebook больше. Помимо стандартных публикаций и прямых эфиров (LIVE), можно организовать мероприятие (это может быть встреча вне виртуального мира), использовать голосовые сообщения (что удобнее для практики говорения) и у участников микрокурса есть возможность подробнее ознакомиться с информацией об образовательном сообществе. В Facebook есть два формата участия - страница и группа. Страница в приложении Facebook является открытой и поэтому участников может быть много. Как мы говорили ранее, для проведение микрокурса удобнее применять закрытый, ограниченный в доступе, формат обучения. Поэтому в Facebook можно организовать закрытую группу для проведения микрокурса, куда будут входить только участники определенного уровня знания русского языка и преподаватель. Желающие пройти курс должны будут отправлять запрос на добавление в группу.

Но так же, как и в предыдущей социальной сети Instagram, весь процесс обучения строится, ведется и оценивается преподавателем. Именно он должен быть вдохновителем для своих студентов в желании освоения новых знаний. Контроль студентов при обучении в социальных сетях проходит постоянно. Каждое действие читателей (подписчиков) известно автору аккаунта, и он может реагировать - отвечать на комментарии, сообщения или делать новую запись с необходимой информацией.

В социальных сетях Instagram и Facebook функции субтитров нет. Но есть возможность воспользоваться переводчиком, который в свою очередь встроен в приложения. В связи с этим мы предполагаем, что все комментарии в публикациях лучше делать на русском языке, а студенты, которым сложно перевести текст самостоятельно, могут воспользоваться автоматическим переводчиком. Однако для участников микрокурса не желательно постоянно пользоваться переводчиком, что лишь ослабит мотивацию обучения и уровень прохождения курса будет ниже.

Существуют также языковые приложения для освоения разных языков. Рассмотрим приложения, представленные для студентов-иностранцев, изучающих русский язык. Одними из таких приложений, которые основываются на микрокурсах, являются приложения для подготовки к прохождению теста ТРКИ. Например, приложение TORFL A1-C2 (Симулятор ТРКИ от Zdanov&Makarov), которое включает практику различных языковых навыков и ограничение во времени (как и во время прохождения реального тестирования). Такой микрокурс подходит студентам, перед которыми стоит определённая цель - подготовиться к экзамену по русскому языку какого-либо уровня.

Ещё существуют мобильные приложения для освоения определённой грамматической темы. Например, приложение Learn&Go для практики глаголов движения (от Olga Plotnikova), Russian Verbs Conjugations как справочник по спряжению глаголов русского языка (от Yakov Pchelintsev) или Russian Cases для практики падежной системы русского языка с примерами, объяснениями и заданиями (от Anastasia Kabalina). Таких приложений становится всё больше, но не все они достаточно информативны и пригодны с педагогической точки зрения, так как в основном создатели приложений не имеют достаточной профессиональной подготовки для преподавания русского языка как иностранного, но оснащены техническими навыками.

Микрокурсы для изучения русского языка как иностранного чаще всего разбиты на информационные блоки, ориентированные на достижение разных целей, что позволяет студентам иностранцам сделать самостоятельный выбор и отработать сложный для него материал, что увеличит эффект от обучения.

В мобильных приложениях нет рамок для студента иностранца, изучающего русский язык, так как во внеаудиторное время это не входит в его студенческие обязанности - присутствовать на занятиях или выполнять домашние задания. Процесс обучения зависит только от желания посвятить свободное время полезному времяпрепровождению, эффективно использовать возможности сети интернет.

Таким образом, микрокурсы, выделяющиеся сегодня как новый метод обучения в дистанционном образовании, могут быть представлены и в сфере русского языка как иностранного, так как позволяют погрузить учащихся в языковую среду, предоставить актуальные материалы и отработать их в реальном времени онлайн посредством сети Интернет. И пройти микрокурс можно не только на специальной онлайн площадке, но и в популярных мобильных приложениях и социальных сетях.

Библиографический список

1. Азимов Э.Г. Методическое руководство по использованию дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному. Москва, 2008.

2. Gassier, Gerhard; Hug, Theo & Glahn, Christian: Integrated Micro Learning - An outline of the basic method and first results. In: Auer, Michael E. & Auer, Ursula (eds.): International Conference on Interactive Computer Aided Learning, ICL 2004, Sept. 29 - Oct. 1, 2004, Villach, Austria.

3. Wikipedia. Микрообучение. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Микрообучение

4. Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А., Архангельская А.Л., Шоркига Е.Н. Инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному. Москва, 2003.

5. Ивкина М.И. Социальная сеть Instagram как способ визуализации падежной системы РКИ (общее и профессиональное владение). Международные педагогические чтения. Обучение русскому языку как неродному/иностранному в специальных целях: теория и практика. Москва: Изд-во РУДН, 2018: 172 - 184.

References

1. Azimov 'E.G. Metodicheskoerukovodstvopo ispol'zovaniyu distancionnyh tehnologij vobucheniirusskomuyazykukakinostrannomu. Moskva, 2008.

2. Gassler, Gerhard; Hug, Theo & Glahn, Christian: Integrated Micro Learning - An outline of the basic method and first results. In: Auer, Michael E. & Auer, Ursula (eds.): International Conference on Interactive Computer Aided Learning, ICL 2004, Sept. 29 - Oct. 1, 2004, Villach, Austria.

3. Wikipedia. Mikroobuchenie. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Mikroobuchenie

4. Rudenko-Morgun O.I., Dunaeva L.A., Arhangel'skaya A.L., Shorkiga E.N. Innovacionnye tehnologii v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu. Moskva, 2003.

5. Ivkina M.I. Social'naya set' Instagram kak sposob vizualizacii padezhnoj sistemy RKI (obschee i professional'noe vladenie). Mezhdunarodnye pedagogicheskie chteniya. Obuchenie russkomu yazyku kak nerodnomu/inostrannomu v special'nyh celyah: teoriya ipraktika. Moskva: Izd-vo RUDN, 2018: 172 - 184.

Статья поступила в редакцию 25.03.19

УДК 378

Ismailova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines (Makhachkala, Russia),

E-mail: uzlipat066@mail.ru

Ramazanova P.K., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, SKI UGWU (RPA of the Ministry of justice of Russia) (Makhachkala, Russia),

E-mail: uzlipat066@mail.ru

PROSPECTS OF CLOUD COMPUTING IN EDUCATION. The work discusses what prospects for the use of cloud computing in the educational process may be. The use of cloud computing is based on the formation of the information space of knowledge, through the development of science and technology, the use of innovative educational technologies, including distance learning, e-learning, improving knowledge-sharing mechanisms, creating a safe educational information environment for young people. The work presents the main educational services based on cloud computing and the possibility of their use in the educational process. Widely used educational cloud service PaaS (Platform as a Service) is the portal "Educational Cloud" (http://ooblako.ru/). The advantages and disadvantages of using cloud technologies in the educational process are revealed, the ways of their solution and legal regulation are proposed.

Key words: educational information environment, cloud computing, cloud technologies, cloud patterns, educational cloud, cloud service provider.

Н.П. Исмаилова, канд. ф.-м. наук, доц. каф экспериментальной физики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,

E-mail: uzlipat066@mail.ru

П.К. Рамазанова, канд. филол. наук, доц., «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»,

Северо-Кавказский институт, г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье рассматриваются перспективы использования облачных вычислений в образовательном процессе. Применение облачных вычислений основывается на формировании информационного пространства знаний, за счёт развития науки и техники, использования инновационных образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения, электронного обучения, совершенствования механизмов обмена знаниями, создания безопасной образовательной информационной среды для молодёжи. Представляются основные образовательные сервисы на основе cloud computing и возможности применения их в образовательном процессе. Широко используемым образовательным облачным сервисом PaaS (Platform as a Service) является портал «Образовательное облако» (http://ooblako.ru/). Выявляются преимущества и недостатки применения облачных технологий в образовательном процессе, предлагаются пути их решения и правового регулирования.

Ключевые слова: образовательная информационная среда, облачные вычисления, облачные технологии, модели облаков, образовательное облако, провайдер облачных сервисов.

Информатизация образования в настоящее время является необходимым условием модернизации современного образования. Совершенствование образовательных информационных технологий, сервисов занимает важное место среди многочисленных новых направлений развития образования.

В целях обеспечения условий для развития информационного общества и формирования общества знаний в Российской Федерации в соответствии со «Стратегией развития информационного общества на 2017 - 2030 годы» наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа к информационно телекоммуникационным технологиям необходимо решить и проблему интенсификации использования самих технологий и облачных вычислений в системе образования [1].

Формирование информационного пространства знаний осуществляется в России за счет развития науки и техники, использования инновационных образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения, электронного обучения, совершенствования механизмов обмена знаниями, создания безопасной образовательной информационной среды для молодёжи. Федеральный государственный образовательный стандарт является нормативной базой, регулирующей реализацию основной образовательной программы, в которой указывается, что учебное заведение должно обеспечивать доступ к образовательному контенту для студентов и преподавателей. Образовательный контент должен быть представлен в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения [2]. Для реализации этой задачи наиболее перспективными на наш взгляд являются облачные технологии. Облачные вычисления - быстро развивающаяся область современных информационных технологий. Они перестали быть образами из будущего и уже сегодня широко используются в финансовом секторе, промышленности, торговле, сфере услуг, и, конечно в науке и образовании.

В «Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы» понятие «облачные вычисления» определено следующим образом: «модель информационных технологий, обеспечивающая повсеместный и удобный доступ через Интернет к общему набору настраиваемых вычислительных ресурсов («облако»)» [1]. Таким образом, виртуальное облако является поставщиком удаленных вычислительных ресурсов и услуг по запросу потребителя. Несмотря на относительную новизну облачных вычислений, уже есть опыт их использования в образовательном процессе. Например, некоторые зарубежные и отечественные учебные заведения используют облачные сервисы, предоставляемые Microsoft Live @ edu, Google Apps и т. д. Ещё один облачный сервис, который начинает распространяться в области образования, это перемещение в облако систем управления обучением (Learning Management Systems, LMS).

В настоящее время широко внедряется в образовательные учреждения нашей страны облачный сервис Office 365 корпорации Microsoft, который включает в себя облачную версию Microsoft Office (Outlook, Word, Excel, Power Point, OneNote Web Apps), а также инструменты для совместной работы (Lync Online, SharePoint Online и Exchange Online) [3]. Внедрение этого облачного сервиса в образовательный процесс позволил расширить возможности мобильной работы, увеличить эффективность, надежность и безопасность системы [4].

Облачные технологии включают запуск приложений или хранение данных на серверах, расположенных в распределенных центрах обработки данных (ЦОД), доступных через Интернет. Для разработки и реализации таких приложений требуется специальная облачная платформа. Такой платформой является Windows Azure, «облачный» аналог операционной системы Windows Server. В отличие от Windows Server, платформа Windows Azure размещается в центрах обработки данных Microsoft и доступна вам удаленно как среда для разработки и запуска приложений. В то же время нет необходимости покупать и устанавливать соответствующее программное обеспечение, а достаточно просто платить за аренду вычислительных ресурсов и мощностей платформы центра обработки данных Microsoft.

Приложение Windows Azure в образовании предоставляет преподавателям возможность включить в учебный процесс одну из самых инновационных и быстро развивающихся технологий - облачные вычисления, как в теоретической, так и в практической части, для создания виртуальных компьютерных лабораторий [5]. Использование этих технологий позволяет студентам и сотрудникам получать удаленный доступ к ресурсам и услугам университета, используя различные средства связи (компьютеры, планшеты, смартфоны). Проанализировав

опыт использования облачных вычислений, можно сделать вывод, что большинство образовательных учреждений используют облачную модель в качестве программного обеспечения. Использование этой модели не требует от образовательного учреждения создания собственного сервера и его обслуживания, оно позволяет избежать экономических и организационных затрат и позволяет устанавливать собственные приложения на платформе, предоставляемой провайдером облачных услуг

Широко используемым образовательным облачным сервисом PaaS (Platform as a Service) является портал «Образовательное облако» (http://ooblako. ru/). Концепция образовательного облака предусматривает создание цифровой образовательной среды, целью которой является улучшение общения и сотрудничества между сторонами образования.

Образовательная облачная среда предоставляет студентам и преподавателям доступ к базам данных и информационным системам образовательной сферы, поддерживающим учебную и административную деятельность в образовательных учреждениях. Через Cloud Education вы можете легко получить доступ к цифровым образовательным материалам и услугам на основе современных ИТ-технологий.

Образовательное облако - это инструмент для создания электронных учебных ресурсов (ESM) для организации сетевого и дистанционного обучения. Можно выделить следующие преимущества применения Образовательного облака:

1) создание электронных обучающих ресурсов (ЭОР);

2) создание учебных курсов на основе электронных учебных модулей (ЭУМ);

3) осуществление образовательной деятельности с использованием ЭУМ,

ЭОР;

4) обучение студентов с применением разработанных элементов;

5) обмен опытом между преподавателями.

Как пример использования облачных технологий в образовании, можно назвать электронные журналы, электронные кабинеты для студентов и преподавателей, интерактивная приемная, онлайн-кафедра, тематические форумы (где студенты могут осуществлять обмен информацией).

Использование Cloud Education позволяет студентам решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством. Для этого можно использовать:

1) компьютерные программы;

2) электронные учебники;

3) тренажеры;

4) диагностические, тестовые и обучающие системы;

5) прикладные и инструментальные программные средства;

6) виртуальные лабораторные комплексы;

7) системы на базе мультимедиа-технологии;

8) телекоммуникационные системы (например, электронную почту, телеконференции);

9) электронные библиотеки и др.

Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создание возможностей для личного обучения, интерактивных занятий, командного обучения, дистанционного обучения, создания веб-ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях [6]. Реализация совместных проектов в академических группах: подготовка текстовых файлов и презентаций, организация обсуждения изменений документов в режиме реального времени с другими соавторами, публикация результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб-страниц, выполнение практических заданий по обработка информационных объектов различного вида: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и диаграмм в текстовом редакторе. Такие возможности предоставляются за счет использования сервисов Google Docs (Документы и презентации). Использование этих сервисов позволит университетам создать единую информационную инфраструктуру для академического взаимодействия студентов. Сервис Google Docs (Таблицы) позволяет создавать сводные таблицы и диаграммы с целью анализа статистических данных. Возможно проведение и как индивидуальных, так и совместных практических работ по моделированию,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.