Научная статья на тему 'Менеджмент управленических инноваций: проблема управления инновационной деятельностью в системе высшего образования'

Менеджмент управленических инноваций: проблема управления инновационной деятельностью в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент управленических инноваций: проблема управления инновационной деятельностью в системе высшего образования»

№ 3 / 2015_________________________________ISSN 2410-6070__________________________________________________

2. Волейбол [Электронный ресурс] Википедия - свободная энциклопедия.

3. Как играть в японский мини-волейбол [Электронный ресурс] сайт о японском мини-волейболе - о. Сахалин,2010-2012.

4. «Мини-волейбол по-японски» - в программе Олимпийских игр [Электронный ресурс] сайт телеканала «100 ТВ»: - Санкт- Петербург, 2003-2012.

5. Название, спорт инвентарь [Электронный ресурс] сайт о японском мини-волейболе - о. Сахалин,2010-2012.

6. Функции мини-волейбола по-японски и их реализация в системе физического воспитания

студентов [Электронный ресурс]: статьяП.Н. Пасюков, B.C. Быков, НМ. Савостин. - г. Южно-Сахалинск, г. Челябинск, 2006. - Режим доступа:Ьйр://суЬег1ешпка.т/агйс1е/п/&пк18п-т1ш-уо1еуЬо1а-ро-уароп8кмчЬ-

realizatsiya-v-sisteme-fizicheskogo-vospitaniya-studentov

© У.Е. Макарова, 2015

УДК 37.014

А. Р. Нурутдинова

К.п.н., доцент Социотехнический факультет Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет

г.Казань, Российская Федерация Е.В.Дмитриева К.п.н., доцент

Казанский Государственный Энергетический Университет

г. Казань, Российская Федерация

МЕНЕДЖМЕНТ УПРАВЛЕНИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ: ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Инновационная деятельность реализуется во всех сферах деятельности людей: политике, культуре, образовании, науке, технологической, производственной, военной, социальной и других сферах. Инновационная деятельность связана с использованием высоких технологий и предполагает создание специальных структур, инновационных центров, создание, продвижение, использование инновационных технологий и инновационной продукции.

Ключевые слова

инновации, процессы, технопарковые структуры, образование, промышленность, структура, научноисследовательская деятельность

Инновационная деятельность в научно-технической сфере - вид человеческой деятельности, направленный на превращение фундаментальных знаний, открытий, изобретений, ноу-хау в новейшие технологии, изделия, материалы и услуги, которые существенным образом изменяют технологическую базу отрасли или экономики страны в целом. Инновационное развитие предполагает поддержку инициатив, направленных на преодоление существующих проблем.

Инновационная деятельность - это один из интеллектуальных видов деятельности людей, направленных на получение, распространение и потребление любых нововведений, которые существенным образом изменяют жизнь людей. Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных работ, совокупность которых обеспечивает появление инноваций:

1. научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания: как нечто

может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

- 98 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

2. проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментальнотехнологического знания: как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

3. образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование опыта о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Известные в мире технопарки, инкубаторы бизнеса, инновационные центры, консалтинговые, венчурные, а также малые инновационные предприятия вносят большой вклад в формирование инновационной структуры, и способствуют повышению национальной инновационной способности. В силу этого технопарки, инкубаторы бизнеса, инновационные центры, малые инновационные предприятия и другие субъекты инновационной деятельности малого инновационного предпринимательства должны находиться в поле зрения как федеральных, так и региональных органов власти и управления.

Например, система отечественного высшего профессионального образования, где наблюдается процесс поглощения малых вузов крупными. По мнению ректора МГУ В. Садовничего [6, c. 134], если лучшие вузы замкнутся сами на себе или полностью поглотят все остальные менее успешные университеты, «это приведет к монополизму в сфере образования», а замыкание в узкий круг избранных может привести к стагнации в области образования, так как избранные вузы не будут думать о конкуренции за абитуриентов. Как отмечают эксперты, система отечественного образования не удовлетворяет запросам инновационного развития, о чем свидетельствует дефицит кадров. Уровень подготовки современного выпускника не отвечает требованиям работодателей, учебные заведения по-прежнему «выбрасывают» на рынок огромное количество специалистов так называемых имиджевых профессий. Отсюда необходимость инновационного развития образования, цель которого - определение условий и механизмов качественного изменения образования, системы образования и образовательных сред, изменения должны обеспечить многогранное развитие духовной, творческой и здоровой личности в соответствии с современными требованиями, создать условия для заинтересованного участия общества в развитии образования.

Одной из важнейших проблем в инновационной деятельности является проблема управления, проблема системной организации инновационной деятельности. Важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса является эффективное управление. В инновационной деятельности следует активно использовать современные (высокие) управленческие технологии. В инновационных проектах имеется большое число хорошо управляемых факторов (рычагов), способных принципиально изменить инвестиционную привлекательность проекта в лучшую сторону: способы управления, квалификация персонала, опыт менеджера [3, c. 219]. Именно по этой причине результативность проекта в значительной степени зависит от того, кто и как управляет. Таким образом, проблема управления в инновационной деятельности становится ключевой и в условиях инновационного развития образования развиваются инновационные подходы: активно-

адаптирующий; системный; программно-целевой подход; метод сетевых управленческих структур [1, с. 376].

Активно-адаптирующая инновационная стратегия - ведущий способ реализации государственной политики в образовании, когда органы управления образованием выступают в качестве заказчика по отношению к другим региональным системам, тем самым реализуется возможность целенаправленно воздействовать на внешнюю для образования среду, создавая условия для изменения среды внутри системы образования.

Программно-целевой подход предполагает установление социально-обоснованных и реально достижимых к определенному сроку целей, разработку перечня необходимых действий по всем видам/направлениям деятельности образовательной системы и взаимодействующих с ней внешних организаций и структур региона, определение необходимых средств - финансовых, материально-технических, информационных, определение ответственных исполнителей на уровне управленческих, образовательных, финансовых и других структур, организаций, учреждений, работников.

Изучая опыт инновационного управления, мы обратили внимание на теорию комплексного управления, предполагающий коллективную деятельность, требующую совместных усилий всех работников. Комплексное управление качеством означает управление административно-хозяйственной деятельностью. Понятие «комплексное управление качеством» было введено Армандом В. Фейгенбаумом [9, с. 73] и означает эффективную систему, объединяющую деятельность всех работников организации, требует участия всех

- 99 -

№ 3 / 2015_____________________________ISSN 2410-6070_____________________________________________

подразделений. Фейгенбаум предложил сделать комплексное управление качеством заботой специального административного подразделения, специализирующегося исключительно на анализе качества продукции и выполняющего функции контроля качества силами специалистов. Согласно японскому подходу, управление качеством с участием всех подразделений означает, что работники всех подразделений должны обучаться методам управления качеством, применять их на практике и участвовать в деятельности по управлению качеством, поэтому необходимо всеобщее обучение работников всех подразделений методам управления качеством. Управление качеством с участием всех работников - это всестороннее управление качеством, когда основное внимание уделяется не только управлению качеством, но одновременно развивается управление затратами (регулирование доходов и цен), регулирование количества (объемов выпускаемой и реализуемой продукции, запасов) и регулирование сроков поставки.

И.Каору отмечал, что при эффективном управлении людьми, качеством, затратами и количеством, сам процесс управления станет простым, тем самым, он сформулировал эффективный подход в решении управленческих задач - «конусовидную» методологию, при которой возможности расширяются по мере проникновения в недра. Например, инженер-механик должен обладать общими знаниями в области электротехники, металлургии, химии, статистических методов и вычислительной техники. «Колодцевидная» методология слишком быстро иссякает и не может способствовать реальному техническому развитию или разработке новых видов продукции. Если инженер обладает только «колодцевидными» знаниями, он не может перейти от проекта с к проекту «d». Однако, если он обладает конусовидными знаниями, успешно завершив разработку нового изделия по проекту «а», он может со своим багажом знаний перейти к разработке нового изделия по проекту «в». В условиях инновационного развития формируется образ лидера-новатора, реализующего следующие установки:

• ориентация на достижение высокого качества, высокая ответственность перед потребителем;

• диверсификация производства с целью создания новых продуктов и услуг, формирования новых рыночных сегментов;

• выбор наукоемкого типа накопления, при котором средства, предназначенные на развитие производства;

• поощрение творчества и риска, создание малых творческих групп, формирование условий для коллективного принятия решений;

• активное использование методов стратегического управления, персонифицированного маркетинга, участия каждого работника в обновлении и управлении производством и в присвоении прибыли и пр.;

• небольшое число уровней иерархии в управлении;

• международный характер деятельности;

• отсутствие стремления к гигантизму (малое самостоятельное предприятие или малые автономные подразделения в рамках больших предприятий).

В рамках менеджмента инноваций необходимо перестраивать организационные формы с целью их оптимизации, управлять повышенными рисками, опираясь на упреждающие действия, культивировать использование передовых информационных технологий. Применение управленческих инноваций обеспечивает решение организационных проблем, которые препятствуют достижению нормативного состояния социальной системы. Совершенствование системы управления социальной организации реализует свойства социальных инноваций в сфере управленческих отношений. Управленческие инновации повышают эффективности административной деятельности.

Распространение управленческих инноваций в системе руководства сталкивается с рядом проблем объективного и субъективного характера [4, c. 340].

К объективным факторам, сдерживающим управленческие инновации, относятся:

• противоречие старого и нового (нововведение неизбежно нарушает сложившуюся систему отношений в организации и требует изменения существующей организационной структуры);

• сложность, комплексность управленческих инноваций.

К субъективным факторам относятся:

- 100 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

• недостаточная компетентность государственных и муниципальных служащих (у многих руководителей и специалистов бюрократических организаций отсутствует необходимый объем знаний по проблемам организации управленческого труда;

• отдельные работники вообще не готовы работать в новых условиях);

• низкий уровень интеграции теории и практики административной деятельности.

Действие этих факторов можно значительно снизить при условии проведения мероприятий по организации инноваций. Деятельность по управлению инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы, включающей систему управления инновациями, состоящую из специализированных органов управления, и институт менеджеров - руководителей различных уровней, наделенных полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих ответственностью за результаты функционирования компании.

Инновационное предпринимательство (ИП) [5, с. 26] - это занятие людей, направленное на организацию своего бизнеса путем коммерциализации любых нововведений. ИП в научно-технической сфере - это занятие людей, направленное на организацию своего бизнеса путем коммерциализации нововведений - новых научных знаний, технологий, изделий, материалов и услуг. Цепь создания нововведений в научно-технической сфере и их коммерциализацию можно представить в виде последовательности звеньев. Если ученые, конструкторы, изобретатели, инженеры решили заняться ИП, то они, как правило, организуют инновационную малую фирму (фирмы), предварительно с помощью специалистов по маркетингу определяют мощность рынка или секторов рынка будущей продукции. После этого они организуют производство, распространение и продажу на рынке научно-технической продукции своего коммерческого продукта.

Обратимся к зарубежному опыту, в частности опыт США [10, с. 6], показывает, что малые предприятия, особенно наукоемкого профиля, в период своего становления гибнут в большом количестве, их выживаемость очень невысокая. Обычные малые фирмы за период своего становления выживают 15-30%, а наукоемкие -всего лишь каждая десятая. Еще меньший процент выживания малых предприятий наблюдается в России, где нет традиций рыночной экономики, нет тех законов, которые способствовали бы быстрому становлению и развитию малых предприятий, где наблюдается спад экономики, который усугубляет их положение. Для того чтобы помочь становлению «на ноги» и увеличить выживаемость малых фирм и высоких технологий, было предложено формирование специальных сред их поддержки, которые получили соответственно названия: инкубаторы бизнеса, научные, технологические парки. Образно говоря, инкубаторы бизнеса и технопарки - это «детские сады», где малые начинающие фирмы готовятся к самостоятельной жизни, в подготовку вкладывают интеллектуальные, духовные, финансовые и иные ресурсы. При этом вложения неизбежны и отдачи от этих вложений сразу не будет, но это необходимо делать для того, чтобы в будущем человек состоялся и тогда от него будет большая отдача. Аналогично необходимо самим предпринимателям и государству (особенно региональным и местным властям) вкладывать финансовые, материально-технические и иные средства в поддержку и «выращивание» малых фирм с помощью инкубаторов бизнеса и технопарков - своеобразных «детских садов» для малых фирм. В силу особой роли и назначения технопарков их нужно «строить» приоритетно, зная, что от них будет большая косвенная отдача в виде «выращенных» новых фирм, созданных в них новой продукции и новых технологий.

В отношении инкубаторов бизнеса, технопарков и малых фирм необходимо проявлять терпение и не ждать сиюминутной отдачи от средств, которые в них вкладываются. Такое же осознание обществом должно быть и в отношении инкубаторов бизнеса, технопарков и малых фирм. Именно в технопарках и их инкубаторах бизнеса «выращиваются» будущие средние и крупные фирмы высоких технологий, которые потом стали известными во всем мире. Страны (как США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Финляндия, Япония, Австралия, КНР и другие) думающие о будущем и понимающие, что конкуренция технологий на мировом рынке не может быть выиграна, если малые наукоемкие фирмы будут «выращиваться», стали интенсивно создавать технопарки и инкубаторы бизнеса [7, с. 361]. Появление и развитие инкубаторов бизнеса и технопарков в России является не простым желанием следовать мировой моде на эти структуры, а логическим неизбежным процессом, продиктованным необходимостью коммерциализации научных знаний,

- 101 -

№ 3 / 2015_______________________________ISSN 2410-6070______________________________________________

открытий, изобретений, ноу-хау. При этом авторы этих знаний становятся собственниками результатов коммерциализации - коммерческого продукта, собственниками доходов от его реализации на рынках научнотехнической продукции.

Таким образом, технопарки и инкубаторы бизнеса являются интерфейсом, соединяющим учебные, научные, конструкторские учреждения с рынком научно-технической продукции [8, c. 539]. Следует отметить, что роль технопарков и инкубаторов бизнеса не сводится только лишь к коммерциализации знаний. Они представляют собой своеобразные фабрики по созданию и выпуску в экономику новых фирм. В то же время технопарки и инкубаторы бизнеса - это структуры сервиса, которые не только освобождают малые начинающие фирмы от необходимости содержать в своем составе все подразделения, но и обеспечивают малые начинающие фирмы простым и сложным сервисом, включая юридические консультации, маркетинговые исследования, оказание помощи в сфере менеджмента и т.д. Именно все это обеспечивает «выживаемость» малых фирм в технопарках США, Великобритании, Франции, да и России на очень высоком уровне - 80-90% и выше [11, c. 396]. Именно через «выращенные» фирмы технопарки и инкубаторы бизнеса оказывают существенное влияние на социально-экономическое и технологическое развитие регионов. Правильно спроектированные и построенные технопарки являются эффективными очагами зарождения и роста новых отраслей промышленности, центрами развития технологий XXI века.

Технопарки, в которых сосредотачиваются интересы университетов, научных центров, промышленности, региональных и местных властей, порождают синергетический эффект, поскольку они являются местом общения людей, чьи интересы совпали в каких-то направлениях развития науки и их коммерциализации [2, c. 290]. Технопарк - это механизм интеграции высших учебных заведений, научных центров, промышленных предприятий, предпринимателей, финансовых институтов и властей, направленный на решение социальноэкономических, технологических проблем региона, города, района [12, c. 350]. В технопарке работают предприниматели и фирмы, которые создают инновационную продукцию, имеющую своих потребителей, свой рынок или сегменты рынков. Здесь потребитель определяет критерий отбора клиентов на «поселение под его крышу». Страна, которая хочет иметь будущее, должна иметь не только сильную фундаментальную науку, но и сильную инновационную политику, сильную инновационную сферу деятельности и правильно сформированную национальную инновационную способность.

Список использованной литературы

1. А.А. Дынкина, Мировая экономика: прогноз до 2020 года. Магистра, Москва, 2010. 429 с.

2. А.Р. Нурутдинова, Г.В. Романова, Вестник Казанского технол. ун-та, 10, 17, 289-291 (2014)

3. А.Р. Нурутдинова, Е.В. Дмитриева, Наука Красноярья, 5 (05), 216-227 (2012)

4. А.Р. Нурутдинова, Э.М. Муртазина, Н.Ш. Валеева, Вестник Казанского технол. ун-та, 5, 17, 344-348 (2014)

5. И.И. Калина, Н.В. Смирнов, Теоретический журнал CREDO NEW, 35, 23-27 (2011)

6. И. Каору, Японские методы управления качеством. Экономика, Москва, 1988. 215 с.

7. Л.С. Барютин, Основы инновационного менеджмента: теория и практика, Экономика, Москва, 2004. 518 с.

8. Т.С. Медведкин, Э.О. Медведкина, Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект (Донецк, 2008). Сб. докладов. Ч. 2. Донецк, 2008. С. 535-540

9. A.R. Nurutdinova, International Journal of Development and Sustainability, 2, 65-76 (2013)

10. A.R. Nurutdinova, Journal of Economics and Development studies, 1, 1, 1-9 (2013)

11. K. Hoff, J.E. Stiglitz. Modern Economic Theory and Development. Frontiers of Development Economics. The Future in Perspective, World Bank and Oxford University Press, N.Y., 2012. P. 389-459

12. Д.А. Романов, Вестник Казанского технол. ун-та, 14, 22, 350-352 (2011)

© А. P. Нурутдинова, Е.В.Дмитриева, 2015

- 102 -

___________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

УДК 1174

А.В. Папикян

К.п.н., доцент Факультет иностранных языков Армавирская государственная педагогическая академия Г. Армавир, Российская Федерация

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ КАК БАЗА

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ Аннотация

Данная статья посвящена проблеме стереотипов, отражающих специфику той или иной лингвокультурной общности, которые являются препятствием при изучении иностранного языка.

Ключевые слова

Автостереотип, гетеростереотип, социокультурная интерференция, социокультурные стереотипы.

Стереотипы, будучи обобщениями социального опыта представителей определенной лингвокультуры, когнитивными образцами для категоризации мира, упрощенными схемами, помогающими ориентироваться в мире и в социуме, бытуют в самых разных сферах общественной практики. Однако в ряде случаев в силу того, что в основе стереотипов не обязательно лежат сущностные признаки того или иного явления, они могут препятствовать установлению взаимопонимания между коммуникантами.

В процессе обучения иноязычной коммуникативной компетенции, возникают значительные трудности, одна из которых проявляется в скрытой форме в виде социокультурной интерференции при общении на иностранном языке с носителем языка и при чтении аутентичных текстов, не предназначенных для лингводидактических целей.

Термин «стереотип» (греч. stereos - твердый, typos - отпечаток) введен американским социологом У. Липпманом.Еще в 1922 г. он сделал попытку определить место и роль стереотипов в системе общественного мнения. Под стереотипом Липпман понимал особую форму восприятия окружающего мира, оказывающую определенное влияние на данные наших чувств до того, как эти данные дойдут до нашего сознания. [12, с. 48]

Феномен «стереотип» рассматривается в работах лингвистов, социологов, этнографов, когнитологов, психологов, этнопсихологов (У. Липпман, И.С. Кон, Ю.Д. Апресян, Ю.А. Сорокин, В.А. Сорокин, Ю.Е. Прохоров, В.В. Красных, П.Н. Шихирев, А.В. Михеев, С.Т. Леонтович и др.).

Представители каждой из названных наук выделяют в стереотипе те его свойства, которые они замечают с позиций своей области исследования, а поэтому выделяются социальные стереотипы, стереотипы общения, ментальные стереотипы, культурные стереотипы, этнокультурные стереотипы и т.д. Например, социальные стереотипы проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности. Этнокультурные стереотипы -это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой - либо народ. Немецкая аккуратность, русский «авось», китайские церемонии, африканский темперамент и т.д. - стереотипные представления о целом народе, которые распространяются на каждого его представителя.

Стереотипы становятся таковыми после многократного повторения и фиксации в сознании людей. Однажды сформировавшись, они приобретают высокую степень устойчивости, с трудом поддаются модификации и становятся своего рода «кривым зеркалом», в котором в размытом или искаженном виде отражаются представители различных групп[6, с. 256].

Вторую сторону стереотипов в обучении языку и культуре составляют национальные социокультурные стереотипы речевого общения, овладение которыми обеспечивает целесообразную коммуникацию с представителями культуры изучаемого языка. Ю.Е. Прохоров считает дидактически важным, чтобы в содержание обучения входило описание социальных стереотипов общности изучаемого языка, а именно, описание стереотипов мы-образа, потому что в них учащийся представлен как носитель своего собственного я-образа [9, с. 72].

Это особенно характерно для новой культурной среды, где я-образ учащегося находится в оторванности от поддержки своего мы-образа, поэтому учащийся должен осознать и освоить стереотипы нового мы-образа.

В исследованиях последних лет отмечается, что в формировании стереотипов участвуют многие

- 103 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.