А. ДОДОНОВА, Государственный университет управления
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (на примере бизнес-инкубаторов и технопарков)
В исследовании инновационной деятельности большое внимание уделяется инновационному потенциалу организации. Понятие инновационного потенциала было предложено и разработано отечественными исследователями1. Авторы выделяют инновационный потенциал новшества, инновационный потенциал социокультурной среды и инновационный потенциал организаций, отличительными чертами которого являются: способность организации к креативно-деструктивной деятельности, способность к саморазвитию, гибкость и адаптивность организационного механизма. Инновационный потенциал можно трактовать и как способность системы к переходу в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей.
Структура инновационного потенциала, по мнению некоторых исследователей, 2 включает в себя ресурсную, внутреннюю и результативную составляющие, которые сосуществуют, предполагают и обуславливают друг друга. Ресурсная составляющая представлена следующими основными компонентами, имеющими различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов. Результативная составляющая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, услуги, полученных в ходе осуществления инновационного процесса). Таким образом, она является своего рода целевой характеристикой инновационного потенциала. Внутренняя составляющая характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, то есть определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств.
Эффективность инновационной деятельности предприятия во многом обусловлена инновационной стратегией и тактикой. Обеспечение преимуществ перед конкурента-
1 Лапин Н.И., Пригожин А.И., Сазонов Б.В., Толстой В.С. Нововведения в организациях. - М.: ВНИИСИ, 1984.
2 Кравченко С., Кладченко И. Исследование сущности инновационного потенциала // http://masters.donntu.edu.ua.
ми посредством разработки и выпуска инновационной продукции рассматривается предприятиями в качестве основного метода поддержания и усиления конкурентоспособности. В последние десятилетия резко возросли внутренние затраты на исследования и разработки во всех секторах деятельности. Расходы государства, предпринимателей и организаций высшего образования росли практически одинаковыми темпами, и только затраты частного бесприбыльного сектора демонстрируют резкий рост - в 145 раз в 2004 г. по сравнению с 1995 г. Эти данные говорят о развитии инновационной деятельности именно в секторе некоммерческих организаций. Перспективным фактором социально-экономического развития России является малое инновационное предпринимательство. Судя по статистике гибели малых предприятий в первые 5 лет жизни (80 из 100), им явно необходима поддержка. Действенной поддержкой является система инкубирования бизнеса, реализуемая в бизнес-инкубаторах и технопарках.
Бизнес-инкубатор (БИ) - общее название для групп и организаций с ограниченным персоналом, развивающих малое предпринимательство. БИ облегчают начальные стадии развития новых предприятий, обучают их владельцев, создают условия и предоставляют ресурсы для ускоренного развития, сокращая статистику неудач в бизнесе. БИ предоставляют малым предприятиям физическое пространство для работы: помещения и сооружения на основе совместного пользования, доступ к большому набору услуг и хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки, включая постоянную помощь в управлении, доступ к финансированию, предоставление существенных ценовых льгот, специализированные программы обучения.
В России преобладают некоммерческие бизнес-инкубаторы как многопрофильные учреждения, созданные местной администрацией (либо при ее участии), которые имеют своей целью помочь опекаемым ими малым предприятиям начать собственное дело, выйти на рынок, закрепиться на нем, защититься от недобросовестных или некомпетентных действий органов власти.
В функции бизнес-инкубатора входит предоставление на льготных условиях помещений, технического оборудования, множительной и копировальной техники, средств связи; оказание секретарских услуг; налаживание и ведение бухгалтерского учета; проведение различных тематических консультаций; организация рекламы; продвижение продукции фирм-клиентов; поиск отечественных и зарубежных партнеров для реализации инвестиционных проектов. Вновь создающимся предприятиям предоставляется также юридический адрес; оказывается помощь в оформлении необходимых для регистрации фирмы документов
В качестве основных преимуществ БИ можно назвать наличие удобных площадей для малых предприятий, создание благоприятного со-
циального климата, наличие комплекса деловых услуг, оказание финансовой помощи и обучение предпринимателей .
Как показывает практика, во всем мире инкубаторы бизнеса ускоряют развитие компаний и способствуют развитию новых малых предприятий и рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет, пополнению товарного рынка новыми инновационными видами продукции. Наряду с технопарками, инкубаторы бизнеса признаны одной из наиболее эффективных и перспективных форм поддержки предпринимательства, что подтверждается мировой статистикой.
По данным отдела Администрации США, отвечающего за развитие малого предпринимательства, 6 из 10 малых предприятий прекращают свое существование за первые несколько лет после начала работы. Вместе с тем, по данным Американской ассоциации инкубаторов бизнеса, на плаву остаются 4 из 5 компаний, прошедших через инкубатор. Исследования 51 бизнес-инкубатора в 11 европейских странах показали, что за 2 года работы они создали 2 726 компаний (из которых лишь 11,2% потерпели неудачу), а за 5 лет работы - 16 тыс рабочих мест1. Роль БИ и технопарков в управлении инновационными знаниями очевидна.
Ряд направлений деятельности этих форм некоммерческих организаций непосредственно связан с управлением знаниями. В таблице 1 представлены функции бизнес-инкубаторов, относящиеся куправлению знаниями.
Таблица 1
Управление знаниями в функциях бизнес-инкубатора
Функция бизнес-инкубатора Этап процесса управления знаниями Расшифровка
Организовывать учебные курсы Процесс генерирования и получения знаний, процесс обмена и распространения знаний На курсах по обучению ведению бизнеса члены БИ получают знания, необходимые для самостоятельного успешного функционирования их организаций на рынке. Поскольку организации в БИ находятся на одном этапе развития, учебные курсы для руководителей организаций служат инструментом обмена опытом и знаниями
Оказывать консалтинговые услуги Распространение знаний - получение знаний Для специалистов БИ - это процесс распространения знаний, для сотрудников инкубируемых компаний - получение знаний
Снабжать средства- Распространение - Для сотрудников инкубируемых пред-
1 USA Small Business Administration www.sba.gov
ми обучения получение знаний приятий средства обучения - это источники знаний, значит, получение знаний можно рассматривать как результат процессов отбора, анализа информации и занесения ее в базу знаний компании
Управлять внутренними коммуникациями Обмен знаниями Создание условий для внутренней неформальной коммуникации сотрудников инкубируемых предприятий - основа процесса обмена знаниями в БИ
Оказывать помощь в составлении и анализе бизнес-планов, инвестиционных проектов Распространение знаний, использование знаний Параллельное осуществление двух процессов: с одной стороны, распространение знаний о методах составления документации, с другой - обучение использованию теоретических знаний на практике
Привлекать отраслевых специалистов и специалистов по бизнесу для оказания услуг Распространение знаний, использование знаний Специалисты по бизнесу, выступающие в роли «экспертов», являются источником знаний и обучают использованию знаний на практике
Для исследования функций управления знаниями, реализуемых бизнес-инкубатором, автором на основе вышеприведенной таблицы была составлена анкета. В анкету вошли вопросы о направлении курсов обучения, организуемых бизнес-инкубаторами, о спектре консалтинговых услуг, управлении внутренними и внешними коммуникациями.
Цель опроса заключалась в том, чтобы определить, на каком этапе развития находятся процессы управления знаниями в БИ. Было необходимо выявить, насколько практическая деятельность БИ в области управления знаниями соответствует теоретической функциональной модели, определить «узкие места» и недостатки этих процессов, выработать возможные рекомендации. Было опрошено 30 некоммерческих бизнес-инкубаторов. Из них в форме автономной некоммерческой организации - 30%, некоммерческого партнерства - 40%, фонда - 10%, ассоциации - 13%, в иных формах - 7% организаций. Сроки создания инкубаторов, принявших участие в опросе, варьируются в интервале 19952007 гг. Количество инкубируемых фирм - от 3 до 29. Направления деятельности инкубируемых предприятий часто связаны с производством инновационных продуктов (около 50% БИ работают с малыми фирмами этого направления), созданием информационных технологий (43%) и оказанием различного рода услуг - медицинских (12%), образовательных (10%), финансовых (30%), услуг по ремонту товаров народного потребления (20%), социальных и прочих услуг (27%). Небольшое ко-
личество инкубируемых фирм занято в производстве оборудования и электроники (26%). Единой системы управления знаниями в российских бизнес-инкубаторах не существует по разным причинам, но, в основном, в связи с отсутствием рекомендаций и алгоритмов создания такой системы. В литературе по вопросам функционирования бизнес-инкубаторов также не уделяется внимание созданию системы управления знаниями. Тем не менее, отдельные функции по управлению знаниями в российских бизнес-инкубаторах осуществляются, в частности, 4 из 5 бизнес-инкубаторов организуют учебные курсы. В основном тематика курсов связана с основами ведения бизнеса - около 80% БИ ведут обучение по вопросам общего менеджмента, отбора и найма персонала, правилам составления бизнес-планов. 57% БИ в учебных курсах рассматривают вопросы выбора организационно-правовой формы, бухгалтерского учета и налогообложения. Консалтинговые услуги по данному направлению оказывают 90% БИ. В 37% БИ сотрудники малых предприятий обучаются общению с поставщиками и подрядчиками, поиску инвестора, рекламе и маркетингу.
40% БИ занимаются не только традиционным обучением, но и внедряют новые образовательные технологии, такие как групповое проектное обучение, дистанционное образование, разрабатывают собственные спецкурсы по востребованным направлениям ведения бизнеса. Только 23% БИ имеют физические или электронные библиотеки и снабжают предпринимателей средствами обучения, всего 7% издают свои методические рекомендации и литературу. Практически все БИ проводят конференции с участием успешных предпринимателей региона, руководителей крупного бизнеса. Около 50% управляют внутренними коммуникациями и проводят мероприятия по обмену опытом между участниками БИ: круглые столы, презентации, конкурсы. Данные мероприятия проводятся систематически - 1-2 раза в месяц.
Консалтинговые услуги БИ оказывают в основном, по вопросам организационной деятельности фирмы - бухгалтерскому учету и налогообложению, кадровому менеджменту, оптимизации бизнес-процессов, оценке стоимости бизнеса, маркетингу продукта, делопроизводству. Практически все БИ, если занимаются оказанием консалтинговых услуг, затрагивают этот круг вопросов.
Результаты опроса подтверждают, что разрозненно выполняемые функции обучения и консалтинга необходимо встроить в единую систему управления знаниями бизнес-инкубатора, разработать доступные рекомендации для создания такой системы.
Технопарк, в отличие от бизнес-инкубатора, представляет собой форму территориальной интеграции науки, образования и производ-
ства в виде объединения научных организаций, проектноконструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарки создаются в целях ускорения разработки и применения научно-технических и техникотехнологических достижений посредством концентрации высококвалифицированных специалистов, использования оснащенной производственной, экспериментальной и информационной базы. Действующий технопарк должен обладать рядом признаков:
• иметь статус юридического лица;
• являться совместным предприятием;
• владеть землей;
• владеть или иметь в управлении недвижимость;
• иметь высококвалифицированную команду менеджеров;
• иметь в своем составе инкубатор бизнеса, в который включены и поддерживаются не менее20-30 малых начинающих инновационных фирм;
• иметь необходимое количество сервисных фирм или подразделений, способных удовлетворить спрос со стороны малых инновационных фирм на простые и сложные услуги;
• реально оказывать предпринимателям услуги различного уровня - от простых (сдача в аренду помещений, мест на автомобильной стоянке, предоставление различного вида связи, ксерокопирование, обеспечение безопасности, таможенные услуги) до сложных (юридические и иные консультации по проблемам предпринимательского права, маркетингу, менеджменту, обучению, поиску рынков;
• владеть хорошо отработанным механизмом технологического трансферта, взаимодействия с научными центрами, университетами, промышленными предприятиями, региональными и местными властями;
• иметь в регионе имидж влиятельной на социально-экономическое и технологическое развитие структуры;
• являться некоммерческой организацией.
Анализ деятельности российских технопарков, проведенный ассоциацией «Технопарк», объединяющей на добровольных началах трудовые коллективы и сотрудников научных и технологических парков, показал, что 92% технопарков в нашей стране созданы при университетах. Как следует из анализа деятельности университетских технопарков, они ведут работу по инкубации малых предприятий и технологий по самому широкому спектру, что соответствует направлениям деятельности зарубежных технопарков. В рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологии технопарки приступили к деятельности в следующих областях:
• наноматериалы и нанотехнологии;
• информационные технологии;
• космические и авиационные технологии;
• энергетика и энергосбережение;
• новые информационные технологии в образовании;
• биотехнологии.
Существующие в нашей стране технопарки не обеспечивают реализацию имеющегося интеллектуального потенциала и спроса на инновационную продукцию. Главным ограничивающим фактором является слабая материальная и финансовая база технопарков, а также зависимость от вузов, малые размеры, предубеждения научных сотрудников.
В развитых странах коммерциализация интеллектуальной собственности, изобретений, как правило, реализуется в научных и научнотехнологических парках, являющихся инфраструктурными организациями в области поддержки и развития малого инновационного бизнеса. Задача технопарков - оказывать разностороннюю поддержку малым инновационным предприятиям, действующим в научно-технической сфере и в области высоких технологий, особенно на начальном этапе их становления. Таким образом, технопарки являются одним из факторов ускорения инновационного пути развития отечественной экономики.
Для исследования процесса управления знаниями в технопарке, автором была проанализирована деятельность Международного научнотехнологического парка «Технопарк в Москворечье», созданного на базе МИФИ. Исследование проводилось в форме интервью с руководителями и сотрудниками технопарка. Технопарк был создан на базе МИФИ в 1993г. в форме автономной некоммерческой организации и до сих пор является одним из крупнейших технопарков России. Объем продукции, выпускаемый 27 инновационными фирмами технопарка, составляет 0,3 млрд. руб., что является четвертым результатом в России. В фирмах технопарка работают более 350 человек. В технопарке инновационное знание проходит весь цикл - от генерирования его ученым-исследователем до распространения знания, воплощенного в продукте, предпринимателем. В данной ситуации управление знаниями - научно-техническими и экономическими - целесообразно считать одной из важнейших функций в организации. Поэтому создание системы управления знаниями в научно-технической НКО крайне необходимо.
«Технопарк в Москворечье» осуществляет ряд важнейших функций по управлению знаниями, хотя не имеет целостной системы по данному виду менеджмента. В организации отработана трехуровневая система привлечения студентов. Первый этап - студенческие конструкторские бюро и прединкубатор, где разработки исследователей находятся
на начальном уровне. В конструкторские бюро проект попадает, как правило, после представления и одобрения его на молодежной секции научных конференций МИФИ или регулярно проводящегося Конкурса молодежных инновационных проектов. Второй этап - работа в Студенческом инкубаторе высоких технологий (СИВТ), который является платформой для генерирования знаний в технопарке. Цель СИВТ - развитие предпринимательских инициатив у молодежи путем вовлечения молодых ученых, аспирантов и студентов МИФИ в инновационную деятельность на всех этапах инновационного цикла, осуществляемого в технопарке МИФИ. Инкубатор обеспечивает практическую подготовку молодежных команд менеджеров инновационных проектов в режиме «инкубации» малых наукоемких фирм, а также научно-методическую, организационную и финансовую поддержку студентов, стремящихся реализовать свои идеи и проекты в научно-технической сфере. В технопарке размещены 4 фирмы, создание которых началось именно в СИВТ. Сегодня в СИВТ работает как минимум еще две молодежных команды, которые в перспективе также могут зарегистрировать инновационное предприятие. Студенты работают над своими проектами в свободное от учебы время. Третий и завершающий этап - размещение готового малого предприятия непосредственно в технопарке.
В Учебно-консалтинговом центре (УКЦ) технопарка проходит обучение студентов и работников инновационных фирм, сторонних слушателей, преподавателей университета основам бизнеса и предпринимательства (обучено более 500 слушателей). В контексте развития инновационного потенциала страны очень важно сосредоточить внимание на обучении не только молодежи, но и состоявшихся преподавателей, специалистов в различных областях науки, ученых. Известно, что «коммерческий взгляд» на науку и инновации - один из основных факторов успеха американской экономики. Американские университеты характеризовались очень прочными и тесными связями с промышленностью, технологической сферой. Барьер между бизнесом и наукой в Америке менее ощутим, а преодолевать его помогают фирмы венчурного капитала, а также создание бизнес-среды. В этой среде инженеры получают представление о том, чем живет рынок, а те, кто работает на рынке, узнают о событиях, происходящих в сфере развития технологии !.
Обучая преподавателей, УКЦ технопарка помогает им использовать свои знания на благо развития науки и экономики. Преподают в УКЦ действующие практики - руководители инновационных компаний, ор-
1 Время продавать знания. Интервью с Д.Тисом «Эксперт Казахстан» №24 (80),от 26.06.06
ганизаций инновационной инфраструктуры. Обучение происходит в очно-заочной форме - установочные семинары проводятся в технопарке, остальные занятия, в том числе и контрольные мероприятия, слушатели осваивают дистанционно через Интернет. Курсы включают обучение основам бизнеса, составлению бизнес-планов, управлению проектами, основам бизнес администрирования, защите интеллектуальной собственности, успешным переговорам и деловому общению. Рассматриваются вопросы привлечения инвестиций в высокотехнологичный сектор. Введение в коммерциализацию научно-технических разработок - один из завершающих этапов курса - изучается инноваторами на практике, на собственных разработках. Слушателей учат общаться с потенциальными инвесторами «на одном языке», не углубляясь в физику своего проекта, а объясняя экономическую целесообразность и возможную коммерческую выгоду их научной разработки. Обучение коммерциализации не заканчивается с завершением курса, а преобразуется в бизнес-консультирование, те общение преподавателя и слушателя перерастает в совместную работу предпринимателя и консультанта. Бизнес-консультирование осуществляется на платной основе, обучающие курсы пока бесплатны для слушателей, работу преподавателей оплачивает заказчик - МИФИ, Международный научно-технический центр (МНТЦ), специалисты которого прошли обучение по курсам технопарка). Вскоре технопарк предложит курсы и на платной основе, ведется работа по формированию коммерческого предложения.
Организовано постоянное взаимодействие с выпускниками технопарка - студенты МИФИ могут пройти практику в фирмах - бывших участниках технопарка, руководители этих компаний приглашаются на учебные курсы, организуемые учебноконсультативным центром.
По вопросам регистрации юридического лица, бухучета и налогообложения эксперты Бизнес-центра технопарка проводят платные консультации, но процессы, связанные с организацией компании, сдачей фирмой отчетности, специалисты технопарка не контролируют. В этом есть определенная целесообразность. Таким образом, технопарк активно ведет распространение и обмен знаниями в области инновационного предпринимательства, но не предоставляет обычных аутсорсинговых услуг бизнес-инкубатора - бухгалтерское сопровождение, юридическая помощь.
Собственной библиотеки в технопарке нет, членам технопарка доступны все возможности физической библиотеки МИФИ. В электронном виде в технопарке представлены только ресурсы по бизнес-предложениям и работам слушателей курсов УКЦ.
Внутренние коммуникации в технопарке осуществляются с помощью компьютерной сети и сайта МИФИ, на научных конференциях МИФИ. Внешние коммуникации проходят с помощью компьютерных технологий - видеоконференцсвязи, программы голосовой связи Бкуре, сети Интернет. Ведется активное сотрудничество с Ассоциацией «Тех-
нопарк», есть совместные научно-технические разработки с УГАТУ. Также представители технопарка регулярно участвуют в научнотехнических мероприятиях - конференциях, круглых столах, форумах.
Коммерциализация технологий - этап использования знаний в инновационном цикле. Технопарк обучает своих участников навыкам коммерциализации. А реальными заказчиками разработок выступают различные организации поддержки - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере («Фонд Бортника», государственная некоммерческая организация), Правительство г.Москвы. Единственной связью технопарка с промышленностью и производством в области продажи технологий служит Российская сеть трансферта технологий, сертифицированным членом которой является технопарк. Своего заказчика и покупателя фирмы технопарка ищут на специализированных выставках, через сайт технопарка. На сегодняшний день из стен технопарка уже вышли 2-3 успешных компании.
Проведенные автором исследования позволяют сделать ряд выводов. Говоря об особенностях управления научно-техническими знаниями и рекомендациях по построению системы УЗ в таких некоммерческих организациях, как бизнес-инкубаторы и технопарки, следует прежде всего, обратить внимание на структуру этих организаций. Деятельность НКО настолько тесно связана с деятельностью ее клиентов - инкубируемых фирм, что можно назвать их составной частью бизнес-инкубатора/технопарка, несмотря на то, что с точки зрения структуры организации, они являются для НКО внешней средой, имеют отдельное юридическое лицо. Тесная взаимосвязь организации и инкубируемого предприятия, взаимодействие коллективов НКО и начинающих малых фирм - основная, на наш взгляд, особенность, которую следует учитывать при рассмотрении вопросов управления знаниями в данном виде НКО. Если схематично изобразить структуру бизнес-инкубатора/технопарка и коммерческой компании и направления основных бизнес-процессов управления знаниями, можно сделать вывод о двойной направленности и клиентоориентированности системы управления знаниями в научно-технической НКО (Рисунок 1), в отличие от коммерческой компании (Рисунок 2), где направления этих процессов сконцентрированы между различными подразделениями, уровнями менеджмента, но не направлены во внешнюю среду.
Направления бизнес-процессов управления знаниями в некоммерческой и коммерческой организации
Учебный центр
Консалтинговый центр
Руководитель
Инвестиционный отдел
подразделение
подразделение
подразделение
подразделение
подразделение
подразделение
Внешняя среда
Рис. 1
Рис. 2
Взаимодействие с внешней средой в коммерческой компании происходит только на этапе получения знания (из открытых источников, при обучении сотрудников сторонними специалистами), а одна из основных задач - сохранение и нераспространение знания, созданного в компании. Как правило, любой интеллектуальный продукт, созданный сотрудником в рабочее время, является собственностью фирмы, разработанные ноу-хау в области процессов управления тщательно охраняются, т.к. являются конкурентным преимуществом. В управлении знаниями БИ цели противоположны - именно распространение знаний о менеджменте, схемах, особенностях управления предприятием, инновациях управленческой практики является одним из основных направлений деятельности БИ/ТП. Эти задачи решают учебные центры, консалтинговые отделы НКО. Для некоммерческих организаций поддержки инновационного предпринимательства - распространение и активный обмен знаниями не только внутри коллектива самой НКО, но и в инкубируемых предприятиях, проектных группах - главная цель в управлении знаниями. Интеллектуальный продукт, созданный во время нахождения фирмы в БИ/ТП не принадлежит НКО, но она помогает правильно оформить его в собственность малого предприятия и защитить. Еще одной особенностью научно-технических НКО является тесная связь с общественными институтами - государственными структурами, научно-исследовательскими организациями, вузами, способствующая генерации и обмену знаниями, привлечению широкого круга специалистов к решению вопросов и проблем малых предприятий.
Коммерческая фирма, как правило, привлекает для корпоративного консалтинга и обучения сторонние организации, приобретает результаты научной деятельности. Для технопарка организация внутренней научной деятельности и создание технических возможностей для работы исследователей - одно из основных условий существования. Практи-
чески все БИ/ТП имеют внутренние системы обучения, специально разработанные учебные курсы и программы, а также собственные консалтинговые отделы.
В среде коммерческих компаний только крупные фирмы могут позволить себе содержать штат преподавателей и консультантов, разрабатывать методики обучения, большинство организаций довольствуется стандартными семинарами и курсами. В коммерческой компании одной из насущных проблем управления знаниями остается слабая интенсивность обмена знаниями, и вопросы о мотивации сотрудников к обмену знаниями. Страх упустить возможность карьерного роста отбивает у работников желание учить менее опытных коллег и делиться информацией, выводами, учитывая сильную внутрифирменную конкуренцию. В БИ/ТП фирмы-участники не являются, как правило, конкурентами, т.к. работают в различных областях. Но все они находятся на начальном этапе развития, для которого характерно стремление к коллективизму. Поэтому фирмы в БИ/ТП охотно делятся знаниями, опытом. Данные исследований и выводы подтверждают необходимость создания особенных, специальных рекомендаций по управлению знаниями в некоммерческих организациях.