Научная статья на тему 'Инновационный менеджмент и его структуры'

Инновационный менеджмент и его структуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА / INNOVATIVE MANAGEMENT / STRUCTURE OF INNOVATIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведев Н. А.

Медведев Н.А. ИНО ВАЦИОН ЫЙ МЕНЕДЖ МЕН Т И ЕГО СТРУКТУРЫ В статье приводится классификация научных учреждений по секторам науки и типам организаций, объединяющихся по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medvedev N.A. IN OVATIV E MANAGEMENT AND ITS STRUCTURES. In article the following classification of scientific institutions by sectors of a science and types of the organisations uniting to organizational signs, character and specialisation of carried out works is resulted.

Текст научной работы на тему «Инновационный менеджмент и его структуры»

ЭКОНОМИКА

«экономист-менеджер» требует от субъекта, готовящегося им быть, очень многих качеств, ибо, чтобы управлять людьми, надо быть по своим естественным и благоприобретенным навыкам, в т.ч. во время обучения, лидером, а не статистом.

Конечно, обо всем вышеизложенном легче написать и сказать, чем сделать. И потому и для меня, как педагога и ученого, руководством является требование быть тем, чем ты должен быть в своей деятельности, чтобы удовлетворять запросы слушателей. А для этого надо и самому постоянно учиться, помня китайскую пословицу: «кто не гребет (на лодке), того относит назад».

Этим бы я и закончил очерк по предмету, представленному в заголовке.

Библиографический список

1. Жванецкий, М. Кто верит в существование науки экономики? / М. Жванецкий // Аргументы и факты. - 1-7.06.2009. - № 27 (1496). - С. 11.

2. Хайлбронер, Р.А. Экономическая теория как универсальная наука / Р.А. Хайлбронер // Альманах «Теория и история экономических и социальных институтов и систем (THESIS). Предмет исследования». - М.: Начала-пресс, Зима, 1993. - Т.1. - Вып. 1. - С. 41-55.

3. Кинг, А. Первая глобальная революция: доклад Римского клуба. / А. Кинг, Б. Шнайдер - М.: Прогресс, 1991. - 340 с.

4. Сорокин, П. Главные тенденции нашего времени / П. Сорокин. - М.: Наука, 1997.

5. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Либеральный стандарт: угроза миру и свободе // Церковный вестник. - 2004. - № 1-2.

6. Лужков, Ю.М. Кризис транскапитализма и Россия / Ю.М. Лужков // Экономист, 2009. - № 5.

7. Винер, Н. Я - математик / Н. Винер.

8. Уильям О. Дуглас Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия / Уильям О. Дуглас. - М.: Прогресс, 1975.

9. Монтень, М. «Опыты», книги I-III / М. Монтень.

- М.-Л.: АН СССР, 1958-1960.

10. Моисеев, Н.А. Воспроизводство лесных ресурсов / Н.А. Моисеев. - М.: Лесная пром-сть, 1980. -263 с.

11. Орлов, М.М. Лесоустройство. - Т. 1 (Элементы лесного хозяйства) / М.М. Орлов. - М.: Лесная пром-сть, 2006. - 319 с.

12. Моисеев, Н.А. Экономика лесного хозяйства: уч. пос. для студентов вузов спец. «Экономика и управление на предприятии лесного хозяйства и лесной пром-сти» / Н.А. Моисеев. - М.: МГУЛ, 2006.

- 383 с.

13. Моисеев Н.А. Проблемы лесной экономики в науке и на практике / Н.А. Моисеев // Лесное хоз-во, 2008. - № 5.

14. В.И.Переход Теория лесного хозяйства. Курс лесной экономики со статистикой. 2-е изд., Минск, Белтрестпечать, 1924.

15. Сб. нормативных правовых актов в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (на июль 2002 г.). - М.: ВНИИЛМ, 2002. - 640 с.

16. Von L.Fahser. Die okologishe orientierung der Forsto-konomic. Forstarchiv. 58. Iahrgang, 1987, р.50-60.

17. Speidel G. Forstliche Bettriebswirtschaftslehre. 2 Au-flage. Verlad Paul Parey. Hamburg und Berlin. 1984.

инновационный менеджмент и его структуры

Н.А. МЕДВЕДЕВ, проф. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ, д-р экон. наук

В последнее время все средства массовой информации, руководители государства, политики, бизнесмены ежедневно говорят об инновациях, инновационном процессе, внедрении новшеств во все сферы экономики. Между тем очень редко можно услышать о таких нововведениях в лесопромышленном комплексе. В конце XX столетия эта промышленность и все ее научные учреждения и проектные организации попали под колеса приватизации. От всех НИИ, КБ и проектных институтов практически осталось только название, а все сотрудники за малым исключе-

caf-mim@mgul. ac. ru нием, перешли кто куда: в бизнес, на пенсию, а иные и просто остались без работы. Так что нововведениями некому заниматься, отсюда и получилось глухое замалчивание всего нового. Если у отдельных акционерных обществ они и получаются, то это, когда в акционерном капитале имеются иностранные инвестиции. Отечественная лесная промышленность и раньше особенно ничем не отличалась в смысле изобретения чего-то нового, чаще можно было слышать, что предприятие с помощью государства приобрело то или иное оборудование или станок, отличающий-

36

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

ЭКОНОМИКА

ся высокой производительностью и технологичностью.

Что можно и нужно сделать в современных условиях? Остались совершенно нетронутыми учебные заведения - институты, академии, университеты, которые располагают большим потенциалом научных сотрудников, базовых кафедр и лабораторий. К числу таких высших учебных заведений принадлежит Московский государственный университет леса. Надо использовать этот потенциал.

Организационная структура инновационного менеджмента может быть разнообразной, т.е. зависящей от многих обстоятельств, в зависимости от той цели, которую перед собой ставит данная организация. Это инкубаторы бизнеса, инкубаторы технологий, технополисы, технопарки, венчурные фирмы, консалтинговые, обучающие фирмы. Так что же представляют собой перечисленные организации, обеспечивающие поддержку инновационных фирм? Начнем по порядку. Итак, первая из названных организаций - бизнесинкубаторы.

Бизнес-инкубаторы должны заниматься не конкретным товаром, а развитием независимого хозяйствующего субъекта. Главное назначение «инкубаторов» - поддержка малого, преимущественно инновационного, предпринимательства.

В странах с рыночной экономикой инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, университетов и других учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий (часто возвратных) от правительства. Вместе с тем деятельность бизнес-инкубаторов базируется на использовании значительных объемов капитализированных средств, т.е. средств, уже вложенных в недвижимость и научнопроизводственные фонды, причем, что надо особо отметить, это долговременные и рисковые вложения. Создание бизнес-инкубаторов могут осуществлять только стабильные в финансовом отношении структуры, какими являются высшие учебные заведения. Большинство существующих инкубаторов представляют собой смешанные предприятия из четырех основных видов: корпоративные, общественные, университетские и частные.

Как правило, процедура прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор предусматривает четыре основных этапа.

1. Отбор клиента из числа претендентов. Критериями отбора является новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами фирмы. Если претендент признается перспективным, с ним заключается договор на аренду помещения, что требует регулярного подтверждения сторон, так как он может быть расторгнут по желанию одной из них.

2. В первый год работы в условиях технопарка клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях. Технопарковые структуры предоставляют высококлассные консультации по организационно-экономическим аспектам деятельности фирм: ведению бухгалтерского учета, налогам, юридическим проблемам, по вопросам использования всевозможных правительственных программ и т.д.

3. Становление и рост фирмы, увеличение числа ее работников.

4. На заключительном этапе администрация бизнес-инкубатора помогает «созревшему» клиенту подыскать новое помещение, переехать и открывать свое дело.

Большинство мелких, например, американских компаний, пользующихся услугами бизнес-инкубаторов, как правило, связаны с использованием высоких технологий.

Успешная деятельность бизнес-инкубаторов обеспечивается гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, надежной экспертизой предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным подходом к деятельности инкубируемых фирм на различных этапах их функционирования.

Доходы инкубаторов как коммерческих предприятий складываются из следующих источников: арендная плата, получаемая от клиентов за наем помещений; продажа услуг разного рода; участие в прибылях тех инкубируемых фирм, в которые инкубатор как предприятие вложил свои средства. Бизнес-инкубаторы способствуют ускорению использования научно-технических достижений, развитию предпринимательства в области наукоемких технологий, содействуют структурным сдвигам в экономике, росту занятости и благосостояния.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

37

ЭКОНОМИКА

В странах с развитой рыночной экономикой комбинация сильного научного центра с научным парком инкубаторского типа доказала свою эффективность.

Наиболее перспективной представляется специализация бизнес-инкубаторов по поддержке фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе и на мировой, с качественно новыми товарами, производимыми с использованием новых технических и технологических принципов, обеспечивающих практическое применение фундаментальных и прикладных исследований в производстве товаров, оказании услуг, совершенствовании организации производства.

Деятельность инкубатора осуществляется в соответствии с выбранной стратегией. Однако при любом варианте стратегии обязательно наличие следующих высокопрофессиональных структур: экспертного совета, осуществляющего оценку клиентов, и управляющего блока бизнес-инкубатора. В функции управляющего блока, помимо управления независимой хозяйственной структурой, должны входить: разработка и корректировка индивидуальной программы прохождения инкубируемой фирмой всех этапов ее жизнедеятельности в бизнес-инкубаторе; определение индивидуального для каждой инкубируемой фирмы достаточного объема льгот; выработка экономической и финансовой политики взаимоотношений с вышедшими из инкубатора фирмами.

Инкубатор бизнеса может быть автономным, т.е. самостоятельной хозяйственной единицей с правами юридического лица. Он может действовать в составе технопарка (в этом случае его называют инкубатором технологий).

Инкубатор технологий - наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-технологическим парком или инновационным центром. Его задачи - обслуживание малых инновационных предприятий, выращивание новых фирм, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии развития.

Инновационный центр - организация, обладающая специализированной инфраструктурой, деятельность которой на-

правлена на содействие созданию, росту и развитию фирм, а также на развитие инновационной деятельности в регионе, сотрудничество и кооперацию между исследователями и промышленностью, оказание услуг наукоемким фирмам в сфере инновационного обеспечения, подготовки и обучения персонала в области менеджмента; ускорение реального экономического развития на основе создания региональных и международных сетей для обмена информацией и сотрудничества между фирмами.

Разновидностью бизнес-инкубаторов могут быть интернет-инкубаторы, венчурные инкубаторы, акселераторы и порталы, сетевые и вертикальные инкубаторы, а также инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи.

Интернет-инкубаторы различаются набором и особенностями оказываемых услуг. Наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, оказывающие следующие услуги: организация офисной инфраструктуры (помещения, мебель, офисная техника, компьютеры, внутренняя сеть, внешняя связь, доступ в Интернет, конференц-залы и пр.) и бэк-офисов (квалифицированный персонал, техническая поддержка и т.п.), технологическая поддержка (помощь экспертов, постановка системы управления, развитие интеллектуальной собственности), консалтинговая поддержка (как собственными ресурсами инкубатора, так и путем привлечения отраслевых экспертов), обучение (включая стажировку в других компаниях), повышение уровня компетенции менеджеров и специалистов, юридические и бухгалтерские услуги, управление человеческими ресурсами (поиск и наем требуемых ключевых специалистов), зонтичный бренд инкубатора и осуществление связей (взаимодействие с венчурными инвесторами - органами государственной власти, аналогичными крупными компаниями из других стран).

Венчурный акселератор - сервисная компания, которая оказывает начинающим предпринимателям консультационные услуги по подготовке бизнес-плана, маркетингу и позиционированию проекта, выведению на рынок, сервисным услугам, необходимым начинающей компании.

38

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

ЭКОНОМИКА

Сетевые инкубаторы представляют собой смесь собственно венчурных фондов и управляющих компаний, а также могут работать с компаниями, находящимися в разных городах.

Вертикальные инкубаторы специализируются на «выращивании» компаний, принадлежащих одному вертикальному рынку, например рынку мобильной коммерции. В таком инкубаторе могут находиться компании, занимающиеся инфраструктурными разработками (на уровне протоколов передачи данных, обеспечения безопасности и др.); компании, специализирующиеся на мобильном контенте и продаже через мобильные устройства доступа.

Инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи, создаются при участии крупных корпораций и занимаются развитием компаний, родившихся внутри этих корпораций на базе внутренней идеи. Такие инкубаторы организуются специалистами, являющимися экспертами в какой-либо офлайновой области бизнеса. Они могут оказать услуги бизнесу по упрощению и интенсификации обмена информацией; имеют возможность на базе собственных идей формировать команды разработчиков, привлекать квалифицированных менеджеров и осуществлять надзор за их работой.

Технологические парки - сетевая система, объединяющая малые научно-технические предприятия, бизнес-инкубаторы, информационные, консультативные и другие организации научно-технической инфраструктуры вокруг крупного высшего учебного заведения, например МГУЛ.

Технополис - сосредоточенный в рамках одного региона комплекс научных учреждений фундаментального и прикладного характера, вузов, конструкторских и внедренческих организаций, а также ряда промышленных предприятий, ориентированных на освоение новшеств. В рамках технополисов осуществляется полный инновационный цикл, включая подготовку кадров. Соседство научных и учебных учреждений разной отраслевой направленности обеспечивает междисциплинарные (т.е. «на стыке наук») исследования, разработки и интенсивный обмен

идеями. Неотъемлемыми элементами технополисов должны быть венчурные фирмы и акционерные коммерческие банки.

В начале 50-х гг. в США возле Стенфордского университета стали концентрироваться мелкие исследовательские, внедренческие, консультативные и промышленные фирмы, большинство из которых было связано с электронной промышленностью. Этот технополис получил название «Силиконовая долина». Сейчас в «Силиконовой долине» сосредоточено около 8000 инновационных фирм, и, что очень интересно, 70 % имеют в своем составе менее 10 человек. Здесь работают 250 тыс. человек, причем 6000 - это высококвалифицированные специалисты и ученые. Создаваемый в этом технополисе валовой внутренний продукт превышает ВВП такой развитой капиталистической страны, как Великобритания.

Подводя итог сказанному, можно определить следующую классификацию научных учреждений по секторам науки и типам организаций, объединяющихся по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ.

Сектор науки или деятельности:

1. Государственный - сюда входят организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом - оборона, общественный порядок, здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение, включая федеральные и местные органы. Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством. Эти организации, в основном, вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций.

2. Предпринимательский - в него входят все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, и частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном их обслуживающие.

3. Высшее образование - университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2010

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.