УДК 336.64
Д.Г. Родионов, Ю.В. Цыпкин, С.С. Синельникова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕХНОПАРКОВ И БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ
Технопарки и бизнес-инкубаторы относятся к системообразующим элементам региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивая связь между центрами создания знаний (университетами, научными центрами) и бизнесом, с одной стороны, и между центрами создания знаний, бизнесом и государством как заказчиком, потребителем и регулятором инновационных процессов, с другой.
Технопарки формируют среду, благоприятную для ускоренной коммерциализации результатов научных исследований, превращения их в товары и услуги, воспринимаемые рынком [12].
Сегодня в мире насчитывается более 400 технопарков, бурное развитие которых в последние годы может быть объяснено их достоинствами, основные среди которых:
- быстрый доступ промышленности к новым технологиям;
- возможность использования предприятиями квалифицированного персонала и интеллектуального потенциала университетов;
- облегчение возможностей для трудоустройства и организации собственных предприятий студентам, выпускникам вузов и молодым ученым;
- расширение практической базы учебного процесса;
- получение предприятиями всех видов консультаций и помощи, включая лизинг оборудования и налоговые льготы.
Мировой опыт работы технологических парков позволяет выделить ряд особенностей или факторов, благоприятствующих их созданию.
1. Достаточный научный и технический потенциал (например, в «Кремниевой долине» сосредоточено 17 вузов, 23 квалифицированных учебных заведения, 6000 докторов наук).
2. Географическая близость к крупному образовательному центру (например, Кембриджский технопарк, основан Тринити колледжем в 1970 г. в Англии. Сегодня на территории технопарка спроектировано и построено пять зданий площадью от 29 000 до 36 000 кв. фунтов. Работает 25 высокотехнологичных предприятий, где занято более 5000 сотрудников. С 2002 г. началось создание новых центров, особенно в сфере фотоники и нанотехно-логий) [10].
3. Одним из важных факторов успеха является выбор места расположения технополиса. Как правило, он находится в окрестностях крупного города, которые примыкают к оборудованным и доступным каналам информации и развитой сети коммуникаций. Однако возможны и исключения из этого правила (проект «Сколково», который включает в себя особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, медицинская техника, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии. Также технопарк София-Антиполис в Ницце, созданный в апреле 1972 г. Объект деятельности - научно-исследовательская и культурная деятельность в пределах технопарка и за ее пределами, обмен опытом с известными зарубежными компаниями в сфере новых технологий. Привлекательным моментом данного технопарка является создание новых секторов и центров, привлечение новых инвестиций и инновационных предприятий, создание дополнительных рабочих мест) [10].
4. В технопарках высока степень концентрации исследовательских подразделений крупных фирм, имеющих представительный характер и обладающих конкурентоспособностью.
5. Очень часто бурно развивающимся инновационным центрам не хватает финансовых средств, предоставляемых правительством или внутренним капиталом; лучшим решением является привлечение иностранных инвестиций, а именно: предоставление возможности зарубежным компаниям открывать свои представительства. Иногда (например, в рассмотренной выше инновационной системе Монпелье) технопарки в регионе создаются специально для зарубежных компаний.
6. Государственная поддержка является неотъемлемой частью финансирования инновационных структур по всему миру. Правительство практически всегда в той или иной степени участвует в развитии системы технопарков (например, Томский технопарк, созданный в 1990 г. в России как ассоциация со 100 %-й государственной собственностью. На протяжении десяти лет он принимал участие в работах по формированию областной инфраструктуры, коммерциализации научной, инновационной, маркетинговой, выставочно-ярмарочной и образовательной сфер деятельности, в том числе в научно-образовательном комплексе; участвовал организационно и финансово в создании малых наукоемких предприятий, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров. С его участием открыто более 200 малых фирм различной формы собственности, в том числе 48 малых компаний работали в составе «Технопарка» на постоянной основе) [10].
7. Наличие коммерческих структур в технопарке необходимо для интеграции инновационной деятельности и производственного процесса. Критически важным является присутствие в технопарках фирм венчурного капитала и неформальных венчурных инвесторов (например, Стэндфордский университет, штат Калифорния, в США. Привлекательным моментом для инновационных фирм стало удобное месторасположение университета, относительно небольшая арендная плата, а также тесное соседство с технологическими компаниями. Примечателен и тот факт, что фирмы, занимающиеся разработкой и внедрением идей военно-промышленного комплекса, имели государственную
поддержку. Успех Стэндфордского технопарка определяется тем, что именно там впервые была разработана и применена особая схема финансирования высокотехнологичных проектов -венчурное финансирование) [10].
8. При выборе территории должно учитываться состояние транспортной сети и наличие аэропорта. Это объясняется тем, что для наукоемких отраслей авиационный транспорт наиболее приемлем, как с точки зрения обеспечения более быстрого сбыта наукоемкой продукции, так и снабжения необходимыми материалами.
9. Одним из факторов, привлекающих в регион иностранный научно-технический персонал, является благоприятная окружающая обстановка и хорошие условия для проживания и образования.
Некоторые исследователи в качестве фактора успешной деятельности называют специализацию технопарка. Действительно, потребность в специфическом оборудовании, знаниях определенного рода, наличие специализации у университета - ядра технопарка и ряд других факторов обусловливают то, что большинство успешных технопарков имеют достаточно ярко выраженную специализацию.
Основной модульной единицей технопарка, а также самостоятельным элементом процесса передачи знаний выступает бизнес-инкубатор, который специально предназначен для создания и «выращивания» новых фирм. Согласно определению, данному Администрацией по делам малого бизнеса США, бизнес-инкубатор - это здание, в котором может находиться и работать некоторое количество предприятий, уплачивая арендную плату по льготным ставкам. Помещения инкубаторов характеризуются возможностью доступа к услугам и оборудованию коллективного пользования. Это канцелярские и административные услуги, копировально-множительная техника, компьютеры, конференц-залы и т. д. Бизнес-инкубаторы могут создаваться университетами, частными лицами и общественными организациями на принципах государственно-частного партнерства. Как правило, бизнес-инкубаторы имеют организационно-правовую форму акционерного общества
(закрытого или открытого) со смешанным капиталом (до 1/3 акций может принадлежать государству в лице организации, призванной оказывать содействие малому бизнесу, часть акций - технопарку или университету; остальной капитал принадлежит частным лицам). Однако возможны и другие формы, в том числе некоммерческие партнерства. Именно так создается большинство бизнес-инкубаторов в России по конкурсам, проводимым в соответствии с новыми инициативами правительства, в частности с Постановлением Правительства РФ № 219 от 09.04.2010 г. [1].
Размещение предприятий в бизнес-инкубаторе осуществляется на конкурсной основе. Предприятия должны быть перспективными с коммерческой точки зрения, поскольку бизнес-инкубатор - это коммерческая организация. Доходы бизнес-инкубатора складываются из следующих источников:
- арендной платы за наем помещений и офисного оборудования;
- доходов от продажи услуг предприятиям -клиентам инкубатора (спектр этих услуг может быть очень широким: от уборки помещений до консультаций по различным вопросам деятельности предприятия);
- доходов от участия в прибылях предприятий-клиентов.
Схема деятельности бизнес-инкубатора представлена на рис. 1.
Исследователи малого инновационного бизнеса отмечают, что между фирмами-клиентами бизнес-инкубаторов отмечается синергетическое взаимодействие, когда «смелость идей одного предпринимателя, приумножаясь нетривиальностью решений другого, может дать неожиданный эффект, качественно отличающийся от того, какой возможен в случае простого объединения их усилий. Молодые предприниматели - клиенты бизнес-инкубатора готовы не только осуществлять свои проекты, но использовать при этом нововведения своих коллег, других клиентов бизнес-инкубатора. В результате могут появиться радикальные инновации, открывающие новые сегменты рынка и отрасли экономики [2]. Такой синергетический эффект возможен, прежде всего,
Рис. 1. Деятельность бизнес-инкубаторов по «выращиванию» новых фирм
потому, что бизнес-инкубатор является чрезвычайно благоприятным, «тепличным» внешним окружением для открытых систем - новых инновационных предприятий, а следовательно, играет роль «питательной среды», дающей внешние стимулы к обновлению и развитию, к инновационной активности.
Сегодня общее число инкубаторов бизнеса в мире составляет более 500, из них достаточно большое количество специализировано на инновационном бизнесе. Как правило, университеты как центры генерации знаний становятся учредителями именно таких бизнес-инкубаторов. Исследование, проведенное в 2002 г. [3] и охватившее 310 бизнес-инкубаторов по всему миру, подтвердило, что большинство создаваемых университетами бизнес-инкубаторов ориентированы на инновационные предприятия, развивающие новые технологии.
Высокотехнологичные новые предприятия -клиенты бизнес-инкубаторов, как правило, обладают рядом специфических качеств, влияющих на их развитие. В первую очередь, это более высокий уровень риска и высокая степень неустойчивости на рынке. Некоторые исследователи,
описывая риски стартапов, подчеркивают, что последние действуют не в ситуации риска, а в ситуации неопределенности. Различие между последними дано в классическом труде Ф. Найта [4, с. 233]: риск можно измерить, а неопределенность не поддается измерению. Каждый инновационный стартап уникален, и риски, возникающие на разных стадиях, трудно измеримы. Волатильность денежных потоков инновационных предприятий, недостаточность их доходов для покрытия не только инвестиционных, но зачастую и текущих потребностей, сильная зависимость от потребителей (как правило, на ранних стадиях развития компании не имеют возможностей для выхода на массовый рынок и их сбытовая политика ориентирована на достаточно узкий круг предприятий) - все эти факторы оказывают сильное влияние на выживаемость инновационных компаний. Кроме того, предприятия - клиенты бизнес-инкубатора, как правило, сталкиваются с нехваткой управленческих компетенций, а также испытывают серьезные трудности в привлечении капитала.
Вследствие этого, ключевой задачей функционирования бизнес-инкубаторов является не
только предоставление площадей для развития бизнеса на льготных условиях, а также доступа к инфраструктуре, но и формирование у инновационных компаний управленческих компетенций, позволяющих им снизить риски, а также формирование благоприятной предпринимательской среды, позволяющей начинающим предпринимателям улучшить качество решений в области управления человеческими ресурсами, интеллектуальной собственностью, финансирования, исследований рынка и организации сбыта. Следовательно, отношения между бизнес-инкубаторами и их клиентами носят достаточно комплексный характер.
Интересы государства, региональных органов власти, университетов, крупных компаний, их цели, а также возможные формы участия в деятельности бизнес-инкубаторов представлены здесь в таблице.
Следует отметить, что удовлетворительной статистики, позволяющей анализировать и сравнивать между собой показатели деятельности бизнес-инкубаторов и технопарков, не существует. Ряд исследований был проведен в США [3], Европейском Союзе [5], по России же сводных исследований не проводилось.
Интересы учредителей и возможные формы участия в бизнес-инкубаторах
Учредитель Федеральные и региональные органы власти и управления, агентства территориального развития Университеты и научно-исследовательские организации Крупные предприятия
Интересы Создание рабочих мест. Экономическое развитие. Поддержка приоритетных отраслей, определяющих конкурентоспособность и научный задел. Развитие малого бизнеса и кластеров Коммерциализация результатов НИОКР. Развитие предпринимательских компетенций. Укрепление конкурентных позиций. Привлечение новых источников финансирования Мониторинг создания новых технологий. Доступ к новым технологиям и на новые рынки. Привлечение талантливых сотрудников. Развитие внутрикорпоративного предпринимательства
Формы участия Сотрудничество. Управление имуществом. Предоставление начального капитала. Включение в состав международных, национальных и региональных программ и проектов Сотрудничество. Доступ к лабораторному оборудованию. Экспертиза. Доступ к национальным и международным исследовательским проектам и программам. Формирование сетей, обмен знаниями Тестирование прототипов. Техническая экспертиза, поддержка. Управление интеллектуальной собственностью. Финансирование. Рыночные исследования. Доступ на рынки
Более того, нет и устоявшегося мнения о том, как определять эффективность функционирования технопарков и бизнес-инкубаторов [6]. Это можно объяснить разнообразием их форм, миссий, направлений деятельности и функций. Более того, некоторые исследования [7] утверждают, что невозможно разработать единые подходы к оценке эффективности деятельности этих элементов инновационной инфраструктуры в силу различных миссий, которые они выполняют.
Существует несколько вариантов определения понятия «оценка». В общем случае под оценкой понимают процесс определения качественных или количественных параметров чего-либо посредством измерения и/или соотнесения их с принятым образцом или эталоном, а также результат этого процесса [9].
Под эффективностью подразумевают относительный эффект, результативность процесса, проекта, определяемые как отношение результата к затратам, обусловившим его получение.
Эффективность бизнес-инкубатора должна определяться в совокупности и сопоставлении непосредственных результатов финансово-хозяйственной деятельности и тех общеэкономических выгод, что несет в себе активное присутствие бизнес-инкубатора в инновационной инфраструктуре региона (отрасли). Это достаточно сложная модель оценки, не всегда встречающая адекватное восприятие общественности. Бизнес-инкубаторы - достаточно специфические институты рыночной инфраструктуры, представляющие собой, с одной стороны, хозяйствующие субъекты, с другой - организации, выполняющие государственный социальный заказ на развитие новых инновационных организаций, создание новых рабочих мест, задействование простаивающего оборудования и т. д.
Критерии оценки эффективности работы технопарка, созданного в рамках государственной программы, можно разделить на качественные и количественные.
Качественные критерии оценки эффективности функционирования технопарка позволяют проанализировать макроэкономические,
инфраструктурные, социально-политические аспекты его деятельности. К нестоимостным критериям оценки эффективности деятельности следует отнести: количество выпущенных резидентов, количество новых рабочих мест, «процент выживаемости» инновационных организаций.
Количественные критерии оценки эффективности функционирования технопарка позволяют проанализировать аспекты рыночной, коммерческой и социально-экономической эффективности его деятельности. К стоимостным критериям оценки деятельности относятся: стоимость оказанных услуг; объем привлеченных инвестиций; срок окупаемости средств инвесторов, в том числе государства; индекс прибыльности; доходность арендуемых площадей; стоимость поддерживаемых и самостоятельных организаций.
Также существует методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на создание технопарков в сфере высоких технологий [11].
Оценка эффективности осуществляется на основе интегральной оценки эффективности, в том числе оценки эффективности на основе качественных, количественных и макроэкономических критериев путем определения балла оценки по каждому из указанных критериев. Данная методика определяет алгоритм расчета интегральной оценки эффективности.
Оценка эффективности рассчитывается по формуле (1) и осуществляется на основе следующих качественных критериев:
1) наличия четко сформулированной цели инвестиционного проекта создания технопарка в сфере высоких технологий с определением количественного показателя (показателей) результатов его осуществления;
2) соответствия цели инвестиционного проекта создания технопарка в сфере высоких технологий приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации, государственной программе вооружения, концепциях и стратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный период;
3) соответствия отраслевой специализации технопарка в сфере высоких технологий приоритетным отраслям развития экономики Российской Федерации;
4) положительного влияния создаваемого технопарка в сфере высоких технологий на объем внутреннего регионального продукта субъекта Российской Федерации и уровень развития региона в целом;
5) обоснования необходимости реализации инвестиционного проекта создания технопарка в сфере высоких технологий с привлечением средств федерального бюджета;
6) наличия земельного участка для создания технопарка в сфере высоких технологий в региональной или муниципальной собственности;
7) наличия описания объектов инфраструктуры и инженерных сетей технопарка в сфере высоких технологий;
8) наличия описания деятельности существующих (потенциальных) резидентов технопарка в сфере высоких технологий;
9) отсутствия в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг), производимой иными организациями на территории Российской Федерации;
10) наличия соглашений о взаимодействии с вузами и НИИ.
К1
I би
Ч, =-—-100%, (1)
1 тг _ тг ' 4 '
о.ч Л1нп
где К о.ч - общее число качественных критериев; К - ¿-качественный критерий; б: - балл оценки 1-качественного критерия; К: нп - число критериев, не применимых к проверяемому инвестиционному проекту.
Оценка эффективности рассчитывается по формуле (2) и осуществляется на основе следующих количественных критериев:
1) количества создаваемых (сохраняемых) рабочих мест, единиц;
2) доли частных инвестиций в общей стоимости проекта создания технопарка, процентов;
3) бюджетной эффективности проекта (возврат федеральных и региональных средств в виде налоговых поступлений), процентов;
4) величины сметной стоимости площади 1 м2 инвестиционного проекта, руб./м2.
Ч --
Ч2 _ -
К2,
II б2,--1
К
100 %,
(2)
2 о.ч
где К2 о.ч - общее число количественных критериев; К2 - -количественный критерий; б2 - балл оценки -количественного критерия.
Оценка эффективности рассчитывается по формуле (3) и осуществляется на основе следующих макроэкономических критериев:
1) индекса промышленного производства за период с начала года в процентах к соответствующему периоду прошлого года;
2) инвестиционного потенциала региона;
3) численности персонала, занятого исследованиями и разработками;
4) научного потенциала субъекта РФ;
5) уровня бюджетной обеспеченности до распределения дотаций.
К3
I б3,
Ч3--
-1
К
100 %,
(3)
3 о.ч
где К3 о.ч - общее число макроэкономических критериев; К3 - -макроэкономический критерий; б3 ; - бал оценки ¿-макроэкономического критерия.
Интегральная оценка (Эинт) определяется как средневзвешенная сумма оценок эффективности на основе качественных и количественных критериев по следующей формуле (4):
Эинт - Ч} • 0,3 + Ч2 • 0,4 + Ч3 • 0,3, (4)
где Эинт - интегральная оценка; Ч1 - оценка эффективности на основе качественных критериев; Ч2 - оценка эффективности на основе количественных критериев; Ч3 - оценка эффективности на основе макроэкономических критериев; 0,3, 0,4, 0,3 - весовые коэффициенты
оценок эффективности на основе качественных, количественных и макроэкономических критериев соответственно.
При осуществлении оценки эффективности предельное (максимальное) значение интегральной оценки устанавливается равным 100 %. Соответствие числового значения интегральной оценки установленному предельному значению свидетельствует об эффективности инвестиционного проекта и целесообразности его софи-нансирования за счет средств федерального бюджета.
По результатам расчетов интегральной оценки числовое значение может находиться в интервале:
- от 65 до 100 %, что свидетельствует о высокой эффективности инвестиционного проекта и целесообразности его софинансирования за счет средств федерального бюджета;
- от 50 до 65 %, что свидетельствует о средней эффективности инвестиционного проекта и целесообразности пересмотра объема его софи-нансирования за счет средств федерального бюджета;
- ниже 50 %, что свидетельствует о низкой эффективности инвестиционного проекта и целесообразности отказаться от его софи-нансирования за счет средств федерального бюджета.
Рассмотрим модели построения технопарков.
«Научные парки» можно условно свести к трем моделям: американской (США, Великобритания), японской (Япония), смешанной (Франция, ФРГ).
Американская модель. В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа «научных парков»: «научные парки» в узком смысле слова; «исследовательские парки», отличающиеся от первых тем, что в их рамках новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа; «инкубаторы» (в США) и инновационные центры (в Великобритании и некоторых странах западной Европы), в рамках которых университеты «дают приют» вновь возникающим компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю, помещения, доступ
к лабораторному оборудованию и услугам (например, научный парк Хэриот Уоттский).
Задача американских «инкубаторов» и великобританских инновационных центров - соединять идеи и изобретения с капиталом и предпринимателями, привлекать общественные и частные фонды, чтобы обеспечить «стартовый период» новым внедренческим компаниям.
Ряд инновационных центров находится в ведении местных властей, а более крупные входят в Европейскую сеть с базой в Брюсселе. Она объединяет около 40 инновационных центров. Связывая инновационные центры разных стран, Европейская сеть облегчает фирмам межстра-новую торговлю технологиями.
Японская модель «научных парков» в отличие от американской предполагает строительство совершенно новых городов - так называемых технополисов, сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и наукоемком промышленном производстве. Проект «Технополис» - проект создания технополисов - был принят к реализации в 1982 г. В качестве создания технополисов избрано 19 зон, равномерно разбросанных по четырем островам.
Смешанная модель. Примером смешанной модели «научных парков», ориентированной и на японскую, и на американскую, могут служить научные парки Франции, в частности крупнейший из них «София Антиполис».
Современная европейская модель технопарка имеет следующие особенности: наличие здания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм; наличие нескольких учредителей (этот механизм управления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако намного эффективнее, например с точки зрения доступа к финансированию) [10].
Произведя анализ существующих методик оценки экономической эффективности функционирования технопарков, было предложено применить бенчмаркинговый подход к оценке эффективности функционирования данных элементов региональной инфраструктуры технологического трансфера. Важнейшим этапом инновационной диагностики выступает бенчмаркинг
- процесс сравнения товаров и процессов предпринимательской деятельности компании с товарами и процессами конкурентов или ведущих компаний других отраслей для поиска путей повышения качества товаров и эффективности работы компании [8, с. 215]. Применительно к технопаркам и бизнес-инкубаторам можно говорить о том, что на основе бенчмаркинга можно найти направления совершенствования их деятельности, способствующие усилению их роли в региональной системе генерирования, поддержки и сопровождения инноваций.
Бенчмаркинг как управленческий процесс характеризуется следующими специфическими чертами:
1. Это, прежде всего, процесс, а не разовое действие. Он состоит из определенной последовательности действий по сравнению изделий, процессов и услуг корпорации с лучшими,
а также действий по достижению или превышению параметров лучших фирм, влияющих на конкурентные позиции.
2. Бенчмаркинг является непрерывным процессом.
3. Требует реально оценивать ресурсы фирмы для проведения бенчмаркинга. У многих фирм нет достаточных ресурсов для того, чтобы провести полный бенчмаркинг по всем направлениям. Тогда следует выделять ключевые проблемы, требующие немедленного внимания.
4. Требует обращать особое внимание на адаптирование лучших свойств и характеристик, которые должны обеспечить конкурентное преимущество.
В общем виде процедура бенчмаркинга состоит из ряда шагов, объединяемых в блоки: планирование, анализ, интеграция, реализация (рис. 2).
Рис. 2. Этапы и процедуры бенчмаркинга
Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2012. Экономические науки
Рис. 3. Технопарки и бизнес-инкубаторы в региональной системе технологического трансфера
В качестве индикаторов успешности технопарков обычно называют объем продаж продукции, созданной в технопарке, количество вновь созданных рабочих мест, операционную рентабельность компаний, тесноту сетевых взаимодействий между резидентами технопарка, между резидентами и университетами, между резидентами и крупными компаниями, чьи исследовательские лаборатории находятся в технопарках.
Применительно к бизнес-инкубаторам чаще всего называется в качестве ключевого показателя эффективности деятельности степень выживаемости компаний (доля компаний, успешно покидающих бизнес-инкубатор, от общего числа компаний, ставших клиентами бизнес-инкубатора). Однако используются и показатели, характерные для оценки технопарков (объем продаж продукции, количество вновь созданных рабочих мест, наличие и теснота сетевых взаимодействий).
С нашей точки зрения, эффективность региональной инновационной инфраструктуры может быть значительно усилена за счет бизнес-инкубаторов и технопарков как ключевых элементов инновационной инфраструктуры. Предприятия, работающие в бизнес-инкубаторах и впоследствии переходящие из них в технопарки, имеют возможность снизить свои
риски и обеспечить стабильность денежных потоков (рис. 3).
На основании проведенных исследований, можно сделать следующий вывод. Бизнес-инкубаторы и технопарки являются объектами поддержки со стороны региональных и национальных органов, призванных способствовать развитию инновационной инфраструктуры. Они организуют встречи предпринимателей с венчурными инвесторами. В них располагаются исследовательские подразделения предприятий. За счет более льготных условий доступа к инфраструктуре, оборудованию, аренде площадей, а также за счет прямых связей с университетами и внутренних сетевых взаимодействий технопарки и бизнес-инкубаторы позволяют сократить объем как инвестиций, так и операционных затрат при осуществлении регионального технологического трансфера.
При этом создание технопарков и бизнес-инкубаторов является наиболее капиталоемким проектом в области создания региональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. Столь высокая концентрация ресурсов в технопарковых проектах заставляет уделять особое внимание эффективности создаваемых технопарков и бизнес-инкубаторов для развития региональных инновационных систем и экономики регионов в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Электронный ресурс] : Постан. Правительства РФ № 219 от 09.04.2010 г. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/239941/
2. Storey, D.J. Understanding the Small Business Sector [Text] / D.J. Storey. - London - N.Y.: Routledge, 1994. - 355 p.
3. Lendner, C. How University Business Incubators Help Start-ups to Succeed: An International Study [Text] / C. Lendner. - Babson Kauffmann Entrepreneurship Research Conference, Babson College, MA, 2002.
4. Найт, Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль [Текст] : пер. с англ. / Ф.Х. Найт. - М.: Дело, 2003.
5. Benchmarking of Business Incubators [Text]. -Brussels: European Commission Centre for Strategy and Evaluation Services, 2002.
6. Radosevic, S. Between vision and reality:Promoting innovation through technoparks in an emerging economy [Text] / S. Radosevic, M. Myrzakhmet // Technovation. -2009. - № 29. - P. 645-656.
7. Chorda, I. Towards the maturity stage: an insight
into performance of the French technopoles [Text] / I. Chorda // Technovation. - 2006. - № 16 (3). - Р. 143-152.
8. Корпоративный менеджмент постиндустриального общества [Текст] : моногр. / под общ. ред. С.Д. Бодрунова. - СПб.: Аэрокосмическое оборудование, 2005.
9. Оценка и управление социальными рисками, связанными с неоднородностью развития образовательных систем субъектов РФ [Текст] // Университетское управление. - 2010. - № 3 (22).
10. История и зарубежный опыт создания и деятельности технопарков и бизнес-инкубаторов (инновационных центров) [Текст] / В.С. Лазарев (БНТУ), Т.А. Демещик (РУП Технопарк БНТУ «Метолит»). -2011.
11. Об утверждении методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения [Текст] : Приказ Минэкономразвития РФ № 58 от 24.02.2009 г.
12. Бабкин, А.В. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Экономика и управление. - 2010. - № 12 (62). - С. 170-176.