Научная статья на тему 'Менеджмент как предмет педагогического и культурологического исследования'

Менеджмент как предмет педагогического и культурологического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / MANAGEMENT / CULTURE / PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кийкова Надежда Юрьевна

Анализируются подходы к трактовке понятия «менеджмент», рассматривается его педагогическое содержание с точки зрения культурологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management as the subject of pedagogical and culturological research

Approaches to the treatment of the concept «management» are analyzed; its pedagogical meaning from the point of view of culturological approach is reviewed.

Текст научной работы на тему «Менеджмент как предмет педагогического и культурологического исследования»

Теория и практика управления образованием

УДК 651.01:008 ББК Ч486+У9(2)212

МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Н.Ю. Кийкова

Южно-Уральский государственный университет

MANAGEMENT AS THE SUBJECT OF PEDAGOGICAL AND CULTUROLOGICAL RESEARCH

N. Kiykova South Ural State University

Анализируются подходы к трактовке понятия «менеджмент», рассматривается его педагогическое содержание с точки зрения культурологического подхода.

Ключевые слова: менеджмент, культура, педагогическое исследование.

Approaches to the treatment of the concept «management» are analyzed; its pedagogical meaning from the point of view of culturological approach is reviewed.

Keywords: management, culture, pedagogical research.

Этапы развития мировой экономики свидетельствуют о том, что значительный период времени менеджмент рассматривался как предмет экономических исследований. Человек рассматривался как средство, производительная сила. В результате такого положения, с одной стороны, произошел резкий рост количества, ассортимента товаров и услуг, влекущий развитие производственно-информационной индустрии. С другой стороны, затянувшийся кризис в мировой экономике демонстрирует отставание управленческой мысли и практики от реальных проблем стремительно изменяющегося мира. Управленческие решения, являющиеся прогрессивными, научно обоснованными, критически осмысленными, аргументированными решениями - главное условие устойчивого функционирования сфер экономики, политики, социума. Поэтому характер социально-экономического развития отраслей во многом зависит от менеджеров.

Термин «менеджмент» (management) имеет североамериканское происхождение. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка понятие «менеджмент» трактуется как: 1) способ, манера обращения с людьми;

2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица. Со временем это понятие стало интернациональным, подразумевающим людей-менед-жеров, профессионально осуществляющих функцию управления, зачастую переводится на русский язык как «руководство». При рассмотрении смыслового содержания понятия «менеджмент» в лингвокультуре [12] выделяются следующие процессуально-функциональные трактовки:

- процесс управления хозяйственной Деятельностью организации;

- процесс управления производством (продажей) товара или услуги;

- функции управления организацией;

- персонал управления организацией.

В современной научной литературе в содержании понятия «менеджмент» отражены в основном стороны функционального и деятельностного подхода (табл. 1). Между тем анализ динамики функций менеджмента свидетельствует о том, что происходит их расширение и гуманизация. Первоначально менеджмент выполнял лишь коммуникативную

функцию - особого способа обращения между людьми. Позже, с развитием идей рационализма, к ней добавляются управленческие и организационно-технологические функции:

учета и контроля хозяйственной деятельностью, организации, координации, планирования. С формированием положений поведенческого направления в управлении государство делегировало менеджменту задачи сглаживания неравенства между доминирующими и подчиненными с помощью создания в организации особой образовательной среды. В обязанности менеджера добавляются психологопедагогические функции: мотивации, развития персонала, управления конфликтами, формирования организационной культуры и личностных ценностей работников.

Теперь менеджер - не только организатор производственного процесса, а «коуч» - начальник, исполняющий роль «учителя», «куратора», «помощника», «наблюдателя», «советчика», «судьи», «вдохновителя». Обобщенный воспитательный опыт менеджеров по изучению, формированию и реализации потребностей людей в условиях профессиональной среды систематизируется и реализуется в маркетинговых технологиях. В конце XX века произошло возрастание конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, усилилась глобализация мирового пространства, появились международные системы информации, возросла роль «экономики знаний». Очевидно, ведущими функциями менеджмента станут функции гуманистического характера:

Таблица 1

Различные подходы к трактовке понятия «менеджмент»

№ п/п Подход к трактовке Трактовка понятия

1 Деятельностный Деятельность руководителя по организации ресурсов предприятия, включая людей, для достижения поставленных целей

Деятельность, обеспечивающая рациональное использование ресурсов и времени

Вид профессиональной деятельности специалиста по формированию организации, постановке целей и их достижению

Способ, манера обращения с людьми

Умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей

Особого рода умелость и административные навыки

2 Функциональный Функциональный аспект экономики

Орган управления, административная единица

Процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации

Совокупность методов, средств, принципов и форм управления, обеспечивающих повышение эффективности производства

Система программно-целевого, системного управления, текущего и перспективного (стратегического) планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг в соответствии с изменением внешней среды и рынка с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли

3 Системный Наука, практика, техника управления и контроля

Наука, практика и искусство управления

Власть и искусство управления

Управление деятельностью организации, ориентированной на рынок

4 Личностный Особый вид деятельности, позволяющий людям добиваться поставленных целей за счет наилучшего сочетания способностей людей и их интересов, а также оптимального соединения ресурсов, необходимых для выбранного бизнеса

Теория и практика управления образованием

мировоззренческие, ассоциативные, культуротворческие. Таким образом, функции менеджмента расширяются от функций частного характера - управленческих и организационно-технологических до функций всеобщего гуманистического характера, обеспечивающих социально-культурное развитие общества. Поэтому менеджмент сегодня может рассматриваться как предмет культурологического исследования.

Взгляды на сущность и содержание понятия «культура» представлены на макро- и микроуровне, с позиций различных концепций и подходов (табл. 2). На макроуровне понятие «культура» рассматривается как производящее и социальное явление и понимается как:

- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (А.А. Зва-рыкин, Г.П. Францев, Н.З. Чавчадзе и др.) [11]; совокупность образов, система ценностей, идей, детерминирующих упорядоченность и управляемость социальными системами (А. Кребер, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) [7];

- совокупность программ будущих, потенциально возможных видов и форм человеческой деятельности (B.C. Степин и др.) [17]; «проект человеческого существования, содержащий многогранную композицию идей, ценностей, образцов поведения, которые играют огромную формирующую роль в развитии цивилизации, равно как и в развитии отдельной личности»;

- особый механизм в целостности социума, который фиксирует, порождает, совершенствует, обобщает те проявления людей и общностей, которые преодолевают стихийное самовыражение и самопроявление, превращают их в над ситуативные [1]; особый способ осуществления социальности людей, реализация их потребности в коллективном существовании в системе социального опыта и трансляции этого опыта следующим поколениям [13];

- способ реализации творческих сил и способностей человека в конкретной деятельности, производимой с точки зрения общественной значимости (В.Е. Давидович [6], И.Ф. Исаев [9], М.С. Каган [10] и др.); устоявшаяся система норм, упорядочивающих деятельность, взаимодействие и общение людей (И.Н. Семенов [18] и др.).

Таким образом, изучение культуры на макроуровне свидетельствует об аксиологических, прогностических, формирующих возможностях культуры, подчеркивается, что именно культура формирует социально направленную

активность человека, ориентируя его на преобразование среды и связанное с этим саморазвитие индивида.

На микроуровне исследования понятие «культура» осознается как личностное явление:

- качественная характеристика человеческой деятельности во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов [14];

- некоторое свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств (Е. Боголюбова [4], Н.С. Злобин [8] и

др-);

- процесс творческой самореализации сущностных сил, способностей человека, выражающий меру власти человека над внешней и над его собственной психической и физической природой [9].

Рассмотрение микроуровня исследования понятия «культура» свидетельствует о том, что совершенствование материального и духовного мира, возможно благодаря внутренней позиции личности, характеру свойств человека и осуществляемой им в определенной социальной среде деятельности. Макро- и микроуровни рассмотрения культуры взаимообусловлены и представляют единое целое. Учитывая современные взгляды на понимание культуры как социального, производящего и личностного явления, особенности содержания понятия «менеджмент» и актуальность его рассмотрения как культурологического феномена, уточним содержание понятия «менеджмент»

Под менеджментом с позиций процессуально-функционального и культурологического подхода можно понимать поликомпо-нентную структуру, в состав которой входят:

- аксиологический компонент (система норм, ценностей и правил, «совокупность знаковых систем», в которых воплощена «память человечества» и программ будущих, потенциально возможных видов и форм эффективного управления деятельностью организации);

- процессуально-формирующий компонент (ситуация, в которой участвуют руководитель и подчиненные, обычно в виде обсуждения проблем и принятия решения, комплексный процесс обеспечения эффективной целенаправленной деятельности организации, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и отношений);

- гуманистический компонент (личностное новообразование, обеспечивающее человеку «ускорение качественного роста, закрепление

Основные концепции, подходы и уровни осмысления понятия «культура»

Уро- вень Концепция Подход Способ понимания «культуры» Ученые Основа

Макроуровень Предметно- ценностная, информационно- семиотическая Аксиологический Возделывание души человека, формирование определенных качеств Ьитапйаз, что в переводе с латинского означает «человечность» Цицерон и др. Духовное Природа (Мир)

«Внутренние начала» человеческой жизни (идеалы, ценности), захватывающие человека до глубины души, имеющие духовную природу Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и др.

Т ехнологический Культура невозможна без материализованной реализации идеалов и ценностей. Культура общества зарождается и развивается как производящая культура (культура производства) В.А. Спивак и др. Материаль- ное

Деятельностно- технологическая, общественно- атрибутивная Деятельностный Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и самим себе Э. Кассрер, Ю.М. Лотман, В. Иванов, X. Гадамер, A. Моль, B.C. Степин и др. Социальное Общество

Микроуровень Г уманистическая Антропологический Имеющийся в действительности, реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей Кант и др.

Личностно- атрибутивная Личностный Процесс творческой самореализации сущностных сил, способностей человека, выражающий меру власти человека над внешней и над его собственной психической и физической природой И.Ф. Исаев и др. Личностное Человек

Теория и практика управления образованием

новых достижений в этом росте, подготовку к новому росту», степень совершенства в развитии соответствующей личностной сферы конкретного человека).

Различные аспекты проблем образования и развития менеджеров рассматриваются, в основном, с позиций процессуально-функционального подхода. Первоначально исследования были связаны с анализом проблем подготовки социо-культурного звена менеджмента: руководителей социально-культурных учреждений (В.П. Подвойский [15] и др.), менеджеров образования в педуниверситете (С.Н. Белоконь [3], Л.А. Шипилина [20] и др.), руководителей школ и учителей (А.М. Баскаков [2] и др.). Современный этап отличается расширением границ узкой специализации исследования проблем высшего педагогического звена: развитие профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования (И.В. Ре-занович [16] и др.), дополнительное экономическое образование студентов вуза (Л.Д. Старикова [19] и др.). Однако, по-прежнему, уделяется недостаточное внимание изучению направлений использования культурологического подхода к образованию менеджеров.

Между тем представляется актуальным исследовать данный процесс в рамках образовательного учреждения высшего профессионального образования, так как студенческий возраст является оптимальным для формирования и развития у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности личностных качеств, а также знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей.

Рассматривая образовательный процесс с точки зрения организации преподавателем специальных культурных практик, способствующих зарождению новообразований (качеств, свойств, умений) в конкретной деятельности или ситуации, в процессе которой они развиваются, можно назвать следующие направления в применении культурологического подхода к образованию менеджеров:

1. Развитие представлений обучаемых о собственном индивидуальном своеобразии и роли своей творческой активности в событиях жизни.

2. Развитие исследовательского мышления личности.

3. Использование тренингов, стимулирующих использование в обучении методов самоубеждения, самообязательств, самоорганизации.

Анализ процесса образования и развития менеджеров с точки зрения создания специальной профессионально-ориентированной обучающей среды [5], позволяющей в рамках учебной дисциплины организовать педагогическое взаимодействие с целью закрепления сложившихся новообразований обучающихся в конкретной деятельности и поведении, позволил выявить следующие направления в применении процессуально-функционального подхода к образованию менеджеров:

1. Когнитивно-вариативное обеспечение развития менеджеров в зависимости от избранных профессиональных «ролей» и надлежащих функций.

2. Создание среды, децентрирующей познавательную позицию личности в ходе столкновения и интеграции с мнениями других людей.

3. Стимулирование использования в обучении методов взаимоубеждения, взаимообя-зательств, взаимоорганизации.

Анализ содержания понятия «менеджмент» с позиций культурологического подхода свидетельствует об актуальности использования в практике образования менеджеров наряду с указанными и личностно-ориентированного, гуманистического подхода. Рассматривая процесс развития менеджеров с точки зрения осуществления аксиологического практикума, направленного на становление ценностных и ду-ховно-нравственных приоритетов обучаемых, нами выявлены направления в применении личностно-ориентированного и гуманистического подхода к образованию:

1. Изучение, формирование и развитие личностно-профессиональных ценностей обучающихся.

2. Построение проблемно-ценностных ситуаций, требующих проявления инициативы.

3. Обеспечение условий для личностной самореализации, приводящей к ассоциативнотворческой профессиональной реализации в группе.

Литература

1. Анисимов, О.С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления) / О.С. Анисимов. -М.: Агро-вестник, 2000. - С. 445.

2. Баскаков, А.М. Культура управленческого общения у руководителей и учителей общеобразовательных школ: дис. ... д-ра пед. наук/А.М. Баскаков. - Челябинск, 1999. - 363 с.

3. Белоконь, С.Н. Формирование ключевых компетенций менеджера образования: авто-

реф. дис. ... канд. лед. наук/ С.Н. Белоконь. -Ставрополь, 2006. - 23 с.

4. Боголюбова, Е.В. Культура и общество /Е.В. Боголюбова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 232 с.

5. Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И Образцов,

A.И. Уман; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Педагогич. общество России, 2004. - С. 45.

6. Давидович, В.Е. Сущность культуры /

B.Е. Давидович, Ю.А. Жданов. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. -264 с.

7. Деркач, A.A. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, перспективы развития / A.A. Деркач, Е.В. Селезнева. - М. : Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. -496 с.

8. Злобин, Н. С. Культура и общественный прогресс / Н.С. Злобин. - М.: Наука, 1980. -303 с.

9. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / И. Ф. Исаев. - М. : Академия, 2002. - 208 с.

10. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996.

11. Кармин, A.C. Культурология /A.C. Кармин. — СПб.: Изд-во «Лань», 2001. - С. 8-9.

12. Клименко, Е.О. Концепт «менеджмент» в американской и русской лингвокуль-турах: дис. ... канд. фил. наук / Е. О. Клименко. - Волгоград, 2004. - С. 33.

13. Коробейникова, Л.А. Эволюция представлений о культуре в культурологии /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. А. Коробейникова// Социс. - 1996. —№ 7. —

С. 79-85.

14. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. — М.: Наука, 1983. - 285 с.

15. Подвойский, В.П. Технологии преодоления профессиональной деформации руководителей социально-культурных учреждений: дис. ... д-ра пед. наук / В.П. Подвойский. - М., 1998.

16. Резанович, И.В. Развитие профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования: дис. ... д-ра пед. наук / ИВ. Резанович. - Магнитогорск, 2006. - 359 с.

17. Роль культуры в формировании личности / под ред. Е.М. Бабосова. - Минск: Наука и техника, 1980. - 192 с.

18. Семенов, И.Н. Серебряный век как социально-культурное пространство творчества и психолого-акмеологического изучения его индивидуальности и авторефлексии / И.Н. Семенов // Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26-29 июня 2006 г. / под ред. А.Л. Журавлева и др. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - С. 293-301.

19. Старикова, Л.Д. Дополнительное экономическое образование студентов вуза (методология, теория, практика): дис. ... д-ра пед. наук / ЛД. Старикова. - Челябинск, 2009. -326 с.

20. Шипилина, Л.А. Основы подготовки менеджеров образования в педагогическом университете: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.А. Шипилина. - Омск, 1999. -41 с.

Поступила в редакцию 24 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.