Научная статья на тему 'Формирование социально-профессиональной компетентности будущего менеджера государственного управления: интегративно-культурологический подход'

Формирование социально-профессиональной компетентности будущего менеджера государственного управления: интегративно-культурологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ПСИХОЛОГА / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Олег Викторович

В статье представлен анализ научно-исследовательской литературы по проблеме формирования профессионального сознания. Приведены результаты изучения профессионального сознания будущих психологов в условиях получения второго высшего образования. На основе деятельностного подхода и концепции индивидуального сознания показаны пути его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-профессиональной компетентности будущего менеджера государственного управления: интегративно-культурологический подход»

РАЗДЕЛ I

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37

О. В. Фролов

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ИНТЕГРАТИВНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В XXI в. административные реформы затрагивают самые разные сферы и уровни государства и общества. Национальные проекты в области образования, здравоохранения, науки, культуры, сельского хозяйства и т. д., цель которых заключается, во-первых, в том, чтобы вернуть государству лицо «социального государства» и, во-вторых, достойно ответить на вызовы глобализации в самых важных и одновременно в самых уязвимых сферах развития (наука, образование, здравоохранение), осуществляются на фоне выстраивания и ужесточения властной вертикали, поиска новых, эффективных форм организации государственной жизни, перенормирования практики государственного управления.

Происходящие процессы социально-государственных трансформаций требуют критической рефлексии и управления на разных уровнях организации государственных структур: федеральных, региональных в силу следующих объективных причин:

- под воздействием информационных технологий меняется природа государства, активизируются поиски новой модели государственного устройства, влекущие новое качество управления, осуществляемое новым поколением менеджеров;

- интенсивно преобразовывается институциональная среда экономики, политики, человеческой жизнедеятельности;

- происходит формирование ниши экономической, политической, религиозной, социальной и личностной идентичности;

- идет активный поиск новых моделей демократии;

- возрастает роль информационной сферы, усиливается потребность в росте знаний, образования, интеллектуального капитала;

-информационно-технологическийуровень развития стремительно опережает ценностно-нормативную регуляцию поведения;

-происходят фундаментальные изменения в культурно-ценностных ориентациях личности, возникают новые формы а-социального существования в виртуальной среде (И. А. Мальковская);

- в социальной действительности возрастает роль непредсказуемости и риска, требующая экспертизы, контроля и реагирования со стороны представителей органов государственного управления;

- формируются потребности в новых моделях государственного управления: децентрализованных, полицентричных, мобильных, инновационных, сочетающих принципы государственного и рыночного регулирования, индивидуальной свободы и новых форм коллективной и личной ответственности.

Таким образом, разрешение объективных проблем развития российского государства, вовлеченного в процесс глобализации как процесс трансформации обществ и мира в целом в качественно новое состояние, требует нового качества управления, определяемого уровнем социально-профессиональной компетентности менеджеров государственного управления.

Российское государство, начинающее обретать самосознание себя в новом многополярном мире, чрезвычайно заинтересовано в специалистах-госу-дарственниках, социально ответственных как за «наличные государственные ресурсы», так и за цели стратегического развития, подчиненные интересам и безопасности (экономической, политической, социальной) народа, умело соотносящих объективные требования жизни с объективно достигнутым уровнем науки и практики государственного управления, с его российской спецификой, без учета которой даже самые смелые инновации оказываются неэффективными.

Россия никогда не испытывала недостатка в государственных служащих. Однако настало время поставить вопрос о качестве менеджеров государственного управления, которые, как особая социально-профессиональная статусная группа со специфическими взглядами и убеждениями, ценностными ориентациями, занимающая привилегированное положение в обществе, оказывают неосознанное воздействие на цели всего общества, вызывая социальные последствия, далеко выходящие за пределы их «технических» достижений; о качестве специализированных знаний, «превращенных» в рациональную и социально полезную деятельность, определяемую уровнем социально-профессиональной компетентности.

По нашему мнению, формирование социально-профессиональной компетентности будущего менеджера государственного управления является педагогической проблемой, поскольку от качества личностной и профессиональной составляющих, правильности (в интересах людей, а не вышестоящих руководителей) действий носителя властных полномочий зависит отношение социума к власти как таковой, отношение, определяющее в конечном итоге силу и могущество государства.

Социально-профессиональную компетентность мы рассматриваем как универсальное личностное качество, аккумулирующее научные знания и профессиональные умения, креативные способности и самостоятельность, адекватность самооценки и сформированность культурно - нравственных ценностей, как желаемый образ специалиста сферы государственного управления, формируемый в гуманистической образовательной парадигме на основе интегративно - культурологического подхода, с наибольшей эффективностью реализующий свой личностный и профессиональный потенциал в конкретной деятельности по обеспечению общественного блага.

Генезис социально-профессиональной компетентности менеджера государственного управления имеет исторические, философские, социокультурные и психолого-педагогические предпосылки, корреспондирующие общим тенденциям развития культуры, личности, образования, теории и практики административного (публичного) менеджмента.

Общественно-исторические предпосылки формирования социально-профессиональной компетентности специалиста государственного управления, под которыми нами понимаются объективно существующие факты, отражающие эволюцию научных взглядов о качестве профессионального образования, его взаимоотношениях с культурой, социумом и социальными институтами, в историческом контексте выделяются нами в соответствии с этапами становления личности как цели профессионального культуроориентированного образования, аксиологический концентр которого перемещается с подготовки специалиста как средства обеспечения органов государственного управления интеллектуальными ресурсами на развитие личности, ее творческого потенциала, актуализирующих культурологическую проблематику.

Педагогический аспект гуманистической парадигмы формирования социально-профессиональной компетентности менеджера государственного управления составляют формы, методы и приемы, направленные на поддержку индивидуального развития студента - будущего специалиста, предоставление ему права выбора и академической свободы для принятия самостоятельных решений, выбор содержания и способов учения и поведения.

В процессе формирования социально-профессиональной компетентности будущего менеджера государственного управления актуализируется проблема субъектности студента, предполагающая его позитивную активность, сознательное и целенаправленное развитие качеств, необходимых для целесообразного и социально обусловленного осуществления профессиональных функций в сфере государственного управления.

Обращенность к интегративно - культурологическому подходу обусловлена современной ситуацией развития общественных отношений, «связанностью» нового государственного управления с рефлексией над более эффективными и действенными способами управления государством и

обществом в универсуме, становящимся все более глобальным, неопределенным, интерактивным и коммуникационным. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. «морально устарели» традиционные формы государственного управления, основанные на жестком администрировании, строгой иерархии, централизации, что привело к возникновению более адаптированных моделей поведения менеджеров государственного управления, представляющих в общественных отношениях интересы государства: они стали более маневренными, менее зависимыми от субъективного влияния лиц, принимающих решения, что принесло в практику бюрократического аппарата такие важные демократические принципы как необходимость представительства интересов различных членов общества, демократическое принятие решений и равенство. Интегративно-культурологический подход к профессиональному образованию будущих менеджеров государственного управления позволит исключить противоречия, возникающие в практике государственного управления, связанные с тем, что менеджеры исповедуют иные ценности, нежели те, на кого направлено управленческое воздействие, ценности, обусловленные пониманием «полной зависимости всей жизни, всех ее политических, технических и экономических предпосылок от организации профессионально подготовленных чиновников...» [1, с. 562]. Приверженность общечеловеческим ценностям объективно приведет к тому, что действия носителей властных полномочий будут осуществляться в соответствии с интересами людей.

Формирование социально - профессиональной компетентности объективно нацелено на возвышение главной профессиональной ценности и цели деятельности менеджеров государственного управления - культуры профессиональной деятельности, на преодоление «духа формальной безличности» [2, с. 129], когда из социального управления исключаются личные и эмоциональные элементы: сочувствие, сопереживание, содействие.

В рамках экономического вуза необходимо осуществить целесообразные педагогические действия по воспитанию в будущих менеджерах государственного управления понимания роли личности в публичной деятельности. При этом фундаментом понятия «личность» должна стать интерсубъект-ность [3, с. 36], идея которой исходит из того, что административно-публичная деятельность обусловлена высокой степенью ответственности менеджеров за принимаемые управленческие решения, направленные на целесообразное формирование во властном пространстве благоприятной социально-экономической ситуации. Поскольку будущий менеджер государственного управления рассматривается нами как предмет формирования личностного качества, он становится объектом педагогической антропологии. Стратегию его образования составляет саморазвитие, воплощаемое в становлении духовной, культурной личности, обладающей целостным гуманистическим мироотношением, активно реализующей свои творческие

силы; при этом средства воспитательных влияний должны быть почерпнуты из самой природы человека.

Таким образом, интегративно-культурологический подход в процессе формирования социально-профессиональной компетентности менеджера государственного управления должен предполагать: утверждение общечеловеческих ценностей, возрождение прогрессивных бюрократических традиций, восстановление основ демократического управления, корреспондирование мирового опыта государственного управления национальному, создание новых элементов профессиональной, бюрократической культуры. В качестве важнейшего условия реализации интегративно-культурологического подхода выступает личностная обращенность педагогического процесса, позволяющая рассматривать в качестве равноправных субъектов педагога и студента, а содержание образования - как обобщенную культуру, предназначенную для формирования норм, ценностей, интересов личности, на которую потенциально возлагается публичная ответственность за сохранение социального блага. Интегративно - культурологический подход актуализирует такие качества специалиста, которые представляют его как профессионала и нравственную личность:

- толерантность (терпимость и уважение к представителям социума, являющимися носителями другой культуры, языка, традиций);

- чувство служебного долга;

- вера в «высшую компетентность));

- гордость беспристрастностью;

- аполитичность;

- готовность к самообразовательной деятельности;

- увлеченность профессией;

- идентификация: всмысливание, вчувствование в эмоциональное состояние другого (Ю. М. Гордеев).

- языковая ментальность (Н. А. Гулиев);

- нравственность как категория качества, присущего личности, осознающей универсальные общечеловеческие понятия.

Целевая детерминация в формировании социально-профессиональной компетентности исходит из необходимости соответствовать современной культуродинамической модели специалиста, достижения максимального уровня профессионализма и идеалов нравственности в решении задач профессиональной публичной деятельности. При этом следует отметить, что:

- продуктивность управленческой деятельности менеджера определяется степенью овладения актуальными знаниями о культурных нормах и образцах, на которых базируются ценности органа государственного управления;

- культурологическая и психолого - педагогическая подготовка менеджера государственного управления является основой для осмысленного овладения образцами культуры профессиональной деятельности;

- приоритетным направлением является субъект — субъективное взаимодействие и самоактуализация личности будущего менеджера;

- интегративно-культурологический подход означает отказ от понимания незаменимости этических ценностей представителей властного сообщества для управления государством.

Кулыпуродинамтеская модель социально-профессиональной компетентности менеджера государственного управления становится основным регулятором социальной жизнедеятельности, предполагая в качестве одного из условий развития у студентов социально-профессиональной компетентности освоение культурных образцов профессионального и личностного поведения в процессе постижения сущностных оснований профессии, основанных на беспристрастии, восприимчивости к интересам и потребностям общества, признании и ценности гражданского общества и государственных услуг; на «понимании», «участии», «чувствовании», «рецепции», желании служить обществу и, прежде всего гражданам, с которыми менеджер государственного управления ведет прямой диалог.

Студента - будущего менеджера государственного управления - нельзя научить быть социально и профессионально компетентным; обладателем компетентности он может стать при условии самостоятельного постижения сущностных оснований профессиональной деятельности, пройдя путь культурных апробаций моделей долженствующего поведения и отобрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его индивидуальному вкусу, стилю, притязаниям и нравственным ценностям общества.

Поскольку социально-профессиональная компетентность выступает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта, студент должен в динамике приобретать культурный опыт, осуществляя моделирование ситуаций и условий высокоэффективной профессиональной деятельности, востребующих от него все более компетентных действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта. В этом и проявляется природа социально-профессиональной компетентности, являющаяся следствием саморазвития в динамике менеджера государственного управления «технологической» и личностной составляющих, целостной самоорганизации и синтеза своего деятельностного и личностного опыта.

Таким образом, формирование социально-профессиональной компетентности будущего менеджера государственного управления закономерно обусловлено ожиданиями общества и государства в личности современного специалиста, обладающего как классическими, так и современными знаниями и технологиями государственного управления; эффективность формирования детерминирована внутренними факторами и внешнимиусло-

виями, связанными с личностными характеристиками субъекта культуры профессиональной деятельности; сопровождается принятием культурной нормы административного (публичного) менеджмента.

Поскольку бюрократия (клуб менеджеров государственного управления) рассматривается нами как особая статусная группа со специфическими взглядами и ценностными ориентациями, стремящаяся к обладанию общественной властью, административный (публичный) менеджмент связан с использованием комплекса методов и приемов: согласование в развитии подструктур социальной системы; демократизация стиля управления; совершенствование управленческого процесса. Следовательно, менеджмент на уровне личности менеджера государственного управления связан с наличием инновационного социокультурного пространства и его информационным насыщением. 11ри этом образовательная среда вуза, в котором реализуется задача формирования социально - профессиональной компетентности, выступает частью социокультурного пространства - системного явления, выполняющего функцию фактора развития личности менеджера, включающего систему социальных институтов, ценности, традиции и обычаи бюрократической организации, общественные идеалы.

Следует отметить, что эффективность воздействия социокультурного пространства зависит от его информационного наполнения и включает в себя широкий выбор ценностей, связанных с удовлетворением социокультурных потребностей менеджеров государственного управления; субординацию ценностей при присвоении их личностью; ценностные ориентации социума; «ориентацию на ценности социокультурной сферы деятельности» [4, с. 94].

Концепция реализации интегративно-культурологического подхода к формированию социально-профессиональной компетентности менеджера государственного управления представляет собой сложную систему теоретико-методологических знаний о сущности социально-профессиональной компетентности менеджера, базирующуюся на целях интегративно-культурологического подхода, интегрированных образовательных технологий (самопознания, саморазвития, самосовершенствования, рефлексивного взаимодействия), применение которых, на наш взгляд, будет содействовать реализации основной цели образовательного процесса - формирования личности специалиста.

В рамках обозначенной концепции социально-профессиональная компетентность менеджера государственного управления рассматривается нами и как универсальное личностное качество, и как главный образовательный ресурс, как способность личности добывать актуальные знания, «отфильтровывать, инвентаризировать, интегрировать, превращать в новый тип знаний, в главную производительную силу» [5, с. 43].

Теоретической основой выделения групп ключевых социальных компетентностей, владение которыми позволяет менеджеру государственного управления осуществлять культуросообразную управленческую деятельность, послужило сформулированное проф. И. А. Зимней положение о том, что основу составляет целостная социально-профессиональная компетентность, Наряду с социальной составляющей социально-профессиональной компетентности в ней присутствует и собственно профессиональная, основанная на системных междисциплинарных, структурированных знаниях; на множестве культурных практик, например, практик социальной инженерии, проектирования, социального дизайна, программирования, исследования, моделирования.

С этой позиции в концепции мы выделяем четыре основные группы компетентностей менеджера государственного управления: поликулътурная, интеркультурная, образовательная, профессиональная.

Личность компетентного менеджера государственного управления выражается во внутреннем единстве профессионального и личностного «я», в возделывании в себе культурных качеств с опорой на собственную позитивную деятельность, в связанности систем общечеловеческих ценностей и ценностей бюрократической организации. Менеджер выступает как человек, ориентированный на выполнение социально значимых и полезных дел, как профессионал, «нравственно дисциплинированный и самоотверженный» [6, с. 555], понимающий личную ответственность за сохранение социального мира, за последствия совершаемых действий и принятых решений. Профессиональные знания, прежде чем воплотятся в публичной деятельности, наполняются ценностными смыслами, становятся внутренним убеждением менеджера, частью его оценочных и понятийных категорий, установок, поведенческих стереотипов. Профессионально значимые индивидуальные качества выступают как некое новообразование, в котором внешние характеристики и требования преобразуются в алгоритмы действий, создавая индивидуальную неповторимость специалиста.

Опыт собственной управленческой практики и анализ научных исследований позволяет нам выделить в содержании социально-профессиональной компетентности менеджера государственного управления следующие уровни:

1) образовательный (характеризуется образованностью, способностью управлять информационными потоками, использованием профессиональных знаний, адекватной постановкой управленческих задач и эффективным их решением в рамках нормированной деятельности);

2) деловой (решение вопросов государственного значения в полном соответствии с законодательством и процедурами, соблюдение принципов должностной субординации, регламентация компетенции каждого уровня иерархии, успешность профессиональной деятельности, беспристрастность

и рациональность, умение целенолагать, диагностировать, проектировать, исследовать, рассчитывать, конструировать и т. д.);

3) ценностный (ответственность, честность, исполнительность, профессионализм, образованность, аполитичность, сохранение позитивных традиций бюрократической организации);

4) эмоциональный (позитивность эмоционального настроя, нравственность, справедливость, духовность, отзывчивость, доброжелательность, чуткость).

Опираясь на философскую, психолого-педагогическую и специальную литературу по проблемам формирования социально-профессиональной компетентности, мы выявили закономерности и связанные с ними принципы:

-интерсубъективности, утверждающий социальную справедливость при целесообразном государственном управлении;

- рефлексии, предполагающий оценку мыслительных действий при принятии управленческих решений;

- культуросообразности, предполагающий постижение и включенность менеджеров государственного управления в мировую, национальную и региональную профессиональную культурную среду;

- ориентации на личностные ценности и ценности бюрократической организации.

Итак, при рассмотрении педагогической проблемы формирования социально - профессиональной компетентности менеджеров государственного управления следует иметь ввиду, что это проблема формирования в человеке его собственной субъектности, мыслительных и личностных качеств, которые в совокупности с собственной деятельностью позволяют выстраивать траекторию личностно - профессионального развития, самоопределяться, самопроектироваться и самоорганизовывагься в культуре с помощью разных культурных практик. Социально - профессиональная компетентность обеспечивает легитимному носителю властных полномочий возможность приобретать, анализировать, распространять опыт в сфере государственного управления, совершенствовать способность добывать и интегрировать знания, превращать их в целесообразно оформленные действия, корректировать практику публичной деятельности с учетом интересов сторон властного взаимодействия. Педагогическая позиция по отношению к будущим менеджерам государственного управления является принципиальной при постановке проблемы качества новой бюрократии, компетен-ционные параметры которой сосредоточиваются сегодня на разных полюсах общественной и государственной жизни: социальном, экономическом, политическом.

Развитая социально - профессиональная компетентность является признаком сформированной личности - «человека культуры», носителя образ-

цов культуры профессиональной деятельности, эффективно осуществляющего общественное управление.

Библиографический список

1. Weber, М. Wirtschaft und Gesellschaft. S. 562.

2. Weber, M. Wirtschaft und Gesellschaft. S. 129.

3. Соколова, Л. Б. Философия образования как сущность мировоззренческих оснований образовательного процесса [Текст] / J1. Б. Соколова // Credo. - 1997. -№ 4. - 36 с.

4. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: [Текст] Монография / А. В. Кирьякова. — Оренбург, Южный Урал, 1996. - 190 с.

5. Библер, В. С. От науконаучения к логике культуры [Текст] / В. С. Библер. -М.: Наука, 1981.-236 с.

6. Weber, М. Wirtschaft und Gesellschaft. S. 562.

УДК 159.98

О. Н. Стружевская

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ВТОРОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

На протяжении продолжительного времени развития цивилизации социальная, производственная, бытовая сферы бытия человека не требовали от человека прилагать усилия по обучению на протяжении всей своей жизни

и, более того, не позволяли ему этого делать в силу объективных причин. Поэтому образование взрослых долгое время не получало масштабного развития из-за отсутствия общественной потребности в развитии науки об обучении взрослых (А. А. Андреева).

Необходимость в приобретении новых блоков компетентности у современного человека возникает практически каждый день, поскольку его образовательные потребности уже не ограничиваются общим средним и определенным профессиональным образованием. Однако возможность выбора путей обучения ставит перед человеком новые сложные задачи. Он сам становится реальным субъектом процесса своего обучения. Это требует от индивида новой компетентности - умения учиться, организовывать свое обучение, а так же более высокого уровня сознания. Высшее образование, предоставляет человеку возможность приобретать знания, умения, навыки и качества, необходимые ему для профессионального и социального про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.