Научная статья на тему 'Проблемы подготовки будущих менеджеров профессионального образования к организационноуправленческой деятельности в вузе'

Проблемы подготовки будущих менеджеров профессионального образования к организационноуправленческой деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / MANAGER / PROFESSIONAL EDUCATION / ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT ACTIVITIES IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косырев Василий Петрович, Михайлова Мария Юрьевна

Представлены теоретическое обоснование подготовки менеджеров профессионального образования к организационно-управленческой деятельности, вопросы актуальности подготовки специалиста, анализ мировой практики управления организациями, обзор литературных источников в области профессиональной деятельности образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косырев Василий Петрович, Михайлова Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of training future managers of vocational education to the organization and management of the university

Presented a theoretical basis for training managers of vocational education to the organization and management, the relevance of specialist training, analysis of the world of practice management organizations, the literature review of professional educational institutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки будущих менеджеров профессионального образования к организационноуправленческой деятельности в вузе»

Принцип преемственности ступеней проявляется двояко:

• в проверке подготовленности выпускников к полноценному функционированию в последующих социальных системах, в том числе к дальнейшему образованию и самообразованию;

• в поуровневой таксономии образовательных целей и поуровневой валидности тестовых заданий как ступеней (уровней) усвоения учебной информации.

Реализация принципа учета детерминант происходит как через содержание образования, в котором уже заложен учет области изучения и области действительности, так и непосредственно в содержании итоговой государственной аттестации, которое, с одной стороны, отражает содержание подготовки (бипрофессиональность), а с другой — должно учитывать требования профессиональной сферы (полифункциональность деятельности педагогов профессионального обучения).

Таким образом, итоговая государственная аттестация выпускников вузов является частью организуемого образовательного процесса, поэтому законы (принципы и критерии) формирования содержания образования распространяются и на содержание диагностики учебных достижений студентов на завершающих этапах обучения. При формировании содержания диагностики следует руководствоваться принципами отбора содержания образования и общедидактическими принципами.

Содержание диагностики должно быть изоморфно содержанию бипрофессиональной профессионально-педагогической подготовки, сбалансированно и симметрично отражать педагогическую и отраслевую ее составляющие.

Снижение влияния субъективных факторов, а также обеспечение одинаковых условий проверки для всех испытуемых может быть обеспечено применением комплексного поли- и междисциплинарного тестирования, что вместе с обоснованностью, как следствием изоморфности заданий тестов содержанию подготовки, способствует повышению достоверности результатов диагностики учебных достижений выпускников профессионально-педагогических образовательных программ.

Таким образом, диагностика учебных достижений является частью образовательного процесса и, следовательно, проблема отбора и структурирования содержания диагностики учебных достижений выпускников профессионально-педагогических образовательных программ изоморфна содержанию подготовки, симметрично и сбалансированно отражающая педагогическую и отраслевую ее составляющие может быть решена как частный случай отбора содержания образования, а также дополненная использованием тестового контроля обеспечит обоснованность, объективность, сопоставимость повышения достоверности результатов диагностики учебных достижений выпускников профессионально-педагогических образовательных программ.

Список литературы

1. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. / К. Ингенкамп. — М.: Педагогика, 1991. — 240 с.

2. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования: монография. — 2-е изд., дораб. / П.Ф. Кубрушко. — М.: Гардарики, 2006. — 208 с.

3. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — 2-е изд., перераб. / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.

4. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов : учеб. пособ. / М.Б. Челышкова. — М.: Логос, 2002. — 432 с.

УДК 378.147

В.П. Косырев, доктор пед. наук М.Ю. Михайлова

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности России приводят к тому, что появляются новые направления и возникает потребность в новых специальностях и подготовке профессионалов. Проблема развития состоит в том, что система образования, которая напрямую связана

с удовлетворением этих потребностей, сама находится на этапе преобразований.

С учетом сложившихся условий инновационного развития образования, конкурентоспособности специалистов на рынке труда, присоединения в 2010 г. России к Болонской конвенции и перехо-

Профессионально-педагогическое образование

да на двухуровневую систему высшего образования все большую актуальность приобретает проблема профессиональной подготовки будущих менеджеров профессионального образования.

При этом актуальным остается утверждение, существующее в педагогике с незапамятных времен: только личность может воспитать личность. Реализация принципа развития затрагивает всех людей, связанных с образованием. Но наибольшая ответственность и нагрузка в процессах обновления объективно ложатся на руководителей — менеджеров образования.

Понятие «менеджер» все шире входит в деловой обиход, вытесняя всеми любимое слово «руководитель». Переход к новым социально-экономическим отношениям по-новому остро поставил проблему управленческих кадров.

Понятие «менеджер» прежде всего ассоциируется с новым типом руководителя, одной из характерных черт которого является наличие базового профессионального управленческого образования. Это положение в равной степени относится и к системе управления образованием. За многие годы в обществе сложилось представление об управлении как о непрофессиональной области деятельности и об управленцах как о людях, которых не нужно специально готовить к этой деятельности. Руководителями школ, вузов и других учебных организаций, как правило, становятся выделяющиеся из многих учителя, преподаватели или чьи-то выдвиженцы. Лучшее, что они могли сделать, так это сначала перенести свою предметную деятельность на управление тем или иным учебным заведением, а затем путем приобретения практического опыта (проб и ошибок), получения отдельных знаний на курсах повышения квалификации, используя свою интуицию, достигают того, что называют профессионализмом, фактически подменяя его социальной опытностью и функционализмом. Согласно обезличенной теории управления директор — это «набор должностных функций» [1].

На протяжении ряда лет многие вузы осуществляли подготовку студентов к управленческой деятельности через спецкурсы «Управление человеческими ресурсами», «Управление персоналом», «Экономика и управление на предприятии», специализацию «Управление образованием» (РГГУ г. Волгоград), «Управление образовательным учреждение» (МГППУ), «Менеджмент профессионального образования и управление персоналом» (МГАУ им. В.П. Горячкина), «Экономика и управление» (РГАУ—МСХА им. К.А. Тимирязева), «Управление в высшем образовании» (НИУ ВШЭ) и др.

В России сложились следующие формы получения управленческого образования в образовательной сфере:

1) подготовка и повышение квалификации на базе имеющегося высшего образования в системе ФППК организаторов образования;

2) специализация «Управление образованием» в системе высшего профессионального образования;

3) переподготовка и получение второго профессионального образования на базе имеющегося высшего;

4) курсы управления и менеджмента в школах менеджмента для лиц, имеющих общее среднее, среднее специальное, высшее образование.

Следует отметить, что опыт подготовки менеджеров образования в таких формах получил достаточно широкое распространение (Москва (ИСОМ, МГАУ, МГПУ и др.), Санкт-Петербург, Барнаул, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск (НГПУ), Омск, Пермь, Тюмень и др.). Но такие формы подготовки, несмотря на их своевременность и эффективность на этапе перехода общества к рынку, в силу многих социально-экономических, организационных, чисто педагогических причин не решают полностью и не могут решить проблему получения базового профессионального управленческого образования. Поэтому есть еще одна, как считают авторы статьи, наиболее эффективная и результативная с позиций критериев развития форма подготовки менеджеров для системы образования — это получение высшего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» со специализацией «Менеджмент профессионального образования и управление персоналом».

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей речи на собрании Союза ректоров вузов России сказал, что проблема подготовки управленческих кадров все еще остается одной из наиболее актуальных проблем перестройки нашей экономики и дело не в том, что не хватает управленческих кадров, а в том, что не хватает кадров, соответствующих новым условиям деятельности1.

В стратегии модернизации российского образования также заявлено и о необходимости введения компетентностного подхода в образовании. Поэтому одной из ведущих тенденций в профессиональной подготовке будущих менеджеров сегодня становится ориентация на повышение их профессиональной компетентности.

Компетенция (от лат. competo — добиваюсь, соответствую) — личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач, т. е. формально описанные требования к личностным, профессиональным, прочим качествам сотрудников компании (или к какой-то группе со-

1 Российский Союз ректоров. — Режим доступа: http://rsr-online.ru

трудников). Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью.

В научной литературе выделяются два ключевых подхода к изучению профессиональной деятельности: функциональный, при котором исследуются профессионально значимые качества личности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбо-вич, Н.А. Куртиков, В.А. Сластенин), и личност-но ориентированный подход, исследующий роль личностных качеств, значимых для выполнения соответствующей деятельности (И.А. Колесникова, М.М. Левина, Т.В. Машарова, И.С. Якиманская).

Профессиональная компетентность менеджера является важнейшим критерием качества управленческой деятельности и понимается как способность и готовность менеджера к управлению, основанные на профессионально значимых и личностных качествах. В связи с этим важным ресурсом становятся не столько специальные знания, сколько общая и управленческая культура, обеспечивающая личностное и профессиональное развитие специалиста.

Особую ценность для исследования составляют труды по вопросам подготовки менеджеров и специфике компетентностного подхода: А.А. Андреева, А.В. Баранникова, Л.Н. Боголюбова, Е.Б. Володарской, Б.С. Герщунского, С.З. Гончарова, Э. Зеера, И.А. Зимней, В. Зыкина, И. Калинико-вой, З.М. Макашевой, А.К. Марковой, Э. Сыма-нюка, Ю.Г. Татура, Ю. Фролова, A.B. Хуторского, В.В. Шапкина.

Вопросы формирования социально значимых свойств и качеств личности выпускника рассматриваются в работах Г.М. Андреева, И.А. Зимней, Т. Д. Дубовицкой, А.К. Марковой, А.В. Мудрика, Д. Фельдштейна, Е.И. Фадеевой, М.В. Ясюкевич; вопросы активизации вузовского обучения — в работах B.C. Алексеевского, В. Виноградова, А. За-песоцкого, Г.М. Евелькина, В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова.

Не следует ограничиваться уже имеющимися знаниями, существуют все предпосылки создания инновационных моделей подготовки менеджеров для сферы образования с учетом заказа общества и вхождения России в мировой рынок, что повысит потенциальную способность менеджера профессионального образования более успешно решать поставленные задачи.

Кроме того, анализ российского Государственного стандарта высшего профессионального образования второго поколения (специалитет), а также Федеральный государственный стандарт третьего

поколения (бакалавриат—магистратура) позволяют сделать вывод, что среди дисциплин (обязательного блока) нет ни одной профессиональной дисциплины, в которой четко были бы определены знания, умения и навыки, необходимые специалисту-менеджеру в области управленческой деятельности; нет количественной и качественной ее оценки. Изучение программ профессиональной подготовки показало, что существенный спектр знаний и умений управленческой направленности менеджера не формируется, а содержание ни одной из дисциплин Государственного стандарта не обеспечивает целостного формирования данного спе-циалиста1.

Обзор литературных источников и исследований в области подготовки будущих менеджеров профессионального образования к организационно- управленческой деятельности позволил выявить ряд противоречий:

♦ между объективной потребностью обеспечения конкурентоспособности будущего менеджера профессионально образования и отсутствием механизма его подготовки;

♦ между потребностью современных образовательных учреждений в специалистах, качественно подготовленных к успешному решению управленческих задач, и реальной практикой подготовки будущих менеджеров профессионального образования в вузе. Управление человеческими ресурсами — активно развивающаяся сфера, отечественные специалисты постепенно осваивают новое направление, адаптируют зарубежные методики, разрабатывают новые. В то же время на рынке труда очень мало менеджеров с профильным образованием.

Указанные противоречия, а также недостаточная разработанность проблемы подготовки будущих менеджеров профессионального образования к организационно-управленческой деятельности еще раз подчеркивает необходимость дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Шипилина, Л.А. Теоретические и технологические основы подготовки менеджеров образования в педагогическом университете: дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Л.А. Шипилина. — Омск, 1998. — 492 с.

2. Булаева, М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности: автореф. ... канд. пед. наук / М.Н. Булаева. — Киров, 2009. — 26 с.

1 ГОС ВПО (2000 г.) и ФГОС ВПО (2010 г.) по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (агроинженерия)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.