Научная статья на тему 'Аналитический обзор проблемы развития математической культуры будущих менеджеров'

Аналитический обзор проблемы развития математической культуры будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор проблемы развития математической культуры будущих менеджеров»

Аналитический обзор проблемы развития математической культуры будущих менеджеров

учета существующих ресурсов, закрепление их в собственности (материальной и/или интеллектуальной) и определение правомочий владельцев. В связи с этим, информационные ресурсы предлагается нами задействовать: а) в качестве средств, обеспечивающих взаимодействие с общественностью путем участия последних в решении вопросов, которые затрагивают общественные интересы; б) в разработке и создании нормативных документов, необходимых для реализации полномочий по вопросам сохранения нематериального культурного наследия на уровне муниципальных образований, а также статистических показателей, характеризующих состояние сферы культуры муниципального образования; в) в установлении единой системы нормативов потребления услуг

Сегодня для развития культурного туризма необходим поиск и внутренних резервов с целью модернизации и ремонта, в первую очередь, инфраструктуры исторических поселений, их памятников, зданий путем выпуска акций, займов, привлечения инвесторов и пр. Необходима разработка законодательных норм по туризму, формирования системы управления, в том числе путем создания специального Фонда культурного туризма в рамках исторического региона с целью развития городской среды. При таком подходе возможно решение нецелевых установок и интересов социальных групп туристов, что приведет к обогащению их профессионального и повседневного опыта, к развитию туризма в исторических городах и селах, а, следовательно, и решит часть экономических проблем поселений.

Несмотря на то, что с закрытием и упадком клубов и клубных учреждений культуры, народная активность населения падала, в настоящий момент она возрождается и просто переходит из общественной, организованной формы в частную, самодеятельную. Теперь промыслами, рукоделием, ремеслами все чаще стали заниматься на дому, т. е. в домохозяйствах.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что культурный туризм действительно может явиться ресурсом регионального развития, так как имеет ряд очень важных характеристик, влияющих на мотивацию людей к путешествию, в ту или иную точку мира. А также культурный туризм имеет большие перспективы для развития на всех уровнях, как на международном, так и на региональном.

Библиографический список

1. Луховская О. К. Управление развитием культурного потенциала регионов России в современной экономике: Монография. М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2008. - 121 с.

2. Федеральный закон РФ 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст].

3. Федеральный закон РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» - http://www.internet-law.ru

4. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» - http://www.internet-law.ru

5. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/

УДК 378.016:51 + 51-7 + 338.24 + 51-7

ББК Ув + Ч486.24/.29 КИЙК°ва К Ю.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

В статье систематизирована проблематика диссертационных исследований по педагогике, отражающих особенности взаимодействия между образованием и экономикой России в ХХ-ХХ1 веке. Представлены основные этапы и актуальные аспекты рассмотрения проблем экономического образования. Рассматривается актуальность проблемы развития математической культуры будущих экономистов.

Во всех сферах экономической деятельности человека прослеживается реализация процессов интеграции. С одной стороны, от современного менеджера требуются не только умения стратегического планирования, но и способность осуществлять инновационную деятельность, прини-

мать продуманные, обоснованные решения, исключать неэффективные варианты развития предприятия, идти на оправданный риск, руководствуясь интегрированными знаниями смежных наук, развивать свою профессиональную культуру и культуру персонала.

Экономика образования ♦ № 3, часть 2, 2009

319

ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

С другой стороны, разнообразие наук привело к тому, что специалисты перестали понимать друг друга. Каждая наука, решая свои проблемы, стала вырабатывать свой специфический язык. Как следствие, развитие и использование научного знания замедляется, хотя существует потребность в универсальных специалистах, имеющих широкое базовое образование, позволяющее переключаться на смежные области профессиональной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы в контексте рассмотрения содержания понятия «математическая культура будущих специалистов» показал, что среди четырех смысловых масштабов употребления понятия «культура» (по М. С. Кагану) наиболее часто используются следующие: культура отдельной личности, культура общечеловеческая, реже - культура профессиональной группы. В последнее время отсутствует соотнесение указанного понятия с таким родовым понятием как культура того или иного конкретного социума (культура России конца XX в. -начала XXI в.). Значительное количество исследований содержания понятия «математическая культура» осуществлено в рамках проблемы развития студентов технических вузов, реже - студентов университета, в частности, студентов экономических специальностей. Проблема развития математической культуры будущих менеджеров не рассматривалась.

В связи с этим актуальными являются вопросы:

1. Какова тематика проблем, связанных с развитием экономической культуры обучаемых в «индустриальной», «постиндустриальной» России конца XX в. - начала XXI в.»?

2. Каковы стандарты и традиции классической высшей школы в развитии экономической культуры обучаемых в условиях разных общественно-экономических социумов? Какое значение придается проблеме развития математической культуры будущих экономистов?

3. Какие аспекты подготовки менеджеров отражены в педагогических исследованиях?

С целью систематизации сведений и научных обобщений о состоянии, тенденциях и прогнозах осуществления педагогической интеграции между экономикой и образованием вообще и развитием математической культуры будущих менеджеров в России, в частности, проведем аналитический обзор докторских диссертаций по пе-

дагогике, посвященных развитию экономической культуры обучаемых, защищенных в период с 1937 по 2009 год (см. табл. 1).

Обобщая результаты, сформулируем основные выводы:

1. Этапы интеграции экономики и образования можно классифицировать по результатам образованности субъекта исследования (уровни иерархии менеджмента):

1.1. Подготовительный этап (1937 г - 1953 г) связан с обобщением и систематизацией опыта подготовки рабочих разных специальностей.

1.2. Низший этап (1953 г - 1984 г.) характеризуется исследованием проблем политехнической и агропромышленной подготовки низшего звена в иерархии менеджмента: подготовка и повышение квалификации рабочих для промышленности, транспорта и сельского хозяйства (Веселов А.Н., С.Я. Батышев, С.А. Шапоринский и др.), педагогические и социальные основы производственного обучения в школах и профессионально-технических училищах (С.Е. Матушкин, Н.А. Томин, Н.И. Катханов и др.).

1.3. Средний этап (1984 г. - 1998 г.) отличается изучением проблем подготовки среднего звена в иерархии менеджмента: профессиональная культура специалистов различных отраслей экономики, в основном - инженеров (Б.А. Соколов, Н.Г. Хохлов и др.), мастеров производственного обучения (Н.М. Таланчук и др.), некоторые аспекты подготовки студентов вузов экономического профиля (Н.П. Ряби-нина и др.).

1.4. Высший этап (1998 г. - 2006 г.) связан с рассмотрением проблем подготовки высшего звена в иерархии менеджмента (в основном - социально-культурного звена): подготовка руководителей социально-культурных учреждений (В.П. Подвойский и др.), менеджеров образования в пе-дуниверситете (Л.А. Шипилина и др.), руководителей и учителей (А.М. Баскаков и др.), формирование ключевых компетенций менеджера образования (С.Н. Белоконь и др.).

1.5. Современный этап (2006 г. - по настоящее время) отличается расширением границ узкой специализации исследования проблем высшего педагогического звена: развитие профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования (И.В. Резанович и др.), дополнительное экономическое образование студентов вуза (Л.Д.Старикова и др.).

Таблица 1

Анализ тематики докторских диссертаций по педагогике (1937-2009 год), посвященных проблеме развития экономической культуры обучаемых (ЭКО)

ш S

Тематика исследований яробле-мы ЭКО Звен1я иерархии менеджмента Вклад в теорию развития ЭКО Дал1нейшее развитие идей

Годы Ведущие ученые Новизна Годы Ведущие ученые Новизна

1 2 3 4 5 6 7 8

Производственная культура рабочих Низший менеджмент 19531972 Веселов А.Н., Батышев С.Я., Шапоринский С. А., Кузьмин Н.Н. Обобщение истории низшего профессионально-технического образования. Подготовка и повышение квалификации специалистов для промышленности, транспорта и сельского хозяйства 1979 Сейтешев А. Воспитание профессиональной направленности личности молодых рабочих

1979 Клочков И. Д. Подготовка рабочих широкого профиля

1987 Стариков И.М. Подготовка рабочих к высокопроизводительному труду в бригадах

1990 Уманский Я. С. Политехническое воспитание работающей молодежи

1996 Сергеев А.Н. Профессиональная подготовка квалифицированного рабочего (металлургической отрасли)

Политехническая культура учащихся школ 19721974 Матушкин С.Е., Томин Н.А., Гореславский С.И., Кыверляг А. А., Щеколдин А.Г. Педагогические и социальные основы производственного обучения в городских и сельских школах. Профессиональная ориентация молодежи 1979 Тернопольский Д.М. Политехническое трудовое обучение школьников

1985 Ярмоленко П.А. Организация межшкольного политехнического центра

1986 Дурасевич Ю.Е. Становление и развитие единой общеобразовательной политехнической школы на Кубе

1987 Галагузова М.А. Основы формирования творческой личности в процессе политехнической подготовки

1988 Нянданг Ц.-И. Теория и практика производительного труда в общеобразовательной школе МНР

1990 Струминский В.П. Обобщение проблем политехнического образования

1991 Голуб Б.А. Подготовка к технологическим отношениям в процессе политехнического образования

Мадгизон В.Н. Политехнические основы соединения обучения с производительным трудом

Тагариев Р.З. Основы подготовки учащихся сельских школ к труду в агропромышленном производстве

2000 Пичугина Г.В. Основы технологической подготовки школьников к сельскохозяйственному труду.

>

я »

л

S н S

л т п X S Я:

О

чз я чз о о

л «

чз »

м Cd Я н я я

§ Я:

-I

F

чз £

от —

У

В я и

а Я

■ffi

чз о Cd

1 2 3 4 5 6 7 8

Политехническая культура учащихся средних профессионально-технических училищ Низший менеджмент 19751980 Думченко Н.И., Катханов К.Н., Лында А. С., Беляева А.П., Клочков И. Д. Отбор и совершенствование содержания обучения учащихся СПТУ 1988 Гугунадзе А.Н. Основы подготовки сельских механизаторов

1989 Ларин А.Е. Воспитание творческой активности учащихся

1990 Тюнников Ю.С. Политехнические основы профессиональной подготовки

1990 Алексеев В.Е. Обучение техническому творчеству

1991 Кутов Т.И. Основы трудовой и профессиональной подготовки к сельскохозяйственному труду в СУЗ Болгарии

Шапкин В.В. Основы содержания общетехнической подготовки учащихся профтехучилищ

Семушина Л.Г. Основы формирования содержания профессионального образования и обучения

Взаимосвязь общего и профессионального образования 19871990 Буринская Н.Н. Политехническое образование при обучении химии в школе 1997 Аменд А.Ф. Непрерывное эколого-экономическое общее образование

1997 Шкляр А.Х. Производственное обучение в условиях непрерывной многоуровневой подготовки

Гуторов Г. С. Взаимосвязь общего и профессионального образования в СПТУ 1999 Бекзатов Б.А. Система интегрированного обучения информатике и экономике в школах и университетах республики Казахстан

Гусев В.И. Политехническое содержание профессиональной подготовки учителя труда Непомнящий А.В. Интеграция технического и психологического образования специалистов технико-технологического направления

Беркулава М.Н. Интеграция содержания общего и про фессионального образования Рамазанов М.Б. Формирование социально-экономической активности школьников

Чернер С. Л. Теория и практика личностно ориентированной социально-экономической подготовки

Чистоходова Л.И. Общеэкономическая подготовка выпускника педагогической школы

2000 Петухов М.А. Основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам квалифицированных рабочих и специалистов

2001 Масленникова Л.В. Взаимосвязь фундаментальной и профессиональной направленности в подготовке по физике студентов инженерных вузов

ш

3

1 2 3 4 5 6 7 8

Взаимосвязь общего и профессионального образования Низший менеджмент 19871990 Беркулава М.Н. Интеграция содержания общего и про фессионального образования 2004 Маршалек Алексан-дер Основы обучения электронике в системе непрерывной общетехнической подготовки уч-ся Польши

2006 Алексеев В.И. Проблемы интеграции естественно-научных дисциплин в высшем техническом образовании

Профессиональная культура специалистов различных отраслей экономики Средний менеджмент 19841990 Зиновкина М.М., Шатуновский В. Л. Формирование творческого мышления и инженерных умений студентов технических вузов. Дидакто-методическое обеспечение процесса обучения студентов общеинженерным дисциплинам 1994 Хохлов Н.Г. Подготовка инженера на основе интеграции обучения, науки и производства

1995 Рудик Г. А. Прогнозирование и проектирование профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике

1997 Бакланова Н.К. Основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1997 Соловьева Н.В. Профессиональное становление специалиста в условиях изменяющейся социокультурной среды

2001 Бугакова Н.Ю. Научные основы развития инженерной проектной деятельности студентов технического вуза

Марченко М.Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности

2002 Клушина Н.П. Обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы

2006 Чупанов А.Х. Профессиональная культура будущего менеджера туризма

Педагогическая культура мастеров производственного обучения 19841990 Таланчук Н.М. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения 1996 Богоутдинова Р.З. Региональная система профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы в современных условиях

Соколов Б. А. Общетехническая и педагогическая подготовка инженера-педагога 1991 Моминбаев Б.К. Профессиональная подготовка инженера-педагога в сельскохозяйственном вузе

1996 Комелина В. А. Формирование политехнической культуры учителя

>

я »

ё а н а л

л п X а

О

чз я чз

о о

ё л

чз »

м СО

я н я м

§ Я:

-I

Р

чз £

от

В я

И

а Я

Я

чз о со

1 2 3 4 5 6 7 8

Педагогическая культура мастеров производственного обучения Средний менеджмент 19841990 Столяр И.Г., Батышев А. С. Наставничество на промышленном предприятии, в трудовом коллективе 1996 Кушнер Ю.З. Педагогические основы деятельности мастера производственного обучения профтехучилища

1998 Рябинина Н.П. Подготовка будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования

1999 Бессараб В.Ф. Подготовка инженера-педагога на основе взаимосвязи психолого-педагогических и специальных дисциплин

1999 Кузнецов В. В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения

Технологии подготовки специалистов 19921997 Макарова Н.В., Соколова И.Ю.. Обучение студентов вузов экономического профиля информационной технологии. Технология подготовки специалистов в техническом вузе 1999 Подвойский В.П. Технологии преодоления профессиональной деформации руководителей социально-культурных учреждений

1999 Анисимов Н.М. Основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности

2000 Рябушкин Б. С. Современные образовательные технологии и организационно-экономические условия их реализации

2001 Зарипов Р.Н. Новые образовательные технологии в подготовке инженеров для наукоемких производств

Управленческая культура Высший менеджмент 19891995 Найн А.Я., Попов В.В. Педагогическое управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи. Информатизация управления процессом подготовки рабочих 1998 Ушаков К.М. Повышение квалификации управленческих кадров в системе образования в нестабильной ситуации

1999 Шипилина Л.А. Основы подготовки менеджеров образования в педагогическом университете

1999 Баскаков А.М. Культура управленческого общения у руководителей и учителей общеобразовательных школ

2000 Артюхов М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системой образования

Савиных В. Л. Управленческое содействие профессиональному самоопределению подростков группы риска

2001 Торопов Л. В. Основы воспитания деловой культуры старшеклассников в общеобразовательной школе

Платонова Н.М. Основы педагогического менеджмента в социальном образовании

Полуянов В.Б. Теория и практика маркетинга в управлении профессиональным образованием

ш

3

1 2 3 4 5 6 7 8

еч « И Я й й н 2 я 19891995 Найн А.Я., Попов В.В. 2006 Белоконь С.Н. Формирование ключевых компетенций менеджера образования

£ £ =я « 5 1 Теория и методика маркетинговой

Я ^ Я V в ^ § 5 и 2009 Ковтун Т.В. деятельности в учреждениях среднего профессионально-педагогического образова-

ния

™ * 3 я § В § О ^ 2 2 « о Е ^ я Е и ^ ^ Булдык Г.М. Формирование математической культуры экономиста в вузе (Белоруссия)

19972003 Худяков В.Н. Формирование математической культуры учащихся начального ярофессионального образо-ваним

н ь й | Й § н я е N « е я е Розанова С.А. Формирование математической культуры студентов технических вузов

нЬ и и ся О Грохольская О.Г. Становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе

ческа гура льник =я и 0 о 19982000 Прутченков А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников

к о 2 И л и

Я 3 о к т я =я и н Боровикова Т.В. Формирование экономической культуры школьников

е а О Теория и практика дополнительной профессиональной подготовки студентов в техническом вузе 2001 Третьякова Т.Н. Теория и практика маркетинга в структуре непрерывного образования

щ О чн й я § 4 и 5 еа Р Л И 1999 Валеева Н.Ш. 2006 Резанович И.В. Развитие профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования

Я О я и 2 1 я § § ® ° 2009 Старикова Л. Д. Дополнительное экономическое образование студентов вуза (методология, теория, практика)

>

я »

л я н я л

л п X я

Я:

О

чз

я чз о о

ё л

чз »

м СО

я н я я

§ Я:

-I

Р

чз £

от —

у

В я

И

а Я

Я

чз о со

ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

2. Анализ проблематики исследований, касающихся развития математической культуры обучаемых на разных этапах интеграции экономики и образования показал следующее:

2.1. Подготовительный этап (1937 r. - 1953 г.) характеризуется бурным развитием самой математики и методики её преподавания, частным использованием в некоторых науках.

2.2. Низший этап (1953 г. - 1984 г.) связан с использованием практических приложений математики лишь в педагогике и информатике.

2.3. Средний этап (1984 г. - 1998 г.) характеризуется реализацией развивающих, прикладных, межпредметных гуманитарных, интегративных, диагностических функций математики в качестве практических приложений в педагогике, информатике, физике, главным образом - в обучении школьников, будущих учителей, редко - в техническом вузе, очень редко - экономических вузах.

2.4. Высший этап (1998 г. - 2006 г.). Основная проблематика связана с разработкой современных технологий, реализацией принципов гуманизации, гуманитаризации, информатизации образования, осуществления дифференцированной, многопрофильной, непрерывной математической подготовки школьников и студентов, в большинстве своем - педагогических вузов. Исключение - исследование математических моделей экономики в школьном курсе математики (А.С. Симонов).

2.5. Современный этап (2006 г. - по настоящее время) связан с формированием креативности студентов средствами математики, интеграцией математики и других наук в системе высшего технического и экономического образования.

3. Обобщение и систематизация сведений о становлении и развитии экономического образования в российской школе, среднем профессионально-техническом училище, техническом вузе связана с постиндустриальным периодом развития России (начало XXI века): проблема развития

экономической культуры школьников нашла отражение в 2000 году (Т.В.Боровикова); вопрос формирования математической культуры учащихся начального профессионального образования в России отражен в 2001 году (В.Н. Худяков); исследование проблемы развития математической культуры студентов технических вузов представлено в 2003 году (С.А.Розанова).

4. Среди основных тенденций XX века, связанных с экономической образованностью обучаемых следующие: актуальность трудового обучения; популярны идеи интеграции в содержании общего и профессионального образования, между дисциплинами, людьми (наставничество); особое внимание уделялось экономическому образованию учащихся, студентов сельскохозяйственных вузов, рабочих.

5. Основные идеи XXI века, связанные с экономической культурой обучаемых: актуальность технологической подготовки обучаемых; формирование профессиональных компетенций специалистов различной направленности; возможность получения непрерывного, дополнительного образования, усиление связи между образованием и управлением.

6. Перспективные направления в развитии экономической культуры менеджеров: овладение в рамках культурологического подхода современными методами научного познания, стимулирующими интеллектуальное развитие и обогащающими мышление (методами математического моделирования и преобразования действительности).

Библиографический список

1. Загузов Н. И. Докторские диссертации по педагогике и психологии (1937-1999 годы). Справочник. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000. - 216 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Докторские диссертации по педагогике и психологии (2000-2002 годы). Справочник / под ред. Н. И. Загузова -- М.: ИРПО, 2003. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.