Научная статья на тему 'Взаимодействие вуза и региона: опыт стран СНГ'

Взаимодействие вуза и региона: опыт стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И РЕГИОНА / СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ / REGIONAL POLICY / UNIVERSITY COMPLEX / THE INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND THE REGION / STRATEGIES OF CHANGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Певзнер М. Н., Петряков П. А.

В статье рассматриваются основные направления взаимодействия вуза и региона на основе анализа опыта университетов стран постсоветского пространства. Дана характеристика региональных университетских комплексов и показана их роль в разработке стратегии инновационного развития территорий. Авторы подробно описывают те виды влияний, которые университеты и университетские комплексы оказывают на регион. В частности, рассматривается образовательное влияние, обеспечивающее его доступность для жителей региона и повышение качества, удовлетворение групповых и индивидуальных запросов населения; социальное влияние, способствующее улучшению качества жизни населения; культурное влияние, улучшающее культурный климат региона; экономическое влияние, связанное с развитием инновационных процессов экономики региона и др. Представлены конкретные примеры сотрудничества университетов с социальными партнерами в регионе. Особое внимание уделено взаимодействию университетов со школами. Рассмотрены такие направления взаимодействия, как совместная со школой довузовская подготовка выпускников, проведение профориентационной работы в школе, профессиональное консультирование педагогов и образовательных менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Певзнер М. Н., Петряков П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND THE REGION: EXPERIENCE OF CIS COUNTRIES

The article considers the main directions of interaction between the University and the region analysing the experience of the universities of the post-Soviet countries. The article gives the characteristic of regional University complexes and shows their role in working out the strategy of innovative development of territories. The authors describe the types of influences that universities and University complexes have on the region. In particular, the educational impact, ensuring its accessibility for the inhabitants of the region and increasing quality, satisfaction of group and individual needs of the population; social impact, improving the quality of life of the population; cultural impact, improving the cultural climate of the region; economic impact associated with the development of innovative processes of the region's economy and other. The article contains some examples of University cooperation with the social partners in the region. Special attention is paid to the interaction between universities and schools. The article considers such areas of cooperation as collaboration with the school in the field of pre-University training of graduates, career guidance in schools, counselling of teachers and education managers.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вуза и региона: опыт стран СНГ»

УДК 378.14

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И РЕГИОНА: ОПЫТ СТРАН СНГ М.Н.Певзнер, П.А.Петряков

THE INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND THE REGION: EXPERIENCE OF CIS

COUNTRIES

M.N.Pevsner, P.A.Petryakov

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Mikhail. Pevzner@novsu. ru, pap15@yandex. ru

В статье рассматриваются основные направления взаимодействия вуза и региона на основе анализа опыта университетов стран постсоветского пространства. Дана характеристика региональных университетских комплексов и показана их роль в разработке стратегии инновационного развития территорий. Авторы подробно описывают те виды влияний, которые университеты и университетские комплексы оказывают на регион. В частности, рассматривается образовательное влияние, обеспечивающее его доступность для жителей региона и повышение качества, удовлетворение групповых и индивидуальных запросов населения; социальное влияние, способствующее улучшению качества жизни населения; культурное влияние, улучшающее культурный климат региона; экономическое влияние, связанное с развитием инновационных процессов экономики региона и др. Представлены конкретные примеры сотрудничества университетов с социальными партнерами в регионе. Особое внимание уделено взаимодействию университетов со школами. Рассмотрены такие направления взаимодействия, как совместная со школой довузовская подготовка выпускников, проведение профориентационной работы в школе, профессиональное консультирование педагогов и образовательных менеджеров.

Ключевые слова: региональная политика, университетский комплекс, взаимодействие вуза и региона, стратегии управления изменениями

The article considers the main directions of interaction between the University and the region analysing the experience of the universities of the post-Soviet countries. The article gives the characteristic of regional University complexes and shows their role in working out the strategy of innovative development of territories. The authors describe the types of influences that universities and University complexes have on the region. In particular, the educational impact, ensuring its accessibility for the inhabitants of the region and increasing quality, satisfaction of group and individual needs of the population; social impact, improving the quality of life of the population; cultural impact, improving the cultural climate of the region; economic impact associated with the development of innovative processes of the region's economy and other. The article contains some examples of University cooperation with the social partners in the region. Special attention is paid to the interaction between universities and schools. The article considers such areas of cooperation as collaboration with the school in the field of pre-University training of graduates, career guidance in schools, counselling of teachers and education managers.

Keywords: regional policy, University complex, the interaction between the University and the region, strategies of change management

Реальностью социально-экономического и духовного развития общества в странах СНГ является усиление роли регионов. Как следствие этого, актуальным становится регионализация высшего образования, предполагающая его адаптацию к социально-экономическим условиям конкретной территории, в результате чего обеспечивается подготовка специалистов, обладающих специфическими для существующих здесь предприятий и организаций профессиональными знаниями и компетенциями.

Следует отметить, что в ряде стран СНГ значение региональной политики в области высшего образования в последние годы значительно усилилось под влиянием происходящих здесь общественно-политических процессов. Особенно явно эта тенденция прослеживается в Украине, где в значительной части регионов выдвигаются требования о децентрализации власти, расширении прав и полномочий регионов в различных областях деятельности, включая образование.

Исходя из социально-экономических критериев, «регион — это территория, которая по совокупности входящих в неё элементов отличается от других территорий и обладает единством, взаимосвязью составных элементов и целостностью. При этом целостность служит отражением объективных условий и закономерным результатом развития всех процессов, включая образовательные, на этой территории» [1].

В Республике Беларусь эффективность выполнения высшей школой своих функций в регионе определяется по таким критериям, как конкурс среди подавших заявления в вузы, численность студентов на 10 тыс. жителей, количество вузов. Неравномерные условия в регионах определяют неодинаковые возможности развития системы высшего образования и вызывают различные институциональные преобразования в ней.

Согласно данным официальной статистики, в Минске, где проживает примерно 20% населения

Республики Беларусь, сосредоточено больше половины вузов республики, при этом 53% белорусского студенчества обучаются в Минске, а 47% в региональных вузах. Распределение количества вузов по регионам следующее: Гродненская область — 3 вуза; Брестская — 4 вуза; Могилевская область — 4 вуза и 1 филиал (Бобруйского вуза); Витебская область — 5 вузов и 1 филиал (Минского вуза — МИТСО); Гомельская область — 8 вузов.

В Украине до начала острого политического кризиса также уделялось большое внимание региональной политике в сфере высшего образования, при проведении которой учитывалось распределение вузов по регионам. При этом заметим, что сам регион в образовательном пространстве не всегда может совпадать с понятием региона, определенным на основании административно-территориального деления. В частности, М.В.Бирюкова, рассматривая систему высшего образования Харьковского региона, считает, что к ней можно отнести и высшие учебные заведения Полтавской области и не только ее [2].

В качестве индикатора распределения украинских вузов по регионам использовалось количество вузов определенного уровня, приходящееся на один процент населения Украины для данного региона. В соответствии с этим индикатором лидерами по абсолютному числу высших учебных заведений Ш-ГУ уровней в 2011 г. являлись Днепропетровская, Донецкая, Киевская, Львовская, Одесская, и Харьковская области.

Наиболее сбалансированно выглядело в тот период распределение вузов разных уровней в Харьковской, Одесской и Запорожской областях. Существенные диспропорции между количеством населения и количеством государственных высших учебных заведений Ш-ГУ уровней наблюдалось в Винницкой, Волынской, Луганской, Николаевской, Кировоградской, Херсонской областях. Некоторые регионы, например, Тернопольская и Хмельницкая области, уменьшили эту диспропорцию за счет частных вузов, но в подавляющем большинстве упомянутых областей частные вузы проблему не решили.

В своем развитии региональные вузы стран СНГ фактически перешагнули за рамки вуза классического типа и стали эволюционировать в региональные университетские комплексы, интегрирующие все уровни образования. Создание таких комплексов в России, Украине и Беларуси в современных условиях способствует эффективному взаимодействию вузов и регионов, объединяя учебные заведения разного статуса, профиля и уровня аккредитации.

Функционально-структурная организация регионального университетского комплекса отражает многоотраслевой характер региона и, в известной степени, реагирует на групповые и индивидуальные потребности его населения в рамках дуалистического содержания своей деятельности (сочетание классического и регионального характера). Например, региональные вузы Беларуси оперативно реагируют на запросы экономики своего региона, поэтому классические направления подготовки специалистов с высшим образованием получают практико-ориентированную

направленность с учетом особенностей экономического развития территории. Прогнозируемая ситуация на рынке образовательных услуг заставляет региональные вузы уделять пристальное внимание формированию условий для привлечения выпускников школ. В стране с небольшим количеством населения все больше обостряется демографическая ситуация, что закономерно вызывает жесткую конкуренцию среди вузов регионов.

Региональные высшие учебные заведения постепенно становятся крупными центрами по предоставлению целого спектра услуг, в который входят не только образовательные услуги, но и услуги по оказанию культурной, социальной, туристической и других видов помощи населению области. Одной из основных целей региональных вузов является обеспечение и преумножение кадрового потенциала своего региона. В условиях университетского комплекса значительно расширяется образовательное пространство учебного заведения, моделируются новые технологии профессиональной подготовки с учетом кадровых потребностей региона, формируется открытая и постоянно действующая система анализа функционирования каждого учебного заведения, входящего в структуру непрерывного образования [3, 4].

Одним из ведущих региональных вузов Беларуси является УО «Гродненский государственный университет им. Я.Купалы» (ГрГУ). Как и другие белорусские региональные вузы, данный университет в своем развитии фактически перешагнул за рамки университета классического типа и стал эволюционировать в региональный университетский комплекс, интегрирующий все уровни образования. Уровень среднего образования представлен лицеем, среднего специального образования — четырьмя колледжами; последипломное образование — Институтом последипломного образования, Гродненской школой менеджмента, Школой туризма и гостеприимства.

На базе ГрГУ создан Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации молодежи. В связи с созданием центра будущие абитуриенты Гродненской области получили возможность более качественной подготовки к централизованному тестированию, что увеличило их шансы на успешное поступление в ведущие республиканские вузы [5].

Многообразные связи белорусских вузов с регионом проявляются, в частности, в открытии в районных центрах филиалов университетов, которые могут здесь стать единственным центром информатизации, культуры и науки, главным поставщиком кадров.

Национальные университеты в регионах вводят новые формы сквозной подготовки специалистов, начиная со средней школы. В качестве примера разработки и внедрения таких моделей подготовки можно привести опыт Национального технического университета «Киевский политехнический институт» Украины. В этом университете введена система непрерывного многоуровневого образования, использующая возможности интеграции средней и высшей школы. Учебный процесс в этом комплексе построен таким образом, что результатом деятельности учебно-

научного комплекса «лицей—университет» является высококачественная подготовка будущих абитуриентов для Киевского политехнического института; организация непрерывного образования на всех уровнях обучения, начиная с детсада и заканчивая университетом; привлечение к сотрудничеству с комплексом средних учебных заведений под руководством соответствующей государственной структуры (в данном случае — это госадминистрация Октябрьского района Киева).

Университетские комплексы во многих регионах России оказывают влияние на их развитие в четырёх основных направлениях: научном, профессиональном, культурном и социальном. В густонаселенных региона Юга и Центра России, где действуют исторически сложившиеся масштабные образовательные системы, особое внимание уделяется интеграции университетов с производственными структурами. Например, основной миссией университетского комплекса Татарии в регионе является обеспечение доступности высшего образования для его жителей. Приоритетными видами деятельности университетских комплексов в условиях европейского севера являются инновационная и международная (коммуникативная) деятельность.

Одним из первых университетских региональных комплексов в России был создан на базе Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Сегодня это уникальный федерально-региональный «мультиуниверситет-технополис», который объединяет 8 вузов и 4 колледжа.

Профессиональное образование в университете структурировано по следующим уровням:

— среднее профессиональное образование (СПО) реализуется в колледжах НовГУ (гуманитарно-экономический, политехнический, медицинский, Старорусский политехнический);

— высшее профессиональное образование (ВПО) реализуется на кафедрах институтов по направлениям подготовки бакалавров, магистров и специалистов (институты гуманитарный, политехнический, электронных и информационных систем, педагогический, медицинский, сельского хозяйства и природных ресурсов, экономики и управления);

— послевузовское профессиональное образование включает в себя аспирантуру, докторантуру, ординатуру, интернатуру, курсы повышения квалификации и специализации, дополнительное образование, координируемые институтом последипломного и дополнительного образования.

Структура университета не остается постоянной, она претерпевает изменения в связи с меняющимися реалиями, требованиями и вызовами времени. Так, в связи с возрастающей потребностью в инженерных кадрах вновь был организован политехнический институт. Институт последипломного и дополнительного образования был создан в связи с потребностью общества в переподготовке кадров, возникшей в результате экономического кризиса и появления большого числа безработных. Реальное производство требует постоянного обучения кадров, повышения их квалификации, приобретения новых

компетенций и умений, специализации. На базе этого института создана кафедра восстановительной медицины и остеопатии, тесно сотрудничающая с коллегами из Института остеопатии (Париж) и медицинскими вузами Санкт-Петербурга.

В связи с уменьшением потребности в педагогах со средним специальным образованием в 2010 году объединены колледжи экономики и права с педагогическим, создан гуманитарно-экономический колледж.

Поскольку Великий Новгород является известным культурно-историческим центром, он все больше привлекает внимание туристов из России, ближнего и дальнего зарубежья. Перед городом и областью встала важная задача по развитию. Исходя из перспективы развития туристической индустрии в регионе, университет активно развивает археологическое направление, совместно с зарубежными коллегами решает вопросы подготовки реставраторов, ввел новые основные образовательные программы среднего профессионального образования по специальностям «Гостиничный сервис», «Организация обслуживания в общественном питании», «Туризм».

В настоящее время НовГУ представляет собой учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК), в котором обучение студентов, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации осуществляется на базе научных исследований путем создания и освоения инноваций.

Свою миссию в построении регионального информационного общества НовГУ видит в демонстрации на собственном примере новых возможностей и преимуществ использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном университете, а также в пропаганде и распространении опыта в области ИКТ в регионе, обучении новым информационным технологиям специалистов различных учреждений города и области. НовГУ является инициатором создания целевых региональных программ в области информатизации. Опираясь на свой значительный научно-образовательный потенциал, университет участвует в разработке программы социально-экономического развития Новгородской области.

В целом в результате разнообразных вариантов социально-экономического развития различных регионов стран СНГ, переплетения их исторических, культурных и образовательных контекстов произошла значительная диверсификация моделей региональных университетских комплексов. Сложившаяся ситуация затрудняет выявление совокупности признаков, присущих университетам как типу высших учебных заведений. Несмотря на это разнообразие, можно выявить наиболее существенные влияния университетов и университетских комплексов на регион. К таковым относятся: образовательное влияние (изменение качества образования, его доступность для жителей региона, удовлетворение групповых и индивидуальных образовательных запросов населения), социальное влияние (улучшение качества жизни населения, социальная поддержка его проблемных групп в получении качественного образования), изменение

имиджа региона (придание ему особой привлекательности и индивидуальности за счет расширения культурно-образовательных возможностей), культурное влияние (улучшение культурного климата региона, расширение спектра культурно-познавательных мероприятий с участием университета, организация выставок, экспозиций с участием преподавателей и студентов), изменение инфраструктуры (создание кампусов, студенческих городков, новых транспортных маршрутов, пунктов питания, торговли и медицинского обслуживания), экономическое влияние (внедрение научных разработок в производство, повышение эффективности инновационных процессов в экономике региона, состояние рынка труда), демографическая (мобильность населения, приток молодежи, закрепление в регионе молодых специалистов), политическое влияние (активное участие преподавателей и студентов в политической жизни, изменение политической структуры региона, вовлечение молодежи в политические процессы).

В соответствии с основными направлениями региональной политики в области инноваций, региональные вузы России, Украины и Беларуси принимают активное участие в:

— разработке и реализации стратегии инновационного развития региона и проведении его мониторинга;

— координации и исполнении мероприятий государственных и территориальных программ развития региона;

— научно-методическом и информационном обеспечении инновационного развития региона, выполнении программ и бизнес-планов инновационного развития областей, районов, городов и агрогородков, а также отдельных предприятий;

— научно-методическом сопровождении развития региональных инновационных структур, малых и средних инновационных предприятий, центров трансфера технологий, технопарков и т.д.

Говоря о взаимодействии вуза и региона, следует отметить важную социальную и культурно-просветительскую роль классического университета в территории. Несмотря на новые приоритеты в высшем образовании (в частности, усиление инженерно-технической подготовки), социально-гуманитарная компонента в вузе не теряет своего значения. Эта образовательная подсистема открывает широкие возможности для социальной защиты населения региона, гуманитарной подготовки специалистов, углубления гуманизации и гуманитаризации культурно-образовательной среды региона, наполнения образовательного процесса качественно новым содержанием в духе современных реалий жизни. Примерами структур, интегрирующих усилия историков, политологов, литературоведов и языковедов в формировании гуманистического образовательного пространства, могут быть гуманитарные институты (например, Гуманитарный институт в НовГУ), гуманитарные центры (например, Гуманитарный центр в ДНУ).

В НовГУ разработана концепция воспитательной деятельности, предусматривающая формирование у студентов гражданской позиции и патриотиче-

ского сознания, правовой и политической культуры. Концепция предусматривает осуществление воспитательной миссии вуза в регионе на основе развитой социокультурной сферы университета и области — театров, библиотек, музеев, спортивно-оздоровительных комплексов, научно-культурных центов и клубов по интересам, выставок произведений искусства и студенческого творчества; сохранение и преумножение историко-культурных традиций города, региона и университета.

Важным компонентом сотрудничества вуза и региона является тесное взаимодействие различных подразделений университета (в первую очередь, педагогических) с образовательными учреждениями региона, прежде всего со школами. Такое взаимодействие осуществляется по следующим основным направлениям:

— совместная со школой довузовская подготовка выпускников — будущих абитуриентов;

— проведение профориентационной работы в школе, содействие профессионально-личностному самоопределению школьников;

— научно-методическое и экспертное консультирование педагогов и руководителей школ со стороны представителей научно-образовательных структур вуза.

В рамках первого направления школы в партнерстве с вузами открывают профильные и специализированные классы, обучение в которых, помимо дополнительных знаний и компетенций, дает учащимся представление о будущей профессии в процессе углубленного изучения базовых и профильных общеобразовательных дисциплин и элективных курсов, а также проведения различных внеклассных мероприятий (например, промоакций «Мир профессий»). Уже стало традиционным проведение вузами предметных и многопрофильных межпредметных олимпиад, а также тематических конкурсов в различных областях знаний («Юный политолог», «Юный психолог» и т. д.). Таким образом формируется единое образовательное пространство, в котором объединяются ресурсы высшего и среднего образования и отрабатывается механизм их координации.

Второе направление взаимодействия вуза и школы, обусловившее усиление профориентационной деятельности вузов в школах региона, связано с усилением конкурентной борьбы университетов за привлечение выпускников школ в условиях демографического спада и проведением централизованных национальных экзаменов. Данная деятельность потребовала глубокого анализа факторов, влияющих на профессиональное самоопределение школьников. Как показало исследование Е.И.Родионова, на процесс самоопределения, в первую очередь, оказывает влияние несколько групп факторов (табл.).

Как видно из таблицы, одним из основных по важности факторов, способным повлиять на выбор профессии, 23% школьников отмечают мнение родителей. Значение данного показателя подтверждает важность организации представителями вузов групповой и индивидуальной работы с родителями при планировании профориентационной деятельности.

Основные факторы, влияющие на профессиональный выбор школьников

Группа факторов Вид фактора Значение показателя

Факторы микросреды Мнение друзей 28%

Мнение родителей 23%

Советы учителей 12%

Профориентационные факторы Интерес к учебной дисциплине 41%

Профориентационные мероприятия 28%

Деятельность студентов, проходящих практику в школах 11%

Социально-экономические факторы Особенности будущей профессии 32%

Материальные факторы 15%

Достаточно высок процент школьников, планирующих выбрать профессию, связанную с теми учебными дисциплинами, к которым они проявляют интерес во время обучения в школе и в которых у них наилучшая успеваемость (41% респондентов). Необходимо отметить, что важность взаимосвязи мотивации школьников к учебной деятельности, наличия интереса к определенным предметным областям с профориентационной деятельностью изучается во многих педагогических исследованиях

(Э.В.Балакирева, Н.М.Борытко, В.О.Букетов, Е.В.Маликина, Н.К.Сергеев, А.Г.Шепило, Т.В.Щербакова и др.). Исходя из этого, важным является непосредственное участие профессоров и доцентов вузов в учебном процессе, например, преподавание в профильных или специализированных классах, что позволяет оказывать непосредственное влияние на формирование профессиональных интересов учащихся в процессе учебной деятельности [6].

Преобладающими формами профориентации во многих вузах являются информационно-просветительские и диагностико-консультативные («Дни открытых дверей», «Ярмарки вакансий», про-фагитационные выезды, тестирование личностных особенностей и профессиональных склонностей и т.п.). Практика показывает, что среди направлений, по которым ведется профориентационная работа, заметное место занимает профдиагностика (в различных тестированиях участвует большинство старшеклассников). При этом только в редких случаях профдиагностика сопровождается профессиональной консультацией, что свидетельствует об отсутствии комплексного характера профориентационной деятельности в школах. Это приводит к тому, что учащиеся чувствуют бессмысленность проводимого тестирования, что создает у них общую картину о профориентации как о бесплодной деятельности.

Профориентационные мероприятия, проводимые Новгородским государственным университетом, можно условно разделить на три группы:

— мероприятия, погружающие школьников в университетскую среду («Дни открытых дверей», творческие мероприятия, научные конференции, профэкскурсии, предметные олимпиады);

— мероприятия, проводимые в школьной среде вне «университетского кампуса» (профагитацион-ные выезды, профконсультации студентов в рамках педагогической практики, творческие выступления

студентов и занятия со школьниками, деятельность научно-исследовательских объединений);

— совместная деятельность, осуществляемая вне школы и вуза, в городской среде (деятельность городских научно-исследовательских объединений, участие студентов вуза в подготовке и проведении городских мероприятий со школьниками).

Проиллюстрируем особенности профориента-ционной деятельности кафедры университета на примере кафедры педагогики, технологии и ремесел НовГУ. Кафедра осуществляет подготовку студентов по специальности «Технология и предпринимательство» и направлению «Технологическое образование», готовя учителей технологии для средних школ и преподавателей дисциплины «Технология и предпринимательство» для учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также мастеров производственного обучения. Кроме квалификации педагога студенты, обучающиеся на кафедре, получают универсальную подготовку в области технологии, экономики, дизайна.

На кафедре есть сотрудник, ответственный за проведение профориентационной работы. За каждым преподавателем кафедры закрепляются 3—4 школы Великого Новгорода, в которых в течение года проводится профориентация учащихся. В процессе работы со школьниками преподаватели кафедры формируют базу данных о тех школьниках, кто интересуется технологическим образованием и планирует поступить на специальности кафедры. С каждым выпускником в течение года ведется индивидуальная работа, диагностика его способностей и профконсультирование.

В рамках выездов в районы Новгородской области преподаватели кафедры проводят консультационную работу с методистами по предмету «Технология» при комитетах по образованию. В рамках повышения квалификации учителей организовано сотрудничество с образовательными учреждениями Великого Новгорода (школами №№ 13, 21, гимназией «Исток»). Студенты 4 и 5 курсов выполняют профориен-тационные задания в рамках педагогической практики, проводя со школьниками беседы о педагогической профессии, путях получения педагогического образования, особенностях учебной и внеучебной деятельности в университете, а также осуществляя диагностику и консультирование учащихся.

На кафедре педагогики, технологии и ремесел формы погружения школьников в виды деятельности,

имеющие профессиональную направленность, представлены работой технологического кружка, проведением городских и областных школьных олимпиад по предмету «Технология», включением творческого компонента в профильный вступительный экзамен по предмету «Технология». Деятельность технологического кружка предполагала занятия старшеклассников по выходным дням в мастерских кафедры педагогики, технологии и ремесел. Педагоги, занимавшиеся с детьми, объясняли им специфику технологии обработки материалов, развивали у них практические навыки, умение работать индивидуально и в группе. Однако в связи с перегрузкой старших школьников, вызванной комплексной подготовкой к сдаче ЕГЭ, деятельность кружков была приостановлена, что также является усилением негативного влияния внешних факторов на профессиональный выбор школьников.

Кроме этого, на профессиональное самоопределение школьников влияет участие в городских и областных олимпиадах по предмету «Технология», которые проводятся на базе кафедры. Олимпиада включает в себя три этапа, которые предполагают тестовую проверку базовых знаний в области технологии, выполнение практического задания в мастерских, а также защиту творческого проекта. Таким образом, в результате участия в олимпиаде у школьников выявляются не только профессиональные навыки в области технологии, но и формируются начальные педагогические способности (коммуникативные, организаторские). По своей сути участие школьников в работе творческих объединений предполагает создание продукта творческой деятельности, носящей как культурный, так и научно-исследовательский характер, что способствует развитию креативных способностей и личностных качеств их учащихся. Творческая деятельность, во-первых, позволяет повысить интерес учащихся к той или иной области человеческой деятельности, а, во-вторых, способствует их первичной ориентации в мире профессий, закладывая фундамент для последующего профессионального выбора.

Таким образом, усиление профориентационной деятельности вузов, связанное с объективными внешними и внутренними факторами, существенно укрепляет его взаимодействие со школами региона и непосредственными участниками учебно-воспитательного процесса в них — учителями, учащимися и их родителями.

Третьим направлением взаимодействия вуза и школы является консультационная деятельность представителей вузов в школе. Для эффективного научно-методического сопровождения инновационных процессов в школе консультант из университета использует основные стратегии управления изменениями:

— индивидуальные стратегии — каждый отдельный участник проекта является объектом и носителем изменения, что достигается путем повышения квалификации педагогического и управленческого персонала;

— организационные стратегии — пространством для изменений является отдельная школа (изме-

нения происходят в профиле школы, образовательной программе, внешних связях и т.д.);

— системные стратегии — школьная система является одновременно и объектом и единицей изменения (посредством новых законов, руководящих органов, новых учебных программ и планов) [7].

Анализ различных видов взаимодействия вуза и региона позволяет сделать следующий обобщающий вывод. Современные университетские комплексы, выступающие в качестве центров науки, культуры и образования в регионе, решают комплекс разноплановых задач. Наиболее значимыми из них являются задачи, связанные со стабилизацией и развитием территориальной системы образования, а также задачи, направленные на инновационное развитие региона и удовлетворение образовательных потребностей его населения.

Решение этих задач позволит создать инновационную модель регионального университета, предусматривающую организационную перестройку классических университетов и проявляющуюся в создании многоступенчатой, гибкой, открытой, территори-ально-рассредоточенной и самодостаточной модели высшего учебного заведения.

1. Алаев Е. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. С.67-68.

2. Бирюкова М.В. Система высшего образования Харьковского региона и тенденции его развития // Ученые записки ХГИ «НУА». Харьков: Око, 1997. Т.111. С.54-61.

3. Забусов В.В., Куровский В.Л. Интегративные процессы в развитии регионального образования // Педагогическое образование и наука. 2005. №6. С.60-61.

4. Леонтьева Т. Университетский комплекс непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. №4. С.68-72.

5. Ровба А.Е. и др. Региональная система подготовки и проведения централизованного тестирования в Гродненской области // Вышэйшая школа. 2007. №1. С.42-46.

6. Певзнер М.Н., Ширин А.Г., Родионов Е.И. Педагогическая профессия в XXI веке: взгляд в историю и перспективы развития: Монография. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. 326 с.

7. Певзнер М.Н. и др. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / Под ред. М.Н.Певзнера, О.М.Зайченко. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. 311 с.

References

1. Alaev E. Social'no-jekonomicheskaja geografija. Ponjatijno-terminologicheskij slovar'. [Socio-economic geography. Conceptual and terminological dictionary]. Moscow, Mysl Publ., 1983. pp. 67-68.

2. Birjukova M.V. Sistema vysshego obrazovanija Har'k-ovskogo regiona i tendencii ego razvitija [The higher education system of Kharkiv region and the tendencies of its development]. Uchenye zapiski HGI «NUA». Kharkiv, Oko publ., 1997, vol. 111, pp. 54-61.

3. Zabusov V.V., Kurovskij V.L. Integrativnye processy v raz-vitii regional'nogo obrazovanija [Integrative processes in the development of regional education]. Pedagogicheskoe obra-zovanie i nauka, 2005, no. 6, pp. 60-61.

4. Leont'eva T. Universitetskij kompleks nepreryvnogo profes-sional'nogo obrazovanija [University complex of continuing professional education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2005, no. 4, pp. 68-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Rovba A.E. Regional'naja sistema podgotovki i provedenija cen-tralizovannogo testirovanija v Grodnenskoj oblasti [Regional system of preparation and holding of the centralized testing in Grodno region], Vyshjejshaja shkola, 2007, no. 1, pp. 42-46.

6. Pevzner M.N., Shirin A.G., Rodionov E.I. Peda-gogicheskaja professija v XXI veke: vzgljad v istoriju i per-spektivy razvitija [Teaching profession in the XXIth century: a look into the history and prospects of development]:

monograph. Velikiy Novgorod, NovGU Publ., 2009. 326 p.

7. Pevzner M.N., Zajchenko O.M. (eds) et al. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie personala shkoly: peda-gogicheskoe konsul'tirovanie i supervizija [Scientific and methodological support of the staff of the school: pedagogical counselling and supervision]: monograph. Velikiy Novgorod: NovGU Publ.; Inst-t obrazovatel'nogo marketinga i kadrovyh resursov, 2002. 311 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.