Научная статья на тему 'Поэтапное формирование предпринимательских качеств студентов туристского вуза в условиях дополнительного образования'

Поэтапное формирование предпринимательских качеств студентов туристского вуза в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КАЧЕСТВА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL QUALITIES / ADDITIONAL EDUCATION / THE STAGES OF LEARNING / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE PROFESSIONAL INTERESTS OF STUDENTS / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслешова Ю. И.

В статье рассматривается опыт НОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт туризма филиала РМАТ» по формированию предпринимательских качеств студентов в условиях дополнительного образования на основе трех структурообразующих элементов процесса обучения: элективных курсов и тренингов, цикла учебных дисциплин и предпринимательской практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEPWISE FORMATION OF THE ENTREPRENEURIAL QUALITIES OF THE UNIVERSITY STUDENTS OF TOURISM IN TERMS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article reviews the experience of LEU VPO “East-Siberian Institute of Tourism RIAT branch” on the formation of entrepreneurial qualities of students in further education based on three building blocks of the learning process: the elective courses and training, cycle training courses and business practices.

Текст научной работы на тему «Поэтапное формирование предпринимательских качеств студентов туристского вуза в условиях дополнительного образования»

Bibliography

1. Andreeva, G.M. Socialjnaya psikhologiya.- M., 2002.

2. Golovanova, N.F. Socializaciya i vospitanie rebenka. - SPb., 2004.

3. Mudrik, A.V. Socializaciya cheloveka. - M., 2006.

4. Mukhina, V.S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo. - M., 2009.

5. Dombrovskaya, E.N. Socializaciya deteyj mladshego shkoljnogo vozrasta v usloviyakh foljklorno-tancevaljnoyj sredih: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2009.

6. Ivleva, L.D. Metodika pedagogicheskogo rukovodstva lyubiteljskim khoreograficheskim kollektivom. - Chelyabinsk, 2003.

7. Kiseleva, T.G. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj / T.G. Kiseleva, Yu.D. Krasiljnikov. - M., 2004.

8. Pedagogika / pod red. Yu.K. Babanskogo. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 37.04; 37.046.16

Masleshova J.I. STEPWISE FORMATION OF THE ENTREPRENEURIAL QUALITIES OF THE UNIVERSITY STUDENTS OF TOURISM IN TERMS OF ADDITIONAL EDUCATION. The article reviews the experience of LEU VPO “East-Siberian Institute of Tourism - RIAT branch” on the formation of entrepreneurial qualities of students in further education based on three building blocks of the learning process: the elective courses and training, cycle training courses and business practices.

Key words: entrepreneurial qualities, additional education, the stages of learning, psychological and pedagogical conditions of the professional interests of students, professional competence.

Ю.И. Маслешова, преп. каф. экономики и менеджмента НОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт туризма - филиала РМАТ», г. Красноярск, E-mail: [email protected]

ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается опыт НОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт туризма - филиала РМАТ» по формированию предпринимательских качеств студентов в условиях дополнительного образования на основе трех структурообразующих элементов процесса обучения: элективных курсов и тренингов, цикла учебных дисциплин и предпринимательской практики.

Ключевые слова: предпринимательские качества, дополнительное образование, этапы обучения, пси-холого-педагогические условия развития профессиональных интересов учащихся, профессиональная компетентность.

Говоря о формировании профессионально важных предпринимательских качеств студентов туристского вуза, мы имеем ввиду процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений. Формирование организационной культуры предпринимателя в процессе дополнительного обучения организовалось поэтапно с приоритетом решаемых вопросов (рис. 1).

На первом этапе - становление личностной культуры студента, самоанализ и управление собой с целью саморазвития. Оценивая свои эмоциональные, поведенческие особенности, ограничения, движущие силы развития и факторы, препятствующие развитию, студенты овладевали процессами саморегуляции (адаптацией) и саморазвития (самореализацией). Результатом первого этапа становится развитие у студентов рефлексии по поводу учебной деятельности, собственных возможностей и ограничений. На втором этапе - становление организационной (внутренней) культуры студентов. В процессе обучения, готовясь к практической деятельности, студенты усваивают структуру культурных ценностей предпринимательской организации. Студенты понимают, что ценность культуры для организации состоит в том, что обеспечивается сплоченность, согласованность в поведении сотрудников, а, следовательно, она является источником благосостояния и возможностью профессионального роста субъектов. На третьем этапе - становление внешнеорганизационной культуры предпринимателя. Он включает в себя ценностные ориентации на партнерское диалоговое общение, установление деловых отношений со средствами массовой информации, согласование интересов общества, группы, личности, владение технологий прогнозирующей деятельности, управленческо-экономическими умениями и др. Все задачи решаются в учебном процессе одновременно, однако на каждом этапе приоритет отдается одной из них. Отсюда формирование личностной, организационной, внешнеорганизационной культуры студента позволяет в процессе обучения решать задачи нравственного развития.

Опытно-экспериментальная работа, в ходе которой выявлялась эффективность поэтапного формирования предпринимательских качеств студентов туристского вуза, в течение трех лет проводилась нами на базе НОУ ВПО «Восточно-Сибирского института туризма - филиала РМАТ». В целях успешного формирования предпринимательских качеств студентов, нами были выбраны такие формы и методы интерактивного обучения, как дискуссия, интерактивные игры, бизнес-симуляции, тренинги, мо-дерации, метод кейс-стади, методы психометрии, а также информационные технологии, которые успешно (активно) используются в современной педагогической практике обучения предпринимательству.

В опытно-экспериментальной работе мы исходили из того, что взаимодействие содержания и механизмов реализации дисциплин по предпринимательству в процессе дополнительного образования будет способствовать обогащению опыта студента в различных видах практико-ориентированной предпринимательской деятельности. Подготовка студентов в рамках дисциплин предпринимательской направленности осуществлялась на основе межпредметных связей, которые являются выражением интеграционных процессов, обеспечивающих комплексное видение решения социально-экономических проблем действительности.

Целостное междисциплинарное содержание курсов предпринимательской направленности и их комплексное учебно-методическое сопровождение позволяют устанавливать взаимосвязь всех структурных компонентов модели, которые взаимодействуют, взаимодополняют друг друга и на этой основе обладают способностью интеграции обучающих и воспитательных влияний, направленных на повышение уровня сформированно-сти предпринимательских качеств студентов.

Основой эксперимента являются три структурообразующих элемента процесса интерактивного обучения:

• элективные курсы и тренинги,

• цикл учебных дисциплин и

• предпринимательскую практику.

Рис. 1. Этапы формирования предпринимательских качеств студентов туристского вуза в условиях дополнительного образования

Сопутствующими компонентами являются проектная научно-исследовательская работа студентов и различные формы внеучебной деятельности. Каждый элемент состоит из блока обучающих программ и нацелен на достижение определенных результатов.

Первый этап формирования предпринимательских качеств студентов туристского вуза в условиях дополнительного образования включает:

- определение требований, предъявляемых к квалифицированному специалисту (в том числе со стороны работодателя): требования к содержанию знаний, умений и навыков, необходимые для компетентного выполнения профессиональной деятельности;

- определение структуры и состава компетенций и качеств;

- конструирование учебных планов и программ;

- определение технологий формирования компетенций, в данном случае на основе модульных технологий обучения;

- разработки мониторинга образовательного процесса и сформированности компетенций обучаемых.

Здесь были предложены элективные курсы «Развитие навыков взаимодействия с окружающими людьми», «Техника ус-

пешной презентации», «Развитие навыков самоменеджмента и управление временем», включающие интерактивные упражнения, методы психометрии, метод кейс-стади, ролевые игры; проводились тренинги командообразования и коммуникативные тренинги. Основной целью являлось формирование мотивации студентов к предпринимательской деятельности, повышение уровня их активности, заинтересованности, самодостаточности, уверенности в себе, способностей преподносить себя как квалифицированного специалиста и выстраивать стратегию построения своей дальнейшей карьеры [1].

На втором этапе реализации модели в качестве основных дисциплин, способствующих формированию предпринимательских качеств, нами был выбран ряд курсов предпринимательского профиля, основанных на инновационных методах обучения: «Основы делового общения», «Современный имидж», «Технология финансирования проектов», «Основы рекламы», «Моделирование предпринимательской деятельности». Данные дисциплины ориентированы на организацию образовательного процесса в контексте междисциплинарной интеграции их содержания, обеспечения учебно-методического сопровождения предпринимательской направленности и нацелены на формирова-

ние таких профессиональных качеств, как творческая активность, инициативность, самоорганизованность, рискованность, презентабельность, дипломатичность, коллективизм и др. [2].

Третий этап реализации включал организацию бизнес-лагеря, который проводился в рамках предпринимательской практики студентов туристского вуза. Бизнес-лагерь является научной экспериментальной площадкой НОУ ВПО «Восточно-Сибирского института туризма - филиала РМАТ» по апробации и внедрению инновационных социально-педагогических технологий в условиях временного коллектива, представляя возможности по обучению предпринимательству будущих специалистов-менеджеров туризма в рамках дополнительного образования. Программа его деятельности позволяет в ограниченный период времени, в условиях замкнутого игрового пространства сформировать у участников понимание функционирования рыночной модели экономики, бизнес-навыков управления экономическими процессами на предприятии, партнерства и эффективной самореализации. Она состоит из двух взаимосвязанных ключевых учебных модулей -общей деловой игры и серии бизнес-тренингов, посвященных основам предпринимательской деятельности [3].

По-мнению Шершневой В. и Перехожевой Е., модель дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза на основе поэтапного формирования предпринимательских качеств студентов позволяет определить основные ориентиры организации процесса профессионального обучения:

• процесс учения предусматривает конкретную, практическую деятельность студентов;

• деятельность учитывает имеющийся у студентов опыт и соответствует мотивации;

• деятельность планируется, выполняется, корректируется и оценивается студентами по возможности самостоятельно;

Библиографический список

1. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии. - М., 1997.

2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для педагогических университетов и институтов повышения квалификации. - М., 1998.

3. Шмелев, Н.П. Экономическая реформа и российское бизнес-образование / Н.П. Шмелев, С.П. Мясоедов // Бизнес-образование. - 1997. - № 2.

4. Шершнева В. Педагогическая модель развития компетентности выпускника вуза / В. Шершнева, Е. Перехожева // Высшее образование в России. - 2008. - № 1.

Bibliography

1. Polat, E.S. Novihe pedagogicheskie tekhnologii. - M., 1997.

2. Selevko, G.K. Sovremennihe obrazovateljnihe tekhnologii: ucheb. posobie dlya pedagogicheskikh universitetov i institutov povihsheniya kvalifikacii. - M., 1998.

3. Shmelev, N.P. Ehkonomicheskaya reforma i rossiyjskoe biznes-obrazovanie / N.P. Shmelev, S.P. Myasoedov // Biznes-obrazovanie. - 1997. -№ 2.

4. Shershneva V. Pedagogicheskaya modelj razvitiya kompetentnosti vihpusknika vuza / V. Shershneva, E. Perekhozheva // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2008. - № 1.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 37.036.5

Matveevskaya N.S. FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS BY A TECHNOLOGY OF THEATRICAL AND HISTORICAL IMMERSION. The problem of the formation of creative abilities of secondary school students is investigated. The influence of culturological methods and technologies, in particular, a technology of theatrical and historical immersion in the creation of the creative environment in educational space of school is considered.

Key words: technology of theatrical and historical immersion, a living museum, creativity, the layout of the product, culturological approach.

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОГРУЖЕНИЯ

Н.С. Матвеевская, соискатель учёной степени Университета Российской академии образования, E-mail: [email protected]

Исследована проблема формирования творческих способностей школьников. Рассмотрено влияние культурологических методов и технологий, в частности театрально-исторического погружения, на создание креативной среды в образовательном пространстве школы.

Ключевые слова: технология театрально-исторического погружения, живой музей, креативность, макет-продукт, культурологический подход.

• деятельность способствует максимально широкому восприятию действительности и содействует целостному восприятию трудового процесса; деятельность учения сопровождается социальным общением и сотрудничеством;

• результаты деятельности интегрируются в опыт студентов и соотносятся с возможностями их профессионального использования [4].

Таким образом, в НОУ ВПО «Восточно-Сибирском институте туризма - филиале РМАТ» решается проблема подготовки компетентных кадров, способных творчески организовывать профессиональную деятельность в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, т.е. соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Отделения дополнительных образовательных услуг как структурные подразделения вуза создают возможные условия для качественной подготовки будущих специалистов. Это дает возможность сегодняшнему выпускнику строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-техническом уровне, принимать обоснованные профессиональные решения, самостоятельно добывать знания. Работа, проводимая педагогическим коллективом отделения НОУ ВПО «ВосточноСибирском институте туризма - филиале РМАТ», способствует созданию психолого-педагогических условий развития профессиональных интересов учащейся молодежи, задает хорошие ориентиры профессиональному будущему обучающимся, живущим в этой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.