Научная статья на тему 'Система непрерывного профессионального образования'

Система непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного профессионального образования»

П.С. ЧУБИК, ректор Д.Г. ДЕМЯНЮК, директор Института дополнительного непрерывного образования М.Г. МИНИН, зав. кафедрой инженерной педагогики И.А. САФЬЯННИКОВ, директор Центра дополнительного профессионального образования Национальный исследовательский Томский политехнический университет

В 2009 г. Томский политехнический университет вошел в список российских вузов, получивших статус национального исследовательского университета. Основная цель программы НИ ТПУ - становление вуза как национального исследовательского университета мирового уровня, ориентированного на кадровое обеспечение и разработку технологий для ресурсоэф-фективной экономики. Ее можно достичь только при условии интеграции всех ступеней непрерывного образования в систему многоуровневой подготовки инженерно-технических специалистов.

Томский политехнический университет имеет вековую традицию подготовки инженерных кадров и достаточно уверенно позиционирует себя на рынке образовательных услуг. Целостную систему образовательной деятельности НИ ТПУ образуют пять этапов (уровней) профессионального становления. Реализацию концепции непрерывного инженерно-технического образования, а также её научно-методическое сопровождение (внедрение педагогических инноваций, активных технологий и методов обучения и др.) осуществляет Институт дополнительного непрерывного образования.

Представленная на рис. 1 модель непрерывного профессионального

Система непрерывного профессионального образования

образования направлена не на подготовку узких специалистов для конкретной области деятельности, а на постоянное развитие личности будущего специалиста, когда обучающийся может повышать свою общую культуру, совершенствовать социальную и профессиональную компетентность (мастерство) на каждом из уровней образования.

Довузовская подготовка

В условиях жесткой конкурентной борьбы с другими вузами г. Томска, ведущейся за «сильного» абитуриента, Томский политехнический университет уделяет большое внимание предву-зовской подготовке школьников, включающей в себя профильную и довузовскую подготовку, обеспечивая тем самым непрерывное личностно-профес-сиональное развитие школьников. По инициативе ТПУ и управления образования Администрации г. Томска еще в июне 1992 г. был открыт профильный муниципальный лицей для мотивированных и одаренных школьников, которые ориентированы на ранний выбор того или иного профиля и продолжение учебы в университете. В лицее реализуется концепция инновационной школы, предполагающая использование авторских программ и развитие межпредметных связей. Успехи учащихся и выпускников очевидны, о них

РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

(реальный сектор экономики: промышленные предприятия, государственные учреждения различных уровней и др.)

Докторантура (22 специальности) Аспирантура (76 специальностей)

Из других вузов

Четвертый уровень образования

Магистратура (104 программы)

Из других вузов

Третий уровень образования

Бакалавриат (26 направлений)

Обучение по программе элитного технического образования Обучение по традиционной программе

Второй уровень образования

Абитуриенты

Довузовское образование

I.

СОУ Томской области

СОУ Сибирского федерального округа

I

СОУ стран ближнего

Первый уровень образования

Послевузовское дополнительное профессиональное образование (повышение

с \

Модульная система

аспирантской и пред-

аспирантской

Ч подготовки в рамках /

Дополнительные образовательные программы: ПВШ, Тестолог.

Ускоренная профессиональная подготовка по рабочим профессиям

ЦПК

ЦДП

1

Муниципальный лицей при ТПУ

«ь «ь

о «а о

«ь о

3

о

<Ь С»

о

«а

ь» ^

«а <«

с» £

Рис. 1. Модель непрерывного профессионального образования НИ ТПУ

свидетельствуют самые высокие в области баллы по ЕГЭ, количество победителей олимпиад различного уровня, высокий процент (до 100%) поступления в технические вузы. Особенно важно отметить, что выпускники лицея при ТПУ, благодаря достаточной подготовке по естественно-научным предметам и математике, легко адаптируются на первом курсе, что весьма важ-

но при переходе на модель подготовки бакалавров.

Важное место в системе взаимодействия «лицей - университет» занимает совместная работа, связанная с организацией единого предметно-содержательного пространства и внедрением новых образовательных технологий, повышающих мотивацию обучения, позволяющих развивать об-

щеучебные умения и навыки, необходимые для адаптации к образовательной среде высшей школе.

Отметим, что экспериментальная отработка оптимальной модели «лицей - университет» еще далеко не закончена. «Мощность» лицея (выпуск 100 человек) не может обеспечить комфортный набор на первый курс университета. Кардинально проблему набора в университет можно решить через создание университетского лицея-интерната на 1200 учащихся, где смогут обучаться одаренные школьники из разных регионов.

Бакалаврская подготовка

Вторая ступень непрерывного технического образования НИ ТПУ - бакалавриат по 27 направлениям. Среди них атомная и водородная энергетика, нанотехнологии, электро- и теплоэнергетика, биотехнологии, геология, разведка нефти и газа, других полезных ископаемых и рациональное природопользование, машиностроение, 1Т-технологии.

Томский политехнический с 2004 г. приступил к созданию системы подготовки современной технической элиты для различных отраслей экономики. Цель системы элитного технического образования (ЭТО) университета - формирование специалистов, готовых к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности, направленной на разработку и производство конкурентоспособной научно-технической продукции, способных обеспечить быстрые положительные изменения в экономике страны. Особенность подхода к созданию системы ЭТО состоит в том, что подготовка элитных специалистов начинается с первого курса и ведется параллельно с традиционной (массовой) траекторией учебного процесса. Система ЭТО ТПУ реализуется на всех

технических факультетах и в институтах университета. Обучение здесь состоит из трех этапов:

1) этап фундаментальной подготовки (1-4-й семестры): студенты изучают физику и математику по специальным программам углубленной подготовки (предельный контингент 200 чел.);

2) этап профессиональной подготовки к инновационной деятельности - формирование команд и обучение работе в команде (5-8-й семестры): студенты ведут проектную деятельность по заказам кафедр и предприятий г. Томска (предельный контингент 100 чел.);

3) этап специальной подготовки -выполнение групповых практико-ори-ентированных проектов (9-10-й семестры для будущих дипломированных специалистов и 9-12-й семестры для будущих магистров).

В университете активно развиваются инновационные подходы в области инженерной педагогики для формирования у студентов особых практических компетенций. Используются методы «контекстного обучения», «обучения на основе опыта», проблемно-ориентированный междисциплинарный подход, методы case-study, проект-но-организованные технологии обучения в команде.

Одной из основных задач Программы развития ТПУ как национального исследовательского университета в 2009-2018 гг. является «создание глобально-конкурентоспособной системы подготовки кадров для разработки и реализации инновационных ресурсоэф-фективных технологий ». Целевым показателем успешности реализации данной программы является «доля основных образовательных программ по приоритетным направлениям развития, включая магистерские программы, согласованные с международными стандартами » (от 14% в 2010 г. до 45% в 2018 г.).

Для перехода на уровневую систему обучения «бакалавр - магистр» потребуется новое нормативно-методическое обеспечение. Прежде всего это касается разработки образовательных программ в логике компетентностно-го подхода. Основные образовательные программы НИ ТПУ проектируются на основе ФГОС с учетом требований национальных и международных общественных профессиональных организаций [1].

С целью организации методического сопровождения по проектированию образовательных программ в университете предусмотрен комплекс мероприятий по повышению квалификации преподавателей [2]. По окончании обучения они должны уметь правильно определить для своей дисциплины приобретаемые студентами социально-личностные и профессиональные компетенции, сформулировать цели и результаты обучения, грамотно сформировать фонд оценочных средств для проверки достижения целей и результатов обучения и т.д.

Серьезной проблемой в подготовке бакалавров является отсутствие в программах их подготовки достаточной производственной подготовки вследствие сокращения традиционного срока обучения. Каким образом это можно компенсировать? По нашему мнению, во-первых, введением на первом этапе обучения - в «лицее» - дисциплин естественно-математического цикла (то, что студенты раньше изучали на первом курсе), а во-вторых, включением в бакалаврскую программу специального курса, нацеленного на получение студентами дополнительной квалификации. В ТПУ организована ускоренная подготовка по рабочим профессиям, которая направлена на:

♦ приобретение обучающимися одной или несколько рабочих профессий (по 40 программам обучения);

♦ удовлетворение потребностей студентов в получении дополнительных узкопрофессиональных и специальных знаний в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям;

♦ целенаправленное совершенствование знаний, практических умений и навыков, рост профессионального мастерства;

♦ организацию обучения вторым (смежным) профессиям.

Магистерская подготовка

Третья ступень непрерывного технического образования НИ ТПУ - магистерская подготовка по 108 программам. В 2007 г. университет получил мощный импульс к развитию за счет участия в национальном проекте «Образование». В его рамках он освоил значительные финансовые ресурсы, которые помогли в реализации инновационных научно-образовательных программ по приоритетным направлениям науки, техники и технологий.

Опережающая подготовка элитных

специалистов и команд профессионалов мирового уровня у нас базируется на следующих основных принципах:

1) принцип элитности обучающихся;

2) принцип опережающего образования и элитности образовательных программ и технологий, широкого использования мировых информационных ресурсов; 3) принцип элитности научных, инженерных и педагогических школ; 4) принцип стратегического партнерства с промышленностью, наукой и бизнесом [3]. Реализация инновационного образовательного проекта позволила осуществить следующее:

• разработать на новом содержательном и методическом уровне (в логике компетентностного подхода) совместно с ведущими российскими и зарубежными вузами-партнерами 25 инновационных образовательных магистерских программ, 7 из которых готовят магистров с двойным дипломом (диплом ТПУ и диплом зарубежного вуза-партнера). В качестве основных направлений подготовки в соответствии с российскими и мировыми прогнозами инновационного прорыва выбраны: атомная и водородная энергетика, электроэнергетика, электроника, производство новых материалов и нанотехнологии, геология, нефтедобыча, транспортировка и переработка нефти и газа, информационно-телекоммуникационные системы и технологии, энергосбережение, промышленные электроразрядные, радиационные и плазменно-пучковые технологии, борьба с терроризмом;

• приобрести современное высокотехнологичное оборудование и создать 7 центров коллективного пользования;

• создать необходимую инфраструктуру для повышения эффективности образовательной деятельности в виде 9 инновационных научно-образовательных центров опережающей

подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня;

Введение уровневой системы потребует перестройки образовательного процесса, а значит, и его педагогических основ - освоения преподавателями гибких информационно-образовательных сред, активных и практико-ориентированных технологий, современных методов оценивания результатов обучения, позволяющих управлять образовательным процессом и т.д. Поэтому одним из приоритетов государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования является модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования.

С целью приобретения преподавателями и сотрудниками НИ ТПУ компетенций, необходимых для формирования инновационной научно-образовательной среды, создания современной учебно-лабораторной базы и проектирования программ подготовки магистров и научных кадров высшей квалификации, разработано пять специальных краткосрочных программ (72 часа) повышения квалификации [4]:

♦ «Управление вузом: стратегия и тактика»;

♦ «Менеджмент качества в вузе: типовая модель системы качества образовательного учреждения»;

♦ «Инженерное образование: проектирование, технологии и оценка качества»;

♦ «Инновационные педагогические технологии формирования и оценки профессиональных и личностных компетенций выпускников инженерных программ»;

♦ «Управление международной деятельностью в университете инновационного типа».

Данный комплекс программ разра-

ботан с привлечением экспертов Ассоциации инженерного образования России (АИОР), иностранных специалистов из международных организаций European Network for Accreditation of Engineering Education (ENAEE), International Society for Engineering Education (IGIP) на основе всестороннего анализа инновационного опыта реализации учебного процесса в ведущих университетах мира.

По этим программам в 2007-2009 гг. повысили квалификацию порядка 300 сотрудников. Программы оказались востребованными на российском рынке дополнительных образовательных услуг и получили хорошие отклики.

Послевузовское дополнительное профессиональное образование

Опыт зарубежных стран показывает, что путём расширения и совершенствования системы дополнительного профессионального образования (ДПО) можно значительно снизить социальную напряжённость в обществе, решить другие социально-экономические задачи. В этой связи вузам необходимо активизировать деятельность совместно с работодателями по:

♦ расширению и диверсификации образовательных услуг, дополняющих базовое обучение;

♦ разработке программ переподготовки специалистов, востребованных рынком труда;

♦ выявлению новых ресурсов для организации ДПО, в т.ч. кадровых и материально-технических.

Для решения проблем занятости в долгосрочной перспективе уже сегодня необходимо, во-первых, выявить новые сегменты рынка труда, обладающие потенциалом роста, и заранее создать условия для подготовки специалистов и иных категорий работников для таких рынков; во-вторых, сформировать программы профессиональной

переподготовки и повышения квалификации, ориентированные на получение работником новых или расширение перечня уже существующих компетенций, направленных на повышение производительности труда в его сфере деятельности.

Для решения первой задачи НИ ТПУ как университет мирового уровня, ориентированный на формирование новых рынков труда, выделил пять приоритетных направлений научных исследований и подготовки специалистов в области техники и технологий, направленных на инновационный прорыв: 1) рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов; 2) традиционная и атомная энергетика, альтернативные технологии производства энергии; 3) на-нотехнологии и пучково-плазменные технологии создания материалов с заданными свойствами; 4) интеллектуальные информационно-телекоммуникационные системы; 5) контроль и диагностика в производственной и социальной сферах.

Проводимая в последнее время работа по развитию материально-технической базы, обновлению тематики научных исследований позволила существенно повысить качество подготовки специалистов и проводимых исследований при значительном сокращении сроков выполнения работ в области инициативных НИР, в сотрудничестве с научно-образовательными и коммерческими предприятиями в России и за рубежом, а также заложить мощный фундамент для создания в ТПУ системы дополнительного профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторая задача решается следующими способами:

• организация переподготовки и повышения квалификации специалистов по приоритетным направлениям развития ТПУ с целью приобретения

ими новых компетенций, способствующих повышению производительности труда на рабочем месте, и освоения современных производственных технологий;

♦ организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих с целью ускоренного овладения обучающимися одной или несколькими рабочими профессиями;

♦ организация повышения квалификации научно-педагогических работников образовательных учреждений по приоритетным направлениям модернизации образования.

Важнейшей характеристикой нашей системы дополнительного профессионального образования является ее опережающий характер. Программы дополнительного профессионального образования ТПУ включают 30 программ профессиональной переподготовки и 250 программ повышения квалификации по 35 направлениям и специальностям кактехнического, так и гуманитарно-педагогического профиля.

Профессиональная переподготовка для ведения нового вида профессиональной деятельности и повышение квалификации специалистов предприятий и организаций в ТПУ предусматривает:

♦ целевую подготовку специалистов для предприятий реального сектора экономики;

♦ организацию повышения квалификации (72 ч.) и профессиональной переподготовки (500 ч.) для научно-педагогических работников различных уровней образовательных учреждений и специалистов реального сектора экономики, в том числе в дистанционной форме;

♦ организацию профессиональной переподготовки высвобождаемых работников, безработных граждан, подготовку их к выполнению новых тру-

довых функций, в т.ч. переподготовку специалистов для особых экономических зон технико-внедренческого типа;

♦ удовлетворение потребностей абитуриентов и студентов в получении дополнительных к базовому образованию общепрофессиональных и специальных знаний, в том числе обучение их рабочим профессиям, оказание консалтинговых услуг в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям.

Проблему подготовки элитных специалистов в высшей школе может успешно решить только преподаватель новой формации, обладающий высокой профессиональной компетенцией в сфере своей предметной деятельности, умеющий творчески реализовы-вать инновационные педагогические технологии, имеющий нравственные принципы и убеждения, владеющий навыками педагогической коммуникации, дискуссионной и речевой культуры, способный постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень [5].

Для этой цели организуются курсы повышения квалификации преподавателей НИ ТПУ по актуальным направлениям развития ВПО. Среди них отметим следующие.

■ «Современные технологии обучения» (повышение мотивации слушателей к разработке и использованию в образовательном процессе инновационных учебно-методических комплексов, основанных на информационно-коммуникационных технологиях).

■ «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза» (повышение компетенции преподавателей вуза в области использования компьютерно-сетевых технологий обучения, создания и эффективного использования электронных учебных изданий в образовательном процессе).

■ «Проблемы организации многоуровневого образовательного процесса в высшей школе» (повышение квалификации преподавателей в области применения современных методов разработки инженерных образовательных программ на основе планирования компетенций специалистов, использования инновационных технологий формирования профессиональных, универсальных и личностных компетенций выпускников, эффективной организации учебного процесса, достоверной оценки качества результатов обучения, непрерывного совершенствования образовательных программ и обеспечения качества подготовки специалистов с учетом требований международных и национальных стандартов инженерного образования).

Особое внимание мы уделяем молодым кадрам. Для магистрантов, аспирантов и начинающих преподавателей университета реализуются дополнительные образовательные программы «Преподаватель высшей школы», «Те-столог - специалист в области педагогических измерений» и магистерская программа «Менеджмент в научно-образовательной сфере». Главной задачей данных программ является формирование у преподавателей мотивации к переходу в инновационное педагогическое пространство, развитие универсальных и профессиональных компетенций, освоение слушателями комплекса современных образовательных технологий, в т.ч. создание новых средств и методов диагностики качества подготовки инженерных кадров.

Национальные исследовательские университеты инновационного типа

по фактическому статусу и по существу являются основой региональных систем образования. Поэтому они должны выступать в роли научно-методических и организационных центров поиска и поддержки талантливой молодежи и подготовки ее к научной, педагогической, управленческой и иной деятельности. На базе ведущих университетов в регионах должны формироваться крупные научно-образовательные комплексы, проекты и программы технологического, экономического и социального развития.

Литература

1. Стандарт основной образовательной про-

граммы Томского политехнического университета / Под ред. А.И. Чучалина. Томск: Изд. ТПУ, 2008. 60 с.

2. Чучалин А.И, Минин М.Г, Сафьянни-

ков И.А, Беломестнова Э.Н. Комплексная система повышения квалификации преподавателей университета инновационного типа// Известия МАН ВШ. 2008. №1 (43). С. 166-186.

3. Похолков Ю.П, Агранович Б.Л. Опере-

жающая подготовка элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня в области техники и технологий // Инженерное образование. 2007. №4. С. 4.

4. Чучалин А.И, Минин М.Г, Сафьянни-

ковИ.А. Программы повышения квалификации и переподготовки в ТПУ вузовских менеджеров и преподавателей // Alma mater («Вестник высшей школы»). 2008. № 8. С. 18-22. 5.Чучалин А.И, Минин М.Г, Сафьянни-ков И.А. Актуальные вопросы подготовки преподавательских кадров технического университета // Высшее образование в России. 2008. № 5. С. 37-42.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.