Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дидык М.А., Андреева М.А.

В статье представлена попытка осмысления проблемы качества образования в контексте современной социокультурной ситуации. Пути преодоления этой проблемы могут быть скорректированы сегодня в системе управления образованием. Наиболее перспективным, в этой связи воспринимается компетентностный подход и модель творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATION QUALITY MANAGEMENT IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article presents an attempt of understanding the problem of quality of education in the context of contemporary socio-cultural situation. Ways to overcome this problem can be corrected today in the system of education management. The most promising, in this regard, perceived competence approach and the model of creative personality.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

соискание ученой степени кандидата социологических наук / Ростов-на-Дону, 1998

8. Соловьев В.С. Оправдание добра / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. С. 409.

9. Тарасенко Л.В., Безвербная Н.А. Карьерные стратегии выпускников российских медицинских вузов (на примере ростовской области). Социально-гуманитарные знания. 2013. № 7. С. 303-309.

10.Тарасенко Л.В., Безвербная Н.А. Профессиональная социализация российских и болгарских студентов: сравнительный анализ. Социально-гуманитарные знания. 2014. № 7. С. 225-230.

Дидык М.А., к.филос.н.

доцент

Институт философии и социально-политических наук

Андреева М.А. студент юридический факультет Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону Didyk, M. A., associate Professor of the Institute of philosophy and

socio-political Sciences of southern Federal University, candidate of philosophical Sciences

Russia, Rostov-on-don. Andreeva M.A., law student Southern Federal University, Rostov-on-don. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ THE EDUCATION QUALITY MANAGEMENT IN EDUCATIONAL

ORGANIZATIONS Ключевые слова: образование, менеджмент, качество образования, компетентностный подход, управление в образовании.

Аннотация: В статье представлена попытка осмысления проблемы качества образования в контексте современной социокультурной ситуации. Пути преодоления этой проблемы могут быть скорректированы сегодня в системе управления образованием. Наиболее перспективным, в этой связи воспринимается компетентностный подход и модель творческой личности.

Keywords: education, management, quality of education, competence approach, educational management.

Abstract: the article presents an attempt of understanding the problem of quality of education in the context of contemporary socio-cultural situation. Ways to overcome this problem can be corrected today in the system of education management. The most promising, in this regard, perceived competence approach and the model of creative personality.

Вопросы, связанные с управлением образования, занимают в настоящее время, центральное место в любой образовательной среде. Главная причина этого обращения кроется в проблеме качества образования. Такая активная апелляция к качеству, набирающая научные и методологические обороты, имеет серьезные основания, нуждающиеся в не менее серьезных объяснениях. Множественность подходов к самому понятию «качества» [3], к его применению в сфере образования, явно презентуют картину неоднородную и динамическую, выводящую за рамки привычного стандарта (стандарта домодернизационного, сложившегося в советском обществе). Другими словами, нельзя говорить, сегодня об общепринятом, устоявшемся, истинном, статическом понимании вопроса качества образования. В этой трансформации происходит наращивание концептов-понятий, вовлекающих в свою орбиту весь историко-культурный массив прошлого, настоящего и будущего. И в этой связи остается принять главный принцип конструирования взаимодействия всех сфер на разных уровнях - принцип системности.

Впервые категории качества и количества, как и многое другое, были проанализированы Аристотелем. «Качество» он определял, как видовое отличие сущности. А под количеством понимал «то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, данным налицо»[2], множеством, величиной. Такое представление показывает явное взаимодействие и даже взаимообусловленность этих категорий. В истории мысли определения корректировались, изменялись, предлагались различные их варианты. И вот сегодня мы имеем «качество», как соответствие, конкурентоспособность, надежность, и др., что определяет его (качество) не столько в социокультурной специфике, сколько в экономической траектории. Если к качеству образования обратиться с этой позиции, то необходимо обнаружится предмет-«продукт», который должен быть и на которого направлено действие.

Глобализация мирового пространства, необходимость межкультурного взаимодействия как противостояния проблемам современности, обусловили обращение к образовательной среде и различным системам образования. Еще не так давно европейское сообщество обсуждало такую новацию, как Болонский процесс[1]. Пятнадцать лет назад в 1999 г. была подписана Болонская декларация, вслед за Сорбонской (1988) главной идеей которой была идея создания «Зоны европейского высшего образования», путем сближения и гармонизации европейских систем образования, с целью обеспечения максимально инновационного и конкурентоспособного развития стран Европы перед новыми вызовами современности. Россия, присоединившаяся к Болонскому процессу в 2003 г., оказалась вовлеченной в зону взаимодействия и взаимообусловленности европейского моделирования[4].

Основные цели Болонского процесса - расширение доступа к высшему образованию, повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников - потребовали серьезных трансформаций, причем как оказалось не только в сфере высшего образования. История показала, что сегодняшний студент, который, прежде всего, вчерашний школьник, сложно адаптируется к новоорганизующейся среде [1]. Другими словами, он нуждается в компетентной подготовке, а это влечет ряд перемен в системе общего образования. Разработка системы стандартов, поэтапно вводимых на образовательную почву, формирует пространство, где на каждой ступени происходит наращивание необходимой ключевой и фоновой части в сопряжении. Этот процесс обусловливает траекторию развития человека как особого субъекта способного к совершенствованию и саморазвитию.

Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями мировой ситуацией. Ещё 4 декабря 2014 г. В.В. Путин, обратившись к федеральному собранию, по сути определил будущую стратегию в отношении образовательных перспектив, обусловленных качеством. Он заявил: «Пора перестать гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки кадров»[5]. Написание выпускного сочинения определил как «ещё один шаг к более объективной оценке знаний, кругозора, общей культуры подрастающего поколения и, что важно, качества работы преподавателей, учителей», в результате чего предложил Министерству образования проанализировать этот опыт на предмет корректировки «по повышению ответственности учителя за качество своей работы, мотивации детей осваивать новые знания». Предложил максимально поддерживать творческую молодежь как главное достояние нации. А в этой связи помочь ребенку и его родителям определиться с его творческими потенциалами в «центрах художественного, технического, музыкального творчества», как «огромного ресурса гармоничного развития личности», а также в центрах дополнительного образования на базе школ или муниципалитетов.

В современном экономизированном обществе человек, в новых социокультурных условиях, по сути продукт образовательного процесса, причем не только «на выходе» (как результат), но и «на входе» (потенция), а главное, в самом деятельностном процессе. Следовательно, просчитанность этапов проективного моделирования, определяет прогнозируемую результативность, выводящую на потенциальную обеспеченность дальнейшего самостоятельного существования и реального применения[4].

В этой связи, несомненно актуально обратиться к управлению качеством, но в тесной взаимосвязи с его менеджментом. Под менеджментом качества понимают «скоординированную деятельность по руководству и

управлению организацией применительно к качеству»[6], включающую постановку главной цели и конкретизирующих ее задач, в контексте обусловленности проблемного поля, анализ сложившейся ситуации и ее возможную разработанность, формирование стратегии и политики по обеспечению и улучшению качеством, и непосредственно само управление.

Уровень социокультурной зрелости выпускника, степень выраженности его творческих способностей есть абсолютный критерий качества образования, зависящий от множества факторов. Но главным, на наш взгляд, является творческий фактор. Другими словами, эффективное решение задач воспитания и образования в перспективе модернизационной трансформации российской образовательной институциональной среды, а вместе с тем и «выращивание» нового типа школьника-лицеиста, возможно с изменением процесса инкультурации путем выявления ключевого универсального содержания личности - творчества. В настоящее время предлагаются разнообразные пути решения проблемы качества образования[1]. Нам кажется наиболее актуальным компетентностный подход, специфика которого состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Необходимость создавать такие условия обучения, в которых учащийся стремился бы получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности представляют современную перспективу.

Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует больших изменений. «Мы добьёмся успеха, если сами заработаем своё благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру. Если справимся с неорганизованностью и безответственностью, с привычкой «закапывать в бумагах» исполнение принятых решений. Хочу, чтобы все понимали: в нынешних условиях - это не просто тормоз на пути развития России, это прямая угроза её безопасности. Впереди время сложное, напряжённое, и многое зависит от каждого из нас на своём рабочем месте». [5] Эти заявленные перспективы спустя год уже начали реализовываться на «местах» в образовательных пространствах и на всех уровнях. Особое место в этой перспективе занял процесс кластерного проектирования, что, по сути, значительно обновило пути управления качеством образования в инновационной образовательной среде.

Использованные источники:

1. Зорабян С.Э., Мартиросян С.А. Культурно-цивилизационная специфика Северо-Кавказского региона в контексте российской геополитической стратегии. Научные труды SWorld. 2014. Т. 31. № 1. С. 100-103.

2. Лосев А.Ф. История античной эстетики (в 8 томах). Т.4. Аристотель и поздняя классика. Издательство: Фолио; ACT. М.: 2000. (Серия: Вершины

человеческой мысли). С. 167.

3. Мартиросян С.А. Преступность как социальное явление. Альманах современной науки и образования. 2008. № 4-2. С. 146-148.

4. Мартиросян С.А. Теоретико-методологические проблемы конфликтологического рассмотрения науки социальной работы. Альманах современной науки и образования. 2007. № 7-2. С. 112-114.

5. Послание президента российской федерации федеральному собранию российской федерации (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) от 4.12.14. URL: http: //www.kreml in.ru/acts/bank/39443/page/1

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. ИНФРА-М, 2011.

Дмитриева Е.Н. магистрант Экономический факультет Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» Российская Федерация, г. Новосибирск РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ КОМПАНИИ

Для энергосбытовой компании, функционирующей на рынке электроэнергии и мощности, наиболее подходящей является финансовая стратегия, главной целью которой будет являться сохранение и в долгосрочной перспективе максимизация рыночной стоимости компании [2]. Подход, ориентированный на создание стоимости бизнеса, поможет обеспечить не только значимые конкурентные преимущества для самой компании, но и наиболее прогрессивным способом обеспечит максимальное благосостояние акционеров компании и его конвертируемость в денежные средства [3]. Увеличение стоимости - процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий на ключевых факторах стоимости.

В настоящее время при оценке стоимости компаний энергетической отрасли одним из наиболее востребованных направлений является разработка инструментов, позволяющих не только измерять, но и управлять изменением стоимости компаний. Изучение работ зарубежных специалистов показало, что страны, в которых максимизация стоимости акционерного капитала является основой стратегии большинства энергетических компаний, выходят на более высокий уровень по выработке и реализации электрической энергии на мировых рынках.

В литературе существуют различные методы оценки стоимости компаний. Теоретический обзор источников показал, что для оценки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.