Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
BONDAREVA, Elena Vilysurovna — Senior Lecturer of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
GRIGORIEV, Aleksandr Nikolaevich — Orthopedic Trauma of Morgaushi Central Hospital of Ministry of Health and Social Policy of the Chuvash Republic. Russia. Morgaushi. E-mail: sportkafedra @bk. ru
УДК 378.14.015.62
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Р. Борисова
Рассматриваются вопросы обеспечения качества образования с позиции социально-философского анализа, построение системы гарантии качества образования в вузе на основе системы гарантии качества образовательного учреждения, ориентированной на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон.
Ключевые слова: высшее образование; качество образования; гарантии качества образования; заинтересованные стороны; модернизация; управление качеством; философский аспект.
E.R. Borisova. SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE QUALITY ASSURANCE OF HIGHER EDUCATION
The article is devoted to questions of ensuring quality of education from a position of the social and philosophical analysis, to creation of system of a quality assurance of education in higher education institution on the basis of the quality system of educational institution focused on satisfaction of requirements of interested parties.he analysis of Chuvash Republic international legal personality content and aimed at legislative development in the sphere of foreign relations involving constituent entities.
Keywords: higher education; the quality of education; guarantee the quality of education; parties concerned; modernization; quality management; philosophical aspect.
Современный этап развития мирового сообщества характеризуется существенными социокультурными изменениями. В последние десятилетия вопросы качества занимают одно из центральных мест в дискуссиях о высшем образовании. Необходимость реформ в образовании неоспоримо вытекает из кардинальных изменений общественной жизни, которые предъявляют новые требования к системе образования. В Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг (2002) определены роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России, цели национальной политики России в области качества продукции и услуг и основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг [1]. Основные положения доктрины государ-
ственной политики в области качества в России: устойчивое развитие России — новое качество социально-экономических механизмов развития; тотальная квалитативизация социума, экономики, экологии, управления, образования. Наше государство провозглашает область образования приоритетной. Так, ст. 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование [2]. Цели Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 г. тесно увязаны с проблемами развития российского общества: создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики [3]. В настоящее
время принят новый закон «Об образовании в РФ» [4].
Модернизация правовой системы России в области образования и науки имеет целью способствовать росту конкурентоспособности российских вузов на рынке образовательных услуг как внутри страны, так и в мировом образовательном пространстве. Но, к сожалению, приходится признать, что проблемы, стоящие перед образованием, не снижаются на протяжении многих лет, что свидетельствует об отсутствии четко разработанных философских оснований, на которых может формироваться системная и целостная стратегия развития образовательных организаций.
Востребованность философии качества образования сегодня определяется как задачами ориентации в быстроменяющемся мире, так и формированием новых мировоззренческих концепций образования. Проб-лемность философского анализа качества образования подразумевает в себе исследование многогранной системы образования, выявления ответственных субъектов — заинтересованных сторон высшего образования, степень их удовлетворенности и на основе этого определения — стратегии деятельности вуза в целях обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг.
С точки зрения социально-философского анализа образование как социальный институт представляет собой систему организованных, управляемых и взаимосвязанных социальных структур (учреждений, организаций, объединений) и индивидов, обеспечивающих удовлетворение людьми и общественными институтами их образовательных потребностей и интересов. Институт образования органично сочетает в себе организационные и регулятивные функции.
Происходящие в высшем образовании процессы реструктуризации, грандиозность стоящих перед образованием задач и недостаточная эффективность существующей системы образования обуславливают поиск не только новых форм и методов обучения, но и новой образовательной парадигмы, и новых стратегий управления качеством в высших учебных заведениях. Неэффективность существующей модели организации вуза в реалиях глобального пространства стала очевидной с увеличением нерешенных проблем в высшем образовании. Потребность в организационных трансформациях высшей школы дала толчок мощному исследовательскому поиску в этой области.
Построение системы гарантии качества образования в высшем учебном заведении в современный условиях в значительной мере определяется интеграцией России в общее европейское образовательное пространство, которая требует унификации образовательный процессов и гарантии качества предоставляемый услуг.
Важнейшим положением Болонского процесса является положение о гарантии качества образования. В Берлинской декларации, принятой 19 сентября 2003 г. министрами образования стран-участниц Болонского процесса, указано, что в соответствии с принципами университетской автономии, ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения и, таким образом, создается база для реальной ответственности академической системы в рамках каждого государства [5, с. 88].
В документах Болонского процесса предлагается методология проектирования образования, при котором главными в оценке эффективности образовательной деятельности вузов становятся не планирование и реализация учебного процесса, а результаты образования, полученные студентами знания, умения, компетенции, в том числе за счет их самостоятельного обучения и самообразования. Основной акцент в процессе обучения делается на компетентностный подход с ориентацией на профессиональную и личностную подготовленность выпускников и, в первую очередь, к трудоустройству. В этих условиях механизмы обеспечения качества становятся центральной составляющей управления системой образования по результатам. Одним из важнейших приоритетов Болонского процесса признаны разработка и использование взаимоприемлемых критериев и механизмов гарантии качества образования.
Международным сообществом разработан ряд документов, содержащих рекомендации к системам гарантии качества образования и, в частности, к деятельности агентств гарантии качества. Введение термина «гарантии качества» обусловлено требованиями документа «Стандарты и Руководства Гарантии Качества в Высшем Образовании на территории Европы», разработанного Европейской ассоциацией гарантии качества в сфере высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education — ENQA), на которую возложена ответственность за реализацию положений Болонского
процесса [6, с. 58]. Стандарты и директивы ENQA представляют собой согласованный свод стандартов, процедур и методических рекомендаций по обеспечению качества, применимых ко всем вузам, независимо от их структуры, размеров и национальных систем. Документ является основой для построения систем внутренней и внешней оценки и гарантии качества образования. В соответствии со стандартами и директивами ENQA, гарантии качества в образовании рассматриваются как все виды деятельности по руководству и управлению образовательным учреждением применительно к качеству.
Они включают:
- планирование качества — деятельность, направленную на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований по качеству;
- управление качеством — методы и виды деятельности образовательного учреждения оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству образования;
- обеспечение качества — все методы и виды деятельности вуза, обеспечивающие уверенность в том, что требования по качеству образования будут выполнены;
- улучшение качества — все виды деятельности, направленные на улучшение способности выполнить требования к качеству образования (требования могут относиться к любым аспектам, таким как результативность, эффективность и др.);
- оценку качества — доказательства выполнения заданных требований к качеству образования. Оценка качества осуществляется самим образовательным учреждением (самооценка) или другими заинтересованными сторонами.
В соответствии с ENQA гарантия качества образовательных программ и сертификатов включает:
• разработку и публикацию ожидаемых результатов обучения;
• постоянное внимание учебному плану, составлению и содержанию программ;
• специфические требования различных видов обучения (очное, заочное, дистанционное, Интернет-обучение) и типов высшего образования;
• доступность ресурсов обучения;
• официальные процедуры по утверждению программ вышестоящими организациями;
• наблюдение за прогрессом и достижениями студентов;
• регулярные проверки программ (включая проверку специалистами извне);
• постоянное взаимодействие с работодателями, представителями рынка труда и другими соответствующими организациями;
• участие студентов в процедурах гарантии качества.
Сравнительный анализ соответствия отечественного учреждения по гарантии качества образования требованиям ENQA позволяет сделать вывод о соответствии отечественной системы оценки качества требованиям ENQA по большинству параметров. Вместе с тем в настоящее время существует необходимость в дополнительных национальных инициативах, более тесном международном сотрудничестве и более прозрачной информации по процедурам и системам гарантии качества образования, аккредитации и признания квалификаций. Современные тенденции в сфере обеспечения качества образования сводятся к созданию, развитию и гармонизации национальных систем аккредитации образовательных программ и разработки и внедрению систем гарантий качества в вузе.
Новые ориентиры, сформировавшиеся в политической и социально-экономической сферах российского общества, обусловленные пониманием того, что модернизация страны невозможна без учета изменившихся требований к характеру подготовки кадров, вызвали серьезные изменения в системе высшего профессионального образования — переход высших учебных заведений на обучение по новым федеральным компетент-ностно-ориентированным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Переход на ФГОС ВПО актуализирует поиск новых подходов к разработке вузами основных образовательных программ, инновационных по целям, содержанию, формам организации образовательного процесса, что определено взаимосвязью повышения качества деятельности учреждений профессионального образования и перехода от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами, отвечающим логике компетентностного подхода.
Компетенциям выпускника вуза, как результату освоения профессиональных образовательных программ, в новых социально-экономических условиях отводится главная роль в процессах наращивания конкурентоспособности и востребованности на рынке
труда, что связано с выстраиванием системы гарантии качества в вузе.
Методологическими основаниями исследования качества высшего образования является философское осмысление основных закономерностей становления качества образования, выявление и объяснение основных этапов этого процесса, характера и механизмов формирования отношений между субъектами. Общие рассуждения о качестве образовательных услуг, если они носят общий характер без адресации к удовлетворению государственных нужд или частных интересов граждан, лишены перспективы и, зачастую, служат лишь проявлением индивидуальных требований, потому что качество высшего образования — это сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования определенным целям, потребностям заинтересованных сторон, включающее в качестве составных элементов систему, процесс и результат. Это понятие многомерное и многоаспектное.
Исходя из определения качества, приведенного в стандартах ISO, как степени соответствия присущих характеристик (отличительных свойств, оцениваемых качественно или количественно) предполагаемым или обязательным требованиям (потребностям или ожиданиям), неизменными параметрами качества образования должны выступать степень удовлетворенности потребителей, готовность выпускника к реализации профессиональной компетентности и основанное на ней качество жизни. При таком подходе возможно смещение акцентов с образования как средства получения знаний, умений и навыков на образование, формирующее у будущего специалиста профессиональную компетентность.
Таким образом, качество образования определяется как сущностная характеристика самой системы образования, отражающая ее процессуальный и результативный аспекты, общественное предназначение и социокультурный смысл.
Качество образования представлено в виде многофункционального феномена, на междисциплинарном уровне, интегрирующем философское, социологическое и экономическое знание, в двух направлениях:
а) по внешнему социальному качеству (как отрасль, обеспечивающая воспроизводство интеллектуальных ресурсов);
б) по внутреннему институциональному качеству (как оценка качества образования в конкретном учреждении).
В первом случае используются индикаторы образовательного ценза населения, массовости, доступности и государственности образования, образовательно-интеллектуального качества населения, показатель «отсева» обучающихся и др.; во втором — индикаторы качества подготовки выпускников, качества содержания образования, кадрового потенциала, материально-технической базы, показатели состояния здоровья и др.
Оценка качества образования должна рассматриваться с точки зрения системного подхода к управлению образованием как единство общего, особенного и единичного. За общее приняты созданные исходные нормативно-теоретические модели системы качества, формирующие общее понятие оценки качества образования, что позволяет характеризовать ее как типичное явление с присущими ему составляющими (цель, содержание, организация, формы, средства и методы). Особенным представляются специфические черты, присущие оценке качества в учреждении высшего образования и учитывающие особенности внутренней жизни данного института, формы организации образовательных практик студентов и т.п. Единичное — то, что свойственно оценке качества профессионального образования в вузе определенного профиля.
Качество высшего образования, во-первых, зависит от имеющихся (актуально или потенциально) ресурсов, но еще больше — от позиций и действий тех субъектов, которые, находясь вне системы образования, заинтересованы в результатах ее деятельности и формируют социальный заказ на образование. Во-вторых, — от субъектов, деятельно включенных в процесс образовательной практики в качестве ее реализаторов и имеющих в ней собственные интересы и цели. Причем их интерес к образованию может быть прямым — когда образование выступает самоценностью и целью деятельности, а может быть функциональным — когда ценность образования определяется его способностью быть для субъекта средством достижения различных целей, в том числе и за пределами собственно образовательного пространства. Позиции этих субъектов детерминированы не только их намерениями и целеустремлениями, но также их способностями, наличием и свойствами их внутренних ресурсов, мотивацией, готовностью, действуя в собственных интересах и в интересах других субъектов, содействуя успеш-
ной реализации образования. Воздействие этих позиционных характеристик может сказываться на результате образования как позитивно, так и негативно.
Основная проблема вузовского образования — это идентификация заинтересованных сторон: студента, предпринимателя, государства, правительства, научного сообщества и т.д. Если удается точно идентифицировать заинтересованные стороны и их требования, то тогда можно решить проблему качества образования.
Например, в американской системе образования в качестве клиентов рассматриваются студенты, родители, потенциальные предприниматели, общество, поскольку они покупают своеобразный продукт, называемый образованием. В последнее десятилетие XX в. многие вузы США выдвинули на первый план использование именно философии качества TQM (Всеобщего менеджмента качества), видя необходимость решения существующих проблем, прежде всего, в системах управления вузов: идентификация клиентов, определение их потребностей, разработка модели курса и ее соответствие потребностям клиентов, обратная связь с выпускниками, оценка качества как процесс, роль руководства и т.д.
В нашей стране заинтересованные субъекты (стороны) высшего образования могут быть разделены на две группы. В первую группу входят индивиды, социальные группы и общественные формирования, которые прямо или косвенно выступают «заказчиками» или «потребителями» образования, заинтересованные в образовании. Они выступают по отношению к нему внешней поддерживающей (прямо или косвенно) силой, наполняющие образование содержанием, поддерживающие его идеологическими установками, социальными запросами (профессиональными и иными), материальными средствами и т.п. Сюда входят: общество в целом и различные его слои или группы (в том числе политики, интегрирующие образование в другие сферы общественной жизни; представители различных ветвей власти и общественности, заинтересованные в возрождении России через образование); государство; обучаемые — главные участники образовательного процесса и реальные носители целей и ценностей образования; родители обучаемых; поставщики «сырья» для образовательного процесса (школы, техникумы); работодатели (представители бизнеса и финансовых кругов, готовые осуществлять
прямые инвестиции в образование, строить на его основе долгосрочную финансовую политику); социальные группы, получающие образование (индивиды, группы, осваивающие новые виды и уровни профессий, различные формы внепрофессиональной деятельности, образовывающиеся в целях расширения и углубления знаний и обеспечения различных культурных запросов). Во вторую группу входят индивиды, социальные группы, общественные институты, которые занимаются образовательным процессом, обеспечивая его непосредственной деятельностью, которая определяет их прямой интерес к образованию, реальный или формальный. В эту группу входят социальные группы, сообщества и институты, объединенные профессионально: органы управления образованием, их сотрудники, берущие на себя профессиональную и гражданскую ответственность за уровень и качество российского образования, учредители; преподаватели, ученые, представители творческой интеллигенции, стремящиеся вложить свой интеллект и талант в развитие образования.
Для того чтобы измерить качество образования, необходимо проверить его соответствие требованиям заинтересованных сторон. Каждый участник этих групп обладает своим собственным пониманием качества, которое пригодно к использованию. Качество предполагает соответствие ожидаемым запросам потребителей. Содержание качества образования раскрывается путем наиболее полного удовлетворения требований и пожеланий заинтересованных сторон. Вузу желательно иметь от каждой заинтересованной стороны точно сформулированные требования к системе образования и преобразовать их в цели и задачи образовательной деятельности. Следовательно, можно сказать, что цель деятельности вуза — это максимально возможное выполнение требований заинтересованных сторон, это и есть достижение качества образования, которое включает и содержательный аспект образования и формы его совершенствования. Качество становится универсальным критерием в обстановке конкуренции, оно становится тем измерительным прибором, с помощью которого будут проводиться сравнения.
Современный вуз должен принимать и применять следующую концепцию: качество — это степень удовлетворения запросов потребителя (студента, преподавателя, предприятия, общества), степень пригодности выпускника вуза к эффективной работе. В
этой формуле содержится еще одно свойство многомерного качества, так как вуз должен удовлетворять ожидания множества потребителей со своими индивидуальными запросами. У каждого потребителя свои взгляды на ценность образования и свои требования к допустимым затратам на выпуск этой продукции.
Но роль высшего образования в социокультурном развитии общества заключается и в достижении минимизации рассогласования между потребностями личности, современными требованиями к специалистам и качеством результатов образования. Высшее образование, являясь базисным социальным институтом, должно не только соответствовать потребностям заинтересованных сторон, но и обладать способностью к опережающему развитию. Соотношение элементов системы образования, их иерархия, содержание, значение в жизни общества и отдельного человека определяется пониманием сущности, целей и качества образования.
Интересы субъектов системы образования выступают мощным двигателем развития системы образования.
Каждый субъект имеет собственные интересы по качеству образования:
а) общество — жизнеспособность нового поколения, его конструктивно-созидательное отношение к окружающей его общественной жизни;
б) государство — сохранение и развитие всей системы образования, его воспроизводство и совершенствование;
в) органы управления образованием — понимание интересов государства, проведение реформ и соответствие требованиям государства;
г) работодатели — специалисты, способные приступить к работе с наименьшими адаптацией и стоимостью на переобучение;
д) обучаемые (студенты) — перспективы трудоустройства и профессиональной карьеры, финансовые перспективы на улучшение уровня материальной жизни;
е) преподаватели — сохранение и развитие профессиональной принадлежности, улучшение финансовых перспектив, творческая работа;
ж) международное сообщество — создание единого образовательного пространства, эквивалентность документов об образовании.
Являясь институтом гражданского общества, которое представляет собой систему отношений между самостоятельными социальными субъектами, как субъектами не
только деятельности, но и потребностей, образование ориентируется на множественность интересов этих субъектов, поэтому необходимо определение единой системы приоритетов, представляющих все многообразие интересов. Для построения системы гарантии качества высшему учебному заведению необходимо иметь от каждой заинтересованной стороны точно сформулированные требования к системе образования и преобразовать их в цели и задачи образовательной деятельности. Философия управления качеством образования позволяет рассматривать процессы улучшения в вузах через призму удовлетворения потребностей студентов и других заинтересованных сторон, что позволит прогнозировать, определять перспективный уровень развития вуза, обеспечивающего его конкурентоспособность и долговременность динамичного развития.
Научно-теоретические и практические проблемы управления образовательными системами могут быть решены в рамках модели стратегии управления качеством высшего образования, в которой целью управления является создание условий для согласованного взаимодействия элементов системы, которое бы обеспечило их функционирование и существование всей системы в целом. При этом под моделью системы гарантии качества понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, критериев, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.
С позиции системного подхода обеспечение качества рассматривается как процесс, целостность которого обусловлена интегра-тивным характером взаимодействия всех его составляющих на основе согласования целей всех субъектов образовательного процесса по достижению конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда, а образовательного учреждения — на рынке образовательных услуг. Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы улучшить систему образовательной деятельности вуза в целом, учитывая множественность требований к вузовскому образованию со стороны разных групп потребителей, а не устранять отдельные недостатки. Речь идет, следовательно, о необходимости разработки такой системы оценки, которая, являясь одним
из основных звеньев в общей структуре управления качеством образования в вузе, позволяла бы выявлять состояние и перспективы развития всех компонентов качества в соответствии с множественностью требований к нему.
В свете многообразия подходов к пониманию качества образования в научных источниках предлагается система управления качеством в вузе, несущая в себе черты всех названных выше подходов и базирующаяся на разнонаправленной оценочной деятельности:
а) оценка качества работы вуза в целом (насколько хорошо он функционирует, насколько слаженно работают его структурные подразделения и эффективна система управления, как используются механизмы разрешения конфликтных ситуаций; сюда же входят и чисто административные вопросы, связанные с приемом на работу и увольнением сотрудников и т. д.);
б) оценка качества учебно-образовательного процесса (качество учебных программ, планов, расписаний занятий, состава преподавателей, студентов и т. д.);
в) оценка качества научно-исследовательской деятельности (оценка качественного состава научно-исследовательских работников, качественного использования фондов, выделяемых на исследования и т. д.);
г) оценка пути дальнейшего повышения качества деятельности вуза (после выявления и анализа недостатков разрабатываются рекомендации, направленные на улучшение системы, способы их внедрения и контроля над ходом реализации).
На официальном сайте Министерства образования и науки РФ опубликованы результаты мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений высшего образования в целях оценки эффективности их работы [7].
Ключевыми показателями оценки эффективности деятельности вузов при этом выступают:
1. Образовательная деятельность: средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение).
2. Научно-исследовательская деятельность: объем НИОКР в расчёте на одного НПР.
3. Международная деятельность: удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение ООП ВПО, в общем выпуске студентов (приведённый контингент).
4. Финансово-экономическая деятельность: доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР.
5. Инфраструктура: общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента (приведенного контингента), имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления.
Ключевые показатели оценки эффективности деятельности филиалов (дополнительно к пяти показателям оценки вузов):
6. Приведенный контингент.
7. Доля кандидатов и докторов наук в численности работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера).
8. Доля работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей численности ППС.
По итогам анализа результатов мониторинга с учётом территориальной и отраслевой специфики Министерство образования и науки РФ предусматривает реализацию мер по повышению эффективности деятельности вузов и филиалов: оказание дополнительной финансовой поддержки, усиление руководства, регулирование контрольных цифр приёма и другие меры, в том числе возможная реорганизация в случае, если учреждение или филиал в перспективе не сможет обеспечить высокое качество подготовки и востребованность студентов.
Таким образом, внутренние гарантии качества в вузе — это скоординированная деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на выполнение требований ФГОС ВПО к результатам освоения основной образовательной программы, являющаяся основой управления образовательным процессом вуза. Использование вышеизложенных современных гарантий качества высшего профессионального образования позволяет сделать серьезный шаг по формированию и совершенствованию системы гарантии качества в высшем учебном заведении, способствующей повышению качества и престижа российского высшего образования и его интеграции в международное образовательное сообщество.
Модернизация России опирается на об-
разование, но для того, чтобы выполнить свою миссию, институт образования сам нуждается в модернизации, в содержательном и структурном обновлении. Сегодня в отечественном образовании имеются комплексные проблемы гарантии качества образования, без решения которых не приходится говорить о его качественной роли в модернизации современной России. Развитие стратегической конкурентоспособности российского высшего профессионального образования напрямую связано с выработкой действенных инструментов оценки эффективности деятельности вузов и реструктуризацией вузовской системы в соответствии с задачами государственного социально-экономического развития.
Список литературы
1. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг // URL: http://mirq.ucoz.ru/index/0-58.
2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.
3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
4. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http:/ /минобрнауки.рф
5. Болонский процесс. Основополагающие материалы : пер. с англ. / сост. АК Бурцев, В.А Зво-нова. М. : Финансы и статистика, 2007. 88 с.
6. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. 58 с.
7. Результаты мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений высшего образования в целях оценки эффективности их работы // URL: http://минобрнау-ки.рф.
БОРИСОВА Елена Рафаиловна — доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Россия, Чебоксары. E-mail: [email protected]
BORISOVA, Elena Rafailovna — Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Professor of Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 808.2 - 085 (082)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Т.В. Иванчикова
Акцентируется внимание на проблемных аспектах образовательной среды вуза, приводящих к необходимости совершенствования методики обучения студентов речевой активности. Доминирующей идеей автора является обоснование субъектоориентированного подхода к педагогической деятельности, связанного с актуализацией рефлексии обучаемых. В статье определяются и детально характеризуются факторы формирования рефлексии личности по поводу речи.
Ключевые слова: образовательная среда вуза; методика; речевая активность; рефлексия; новые образовательные технологии; компетентность; образовательный стандарт.
T.V. Ivanchikova. FORMATION OF REFLECTION OF STUDENTS AS A CONDITION INTRODUCTION IN EDUCATIONAL PROCESS NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
The article focuses on the problematic aspects of the educational environment of the university, leading to a need for improved methods of teaching students of speech activity. The dominant idea of the author is to validate subektoorientirovannogo approach to teaching related to updating the reflection of students. The paper identified and characterized in detail factors of reflection on the individual's speech.