Научная статья на тему 'Гарантии качества высшего профессионального образования'

Гарантии качества высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1075
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY GUARANTEES / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимов А. М.

В статье рассмотрен вопрос определения стратегии развития вуза в рамках выстраивания системы гарантии качества высшего профессионального образования в соответствии с требованиями «Стандартов и Директив для гарантии качества Высшего образования в Европейском образовательном пространстве».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галимов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question about definition of development strategy of university in the creation of the system of guaranteed quality of higher professional education according to requirements of the Standards and Directives for the guarantee of quality higher education in European region is regarded in the article.

Текст научной работы на тему «Гарантии качества высшего профессионального образования»

II-I2' 2009 ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. М. Галимов

В статье рассмотрен вопрос определения стратегии развития вуза в рамках выстраивания системы гарантии качества высшего профессионального образования в соответствии с требованиями «Стандартов и Директив для гарантии качества Высшего образования в Европейском образовательном пространстве».

Ключевые слова: профессиональное образование, качество образования, гарантии качества, менеджмент качества, политика в области качества.

The question about definition of development strategy of university in the creation of the system of guaranteed quality of higher professional education according to requirements of «the Standards and Directives for the guarantee of quality higher education in European region» is regarded in the article.

Key words: professional education, quality of education, quality guarantees, quality management, quality policy

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года главная задача российской образовательной политики - обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В настоящее время по отношению к качеству высшего профессионального образования применяются следующие базовые понятия: контроль

качества, обеспечение качества, гарантии качества.

Контроль за качеством высшего профессионального образования основан на государственном контроле и надзоре и направлен на обеспечение единой государственной политики в области образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования. Государственный контроль

и надзор за качеством образования осуществляется государственными органами управления образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании», постановлениями Правительства, инструктивными и нормативными документами Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Контроль, как этап процедуры управления качеством, направлен на «отбраковывание» несоответствующей продукции (услуги) после завершения процесса изготовления. В нашем случае это соответствует тому, что конечный продукт (студент, прошедший промежуточный или полный курс обучения) тщательно проверяется и сортируется (по уровню ЗУН), а выявляемые при этом дефектные изделия (студенты, не соответствующие требованиям ГОС) дорабатываются (дополнительные занятия, сессии, курсы) или отбраковываются (отчисление), как правило, без исследования причин несоответствий. В советский период развития нашей страны итоговый и промежуточный контроль качества знаний, умений и навыков студентов в совокупности с жестким и объективным входным контролем (приемные экзамены), высоким конкурсом и высокой квалификацией профессорско-преподавательского состава обеспечивал требуемое качество высшего образования.

С появлением коммерческого об-

разования в России, с введением законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании» возникают процедуры, направленные на обеспечение качества учебного процесса. Система требований к обеспечению качества образования формируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями Государственных образовательных стандартов, а также требованиями по лицензированию и аккредитации образовательных программ и образовательных учреждений. Формальное представление государственных (национальных) требований, направленных на обеспечение качества образования, выражается в виде показателей государственной аккредитации.

Вступление России в Болонский процесс привело к тому, что наряду с национальной системой обеспечения качества образования возникла необходимость выделения механизмов внутренних гарантий качества образования, реализуемых посредством систем качества образовательных учреждений (СК ОУ). Понятие «гарантия качества» не рассматривается в технических и производственных системах (например, в стандартах серии ИСО 9000), а введено именно для системы образования (в стандартах и директивах ENQA). Дело в том, что в производстве, где можно известными способами и с достаточной степенью достоверности определить качество на месте (например, готового изделия), предоставление гарантий не так актуально. В образовании же невозможно однозначно и одномоментно

определить качество, поэтому нужны определенные «гарантии», что условия, в которых происходит образовательный процесс, обеспечивают выполнение требований заинтересованных сторон по отношению к качеству образования. Эти требования в настоящий момент определяются «Стандартами и Директивами для гарантии качества высшего образования в Европейском регионе», разработанными ENQA (Европейская ассоциация организаций гарантии качества), и могут рассматриваться как базовые требования к системам качества образовательных учреждений [3].

С целью помочь вузам в разработке и внедрении систем гарантии качества, Рособрнадзор разработал типовую модель системы качества и методические рекомендации по ее внедрению. В основу типовой модели положен принцип вариабельности СК ОУ при соблюдении основных требований, стандартов и директив гарантии качества образования европейских стран в рамках Болонского процесса и использовании большого положительного опыта, накопленного в управлении качеством образования на базе известных моделей систем качества. В связи с этим, предлагаемая Рособрнадзором типовая модель СК ОУ базируется на следующих общепризнанных документах и моделях систем качества в образовании [4]:

1. «Стандарты и директивы для гарантии качества высшего образования в европейском регионе», разработанные Европейской сетью (ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования.

2. Стандарты по менеджменту качества серии КО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

3. Модель конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования».

4. Модель самооценки и совершенствования деятельности вуза (ссуза) в области менеджмента качества, гармонизированная с моделью Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM).

Несмотря на общность принципов, на которые базируются перечисленные модели систем качества, они отличаются друг от друга структурой требований к компонентам общей системы менеджмента организации, полнотой и глубиной охвата рабочих процессов.

Таким образом, введение термина «Гарантии качества в образовании», который фактически близок к термину «Менеджмент качества» (в соответствии со стандартами серии КО 9000:2000), обусловлено требованиями документа «Стандарты и директивы ENQA» [3]. Гарантии качества в образовании могут рассматриваться как все виды скоординированной деятельности по руководству и управлению образовательным учреждением применительно к качеству, что, в свою очередь, позволяет провести декомпозицию этой деятельности [2]:

• планирование качества, предполагает деятельность, направленную на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований по качеству образования;

• управление качеством, включа-

ет методы и виды деятельности ОУ оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству образования;

• обеспечение качества, объединяет методы и виды деятельности ОУ, направленные на создание уверенности в том, что требования к качеству образования будут выполнены;

• улучшение качества, включает все виды деятельности ОУ, направленные на улучшение способности выполнить требования к качеству образования, при этом требования могут относиться к любым аспектам, таким как результативность, эффективность, прослеживаемость и др.

Согласно типовой модели системы качества образовательного учреждения, процедура формирования системы качества предполагает:

• определение всех заинтересованных лиц;

• определение требований заинтересованных лиц к предоставляемой образовательным учреждением продукции (научно-технической) и оказываемым услугам (образовательным);

• разработка и утверждение политики образовательного учреждения в области качества;

• определение целей в области качества, а также показателей и критериев их оценки;

• формализация совокупности процессов для достижения целей в области качества;

• осуществление мероприятий по улучшению показателей качества.

Система качества работы образовательного учреждения является

частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования потребителей и других заинтересованных сторон [3]. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000:2001, менеджмент качества - это координированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Основным отличием менеджмента качества от других видов менеджмента организации является то, что в цепочке управленческих понятий «деятельность

целевые значения контроль управленческие решения» в качестве целевых значений принимаются показатели качества. В свою очередь, показатели качества это потребности, ожидания и требования потребителей по отношению к качеству деятельности, а также результаты деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, реализация вышеуказанной логики создания СК ОУ, в первую очередь, предполагает определение миссии образовательного учреждения. Определить миссию вуза позволяет поиск ответов на следующие ключевые вопросы:

• кто является основным потребителем и заинтересованной стороной образовательного учреждения;

• какова позиция образовательного учреждения в окружающем мире;

• каковы стержневые цели деятельности образовательного учреждения;

• каковы ключевые обязательства и пути обеспечения качества производимой продукции и/или услуг.

Миссия должна подчеркивать специфику и уникальность вуза по сравнению с другими вузами в регионе, а также с другими однопрофильными вузами в России. Она является основой для дальнейшей разработки политики вуза, как общие намерения и направления деятельности образовательного учреждения в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика должна:

• соответствовать стратегическим целям организации;

• включать требования по постоянному улучшению деятельности;

• постоянно проводить анализ на пригодность;

• быть доведена до сведения всего персонала.

Миссия и политика в области качества должны быть понятны и приняты всеми. При этом важно, чтобы поставленные цели имели конкретное выражение в виде некоторых измеряемых показателей и характеристик, что позволяет четко контролировать степень достижения целей [4].

Цель в области качества - то, чего добивается или к чему стремится ОУ в области качества. Необходимо разрабатывать достижимые и измеримые цели, связанные с политикой качества. Формулировка целей должна быть изложена настолько конкретно, чтобы их можно было понять, воплотить на практике и измерить степень их достижения. На следующем этапе создания системы качества поставленные цели следует раздробить на конкретные задачи, для решения ко-

торых разрабатываются специальные программы и планы мероприятий.

В условиях административно-командной системы управления, характерной для централизованной государственно регулируемой системы образования, вопросы перспективного планирования развития вуза, мягко говоря, занимают далеко не первые позиции среди вопросов, стоящих перед руководителями государственных образовательных учреждений. Их внимание в основном поглощено проблемами оперативного характера, в крайнем случае, задачами тактического планирования. Задача определения перспектив управляемых ими учреждений относится к числу прерогатив органов управления федерального уровня.

В последнее время, в связи с вступлением России в Болонский процесс со всеми вытекающими из этого последствиями (переход в автономные учреждения, формирование систем гарантии качества, переход на новую систему оплаты труда и др.), положение в этом отношении начало меняться. Забота о будущем вуза, о способах его выживания и направлениях развития частично легла на плечи руководителей образовательных учреждений. Актуальными стали задачи стратегического планирования и управления в учреждениях высшего профессионального образования.

В последние годы многие вузы разработали и официально утвердили свои Концепции и Стратегии развития. Как правило, в этих документах выражается позиция высшего руководства перед обществом, потреби-

телями и коллективом университета. В них отражаются цели и основные задачи, ведущие принципы и основные направления деятельности образовательных учреждений. В настоящее время, в период реорганизации системы высшего профессионального образования в России, степень проработанности Концепций и Стратегий развития, их понятность и доступность всем категориям заинтересованных лиц становится ключевым фактором, определяющим будущее вузов.

Литература:

1. Ибрагимов Г. И. Качество образования в профессиональной школе (вопросы теории и технологии). - Казань: Школа, 2007.

2. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. - Санкт-Петербург: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. - 63 с.

3. Менеджмент качества в образовательных учреждениях: Материалы курса повышения квалификации/Д. В. Пузанков, С. А. Степанов и др., СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006.

4. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2006. - 408 с.

5. Мухаметзянова Г В. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы. - Казань: ИССО РАО, 1997. - С.200.

ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. В. Колмагорова, И. С. Васильева

Приведены основные критерии оценки экспортного потенциала российских образовательных услуг.

Ключевые слова: Экспорт образовательных услуг, экспортный потенциал, критерии оценки экспортного потенциала системы высшего образования.

Basic criterions for evaluation of export potential of Russian educational service were considered in the article.

Key words: Export of educational service, export potential, criterions for evaluation of export potential of higher education system..

Уже более десяти лет перед российской высшей школой стоят сложнейшие вопросы об ее роли в новой развивающейся отрасли мирового хозяйства - международном рынке

образовательных услуг, об адаптации имеющегося или создании нового инструментария его освоения, о понимании государственной значимости развития экспорта образователь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.