Научная статья на тему 'Инновационная инфраструктура внешней и внутренней оценки гарантии качества высшего образования'

Инновационная инфраструктура внешней и внутренней оценки гарантии качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / SYSTEM OF INSTITUTE'S QUALITY MANAGEMENT / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / QUALITY OF HIGHER EDUCATION / EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугарова Дулма Цырендашиевна

Дается аналитический обзор инновационных инфраструктур, обе спечивающих единый подход для внешней и внутренней оценки гарантии качества высшего образования на нескольких уровнях: государственном, общественном профессиональном с участием профессиональных сообществ (в том числе между народных), институциональном на уровне системы менеджмента качества вуза, уровня образовательных программ и отдельных учебных дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дугарова Дулма Цырендашиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Infrastructure of the External and Internal Assessment of Higher Education Quality Assurance

Analytical observation of innovative infrastructure is presented. It creates a common approach for exterior and inner appreciation of higher education quality assurance on different levels: state, professional including professional societies (also international), institutional on the level of institutes quality management, on the level of educational programs and particular disciplines

Текст научной работы на тему «Инновационная инфраструктура внешней и внутренней оценки гарантии качества высшего образования»

УДК 378

Дугарова Дулма Цырендашиевна Dulma Dugarova

инновационная инфраструктура

внешней и внутренней оценки гарантии качества высшего образования

innovative infrastructure of the external and internal assessment of higher education quality assurance

Дается аналитический обзор инновационных инфраструктур, обеспечивающих единый подход для внешней и внутренней оценки гарантии качества высшего образования на нескольких уровнях: государственном, общественном профессиональном с участием профессиональных сообществ (в том числе международных), институциональном на уровне системы менеджмента качества вуза, уровня образовательных программ и отдельных учебных дисциплин

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, качество высшего образования, образование, система менеджмента качества вуза, образовательные программы

Analytical observation of innovative infrastructure is presented. It creates a common approach for exterior and inner appreciation of higher education quality assurance on different levels: state, professional including professional societies (also international), institutional on the level of institute's quality management, on the level of educational programs and particular disciplines

Key words: innovative infrastructure, quality of higher education, education, system of institute's quality management, educational programs

Инновационные инфраструктуры создаются с учётом перспектив и основных направлений социально-экономического развития на долгосрочный период для реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере повышения качества высшего образования, интеграции системы образования отдельных стран в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.

Инновационную инфраструктуру составляют системы институциональных взаимоотношений обобщённых групп субъектов деятельности в сфере образования, провайдеров образовательных услуг (образовательные учреждения), потребителей услуг (работодатели, обучающиеся и члены

их семей) и заказчиков (работодатели, общественные организации, органы исполнительной власти).

Институциональный подход к исследованию взаимоотношений субъектов деятельности в сфере образования означает рассмотрение в качестве предмета исследования прежде всего тех норм, которые определяют устойчивые взаимодействия, задают правила, рамки и структуру побудительных мотивов деятельности взаимодействующих элементов, представленных субъектами деятельности — агентами институциональных изменений.

Таким образом, система взаимоотношений субъектов деятельности в сфере образования представляет собой комплекс институциональных отношений триады субъектов деятельности: заказчиков, про-

вайдеров и потребителей — агентов институциональных изменений, взаимодействующих между собой в рамках устойчивых формальных и неформальных социальных отношений, определяющих правила, рамки и структуру деятельности [1]. Соответственно оценка качества образования, являясь одним из видов деятельности в сфере образования, упрощённо представляется в трёх основных проекциях со стороны субъектов образовательной деятельности — провайдера, потребителя и заказчика. При этом речь идёт об отношениях заинтересованных субъектов деятельности к качеству образования как к «предмету», «продукту» или «объекту» в рамках сложившихся норм устойчивых формальных и неформальных социальных отношений.

В соответствии с определением, приведённым в Словаре иностранных слов, институт:

1) в социологии — определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т.п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей;

2) в праве — совокупность норм права, регулирующих какие-либо однородные обособленные общественные отношения.

Под нормами права понимаются правила поведения людей в обществе, выраженные в законе или ином акте государственной власти, юридические правила.

В рамках категориального аппарата в области качества высшего образования, разработанного специалистами Исследовательского центра проблем качества профессионального образования [2], различается понятие «качество высшего образования» в широком и узком смыслах. В широком смысле понятие «качество высшего образования» трактуется:

— как сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), условиям;

— как системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств ( характеристик, параметров) высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы).

В узком смысле понятие «качество высшего образования» есть качество подготовки специалистов с высшим образованием», оно рассматривается:

— как сбалансированное соответствие подготовки специалистов с высшим образованием ( как результата и как процесса) многообразным потребностям (государства, общества, личности), целям, требованиям, нормам, стандартам;

— как системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств ( характеристик, параметров) подготовки специалистов с высшим образованием (как результата и как процесса).

Обеспечение гарантий качества образования играет ключевую роль в определении точек взаимодействия между образовательными системами разных стран, во взаимопонимании образовательных учреждений и рынка труда, в регулировании отношений образования с государством и обществом. Это комплексная многоаспектная проблема, в решении которой участвуют многочисленные государственные и общественные российские и международные организации, образовательные учреждения, специалисты. Всё возрастающая важность данной проблемы обусловлена повышением открытости процессов и результатов образования, что является следствием демократизации общества и повышения активности различных заинтересованных сторон [3].

Независимо от того, являются ли образовательные учреждения государственными или частными, они должны быть уверены, что могут продемонстрировать доказательства своей состоятельности предоставлять образовательные услуги требуемого качества. Качество в данном случае означает, что обучающиеся гарантированно приобретают компетенции, необходимые им для само-

определения, трудоустройства, карьеры и развития, для гармоничной и комфортной жизни, и это отвечает ожиданиям общества и государства.

Традиционно оценкой качества в большинстве стран занимались национальные органы управления образованием. Целью оценки являлось определение степени выполнения задач государственной политики в области образования и правильности расходования выделяемых на это средств. В последнее время ситуация изменилась в связи с глобализацией международных отношений, в особенности экономических, в связи с развитием демократических институтов, отстаивающих интересы личности и различных общественных групп, создающих инновационную инфраструктуру оценки качества высшего образования.

Европейские министры образования ещё на встрече в Праге в 2005 г. признали важную роль систем контроля качества в обеспечении высоких стандартов качества и совместимости квалификаций на всём европейском пространстве. Ими одобрены любые действия по распространению лучших методов оценки и аккредитации/ сертификации, а также разработка сценариев взаимного признания и механизмов оценивания и аккредитации. Особую роль призваны сыграть Европейская сеть по кон тролю качества в высшем образовании — European Network of Quality Assurance in Higher Education — ENQA и международная сеть аккредитационных агентств [4].

Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (The European Association for Quality Assurance in Higher Education — ENQA) учреждена на основании Рекомендации Европейского совета от 24 сентября 1998 г. В марте 2000 г. Генеральная ассамблея сети приняла нормативные акты и план действий. С этого момента сеть ENQA стала основной организацией, координирующей работу по обеспечению качества высшего образования в рамках Болонского процесса.

Членство в ENQA открыло для агентств гарантии качества из стран, подписавших Болонскую декларацию. К настоящему

времени членами ENQA являются 41 агентство и организации из 21 страны (Болонс-кая декларация подписана 46 странами). ENQA имеет два типа членства: полноправное и членство в статусе кандидата. Полноправными членами ENQA являются 35 агентств, статус кандидата имеют 6 организаций.

Сбор и распространение информации о текущем состоянии и новых разработках по теории и практике в области оценки, улучшения и поддержки качества в системе высшего образования осуществляет Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании — INQAAHE. Она была образована в 1991 г. Сеть INQAAHE является старейшей и наиболее признаваемой организацией, занимающейся вопросами оценки качества высшего образования в мире. Сеть объединяет аккредитационные агентства, а также другие организации, заинтересованные в высоком качестве деятельности учреждений послешкольного образования или образовательных программ.

В состав INQAAHE входят 166 организаций из 69 стран мира. Членство в сети может быть трёх видов: полноправное, ассоциированное или аффилиатив-ное. Полноправными членами являются организации, ответственные за оценку качества вузов и/или программ (агентства гарантии качества, университеты, аккредитующие другие образовательные учреждения, органы, занимающиеся признанием деятельности аккредитационных агентств). Ассоциированные члены — органы, заинтересованные в результатах оценки качества, но не задействованные в процедуре оценки высшего образования ( например, вузы). Аффилиативные члены — это физические лица, интересующиеся проблемой гарантии качества. Все члены сети могут быть избраны в состав органов управления и участвовать в работе Генеральной ассамблеи, но только полноправные члены имеют право голоса при принятии решений.

В настоящее время в составе INQAAHЕ 119 полноправных, 39 ассоциативных и 8 аффилированных членов. На сайте сети

опубликован полный перечень членов INQAAHE с указанием названий организации, web-сайтов и другой контактной информации.

Евразийская сеть обеспечения качества образования является сетью организаций (органов), осуществляющих внешнюю оценку качества образования на национальном или региональном уровне в странах СНГ и Балтии.

Решение о создании Евразийской сети обеспечения качества образования — ЕСО-КО принято в г. Алматы (Казахстан) в октябре 2004 г. Английский вариант названия сети — the Eurasian Quality Assurance Network - EAQAN.

Членство в сети ЕСОКО открыто для организаций, осуществляющих внешнюю оценку качества образования на национальном/региональном уровне.

В состав сети входят: Департамент контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь, Национальный аккредитационный центр Республики Казахстан (НАЦ РК), Госинспекция по лицензированию и аттестации учреждений образования при Министерстве образования Кыргызской Республики, Центр оценки качества высшего образования ( Латвия), Управление аккредитации высших учебных заведений Республики Молдова, Национальное аккредитационное агентство в сфере образования ( Россия) , Эстонский центр аккредитации высшего образования.

Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества (The Asia-Pacifc Quality Network — APQN) создана при содействии международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE) и при финансовой поддержке Всемирного банка при получении гранта на развитие возможностей (а development grant facility — DGF).

Сеть APQN создана в Гонконге в январе 2003 г. Организация имеет устав, является независимым юридическим лицом, зарегистрированным в Австралии, и функционирует как региональная сеть INQAA-HE.

Согласно Критериям о членстве, агентствам, входящим в состав сети APQN, может быть присвоено четыре типа членства: полноправное, кандидат в полноправные члены, ассоциированное и членство в качестве наблюдателя. В состав сети APQN входят 35 организаций из 23 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время в сети APQN шестнадцать полноправных членов из Австралии, Гонконга, Индии, Индонезии, Новой Зеландии, Камбоджи, Китая, России, Таиланда, Филиппин и Японии. Семь агентств имеют статус кандидата в полноправные члены (Вьетнам, Гонконг, Мальдивы, Монголия, Пакистан, Самоа, Шри-Ланка). Шесть ассоциативных членов (Бангладеш, Вьетнам, Иран, Камбоджа, Лаос, Таиланд). Две организации являются наблюдателями ( Австралия, Великобритания).

Международные ассоциации гарантии качества образования представляют собой инновационные инфраструктуры оценки качества образования, объединяют профессиональные сообщества, которые обеспечивают независимую экспертизу и рецензию деятельности вузов, образовательных программ и учебно-методических работ.

Примерами профессиональных сообществ обеспечения качества образования в России могут быть учебно-методические объединения по направлениям и специальностям, Высшая аттестационная комиссия по присуждению учёных степеней и званий, Аккредитационная коллегия, регистр экспертов, Ассоциация независимой экспертизы высшей школы Санкт-Петербурга, Ассоциация инженерного образования, Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры АККОРК (Москва).

Агентство АККОРК создано в феврале 2005 г. как некоммерческая организация. Деятельность Агентства базируется на принципах социального партнёрства с вузами, органами управления образованием федерального и регионального уровней, ассоциациями работодателей, а также потребителями образовательных услуг. Работа

Агентства направлена на совершенствование механизмов системы общественно-профессиональной аккредитации в России, обеспечение системности процесса получения и оценки объективных данных образовательной деятельности вузов. Агентство:

— анализирует и оценивает качество образовательных услуг, предоставляемых вузами;

— оказывает вузам помощь и содействие в повышении эффективности, конкурентоспособности и устойчивости в различных направлениях их образовательной деятельности;

— принимает ответственность по заверению общественности, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и органов управления образованием на местах в качестве образования в отдельно взятом вузе.

Инновационные инфраструктуры по оценке высшего образования в России в разной степени участвуют в официальной структуре гарантий качества образования. Высшая аттестационная комиссия по присуждению учёных степеней и званий в России создаётся при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Рецензия учебно-методических объединений по направлениям и специальностям подготовки специалистов обязательна для получения лицензии и аккредитации образовательной программы.

Аккредитационная коллегия и регистр экспертов — общественно-профессиональные структуры при государственных структурах управления. Однако с другими организациями партнёрские отношения вузов чаще всего строятся на добровольной инициативной основе. Такая структура взаимоотношений позволяет обеспечить широкое участие заинтересованных сторон в обеспечении гарантий качества образования и одновременно сохранить ведущую роль государства.

Поскольку на уровень вуза переносится главная ответственность за качество образования, ЗабГГПУ использует добровольную модель обеспечения гарантий качества и его соответствующие процедуры оценки:

— системы менеджмента качества вуза, основанные на процессной модели, изложенной в международном стандарте ISO 9001 (реализуются самооценка, внутренний и внешний аудиты и сертификация);

— федеральные, региональные и ведомственные конкурсы по качеству, основанные на процедурах независимой экспертизы;

— внешний аудит в соответствии с положениями стандартов ENQA;

— самооценка и публичный отчёт вуза.

Система менеджмента качества стала

неотъемлемой составной частью деятельности вуза. Распространение единого подхода к созданию систем менеджмента качества на основе требований стандарта ISO 9001 позволило получить международное признание системы управления вуза на основе процедуры сертификации (установления соответствия требованиям стандарта), выполняемой независимой организацией — органом по сертификации. Один из принципов этой системы — принятие решений на основе фактов — предполагает процедуры оценки результатов и параметров процессов для последующей корректировки отклонений.

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет на основе процедуры сертификации (установления соответствия требованиям стандарта) получил в 2009 г. сертификат Ассоциации Франции по нормам (AFNOR), европейского лидера стандартизации, участника международного проекта ЕС по сертификации преподавателей PROCERTU. Сертификат AFNOR за № 2009/34874 удостоверяет, что система менеджмента качества ЗабГГПУ для следующих областей деятельности: разработка и предоставление услуг в области высшего и дополнительного образования, учебно-воспитательная и научная работа, осуществление международной деятельности — проверена и признана соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2008.

По результатам независимой экспертизы, проведённой Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в

рамках конкурса 2010 г. Министерства образования и науки Российской Федерации «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», ЗабГГПУ стал дипломантом конкурса.

Внешней гарантией качества ЗабГГПУ выступили инновационные инфраструктуры оценки качества: Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании и Федеральное агентство по надзору в сфере образования и науки. Единый подход в обеспечении качества высшего образования в ЗабГГПУ обеспечивается системой оценки гарантии качества образования, которая включает несколько уровней:

— государственный — лицензирование и аккредитация;

— общественно-профессиональный — участие профессиональных сообществ, работодателей, общественных организаций, в том числе международных;

— институциональный — система менеджмента качества вуза;

— уровень образовательных программ и отдельных программ учебных дисциплин.

Стандарты гарантии качества ENQA для внешней экспертизы и управления улучшениями стали требованиями для повышения качества образования в вузе.

Литература

1. Кирдина С.Г. Институциональный подход к изучению социально-региональной структуры российского общества [Электронный вариант]: Режим доступа: URL: http://www.kirdina.ru/ index. php?option=com_content&view=article&id=213.

2. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / Под науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. 199 с.

3. Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений профессионального образования: сб. закон. и норм. прав. док.: в 3 ч. Ч. 3. Болонский процесс. Гарантии качества образования. Йошкар-Ола: учеб.-консульт. центр, 2010. 156 с.

4. Стандарты и руководящие принципы обеспечения качества в европейском высшем образовании: пер. с англ. яз. Ю.Б. Сазоновой; под общ. ред. Б.А. Сазонова. М.: ФИРО, 2007. 52 с. (Вып. 2. Проблемы зарубежной высшей школы: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования).

Коротко об авторе_

Дугарова Д.Ц., д-р пед. наук, профессор, заместитель директора института управления развитием образования Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского [email protected]

Научные интересы: инновации в образовании, качество высшего образования

_ Briefly about the author

D. Dugarova, Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Vice-director of the Institute of education development management of Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University named after N.G. Cherny-shevsky

Scientific interests: innovations in education, quality of higher education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.