УДК 378
Дугарова Дулма Цырендашиевна Dulma Dugarova
инновационная инфраструктура
внешней и внутренней оценки гарантии качества высшего образования
innovative infrastructure of the external and internal assessment of higher education quality assurance
Дается аналитический обзор инновационных инфраструктур, обеспечивающих единый подход для внешней и внутренней оценки гарантии качества высшего образования на нескольких уровнях: государственном, общественном профессиональном с участием профессиональных сообществ (в том числе международных), институциональном на уровне системы менеджмента качества вуза, уровня образовательных программ и отдельных учебных дисциплин
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, качество высшего образования, образование, система менеджмента качества вуза, образовательные программы
Analytical observation of innovative infrastructure is presented. It creates a common approach for exterior and inner appreciation of higher education quality assurance on different levels: state, professional including professional societies (also international), institutional on the level of institute's quality management, on the level of educational programs and particular disciplines
Key words: innovative infrastructure, quality of higher education, education, system of institute's quality management, educational programs
Инновационные инфраструктуры создаются с учётом перспектив и основных направлений социально-экономического развития на долгосрочный период для реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере повышения качества высшего образования, интеграции системы образования отдельных стран в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.
Инновационную инфраструктуру составляют системы институциональных взаимоотношений обобщённых групп субъектов деятельности в сфере образования, провайдеров образовательных услуг (образовательные учреждения), потребителей услуг (работодатели, обучающиеся и члены
их семей) и заказчиков (работодатели, общественные организации, органы исполнительной власти).
Институциональный подход к исследованию взаимоотношений субъектов деятельности в сфере образования означает рассмотрение в качестве предмета исследования прежде всего тех норм, которые определяют устойчивые взаимодействия, задают правила, рамки и структуру побудительных мотивов деятельности взаимодействующих элементов, представленных субъектами деятельности — агентами институциональных изменений.
Таким образом, система взаимоотношений субъектов деятельности в сфере образования представляет собой комплекс институциональных отношений триады субъектов деятельности: заказчиков, про-
вайдеров и потребителей — агентов институциональных изменений, взаимодействующих между собой в рамках устойчивых формальных и неформальных социальных отношений, определяющих правила, рамки и структуру деятельности [1]. Соответственно оценка качества образования, являясь одним из видов деятельности в сфере образования, упрощённо представляется в трёх основных проекциях со стороны субъектов образовательной деятельности — провайдера, потребителя и заказчика. При этом речь идёт об отношениях заинтересованных субъектов деятельности к качеству образования как к «предмету», «продукту» или «объекту» в рамках сложившихся норм устойчивых формальных и неформальных социальных отношений.
В соответствии с определением, приведённым в Словаре иностранных слов, институт:
1) в социологии — определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т.п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей;
2) в праве — совокупность норм права, регулирующих какие-либо однородные обособленные общественные отношения.
Под нормами права понимаются правила поведения людей в обществе, выраженные в законе или ином акте государственной власти, юридические правила.
В рамках категориального аппарата в области качества высшего образования, разработанного специалистами Исследовательского центра проблем качества профессионального образования [2], различается понятие «качество высшего образования» в широком и узком смыслах. В широком смысле понятие «качество высшего образования» трактуется:
— как сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), условиям;
— как системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств ( характеристик, параметров) высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы).
В узком смысле понятие «качество высшего образования» есть качество подготовки специалистов с высшим образованием», оно рассматривается:
— как сбалансированное соответствие подготовки специалистов с высшим образованием ( как результата и как процесса) многообразным потребностям (государства, общества, личности), целям, требованиям, нормам, стандартам;
— как системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств ( характеристик, параметров) подготовки специалистов с высшим образованием (как результата и как процесса).
Обеспечение гарантий качества образования играет ключевую роль в определении точек взаимодействия между образовательными системами разных стран, во взаимопонимании образовательных учреждений и рынка труда, в регулировании отношений образования с государством и обществом. Это комплексная многоаспектная проблема, в решении которой участвуют многочисленные государственные и общественные российские и международные организации, образовательные учреждения, специалисты. Всё возрастающая важность данной проблемы обусловлена повышением открытости процессов и результатов образования, что является следствием демократизации общества и повышения активности различных заинтересованных сторон [3].
Независимо от того, являются ли образовательные учреждения государственными или частными, они должны быть уверены, что могут продемонстрировать доказательства своей состоятельности предоставлять образовательные услуги требуемого качества. Качество в данном случае означает, что обучающиеся гарантированно приобретают компетенции, необходимые им для само-
определения, трудоустройства, карьеры и развития, для гармоничной и комфортной жизни, и это отвечает ожиданиям общества и государства.
Традиционно оценкой качества в большинстве стран занимались национальные органы управления образованием. Целью оценки являлось определение степени выполнения задач государственной политики в области образования и правильности расходования выделяемых на это средств. В последнее время ситуация изменилась в связи с глобализацией международных отношений, в особенности экономических, в связи с развитием демократических институтов, отстаивающих интересы личности и различных общественных групп, создающих инновационную инфраструктуру оценки качества высшего образования.
Европейские министры образования ещё на встрече в Праге в 2005 г. признали важную роль систем контроля качества в обеспечении высоких стандартов качества и совместимости квалификаций на всём европейском пространстве. Ими одобрены любые действия по распространению лучших методов оценки и аккредитации/ сертификации, а также разработка сценариев взаимного признания и механизмов оценивания и аккредитации. Особую роль призваны сыграть Европейская сеть по кон тролю качества в высшем образовании — European Network of Quality Assurance in Higher Education — ENQA и международная сеть аккредитационных агентств [4].
Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (The European Association for Quality Assurance in Higher Education — ENQA) учреждена на основании Рекомендации Европейского совета от 24 сентября 1998 г. В марте 2000 г. Генеральная ассамблея сети приняла нормативные акты и план действий. С этого момента сеть ENQA стала основной организацией, координирующей работу по обеспечению качества высшего образования в рамках Болонского процесса.
Членство в ENQA открыло для агентств гарантии качества из стран, подписавших Болонскую декларацию. К настоящему
времени членами ENQA являются 41 агентство и организации из 21 страны (Болонс-кая декларация подписана 46 странами). ENQA имеет два типа членства: полноправное и членство в статусе кандидата. Полноправными членами ENQA являются 35 агентств, статус кандидата имеют 6 организаций.
Сбор и распространение информации о текущем состоянии и новых разработках по теории и практике в области оценки, улучшения и поддержки качества в системе высшего образования осуществляет Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании — INQAAHE. Она была образована в 1991 г. Сеть INQAAHE является старейшей и наиболее признаваемой организацией, занимающейся вопросами оценки качества высшего образования в мире. Сеть объединяет аккредитационные агентства, а также другие организации, заинтересованные в высоком качестве деятельности учреждений послешкольного образования или образовательных программ.
В состав INQAAHE входят 166 организаций из 69 стран мира. Членство в сети может быть трёх видов: полноправное, ассоциированное или аффилиатив-ное. Полноправными членами являются организации, ответственные за оценку качества вузов и/или программ (агентства гарантии качества, университеты, аккредитующие другие образовательные учреждения, органы, занимающиеся признанием деятельности аккредитационных агентств). Ассоциированные члены — органы, заинтересованные в результатах оценки качества, но не задействованные в процедуре оценки высшего образования ( например, вузы). Аффилиативные члены — это физические лица, интересующиеся проблемой гарантии качества. Все члены сети могут быть избраны в состав органов управления и участвовать в работе Генеральной ассамблеи, но только полноправные члены имеют право голоса при принятии решений.
В настоящее время в составе INQAAHЕ 119 полноправных, 39 ассоциативных и 8 аффилированных членов. На сайте сети
опубликован полный перечень членов INQAAHE с указанием названий организации, web-сайтов и другой контактной информации.
Евразийская сеть обеспечения качества образования является сетью организаций (органов), осуществляющих внешнюю оценку качества образования на национальном или региональном уровне в странах СНГ и Балтии.
Решение о создании Евразийской сети обеспечения качества образования — ЕСО-КО принято в г. Алматы (Казахстан) в октябре 2004 г. Английский вариант названия сети — the Eurasian Quality Assurance Network - EAQAN.
Членство в сети ЕСОКО открыто для организаций, осуществляющих внешнюю оценку качества образования на национальном/региональном уровне.
В состав сети входят: Департамент контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь, Национальный аккредитационный центр Республики Казахстан (НАЦ РК), Госинспекция по лицензированию и аттестации учреждений образования при Министерстве образования Кыргызской Республики, Центр оценки качества высшего образования ( Латвия), Управление аккредитации высших учебных заведений Республики Молдова, Национальное аккредитационное агентство в сфере образования ( Россия) , Эстонский центр аккредитации высшего образования.
Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества (The Asia-Pacifc Quality Network — APQN) создана при содействии международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE) и при финансовой поддержке Всемирного банка при получении гранта на развитие возможностей (а development grant facility — DGF).
Сеть APQN создана в Гонконге в январе 2003 г. Организация имеет устав, является независимым юридическим лицом, зарегистрированным в Австралии, и функционирует как региональная сеть INQAA-HE.
Согласно Критериям о членстве, агентствам, входящим в состав сети APQN, может быть присвоено четыре типа членства: полноправное, кандидат в полноправные члены, ассоциированное и членство в качестве наблюдателя. В состав сети APQN входят 35 организаций из 23 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время в сети APQN шестнадцать полноправных членов из Австралии, Гонконга, Индии, Индонезии, Новой Зеландии, Камбоджи, Китая, России, Таиланда, Филиппин и Японии. Семь агентств имеют статус кандидата в полноправные члены (Вьетнам, Гонконг, Мальдивы, Монголия, Пакистан, Самоа, Шри-Ланка). Шесть ассоциативных членов (Бангладеш, Вьетнам, Иран, Камбоджа, Лаос, Таиланд). Две организации являются наблюдателями ( Австралия, Великобритания).
Международные ассоциации гарантии качества образования представляют собой инновационные инфраструктуры оценки качества образования, объединяют профессиональные сообщества, которые обеспечивают независимую экспертизу и рецензию деятельности вузов, образовательных программ и учебно-методических работ.
Примерами профессиональных сообществ обеспечения качества образования в России могут быть учебно-методические объединения по направлениям и специальностям, Высшая аттестационная комиссия по присуждению учёных степеней и званий, Аккредитационная коллегия, регистр экспертов, Ассоциация независимой экспертизы высшей школы Санкт-Петербурга, Ассоциация инженерного образования, Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры АККОРК (Москва).
Агентство АККОРК создано в феврале 2005 г. как некоммерческая организация. Деятельность Агентства базируется на принципах социального партнёрства с вузами, органами управления образованием федерального и регионального уровней, ассоциациями работодателей, а также потребителями образовательных услуг. Работа
Агентства направлена на совершенствование механизмов системы общественно-профессиональной аккредитации в России, обеспечение системности процесса получения и оценки объективных данных образовательной деятельности вузов. Агентство:
— анализирует и оценивает качество образовательных услуг, предоставляемых вузами;
— оказывает вузам помощь и содействие в повышении эффективности, конкурентоспособности и устойчивости в различных направлениях их образовательной деятельности;
— принимает ответственность по заверению общественности, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и органов управления образованием на местах в качестве образования в отдельно взятом вузе.
Инновационные инфраструктуры по оценке высшего образования в России в разной степени участвуют в официальной структуре гарантий качества образования. Высшая аттестационная комиссия по присуждению учёных степеней и званий в России создаётся при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Рецензия учебно-методических объединений по направлениям и специальностям подготовки специалистов обязательна для получения лицензии и аккредитации образовательной программы.
Аккредитационная коллегия и регистр экспертов — общественно-профессиональные структуры при государственных структурах управления. Однако с другими организациями партнёрские отношения вузов чаще всего строятся на добровольной инициативной основе. Такая структура взаимоотношений позволяет обеспечить широкое участие заинтересованных сторон в обеспечении гарантий качества образования и одновременно сохранить ведущую роль государства.
Поскольку на уровень вуза переносится главная ответственность за качество образования, ЗабГГПУ использует добровольную модель обеспечения гарантий качества и его соответствующие процедуры оценки:
— системы менеджмента качества вуза, основанные на процессной модели, изложенной в международном стандарте ISO 9001 (реализуются самооценка, внутренний и внешний аудиты и сертификация);
— федеральные, региональные и ведомственные конкурсы по качеству, основанные на процедурах независимой экспертизы;
— внешний аудит в соответствии с положениями стандартов ENQA;
— самооценка и публичный отчёт вуза.
Система менеджмента качества стала
неотъемлемой составной частью деятельности вуза. Распространение единого подхода к созданию систем менеджмента качества на основе требований стандарта ISO 9001 позволило получить международное признание системы управления вуза на основе процедуры сертификации (установления соответствия требованиям стандарта), выполняемой независимой организацией — органом по сертификации. Один из принципов этой системы — принятие решений на основе фактов — предполагает процедуры оценки результатов и параметров процессов для последующей корректировки отклонений.
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет на основе процедуры сертификации (установления соответствия требованиям стандарта) получил в 2009 г. сертификат Ассоциации Франции по нормам (AFNOR), европейского лидера стандартизации, участника международного проекта ЕС по сертификации преподавателей PROCERTU. Сертификат AFNOR за № 2009/34874 удостоверяет, что система менеджмента качества ЗабГГПУ для следующих областей деятельности: разработка и предоставление услуг в области высшего и дополнительного образования, учебно-воспитательная и научная работа, осуществление международной деятельности — проверена и признана соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2008.
По результатам независимой экспертизы, проведённой Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в
рамках конкурса 2010 г. Министерства образования и науки Российской Федерации «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», ЗабГГПУ стал дипломантом конкурса.
Внешней гарантией качества ЗабГГПУ выступили инновационные инфраструктуры оценки качества: Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании и Федеральное агентство по надзору в сфере образования и науки. Единый подход в обеспечении качества высшего образования в ЗабГГПУ обеспечивается системой оценки гарантии качества образования, которая включает несколько уровней:
— государственный — лицензирование и аккредитация;
— общественно-профессиональный — участие профессиональных сообществ, работодателей, общественных организаций, в том числе международных;
— институциональный — система менеджмента качества вуза;
— уровень образовательных программ и отдельных программ учебных дисциплин.
Стандарты гарантии качества ENQA для внешней экспертизы и управления улучшениями стали требованиями для повышения качества образования в вузе.
Литература
1. Кирдина С.Г. Институциональный подход к изучению социально-региональной структуры российского общества [Электронный вариант]: Режим доступа: URL: http://www.kirdina.ru/ index. php?option=com_content&view=article&id=213.
2. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / Под науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. 199 с.
3. Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений профессионального образования: сб. закон. и норм. прав. док.: в 3 ч. Ч. 3. Болонский процесс. Гарантии качества образования. Йошкар-Ола: учеб.-консульт. центр, 2010. 156 с.
4. Стандарты и руководящие принципы обеспечения качества в европейском высшем образовании: пер. с англ. яз. Ю.Б. Сазоновой; под общ. ред. Б.А. Сазонова. М.: ФИРО, 2007. 52 с. (Вып. 2. Проблемы зарубежной высшей школы: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования).
Коротко об авторе_
Дугарова Д.Ц., д-р пед. наук, профессор, заместитель директора института управления развитием образования Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского [email protected]
Научные интересы: инновации в образовании, качество высшего образования
_ Briefly about the author
D. Dugarova, Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Vice-director of the Institute of education development management of Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University named after N.G. Cherny-shevsky
Scientific interests: innovations in education, quality of higher education