Научная статья на тему 'Институт общественно-профессиональной аккредитации как фактор повышения качества высшего образования и конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг'

Институт общественно-профессиональной аккредитации как фактор повышения качества высшего образования и конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ / EDUCATION MARKET / PUBLIC AND PROFESSIONAL ACCREDITATION / THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION / INFORMATION ASYMMETRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малеин Виктор Михайлович

Рассматривается влияние института общественно-профессиональной аккредитации на функционирование рынка образовательных услуг. Анализируется роль данного института в преодолении информационной асимметрии на рынке образовательных услуг как условия повышения качества образования и конкурентоспособности вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малеин Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Institution of Social and Professional Accreditation as a Factor in Increasing the Quality of Higher Education and the Competitiveness of Universities in the Education Market

The influence of the institution of social and professional accreditation on the functioning of the education market is considered. The role of this institution in overcoming the information asymmetry in the educational market is analyzed as a condition of improving the quality of higher education and the competitiveness of universities.

Текст научной работы на тему «Институт общественно-профессиональной аккредитации как фактор повышения качества высшего образования и конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг»

7. Gonda V. InvestHcie do vedy, vaskumu a vzdelávania a úloha vysokach §кф1 vo vflzbe na Lisabonskb stratMgiu // Lidska kapitál a investice do vzdëlônH: SbornHk z 11. mezinôrodnH vëdeckM konference. Praha: Vysoká skola financnH a správnH, 29-30 z6m 2008.

8. RHzenH vysokMho skolstvH v Evropë // Aula, roc. 16. 2008. C. 3. S. 70-71.

Перевод B.M. Полякова

V.M. Malein

The Institution of Social

and Professional Accreditation

as a Factor in Increasing the Quality

of Higher Education

and the Competitiveness of Universities

in the Education Market

The influence of the institution of social and professional accreditation on the functioning of the education market is considered. The role of this institution in overcoming the information asymmetry in the educational market is analyzed as a condition of improving the quality of higher education and the competitiveness of universities.

Key words and word-combination: education market, public and professional accreditation, the quality of higher education, information asymmetry.

Рассматривается влияние института общественно-профессиональной аккредитации на функционирование рынка образовательных услуг. Анализируется роль данного института в преодолении информационной асимметрии на рынке образовательных услуг как условия повышения качества образования и конкурентоспособности вузов.

Ключевые слова и словосочетания: рынок образовательных услуг, общественно-профессиональная аккредитация, качество высшего образования, информационная асимметрия.

УДК 338.4(075)

ББК 65.441 Я73

В.М. Малеин

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

современных условиях качество профессионального образования выступает важнейшей детерминантой экономического развития любой страны. Существует тесная взаимосвязь между показателями качества образования и показателями, характеризующими уровень экономического развития и качество жизни в государстве [1, с. 86].

Российскими экспертами отмечается несоответствие качества отечественного вузовского образования потребностям работодателей, ориентированных на высокий профессионализм и компетентность своих сотрудников [2, с. 4]. Низкое качество высшего образования отражается в кадровых стратегиях российских фирм. Наиболее крупные корпорации учреждают собственные научнообразовательные центры и корпоративные университеты (например, ФГОУ «ГЦИПК

“Росэнергоатом”», НОУ «Корпоративный университет “Норильский никель”», НОУ «Корпоративный университет “Северсталь”»), располагающие значительными ресурсами. Ими создаются образовательные программы для сотрудников корпорации, проводятся теоретические и прикладные исследования.

Создание корпоративных университетов следует рассматривать не только в связи с проблемой качества вузовской подготовки персонала. Положение работодателя в современных условиях серьезно осложнено наличием информационной асимметрии на рынке труда, когда он не располагает достаточно полной информацией о производительности работника. Осуществляя инвестиции в корпоративное образование, работодатель стремится не только повысить качество профессиональной подготовки сотрудников, но и сформировать эффективную систему оценки производительности работников. Исходя из этого работники, прошедшие обучение в корпоративном университете, более предпочтительны для работодателя, чем выпускники других вузов. В этом случае наниматели обладают более достоверным сигналом, подтверждающим соответствие работников требованиям работодателя.

Несмотря на очевидные преимущества, такой вариант не может рассматриваться в качестве универсального средства решения проблемы подготовки высококвалифицированных кадров. Альтернативой и дополнением корпоративному образованию, по нашему мнению, может стать формирование сети аккредитационных агентств, осуществляющих общественно-профессиональную экспертизу качества образования вузов на добровольной основе.

Участие в системе общественно-профессиональной аккредитации позволяет вузу получить достоверное подтверждение высокого уровня качества предлагаемых им образовательных услуг, чем достигается конкурентное преимущество на рынке. Ключевой характеристикой института общественно-профессиональной аккредитации выступает его независимость от государственных регулирующих органов. Она проявляется в том, что аккредитационные агентства самостоятельно определяют показатели и технологию оценки образовательной деятельности вузов при непосредственном участии заинтересованных общественных групп (профессионального сообщества вузов, работодателей, учащихся и абитуриентов вузов). Этим обусловливается принципиальное отличие данного института от государственной аккредитации вузов, целью которой является определение соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям [3].

По мнению ряда экспертов, государственная аккредитация оказывается неэффективной для выявления уровня качества образования в вузах в связи с тем, что государственные стандарты устанавливают только нижнюю, минимально допустимую границу качества образования [4, с. 57]. В результате, проходя процедуру государственной аккредитации, вузы подтверждают относительно низкий (минимально допустимый) уровень качества образования. Государственная аккредитация не достигает цели в ситуации, когда вузу требуется подтверждение качества образования, превышающего минимальный уровень, установленный государством.

В настоящее время свидетельство о прохождении государственной аккредитации получили 2876 вузов, что составляет 81,5% от общего числа вузов, имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности [3]. Очевидно, что среди вузов, прошедших государственную аккредитацию, вариация качества достаточно высока, поэтому государственная аккредитация не является надежным подтверждением высокого (превышающего средний уровень) качества образования в вузе. Исходя из этого, предлагаем дополнить ее общественно-профессиональной аккредитацией, которая ориентирована на подтверждение высокого качества образования вузов.

Изложенные соображения можно представить в виде формальной модели, позволяющей выявить экономическое значение института общественно-профессиональной аккредитации и его влияние на конкурентоспособность вузов. В рамках модели рассматривается поведение трех субъектов: покупателей образовательных услуг; вузов, предлагающих образование; работодателей, выплачивающих заработную плату работнику.

Предполагается, что рыночная цена p(q}, прибыль продавца я(q) и заработная плата, выплачиваемая работнику, положительно связаны с качеством образования. Работодатель оценивает производительность работника исходя из качества полученного им образования, поэтому более высокому качеству образования будет соответствовать более высокий размер оплаты труда работника - w'(ç) > 0. Значит, покупатель готов заплатить более высокую цену за качественное образование, а продавец, в свою очередь, получит более высокую прибыль p'(q) > 0, я (q) > 0.

Предположим, что качество товара q, представленного на рынке, равномерно распределено на интервале [0; 1].

В ситуации информационной асимметрии покупатель оценивает качество товара, исходя из его распределения на рынке. Аналогично поступает работодатель, определяя размер заработной платы, основываясь на ожидаемом качестве образования работника. Поскольку ожидаемое качество будет оцениваться 1

величиной “ соответственно параметры рыночного равновесия составят следующие величины: рф, №ф и <->.

Наличие института подтверждения качества (аккредитация) на рынке позволяет продавцам достоверно подтверждать определенный уровень качества, которому соответствует их товар (услуга).

Допустим, что на рынке существуют две аккредитационные структуры: государственная и общественно-профессиональная. Государственные стандарты и требования определяют минимальные значения оценочных показателей, которым должен соответствовать вуз, поэтому уровень качества qm , подтверждаемый

1

государственной аккредитацией, окажется на интервале [0; ~]. Общественнопрофессиональная аккредитация устанавливает более высокие стандарты качества образовательной деятельности вуза, поэтому подтверждаемый уровень

качества q^ будет выше ожидаемого уровня на интервале [~; 1].

Предположим, что (Jm — a Qh — ~ Тогда при прохождении государст-

' " 1 3

—+— ]_

венной аккредитации ожидаемое качество составит: — = При условии про-

2 2

хождения общественно-профессиональной аккредитации ожидаемое качество

образования составит Прибыль продавцов составит тт и ^С“) со-

ответственно.

Если вузы имеют возможность прохождения только государственной аккре-

-+1 &

дитации, то ожидаемое качество составит:-— = В этом случае продавцы,

^ ® /5\ 7

ориентированные на высокое качество, получат меньшую прибыль тг \^f < ж(~) ■ Следовательно, общественно-профессиональная аккредитация позволит увеличить выигрыш вуза, ориентированного на высокое качество. Очевидно также, что институт общественно-профессиональной аккредитации способствует повышению заработной платы работников, получивших качественное образование.

Наличие на рынке института общественно-профессиональной аккредитации имеет большое значение для работодателей, которые получают инструмент для оценки качества профессиональной подготовки и уровня способностей потен-циапьных работников. Это означает, что работодатель уменьшает издержки, связанные с поиском подходящих работников и оценкой их производительности. В целом же институт общественно-профессиональной аккредитации увеличивает выигрыши агентов, ориентированных на высокое качество образования.

Востребованность института общественно-профессиональной аккредитации связана также с тем, что само по себе действие рыночных сил на рынке не обеспечивает стимулирование вузов, ориентированных на высокое качество образования. В частности, это означает, что механизм репутации оказывается неэффективным в условиях рынка образовательных услуг. По нашему мнению, это обусловлено действием следующих факторов:

1. Образовательное благо носит доверительный характер, что обусловливает необходимость значительных инвестиций для формирования экспертных знаний и навыков, необходимых для оценки качества образования [5, с. 64]. В результате уровень издержек измерения качества для участников рынка носит запретительный характер (участники рынка не в состоянии провести необходимые измерения качества образования), поэтому оценки качества образования потребителями и соответственно репутация вуза будут искажены.

2. Действие эффекта среды (peer effect) состоит в том, что качество образования положительно связано с уровнем способностей студентов [2, с. 10]. В результате возникает вероятность поддерживать репутацию вуза на высоком уровне, тогда как реальное качество образования оказывается невысоким. В итоге роль репутации, как фактора, стимулирующего производителей качественного образования, оказывается ослабленной. В этих условиях возрастает роль общественно-профессиональной аккредитации, позволяющей участникам рынка получить объективную информацию о качестве образования в том или ином вузе.

Востребованность института общественно-профессиональной аккредитации

подтверждается опытом зарубежных стран. В настоящее время данный институт сложился и активно развивается во многих странах мира. К числу наиболее значимых организаций в данной сфере относятся следующие:

INQAAHE (The International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education) - Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании. В состав INQAAHE входят 166 организаций (агентства гарантии качества, университеты, аккредитующие другие образовательные учреждения, органы, занимающиеся признанием деятельности аккредитационных агентств) из 69 стран мира. Миссией организации является сбор и распространение информации о текущем состоянии и новых разработках по теории и практике в области оценки, улучшения и поддержки качества в системе высшего образования [6].

ENQA (The European Association for Quality Assurance in Higher Education) -Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании, учреждена для содействия европейскому сотрудничеству в области гарантии качества высшего образования для всех заинтересованных лиц, вовлеченных в процесс гарантии качества. К настоящему времени в составе ENQA находится 41 агентство и организация из 21 страны (Болонская декларация подписана 45 странами) [5].

APQN (The Asia-Pacific Quality Network) - Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества). Организация была создана при содействии Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE) и при финансовой поддержке Всемирного банка при получении гранта на развитие возможностей (a development grant facility - DGF). Миссией данной организации является улучшение качества высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе посредством развития деятельности агентств гарантии качества и расширения сотрудничества между ними. В состав сети APQN входит 21 организация из Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время в сети APQN 16 полноправных членов из Австралии, Гонконга, Индии, Индонезии, Новой Зеландии, Камбоджи, Китая, России, Таиланда, Филиппин и Японии[6].

ЕСОКО (Евразийская сеть обеспечения качества образования). Английский вариант названия сети - The Eurasian Quality Assurance Network - EAQAN. Евразийская сеть обеспечения качества образования является сетью организаций (органов), осуществляющих внешнюю оценку качества образования на национальном или региональном уровне в странах СНГ и Балтии [6].

В России институт общественно-профессиональной экспертизы активно развивается с 2005 г., когда был образован Координационный совет по независимой общественно-профессиональной аккредитации (учредители - крупнейшие ассоциации работодателей и вузов России) [4, с. 65]. В числе наиболее значимых организаций в данной сфере - Агентство по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК). Агентство предоставляет услуги по общественно-профессиональной оценке качества образования, проводит комплексный аудит вуза, внедряет эффективную систему менеджмента качества в вузе, обеспечивает консультационно-методическую поддержку по вопросам ведения бизнеса в сфере высшего и среднего профессионального образования [6].

Таким образом, в настоящее время институт общественно-профессиональной аккредитации становится неотъемлемой частью системы высшего образо-

З.И. Ефремова

вания многих стран, включая Россию. Его роль состоит в том, что он позволяет разграничить вузы по уровню качества предлагаемого ими образования, способствуя тем самым устранению негативных последствий информационной асимметрии на рынке. Институт общественно-профессиональной аккредитации дополняет действующие на рынке институты, не только укрепляя конкурентные позиции вузов на рынке, но также обеспечивая интересы работодателей, снижающих издержки поиска подходящих работников и выпускников вузов, увеличивая их отдачу от качества полученного образования.

Библиографический список

1. Ханушек Э., Вессман Л. Роль качества образования в экономическом росте (часть 1) (пер. с англ. Е. Покатович) // Вопросы образования. 2007. № 7. С. 86-116.

2. Полищук Л., Ливни Э. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 2-18.

3. Официальный сайт Национального аккредитационного агентства в сфере образования. иКЬ: http://www.nica.ru

4. Авраамов Ю.С., Калашников Н.П., Рудченко АД. [и др.] Независимая общественно-профессиональная аккредитация: повышение качества и конкурентоспособности российского образования // Вопросы образования. 2007. № 5. С. 56-67.

5. Малеин В.М. Экономическая природа образовательной услуги как доверительного блага // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 2. С. 67-72.

6. Официальный сайт Агентства по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК). ийЬ: http://www.akkork.ru

Z.I. Ephremova

Autonomous Model of Education in Transcendental Idealism:

Principles of Methodology

The philosophic bases of the human right to knowledge are revealed. The methodological principles of the autonomous project of education in German transcendental idealism are studied. Special attention is paid to the analysis of Neo-Kantian approach to education system.

Key words and word-combinations: transcendental idealism, educational autonomy, the human right to knowledge, civil principles of education.

Показаны философские обоснования права человека на знание. Исследуются методологические принципы автономного проекта образования в немецком трансцендентальном идеализме. Особое внимание уделяется анализу неокантианского подхода к системе образования.

Ключевые слова и словосочетания: трансцендентальный идеализм, автономия образования, право человека на знание, гражданские принципы образования.

УДК 11.1 ББК 87.22

З.И. Ефремова

АВТОНОМНАЯ МОДЕЛЬ

ОБРАЗОВАНИЯ

В ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМ

ИДЕАЛИЗМЕ:

ПРИНЦИПЫ МЕТОДОЛОГИИ

^Зистема европейского идеализма неразрывно связана с идеалом Просвещения и гуманностью. Гуманистическое обоснование права человека на знание впервые заявлено представителями философии немецкого трансцендентального идеализма, утверждавшего принцип активности субъекта в процессе познания и общественного развития. В свя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.