Научная статья на тему 'Вовлечение студентов в независимую оценку качества высшего образования'

Вовлечение студентов в независимую оценку качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1306
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / BOLOGNA PROCESS / QUALITY OF EDUCATION / INDEPENDENT ACADEMIC QUALITY ASSESSMENT / QUALITY ASSURANCE IN EDUCATION / STUDENT PARTICIPATION IN ACADEMIC QUALITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Лариса Игоревна

Cтатья посвящена анализу зарубежного и отечественного опыта участия студентов и студенческих организаций в процессах независимой оценки качества образования. Излагается актуальность проблемы в свете реализации идеи создания странами-участницами Болонского процесса общеевропейского пространства высшего образования. Раскрывается содержание мультистандартного подхода, составляющего методологическую основу исследования. Описываются лучшие практики привлечения студентов при оценке гарантии качества высшего образования в соответствии с международными стандартами. В качестве примера приведен отечественный опыт деятельности студенческих объединений по контролю качества профессионального образования, показана степень участия студентов Забайкальского государственного университета в профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Выявлены проблемы, связанные с участием студентов в процессах оценки гарантии качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Лариса Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student Involvement in Independent Academic Quality Assessment at Institutions of Higher Education

The article focuses on the analysis of foreign and Russian student organizations experience in independent academic quality assessment. The urgency of an issue is reflected in the idea of creating one universal educational environment for all the European countries involved in Bologna process. The meaning of the multistandard approach as a methodological basis for the research is explained. The best examples of the involving students into the quality assurance assessment in educational institutions of higher education and its correspondence to the international standards with the activity of Russian student organizations in the sphere of academic quality assessment control as an illustration are given. The level of the Transbaikal State University students participation in the socio-professional accreditation of the education programs is provided. The author also brings to light the problems of student participation in the process of academic quality assessment

Текст научной работы на тему «Вовлечение студентов в независимую оценку качества высшего образования»

УДК 378

Калинина Лариса Игоревна Larisa Kalinina

ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В НЕЗАВИСИМУЮ ОЦЕНКУ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

STUDENT INVOLVEMENT IN INDEPENDENT ACADEMIC QUALITY ASSESSMENT AT INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Статья посвящена анализу зарубежного и отечественного опыта участия студентов и студенческих организаций в процессах независимой оценки качества образования. Излагается актуальность проблемы в свете реализации идеи создания странами-участницами Болонского процесса общеевропейского пространства высшего образования. Раскрывается содержание мультистандартного подхода, составляющего методологическую основу исследования. Описываются лучшие практики привлечения студентов при оценке гарантии качества высшего образования в соответствии с международными стандартами. В качестве примера приведен отечественный опыт деятельности студенческих объединений по контролю качества профессионального образования, показана степень участия студентов Забайкальского государственного университета в профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Выявлены проблемы, связанные с участием студентов в процессах оценки гарантии качества

Ключевые слова: Болонский процесс, качество образования, независимая система оценки качества образования, гарантии качества образования, участие студентов в оценке качества образования

The article focuses on the analysis of foreign and Russian student organizations' experience in independent academic quality assessment. The urgency of an issue is reflected in the idea of creating one universal educational environment for all the European countries involved in Bologna process. The meaning of the multistandard approach as a methodological basis for the research is explained. The best examples of the involving students into the quality assurance assessment in educational institutions of higher education and its correspondence to the international standards with the activity of Russian student organizations in the sphere of academic quality assessment control as an illustration are given. The level of the Transbaikal State University students' participation in the socio-professional accreditation of the education programs is provided. The author also brings to light the problems of student participation in the process of academic quality assessment

Key words: Bologna process, quality of education, independent academic quality assessment, quality assurance in education, student participation in academic quality assessment

Интеграция национальных образовательных систем является приоритетной тенденцией развития образования в мире. Болонский процесс выступает основой для интеграции европейских стран в сфере высшего образования и определяет принципы

и стандарты обеспечения качества высшего образования. Для координации разработки единых стандартов качества и решения проблем сертификации и аккредитации образовательных программ и учреждений создана Европейская ассоциация по гарантии

качества в высшем образовании (ENQA). В соответствии с решением Берлинской декларации ENQA разработала «Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве». Одним из основных принципов внешней и внутренней гарантии качества высшего образования на территории Европы, положенных в основу этого документа, является заинтересованность студентов, сотрудников и общества в целом в хорошем качестве высшего образования [2, С. 27]. Агентствам-членам ENQA рекомендовано в состав экспертных групп по оцениванию качества, наравне с экспертами, представителями вузов и другими лицами, включать студентов [6, С. 31]. Министры образования стран-подписантов Болонско-го соглашения подчеркнули важность развития этого сотрудничества для достижения поставленных целей. Кроме этого, студент, выдвигаемый Национальным союзом студентов Европы (ЕЯШ), входит в состав экспертной группы ENQA по внешней оценке деятельности агентств-членов.

Российская Федерация стала участницей Болонского процесса в 2003 г., что запустило процесс модернизации профессионального образования, включающий мероприятия по повышению его качества, интеграции в международное образовательное пространство, по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и т.д. С вступлением в действие с 1 сентября 2013 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» меняются механизмы независимой системы оценки качества образования. В соответствии с данным нормативным документом независимая оценка качества образования [10] осуществляется юридическими лицами (агентствами) как в отношении образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, так и в аспекте реализуемых ими образовательных программ. Она проводится в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям лиц, в интересах которых осуществляется данная деятель-

ность, а также для оказания содействия потребителям образовательных услуг в выборе образовательной организации или образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Агентства, осуществляющие независимую оценку качества, вправе определять условия, формы и методы проведения экспертизы. Однако актуальным вопросом до сих пор остается участие студентов и студенческих организаций вузов в данных процессах.

Целями нашего исследования являются изучение опыта привлечения студентов при независимой оценке качества образования в международной и отечественной практике, выявление проблем, связанных с участием студентов в процессах оценки гарантии качества.

Уставные документы по европейской интеграции в сфере высшего образования одновременно предполагают сохранение индивидуальной специфики образовательной политики стран и создание общего образовательного пространства. В основу нашего исследования заложен мультистан-дартный подход [5], принятый Агентством по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) — независимым международным агентством по гарантиям качества образования, ассоциированным членом ENQA, полноправным членом международных сетей в сфере гарантии качества образования. Методология мульти-стандартного подхода при оценке качества образования в Российской Федерации будет учитывать не только положенные в основу Европейские стандарты и рекомендации по гарантии качества высшего образования (ЕЯО ENQA), но и требования Федеральных государственных образовательных стандартов, отечественных профессиональных стандартов, разработанных ассоциациями работодателей, и других документов, специфика которых не противоречит ЕЯО ENQA. При независимой оценке качества высшего образования учитываются лучшие национальные и зарубежные практики (бенчмаркинг).

Инструментом исследования вовлечения студентов в независимую оценку качества высшего образования послужил метод индукции — метод умозаключения от частного к общему [3, С. 12]. Анализируя опыт вузов и студенческих организаций Норвегии, Финляндии, Испании, Великобритании и России по привлечению студентов при внутренней и внешней оценке качества образования, выявлялись особенности организации независимой системы оценки качества высшего образования в разных странах, а также проблемы участия студентов в процессах оценки гарантии качества.

В задачу нашего исследования входило изучение опыта европейских стран, где деятельность студентов в системе оценки гарантии качества признается как необходимое и желаемое явление. Например, Норвежское агентство гарантии качества ^ОКиТ) практикует участие студентов в составе большинства экспертных групп по внешней оценке, которые также являются полноправными членами экспертных комиссий по аккредитации образовательных учреждений [1, С. 64]. Кроме того, в Совете NOKUT есть представитель студенческой молодежи. В экспертных комиссиях студенты участвуют в качестве членов Совета на разных институциональных уровнях и изучают процедуры, правила и терминологию гарантии качества. Кроме этого, Агентство считает важным организацию совместного обучения членов комиссий (студентов, академического персонала и т.д.) с целью подготовки их к работе.

В Финляндии основными участниками процесса оценки гарантии качества являются университеты, студенческий союз и ассоциации, академический персонал, а также отдельные студенты [8, С. 17]. Убежденность вузов в значимости участия студентов в процессе оценки гарантии качества актуальна, т.к. с первого курса учебы студенты вступают в академическое сообщество как его полноправные члены. Поэтому системы гарантии качества вузов предполагают разнообразные способы участия студентов.

1. Студент как поставщик информации. Обратная связь — это один из основных способов участия студентов в процессе оценки гарантии качества. Существует различие в том, каким образом, когда и какого рода обратную связь предоставляют студенты. Наиболее распространенные способы обратной связи — это опрос и анкетирование после окончания каждого курса обучения или один раз в семестр.

2. Студент как действующее лицо. Во многих университетах Финляндии студенты разрабатывают анкеты или делают это в сотрудничестве с академическим персоналом, собирают и анализируют обратную связь. Они организуют совместные обучающие семинары с участием преподавателей, на которых обсуждаются проблемы качества высшего образования и идет поиск их решения.

3. Студент как эксперт. В Финляндии студентов считают экспертами в области обучения. Такое отношение является следствием культуры, которая требует позитивного восприятия со стороны как академического персонала, так и самих студентов. Их участие в работе экспертных групп свидетельствует о том, что данная оценка важна. Поэтому преподавание оценивается через опыт обучения студентов, основываясь на том, как оно в реальности способствует эффективной организации учебного процесса. Использование экспертной оценки студентов в конкретной форме предполагает применение определенных методов, например, привлечение студентов к участию в рабочих группах и заседаниях, учет их мнений, а также письменных заявлений.

4. Студент как партнер. Процесс обучения протекает эффективно при взаимодействии студентов с преподавателями. Разработку концепции сотрудничества, касающейся участия студентов в оценке гарантии качества, можно рассматривать как естественное следствие этого взаимодействия. Партнерство между студентами и академическим персоналом открывает возможность конструктивного диалога, который в свою очередь способствует более эффективной обратной связи. Именно пер-

сонал должен относиться к студентам как к партнерам и создавать благоприятную атмосферу в вузе, что должно привести к более открытой системе гарантии качества. Результатом подобного сотрудничества будет постоянная активная деятельность и ощутимое совершенствование практики для каждого лица, заинтересованного в гарантии качества.

Агентство по гарантии качества в системе высшего образования Каталонии (AQU Catalunya) является официальным органом по гарантии качества в системе высшего образования Испании. Миссия Агентства заключается в содействии университетам в обеспечении культуры качества. С самого начала деятельности Агентства мнения студентов принимались во внимание во время процедуры оценивания, а в состав всех комиссий по внутренней оценке входили, по крайней мере, два студента. Несмотря на то, что участие студентов в деятельности структур в области качества высшего образования регламентировалось законом (Закон об испанских университетах, Закон о каталонских университетах), существовала тенденция несоблюдения этих требований, и таким образом, вовлечение студентов было минимальным [1, С. 63]. С целью стимулирования участия студентов в программном оценивании Агентством AQU Catalunya был разработан проект для студентов университетов. Результатом работы по проекту стал практико-ориенти-рованный курс длительностью 30 часов, целью которого явилась подготовка студентов для участия в работе комиссий по внешней оценке гарантии качества. Таким образом, проект обеспечил Агентство Каталонии группой квалифицированных студентов, которые уже приняли участие в работе комиссий по внешней оценке. Для университетов Каталонии проект представлял собой первый шаг в продвижении культуры привлечения студентов.

В Великобритании привлечение студентов является неотъемлемой частью как внутренней, так и внешней систем оценки гарантии качества. Так, например, в Шотландии представительные органы студен-

чества участвуют в подготовке учебным заведением Аналитического отчета (Reflective Analysis or RA), в Англии, Северной Ирландии и Уэльсе — составляют Письменное студенческое представление (a Student Written Submission, or SWS), которое подается отдельно от представляемого учебным заведением документа по самообследованию (self-evaluation document, or SED). Решение экспертной комиссии о гарантии качества учебного заведения складывается как из материалов SWS, так и из встреч с представительными органами студентов и студенческими группами университета [8, С. 27].

В России в свете реформирования системы образования особое внимание стало уделяться вопросам управления образовательной организацией, а именно участию студентов в этом процессе посредством деятельности в студенческих советах. Одним из основных вопросов, который может входить в компетенцию органов студенческого самоуправления и молодёжных организации в вузе, является улучшение качества образовательных услуг и оптимизация образовательного процесса.

Примером здесь может выступить Молодежный совет по качеству Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Молодежный совет по качеству является представительным коллегиальным органом студентов университета. Целью деятельности Молодежного совета по качеству является содействие повышению качества образования в университете. В ходе работы Молодежного совета студенты разрабатывают и вносят предложения, направленные на повышение качества образовательного, научного и воспитательного процессов, а также на оптимальное функционирование системы менеджмента качества (СМК) в университете; участвуют в обсуждении и утверждении документов и методических материалов, связанных с СМК; проводят мониторинг удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг; сотрудничают с молодежными общественными объединениями органами студенческого самоуправления,

занимающимися вопросам качества образования; информируют студентов о деятельности Совета по качеству Молодежного совета по качеству [4].

С целью развития системы общественного контроля качества профессионального образования в вузах через работу молодежных и студенческих общественных формирований, повышения активности студентов в вопросе контроля качества профессионального образования в 2011 — 2012 гг. проводился всероссийский конкурс деятельности молодежных общественных объединений и студенческих общественных формирований по контролю качества профессионального образования в вузах. В финале конкурса приняло участие 12 проектов. Участники финала при очной защите представили свои проекты перед представителями научного сообщества, органов государственной власти в сфере образования, общественных объединений [9, С. 30]. Одним из победителей конкурса стал проект «Внедрение программы студенческого мониторинга качества преподавательской работы» Союза молодежи (орган студенческого самоуправления) Сибирского федерального университета. В качестве экспериментальных площадок, на которых была апробирована система, выступили три института СФУ. Контроль качества деятельности преподавателей осуществляется командой независимых наблюдателей-студентов. Маршруты наблюдателей сформированы таким образом, чтобы наблюдатель Союза молодежи, приходя на лекцию к преподавателю, был с ним незнаком либо не имел опыта общения с этим преподавателем. Таким образом, дается оценка деятельности преподавателя во время проведения учебного занятия. Результаты, полученные наблюдателями, презентуются руководству вуза.

Организаторами конкурса также отмечен проект Студенческого совета Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова [9, С. 52], который направлен на контроль и постоянное улучшение качества образования в вузе и включает в себя два направления деятельности. Первое направление состоит в регулярных опросах студентов

вуза, касающихся удовлетворенности организацией и условиями реализации учебного процесса. Второе — подразумевает организацию постоянно действующего механизма связи между студентами, преподавателями и администрацией вуза, который позволит повысить качество образования.

В отечественной практике реализация идей Болонской декларации в аспекте независимой оценки качества высшего образования нашла отражение в реформах системы образования. Президент РФ указом от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» постановил «Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки ( специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии» [7].

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ предполагает участие в ней представителей групп, имеющих различное отношение и интересы к образовательной деятельности и ее результатам. К основным субъектам профессионально-общественной аккредитации относятся: государственные структуры, курирующие вопросы труда и занятости, в частности, территориальные органы по труду и занятости; представители работодателей, профессиональных объединений; представители образовательного сообщества; потребители. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ представляет собой «признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающей требованиям профессиональных стандартов соответствующих отраслей и ( или) видов

деятельности, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим, служащим соответствующего профиля» [10].

В первом полугодии 2013 г. в ЗабГУ прошла профессионально-общественная аккредитация трех образовательных программ (040100.62 - «Социология», 072500.62 — «Дизайн», 100100.62 — «Сервис»), которую проводило Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК). Процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ включает следующие этапы:

— подача заявки на прохождение аккредитации;

— независимая оценка качества образования на уровне образовательных программ;

— представление результатов независимой оценки качества образования — экспертных отчетов по каждой образовательной программе — в Аккредитационный совет;

— принятие аккредитационного решения членами Аккредитационного совета;

— выдача свидетельств об аккредитации в случае принятия членами Аккредитационного совета положительных решений об аккредитации.

Независимая оценка образовательных программ состояла из двух аспектов: оценки качества образования и оценки гарантии качества образования. Объектами при оценке экспертами гарантии качества образовательных программ были: стратегия и менеджмент программ, их структура, учебно-методические комплексы (УМК), технологии и методики образовательной деятельности, ресурсы (кадровые, материально-технические, финансовые, информационные), научно-исследовательская деятельность при реализации программ, участие работодателей в реализации программы, участие студентов в определении содержания программы, студенческие сервисы, профориентация и подготовка абитуриентов.

В отчетах по самообследованию были указаны важные особенности участия студентов при реализации образовательных программ, в т.ч.: каким образом студенты принимают участие в управлении програм-

мой (в т.ч. через органы студенческого самоуправления, участие в мониторинге и др.); какие существуют документированные процедуры получения факультетом и (или) образовательной организацией информации от студентов; как используется обратная связь со студентами для улучшения фактических результатов обучения и (или) повышения гарантии качества образования; описаны меры поощрения кафедрами и факультетом, участие студентов в определении содержания программы и организации учебного процесса; каким образом учитывается мнение студентов при оценке качества проведения занятий, при оценке условий, созданных для проведения самостоятельной работы, при актуализации УМК и другие. Кроме этого, в ходе экспертного визита в университет состоялись встречи со студентами, обучающимися по данной образовательной программе.

Анализируя опыт стран по участию студентов в процессах независимой оценки качества, можно отметить: слабый интерес студентов к участию в процедурах оценки гарантии качества как в России, так и в зарубежных странах; отсутствие у студентов компетенций, необходимых для участия в оценивании на различных уровнях; сомнения экспертов, проводящих оценивание, в правомерности решений и действий студентов. Специфичными же для каждой страны являются законодательные основы для вовлечения студентов в процедуры гарантии качества на всех уровнях системы высшего образования, а также формы участия студентов и студенческих организаций в независимой системе оценки качества высшего образования. При имеющихся проблемах и особенностях можно сделать вывод, что высшие учебные заведения Европы и России осознают важность вовлечения студентов в процедуры оценки гарантии качества и ставят целью увеличение численности студентов в этой деятельности. Также можно сказать, что студенческие организации, деятельность которых связана с участием в процессах оценки гарантии качества, являются необходимым внутренним атри-

бутом деятельности современной образовательной организации. Они оказывают влияние на совершенствование системы качества образовательной деятельности и содействуют осуществлению подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям общества, путем постоянного повышения качества образовательного процесса в вузе, вовлекая при этом студенческую молодежь в процессы социализации и самореализации.

Литература_

1. Власенко Н.Ф. Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования // Вестник ТГПУ. 2012. № 2. С. 62-66.

2. Горбашко Е.А., Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Гарантии качества высшего образования в условиях международной интеграции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 91 с.

3. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

4. Положение о Молодежном совете по качеству ГОУ ВПО РязГМУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzgmu.ru/images/uploads/files/molo-dezniy_sovet_polozenie_11.pdf (дата обращения: 01.11.2013).

5. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ [Электронный ресурс]. URL: http://www.akkork.ru/r/services/ opaop/ (дата обращения: 01.11.2013).

6. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. 58 с.

7. Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. № 599 // Российская газета. 2012. 9 мая.

8. Участие студентов в работе агентств гарантии качества: отчет ENQA по итогам работы семинара [Электронный ресурс]. URL: http://www.bolo-gna. ntf. ru /DswMedia / transl_students_qa. pdf (дата обращения: 01.11.2013).

9. Фатов И.С. Молодежные и студенческие общественные формирования — ораны студенческого

Для создания системы участия студентов в процессах оценки гарантии качества необходимо поддерживать реализацию молодежных проектов в вопросе повышения качества профессионального образования, систематизировать и тиражировать опыт студенческих организаций в работе по оценке гарантии качества образования, формировать активную гражданскую позицию студенческой молодежи, привлекать внимание общественных и государственных органов к проблемам студенчества.

_References

1. Vlasenko N.F. Vestnik TGPU (Bulletin of TSPU). 2012. №э. 2. Pp. 62-66.

2. Gorbashko E.A., Bonyushko N.A., Semchenko A.A. Garantii kachestva vysshego obrazovaniya v us-loviyah mezhdunarodnoy integratsii [Quality assurance of higher education in the context of international integration]. St. Petersburg. Univ. St.PSUEF, 2011. 91 p.

3. Ivanova T.Yu., Prihodko V.I. Teoriya orga-nizatsii [Organization theory]. Moscow: KNORUS, 2010.432 р.

4. Polozhenie o Molodezhnom sovete po kachest-vu GOUVPO RyazGMU (Youth Council Regulation on the quality of SEI HPE RyazGMU) Available at: http:// www.rzgmu.ru/images/uploads/files/molodezniy_ sovet_polozenie_11.pdf (accessed 01.11.2013).

5. Professionalno-obshhestvennaya akkredita-tsiya obrazovatelnyh programm (Vocational and public accreditation of educational programs) Available at: http://www.akkork.ru/r/services/opaop/ (accessed 01.11.2013).

6. Standarty i rekomendatsii dlya garantii kachestva vysshego obrazovaniya v evropeiskom prostranstve [Standards and guidelines on quality assurance of higher education in the European space]. Yoshkar-Ola: Accreditation in Education, 2008. 58 p.

7. Ukaz Prezidenta RF «O merah po realizat-sii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki» ot 7 maya 2012g. № 599 (Presidential Decree «On measures for implementation of the state policy in the field of education and science» on May 7, 2012 № 599) Rossiyskaya Gazeta. 2012. May 9.

8. Uchastie studentov v rabote agentstv garantii kachestva: otchet ENQA po itogam raboty seminara (Student participation in the work of quality assurance agencies: ENQA report on the results of the workshop) Available at: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/ transl_students_qa.pdf (accessed 01.11.2013)

9. Fatov I.S. Molodezhnye i studencheskie obsh-hestvennye formirovaniya — orany studencheskogo

самоуправления как участники контроля качества профессионального образования в вузах. М.: ООО «ПП ФОРМАТ». 84 с.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.

Коротко об авторе _

Л. И. Калинина, аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]

Научные интересы: участие студентов в оценке качества образования

samoupravleniya kak uchastniki kontrolya kachestva professionalnogo obrazovaniya v vuzah [Youth and student social formations — Orans of students' self-government as participants of control for the quality of vocational education in schools]. Moscow: OOO «PP SIZE» 84 p.

10. Federalny zakon «Ob obrazovanii v Rossi-yskoj Federatsii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29 December 2012 № 273-FZ) Rossiyskaya Gazeta. 2012. December 31.

_ Briefly about the author

L. Kalinina, postgraduate student, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: student participation in academic quality assessment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.