МЕНЕДЖЕРЫ ВЫСШЕГО ЗВЕНА - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В. Г. Горшков, М.В. Зейберт
В современных условиях, когда масштабный кризис экономики страны, связанный с переходом к рыночной системе хозяйствования, отчасти преодолен и наблюдаются некоторые тенденции роста отечественного рынка в различных отраслях, проблемы, кажущиеся уже порядком надоевшими, остаются по-прежнему актуальными. Износ основных фондов, недостаток собственных средств, оборотного капитала, слабо прогнозируемые изменения внешней среды и недостаток квалифицированного персонала - все это проблемы, которые нуждаются скорее не в оперативном, а в стратегическом решении.
По нашему мнению, в основе успешного решения проблем стратегического характера особое место должно быть уделено рекрутированию высококлассных менеджеров - менеджеров высшего звена (рис. 1).
Менеджер - это член организации, осуществляющий руководство людьми, опреде-
ляющий цели работы, вырабатывающий и принимающий решения по эффективному взаимодействию людей для достижения намеченных целей.
Менеджер - это профессионально подготовленный управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также ответственностью за достижение конечных результатов деятельности предприятия.
Наличие у менеджера четких личных ценностей и разумных, достигаемых целей крайне важно для успеха в делах, карьере и личной жизни.
Менеджер высокого класса должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами для того, чтобы эффективно выполнять те функции, которые на него будут возложены.
Высший менеджмент Стратегические решения
Средний менеджмент Распоряжения Оперативные решения
Низший менеджмент Исполнительские работы --- -
Рис. 1. Распределение видов деятельности по уровням менеджмента
Известно, что основной потребностью современного управления и главным фактором его эффективности является профессионализм, который, в свою очередь, определяется подготовкой специалистов, способных предвидеть, своевременно распознавать и успешно решать все проблемы развития.
Профессионализм также предполагает не только наличие определенного объема научных знаний, профессионального образования, но и практическое освоение как регламентируемых методов деятельности, так и норм и правил корпоративной культуры. Одной из составляющих профессионализма менеджера высшего звена является то, что он достигает поставленной цели с помощью других людей, следовательно, в качестве главного объекта управления выступает персонал организации.
Современный менеджер использует персонал или проектирует отношения в управляемой им системе на основе знания инструментов воздействия с учетом материальной и организационной структуры. Задача менеджера - используя все факторы производства (и материальные, и финансовые, и живой труд), получить результат, а значит, для него все они равнозначны.
Однако решение проблем поведения людей и групп на производстве намного сложнее, чем манипуляции материальными и финансовыми факторами, вероятность получения нужного результата в силу сложности и уникальности таких систем, как человек, социальная группа, невелика, а определяющая роль живого труда доказана. Поэтому упрощенное представление об управлении персоналом чревато принятием неграмотных
В.Г. ГОРШКОВ, М.В. ЗЕЙБЕРТ
решении и непредсказуемыми последствиями. Вопрос решается в пользу опоры на людей как наиболее перспективный, неограниченный по потенциалу, хотя и наиболее сложно управляемый элемент производства.
Одна английская пословица гласит: «Не может управлять другими тот, кто не в состоянии управлять самим собой». Значит, одной из основных черт эффективного менеджера должно быть умение управлять со-
Волевые качества
Моральные качества
Трудолюбие
Принципиальность, честность
Обязательность, верность слову
Самокритичность
Деловые качества и организаторские способности
Профессиональные знания
Коммуникативные качества
Энергичность
Работоспособность
Выдержанность
Настойчивость в достижении поставленной цели
Инициативность
Целеустремленность
Самостоятельность в решении вопросов (умение и стремление взять на себя ответственность)
Дисциплинированность
Исполн ител ьность
Самоорганизованность (умение беречь свое и чужое время, пунктуальность, точность)
Умение четко определить цели и поставить задачу
Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие, способность мобилизовать коллектив
Умение и стремление наладить контроль за подчиненными
__^ Способность и стремление оперативно принимать решения
Способность и стремление анализировать и объективно оценивать результаты, стимулировать подчиненных
Творческий подход к полученному делу
Умение поддержать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное
Знание и применение на практике организационно-управленческих принципов и методов
Уровень знаний по профилю руководимого подразделения
Умение работать с документами
Умение устанавливать отношения с вышестоящими органами
Умение устанавливать и поддерживать отношения с подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе
Умение прислушиваться к чужому мнению
Рис. 2. Качества, которыми должен обладать менеджер высшего звена
ПОЛЗУНОВСКИЙ ВЕСТНИК № 3 2006
МЕНЕДЖЕРЫ ВЫСШЕГО ЗВЕНА - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
бой, а этому способствует не только умение организовать свое время, жизненное и рабочее пространство, не только ежедневная работа на собой, но и определенный тип личности (рис. 2).
Личностные характеристики мы предлагаем разделить на три группы.
Первая группа. Индивидуальные качества, обусловливающие умения, необходимые для реализации функций менеджера: демократичность, целеустремленность, быстрота принятия решений, компетентность, организованность, ответственность, требовательность, коммуникабельность, энергичность, перспективность (предусмотрительность), информированность.
Вторая группа. Индивидуальные качества, обусловливающие умения, связанные с реализацией педагогической функции: корректность, выдержанность, культурность, внимательность к собеседнику и его проблемам, порядочность, человечность, тактичность, справедливость, доброжелательность, интеллигентность и т.п.
Третья группа. Индивидуальные качества, позволяющие реализовать коммуникативную функцию: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность, умелое владение речью, аккуратность, умение контролировать эмоции, выслушивать собеседника и т.п.
Новый стиль руководства предполагает наличие у менеджера специфических качеств:
1. Внимание к подчиненным. Сегодня в литературе по управлению мы читаем о гуманизации рабочего места, японской форме управления, качестве трудовой жизни и нова-
торских компенсационных системах. Все это является частью основной идеи, состоящей в том, что внимание к работникам, забота о них, так же, как и интерес к производству, играют решающую роль в эффективном и умелом управлении. Мотивация работников к труду, что является ключом к успеху, не может быть достигнута без создания у них убеждения в том, что руководство действительно заботится о них. Ориентация руководителя на человека, применение политики «открытых дверей», консультирование со своими подчиненными, побуждение их к лучшему труду, реагирование на их личные нужды - такие методы дают разительные результаты.
2. Чуткость к запросам потребителей и ориентация на их удовлетворение. Одна из основных задач менеджера - постоянное контролирование запросов и требований потребителей, способность строить планы и вводить инновации, чтобы реагировать на их прямые и косвенные запросы. Часто забывается, что и корпорации, и менеджеры существуют для того, чтобы удовлетворять определенные запросы потребителя.
3. Стремление к созданию и сохранению функциональной организационной культуры. Организационная культура может быть определена как система разделяемых всеми ценностей и убеждений, которой руководствуются члены организации. Считается, что эффективные культуры наделяют организацию особой компетентностью.
Современный менеджер высшего звена может быть эффективным и востребованным в любой организации в случае соответствия описанным выше параметрам.